БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » О гневе


О гневе

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Гневается ли Бог?

Евангелие от Марка

Глава третья

Мк.3:1. И пришёл опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

Мк.3:2. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

Мк.3:3. Он же говорит человеку имевшему иссохшую руку: стань на средину.

Мк.3:4. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

Мк.3:5. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

А вот пример гнева неправедного:

Бытие 49, 5-7

Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их;

в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца;
проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.

2

Всегда не понимал ветхозаветного гнева, жестокости. Убить там, есть очень частое событие. Любви Христовой не ощущается. Справедливость только.
Вероятно, я не понимаю глубокого смысла. Скорее всего.
Евангелие читать - сердце отзывается. Очень.

3

Андрей Кир написал(а):

Всегда не понимал ветхозаветного гнева, жестокости. Убить там, есть очень частое событие. Любви Христовой не ощущается. Справедливость только.
Вероятно, я не понимаю глубокого смысла. Скорее всего.
Евангелие читать - сердце отзывается. Очень.

Подпись автора

    Истинное Творчество - путь познания Духа, Души и Мира, нас окружающего...

А после пришествия Христа на землю исчез гнев неправедный?
Природа его осталась той же - зависть, ревность и жадность. И при чём тут любовь, Андрей? У тебя всегда есть ЛЮБОВЬ? Т.е. не бывает раздражения против кого-либо или чего-либо( поступка, неправды)? Только нам сказано :" гневаясь - не согрешайте". И ещё нам оставлено ПОКАЯНИЕ, и это есть самое главное. Человек ОСОЗНАЁТ, переживает, кается и постепенно Божья Благодать умиротворяет его.
А пример сынов Иакова -  они были злы на пролитие крови, хоть и знали заповедь. Если бы они сокрушались от убийств - Иаков бы об этом с удовольствием сказал. Но он не сказал, как видишь, значит, они не покаялись. Покаялись в убийстве своего брата Иосифа, да и то, когдща сами подверглись смертельной опасности и он простил их... А в Одессе издевались над невинными людьми до смерти -  эти покаялись? Хоть и живут во времена Благодати. Можно убить в гневе и ужаснуться содеянному, и всё оставшуюся жизнь скорбеть в покаянии. А можног отряхнуться, ухмыльнуться и ...благополучно себя ещё и оправдать.

Отредактировано Таня Р. (2018-01-17 00:30:26)

4

Ложь, гнев, кражи, слова гнилые ....

5

6

Мне ничего не помогает. Ситуации диавол всегда такие устраивает, когда и промолчать нельзя и убежать нельзя.

7

Тяжело, когда нельзя уйти. Плюс, гневливость, раздражительность - такая страсть, что быстро не побеждается. Но если человек работает над собой, Бог поможет. Сначала человек сможет в драку не лезть; потом и промолчать сможет (важно, чтобы не просто молчать, ругаясь в уме, а в это время молиться о себе и о собеседнике, например, "Господи, помилуй нас"), потом и спокойствие придет - но это через годы трудов.  Промолчать - имею ввиду не ругаться с собеседником. Иногда надо сказать, но важно, что именно (бывает трудно понять, что в какой ситуации следует сказать), и каким тоном.

Архимандрит Андрей (Конанос). Научись ждать http://www.pravoslavie.ru/76734.html :

... Знаешь, сколько преподобный Аммон Египетский ждал, чтобы Господь его избавил от гнева? Он каждый день просил Бога об этом. И знаешь, сколько лет он ждал? Целых восемь лет. Все эти годы он побеждался гневом, и каждый день он боролся с самим собой, постоянно молясь. И вот, на восьмой год ему явился Господь и избавил его от этой страсти. Смотри, на восьмой год он уже был близок к отчаянию, думая: «Сколько можно? Больше не буду продолжать молитву. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, уже целых семь лет я терплю, жду и ничего не происходит». Однако он решил потерпеть еще один год, и на восьмой год пришло его избавление. В его сердце воцарился такой мир, что он больше ни разу не разгневался в своей жизни. Ты гневаешься? Гневаешься! И я тоже иногда гневаюсь. Не часто и не сильно, конечно, но все-же гневаюсь. Ты тоже хочешь пережить подобное чудо? Тогда с сегодняшнего дня начинай молиться с терпением. Моли Бога, чтобы он отнял от тебя гнев. Проси об этом на каждой Литургии и не говори: «Ну зачем мне идти в церковь, какую пользу я от этого получу?» Да, поступай так. Если ты побеждаешься гневом, каждое воскресный день на Литургии проси Господа, чтобы Он укротил твой гнев. У тебя есть очень серьезная причина каждое воскресенье быть в храме и молиться: «Господи, даждь мне кротость и мир душевный, чтобы я не выходил из себя, не создавал в семье гнетущую атмосферу своим гневом, криками и раздражительностью, чтобы моя жена и дети не трепетали, видя меня в таком состоянии, чтобы моя супруга не расстраивалась постоянно из-за меня. Господи, помоги мне победить гнев». Проси об этом Бога каждый день. Я знаю, что ты уже молился об этом. Спрашиваешь, сколько же раз тебе об этом просить? Много. Святой Аммон, к примеру, молился восемь лет. А ты сколько об этом молишься? Сколько времени ты умоляешь Бога: «Господи, избави меня от этой страсти». От гнева, от блудной страсти, от пьянства, от курения, от воровства, от подозрительности и любопытства, от лжи, избавь меня, Господи! Обо всем, что тебя беспокоит, проси Господа, и затем жди.
Знаешь, почему тебе надо ждать, подобно святому Аммону и другим святым? Потому что Тот, ради Кого ты так мужественно терпишь, не какой-нибудь «посторонний» (случайный) Бог, но Святый Божий, Бог из уст которого никогда не исходила ложь. Он всегда остается верен своим обещаниям и постоянен в Своей любви. Когда-нибудь Господь придет в твое сердце и поможет тебе, и станешь ты кроток, как ягненок, и не будешь испепеляться порывами гнева, и пить не будешь больше никогда, и курить бросишь, и от прочих страстей избавишься, и станешь человеком новым. Надо терпеть и молиться. ...


О гневе схимонах Иосиф Ватопедский (Аскеза – матерь освящения. Глава 5 https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatope … shhenija/5 ):

... Гнев и порыв – это также природные силы ума. Без них невозможно достичь чистоты. Человек должен был бы гневаться на врага, который всевает свое лукавство. Однако из-за нашей собственной небрежности и эта природная сила сделалась противоестественной. Наш гнев обернулся против ближнего и тем самым произвел множество пагубного и вредного.

Природной силой ума является и ненависть. Без ненависти к многообразному пороку в душе не открывается достоинство человека и не доводится до конца никакое исповедание, которое является основной нашей целью и намерением. Но и здесь враг обратил эту силу в «противоестественный гнев» против ближнего и тем опустошил нашу душу, заставил самого человека творить из себя диавола и сделал из него образ сатаны!

Желание, ревность, гнев и порыв. Все эти естественные качества были созданы в нашей природе непорочными и чистыми. Преслушание их изменило, исказило. Враг прячется за ними и отделяет нас от Бога, используя наши же собственные силы вопреки их предназначению. ...


Осипов А.И. https://azbyka.ru/ponimanie-zla :

... Страсти – это искаженные добродетели. Какую ни возьмите страсть. Это оказывается искажение того доброго, какого-то свойства человеческого, первозданного, доброго зело и приобретшего карикатурный вид.

    У Исаака Сирина есть замечательный пример о гневе, когда он говорит: «Гнев – это же то неотъемлемое, необходимое, прекрасное свойство человеческой природы, благодаря которому, человек может отсекать всякое зло, как пес на страже дома». Вот что такое гнев. Как пес верный не пускает никого чужого, ничего чуждого, ничего враждебного в дом, защищает его, так и гнев. Это сильное, это чувство, которое стоит на страже всякого зла и не пускает его в душу. Почему отцы призывали к чему, к ненависти ко греху. Не такому хладнокровному как мы с вами стоически относимся ко греху. Мы стоики великие, когда дело касается отношения ко греху. Тут нам любой стоик бы позавидовал. Они призывают к ненависти ко греху, более того отвечают, пока человек не возненавидел грех, он никогда не сможет освободиться от него. ...


преподобный Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели. Раздел I. Страсти. Глава 1. Борьба со страстями https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjat … ova-tom5/1 :

... – Я думаю, что страсти – это силы души. Бог даёт человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога. Но если мы будем правильно пользоваться этими силами, направляя их против зла, то они помогут нам в нашем духовном подвиге. Например, гнев. Если он есть в человеке – это значит, что у души есть мужество, а оно полезно в духовной жизни. У кого нет гнева – у того нет и мужества, тому нелегко справиться с собой. Человек гневливый, когда использует силу, которой обладает, для духовной пользы, похож на дорогую машину, которая едет по хорошей дороге, – включаешь скорость, и никто тебя не может догнать. А если он этой силой пользуется неправильно и не контролирует себя, то он похож на машину, которая на огромной скорости летит по разбитой дороге и то и дело попадает в ямы.
Человек должен знать силы, которые у него есть, и направлять их на благо. Так, с помощью Божией, он придёт в доброе духовное расположение. Свой эгоизм, например, пусть он направляет против диавола и не сдаётся, когда тот его искушает. Склонность к пустой болтовне пусть освящает, упражняясь в молитве. Разве не лучше общаться со Христом и освящаться, чем пустословить и грешить? В зависимости от того, как человек будет использовать силы своей души, он будет становиться либо лучше, либо хуже. ...

Отредактировано Ольга79 (2018-01-09 10:54:39)

8

игумен Марк (Лозинский). Отечник Проповедника. Гнев https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinsk … vednika/83 :

185. По словам преподобного Серафима, повар Саровской обители был перед Богом выше всех, ибо он вел непрестанную внутреннюю борьбу

Борьба с гневом ставилась великими подвижниками благочестия, в частности преподобным Серафимом Саровским, в большую заслугу борющемуся. Однажды пустынножитель Марк спросил преподобного Серафима: “Кто в нашей обители выше всех предстоит перед лицом Божиим?” Старец, недолго думая, сказал: “Повар из бывших солдат на кухне.” И объяснил при этом свои слова так: “Характер у повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За такую борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собой и облеку в белые одежды.” И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет душу к верной гибели и отчаянию. (Троицкие листки с луга духовного. С. 81).

9

Ольга Рожнёва. ГНЕВ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ И ОБИДЧИВОСТЬ. Из наследия Оптинских старцев http://www.pravoslavie.ru/58095.html

Свернутый текст

Истоки гнева и раздражительности

Почему же люди так часто раздражаются и гневаются? Иной скажет, что это от болезни, другой жалуется на нервы. Третий оправдает себя тем, что разгневался совершенно справедливо.

Преподобный Амвросий главной причиной гнева и раздражительности называл гордость.
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью – это происходит от гордости».

Старец по своему обыкновению высказывался коротко и метко, афористично:
«Дом души – терпение, пища души – смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон».

Преподобный Никон про обидчивость писал духовному чаду:
«Ты считаешь себя необидчивой. Но ты не обижаешься в таких вещах, которыми ты не интересуешься. Если же коснется того, чем ты дорожишь, – ты обижаешься».

Гнев губит здоровье и сокращает жизнь

Преподобный Макарий предостерегал: от гнева и раздражительности страдает не только душа, но и тело. Старец писал:
«От действия и возмущения сих духовных страстей падает и на тело расстройство, и это уже есть наказание Божие: и душа, и тело страдают от нашего нерадения и невнимания».

Старец Антоний называл раздражительность смертной отравой, которая губит здоровье и сокращает жизнь:
«В рассуждении раздражительности советую вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает».

Как исцелиться от гнева и раздражительности

Преподобный Лев учил удерживать себя от раздражения, чтобы не потерять душевный мир:
«Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный».

Старец писал о раздражительности:

«Исцеляется она не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от них досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением».

Преподобный Макарий предупреждал, что на борьбу с гневом и раздражительностью требуется «много времени, произволения, подвига и труда»:

«…дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня».
Преподобный учил, что в жизни нельзя избежать случаев, дающих повод к гневу, исцелиться же от этой страсти можно только одним путем – путем смирения и самоукорения:

«Исцеляется сия душевная болезнь не тем, чтобы нас никто не тревожил и не оскорблял – этому и быть невозможно: в жизни встречается множество непредвидимых, неприятных и скорбных случаев, Промыслом Божиим посылаемых к нашему испытанию или к наказанию. Но надобно искать исцеления сей страсти так: при благом произволении принимать все случаи – выговоры, уничижения, укоризны и досады – с самоукорением и смирением».

Старец наставлял при возмущении и оскорблении удерживаться от противных слов и укорять себя за то, что не смог сохранить мир в душе, тогда страсти будут постепенно истребляться:
«…займись наблюдением и вниманием за своим сердцем и при оскорблении и возмущении удерживай себя от противных слов и за то укоряй себя, что возмутился, – то будешь успокоиваться, а страсти помаленьку истребятся.

Пишет преподобный Зосима: когда мы, при оскорблении нас, скорбим не о том, что оскорблены, но о том, что оскорбились, то бесы боятся такового устроения, видят, что начали идти к истреблению страстей».

Преподобный Амвросий как всегда советовал кратко и с юмором:

«Когда разворчишься, то укори себя – скажи: “Окаянная! Что ты расходилась, кто тебя боится?”»

А вот какой краткий, но очень действенный совет давал преподобный Иосиф тем, кто внезапно разгневался:

«…Когда почувствуешь злобу и волнение от силы вражией, скорее Богоявленской воды возьми, с крестным знамением и молитвою глоток выпей и помочи святою водою грудь».

Старец Лев советовал скорее мириться с тем, кого обидел:

«Гораздо лучше помириться и сказать “виноват” тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: “Да не зайдет солнце во гневе вашем” (Еф. 4: 26). Скорее мирись с тем, кого обидел».

Иногда наш гнев бывает не без оснований, мы можем разгневаться на брата, совершившего недостойный поступок. Но и тогда мы должны удержаться от гнева, потому что уврачевать зло злом нельзя, а можно только любовью. Старец Лев так писал разгневанному на брата чаду:

«…ваш поступок не похваляем, потому что святой Макарий Великий пишет: “Аще кто брата врачует с яростию, то не его врачует, но свою страсть исполняет”, но – что из уст выскочило, того уже не поймаем. А при всем том да познаем свою немощь и ничтожество».

Старец Макарий пояснял, что даже несправедливый наш обидчик все же не смог бы нас обидеть и оскорбить без попущения Божия, потому и следует считать его орудием Промысла Божия:
«Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы, казалось быть, и неправильным оскорблением, а считать его орудием Промысла Божия, посланным нам показать наше устроение».

«И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению».

Об обидчиках, о тех, кто несправедливо оскорбляет, преподобный Иосиф писал:
«Наши оскорбители – они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Старец считал полезным подвергаться обидам, «когда нас толкают»:
«А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится».

Иногда после нанесенной нам обиды мы долго не можем прийти в себя, обрести душевный мир. Душа изнемогает от бессмысленных воспоминаний, ум вхолостую снова и снова прокручивает неприятную ситуацию. Преподобный Амвросий в таких ситуациях советовал:

«Если помысл будет говорить тебе: отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала? То скажи своему помыслу: теперь поздно говорить – опоздала».
«Если очень зацепят тебя, скажи себе: не ситцевая, не полиняешь».
Чтобы научиться переносить обиды терпеливо, преподобный Амвросий советовал вспоминать свои собственные неправые дела:
«Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставь при сем левую ланиту, то есть вспомнив свои неправые дела. И если, может, ты теперь невинен, то прежде много грешил – и тем убедишься, что достоин наказания».

Одна сестра спросила у старца Амвросия:
– Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями. Батюшка, научите меня терпению.

На что старец ответил:
– Учись и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей. Будь сама справедлива и не обижай никого.

Иногда мы желаем мира, но примирения не происходит. Старец Иларион наставлял в таком случае:
«…ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою».

Преподобный Иосиф советовал молиться за тех, на кого гневаешься, чтобы сокрушить озлобленное сердце:
«Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением и благодарением за все Господа удобнее спасешься».

Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.

10

Гневаясь, не согрешайте...

Кто гнев свой видит и страдает,
Кто Бога слёзно вопрошает
Отъять гневливую греховность -
Тот выше, это всем не новость,
Того, кто с детства не гневлив,
Кому не свойственен порыв.

Но горе тем, кто гневом властен,
Кто горд и нагл. Вот он опасен,
Ошибок он в себе не видит,
Он и невинного обидит.
Грозя на небо кулаком,
Стучит гневливый каблуком
За то, что всё - не по его!
Он не получит ничего...
Молиться трудно за него:
Он не подарит вам прощенья,
И сам не жаждет исцеленья.
Гневаясь, не согрешайте...

11

Пока не смотрела, но, думаю, должно быть интересно. Портал "Предание":

Каждый из нас ежедневно испытывает множество противоречивых чувств: горечь, ликование, гнев, равнодушие, ярость, раздражение, приятие, отрицание... Насколько правомочно выражение всей этой гаммы чувств? Какое выражение чувств является правильным, а какое неправильным? И почему мы, выражая чувства, согрешаем? Ответы стоит поискать в евангельском описании жизни Иисуса Христа – Который был человеком во всей полноте человеческих проявлений, но Который был безгрешен – как Бог.
Лектор: протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма святого праведного Симеона Богоприимца в Скачках, председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, руководитель православного объединения «Супружеские встречи», преподаватель Института психологического консультирования и психотерапии РХГА.

12

Как использовать гнев. Десять советов афонских старцев http://www.pravoslavie.ru/117838.html

Свернутый текст

Неконтролируемый гнев - величайший враг духовной жизни. Господь изначально наделил человека этим свойством души для противления греху, но после грехопадения люди стали обращать гнев друг против друга. Как преодолевать этот грех и использовать гнев по его первоначальному предназначению?

Редакция портала «Русский Афон» собрала 10 изречений афонских святых о гневе, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям.

1. Гнев, чистый гнев – это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано.

Преподобный Паисий Святогорец

2. – Геронда, как же мне преодолеть гнев?

– Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

– А как не доходить до гнева?

– Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

Преподобный Паисий Святогорец

3. – Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?

– Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.

Преподобный Паисий Святогорец

4. На вопрос, как вести себя с разгневанным человеком, старец ответил:

— Терпеливо. Если человек кипит от гнева, то ему без толку что‑нибудь говорить, лучше помолчать и читать про себя Иисусову молитву. А когда от молитвы он успокоится, притихнет, то можно и договориться с ним. Даже рыбаки в шторм не выходят на лов, а ждут, когда море утихнет.

Преподобный Паисий Святогорец

5. Никогда не видел я, чтобы совершилось исправление с помощью гнева, но всегда – с помощью любви. Возьми пример с самого себя: когда ты становишься кротким? От оскорблений? Или благодаря любви?

Старец Иосиф Исихаст

6. Ничто так не усмиряет и не укрощает гнева, как мужество и милосердие. Они разбивают врагов, осаждающих город (души): первое – внешних, второе – внутренних.

Преподобный Григорий Синаит

7. Если когда (что в прискорбии нередко бывает) ты на кого прогневаешься, то вспомни, что начальник всякого зла – дьявол, он посевает между людьми раздоры и вместо того, чтоб гневаться на ближнего, обрати твой гнев на того, кто главная причина всех зол. Человек нередко бывает слепым орудием духа злобы, а потому заслуживает снисхождения и сожаления.

Старец Арсений (Минин)

8. Быть гневливым и раздражительным есть не что иное, как наказывать себя за чужие глупости.

Старец Арсений (Минин)

9. Если хочешь не гневаться на оскорбителя твоего, то прилежно от всего сердца молись о нем Богу и дай ему какой-либо подарок, или малое утешение; иногда сам приди к нему, когда увидишь, что он опомнился от гнева, и поговори о прощении греха, узнай причину и показывай ему еще большую любовь; при встрече предупреждай его низким поклоном, и каждому говори о нем, что он добр.

Преподобный Паисий Величковский

10. Чтобы устоять в любви Божией, необходимо, чтобы и гнев и «ненависть» достигли последнего напряжения, но направляются они на живущий во мне грех, на действующее во мне зло, «во мне», а не в брате.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

13

Священник Валерий Духанин. Гнев: как победить в себе зверя http://www.pravoslavie.ru/124891.html

фрагменты

… Гнев делает человека безумцем. Знай: если в гневе ты примешь решение, то непременно погрешишь. Увы, в состоянии гневного сумасшествия принимались многие решения – и всякий раз ошибочно. На этой страсти претыкались гении и простаки, вершители человеческой истории и лица безвестные. И те, кто побеждали целые народы, не могли победить самих себя.
И вот какое наблюдение: любая страсть опасна для души, но не всякая опасна для окружающих. Гнев таит в себе опасность общественного характера. Гневливый подобен смертнику, носящему на себе пояс шахида, бомбу для самоподрыва и уничтожения тех, кто вокруг. Взрывая себя страстью гнева, гневливец подрывает и тех, кто находится рядом. Все вокруг приходят в смущение, теряют внутреннее равновесие и, будучи шокированы, выходят из строя.
Но вот открываю творения святых отцов и с изумлением вижу, читаю и узнаю, что гнев – вложенная Богом в нашу душу естественная сила. Отцы-каппадокийцы называли ее раздражительной силой души. И в чистом человеке эта сила проявляется чисто. Удивлению моему нет предела! Оказывается, изначально задуман гнев как сила, способствующая добру, служению Богу, благому созиданию. Гнев в его чистом виде – это активность души (не расслабленность), рвение, то, что помогает ревностно стремиться к Богу с устранением препятствий на пути к добру. Гнев в чистом проявлении есть сила духа, способствующая мужественному преодолению препятствий в восхождении ко спасению, к Богу, к обожению. Призвана же эта сила подчиняться разуму.
В этом смысле есть праведный гнев. Именно так к лукавым фарисеям относился Спаситель: Воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их (Мк. 3: 5). Не яростное неприятие врагов, а скорбь о заблудших с гневным отвержением лукавства и лжи. И кнут в руках Христа не имел малейшей примеси страсти.
Гневаясь, не согрешайте (Пс. 4: 5) – вразумляет нас отец премудрого. Задача христианина – вернуть силе гнева ее прежнее назначение, преобразить ее и освятить. Итак, гневайся на свои грехи, на свою порочность и расслабленность. Легче расстается со страстью тот, кто возненавидел страсть, а кому нравится страстное искушение, тот вряд ли расстанется. Гневайся на врага Божия диавола, а людей, подпадающих его искушению, пожалей. Гневайся на зло и всё злое, но сострадай тем, кто оказался падок на зло.
… Авва Агафон, тот самый, что смиренно принимал несправедливые попреки в гордости и невоздержности и только упрек в ереси кротко отклонил, высказал удивительную истину: «Если порабощающийся страсти гнева воскресит мертвеца, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине порабощения своего гневной страсти».
Слышу это и ужасаюсь! Что же делать мне, грешному, падшему? Как научиться владеть собой? Как побеждать в себе гнев греховный?
Но разве возможно преодолеть взрыв во время самого взрыва? Пока бикфордов шнур тлеет, его можно погасить. Если же дойдет до динамита, остается только спасаться от сокрушительной силы взрыва.
Оказывается, страсть гнева имеет свое развитие, свои стадии созревания. Попробуем же отследить, что происходит внутри нас, на какую ступень мы опустились, ведомые страстью, приближаясь к пламени ада.
Всё может начаться с простого огорчения. Чьи-то слова и поступки вызвали досаду, смущение, ты заострил на этом внимание. Принятое сердцем огорчение переросло в обиду, которая кошками скребет на душе. Кровоточа, обида лишила покоя. Ты чувствуешь себя оскорбленным, возмущение распирает тебя: «Как он посмел? Это со мной-то так поступать?» На сердце больно щиплет, хочется восстановить справедливость. И вот душа приходит к раздражению, которое подобно закипающей воде, – мысли и чувства бурлят и клокочут. «Да я ему покажу! Я ему такое устрою!» Раздражение бушует внутри и по своей сути есть жажда возмездия.
Если это не остановить, а стечение обстоятельств способствует страсти, то раздражение переходит в бешенство, то есть в гневный срыв – выплеск злых мыслей, эмоций, слов, дел.
Обида – маленький огонек. Раздражение – горение фитиля. Гнев – взрыв динамита.
Гнев, укоренившийся как дурная привычка, оборачивается агрессией, то есть всесторонним злым поведением. Агрессия – всепожирающая змея, никого не щадящая. Если она закралась в семью, то разрушит семью. Если прокралась на место работы, то порушит отношения сотрудников. А если проявится в столкновении двух людей, как это видно из многочисленных криминальных сводок, то один окажется мертвецом, а другой мертвецом еще худшим – убившим не только другого, но самого себя своим злым поступком.
Накопленный, но не вырвавшийся из души гнев оборачивается злопамятностью. В худшем же своем завершении страстный гнев – одержимость. Ведь гнев, доведенный до ярости, выводит нас из себя. Но если ты утратил контроль над собой, то кто повелевает тобою? Что за мрачный и злобный дух овладел твоей бессмертной душой?
Не побоюсь даже сказать: гневливый, агрессивный человек хуже бесноватого. Ибо бесноватый бьется и кричит, но я не слышал, чтобы он убил кого-либо. Одержимый же страстью гнева с легкостью лишает жизни другого.
… На море не поднимется шторм при отсутствии ветра и спокойствии волн. Ветер – помыслы, вздымающие волны чувств. Умиротворенные помыслы не вызовут в душе возмущения волн, раздражения чувств. И потому обратим внимание на первое волнение наших мыслей и чувств. Заметив колыхание недобрых, раздражительных волн, обратимся всем сердцем к Богу: «Боже, спаси, помоги, помилуй!» Христос умиротворял разбушевавшиеся стихии одним мановением, только бы быть нам с Ним в одной лодке. А чтобы не огорчаться и не копить обид, научимся за всё Бога благодарить.
… Огню противостоит вода, тьме – свет, болезни – здоровье. Так и в духовной жизни: ненависти противостоит любовь, гордости – смирение, гневу – кротость. Если гнев – это взрыв, то кротость – тишина и покой сердца. Блаженны кроткие, ибо агрессивные быстро слагают головы, кроткие же наследуют землю. Кротость – беззлобие и безгневие, тихий дух, простой нрав, добродушие и мирное сердце.
Но кротость – не навык, а Божий дар. Благодать Святого Духа привлекается молитвой, а нисходит в чистую, мирную, тихую душу. И когда очищается сердце, то в душе всё становится на свои места – ни ропота, ни огорчений, ни бурления помыслов. Стяжи дух мирен, и те, кто рядом с тобой, спасутся. ...

14

15

НАУЧИТЬСЯ ПРИНИМАТЬ ЖИЗНЬ,КАКАЯ ОНА ЕСТЬ https://vk.com/myfamilypsy?w=wall-81773636_133

Свернутый текст

Жизнь – штука сложная и непредсказуемая. Иногда все складывается, ну, совсем как нам хотелось, и мы чувствуем себя вполне счастливыми. Но есть и другая неизбежная часть жизни: когда жизнь предлагает то, что нам совсем не нравится, с чем очень сложно согласиться… Болезни, безденежье, неудачи… А вы замечали, что многим, очень многим людям бывает невероятно сложно принимать эту часть реальности? Годы идут, а возмущение остается и не дает жить дальше.

Ну, кстати, речь не обязательно о чем-то совсем трагичном. Вспомните своих близких, а может и себя😊. Как мы реагируем, когда жизнь меняет наши планы, когда все складывается совсем не так, как мы мечтали? Тут стрессом для каждого будет свое: у кого-то отпуск сорвался, кто-то хотел мальчика, а родилась девочка, у кого-то супруг никак не соглашается отвечать его ожиданиям, кто-то не может добиться ответной любви… Действительно печально, когда жизнь не исполняет наши желания, но нормальная реакция – погрустить и идти дальше. А многие застревают ( - хочу, чтобы все было так, как я хочу!)…

Это похоже на реакцию маленького ребенка, которому отказали в чем-то очень сильно желанном: он может кричать, топать ногами, падать на пол, потому что он очень злится, он не может смириться с лишением. Страдания от лишения кажутся ему непереносимыми.

Ребенок, это понятно, но что заставляет взрослого человека реагировать подобным образом? А с ним происходит то же, что и с ребенком. В этом случае ЧЕЛОВЕКОМ ДВИЖЕТ ЕГО ДЕТСКАЯ ЧАСТЬ, которая так и не научилась принимать жизнь такой, какая она есть; которая ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИНИМАТЬ РЕАЛЬНОСТЬ, которая ни за что на свете не готова отказаться от своего желания.

Посмотрим на детей. Для маленького ребенка действительно непереносимыми кажутся многие незначительные с нашей, взрослой точки зрения, лишения. Очень хотел игрушку, но не купили; очень ждал праздник, а заболел; На самом деле, ребенок сталкивается с лишениями на каждом шагу: только подумайте, сколько раз за день малышу отказывают в его желаниях. Это нельзя, туда не ходи… И в норме малыш (примерно 2-5 лет) часто злится и плачет.

А теперь вспомним, что мы, взрослые, делаем, когда слышим отчаянные вопли расстроенного ребенка? Чаще всего взрослые стараются срочно утешить, успокоить малыша. Тут в ход идут любые приемы: выполнить просьбу, отвлечь, угостить вкусненьким, пообещать что-то приятное взамен… Еще иногда запрещают сердиться и реветь: прекрати сейчас же так себя вести! Или более мягко. Часто обе стратегии совмещаются. Главное, чтобы не плакал!

Задумывались ли вы: ОТКУДА У ВЗРОСЛЫХ ТАКАЯ НЕПЕРЕНОСИМОСТЬ ЭТОГО ДЕТСКОГО ОТЧАЯНИЯ? Рефлекторная, мгновенно включающаяся непереносимость.

Помню, мы уезжали с дочкой 4 лет из гостей, и она так расстраивалась: у нее там друг любимый, когда она еще с ним поиграет. А расставались на лето, даже мне было немного грустно. Мы сели в такси, и она горько заплакала. Водитель тут же повернулся и протянул ей конфету со словами: «Только не плачь»!

Детские слезы возвращают нас к нашим собственным переживаниям в этом возрасте, они напрямую затрагивают ту нашу часть, которая так и не выросла, так и не научилась отказываться от желаемого и примиряться с действительностью. Ту, которой совсем по-детски, кажется, что если будет не так, как я хочу, то… это непереносимо.

Взрослые, которые сами не научились принимать жизнь такой, какая она есть, а именно разной, делают все, чтобы прекратить страдания ребенка, столкнувшегося с ней. Правда, тем самым, они ребенку не помогают, а, наоборот, невольно вредят. Они препятствуют ребенку получить ОПЫТ СТОЛКНОВЕНИЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ. А другого пути научиться видеть и принимать реальность нет. Во взрослом возрасте эта наука дается гораздо сложнее.

Как мы можем помочь нашим детям переживать страдания от столкновения с фактом ограничений и лишений? Просто быть рядом с ними (я с тобой, я рядом, ты не один). Не заставлять (пусть даже уговорами или развлечениями) замолчать, забыть о своем желании. Наоборот, помочь прочувствовать весь трагизм того действительно печального факта, что желания, даже очень сильные, не всегда могут быть реализованы. Это, действительно, горько. Но такова правда жизни.

Детство, когда психика еще такая гибкая и легко научаемая, самое подходящее время для открытия: жизнь такая, какая она есть и бесполезно биться головой об стену, пытаясь сделать ее такой, какой тебе хочется. Если открытие произошло, то во взрослом возрасте такой ребенок не будет добиваться желаемого любой ценой. Если желаемое недостижимо, он сможет принять эту невозможность и радоваться тому, что возможно.

Вспомним: многие ли из нас имеют опыт, когда заботливый и сострадающий взрослый говорил что-то подобное: да, это невозможно, точно невозможно, мне так жаль, это больно, но это так; я тебе так сочувствую, я буду с тобой. И был рядом, и обнимал. Тогда злость и отчаяние от недостижимости желанного превращаются в грусть и слезы, «слезы тщетности», как называет их известный психотерапевт Гордон Ньюфилд, специалист по «теории привязанности». Эти слезы можно выплакать, и на смену им приходит успокоение, а также понимание, что страдания оказались не смертельны, что лишения выносимы, и в жизни много чего хорошего.
Ну а тем у кого подобного опыта в детстве не было, ничего не остается, как приобретать его сейчас…


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » О гневе