Встретилась с такой точкой зрения, что в Библии есть слова, подтверждающие, что душа у человека появляется не сразу при зачатии, а дается через какое-то время. Например, когда плод примет человеческие очертания. Поэтому аборт на ранних сроках не является убийством.
В обоснование приводится цитата из книги "Исход". При этом могут использоваться разные ее переводы.
Синодальный:
Исх.21:22. Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
Исх.21:23. а если будет вред, то отдай душу за душу,
Исх.21:24. глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
Исх.21:25. обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.
Эти же стихи на церковнославянском:
А́ще же бiю́тся двá мýжа, и поразя́тъ женý непрáздну, и изы́детъ младéнецъ ея́ неизображéнъ, тщетóю да отщети́тся: я́коже наложи́тъ мýжъ жены́ тоя́, подобáющее да отдáстъ:
áще же изображéнъ бýдетъ, да дáстъ дýшу за дýшу,
óко за óко, зýбъ за зýбъ, рýку за рýку, нóгу за нóгу,
жжéнiе за жжéнiе, я́зву за я́зву, врéдъ за врéдъ.
Тут, как понимаю, перевод с древнегреческого на русский:
"Если дерутся двое людей, и ударят беременную женщину, и она выкинет младенца не сформировавшимся, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины; а если младенец будет сформировавшимся, то да отдаст душу за душу".
Т.е., отсутствие души у плода обосновывается в одном случае тем, что за выкидыш вообще не полагалось наказание смертью виновного, а за смерть матери такое наказание наступало ("душу за душу"). В другом - что на раннем сроке беременности у плода не было души, поэтому полагался штраф. А на более поздних сроках - душа у плода уже появлялась, поэтому его смерть начинала караться смертью виновного.
Отец Владимир, подскажите, пожалуйста, каково учение Церкви о сроках появления души у плода и об отношении к абортам на разных сроках?
Как правильно понимать вышеприведенные слова из книги "Исход"? И, если можно, какой из переводов более точен, как на практике определялось наказание за выкидыш у древних евреев?
Разговор об этом зашел на форуме "Апология". Если ответите и если Вы будете не против, отец Владимир, я Ваш ответ туда скопирую.