https://diak-kuraev.livejournal.com/3014828.html

Будем жить!
О неистребимости религиозной потребности людей

1. Посетители музея атеизма в Исаакиевским соборе "пытались класть деньги в церковную кружку с этикеткой «Церковная кружка из храма Христа спасителя»"
Кузнецов М. О научной в кавычках работе Центрального антирелигиозного музея // Советский музей. 1937 № 1 с. 22 (Хрим Христа Спасителя был в Москве и к 1937 году был уже взорван, но ленинградцы жертовали ему свои копейки).

2. могила пионера-героя Павлика Морозова была ограждена обычным железным заборчиком. По углам были врыты трубы-столбики. И вот в эти полые трубы паломники засовывали записки с самыми разнообразными просьбами: «Одни хотят, чтобы им купили велосипед, другие мечтают благополучно сдать экзамены, третьи подумывают об удачной женитьбе… Они верят, что призрак пионера может помочь».

Замостьянов А. Пионер союзного значения: как крестьянский мальчик стал советским святым // Известия 14 ноября 2018 https://iz.ru/811164/arsenii-zamostiano … im-sviatym

3. В 1998м в Ханты-Мансийске работницы местного музея рассказывали мне, что недавно у них появился новый постоянный посетитель. Мальчик лет 12-ти ежедневно перед школой (наверно, учился во вторую смену) заходил к ним и уверенно шел в зал, где стояло чучело медведя. Оказалось – он молился медведю…
Еще одна форма религиозной архаики