БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Церковь Православная » Единоверие, старый обряд в Русской Православной Церкви


Единоверие, старый обряд в Русской Православной Церкви

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

ЕДИНОВЕРИЕ http://www.pravenc.ru/text/189549.html (статья в Православной Энциклопедии)

На портале "Православие.ру" есть цикл статей, посвященных этой теме. Добавлю несколько ссылок, через которые можно найти остальные статьи:

Антон Леонтьев. Священник Иоанн Миролюбов: «Старый обряд живет в Русской Православной Церкви» http://www.pravoslavie.ru/58756.html .

Владимир Басенков. Единоверие: вчера, сегодня, завтра http://www.pravoslavie.ru/104548.html .

Владимир Басенков. «Сокрытая Русь»: как живут единоверцы сегодня (+ВИДЕО) http://www.pravoslavie.ru/115807.html .

2

Из новой жизни старого обряда http://protoinfo.ru/iz-novoy-zhizni-starogo-obryada/ (Людям-Миловская единоверческая община Санкт-Петербурга)

3

4

Ссылка встретилась интересная:

Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции http://www.oldrpc.ru/ .

5

Старообрядцы: Назад, в будущее! https://www.pravmir.ru/nazad-v-budushhee/ .

6

Владимир Басенков. Сокровище единоверцев: устав о домашней молитве http://www.pravoslavie.ru/121457.html

Свернутый текст

Вплоть до революции в России повсеместно существовала традиция совершения богослужений «мирским чином». Миряне в отсутствие в храме священника или же дома, всей семьей совершали частично или полностью суточный круг церковной службы. Куда подевалась эта добрая традиция, как ее возродить и какую пользу она несет для всего организма Церкви, поговорим сегодня.

«Седмерицею днем хвалих Тя»
Суточный круг православного богослужения делится на следующие части:
вечерня,
повечерие (у единоверцев называется «павечерницей»),
полунощница,
утреня,
первый час,
часы (третий, шестой, девятый час)
обедница (изобразительны).
В древности, например в Византии, все части церковной службы совершались отдельно одна от другой. С распространением христианства, особенно в крупных городах, богослужение укрупнялось и до нас дошло в привычном виде соборной молитвы вечером (когда начинается богослужебный круг) и утром.
В прежние времена населенность территорий была менее плотной, а транспортное сообщение более трудным и длительным. Один священник мог окормлять обширные территории, его отъезд мог растягиваться на месяцы. Прихожане оставшегося без пастыря храма не имели права останавливать церковную молитву и продолжали совершение богослужений без священника. Естественно, Таинства становились для мирян недоступными, но клирос продолжал петь и читать, а священнические возгласы заменялись специальными, произносимыми так называемым «старшим» из мирян.
Русь, принявшая веру из Византии, переняла и ее обычаи. Домашнее богослужение люди стремились приблизить к храмовому, поэтому утренними и вечерними молитвами дома были, как правило, части суточного круга, а в особых случаях служба совершалась целиком главой семейства и его домочадцами. Например, утром обычно молились, вычитывая полунощницу, вечером – павечерницу. Для этого могли использоваться лишь Часослов или Псалтырь с возследованием. Древние книги были универсальнее современных: в них делалось много вставок, необходимых для совершения богослужения самостоятельно. Достать полный сборник всех церковных книг не представлялось возможным и из-за дороговизны, и из-за маленьких тиражей.
К красоте церковной службы в древности относились серьезно и основательно. На церковных книгах воспитывались целые поколения. Протяжные знаменные песнопения в один голос навсегда откладывались в сознании детей и формировали жизненный ритм неспешности и светлой мерности. Человек стремился, несмотря на насущные потребности, посвящать время молитве, услаждаться словом Божиим и совершенствоваться в нем.
Неудивительно, что молитву дома стремились приблизить к храмовой. «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17) русские люди понимали не только количественно, но и качественно. Какой толк от молитвы, если ее совершать тяп-ляп, без погружения и создания специальной атмосферы, в которой можно действительно отрешиться от шума мiра и услышать Бога?
Семья, дом были малой Церковью не только в духовном, но и в физическом смысле. Состоятельные граждане или умельцы-плотники могли позволить себе сооружать во дворе или даже в доме часовни и домовые храмы. Делалось это не ради красоты или горделивого соревнования с соседями, а для самой что ни на есть молитвы. Верующие старались глубже проникать в смысл текстов, лучше понимать символизм богослужения.
Начиналась молитва с вечерни, потому как вечер был поставлен в Книге Бытия на первую позицию: «и бысть вечер, и бысть утро» (Быт. 1: 5). Начало истории человека было радостным, но быстро омрачилось грехопадением.
Повечерие преподобный Кассиан Римлянин описывает как службу, совершаемую «после вечера» или после ужина. Изначально она была молитвой «на сон грядущим» для иноков. Неудивительно, что она и стала своеобразным аналогом вечерних молитв у мирян в более позднее время. На повечерии до наших дней сохранился чин прощения с коленопреклоненной просьбой Богу простить молящимся все совершенные за день прегрешения.
На полунощнице вспоминается неотвратимость Второго Пришествия Христова. Эта служба, как совершаемая первой после сна, стала на Руси негласным утренним молитвенным правилом. В приходской практике единоверческих общин она обычно совершается как первая служба утреннего богослужения.
События утрени посвящены явлению в мир Христа и Его Воскресению. Сегодня на приходах утреня чаще служится в вечернее время. В древности ее также могли отмаливать дома ранним утром, тогда как на полунощницу просыпались в полночь.
1-й час посвящен воспоминанию Суда Пилата и первосвященников над Господом, 3-й – сошествию Святого Духа на апостолов, 6-й – распятию и страданию Христа на кресте, 9-й – крестной смерти.
Вместо Литургии мирским чином обычно служили обедницу и совершали молебен, посвященный празднику дня. Надо отметить, что таким образом миряне совершали полный круг чаще, конечно же, в храмах и часовнях соборно, в отсутствие священнослужителя. Для дома это было редкостью, но не отменяло такой возможности. В любом случае христиане старались жить богослужебным кругом, ведь храмовая служба на Руси была лучшей школой богословия. Отсюда и их длительность, которая позволяла погрузить людей во внимательное вслушивание в слова священных текстов.
Нам сегодня представляется почти невозможным совершать самостоятельно богослужение в домашних условиях. Работа, семья, миллион забот… Но стоит хотя бы попробовать, и если не отмаливать весь суточный круг, то хотя бы – его части. Ниже мы поговорим о замене суточного круга Иисусовыми молитвами и Псалтырью, а также о том, зачем современному мирянину нужна эта практика. Но обо всем по порядку.
«Приготовь себя»
Если богослужение – праздник, да еще и неотмирный, значит, он требует особой подготовки.
У единоверцев сохранился добрый обычай иметь специальную молитвенную одежду, которая предназначена не для физического, а для духовного труда. Это вполне логично для традиционных культур и берет свое начало из глубокой древности. Правда, сегодня и эта традиция уходит из наших приходов, но все же мужчины стараются надевать кафтаны и рубахи-косоворотки с поясами, а женщины закалывают платки под булавку и облачаются в красивые русские сарафаны. Это не «косплей» и «выпендреж», как принято сейчас говорить, а один из способов психологически настроить себя на молитву. Мы ведь надеваем на работу строгий костюм, а на тренировку – спортивный. Кроме того, на соборной молитве наш внешний вид помогает создать необходимую атмосферу. Думая об окружающих нас людях, мы минимизируем повод для соблазна.
В домашней обстановке с этим, конечно же, проще. Но завести традицию «молитвенной одежды» по возможности будет полезно, в том числе и для детей. Это вкладывает свой кирпичик в формирование чувства святыни и того, что молитва – особое дело.
Здорово, если получается молиться при свечах или лампадах. Если не позволяет зрение, конечно, можно пользоваться электричеством. Свечи и лампады – не правило, но еще один способ настроя на молитву.
И, наконец, важное условие – совершение перед чтением священных текстов семипоклонного начала. Его также называют приходными и исходными поклонами, он предваряет богослужение (домашнее или храмовое) и следует в его завершении:
«Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).
Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем (поклон всегда земной).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).
И ныне и присно и во веки веков, аминь (поклон поясной).
Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи, благослови (поклон поясной)».
И завершаем маленьким отпустом:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения)».
Уже настроились?
Начал – универсальное молитвословие, его часто совершали перед выходом из дома в храм и по возвращении из него, да и просто перед тем, как покинуть дом. Бывает, что им заменяют утренние и вечерние молитвы вообще в отсутствие времени или при сильной усталости. Началом могли предварять и завершать какое-либо дело. Знаменитое выражение «положить начало» родилось как раз отсюда. Иными словами, человек совершал эту обязательную молитву и таким образом начинал дело с обращения к Богу.
Теперь самое время переходить к основной части молитвы. Здесь не представляется возможным выложить даже один из текстов суточного круга. Скажу лишь, что все они находятся в открытом доступе и стоят совсем недорого в печатном виде. Вечернее богослужение занимает обычно 4 часа, утреннее – 2, если совершать их как положено в домашних условиях. Естественно, повечерие и полунощница – это 30–40 минут, примерно такое же время уходит на имеющиеся в современной практике мирян утренние и вечерние молитвы, поэтому взять их на вооружение не составит труда.
Мои коллеги уже писали, что в дни больших церковных праздников или же при невозможности пойти в храм службу можно вынужденно совершить и дома. Таким образом вы как бы присоединитесь к соборной молитве и вашего храма, и всех православных приходов, поскольку фактически будете совершать такое же богослужение. В этом есть несомненная духовная польза.
Поклонами и Псалтырью
Выше уже говорилось о методиках замены суточного круга. Раньше это делалось иноками в скитах и мирянами при отсутствии необходимых богослужебных книг. Но мы в своей приходской практике пробовали и соборную молитву совершать подобным образом. В любом случае, для келейной, семейной молитвы такие познания будут только на пользу.
Итак, практика замены суточного круга богослужения Иисусовой молитвой с поклонами и без них имеет очень древние корни. Подвизавшиеся в отрыве от цивилизации иноки молились с помощью вервиц (древних четок). К слову, обычай этот сохранился и до наших дней – например, в афонских монастырях иногда отдельные части суточного круга монахи отмаливают с помощью Иисусовых молитв келейно или соборно.
Правило молитвы по лестовке без поклонов:
За вечерню: 600.
За великое повечерие: 700.
За малое повечерие: 400.
За полунощницу: 600.
За утреню: 1500.
За часы: 1000; с почасием: 1500.
И с поклонами:
За вечерню: 300 поклонов.
За великое повечерие: 300 поклонов.
За малое повечерие: 200 поклонов.
За полунощницу: 300 поклонов.
За утреню: 700 поклонов.
За 1-й час: 150 поклонов.
За 3-й, 6-й, 9-й часы: 500 поклонов; за часы с почасием: 750 поклонов.
Перед совершением данных молитв также необходимо «положить начал» и перед каждой частью службы и после нее также прочитать молитвы. Указания на то, как совершать подобную службу, есть в «Уставе о домашней молитве», распространенном в старообрядческой среде.
Если же вы решите помолиться по Псалтыри, то указания следующие:
За вечерню: 2 кафизмы.
За великое повечерие: 2 кафизмы.
За малое повечерие: 1 кафизму.
За полунощницу: 2 кафизмы.
За утреню: 5 кафизм.
За 1-й час: 1 кафизму.
За 3-й, 6-й, 9-й часы: 3 кафизмы.
Поклоны, как известно, дают духу и телу особую бодрость, и если попытаться совершить весь круг с помощью лестовки, на это у вас уйдет вечером около 2 часов, утром чуть более одного. Молитва по Псалтыри приближается по времени чтения к совершению службы мирским чином по книгам.
Церковь без молитвы – не Церковь
Статья не позволяет более подробно и детально рассмотреть все тонкости совершения домашнего богослужения и требует специальных книг. Благо, сегодня всю информацию можно найти в интернете или приобрести в печатном виде. В общих чертах я рассказал, как молиться суточным кругом и как можно заменять его не менее полезными для души Иисусовой молитвой и Псалтырью.
Надо сказать, что подобная практика расширяет духовный кругозор. Выше уже отмечалось, что богослужение на Руси было лучшей школой богословия. Не книги или слова проповедника (хотя куда без них!), а именно служба. Она включала в себя корпус текстов, которые прочитывались и распевались, принося пользу душе, соединяя с Богом, открывая новые горизонты созерцания. Самостоятельная молитва церковной службой дает понимание многих, порой весьма тонких аспектов духовной жизни, которые могут уйти от мирянина на службе в храме.
Во-первых, вы сможете ближе познакомиться с храмовым богослужением. Весь символизм службы лучше раскроется для вас на практике, пропущенной через себя, то есть прочитанной самостоятельно. Во-вторых, сама практика мирских богослужений, даже не дома, а среди групп верующих и даже на приходе со священником, учит мирян ответственности, укрепляет церковное самосознание, меняет их отношение к службе, подвигает на более активную приходскую деятельность. Мнение автора таково: практическое погружение мирян в службу, то есть частая практика ими богослужения дома или на приходе, укрепляет и Церковь.
К сожалению, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с таким печальным явлением, как нивелирование в церковной среде молитвы. Поражает трактовка слов «вера без дел мертва», где молитва, то есть первое дело веры, почему-то делом и не считается. Текст молитв в храме словно игнорируется, и это живое слово общения с Богом, слово Бога, через чтеца или певца обращенное к сердцу человека, низводится чуть ли не до заклинания, которое лишь бы звучало, а что и как – не важно.
Молитва – это не заклинание. Это и голос Божий, сквозь шум житейского моря доносящий до нас важнейшие смыслы бытия, и наши собственные слова Господу, покаянные, благодарственные или хвалебные. Каждое слово текста молитвы мы пропускаем сквозь собственное сердце. Это один из важнейших шагов для обретения утраченной связи с Богом. Ведь если Церковь перестает молиться, она перестает быть Церковью.

7

8

Татьяна Веселкина. АМЕРИКАНСКИЙ ПРОТОПОП ПИМЕН ЕВСТАФИЕВИЧ САЙМОН И ЕГО ПРИХОЖАНЕ http://www.pravoslavie.ru/123628.html

... Я спрашиваю своих прихожан: кто мы? Мы – американцы православного вероисповедания, служащие по старому обряду. Некоторые приходят в храм и надеются увидеть здесь таких же старообрядцев, которые изолированно живут в Сибири. Но мы – американцы, и мы не притворяемся кем-то иным, не подстраиваемся под русских. И если бы мы не были теми, кем являемся, то в наше время точно бы не выжили. Особенно в таком месте, как Ири. Это не Нью-Йорк и не Вашингтон. Здесь нет многочисленных русскоязычных иммигрантов. И если мы не будем открыты людям других национальностей, мы прекратим свое существование. ...

... У нас в старом обряде есть интересная традиция. Единственная женщина, именующаяся Марией, – это Божия Матерь. Все остальные – Марьи. ...

... У старообрядцев дети вообще ведут себя в храме примерно. А если охарактеризовать одним словом поведение в старообрядческом храме и взрослых прихожан, и детей, то это – порядок. Для нас неприемлемо, чтобы дети во время службы бегали по храму, кричали. С другой стороны, из-за этого мы, возможно, и теряем вновь приезжающих русскоязычных. Они считают, что старообрядцы – народ фанатичный. ...

... Мы следим за тем, чтобы состояние нашего района не ухудшалось, чтобы он не вырождался. Мы стараемся очищать район от трущоб, покупаем дома, ремонтируем и восстанавливаем их, строим новые здания. Мы хотим, чтобы наш храм находился в безопасном окружении. Для нас важно содержать район чистым и опрятным.

Храм и вся эта недвижимость принадлежат приходу. Приход сам выбирает священника. Так что наши труды не пропадут. ...

... Всем в Ири известен наш храм с золотыми куполами в районе Бэйфронт на берегу одноименного озера. Еще когда я учился в школе, я знал, что этот храм – уникальное место, есть в нем что-то особое. Его нужно обязательно сохранить, и это – дело молодых.

Я говорю молодежи: я не фрик, который ничего не знает о современном мире. Когда я был юношей, я много лет занимался спортом: бегом, поло, бейсболом, – ухаживал за девушками. И я ходил в храм. Когда у меня была юридическая практика, я тоже ходил в храм. Когда я стал наставником, я надевал вышитую рубашку вместо костюма – и шел в храм. Поэтому не говорите, что у вас работа и другие дела.

Я по сей день люблю читать, стараюсь следить за тем, что происходит в мире. Часто мои проповеди связаны с актуальными событиями сегодняшнего дня. И я ссылаюсь на то, что прочитал в The New York Times или Time Magazine.

Я работаю с группой молодежи 20–21 лет. Я им говорю: получайте образование, возвращайтесь, находите себе невесту в храме, женитесь, рожайте по трое детей. И приход будет жить!

9

Джесси Доминик. 

О святых мощах, старом обряде и Православии в Сан-Франциско. Беседа со священником Эдуардом Хендерсоном (ПЦА). Часть 1 https://pravoslavie.ru/125587.html
О первенстве в Церкви, проповеди в среде греха и чистоте церковного учения. Беседа со священником Эдуардом Хендерсоном (ПЦА). Часть 2 http://www.pravoslavie.ru/125682.html

Добавила ссылки, не прочитав. Про старый обряд, как оказалось, в статье совсем мало. Упоминается Михайловская Слобода. Посмотрела в сети, выходит ссылка на сайт http://www.edinoverie.com/.

Отредактировано Ольга79 (2019-11-21 18:02:08)

10

В ПРАЗДНИК ПОКРОВА МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ ТИХОН СОВЕРШИЛ ПЕРВУЮ ЗА НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ АРХИЕРЕЙСКУЮ ЛИТУРГИЮ ДРЕВНЕРУССКИМ ЧИНОМ В ПСКОВЕ https://pravoslavie.ru/134596.html

11

Очень интересно.

12

Меня особо этот момент заинтересовал (цитата из статьи):

... По запричастном стихе митрополит Тихон обратился ко всем собравшимся с Архипастырским словом. Во время проповеди владыка сказал:

«Мы, священники, сегодня молились в алтаре теми молитвами, которые от сердца и словами шли к Богу и у преподобного Сергия Радонежского, и у преподобномученика Корнилия. Все священники, до конца XVII века, молились именно так. Это молитвы совершенно особенные: очень глубокие, очень трогательные и очень ясные. Желая сделать более ясным славянский язык, как это ни парадоксально, во многом его усложнили. Молитвы древлеправославного богослужебного чина значительно понятнее даже для обычного человека, чем молитвы никоновского перевода. Но не нам судить их! ...

Если дониконовские тексты более понятные, может быть, стоит как-то переработать современные богослужебные тексты именно в этом направлении - подправить то, что, действительно, требовало исправления в дониконовских текстах (насколько помню прочитанное-прослушанное по этой теме, в текстах было то, что требовалось исправить, но местами по новогреческим текстам наисправляли и то, что было у нас правильно)?

В данном случае я имею ввиду именно тексты нашей богослужебной традиции, не выступая за переход обычных приходов на уклад единоверцев - я лично службу полным чином не выстою. Но есть люди, которые молились бы и молились. Если бы не нуждались в еде и отдыхе и службы бы не заканчивались, они из Храма не уходили бы, наверное. 

Возможно, я безграмотно выразилась, но общий смысл, думаю, понять можно.  :)

13

Мысль хорошая, думаю. Но. Это сложно. Менять здесь непросто, даже и малость.

А вообще...всегда, когда читал о Никоновских реформах, есть какая-то досада...
Ну почему так топорно все вышло...
Ведь и старые тексты были одухотворенны...
С троеперстием...
Ну как-то мягче с людьми...объяснить бы надо толково, а коли уже против, кто, то хоть бы сразу не запрещать...

Понятно, что мое мнение здесь далеко от всех проблем, но сколько не читал о тех событиях, всегда возникало чувство, что события раскола были не обязательны.

14

Тоже почитал и посмотрел фото с этой Службы. Потрясает энергия митрополита Тихона! Как мало таких подвижников...особенно в миру.

15

Мало, но есть.  :)

Андрей Кир написал(а):

Мысль хорошая, думаю. Но. Это сложно. Менять здесь непросто, даже и малость.

А вообще...всегда, когда читал о Никоновских реформах, есть какая-то досада...
Ну почему так топорно все вышло...
Ведь и старые тексты были одухотворенны...
С троеперстием...
Ну как-то мягче с людьми...объяснить бы надо толково, а коли уже против, кто, то хоть бы сразу не запрещать...

Понятно, что мое мнение здесь далеко от всех проблем, но сколько не читал о тех событиях, всегда возникало чувство, что события раскола были не обязательны.

Да, менять непросто, особенно, после Патриарха Никона. Кардинально менять - наверное, и не нужно. Думаю, было бы интересно специалистам проанализировать, сравнить при современных возможностях. Если мне память не изменяет, есть такие, кому сейчас это интересно в частном порядке.

Книжная справа и до Патриарха Никона шла на Руси с разногласиями, осуждениями, оправданиями. Как понимаю, были расхождения в том, что брать за образец и по какому принципу править, а при Патриархе Никоне и Алексее Михайловиче процесс усугубился политическими расчетами, поэтому и сделали то, что сделали и таким образом. Плюс было недоверие к некоторым справщикам, например, Арсению Греку.

КНИЖНАЯ СПРАВА https://www.pravenc.ru/text/1841566.html :

... Начатая по инициативе царя Алексея Михайловича реформа богослужения по греч. образцу и обеспечивающая ее К. с. получили последовательную реализацию при патриархе Никоне (1652-1658), с именем которого они и связываются. В 1653 г. патриарх Никон перевел Московский Печатный двор в свое непосредственное подчинение (ранее типография состояла в ведении Дворцового приказа), сам назначал справщиков и давал им указания, активно продвигая К. с. Первым изданием, воплотившим никоновские идеи по преобразованию русского богослужения, стала Следованная Псалтирь (11 февр. 1653), в к-рой по указанию патриарха были опущены статьи о числе поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина и о двоеперстии, занимавшие видное место в предшествующих изданиях Псалтири. Справщики, высказавшие свое несогласие, были уволены, среди них старец Савватий и иером. Иосиф (Иоанн Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 г., патриарх Никон разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве прп. Ефрема Сирина поясными и о введении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. С этого времени начался протест против богослужебной реформы и К. с.- церковный раскол.

Патриарх созвал в Москве в 1654 г. Собор, осудивший действия его противников и постановивший исправить основные богослужебные книги. Текст первой исправленной книги - Служебника и исправленный текст Символа веры были одобрены на Соборе в 1655 г. В том же году Служебник был напечатан и введен для всеобщего употребления в Русской Церкви. В 1655 г. был издан, но не обнародован сб. «Скрижаль», содержащий офиц. обоснование реформ, в составлении к-рого принимал непосредственное участие патриарх Никон. После издания Служебника и «Скрижали» патриарх почти не следил за ходом К. с., передав ее в руки справщиков, и занимался только разработкой чина архиерейского служения. Издание новоисправленных книг на Печатном дворе продолжилось: вышли Триодь постная (1656), Евангелие (1657), Служебник (4 издания: 1657 - дважды, 1658 - дважды), Ирмологий (1657), Псалтирь следованная (2 издания: 1658, 1660), Требник (1658), Пролог (2 издания: 1659-1660, 1661-1662), Минеи служебные, общая и праздничная (1660-1663), Триодь цветная (1660) и др. Результаты К. с. были официально утверждены решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг. с участием вост. патриархов, постановившего: «Книги новопреводныя, исправленыя печатныя суть правы и согласни с нашими греческими книгами» (Служебник. М., 1667. Л. 3). На этом же Соборе был низложен патриарх Никон. ...

... Никоновская литургическая реформа, направленная на унификацию обрядов по греческому образцу, радикально изменила представления о задачах К. с.: редактирование должно было привести московские богослужебные книги в соответствие с греческими. Основными источниками справы были заявлены слав. рукописная традиция и греч. книги. На Соборе 1654 г. было принято решение «впредь быти исправлению в печатном тиснении Божественным книгам против древних харатейных и греческих книг уставов, потребников, служебников же и часословов» (цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855. С. 146-147). Грекоориентированный характер никоновской К. с. определил изменения в составе справщиков, к справе были привлечены греч. книжники: Арсений Грек (не позднее 1654-1662), Дионисий Грек (1663-1669), занимавшие в 60-х гг. XVII в. ведущее положение среди справщиков. Активное участие в К. с. принимали сведущие в «еллиногреческом языке» Захарий Афанасьев (1641-1678), Евфимий Чудовский (1652-1690, возможно с перерывами), Иосиф (Белый) (1657-1689). В роли координатора К. с. выступал пользовавшийся непререкаемым авторитетом Епифаний (Славинецкий), который осуществлял подбор греч. источников и выполнял переводы с греч. языка. Длительная работа на Московском Печатном дворе этих видных книжников обеспечила преемственность иоакимовской К. с. в отношении никоновской реформы, а также стабильность и единство печатных книг во 2-й пол. XVII в. в текстологическом и языковом отношениях. Грекоориентированность никоновской К. с. и участие в ней греков, прежде всего осужденного ранее за «еретичество» Арсения Грека, вызвали резкий протест старообрядцев.

Хотя справщики декларировали проведение К. с. по греч. оригиналам и древним рукописям, о чем неоднократно заявляли в предисловиях к изданиям (см., напр., предисловие к Служебнику (М., 1655)), на деле, однако, исправление проводилось преимущественно по юго-западнорус. печатным изданиям. Юго-западнорус. источники были авторитетны для никоновских справщиков, поскольку в ходе киево-могилянской К. с. в типографии Киево-Печерского мон-ря в 1-й пол. XVII в. тексты были исправлены по совр. греч. богослужебным книгам и соответствовали совр. греческой богослужебной практике, следов., отвечали основным целям никоновской К. с. ...

Добавлю пару ссылок, чтобы просмотреть, когда время будет (мне удобнее с форума находить):

профессор Николай Дмитриевич Успенский. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspe … v-17-veke/ :

фрагменты

Кто знаком с греческим православным богослужением, тот не может не заметить расхождения его чинопоследований, связанных с таинствами покаяния и причащения, с теми же чинопоследованиями Русской Церкви. Так, в русском Требнике чин исповедания завершается разрешительной формулой: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя; и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В греческом чине этой формулы нет. В русском Архиерейском чиновнике на литургии Иоанна Златоуста положено лику при произнесении слов «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси» делать поклоны, а на литургии Василия Великого при этих же словах – архиерею осенять хлеб и чашу крестным знамением. Кроме того, в обеих литургиях эти слова указано произносить всем сослужащим с архиереем «купногласно, тихим гласом, во едино слово с архиереем; и ниже единем словом предварити кому, или остатися архиереа; но яко из единех уст всем купно рещи». Также «купногласно» положено произнесение слов «И сотвори убо хлеб сей» и «А еже в чаши сей… преложив Духом Твоим Святым» (соответственно в литургии Василия Великого – «Хлеб убо сей», «Чашу же сию» и проч.). В греческом Архиератиконе все перечисленные указания отсутствуют. В русском Служебнике имеется статья «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя литургии», в которой запрещается священнику или диакону, долженствующему потреблять Преждеосвященные Дары, испивать от чаши после причащения Святым Телом по той причине, что «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресуществено в Кровь Божественную, понеже над ним словеса священия не чтошася зде, яко бывает в литургиах Василия Великаго и Иоанна Златоустаго». В греческом Иератиконе этой статьи нет, и священнослужители, в том числе и долженствующий потреблять Преждеосвященные Дары, причащаются по чину литургии Златоустовой.

Все эти расхождения появились только во второй половине XVII века. И как это ни кажется парадоксальным, они возникли в процессе исправления богослужебных книг, предпринятом в целях унификации русского богослужения с греческим. Когда какое-либо грандиозное по замыслу мероприятие приводит к результатам, противоположным намеченным целям, такое положение можно назвать трагическим. В данном случае трагедия усиливалась еще тем, что задуманное патриархом Никоном мероприятие оказалось втянутым в русло несвойственных русскому православному сознанию богословских представлений, и так сильно, что приостановить это течение были не в силах последующие за Никоном патриархи до патриарха Иоакима включительно.

Причин этой трагедии было несколько. Сам инициатор исправления богослужебных книг, патриарх Никон, волевой человек, имевший большое влияние на царя Алексея Михайловича, не обладал теми глубокими богословскими знаниями и ученостью, которыми отличались митрополит Киприан, редактировавший Псалтирь следованную, архиепископ Новгородский Геннадий, попечением которого был сделан первый полный свод библейских книг в славянском переводе (так называемая Геннадиевская Библия), и составитель Четий Миней митрополит Макарий. Показательно, что никаких следов директивных указаний патриарха Никона Московскому печатному двору относительно источников исправления и метода работы справщиков не сохранилось. По-видимому, их и не было. ...

... Далеко не благополучно обстояло дело с самими источниками справы. ...

Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович https://sedmitza.ru/lib/text/439627/ :

фрагменты

... Очевидно церковная реформа, в смысле теснейшего единения русской церкви с тогдашней греческой, в смысле согласования русских богослужебных книг, чинов и обрядов с тогдашними греческими, задумана была царем Алексеем Михайловичем и его уважаемым духовником Стефаном Вонифатьевичем, и что они, еще до патриаршества Никона, уже усиленно подготовляли почву и средства для ее выполнения в определенном духе и направлении.

Из сказанного понятным становится, какую особую исключительную важность придавали царь и Стефан Вонифатьевич тому лицу, которое должно было занять место патриарха Иосифа. Последний догадывался, а вероятно и положительно знал, о планах царя, о том, что он, Иосиф, занимая патриарший престол, мешает новым деятелям, которые с нетерпением ждут, когда он освободит патриаршую кафедру своему преемнику. Иосиф даже стал думать, что его низведут с патриаршества: «переменить меня, скинуть меня хотят, говорил он в последнее время своим приближенным». Но царь, в письме к Никону о смерти патриарха Иосифа, решительно отрицает справедливость подозрений Иосифа о его низвержении: «а у меня, пишеть царь, и отца моего духовного, Содетель наш Творец видит, ей ни на уме того небывало; и помыслить страшно на такое дело»[32]. Вероятно царь и Стефан Вонифатьевич действительно вовсе не думали о низвержении Иосифа, но, в виду его старости и болезненности, конечно думали и говорили между собою о необходимости заранее наметить в преемники Иосифу такого человека, который бы вполне разделял их воззрение на предстоящую задуманную ими Церковную реформу, и чтобы он обладал такими личными силами и средствами, которые бы дали ему возможность твердо и решительно провести эту реформу в исполнение. Они необходимо искали вокруг себя подходящее лицо, и их внимание остановилось на новоспасском архимандрите Никоне, который, казалось, по своим качествам вполне подходил к той роли, какую предназначалось выполнить будущему патриарху. ...

...

... Вполне возможно однако, что Никон мог бы произвести свои церковно-обрядовые реформы, в видах соглашение русского церковного чина и обряда с тогдашним греческим, и без тех тяжелых церковных потрясений, какими он сопровождались в действительности, так как для это у нас не было нечто новое и небывалое, а наоборот: нечто старое, не раз происходившее ранее в русской церковной жизни. ...

... Таким образом в наших церковных книгах, чинах и обрядах не раз производились перемены сравнительно с существовавшими у нас раке, производились по тем же основаниям, в том же духе и направлении, как это могло быть и при Никон, т. е. практиковавшейся в русской церкви обряд и чин, как уже устаревший, более неудовлетворяющий требованиям времени и обстоятельств, заменялся новым греческим, выработанным дальнейшим движением греческой церковной практики. Такой порядок дел в то время казался настолько нормальным и правильным, что появлявшиеся к нам с востока разные церковные «новшества», изменявшие русскую церковную старину, не возбуждали тогда никаких сомнений, не вызывали обвинений в нововведениях и еретичестве, и это даже в тех случаях, когда сами нововводители решали у нас тот или другой вопрос неодинаково. ...

... Патриарх Никон, исправляя современный ему русский обряд и чин по образцу более нового тогдашнего греческого, в существе дела только восстановлял прерванные было традиционные отношения практики русской церкви к греческой, и, по вопросу о дальнейшем движении и разработки русского церковного чина и обряда, стоял собственно на той точке зрения, на какой русская церковь ране стояла уже целые столетие, и в силу которой всякое движение и развитее русской церковной практики должно было находиться в связи и соответствии с теми движениями и переменами, какие происходили в греческой вселенской церкви. Но при указанном сходств между древним периодом нашей церковной жизни и временем н деятельностию Никона, было однако н очень важное и существенное Различие в двух отношениях. Никон исправлял тогдашний русский обряд по образцу современного греческого, не как обряд устаревший и отживший, и потому заменяемый новым греческим, более лучшим и совершеннейшим, а как обряд неправый, нововводный и даже еретический; исправлял не заменой старого отжившего обряда новым, а наоборот — русский обряд, как новый, заменял старым, будто бы потерянным русскими и сохранившимся у тогдашних греков т. е. поступал как раз обратно тому, как ему следовало поступать, и как у нас велось дело до флорентийской унии в тех случаях, когда русская церковная практика отставала от движения и развития практики греческой церкви. Это одна сторона дела. С другой стороны: в древний период нашей церковной жизни русские не сомневались в православии греков, считали их своими естественными и необходимыми в делах веры и церкви учителями и руководителями. Не то было при Никоне. Между его временем и старорусским лежала флорентийская уния и последовавшее за ней падение Константинополя, когда русские стали уже подозрительно относиться к самому православию современных греков, чуждаться всякого их вмешательства в наши церковные дела, решили стоять в этих делах на своих только собственных ногах и даже только себя, из всех православных народов, признали единственными хранителями истинного православия и благочестия. Правда, жизнь и в этом случае шла навстречу Никону: она, как мы уже говорили, постепенно стала ломать тот барьер, который церковно отгородил было русских от современных греков, так что последние на Москве высшим нашим церковным и светским правительством стали уже признаваться такими же православными, как и русские. Значит, Никону нужно было только воспользоваться этим новым укрепившимся пока в одной Москве направлением, постараться, прежде чем приступать к своим грекофильским реформами распространить и укрепить это направление всюду, придать ему силу и убедительность в глазах паствы и потом, уже достаточно подготовив почву, приступать к постепенному, неторопливому проведении самых реформ. При таких условиях его реформы не производили бы на русских того тяжелого удручающего впечатления, какое они производили, когда Никон стал проводить их крутое поспешно, без всякой предварительной подготовки к ним общества, решительно не понимавшего что и зачем делается. ...

Отредактировано Ольга79 (2020-10-16 18:57:55)

16

Ольга79 написал(а):

В ПРАЗДНИК ПОКРОВА МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ ТИХОН СОВЕРШИЛ ПЕРВУЮ ЗА НЕСКОЛЬКО ВЕКОВ АРХИЕРЕЙСКУЮ ЛИТУРГИЮ ДРЕВНЕРУССКИМ ЧИНОМ В ПСКОВЕ https://pravoslavie.ru/134596.html

На "Христианосе" Михаил_ соответствующую тему  открыл http://www.priest.ru/forum/viewtopic.ph … amp;t=3067 , выложил проповедь митрополита Тихона и запись Литургии.

17

Концерт хора Патриаршего центра "Из сокровищницы древнерусского церковного пения"п/у Д.А. Григорьева

18

Обязательно просмотрю. Спасибо!

19

:)

20

Встретил вот такое мнение:

Касаемо перспектив единоверия в РПЦ я бы не спешил разделять особого оптимизма. Во-первых, единоверцы в РПЦ достаточно маргинальны и сталкиваются часто с непониманием, порой даже неприятием и нередко воспринимаются как православные второго сорта - им даже своего епископа не ставят хотя бы и не епархиального, а просто викарного. Во-вторых, на старый обряд нет массового запроса у верующих, большинстао которых привыкло к новому. В-третьих, надежды через проект единоверия присоединить (как "зарубежников") к РПЦ сколько-нибудь значительные сообщества старообрядцев весьма наивны - старообрядцев и "никониян" разделяет уже не только отношение к старому обряду. У них совершенно разные психология и масса иных разделяющих факторов, которые преодолеть едва ли возможно. Максимум, на что можно рассчитывать, это диалог и сотрудничество в каких-то проектах по сохранению дореформенного наследия и в социальной сфере. На что-то большее подавляющее большинство старообрядцев едва ли пойдёт, как и РПЦ - на канонизацию протопопа Аввакума и иже с ним за древлее благочестие пострадавших.

https://vk.com/wall-111677185_139293?from=sacredtexts?offset=15&own=1#comments

21

Мнения есть разные, но про "второсортность" ни разу не слышала - это в принципе неправославное отношение к людям.

Относительно отдельного епископа есть аргументы "за" (обычный епископ может не разбираться в тонкостях нужд и устроения единоверческих приходов) и "против" (несогласие с мнением о необходимости отдельного епископа (целесообразность) и управленческие моменты - как все это будет увязываться в общей структуре церковного управления). Я некомпетентна в этом вопросе, и не могу по нему составить свое мнение.

Если под маргинальностью понимать "социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами", неоднократно встречала мнение, что единоверие является переходным мостиком между РПЦ и старообрядцами - как бы промежуточный этап. Но, как понимаю, это не суть явления. Есть запрос на сохранение древнерусского богослужебного пения, на более строгий ритм богослужебной и бытовой жизни. Люди так живут поколениями и хорошо, что у них такая возможность есть. Как есть и  Западный обряд в Православии , хотя, как я поняла изученное, единоверие - это не только богослужебная жизнь, но и соответствующее отношение к приходу, собратьям, организация быта семьи, т.е. соответствующее устроение всей жизни человека.

У нас нет единоверческих приходов. Я бы их ритм жизни не потянула - могу только со стороны восхищаться. Подвижники.

Ссылки добавлю, потом почитаю-послушаю.

Владимир Басенков. КРАСОТА ДРЕВНЕРУССКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ – КАК СИМВОЛ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО. Иерей Алексей Гугливатый о Единоверии https://pravoslavie.ru/137787.html .

«Единоверие». Священник Алексий Гугливатый https://radiovera.ru/edinoverie-svjashh … vatyj.html .

22

«Старообрядчество в Гуслицах». Священник Алексий Гугливатый https://radiovera.ru/staroobrjadchestvo … vatyj.html .

23

2 августа 2021 года, в день памяти пророка Илии и празднования обретения мощей преподобномученика Афанасия Брестского, митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил чин на основание старообрядческого храма общины в честь пророка Божия Илии города Минска.

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный 2-го Минского городского округа, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Минска, председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, председатель Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Игорь Коростелев; настоятель единоверческого храма святителя Николы в Студенцах города Москвы игумен Петр (Васильев); клирик Свято-Духова кафедрального собора города Минска иерей Дионисий Ковалев.

Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента хора храма святителя Николы в Студенцах города Москвы Василий Сорокин.

По завершении чина освящения владыка Вениамин обратился к присутствующим со словом назидания. Затем Патриарший Экзарх ознакомился с планом строительства храма и пообщался с прихожанами.


Вы здесь » БЫТЬ! » Церковь Православная » Единоверие, старый обряд в Русской Православной Церкви


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно