БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » Новоначальным


Новоначальным

Сообщений 41 страница 65 из 65

41

Моя мысль такова: Христос знал ровно столько, сколько было нужно. Не думаю, что кроме родного, он чего-то знал и ведал. Но когда была нужда, Дух Свят решал все проблемы. Так понимаю.
Т.е. нет смысла быть как Бог Творец. Задача уже.
А вот после Воскресения, ОН в лице Троицы. Неразрывно и в слиянии. Кажется, здесь нет догматического нарушения с моей стороны.

42

Не понимаю, кто при таком представлении Христос. Воплотившееся Второе Лицо Святой Троицы (иной, человеческой личности, у Христа не было - см. первый, третий фрагменты в спойлере) и чего-то не знает?  Насколько понимаю, первична Личность, сама по себе человеческая природа во Христе и после Воскресения не имеет свойств всеведения, всемогущества и т.п. (второй фрагмент в спойлере). В Богочеловеке природы две (Божественная и человеческая), Личность (то, что говорит Я) - одна - Бог Сын (второй спойлер). Не так давно обсуждали вопрос о личности человека. Попутно нашла мысль, схожую с моим представлением (в первом спойлере выделила жирным шрифтом).

Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку. http://www.sedmitza.ru/lib/text/443338/

фрагменты

Православные богословы, начиная со свт. Кирилла, исходят из того, что человечество никогда не существовало отдельно. Само свое бытие оно получает в Ипостаси Бога Слова, возникает "внутри" этой Ипостаси. С самого момента своего возникновения жизнь человечества Христа является всецело содержанием жизни Божественной Личности, Второго Лица Троицы.
Основное достоинство учения о воипостасности состоит в том, что оно позволяет говорить о человечестве Спасителя как о ипостасном, не имея при этом ничего общего с несторианством. При этом человечество Христово и не разлагается в систему свойств, как в монофизитстве, и не является идеальной реальностью в платонистском смысле, но представляет собой конкретную человеческую экзистенцию, индивидуализированную в отношении всякого другого человеческого существа, с той разницей, что в отличие от всех людей, начиная с Адама, принципом индивидуализации человечества Христа является не человеческая ипостась, а предвечная Ипостась Логоса, Которая воипостазирует человечество, делая его жизнь содержанием жизни Божественной Личности.
Итогом деятельности православных богословов середины VI века, учение которых нашло свое выражение в решениях V Вселенского Собора 553 года, является безусловное признание во Христе двух совершенных и различных естеств, Божественного и человеческого. Наряду с этим исповедуется вера в единое Лицо Спасителя, поскольку два естества соединены в единую Ипостась Бога Слова.
В Послании Восточных Патриархов (гл. 7) говорится: "Веруем, что Сын Божий воспринял на Себя в собственной Ипостаси плоть человеческую, зачатую в утробе Девы Марии от Святого Духа, и вочеловечился". … Личность живет через тело, через душу, через дух, но сама ими не исчерпывается и к ним не сводится. Поэтому человек как личностное существо способен выйти из этого мира. Также и Сын Божий, Личность Божественная, может в этот мир войти, именно эта открытость личностного бытия делает возможным ипостасное соединение двух природ.
Следовательно, Его человечество не имеет в Нем особой личности, не составляет особенной ипостаси, а воспринято Ипостасью Божественной, т. е. Иисус Христос есть единое Божеское Лицо, единолично сознающее Себя в двойстве Своих естеств, Божеского и человеческого.
Свщ. Писание говорит нам о том, что Лицо Христа есть именно Лицо Божеское В Ин. 1, 14 говорится- "Слово стало плотью" Слово в корпусе Иоанновых писаний есть наименование Второго Лица Прев. Троицы. 

Следует иметь в виду, что когда мы приписываем Христу различные Божеские свойства — такие, как всеведение, всемогущество, вездесущие и т. д., то усвояем их Христу как единому Лицу. Нельзя относить их отдельно к Его человечеству, даже после Воскресения и Вознесения. Как Богочеловек, Христос действительно вездесущ, всемогущ и всеведущ, но это не относится к Его человечеству в отдельности. Само человечество восприняло столько совершенств, сколько оно могло вместить. При этом человечество не превратилось в Божество, поэтому само по себе оно не может быть названо всеведущим, всемогущим, вездесущим и т. п.

Отношения Лиц Пресвятой Троицы выражаются нами посредством личностных, или ипостасных свойств.
Эти свойства являются вечными как свойства Божий, они не могут изменяться. Поэтому догматически важно показать, что после Воплощения отношения между Лицами Троицы не изменились, и после Воплощения Воплотившийся есть Тот же Сын Божий, именно естественный, а не усыновленный, и человечество в Нем не имеет собственного лица, собственной ипостаси А- раз так, значит Воплощение, во-первых, не вводит в Троицу четвертого Лица, а во-вторых, не рассекает единого Лица Сына Божия. Св. Иоанн Дамаскин пишет ("Точное изложение...", кн. 3, гл. 8): "Не вношу четвертого Лица в Троицу, да не будет. Но исповедую единое Лице Бога Слова и плоть Его. Троица пребыла Троицей и по Воплощении Слова. Плоть Бога Слова не получила самостоятельной ипостаси и не стала ипостасью, разной от Ипостаси Бога Слова, но в ней получив ипостась, стала, лучше сказать, принятою в Ипостась Бога Слова, нежели самостоятельною ипостасью. Потому она и не остается безипостасною и не вводит в Троицу иной ипостаси". Фактически это есть изложение учения о воипостасности человеческой природы, т. е. человеческое естество не имеет во Христе собственной ипостаси, собственной личности, но единой личностью, единым "Я" Христа является Второе Лицо Пресвятой Троицы, Которое сознает Себя, действует, живет и волит в двух естествах. Божеском и человеческом. Свщ. Писание и после Воплощения Бога Слова называет Сыном Божиим Единородным (Ин. 1, 14): "Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца". В Ин. 3, 16: "Ибо так возлюбил Бога мир, что отдал Сына Своего Единородного". Называет Его также Сыном Божиим истинным (I Ин. 5, 20): "Да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его, Иисусе Христе".

Христология https://azbyka.ru/xristologiya

фрагмент

Христология дает ответ на вопросы: Какова Личность (Лицо, Ипостась) Иисуса Христа? Каким образом в Нем соединены две природы – Божественная и человеческая? В связи с этими вопросами христология логически разделяется на две части. Она включает учение о Ипостаси Бога-Слова, которое неразрывно связано с учением о Святой Троице, и учение о Боговоплощении.

На вопрос о Личности Иисуса Христа христология дает ответ: Личностью (Лицом, Ипостасью) Иисуса Христа является Вторая Ипостась (Лицо) Святой Троицы – Вечное Божественное Слово (Логос), именуемое Единородным Сыном Божьим. Божье Слово изволило воплотиться, то есть принять в Себя человеческую природу, став Богочеловеком Иисусом Христом.

На вопрос о соединении природ в Богочеловеке Иисусе Христе христология отвечает: в Богочеловеке Иисусе Христе нераздельно и неслиянно соединены две природы – природа совершенного Бога и природа совершенного человека, Иисус Христос обладает всей полнотой Божественного и человеческого естества, соединенных в Его единой Божественной Ипостаси.

Как написал профессор Владимир Николаевич Лосский: "Христос – всецело Бог: Младенцем в яслях или умирая на кресте, Он не перестает быть причастным троичной полноте и в Своем вездесущии и могуществе управлять вселенной."

Перечитала свои сообщения - я по кругу хожу, повторяя одно и то же. Пора мне заканчивать.  :)

43

Я согласен.

44

45

Акафисты, имеющие официальное церковное благословение http://www.izdatsovet.ru/akathist/requi … HOWALL_1=1

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА (ПК-01/948 от 4 мая 2011 г.), Издательский совет присваивает гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» изданиям акафистов, тексты которых получили официальное церковное утверждение:
Святейшего Правительствующего Синода до 1918 года;
Святейшего патриарха Тихона и при нем Патриаршего Синода;
Святейших патриархов и/или Священного Синода Русской Православной Церкви Московской Патриархии;
Для получения грифа издатель должен подтвердить наличие грифа или указанного выше благословения с предоставлением электронной копии благословленного текста акафиста.
Акафисты, получившие официальное одобрение в последнее время, помещены на сайте «Новые богослужебные тексты».

46

Глава ОВЦС РПЦ: Евангелие нужно читать, а не украшать им полки https://spzh.news/ru/news/63365-glava-o … y-im-polki

Свернутый текст

Евангелие, как и Библия, должны быть для христианина прежде всего книгой для чтения, отметил митрополит Иларион. И рассказал, как именно нужно читать Священное Писание.
Христианам важно читать Святое Евангелие, а не украшать им книжные полки, обратил внимание верующих глава ОВЦС РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в эфире программы «Церковь и мир».
Он вспомнил, что к нему в храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» часто приходят крестить детей люди, которые Евангелие не читают или прочли еще в школе, но все позабыли. При этом на вопрос о том, есть ли у них эта книга, они признаются: «Да, конечно есть, стоит на полке».
«Евангелие должно не просто стоять на полке. Лучше, если оно будет лежать на прикроватной тумбочке, и человек, ложась спать, откроет Евангелие, прочитает если не несколько страниц, то хотя бы несколько строк», – объяснил митрополит Иларион.
Он порекомендовал православным христианам ежедневно прочитывать хотя бы по одному из 366 «зачал» из Евангелия.
«Я думаю, что такое чтение не просто позволяет людям лучше узнать свою религиозную традицию, но самим становиться лучше, работать над собой в нравственном, духовном отношении», – подчеркнул глава ОВЦС РПЦ.
Он также напомнил, что для чтения Библии требуется духовное руководство и определенный порядок, в котором Книги Святого Писания будут раскрываться христианину.
Ранее он объяснил, что самое важное в жизни человека – участвовать в трапезе Господней. «Господь в каждый воскресный и праздничный день (и вообще в каждый день, когда совершается Божественная литургия) приглашает нас на Свою вечерю, чтобы мы разделили с Ним радость, чтобы вкусили Его Пречистого Тела и Его Честной Крови. Но как часто мы оказываемся к этому не готовыми или неспособными. И находится тысяча причин, чтобы не прийти в храм: или мы слишком устали, или нам далеко ехать, или у нас есть какие-то другие дела. И мы говорим себе: приду в следующий раз, храм никуда не уйдет – он стоит, стоял и будет стоять, а у меня сегодня есть более важные дела», – рассказал митрополит Иларион.

47

Алексей Гунькин. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К КРЕСТНОМУ ХОДУ. Советы опытных крестоходцев https://monastery.ru/zhurnal/tserkov/ka … omu-khodu/

48

Телеканал "Союз". Раздел "Вопрос-ответ" https://tv-soyuz.ru/vopros-otvet

Дорогие друзья!
Мы собираем ответы на вопросы о духовной жизни. Ответы отсортированы по разделам и категориям. Справа можно выбрать авторов, чьи ответы вам интересно посмотреть.

49

Псалтирь по кафизмам с переводом и молитвами https://azbyka.ru/molitvoslov/psaltir-p … vodom.html

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков. Псалтирь пророка и царя Давида, перевод на русский язык. О порядке келейного (домашнего) чтения Псалтири https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe … j-jazyk/24

Порядок чтения Псалтири по усопшим https://azbyka.ru/poryadok-chteniya-psa … o-usopshim

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах https://azbyka.ru/molitvoslov/sokrashhe … lovax.html

Отредактировано Ольга79 (2020-09-30 22:47:11)

50

Эдуард Николаевич Качан. О Православии просто. https://tv-soyuz.ru/peredachi/u-knizhno … elya-2018g

Свернутый текст

Когда человек приходит в Церковь и начинает воцерковляться, его беспокоят те и иные вопросы... Проходит время, воцерковление становится более глубоким, и постепенно он получает на эти вопросы ответы. Но потом опять появляются вопросы — уже другие, более сложные. Со временем будут найдены ответы и на них. Но появятся еще вопросы, еще более глубокие. Почему так получается? Как говорит автор этой книги, Эдуард Николаевич Качан, «прежде всего потому, что вопросы полезны христианину. Они заставляют его искать ответ, и искать его именно у Бога. Таким образом, христианин, вместо того чтобы впустую пялиться на телеэкран, вглядывается в Бога, в Писание, молится, читает... В конечном счете — растет». Точно также проходило воцерковление и Эдуарда Николаевича, который сегодня сам может ответить на некоторые затруднительные вопросы, касающиеся православной веры. Что он и делает со страниц книги, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «О Православии просто». ***

Книга Эдуарда Николаевича Качана «О Православия просто» представляет собой своего рода мини-энциклопедию, в которой живо, ясно и кратко разъяснено православное учение о вере, спасении, истории домостроительства, о человеческой душе, о Троице. В книге доступно, но без примитивизма рассказано о том, какие существуют аргументы в пользу бытия Божия, почему вера лучше, чем безверие (атеизм), а христианство, в свою очередь, лучше остальных мировых религий. По ходу повествования автор отвечает на многие важнейшие вопросы.

Обратимся к первой части книги, где автор очень последовательно рассматривает такой вопрос: почему христианство лучше других религий. Раскрытие этой темы подразумевает еще несколько вопросов, первый из которых звучит так: «А разве Бог существует?» Отвечая своим предполагаемым собеседникам, которыми станут читатели книги, Эдуард Николаевич пишет: «Я родился в стране, где в существовании Бога сомневались многие. У нас даже термин был такой в ходу — «научный атеизм». Термин этот насквозь лживый, потому что ничего научного в атеизме нет. Дело в том, что в науке принято опираться на факты, а научным фактом считается то, что доказано на опыте. Если ученый сумел что-то доказать, то он объясняет, с помощью каких приборов и каких опытов это было сделано.

Но «научный атеизм» ни приборами, ни опытами не располагал. Приборы или опыты, с помощью которых можно было бы доказать, что Бога нет, просто невозможны. Если кто-то в этом сомневается, пусть попробует придумать такой опыт самостоятельно. Можно не сомневаться: если получится, то к этому опыту будут прикованы внимательные взгляды миллионов людей. Доказательств того, что Бога нет, не существует — иначе в советской атеистической школе такие доказательства заучивали бы наизусть, как клятву пионеров Советского Союза. Атеизм — не больше, чем верование, «вера со знаком минус» — вера в то, что Бога нет. А вот доказательства того, что Бог есть, — существуют, и их немало. Их можно отыскать, почитав труды серьезных людей, философов и мыслителей. На мой же взгляд, - отмечает автор, - самое простое из этих доказательств одновременно является и самым неоспоримым. Само существование мира доказывает то, что есть Тот, Кто этот мир сотворил!

Далее автор рассматривает теорию Большого Взрыва, в результате которой якобы появилась Вселенная, а затем делает следующий вывод: «если даже Вселенная (упорядоченная и очень точно согласованная!) и возникла в результате Большого Взрыва, то этот взрыв должен был быть очень точно и скрупулезно организован! Причем Организовавший должен был быть не частью вещества, которое взорвалось, а находиться вне его. И Этот Организовавший должен быть столь совершенен и мудр, что нам до Него расти не дорасти! Того, Кто смог все создать, все организовать, Того, Кто явился Первоосновой всего, мы и называем Богом». Так, ответив на вопрос о существовании Бога, автор переходит к следующему - «Почему теизм лучше, чем атеизм». Отвечая на него, Эдуард Николаевич пишет: «Человек — существо свободное, и главные направления на своем жизненном пути он выбирает сам. Что же нам выбрать — теизм или атеизм? Сказать себе: «Бог есть» или «Бога нет»? Какая из дорог поведет нас ввысь, а какая — в пропасть?

Будем очень внимательны, - отмечает автор, - перед нами выбор, который определит течение всей нашей жизни! Задумаемся: в чем главная трагедия человеческого существования? В том, что мы умираем. Смерть перечеркивает и обесценивает все. Ты любишь Родину? Смерть перечеркает эту любовь потому, что рано или поздно не будет ни тебя, ни Родины, что бы ты ни делал. Ты богат? Смерть отнимет у тебя богатство. Ты купаешься в лучах человеческой славы? После смерти тебя забудут. Может быть, и не сразу, но забудут наверняка. Ты любишь своих детей? Но от этой любви в итоге ничего не останется — умрешь ты, умрут дети, умрут дети детей. Ты добр? Смерть погасит доброту твоего сердца, а позже уйдут из жизни люди, которым ты творил добро, все без исключения. Ты зол? Смерть сотрет следы и этого. Ты умен? Ты умрешь, и от твоего ума не останется ничего.

Можно написать лучшую в мире книгу, но смерть сотрет и тебя, и всех-всех-всех, кто когда-то твою книгу прочтет. Можешь нарисовать лучшую в мире картину. Рано или поздно от нее останется лишь прах. И от тех, кто эту картину видел, — тоже. По сути, смерть делает человеческую жизнь совершенно бессмысленной - ведь она стирает все. Смысл может иметь только то, что не кончается, что переходит из нашего переменчивого мира в вечность. Если есть Бог — есть и вечность. Если есть вечность — то есть и жизнь вечная для человека или, по меньшей мере, надежда на эту вечную жизнь. Если Бога нет, то вечность для человека закрыта. Если Бога нет, то нет даже и надежды. Итак, каждый из нас в своей жизни может выбрать, как захочет. Надо лишь знать, что, выбирая «Бога нет» вместо «Бог есть», мы выбираем гарантированную бессмыслицу вместо жизни со смыслом. На мой взгляд, выбирать бессмыслицу — просто безумие. И если каждый из нас будет честен перед собой, то признает, что жизнь, имеющая смысл, лучше, чем бессмыслица. Именно поэтому теизм (вера в Бога) лучше атеизма, а формула «Бог есть» лучше, чем «Бога нет».

Хорошо, скажет внимательный читатель. Предположим, что Бог есть. Но каков Он? Ведь разные люди думают о Боге по-разному! И об этом размышляет автор, отвечая на следующий вопрос: «Но ведь религии разные...» «Да, это так, - соглашается Эдуард Николаевич. - Причем если присмотреться к проблеме внимательно, то выяснится такая штука: представления о Боге в разных религиозных и философских системах столь различны, что никакой их синтез и создание «общей религии» просто невозможны». Размышляя таким образом, мы, по словам автора, повернули в сторону теизма, но вновь оказались перед выбором, вновь стоим у перекрестка! Ничего не поделаешь — разные представления о Боге зовут нас в разные стороны. И невозможно идти во все стороны одновременно!

Как отмечает автор, сказать «да» всем религиозным системам сразу может лишь человек, который ничего об этих системах не знает. Так, на расстоянии трех километров корова и конь выглядят довольно похоже. Но если подойти ближе, становится ясно: корова — не конь, конь — не корова, и сказать «это одно и то же» никак нельзя! Так и здесь. Любой, кто пытался разобраться, понимает: можно, скажем, быть буддистом или христианином, но одновременно всерьез быть и тем, и другим никак не получится! Выбора нам не избежать! Что же делать? Как нам пройти этот перекресток? Какую же дорогу выбрать тем, кто уже готов сказать Богу «да»? Прежде чем выбирать, хорошо бы к этим дорогам присмотреться». И далее автор бегло, как он говорит, «одним глазком», рассматривает самые серьезные и продуманные религиозные системы и сравнивает, какая из них лучше, а какая — хуже. Думаю, что вывод автора уже понятен нашим читателям.

*** Эта книга поможет многим нашим читателям разобраться также в следующих вопросах православной веры: Почему евреи называются избранным народом и в чем состоял главный подвиг Авраама, отца всех верующих? Отчего Воплотившийся Бог спас нас и как Он это сделал? Почему Церковь так прославляет Пресвятую Богородицу и что это такое - стать Матерью Бога? Почему Евангелие — это Благая, то есть радостная, весть? В чем смысл существования Церкви? Почему необходимо участвовать в Таинствах, и в самом главном из них — Таинстве Евхаристии? Кто спасается, а кто нет? И что для спасения надо делать? Почему людям важно знать, что Бог един в трех Лицах? Отвечая на эти и другие затруднительные вопросы, автор не ориентируется на то, чтобы убедить неверующих людей, но, скорее, чтобы разъяснить истины веры тем, кто уже пришел в Церковь. Поэтому книга эта предназначена для самого широкого круга читателей.

51

Священник Алексий Спицин.  Самая большая и страшная секта России https://vk.com/missotdel74?w=wall-87247611_6992

Свернутый текст

В данной статье я попытаюсь открыть любознательному читателю поразительную тайну о самой большой деструктивной религиозной организации России. Хочу страшно удивить вас, но это не иеговисты, не сатанисты, не масоны и никто подобный. Дело в том, что самые страшные ереси и иноверия распространяются среди крещеных людей, не знающих свою веру. Что удивительно, их верования и суеверия имеют не только поразительную схожесть, но и аргументированность их убеждений совершенно одинакова. По факту, Бог православных, и божество невоцерковленных – разные личности. Докажу на конкретных примерах:

1. Бог православных имеет силы сохранить своё же Откровение, в полноте и неискаженным. Божество выдуманное слабо и аморфно, и его послания взяли и безнаказанно миллион раз переписали.

2. Бог православных самодостаточен, и не требует служения рук человеческих (это скорее мы нуждаемся в Нём). Божеством людей нецерковных можно манипулировать через безудержное набирание иконок, вешание красных ниточек на руки (и ему безразлично, что это элемент вообще другой религии), расстановку свечек (видимо, оно ими питается).

3. Бог православных не безразличен к судьбе человечества, но желает спасения всех. Божество выдуманное должно вести себя как бюро бытовых услуг (ну чтобы квартира без ремонта не сыпалась, дети не болели, начальник не ругался).

4. Бог православных - Бог ревнитель! Он любит нас и хочет ответной любви! Божеству нецерковных наплевать, кому Вы доверяете свою душу, свою семью. Сегодня ему, завтра домовому, послезавтра еще кому...

5. Бог православных – Живая Личность! Он может гневаться! Он может радоваться о покаянии грешника и возвращению к Нему! Он может примиряться! Он может дарить Милость! Бог же невоцерковленных вспоминает о людях тогда, когда мы приходим с охапкой свечек к строго обозначенным по нужде иконам.
Если посидеть и подумать, то получается действительно огромное количество различий, рисующих жуткую картину! Вообразите себе божество- работника мистических бытовых услуг, питающегося свечками, любящего модные оккультно-фетишные безделушки, не имеющего силы даже собственные слова сохранить неповрежденными и совершенно безразличного к своему творению»! Это же монстр! Люди действительно верят именно в такое! Именно поэтому, сектантам таких легко верящих в подобное мировоззрение легче завербовать! Именно поэтому, над нашим народом иногда смеются.
Каковы причины такого верования?
Их может быть две. Одна заключается в уме человека, и ограниченности его знания. Такой момент легко исправляется просветительской работой, катехизацией, поиском в интернете популярных статей на интересующие темы, просто чтением. Вторая же причина кроется в глубинах человеческого сердца, в огрубелости его души. Часто человеку трудно признать свои опыт жизни и знания неверными. За таких людей можно только молиться, ибо жестокосердие излечимо только благодатью Божией.
За каждым из нас, как учениками Христовыми, лежит громадная ответственность о любви к Богу и ближнему. Вера без дел мертва, как говорит Слово Божие. Давайте на деле покажем, что ближний нам не безразличен, будем подвизаться в добродетели(иначе сами не докажем, что верим в то, о чем говорим) и молиться ко Господу Богу Всемогущему, Которому честь и слава всегда и в веки вечные!

52

Не нашла я Бога...не нашла ответы на свои вопросы. Не хочу врать самой себе. Я - атеистка. Мне так жаль, что больше не встретила  Галю Петру...теперь поздно.

53

Знаете...мне очень не хватает Галины...
Но вероятно, она нигде не появляется, не случайно...
Ничего не знаю, что с ней.
Все будет хорошо, Райя.
А вопросы, решатся. Душа просит, а ум о своем...
Это противоречие разрешимо.

54

Согласна с Андреем.

55

ЖИЗНЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАШИМ ДУХОВНЫМ СОСТОЯНИЕМ. Профессор А.И. Осипов отвечает на вопросы читателей http://www.pravoslavie.ru/96742.html

Что делать, когда приходят сомнения в вере?

Во-первых, надо помнить, что сомнение – если это не рассуждение, а именно сомнение, которое, я вижу, вообще подрывает во мне веру как таковую, – есть такой же грех, как и грех лукавства, например, обмана, воровства и т.д. Это грех. Потому что одно дело – действительно анализировать какие-то вопросы, которые в данном случае для меня непонятны, и совсем другое дело, когда эти сомнения переходят в стадию почти отрицания веры. Это очень важное положение.

Второе: нужно помнить духовный закон, очень значимый, может быть даже первичный закон духовной жизни человека: дух (то есть духовное состояние) творит себе формы. Так что мое духовное состояние определяет все направления моей жизнедеятельности: и мировоззрения (философии, анализа, сомнений, утверждений), и всей практической жизни.

Духовное состояние человека определяет весь характер его жизни – это очень важный закон, который, к сожалению, остается вне поля зрения многих людей, в том числе даже и нас, христиан. Поэтому нужно заботиться о своем правильном духовном состоянии. Чем более оно будет правильным, тем меньше будет и самих сомнений и тем легче, кстати, будут разрешаться эти сомнения, которые, естественно, возникают в нашей душе.

И третье, на что я хотел бы обратить внимание: ни в коем случае не нужно смущаться, когда приходят сомнения. И у меня были сомнения. И где они? И ты найдешь ответ: прочтешь его или тебе подскажут. Всему свое время.

Не приходится удивляться тому, что у человека возникают сомнения, – о, если бы только они одни! А что еще, кроме сомнений, возникает? – Такие вещи, о которых и сказать нехорошо, и во веки веков не скажешь. Как говорил герой романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», генерал: «О, если бы только открылось, что в моей душе творится, то, думаю, всему миру задохнуться бы пришлось!» Так вот, и этому не нужно удивляться. Много всего возникает в нашей душе.

И как я, например, отношусь ко всему нехорошему, что во мне возникает? – Я понимаю, что это нехорошее, и стараюсь бороться с этим. Надо бороться. Чем, как – это вопрос другой. А суть именно такова: не удивляться. Мы – и это надо крепко запомнить – больные люди. И потому родились здесь, в больнице. И эта наша болезненность проявляется в самых различных видах, в частности и в сомнениях.

Как научиться узнавать волю Божию?

Как мне узнать волю Божию – то есть как мне проникнуть в ум Божий, в то, что Бог думает? Это ужасно! Так нельзя даже ставить вопрос! Он должен быть таким: как мне исполнить волю Божию? Как мне не оказаться противником воли Божией в своей жизни или в том или ином поступке? Ответ есть, и он всем известен: насколько хватает у тебя, человек, твоего глупого ума – я подчеркиваю: глупого, – насколько хватает твоей сожженной совести – подчеркиваю: сожженной, – нужно поступить по этому уму, но искренне, и по этой совести, но искренне. Поступи искренне – это и будет исполнение воли Божией. Потому что Бог хочет от нас только одного: чтобы мы поступали разумно и по совести. Разумно, ибо Бог дал нам свет и разум. Он призвал нас не к безумию, а к разумности. Святые отцы так и говорили: «Нет добродетели и добра без рассуждения», то есть без ума.

Так вот, когда я поступаю по разумению и искренне (искренне! – не лукаво, не оправдывая себя: мол, вот, Господи, я вижу, что так все-таки правильно и так все-таки честно, как я делаю), тогда я поступаю по воле Божией. Причем даже если поступаю совсем не верно. И если я что-то делаю неверно, но искренне, то, как утверждают все отцы Церкви, Господь это исправит, видя мое желание поступить по Его воле.

56

игумен Борис (Долженко). К тихому пристанищу https://azbyka.ru/k-tixomu-pristanishhu#26z

Из вступления:

Цель этой книги – помочь современному христианину, избравшему путь монашества, найти ответы на трудные вопросы современной духовной жизни.

По моему мнению, книга полезна не только тем, кто избрал путь монашества, но и мирянам, т.к. объясняет азы духовной жизни. Не все советы надо принимать как аксиому (например, из сказанного об Исповеди и Причастии - многое решается при непосредственном общении человека с духовником в зависимости от обстоятельств жизни и духовного состояния конкретного человека). Плюс поправка на жизнь в миру и в монастыре, на это автор обращает внимание. Фрагменты ниже.

Причащение и Исповедь

Если в миру благочестивые прихожане причащаются раз в один-два месяца, то послушники и иноки мужских монастырей – раз в две недели, а монахи и священнослужители еще чаще. Им и говеть легче, и они, как проводящие более духовную жизнь, более нуждаются в поддержке от сего Таинства. В связи с особыми обстоятельствами (болезнь, опасность, великие посты, особые периоды жизни) полезно причащаться более часто, чем обычно. Живущим в миру на Причащение больше одного раза в неделю надо взять благословение у священнослужителя того храма, где принимается Таинство.
Бывает, что причащаться очень часто, почти ежедневно, стремятся душевнобольные люди в надежде на исцеление, порой ссылаясь при этом на благословение неких старцев. Иногда они устраивают с другими причастниками состязание, чтобы причаститься первыми (или последними), видя в этом нечто особенно благодатное. Такой подход нельзя считать нормальным как содержащий неуважение к Таинству и вызывающий соблазн среди верующих. Причащение же четыре раза в год по большим постам или один раз в год на Пасху в наше время надо признать недостаточным. Оно может быть оправдано только невыдуманными трудностями.
Таинство Причащения и Исповеди прямым образом связаны со всей духовной жизнью человека, из них Причастие – питающий ее корень. Как дерево, лишенное корня, сколько за ним ни ухаживай, постепенно засыхает, так и духовная жизнь без причащения Святых Тайн постепенно угасает, несмотря на все усилия поддержать ее молитвой, благотворительностью, постом или чем-то другим. Кроме того, Причащение – видимое свидетельство, и для себя и для других, нашего единства со Христом и Церковью.
То, как человек часто причащается и исповедается, как ведет себя при совершении этих Таинств, может много сказать опытному духовнику. Редкое Причащение и Исповедь, скорее по обязанности, чем по желанию, говорят о вялой, затухающей духовной жизни. Стремление уклониться от этих Таинств, дискомфортное состояние при их совершении, искушения, не допускающие человека до Причастия, а также регулярно повторяющиеся греховные и психические срывы в воскресные дни, великие праздники, великие посты – признаки ложного духовного направления и доступа к душе злых духов.
В монастырях всерьез говорят о праздничных искушениях. Они состоят в том, что бесы пытаются испортить праздничное торжество всей братии через людей, подверженных их влиянию. Подобные люди регулярно в эти дни устраивают ссоры по самым разнообразным поводам, предъявляют начальству ультиматумы, открыто выражают свое недовольство, бросают порученное им послушание: на клиросе, в трапезной, в котельной, в гараже, на воротах, отказываются выполнять распоряжения старших, допьяна упиваются, – словом, нарушают обычное течение монастырской жизни. Начальство же и братия, вместо праздника и впридачу к праздничной нагрузке, вынуждены искать им замену и заниматься разбором этих происшествий. Понимая истинные причины происходящего, следует заранее приготовиться к искушениям в праздник: настроиться терпеть все, быть к другим снисходительным, откладывать все выяснения отношений «до завтра», не подавать повода к соблазну немощным, угашать возникающие конфликты смирением, приготовиться к повышенной нагрузке и дополнительным послушаниям. И, конечно, благодарить Господа, если праздник прошел спокойно.
Среди искушений, мешающих человеку причаститься, важное место, особенно для людей молодого возраста, занимают ночные осквернения. Считать ли их грехом? Если мы подали к сему повод, например, излишеством в еде, смотрением, чтением, или помышлением недозволенного, то – да. Когда же оно случилось по естественному закону жизнедеятельности тела, то это не личный наш грех, а следствие общей для всех нас греховной поврежденности человеческого естества. Если это случается редко, то Причащение откладывается до ближайшего следующего праздника. Если же оно, как нарочно, происходит перед каждой попыткой причаститься, то в этом усматривается бесовское искушение с целью воспрепятствовать Таинству, и духовник разрешает Причащение.
Не раз приходилось слышать от новоначальных вопрос: «Почему после Причастия я не чувствую благодатного настроения?» Потому что плоды Причастия состоят не в хорошем настроении сразу после него, хотя и это иногда бывает. Некоторые даже пытаются ощутить что-то особенное во вкусе хлеба и вина, посредством которых это Таинство совершается. Искать следует не там. Плоды Причащения состоят в очищении души от грехов, в укреплении наших духовных сил, защите от демонов, в благословлении нашей жизни, в просвещении нашего разума, выведения нас на путь спасения, в общении с Господом. Нам знакомы разные формы общения: беседа, встреча, переписка. Причастие – особая, дарованная нам Господом, непохожая на другие, форма общения христиан с Господом, которое происходит в глубине нашего духа. Более того, при совершении этого Таинства творится нечто недоступное нашему пониманию, о чем написано в Евангелии и молитвах ко Св. Причастию.
В момент же Причащения все это принимается верою, а отнюдь не органами чувств. Последствия Причащения могут сказаться через недели, месяцы, годы в различных явлениях человеку милости Божией: в оживлении духовной жизни, в избавлении от опасностей, в облегчении телесных и душевных болезней, в улучшении качества молитвы, в исчезновении многолетней вражды, в неожиданном исполнении благочестивых желаний.
Со времени Адамова падения все люди – грешники, но бывают грешники кающиеся и некающиеся. Между ними очень большая разница. Бог, Который одновременно справедлив и милостив, к первым обращается Своей милостью, а ко вторым – справедливостью. Суд же грешника по Божественной справедливости однозначно заканчивается вечными муками в аду. Прощение грехов по милости Божией кающийся грешник получает в таинстве Исповеди. «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть» (Пс. 129:3). Исповедь служит одновременно орудием осознания грехов и очищения от них.
Для совершения Таинства Исповеди необходимо выполнение некоторых условий, без которых цель – прощение грехов, – не будет достигнута. Эти условия:
— Не скрывать грехи сознательно. Если мы не готовы открыть некоторые из своих грехов, лучше отложить Исповедь и Причащение, чем искушать Господа.
— Иметь сокрушение, сожаление, раскаяние в соделанных грехах, хотя бы умственное. Ибо некоторые рассказывают о своих грехах без раскаяния, даже с похвальбою. Бывает и такое, что человек уже заранее грешит с мыслью: «Согрешу, а потом пойду покаюсь», – зная, как легко получить разрешительную молитву на общей Исповеди. Однако не следует в подобном случае уповать на формальную сторону дела. Получить действительное прощение у Бога будет намного труднее.
— Должно быть намерение исправиться. Не всегда покаявшийся имеет силы исправиться в одночасье, но он обязан вести посильную борьбу с грехом после Исповеди. Пусть мы согрешим сызнова тем же грехом невольно, неосознанно, под действием непосильного искушения. Это уже совсем не то, что творить его сознательно, охотно, без сопротивления.
— Необходима вера в прощение исповеданных грехов. Если мы сами не верим, что грехи нам прощаются, бываем похожи на нищего-чудака, который просит милостыню, а когда ему подают – отказывается брать.
Если священник видит, что эти условия не соблюдаются, ему следует выправлять ход Исповеди дополнительными вопросами, например, такими: «Раскаиваетесь ли вы в этих грехах? Намерены ли вы бороться со своим грехом?», или «То, что вы рассказываете, выходит за рамки Исповеди, давайте вернемся к своим грехам».
Исповедь обычно совершается перед Причащением, хотя можно исповедаться и без Причастия. Причащаться же без Исповеди мирянам в Русской Православной Церкви не принято, и сие есть благо для самих же причастников, т.к. от недостойного Причащения можно и заболеть, и умереть (1Кор. 11:27-30).
Первая в жизни Исповедь для взрослого человека бывает трудной: мы привыкли скрывать от других, даже самых близких людей, свои плохие поступки, а тут, о ужас, надо открыть не только дела, но и мысли, намерения незнакомому человеку, пусть даже и священнику. Конечно, мы исповедаемся Богу, а священник здесь находится лишь в качестве свидетеля, однако все же как-то не по себе… Но вот мы, наконец, решились. Появляется следующий вопрос: «С чего начать?» Позади – длинный обоз прожитой жизни, о чем надо говорить, о чем нет – не ясно, ведь Исповедь это не автобиография? В подобном затруднении для помощи служит список общих грехов, из которых начинающему предлагается выписать свои грехи на отдельный листок и прочитать их на Исповеди. Первую Исповедь не следует соединять с первым Причащением, чтобы в полной мере ощутить впечатления от этого великого события в нашей жизни. Впрочем, это только совет. Для первой Исповеди нежелательно приходить в большой праздник, когда, по причине множества причастников, священник может уделить нам всего полминуты. Для первого же Причащения желательно выбрать большой праздник или воскресный день.
После первой Исповеди мы обнаружим, что исповедали не все грехи: через некоторое время память выдаст нам новую «порцию». Эти грехи также надо отнести на Исповедь, и поступать так до тех пор, пока память не очистится от неисповеданных грехов. После этого остается исповедовать только грехи «текущие», хотя еще долгие годы будут возникать в нашей памяти отдельные грехи даже из раннего детства. Хорошо записывать их, чтобы не забывать до ближайшей Исповеди. Они для того нам и вспоминаются, чтобы очистить их покаянием. Со временем мы начнем замечать за собой грехи, которых раньше не видели или не понимали, что это грех. Очень часто, оказавшись перед Крестом и Евангелием, мы совсем забываем, что собирались сказать, вот почему листок с записанными грехами будет необходимым спутником нашей Исповеди на многие годы.
Исповедь – не беседа на духовные темы, не рассказ о своей жизни с ее трудностями, неурядицами, проблемами со здоровьем, сложными взаимоотношениями с родственниками и соседями, не испрашивание советов по житейским вопросам, что часто присоединяется к Исповеди и мешает ей. Исповедь – это просто перечисление своих грехов с чувством своей виновности в них, сожаления о содеянном, с намерением исправиться или хотя бы бороться с грехом.
Многие сетуют, что при Исповеди не имеют слез и не испытывают покаянных чувств, и даже пытаются насильно выжимать из себя слезы перед аналоем. Чувства – не в нашей власти, чтобы мы могли вызывать их по собственному желанию. Они – дар Божий, который и подается, когда Богу угодно. От нас же зависит умственное покаяние, вновь повторим: признание себя грешником, сожаление о своих грехах, усилия исправиться, – этим и следует довольствоваться до времени появления настоящих покаянных чувств. Если же и дает Бог такие чувства, то правильнее будет излить их, вкупе со слезами, сердечными воздыханиями, покаянными воплями и земными поклонами, без свидетелей, а в храм принести уже их тихий плод – смиренное и сокрушенное сердце. Во время богослужения, на людях, желательно сдерживать чрезмерные проявления своих, пусть самых правильных, переживаний.
А может ли быть плач без слез? Оказывается, может. Если человек богоугодно скорбит и печалится, то это вменяется ему в плач, хотя бы слез у него и не было. Некоторые св. Отцы считают такого рода плач даже предпочтительнее слезного в видах смирения.[5]
Бывает, что после Исповеди тяжелых грехов не чувствуется облегчения совести. Это указывает на недостаточность покаяния и необходимость понести епитимию. К епитимии нельзя относиться как к расплате за грех. Расплатиться с Богом за согрешение мы никаким способом не сможем, но получаем прощение по милости Божией за покаяние. Епитимия — средство усиления нашего покаяния. Как бы то ни было, епитимия за большие грехи необходима. Самое лучшее, если она будет наложена священником с учетом тяжести греха и возможностей грешника. Священник не должен накладывать епитимий непосильных и бессрочных. При самовольном оставлении непосильной епитимии душе кающегося наносится очень большой вред. С наступлением старости или при утрате здоровья исполнение бессрочной епитимии может стать невозможным, а изменить или отменить ее может только тот священник, от которого она получена. Где же искать того священника? Найти его бывает уже невозможно. В таких случаях приходится обращаться к епископу. Часто священник упорно не хочет давать епитимию, несмотря даже на просьбу кающегося. В этом случае возможно назначить епитимию себе самому.
Утешительно то, что за исповеданный грех человек не будет осужден на вечные мучения. Даже в том случае, если грех был смертный, священник не назначил епитимии, а у согрешившего покаяние было недостаточным. Епитимию тогда даст ему Сам Бог, наказав его в земной жизни, чтобы помиловать в жизни вечной. Епитимия от Бога часто бывает по виду подобна согрешению: если мы кого-то оскорбили – и нам придется претерпеть оскорбление, если обманули – сами станем жертвой обмана, украли – и у нас украдут. Поэтому существует даже поговорка: «Чем грешим, тем и наказываемся».
При поступлении в монастырь все епитимии, наложенные в миру, отменяются или согласовываются с монастырским духовником, так как они могут помешать исполнению послушаний и соблюдению распорядка монастырской жизни. По этой же причине кратковременно гостящие в обители священнослужители не должны давать насельникам больших епитимий. Монастырское начальство, допуская их к Исповеди, должно обратить внимание на то, что насельники монастыря не распоряжаются сами своими силами и временем, но находятся в послушании. Поэтому кающихся в серьезных грехах, нуждающихся в большой епитимии, они должны направлять к монастырскому духовнику.
В исповедании некоторых грехов есть свои особенности. Например, блудные грехи исповедаются без подробностей, достаточно указать вид греха, сколько раз он был сделан, давность совершения, а глубину и искренность своего покаяния надо доказать несением епитимии и исправлением. Пишу это потому, что некоторые священники при исповедании блудных грехов придают особое значение описанию подробностей их совершения. «Исповедуя грехи свои Господу, не входи в подробности плотских деяний, как они происходили, чтобы тебе не сделаться наветником самому себе»[6]. При исповеди богохульных грехов и сквернословия не надо произносить повторно тех богохульств и непотребных слов, в которых мы каемся.
Регулярно исповедуясь, мы заметим вскоре, что у нас есть грехи, которые мы, однократно исповедав, можем больше не совершать, или же они повторяются очень редко, от случая к случаю. Обычно это грехи большие, серьезные. Другие же согрешения, сами по себе, казалось бы, и небольшие, мы повторяем ежедневно, говорим о них на каждой Исповеди, а исправить никак не можем. Таковы гордость, тщеславие, чревоугодие, осуждение, пустословие, раздражительность, лень, блудные мысли и т.д. Несмотря на кажущуюся их незначительность, они на самом деле – исполины греховного мира. Мы должны исповедовать их на каждой Исповеди, а между Исповедями вести с ними брань, своего рода позиционную войну, тесня и обессиливая противников. С годами придут и успехи, но полной победы над ними, скорее всего, мы не одержим до самой смерти. Унывать и впадать в отчаяние по этому поводу не следует. Подобно тому, как воины, погибшие на поле брани, не считаются побежденными и достойны награды, и мы, если боролись до конца и умерли в борьбе с грехом, не лишаемся Царства Небесного.
Если перед смертью человек желает исповедаться, а священника нет, он может написать грехи на листок или продиктовать для записи, а близкие потом отнесут эту исповедь священнику.
Для Исповеди желательно иметь постоянного священника, которому мы доверяем и которого можем допустить в самые укромные уголки своей внутренней жизни. За несколько лет хорошо изучив нас и наши обстоятельства, он сможет точнее разрешать наши недоумения и направлять духовную жизнь в нужное русло.
Может ли Бог принять Исповедь кающегося прямо, без священника? В том случае, когда у человека нет возможности исповедаться у священника, для такой надежды есть основания. Если же индивидуум умышленно уклоняется от Исповеди в том виде, в каком Сам Бог установил ее еще во времена Ветхого Завета и подтвердил в Новом, то – нет, не примет.
Исповедь женщин также имеет свои особенности. Не без основания считается, что у мужчин больше развита умственная сфера, а у женщин – эмоциональная, что проявляется и в Исповеди. Их исповедь часто представляет собой излишне подробный и эмоциональный рассказ о событиях личной жизни с самооправданиями, жалобами и осуждением других. После такой исповеди женщина, выговорившись, чувствует облегчение, но не благодатное, а душевное. Духовник же, выдержав сильную эмоциональную атаку, получает внутреннее расстройство вследствие того, что чувства заразительны. Священник может выправить положение, сделав замечание о неправильности подобной исповеди. Если же священник слушает без замечаний, с сочувствием и сопереживанием, то может получить глубокое внутреннее расстройство. В этом случае, при необходимости сразу после Исповеди служить Литургию, большая часть ее проходит для священника не в молитвенном настроении, а в состоянии расстройства, которое продолжается до Херувимской песни или даже до момента Причащения. Что же сказать о больших праздниках, когда таких исповедников — десятки? Душевный разлад может продолжаться потом в течение нескольких дней. Что же делать? Исповедь большого числа людей всегда нелегка. Облегчить ее в какой-то мере может Исповедь по запискам, через которые чувства и эмоции почти не передаются, замечания, направляющие Исповедь в должное русло при уклонении, и правильный внутренний настрой священника. Он заключается в том, чтобы считать главным действующим лицом в Исповеди не себя, а Бога, к Которому обращается кающийся.
Если мы, исповедавшись и ожидая Причащения, вспомним еще один или несколько грехов (не смертных), то не следует возвращаться в исповедальню, вызывать священника из Алтаря: все равно всех своих грехов мы никогда не вспомним. Надо принять решение исповедать при ближайшей следующей возможности то, что припомнилось, и без смущения причаститься.
Полная Исповедь, с детского возраста, нужна, когда мы в первый раз приходим в Церковь, при смене духовника, перед рукоположением. Тому, кто не исповедался за всю жизнь при приходе в Церковь, следует сделать это хотя бы задним числом. При смене духовника полная Исповедь нужна так же, как передача истории болезни при смене лечащего врача.

Помыслы

Очищать покаянием необходимо не только греховные дела, но и помыслы, так как грех часто начинается с мысли. Обычный путь развития греховного помысла: прилог, сосложение, пленение, исполнение. Прилог – появление помысла в нашей мысленной области. Ошибочно было бы считать, что все возникающие в нашей голове мысли – наши, то же можно сказать и об образах, и о чувствах, и о снах. Они бывают от Ангелов, от нашего естества и от бесов, причем от последних чаще, чем хотелось бы. Появление их не всегда зависит от нашей воли. Но, слава Богу, само по себе появление помысла грехом не является, каким бы скверным, даже богохульным он ни был. Грех начинается с нашего отношения к помыслу: принятия или сосложения с ним, с признания его допустимости, правильности, приятности для нас. Если это произошло, помысл уже нужно исповедовать. Но в нашей воле и отвергнуть помысл, изгнать его из ума. Каким же действием? Противоречием, которое удобно выразить словом «не принимаю», и прочтением несколько раз Иисусовой молитвы. Если вредоносный помысл через некоторое время пытается вернуться, надо опять повторить Иисусову молитву. Помыслы навязчивые и опасные, склоняющие нас к совершению больших грехов, необходимо выносить на Исповедь. В этом заключается борьба с помыслами, такая простая на бумаге и такая трудная в действительности. Если бы мы отгоняли от себя греховный помысл на этапе прилога, то не допустили бы дальнейшего пленения им и совершения греха делом.
Борьба с помыслами неверия и богохульства имеет свои особенности. Появление их в уме нельзя приписывать самому себе и приходить от них в ужас и отчаяние. Они всегда вызваны демонами. Поводом же к их возникновению могут послужить плохо написанные иконы, ошибки при чтении молитв, перестановки букв в священных словах, нечистые ассоциации, шутки на темы Священного Писания и церковной жизни. Богохульные помыслы не вменяются нам в вину, если мы с ними не соглашаемся. От нас требуется осознать искушение бесовское и вменять эти помыслы в ничто. Одно то, что подобные мысли появляются и пребывают в нас против нашего желания, показывает, что они не наши. Чем меньше мы будем беспокоиться и переживать по их поводу, тем скорее они от нас удалятся. В случае появления внутреннего смущения, полезно отмежеваться от чуждых помыслов и отметить свое несогласие примерно такими словами: «Хула твоя, бес, да падет на главу твою, я же её не принимаю». За увлечение помыслом богохульства и промедление в борьбе с ним надо приносить покаяние на Исповеди.
Очень серьезный и опасный противник духовной жизни – помыслы неверия. Они появляются в уме без всякого повода, в самые неожиданные мгновения. Они то понемногу подкапываются под нашу веру, действуя длительно и упорно, то бросаются на отчаянный штурм. К их нападению надо быть постоянно готовым. Св. Отцы не рекомендуют входить с бесом неверия в прения и доказательства, в которых он гораздо искуснее нас. Его безбожные помыслы надо отгонять усилием воли, молитвой, чтением Евангелия, Псалтири. Мне удавалось прогонять их также воспоминанием своего страшного внутреннего состояния при неверии, которое я и сейчас хорошо помню, и вопросом: «А что будет после смерти?»
Помыслы добрые, согласные с заповедями Божиими, в исповеди не нуждаются. То же можно сказать о помыслах бытовых, хозяйственных, профессиональных, связанных с необходимыми попечениями о внешней материальной стороне нашей жизни, если они не противоречат нравственности.
«Помыслы, хотя и греховные, но мимоходящие, не усиливающиеся усвоиться душе, не нуждаются в немедленной исповеди. Отвергай их, не внимай им, заглушай их воспоминанием противоположных им Евангельских Заповедей. Упомяни о них в общих словах, отнюдь не принимая бессмысленной заботы исчислить их. На исповеди перед причащением святым Христовым Тайнам скажи, что ты, сверх значительных грехов, которые должно изложить с точностию, согрешил разными помышлениями, словами и делами, в ведении и неведении»[7].

Три периода духовной жизни

Теперь пришло время сказать о другом общем законе духовной жизни, а именно о трех ее периодах. Прообразовательно они соответствуют трем временным отрезкам странствования ветхозаветного израильского народа к земле обетованной: исшествию из Египта, скитанию по пустыне, входу в страну обетования.
Итак, первый период духовной жизни – период призывающей благодати Божией. Он начинается с сознательного обращения человека от неверия к вере. Уверовавший получает обильнейшую Благодать Божию: ему легко выстаивать длительные богослужения и молиться дома, соблюдать посты, он не может всем этим насытиться. Его часто посещают умиление и духовная радость. Священные книги вызывают у него восторг и желание подражать святым угодникам Божиим. В согрешениях он горячо кается, в поступках – слушается своей совести. Меняется его мировоззрение: взгляды, понятия, отношение к событиям, поведение. Одновременно с большими внутренними переменами перестраивается внешняя жизнь: изменяются отношения с родственниками, круг знакомых (вместо прежних появляются новые), зачастую приходится поменять место работы и место жительства. Для всего этого нужны силы и содействие Божие, и они человеку щедро даются. Если он не был крещен в младенчестве, то осознанно принимает Крещение. Отрыв его от прежней греховной жизни подобен исшествию Израиля из Египта, сопровождавшегося многими чудесами и божественной помощью. Переход же через Чермное море и потопление фараона подобны Крещению, при котором человек освобождается от рабского подчинения духовному фараону – диаволу. В этом заключается существенное отличие человека некрещеного от крещеного: первый находится в рабской зависимости от диавола и не может сопротивляться ему, второй же, если захочет – то может с Божией помощью.
Теперь мы в состоянии ответить на вопрос, для чего же дается человеку призывающая благодать Божия? Для отрыва от прежней греховной жизни, перестройки внутреннего мира, укрепления веры, приобретения благочестивых навыков к молитве, постам, посещению храма, для получения опыта непрелестного благодатного внутреннего состояния, о котором он потом будет вспоминать и к которому будет стремиться. Призывающая Благодать дается новоначальному христианину не по заслугам, а даром, на короткое время, обычно около трех лет. Надо дорожить этим временем и успеть выполнить то, для чего призывающая Благодать предназначена.
Общая ошибка новоначальных заключается в мысли, что призывающая Благодать будет всю жизнь их постоянной спутницей. И они планируют свое будущее с учетом этого обстоятельства: мечтают оставить мир, уйти в монастырь, в лес, в пустыню, в горы, чтобы там предаться одному только богоугождению. Но по прошествии времени они вдруг чувствуют в себе странную перемену: горение духа сменяется охлаждением, молиться, поститься и ходить в храм – не хочется, частыми гостями души становятся мысли и чувства гнева, блуда, уныния, маловерия. Человек начинает метаться, искать причину происходящего, хочет вернуть утраченное. Иногда, и даже зачастую, эта неприятная перемена застает его уже в монастыре, и тогда он думает поправить дело сменой монастыря или возвращением в мир. Возможно, одна из причин трехлетнего искуса перед принятием монашества связана с тем, что человек должен пережить оставление призывающей Благодати, и тогда уже основательнее выбрать жизненный путь.
Оставлением призывающей Благодати начинается второй период духовной жизни – несение Креста своего. Кто понимает это и правильно воспользовался первым периодом своей духовной жизни, те вступают во второй подготовленными, без смущения и страха. Те же, кто провел его без пользы, не понимая происходящего с ними, быстро теряют свою духовность, перестают посещать храм, их интерес к спасению исчезает и они втягиваются в русло прежней мирской жизни.
В Священном Писании образ второго периода духовной жизни мы видим в сорокалетнем странствовании израильского народа по пустыне. Подобно оазисам и колодцам, посылает Господь христианину утешение и помощь, подобно манне питает его Святыми Дарами в Таинстве Причащения, избавляет от ядовитых угрызений древнего змия изображением Креста. Все, кто вышел из Египта, оказались недостойными земли обетованной и умерли в пустыне. В землю обетованную вошли уже новые люди, родившиеся в странствии. Так и ветхий наш человек во второй период духовной жизни должен умереть, а новый, евангельский, окрепнуть и подойти к границе земли обетованной. В этот период христианин своей жизнью исполняет слова Апостолов: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Второй период духовной жизни продолжается несколько десятков лет, и чаще всего в землю обетованную христианин вступает уже после смерти.
Возникает вопрос: «Неужели второй период духовной жизни совсем безблагодатный? Каким же образом пребывает с нами Благодать Святого Духа, полученная в таинстве Крещения?» Она, конечно, остается с нами, но неявно, а подобно светильнику, горящему под спудом. Без помощи Благодати мы не смогли бы ни веровать, ни молиться, ни преодолевать искушения. Духовная жизнь христианина в окружающем его греховном мире держится только на Благодати Божией и является настоящим чудом. Если в нас есть духовная жизнь – значит есть и Благодать, которая ее невидимо поддерживает.
Но некоторые из христиан еще в земной своей жизни сподобляются вкусить начатки будущих благ. Укрепляясь и постепенно возрастая во втором периоде духовной жизни, Благодать, наконец, «прорастает» наружу, и становится очевидной для самого духоносца и для всех окружающих.
Здесь начинается третий период духовной жизни – возвращение благодати Божией, которую христианин ощущал в период своего призвания, но в еще более сильной степени. Этого сподобились святые, многие из которых канонизированы Церковью.

57

Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками.
Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми.

Протопресвитер Фома Хопко

Милосердие – начинается дома! Не надо искать добрых дел на стороне – ДОБРЫЕ дела и добрые отношения – начинаются дома. Проверкой нашей истинной доброты – является наше отношение — к домашним. Добрый человек – он везде добр, и в первую очередь, в своем — доме, в своей – семье!

Протоиерей Артемий Владимиров

58

святитель Николай Сербский. Миссионерские письма https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … kie-pisma/

К русскому читателю

Перед вами сборник писем одного из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Церкви – Николая Велимировича.

Православный писатель, создавший такие произведения, как беседы «Над грехом и смертью», «Омилии», «Охридский пролог», «Нагорные проповеди», «Слово о Всечеловеке», оставивший после себя и много других подобных духовных жемчужин, отвечает на вопросы верующих. К сожалению, из множества писем сохранилось лишь около трехсот.

Их ценность и красота заключаются в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности.

Его стиль – поэзия, язык чист, как горный родник. Он сам – носитель святоотеческого Православия, золота, переплавленного в семь Вселенских Соборов.

Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией сербского народа.

«Миссионерские письма» спасли множество сербских душ от блужданий по пустым нивам, где царит духовный голод, от отпадения от святоотеческого Православия, от уныния и отчаяния в тяжелейших условиях рабства и частых войн.

Под влиянием этой книги была создана «Народная православная христианская община», которую возглавил сам владыка Николай, насчитывавшая более двухсот тысяч зарегистрированных членов и внесшая неоценимый вклад в сохранение веры и нравственности в Сербии.

С сердечным теплом мы передаем эту книгу в руки русского читателя, передаем ее братскому русскому народу с надеждой, что она еще больше сблизит нас в нашем святом и прекрасном Православии.

Епископ Шабацко-Валевский Лаврентий

59

Я, Советы новичкам: что читать по Православию

https://zen.yandex.ru/media/id/5e592d27 … 216221ae4c

60

Святитель Николай Сербский. Беседы на Евангелия https://azbyka.ru/audio/nikolaj-serbski … eliya.html

«Когда Господь наш Иисус Христос умирал на Кресте, Он и в предсмертных страданиях старался принести людям пользу. Думая не о Себе, но о людях, Он, испуская дух, дал человеческому роду один из величайших Своих уроков. Это урок прощения. Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Никогда раньше ни с одного места казни не слыхали таких слов. Напротив, раньше казнимые, невиновные или виновные, взывали к богам и людям, прося о мести. “Отомсти за меня”, — вот слова, которые чаще всего можно было услышать на месте казни до Христа, да, к сожалению, и сегодня можно услышать у многих племен — даже тех, что крестятся святым Крестом Христовым. А Христос при последнем издыхании прощает Своим ругателям, мучителям и убийцам, просит Отца Своего Небесного, чтобы и Он им простил, и, более того, еще и находит для них оправдание: не знают, — говорит Он, — что делают». — Святитель Николай (Велимирович).

Аудиокнига записана студией «Феофания» по заказу медиапортала «Предание» и размещена с разрешения студии «Феофания».

Автор: Николай Сербский (Велимирович)
Исполнитель: Владимир Козичев
Год выпуска: 2008

Эта же книга на портале "Предание.ру" (аудио и текст)

Святитель Николай Сербский. Беседы на Евангелия https://predanie.ru/book/71708-besedy/

Николая Сербского называют Новым Златоустом». Действительно, его беседы поражают поэтичностью, образностью, красноречием и глубиной. Предлагаемые здесь «Беседы» — сборник проповедей Николая Сербского. «Не будем терять ни одного дня; ибо всякий день может оказаться последним и решающим; всякий день может принести погибель миру сему и утреннюю зарю Дня оного вожделенного. […] Да не постыдимся в День ярости Господней ни пред Господом, ни пред воинствами Его святых ангелов, ни пред многими миллиардами праведников и святых. Да не будем навеки разлучены от Господа, и от ангелов Его, и от праведников Его, и от наших сродников и друзей, кои будут по правую сторону. Но да воспоем со всем бесчисленным и лучезарным полком ангелов и праведников песнь радости и победы: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Аллилуиа!”. И да славим вместе со всем воинством небесным Спасителя нашего, Бога Сына, со Отцем и Святым Духом — Троицу Единосущную и Нераздельную, во веки веков. Аминь», — вот один из примеров бесед свт. Николая Сербского.

61

Есть известный цикл фильмов "Притчи" https://www.youtube.com/playlist?list=P … Gh8rK1Rihi .

Сегодня узнала, что есть цикл бесед по ним:

Ошибки неофита https://www.youtube.com/playlist?list=P … qUYGxTWbob

Иерей Сергий Нежборт служит в Свято-Елисаветинском монастыре.  В проекте "Ошибки неофита" священник разъясняет журналисту Вадиму Янчуку простыми словами сложные вопросы православной веры. Батюшка помогает неопытному в христианских вопросах молодому человеку разобраться, как правильно молиться, держать пост, всех любить и, главное, никого не осуждать.

62

63

Интересный проект:

Молимся по часам. Богослужение суточного круга https://azbyka.ru/chaso-slov/ .

64

Именины (День Ангела) — как определить день именин? https://www.pravmir.ru/imeniny/ :

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства.

Содержание статьи

    Именины
    Как определить день именин?
    Как определить свой день именин, если святых с этим именем несколько?
    Мужские и женские имена
    Мужские православные имена
    Женские православные имена
    Как подражать своему святому?

65


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » Новоначальным


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно