БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Сложные вопросы » Помыслы. Как различать помыслы


Помыслы. Как различать помыслы

Сообщений 41 страница 56 из 56

41

в РЦ писали каждый день дневники чувств по формату : событие, 3 чувства которые вызвали и какие мысли. по 15 событий каждый день. Потом самоанализ : негативное событие, чувства, три дефекта характера (порока) и как справился.
инструменты : 1) переключиться мыслями 2) переключиться на здесь и сейчас ( найти 7 цветов и 7 звуков) 3) найти мысли противостоящие дефекту, молитва и т.д.
Практика нужна, профессиональный подход. Одно только чтение святых отцов и Библии ничего не даст. Вроде знаешь что хорошо, а что плохо, но сделать без практики ничего не можешь.

42

Примерно поняла, спасибо, Володя.

Котэ написал(а):

… Практика нужна, профессиональный подход. …

Думаю, чтобы обратиться за помощью к профессионалу, нужно в какой-то степени смириться. Бог помогает нам и через людей (врачей и других профессионалов).  Позиция, когда человек отказывается от помощи специалистов (например, при серьезной болезни от помощи врачей по принципу "что эти врачи знают, я сам" / "пусть Бог мне поможет чудесным образом") не православная.

43

Котэ написал(а):

Одно только чтение святых отцов и Библии ничего не даст.

Даст - духовная литература учит мыслить по-духовному. Прочитав Олины выкладки статей я составил для себя представление о помыслах, понял, какие из них добрые (иными словами, одобряемые в духовном опыте православия), какие нет. Научился отслеживать помыслы в текущем моменте, постоянно возвращаясь к добрым и т.д. Библия также учит правильной внутренней культуре (особенно Псалтирь и Бытие), т.к. Библия - это история отношений человека с Богом.

44

Котэ написал(а):

Вроде знаешь что хорошо, а что плохо, но сделать без практики ничего не можешь.

А в чём сложность начать практиковать, узнав? Какие-то странные рассуждения.

45

Ольга79 написал(а):

Примерно поняла, спасибо, Володя.

Думаю, чтобы обратиться за помощью к профессионалу, нужно в какой-то степени смириться. Бог помогает нам и через людей (врачей и других профессионалов).  Позиция, когда человек отказывается от помощи специалистов (например, при серьезной болезни от помощи врачей по принципу "что эти врачи знают, я сам" / "пусть Бог мне поможет чудесным образом") не православная.

Естественно. 1 шаг из 12 программы - это признание своей беспомощности перед зависимостью и потеря самоконтроля для это прописывается более 100 пунктов, заставляющие вспомнить свое поведение. 
Главные враги выздоровления - это отрицание, обесценивание и предубеждения.   
Все, проходящие программу наизусть зубрят слова Г.Спенсера:  "Существует принцип, который является препятствием для любой информации, который не поддается никаким аргументам, и который будет всегда продолжать держать человека в неведении. Этот принцип: "Презрение прежде, чем исследование".

2 шаг: Признание существования Высшей Силы и вера в то, что она поможет вернуться к нормальной жизни.
3 шаг. Осознанное принятие решения подчинить свою волю Высшей Силе, ведь она действует только во благо.
Говоря по-православному : доверится Богу.

46

Ksertoo написал(а):

А в чём сложность начать практиковать, узнав? Какие-то странные рассуждения.

Сложность в том, что мюнхаузенов не существует и нужен наставник чтобы вытащил тебя из болота. своим умом человек себя не спасет.

47

Я не буду с тобой спорить (ибо смысла нет) но кое-что ты и сам можешь сделать. Если хочешь, конечно

48

Епископ Иустин. Преподобный и Богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский и Устав его о скитской жизни https://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/i_ego_ustav/7 :

… «На все злые помыслы необходимо призывать в помощь Бога, ибо мы, как сказал св. Исаак, не всегда обретаем в себе силу противиться лукавым помыслам, а другой помощи в этом деле, кроме помощи от Бога, нет. Поэтому, руководясь наставлением Нила Синайского, нужно нам прилежно, с воздыханиями и слезами, молиться Владыке Христу так: «Помилуй мя, Господи, и не даждь мне погибнуть! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь! Посрами, Господи, борющего мя беса. Упование мое, осени над головой моей в день брани бесовския! Борющего мя врага побори, Господи, и обуревающие мя помыслы укроти тишиной Твоей, Слове Божий!» …

Отредактировано Ольга79 (2019-11-28 16:45:00)

49

Преподобный Паисий Святогорец. Не верьте тому, чего нет https://monastery.ru/bog-i-chelovek/ne- … chego-net/

Свернутый текст

«Геронда, я стала просто ненормальной»

– Геронда, я стала просто ненормальной...

– Это кто же тебе такое сказал? Уж не твой ли помысл? Не бойся – я со Святой Горы за тобой слежу. Помню о тебе. Не стала ты ненормальной, не стала. Но вот если начнешь верить своему помыслу, он точно сведет тебя с ума. Не верь своему помыслу: ни когда он говорит, что ты пропащая, ни когда величает тебя святой.

«Диавол – хитрый подтасовщик!»

– Геронда, если человек мучается помыслом, что все вокруг якобы только им одним и заняты, то как ему этот помысл прогнать?

– Этот помысл от лукавого, который стремится сделать человека больным. Надо относиться к такому помыслу с безразличием, не обращать на него внимания. Ему нельзя верить ни на грош. Например, человек мнительный, увидев, как два его знакомых тихо разговаривают между собой, думает: «А ведь это они мне косточки перемывают! Не ожидал от них такого!» А люди беседуют совсем о другом. Если дать такому помыслу волю, то постепенно он «наберет обороты» и человек дойдет до того, что станет думать, будто за ним следят, его преследуют. Даже если кто-то имеет «неопровержимые данные» о том, что окружающие заняты им одним, он должен знать, что эти «факты» подтасовал столь хитрым образом не кто иной, как сам враг, желая убедить человека в истинности внушаемого помысла. Какой же диавол хитрый подтасовщик!

«Принимая помыслы, которые приносит тангалашка, человек создает себе кучу комплексов»

– Я знаком с одним юношей. Будучи весьма умным, он верит своему помыслу, который внушает, будто он психически неуравновешен. Принимая помыслы, которые приносит ему тангалашка, молодой человек создал себе целую кучу комплексов. Он пытался покончить с собой, совершенно измучил своих родителей. Бог дал ему силы и дарования, но враг все это приводит в негодность. Так парень мучается сам и мучает других. Я не могу понять: ну зачем люди принимают эти тангалашкины помыслы и сами делают свою жизнь невыносимой? Потом они даже Бога начинают обвинять в том, что с ними происходит, а ведь Он так нам благодетельствует и так нас любит! Что ни говори таким людям – толку не будет. Пока сам человек не перестанет верить помыслам, которые приносит ему враг, все разговоры с ним вымотают силы и больше ничего.

«Тангалашка охотится за людьми впечатлительными»

– Геронда, впечатлительность – это душевная немощь, болезнь?

– Нет. Любочестие и впечатлительность, чуткость – это естественные дарования, однако, к несчастью, диаволу иногда удается использовать их в своих целях. Диавол часто внушает чуткому, впечатлительному человеку сгущать краски, чтобы он был не в силах перенести какую-то трудность или же – чуть понеся ее – надорвался, разочаровался, измучился и в конце концов покалечился. Если с пользой употребить врожденную впечатлительность, чуткость, то она станет небесной. Если же позволить, чтобы ею воспользовался диавол, то она выйдет человеку боком. Ведь если человек не употребляет своих дарований на пользу, то ими пользуется диавол. Так человек выбрасывает Божии дары. Вместо того чтобы благодарить Бога, он понимает все шиворот-навыворот. Если впечатлительный человек верит своему помыслу, это может довести его даже до психиатрической лечебницы. Конечно, не за что похвалить и человека равнодушного, с его постоянным припевом: «Мелочи жизни!». Но, по крайней мере, в психбольницу такие люди не попадают. Поэтому тангалашка и охотится за людьми впечатлительными.

Тяжелая наследственность…

– Люди мучают себя помыслом, что они якобы обременены тяжелой наследственностью. Вернее, это тангалашка приносит им такой помысл и старается убедить их, будто так оно и есть. Враг нагоняет на таких людей страх, желая заморочить им голову и без серьезных причин вывести из строя. Да хотя бы в человеке действительно было что-то наследственное – перед Благодатью Божией не может устоять ничего. Помните святого Киприана – бывшего колдуна, который стал иерархом Церкви и мучеником Христовым? А преподобный Моисей Мурин? Поначалу был разбойником, а в монашестве превзошел чуткостью многих великих отцов. Какой высокой степени устроения он достиг! Когда его навестил святой Макарий, преподобный Моисей спросил его: «Что мне делать? Меня беспокоят люди, и я не могу сохранить безмолвия». – «Моисей, – ответил ему Авва Макарий, – ты очень чуток. Иди в Аравийскую пустыню, потому что прогнать людей ты не можешь». Святой Моисей – этот бывший разбойник – превзошел тонкостью душевного устроения даже преподобного Арсения Великого, который происходил из знатной семьи, был человеком образованным, культурным. Видишь, что творит Божия Благодать! Но о преподобном Моисее необходимо сказать и то, что он имел великое смирение...

«Доверие собственному помыслу может довести до умопомешательства»

– Сколько же людей годами мучаются оттого, что верят своему помыслу и не слушаются других! Что бы ты им ни говорил, что бы ни делал, они все истолковывают шиворот-навыворот. И ведь зло не останавливается на том, что человек единожды верит своему помыслу. Зло умножается и растет. Человек все возделывает и возделывает в себе доверие собственному помыслу, и это может довести его до умопомешательства. К примеру, человек строит дом. «Как же ты его строишь? – говорят ему. – Ведь он рухнет и похоронит тебя под обломками!» Если он послушается совета в начале строительства, то неправильно построенное можно будет легко сломать и возвести новое. А уже законченное здание – как у него поднимется рука разрушить его? «Оно тебя задавит», – говорят ему. Да он и сам видит, что здание долго не простоит, осознает опасность, однако мысли о том, сколько средств и сил он затратил на строительство, его останавливают. Таким образом, он не решается ломать творение собственных рук и в конце концов оказывается задавленным обломками.

«Если человек не доверяет своему духовнику и не слушается его, то помысл не уйдет»

– Геронда, как помочь человеку, который страдает безосновательной подозрительностью?

– Чтобы такой человек получил помощь, он должен иметь духовника, доверять ему и оказывать ему послушание. Он будет открывать духовнику свой помысл, а тот будет его наставлять: «Этому не придавай значения, а вот на то обрати внимание...» Если человек не доверяет своему духовнику и не слушается его, то помысл не уйдет.

«После каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак»

– Геронда, а что поможет мне прогнать помыслы подозрительности?

– А ты уверена, что все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то после каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак. А кроме того, чтобы не согрешать в своих суждениях, включай в работу и добрый помысл о других. Если ты станешь ставить после своих помыслов не по одному, а по два вопросительных знака, будет еще лучше. А если по три, то совсем хорошо. Поступая так, ты будешь умиротворяться и получать пользу. И не только сама – ты окажешь пользу другим. В противном же случае, принимая помыслы «слева», ты приходишь в раздражение, волнуешься, расстраиваешься и наносишь себе духовный вред. Если будешь относиться ко всему, что происходит вокруг, с добрыми помыслами, то спустя немного времени увидишь, что дело в действительности обстояло так, как ты это увидела, включив в работу добрые помыслы.

Расскажу тебе один случай, чтобы ты поняла, что может наделать «левый» недобрый помысл. Как-то раз ко мне в каливу пришел один монах и сказал: «Старец Харалампий – колдун. Я сам видел, как он ворожил». – «Что же ты говоришь, глаза твои бесстыжие! – отчитал я его. – И не стыдно тебе такое нести!» – «Да! Да! – настаивал он. – Я сам видел, как однажды ночью при луне Старец мычал: «М-м-ме... М-м-ме...» – и при этом лил в кусты какую-то жидкость из большой оплетенной бутыли!». Ну что ж, выбираю я свободный день и иду в каливу Старца Харалампия. «Ну, – спрашиваю, – отче Харалампие, как твои дела? Как житье-бытье? Чем занимаешься? Тут один увидел, как ты что-то лил в кусты из большой бутыли, да еще и мычал: «М-м-ме!». – «Там в зарослях, – показал мне Старец, – растут несколько лилий, вот я и поливал их. Напевая «Радуйся, Невесто Неневестная!», я выливал немного водички на один цветок, потом опять пел: «Радуйся, Невесто Неневестная!» – и выливал немного воды на другой... Потом наполнял бутыль, возвращался к цветам и снова их поливал...» Видишь как! А другой увидел все это и принял Старца за колдуна!..

Выдумать то, чего нет

– Какие же добрые помыслы имеют некоторые мирские люди! А другие – несчастные – так страдают от вещей, которые не просто не существуют в природе, но которые и сам диавол не смог бы выдумать! Однажды, когда после страшной засухи пошел дождь, я почувствовал такую благодарность Богу, что, сидя в каливе, без остановки восклицал: «Боже мой, благодарю Тебя миллионы, миллиарды раз!» Я не знал, что в это время под окном стоял один мирской человек и слушал. Потом, встретившись со мной, он признался: «Отец, а ведь я соблазнился. Я услышал про все эти “миллионы”, про все эти “миллиарды” и подумал: “Вот оно как! Каков фруктик этот отец Паисий!”» И что ему было объяснять? Я имел в виду многие благодарения Богу за дождь, а этот человек подумал, что я считаю деньги. А окажись на его месте кто-то другой, так мог бы еще и прийти ночью, чтобы меня ограбить! Мне досталось бы по первое число, а он в конечном итоге так ничего бы и не нашел.

А в другой раз ко мне пришел отец больного ребенка. Я провел его в церковку моей каливы, выслушал его горе и, желая ему помочь, сказал: «Для того чтобы твой ребенок стал здоров, ты и сам должен что-то сделать. Но что? Поклонов ты не кладешь, постов не соблюдаешь, денег, чтобы творить милостыню, у тебя тоже нет... Обратись-ка ты к Богу вот как: “Боже мой, у меня нет ничего достойного, чтобы принести жертву ради здоровья моего ребенка, но я постараюсь, по крайней мере, бросить курить”». Эти слова тронули несчастного отца, и он пообещал, что последует моему совету. Пока я, выпуская его из каливы, возился с замком, он, вынув из кармана зажигалку и сигареты, положил их под иконой Спасителя в храме. Я этого не заметил. Следующим посетителем оказался некий юноша, которому надо было что-то мне сказать. После беседы, не успев даже выйти из каливы, он достал сигарету и закурил. «Здесь, парень, курить нельзя, – сказал ему я. – Отойди подальше в сторону». – «А тебе в церкви курить можно?» – спросил он в ответ. Увидев в церкви пачку сигарет и зажигалку, этот малый «смастерил» помысл, будто я курю! И не стал я его разубеждать, дал ему уйти со своим помыслом. Ну ладно, даже если бы я и в самом деле курил, то неужели я делал бы это в храме? Видите, что такое помысл?

Подозрительность, недоверчивость и мнительность побеждаются добрыми помыслами

– Геронда, а какой ущерб могут причинить душе подозрительность, недоверчивость и мнительность?

– Какого рода подозрительность, такого рода и ущерб. А недоверчивость и мнительность приносят духовную болезненность, худосочие.

– Чем же исцелить эту немощь?

– Добрыми помыслами.

– Геронда, а если человек однажды увидит, что в чем-то промахнулся, то есть, что его подозрения не подтвердились, то разве это не поможет ему [осознать свою ошибку]? – Если он промахнулся однажды, то это еще куда ни шло. Однако, промахнувшись дважды, он уже покалечится. Требуется внимание. Ведь мы тяжко согрешаем, даже если дело обстоит не так, как мы себе это представляли, всего лишь на одну тысячную долю. Помню, когда я жил в общежительном монастыре, старенький монах, отец Дорофей, Великим постом жарил кабачки. Один брат, увидев, как Старец кладет кабачки на сковородку, поспешил поделиться со мной своими впечатлениями: «Пойди-ка полюбуйся! – сказал он. – Отец Дорофей жарит рыбу! Во-от такие здоровые барабульки!» – «Ну уж нет, – отвечаю, – быть не может, чтобы Старец Дорофей Великим постом жарил барабульку!» – «Может, может! – настаивал он. – Я своими глазами видел! Во-от такущие барабульки!» А Старец Дорофей пришел на Святую Гору пятнадцатилетним мальчиком и был для братии как родная мать. Видя, что у кого-то из монахов нелады со здоровьем, он говорил ему: «Иди-ка, милый, сюда, я хочу рассказать тебе один секрет» – и подкреплял больного тахином с толченым грецким орехом или же чем-то еще. И о стареньких монахах он заботился подобным образом. Ну так что же? Иду я к отцу Дорофею и вижу, что он жарит кабачки для монастырской больницы!

– Геронда, а как быть, если помысл подозрения о ком-то подтвердится на деле?

– Если такой помысл однажды и окажется верным, то неужели это значит, что подобные помыслы будут оказываться верными постоянно? А кроме того, откуда ты знаешь: может быть, Бог попустил такому помыслу оправдаться на деле ради того, чтобы человек, которого ты подозревал, сдал экзамен на смирение?

Конечно, и нам самим необходимо быть внимательными. Мы не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например, если у человека возник о тебе «левый» [недобрый] помысл, то причиной этого может быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то что ты ведешь себя со вниманием, то прославь Бога и помолись о нем.

50

Официальный лекторий свящ. Константина Корепанова

Курс священника Константина Корепанова в передаче "Читаем Добротолюбие" на телеканале "Союз".

Глава 12 "Наставлений св. Иоанна Кассиана" содержит записи семи выпусков передачи «Читаем Добротолюбие», выходивших в эфир на телеканале «Союз» с 30 ноября 2020 по 11 января 2021 года, и объединенных темой "Борьба с помыслами".

0:00 - Работу ума не остановить, но от человека зависит, какими образами питается ум извне и из недр памяти. Абзац 158

20:04 - О внутренних истоках, наполняющих деятельность нашего ума. Три начала наших помыслов: от Бога, от дьявола и от нашего естества. Абзац 159

49:57 - О различении лукавых помыслов. Абзац 160

1:06:01 - О блуждании помыслов. Как собрать себя на молитве. Абзац 155

1:30:39 - О блуждании помыслов. Поверить в возможность обуздать блуждание ума и наработать инструменты для этого. Абзац 156

1:54:32 - Как стать способным противостоять злым помыслам? Абзац 163

2:17:45 - Мы живы, если идем против потока смерти и не сдаемся ему. Как бы не искушал нас враг, принудить он нас не может. В падениях виноваты мы. Абзац 165, 166

2:33:30 - Как духи нечистые знают наши мысли? Абзац 169

...

Просмотр по выпускам:
0:00 - эфир от 30 ноября
10:57 -  от 7 декабря
37:11 -  от 14 декабря
1:06:01 - от 21 декабря
1:30:39 - от 28 декабря
1:54:32 - от 4 января
2:17:45 - от 11 января

51

Диакон Павел Сержантов. Один помысел говорит: ты – святой, другой: ты не спасешься, оба – от врага. Мудрость и простота Силуана Афонского https://www.pravmir.ru/mudrost-i-prosto … afonskogo/ :

... Преподобный Силуан оставил предостерегающую запись о помыслах. Я ее приведу:

«Помни два помысла и бойся их. Один говорит: ты – святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я – великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои». ...

52

Да. Без Господа, от грехов, не отойти. Уповать остаётся. Но и слюни не пускать. Быть и бороться.

53

Ново-Тихвинская обитель https://vk.com/novo_tihvin?w=wall-147094975_20770 :

ВИРУС ГРЕХА. Иногда мы сознаём, что тот или иной наш помысел – страстный, что в нас действует осуждение или недовольство. Но мы не придаём этому значения. Мы стараемся внешне сохранять доброжелательность. А то, что у нас внутри, как будто бы никого не касается и не столь опасно. Но дело в том, что всякий помысел, который мы приняли, с которым не боролись, потом обязательно превращается в грех на деле.

Старец Ефрем Святогорец так рассуждает об этом: «Грех в уме очень лёгок. Человек может его совершить на любом месте и в любое время, и о нём не узнает никто. От греха на деле нас часто удерживают и внешние обстоятельства, и чувство стыда. А внутренне, в мыслях мы грешим с большей лёгкостью. Внутренний грех незаметен. Его не видят люди, но видит Бог. И если мы не боимся и не стыдимся людей, потому что этот грех невидим для них, то должны бояться Бога, потому что это мысленное нравственное преступление происходит перед Ним. Сначала происходит внутреннее предательство, а потом оно обнаруживается и внешне. Поэтому необходимо усиленное и непрестанное внимание, усиленное трезвение».

Можно сделать такое сравнение. Греховный помысел – это вирус. Со стороны не видно, как вирусы входят в наш организм. Но очень скоро их действие мы чувствуем во всём своём теле: у нас поднимается температура, болит голова, горло, слезятся глаза, мы не можем работать, молиться. Точно так же действуют и греховные помыслы на нашу душу. Когда мы принимаем помысел, этого никто не замечает. Но результат мысленного греха очень быстро становится заметным для всех. Например, мы внутренне кого-то осудили. От нескольких таких помыслов, если мы с ними согласились, меняется наш ум, наш взгляд на ближних. Мы начинаем всех видеть в мрачном свете. Нам кажется, что нас окружают одни грешники. Мы делаемся просто неспособными смотреть на ближних по-другому. А от такого взгляда меняется и всё наше поведение. Мы уже можем кому-то резко ответить, кому-то отказать, потому что помыслы осуждения лишили нас любви, благоговения и страха Божия. Подобно тому, как вирус отнимает у нас здоровье, бодрость, так греховные помыслы расслабляют нас, так что мы становимся неспособными исполнять заповеди. Между тем, любой человек способен пресечь действие греха в самом начале. То есть как только появляется греховный помысел: осуждение, ропот – будем сразу углубляться в молитву. Нисколько не позволим себе рассуждать, не позволим вирусу греха действовать в нас.

Из беседы игумении Домники с сестрами

54

игумен Никон ( Воробьев). О началах жизни. Помыслы https://alexey-osipov.ru/books-and-publ … i/pagen70/ :

Развиваешь эти мысли и творишь грех, не менее тяжкий, чем самое зло, ибо растлеваешь душу беседой с бесами. Ужели Господь, питающий даже гадов, оставил человека? Брось все свои помыслы. Когда они придут, встречай их, как бесов, явившихся к тебе. От тебя зависит отогнать их молитвой и сокрушением сердца или впустить к себе, чтобы они нагадили в душе твоей и ушли, чтобы потом прийти в большем числе и еще сильнее ранить душу. Все вы не малые дети. Читаете, слушаете, а делания духовного бегаете. Только людей осуждаете, не зная ничего. ...

... Господь во всякое время везде и видит все наше: сердце и мысли, не только слова и дела. И несодеянное (даже) мое видеста очи Твои (см.: Пс. 138:16). Вот и надо жить в чувстве присутствия Божия. Как говорил и чувствовал пророк Давид: предзрех Господа Моего предо мною выну (см.: Пс. 15:8).         

1) Ваши «мысли и ощущения» явно от врага. Самое сильное средство избавиться от них — открыть их духовнику.

2) При возникновении их непрестанно говорить: «Господи, помилуй» или молитву Иисусову. Чаще всего первую молитву до тех пор, пока не исчезнут эти бесовские внушения. Вспомните слова: Обышедше, обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Обыдоша мя яко пчелы сот, и именем Господним противляхся им (см.: Пс. 117:11, 12). Так должен делать каждый. Своей силой мы ничего не можем сделать. Надо во всем смиряться.

Если будем услаждаться дурным в душе — совершим его и на деле. Это неминуемо. Поэтому любой ценой должно держать мысли чистыми, применяя все доступные средства. Помощник в этом — Бог.

55

Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа: тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтоб отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их, и не соглашайся на них, – сатана походит-походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство. Начало всему злу – мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые – что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони – и так всю жизнь. Когда же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость – вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана, и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей – ничего бы такого не было.

Источник: Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия : краткие поучения / свт. Феофан Затворник. День 337.

56

Священник Валерий Духанин. РОЖДЕНИЕ ПРЕЧИСТОЙ https://pravoslavie.ru/148343.html :

... Рай и ад – всё определяется нашими помыслами. Посвятил ты себя раю или нисходишь во ад? – Вглядись честно, чем наполняешь свой ум, что лелеешь в сокровенных помыслах. Озвучивать это смысла нет, мы и так о себе всё знаем. Ужас наших помыслов есть нутро падшего человечества. И если увидишь самого себя со стороны, во что превратил храм собственной души, то в немом ужасе содрогнешься. О таких, как мы, сказано: «Всяк человек ложь» (Пс. 115: 2), а о Ней, задолго до Ее рождения, Господь пророчески возвестил: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» (Песн. 4: 7).

И вот, свершилось! Рождается Та, в мыслях Которой царствует рай. Потому-то Бог рая сможет прийти в мир поддавшихся аду, чтобы извлечь нас из ада в рай. «Премудрость созда себе дом» – Премудрый Бог устроит Себе дом в душе Марии, а затем и в теле Ее – зачнется Духом Святым в Ее пречистом лоне, чтобы, родившись на земле, научить всех нас истинной мудрости.

Она побеждала грех с малых лет. Да, грех являет себя с малых лет. Но и святость может сиять в душе с детских пеленок. Всё это зарождается в сокровенных глубинах души, там, где вершится самоопределение личности, и что не всегда и не сразу мы можем рационально осмыслить. ...


Вы здесь » БЫТЬ! » Сложные вопросы » Помыслы. Как различать помыслы


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно