БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » История, документы, воспоминания... » История России и Русского мира


История России и Русского мира

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

3 мая 1783 года считается днём создания Черноморского флота России.

13 мая считается днем создания Черноморского флота России. Именно 13 мая 1783 года эскадра Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф. А. КЛОКАЧЁВА в составе фрегатов «Победа», «Крым», «Поспешный» и шхуны «Измаил» вошда в Ахтиарскую бухту на Черном море.

«При самом входе в Ахтиарскую гавань, — писал Клокачев, — дивился я хорошему ее с моря положению, а вошедши и осмотревши, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани — положением, величиною и глубиною. Словом сказать, лучшее нельзя найти к содержанию флота место...» На берегах бухты вскоре началось строительство города и порта, ставшего главной базой русского флота и получившего название Севастополь. Эта дата считается точкой начала создания Черноморского флота России и с 1996 года празднуется как День Черноморского флота. Основные базы – Севастополь, Новороссийск, пункты базирования – Темрюк, Туапсе. Состоит из Новороссийской военно-морской базы (ВМБ), дивизий, бригад и дивизионов надводных кораблей (НК) и подводных лодок (ПЛ), воинских частей морской авиации и ПВО, береговых войск, соединений и частей обеспечения.

2

Причины вынужденной Эмиграции или Бег....

https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/elitsy/media/cache/93/b7/93b7240ccc99fe831894e8f6c5d24b19.jpg

Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе» Часть 1

29 сентября 1922 года из Петрограда отплыл «Философский пароход», пассажирами его были выдающиеся русские мыслители. Кто это был? Почему они оказались на борту?

Николай Бердяев

  "Свобода не демократична, а аристократична. Свобода не интересна и не нужна восставшим массам, они не могут вынести бремени свободы".

       О чём думал

   Несмотря на то, что в молодости Бердяев пережил серьёзное увлечение марксизмом (как и любой образованный человек того времени), высылки он не избежал, поскольку проявил себя прежде всего религиозным мыслителем. Главная тема Бердяева – свобода, которая имеет для него добожественное происхождение и коренится в Ничто. Христианство Бердяев понимает прежде всего как религию свободы, религию, впервые утверждающую роль личности в истории. Человек по Бердяеву – соработник Бога, и главная его задача – приближение Царства Божиего.

       За что выслали

    Бердяев был одной из центральных фигур движения веховцев, программный сборник которого Ленин в 1909 году охарактеризовал как «энциклопедию либерального ренегатства». В 1920 году Бердяев был допрошен лично Дзержинским по делу о так называемом Тактическом центре, к которому непосредственного отношения философ не имел. Однако на допросе он открыто высказал свое отношение к коммунистической идеологии. Бердяев критиковал коммунизм, прежде всего, с религиозных позиций, как учение отрицающее личность, но видел в революции историческую неизбежность и отмечал правоту марксизма во многих социально-экономических вопросах.

     Вне России

    Бердяев органично влился в интеллектуальную жизнь Европы: принимал участие в международных философских конгрессах, читал лекции, публиковался в немецких и французских изданиях. По его инициативе в Париже открылась Религиозно-философская академия (РФА), с 1925 по 1940 гг. издавался религиозно-философский журнал «Путь». Бердяев был главным идеологом Русского студенческого христианского движения (РСХД), руководил издательством «YMCA ‒ Press» («Христианского союза молодёжи»), участвовал в создании Лиги православной культуры. Во время Второй мировой войны Бердяев занял активную просоветскую позицию.

Источник: Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе»
© Русская Семерка russian7.ru

Отредактировано Таня Р. (2017-03-24 19:37:03)

3

Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе» Часть 2

Иван Ильин

"Россия не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаившийся в своем призвании".

    О чём думал

     В 1918 году была издана главная работа Ильина до высылки из России – «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Н. О. Лосский отмечал, что Ильин опроверг ложное представление о философии Гегеля как системе абстрактного панлогизма и доказал, что идея для Гегеля – это конкретный принцип. В этом выразилась характерная для русской философии тенденция к конкретному идеал-реализму. Ильин видел смысл философии в постижении Бога и божественных проявлений в мире. Одной из самых известных книг Ильина является «Сопротивление злу силою», где он полемизирует с учением Льва Толстого.

      За что выслали

   Ильин – один из самых оригинальных представителей консервативной мысли в России. Он открыто поддерживал белое движение, выступал против реформы орфографии 1918 г., последовательно критиковал большевистскую власть.

        Вне России

С 1923 по 1934 гг. Ильин работал в Русском научном институте в Берлине. Являясь главным идеологом белого движения (с 1927 по 1930 гг. издавал журнал «Русский колокол»), активно участвовал в общественной жизни Германии: выступал на антикоммунистических митингах, на первых порах активно поддерживал распространение фашизма в Европе, видя в нём защиту от коммунизма. В 1938 перебрался в Швейцарию, где обосновался благодаря помощи Сергея Рахманинова.

Источник: Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе»
© Русская Семерка russian7.ru

4

Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе» Часть 3

      Семен Франк

"Как бессмысленна каждая единичная личная жизнь человека, так же бессмысленна и общая жизнь человечества".

        О чём думал

      В молодости был убеждённым марксистом, но позже перешел в стан христианского идеализма. Франка относят к философскому течению интуитивизма. Он исследовал природу человеческого познания, его границы. В книге «Душа человека» Франк разработал философские основы психологии. Он развивал идеи платонизма, стремился объединить рациональное знание и религиозную веру.

        За что выслали

Франк был участником движения веховцев, публиковался в сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). Он не скрывал своего критического отношения к социализму, в котором видел идеологию, отрицающую свободу личности и целиком превращающую человека в винтик общественной машины.

             Вне России

За границей Франк сначала поселился в Берлине, участвовал в деятельности Религиозно-Философской Академии, организованной Бердяевым. Позже переехал во Францию, затем в Лондон. В эмиграции продолжил заниматься творческой деятельностью: читал лекции, участвовал в международных философских конгрессах, публиковался в европейских журналах.

Источник: Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе»
© Русская Семерка russian7.ru

5

Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе» Часть 4

Николай Лосский

"Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом".

    О чём думал

    Николай Онуфриевич Лосский – русский религиозный мыслитель, один из основателей интуитивистской философии. Интуитивизмом Лосский называет «учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как суще¬ствующий независимо от акта познания» . Философ выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую. Важнейшим вкладом Лосского в русскую культуру считается сделанный им перевод «Критики чистого разума» Канта.

           За что выслали

С 1916 года Лосский был профессором Санкт-Петербургского университета. Однако после революции его лишили кафедры за христианское мировоззрение. После запрещения преподавательской деятельности последовала и высылка из России.

        Вне России

До 1942 года Лосский жил в Праге, где остановился по приглашению философа, социолога и первого президента Чехословакии Томаша Масарика. С 1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, в Чехословакии. Потом перебрался в Нью-Йорк, там он преподавал в Русской духовной академии. Умер Лосский в 1965 году, в Париже.

   

Источник: Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе»
© Русская Семерка russian7.ru

6

Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе» Часть 5

Борис Вышеславцев

"Порок создан из того же материала, как и добродетель".

       О чём думал

    Важнейшей проблемой, которой занимался Вышеславцев, является, так называемая «философия сердца». По замечанию Лосского, он, вслед за христианским мистицизмом, «понимает сердце не просто как способность к эмоциям, но как нечто гораздо более значительное, а именно как онтологический сверхрациональный принцип, составляющий реальную «самость» личности» .

      За что выслали

Еще в 1908 году Вышеславцев сдал магистерский экзамен по философии. После трехлетнего пребывания за границей, он читал лекции по философии права в Московском университете. После революции участвовал в работе Вольной академии духовной культуры, основанной Бердяевым.

          Вне России

Вышеславцев остановился в Берлине, где до 1924 г. преподавал в Религиозно-философской академии. Вместе с академией переехал в Париж. Там до 1947 года преподавал в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Участвовал в создании издательства YMCA-Press.

Источник: Кого и за что выслали из России на «Философском пароходе»
© Русская Семерка russian7.ru

7


30 Мая 1814 года подписанъ Парижскій мирный договоръ, закончена Отечественная война, освобождена Германія, Франція возстановлена въ границахъ 1792 года. Россійская Имперія, 1814 годъ.

И над Российскою державой
Державный дух - орёл двухглавый,
Обозревая мир, парил,
И царь державный говорил!
Париж был им не завоёван -
Наполеон был побеждён,
Когда пришёл на поле он,
Своей гордыней околдован!
И был в России он побит,
А после изгнан и разбит!
С тех пор на нас уже французы
И не ходили. Был союз.
И стал приятелем француз.
Живите мирно, о народы!
Зачем вам наши огороды?
Вам не сломить наш вольный дух,
Который Богом освящён.
Не знал о сем Наполеон!

8

Ходили ещё...Крым хотели забрать. Вместе с англией.
Да всегда по мордам получали, кто с мечом...

9

Встретился ресурс:

Видеоучебник http://histrf.ru/lectorium/videocoursebook

Портал История.РФ представляет новый учебник по Отечественной истории, основанный на уникальных видео-лекциях и видео-уроках ведущих историков страны. Главная особенность этого учебника состоит в нетрадиционной форме подачи материала, доступно и интересно воссоздающего прошлое нашей страны. Не нужно читать формализованный и скучный текст учебника, можно смотреть или просто слушать увлекательный рассказ об истории.

10

Оля, спасибище вооот такооое!  http://www.kolobok.us/smiles/artists/just_cuz/JC_ThankYou.gif 
С дочкой как раз сегодня начали смотреть цикл передач с Бибигона (был раньше такой детский канал), по истории России. Тоже интересные там лекции.
А твоя находка так вообще клад!

11

Очень рада, Ирочка.  :)  Я скачала все лекции учебника в аудиоформате, чтобы не быть к компу "привязанной". Дослушаю, что до этого в плейер загрузила, и займусь историей. 

Иришка, если можно, сбрось ссылку на передачи с Бибигона, интересно, что там.

12

Не нашла более подходящую тему, поэтому решила тут разместить. Алексей ссылку прислал, в ней меня заинтересовали фрагменты, выделенные мной жирным шрифтом.  Первый выделенный фрагмент - определением понятий Святая Русь, народ-богоносец, все в целом - как определение Русского мира (его основы и предлагаемые перспективы), которое, если мне память не изменяет, в настолько четкой формулировке встречаю впервые.

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира  http://www.patriarchia.ru/db/text/928446.html :

Свернутый текст

3 ноября 2009 года в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось открытие III Ассамблеи Русского мира. В торжественной церемонии принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, представивший в своем программном выступлении церковное видение Русского мира и пути его укрепления и развития.

Уважаемые участники и гости ассамблеи, дорогие братья и сестры, дамы и господа!

Я приветствую всех вас на III Ассамблее фонда «Русский мир». Вы приехали из разных стран, чтобы обсудить будущее русской культуры, будущее Русского мира в условиях тех процессов, которые происходят в глобализирующемся мире.

Сегодня действительно глобализация, как теперь принято говорить, бросает вызовы, прежде всего концепциям культурно-национальной идентичности. Представители различных культур поставлены перед выбором: примкнуть к этим мощным глобальным проектам и раствориться в них, или же самим быть самостоятельными субъектами в формировании мироустройства. Может ли Русский мир обеспечить для себя роль значимого игрока на мировой арене — сегодня и в будущем? Уверен, что может. Пример того, что надо делать для этого, дают наши предки.

Завтра мы будем праздновать День народного единства. Так вот, в далеком 1612 году, после нескольких лет государственного нестроения и смуты, наши предки сумели объединить силы и отстоять независимость Отечества, свою самобытность, если хотите, свою цивилизацию. Именно таким путем они сохранили высокие жизненные идеалы. И сегодня перед нами стоит не менее судьбоносная задача ― всем сообща необходимо сохранить Русский мир, рассеянный по разным уголкам планеты, чтобы не потерять ценности и образ жизни, которыми дорожили наши предки и, ориентируясь на которые, они создавали, в том числе, и великую Россию.

В связи с этим необходимо ясно понимать, чтó представляет сегодня Русский мир. Мне кажется, что если мы будем считать его единственным центром только Российскую Федерацию в современных границах, то мы тем самым погрешим против исторической правды и искусственно отсечем от себя многие миллионы людей, которые осознают свою ответственность за судьбы Русского мира и считают его созидание главным делом своей жизни.

Ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: «Россия, Украина, Беларусь ― это и есть святая Русь». Именно это понимание Русского мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви. Церковь называется Русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть. Вот почему в этом смысле мы и Молдову считаем частью этого Русского мира. В то же самое время Русская Церковь является самой многонациональной православной общиной в мире и стремится развивать свой многонациональный характер.

На прошедшем Поместном Соборе нашей Церкви было отрадно слышать, как его деятели и участники общались между собой на японском, немецком, английском, французском, украинском, молдавском языках. В качестве Предстоятеля Церкви, помимо некоторых епархий России, мне уже довелось посетить страны, которые являются становым хребтом исторической Руси, ― я был в Украине и Белоруссии и хотел бы кратко поделиться своими впечатлениями от визита, особенно в Украину. Многие пугали и меня, и нашу общественность тем, что эта поездка будет сопровождаться провокациями, массовыми выступлениями националистических сил, противодействием некоторых представителей властных кругов. Однако это событие еще раз показало, что несмотря на государственные разделения, на определенные нестыковки в политике мы духовно, еще раз хочу подчеркнуть, мы духовно продолжаем оставаться одним народом и в большинстве ― чадами Русской Православной Церкви.

Мои слова не означают, что Русская Церковь ставит под сомнение ныне существующие государственные границы. Конечно, нельзя не признать, что эти границы, по крайней мере на сегодняшний день, при нынешнем характере всех этих пограничных ситуаций создают лишние препятствия между народами Русского мира. Нередко телевидение доносит до нас печальные картины того, что происходит, в том числе на русско-украинской границе, а иногда даже на российско-белорусской границе, несмотря на то, что формально границы как бы не существует. Я убежден, что эти препятствия, которые существуют или которые возникают, ослабляют роль каждого из государств и их роль в международной жизни. В то же самое время наличие суверенитета может помочь нам более ответственно подходить к сохранению собственной самобытности и строить новые формы общежития на основе равноправия и взаимного уважения.

Современным европейским странам суверенитет не мешает строить самые тесные отношения между собой, будучи членами Европейского Союза. У стран же исторической Руси есть более веские основания для развития интеграционных процессов ― они принадлежат к одному уникальному цивилизационному пространству, в рамках которого накопились ценности, знания и опыт, помогавшие нашим народам всегда занимать достойное место в человеческой семье.

Как можно определить это общее цивилизационное пространство Русского мира, несмотря на то, что у него отсутствуют сегодня общие политические институты?  В основе Русского мира лежит православная вера, которую мы обрели в общей Киевской купели крещения. Благодаря историческому выбору святого князя Владимира наши предки присоединились к семье христианских народов и стали созидать мощную единую Русь. Многочисленные святые ― иерархи, князья, бояре, священники, монахи, простолюдины ― учили наш народ любить Бога и ближнего, страшиться греха и порока, жаждать добра, святости и правды. То есть речь идет о формировании глубинных, базисных духовных ценностей, которые стали реальностью в исторической жизни нашего народа. Несмотря на различные перипетии эти ценности были неизменными ориентирами для национальной жизни на все времена, поэтому народ наш и стал называться народом-богоносцем. Не потому, что весь народ был святым ― грешников у нас было не меньше, чем в других странах, ― а именно из-за этой ценностной ориентации нашей истории. Именно потому и земля наша стала называться Святой Русью.

Для русского человека немыслимо противопоставлять «украинского» равноапостольного князя Владимира «русскому» преподобному Сергию Радонежскому («русскому» я, конечно, говорю в кавычках), «русского» благоверного князя Александра Невского «белорусской» преподобной Евфросинии Полоцкой, «молдавского» преподобного Паисия Величковского «российскому» святителю Игнатию (Брянчанинову). Это выглядит просто как анекдот, как шутка. Все это святые Русской земли, поэтому мы должны сохранить единство Русской Церкви, почитать общих святых, посещать святые места Русского мира. Могу лично свидетельствовать о том, насколько сильно скрепляет русское единство паломничество по святым местам Руси. Во время своих поездок в Белоруссию и Украину меня поразило огромное число людей, которые приходили на богослужения, ― десятки тысяч людей желали помолиться вместе со своим Патриархом.

Важно и далее развивать паломничество верующих из разных концов Русского мира к общим святыням. Для этого надо открывать паломнические центры и службы, составлять маршруты, делать хорошее информационное обеспечение, готовить специалистов в этой области.

Большую роль в поддержке веры играет православная община. Сегодня по всей Руси восстанавливаются и строятся новые храмы, открываются и основываются монастыри. Для своих чад, которые по разным причинам и в разное время оказались за границей, наша Церковь открывает приходы во многих странах мира. Сегодня количество таких приходов продолжает расти, их число приближается к 600. Развитие заграничных общин является мощным фактором, препятствующим ассимиляции русских людей. Религиозная жизнь является точкой сосредоточения духовных и культурных сил соотечественников. Примером такой верности русской православной традиции стала историческая судьба Русской Зарубежной Церкви. Сохранив духовные и культурные ценности Русского мира вдали от Родины, ее иерархи, священство и миряне сегодня вносят существенный вклад в сплочение всех русских людей, проживающих за рубежом. Воссоединение Поместной Русской Церкви в 2007 году имело огромное значение для сознания соотечественников, проживающих в странах исторической Руси. Все ощутили большой духовный подъем, надежду на обретение единства Русского мира.

Бережное отношение русских людей к своей вере и уважение к вере других привлекало в Россию представителей различных религий и наций. В Российском государстве соотечественники других вер и национальностей всегда имели возможность достичь высокого общественного положения. Достаточно назвать лишь некоторые имена: барон Петр Шафиров, генерал Михаил Барклай-де-Толли, Хан Гусейн Нахичеванский, принц Александр Ольденбургский, мореплаватель Иван Крузенштерн, архитектор Константин Тон, художник Исаак Левитан. Они не были русскими по крови, но считали Россию, Русь, своим Отечеством и верно и бескорыстно ей служили.

Ценность веры в личной и общественной жизни стала еще более важной для представителей Русского мира после десятилетий господства государственного атеизма. Твердо убежден, что в России, как и в других странах исторической Руси, больше никогда не будут возможны агрессивный секуляризм, воинствующий антиклерикализм в качестве широкого общественного движения, а тем более в качестве государственной политики.

Другой опорой Русского мира является русская культура и язык. К русской культуре может принадлежать и русский, и татарин, и украинец, и грузин, потому что она впитала традиции многих народов. Русская культура — это явление, которое не вмещается в границы одного государства и одного этноса и не связано с интересами одного государства, что очень важно сегодня понять; как и эта организация, «Русский мир», не является инструментом политического влияния Российской Федерации. У нее совершенно другие цели и другие задачи. Это в последнюю очередь, если говорить о культуре, матрешки, платки и самовары. Прежде всего русская культура — это самобытные способы и форма выражения ценностей, исторического опыта народа Руси, которые определяют личное и общественное бытие миллионов людей.

В некоторых государствах бывшей единой страны существует навязчивый страх, что поддержка русской культуры может разрушить местную национальную культуру. Это напрасное опасение. Изначально русская культура формировалась как культура, имеющая стыковочные узлы для соединения с другими национальными традициями. Истинной русской культуре чужд дух ксенофобии и шовинизма, а также подавления других культур. Если бы это было не так, то никогда из множества племен Киевской Руси не возник бы единый народ и до сегодняшнего дня не сохранились бы самые малочисленные языковые группы и народности.

Важным коммуникационным элементом русского мира является русский язык. Чтобы понять роль русского языка, надо иметь ясное представление о его генезисе. Хотел бы напомнить, что русский язык стал плодом совместных усилий тоже людей разных национальностей. Он возник как средство общения между разными народами. Поэтому необходимо прилагать усилия по сохранению и распространению этого общего достояния. Прежде всего важно создавать условия для изучения многочисленными соотечественниками, проживающими в дальнем зарубежье, русского языка и их знакомства с русской культурой. Церковь, государство, общественные структуры могут совместно осуществлять комплектацию зарубежных библиотек, в том числе на приходах, создавать при них центры изучения русского языка, организовывать мероприятия, нацеленные на сохранение русских традиций. Следует помогать выпускать периодические издания, создавать интернет-сайты на русском языке, поддерживать деятельность научных и образовательных центров, способствовать поступлению молодых соотечественников в церковные и светские учебные заведения в России, Украине, Белоруссии.

Однако, высоко ценя роль русского языка, мы также не должны забывать и о различных коренных языках Русского мира: об украинском, белорусском, молдавском и о прочих. Они обогащали и продолжают обогащать многоликую культуру Русского мира. Кроме того, они не раз оказывали прямое влияние на развитие общерусского языка. Невозможно представить себе, как появился бы русский литературный язык без Николая Васильевича Гоголя и Владимира Ивановича Даля, малороссов по месту рождения, и многих других людей различных национальностей. Нам необходимо выстроить систему поддержки этого бесценного многоязыкового сокровища Русского мира. Считал бы вполне возможным поддерживать центры изучения украинского, белорусского, молдавского языков при наших зарубежных приходах — там, где есть такая потребность. Они могли бы существовать наряду с центрами русской культуры или быть их органической частью, но ни в коем случае одно не должно создаваться в противовес другому, как некая конфронтационная площадка, потому что все эти культуры есть органические части единой культуры Русского мира.

Наконец, третьим основанием Русского мира является общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие. В результате совместного творчества народов Руси и тех, кто составлял с ними единое целое на протяжении веков, возник способ общественного жительства, который во всем мире ассоциируется с русской традицией. У наших народов присутствует сильное сознание непрерывности и преемственности русской государственной и общественной традиции, начиная со времени Киевской Руси и заканчивая нынешней Россией, Украиной, Белоруссией, Молдавией и другими странами исторического пространства Руси. Наши предки вместе строили и развивали Русь, обороняли ее от иноземных захватчиков. Так было на всем протяжении существования нашего единого Отечества вне зависимости от господствовавшей политической системы.

За столетия совместной жизни выработались общие подходы к строительству общества. Традиционно народы Русского мира созидали общество на основе таких ценностей, как преданность Богу, любовь к Родине, человеколюбие, справедливость, межнациональный и межрелигиозный мир, стремление к знаниям, трудолюбие, уважение к старшим. В 2000 году Русская Православная Церковь постаралась систематизировать весь накопленный опыт в области общественного строительства на основе православного мировоззрения, приняв Основы своей социальной концепции. В прошлом году был принят еще один документ — «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Эти два документа являются плодом трудов всей Русской Церкви. В их разработке приняли участие иерархи, священнослужители, миряне, богословы, ученые из всех стран канонической территории Московского Патриархата. Они важны не только для Церкви, но и для всего Русского мира. Самобытность русской цивилизации, сформированной на основе Православия, а также с участием других традиционных религий, обеспечивала нашим народам свободу и независимость в определении своей исторической судьбы. Нам необходимо и далее ясно сознавать уникальность русского способа жительства и воспроизводить его не только в странах с доминирующей русской культурой, но свидетельствовать о нем далеко за их пределами, особенно в условиях духовного, нравственного кризиса современной человеческой цивилизации. Но ни в коем случае мы не должны терять того самобытного, яркого, сильного, значительного, что присутствует в нашей традиции, что является ее сердцевиной, что является ее сокровищем. Вот если мы это потеряем, то не нужно будет говорить о Русском мире — тогда останутся только матрешки и самовары.

В прежние времена этот способ жительства поддерживался общими государственными границами, единым географическим ареалом проживания наших народов. Сегодня это не так. Однако независимые государства, существующие на пространстве исторической Руси и осознающие свою общую цивилизационную принадлежность, могли бы продолжать вместе созидать Русский мир и рассматривать его как свой общий наднациональный проект. Можно было бы даже ввести в употребление такое понятие, как страна Русского мира. Оно означало бы, что страна относит себя к Русскому миру, если в ней используется русский язык как язык межнационального общения, развивается русская культура, а также хранится общеисторическая память и единые ценности общественного строительства. В данном случае я не предлагаю чего-то нового, ведь примерно по такому принципу существуют такие объединения, как Британское содружество наций, содружества франкоязычных и португалоязычных стран, ибероамериканский мир.

Чтобы такой Русский мир был сплоченной реальностью, а не аморфным образованием, необходимо одновременно действовать на нескольких уровнях. Прежде всего, мы должны опираться на взаимодействие между гражданскими обществами стран Русского мира. Но не менее важна позиция элит новых независимых государств, созданных на пространстве исторической Руси. Именно элиты оказывают существенное воздействие на общество и направляют его в ту или иную сторону. И потому важно установление системы прочных отношений между элитами стран Русского мира. В связи с этим ключевое значение имеет этика межэлитных отношений. Нужно выработать такой тон отношений, с помощью которого проявлялось бы уважение друг к другу, исключался бы всякий патернализм, всякая попытка играть роль «старшего брата», подчеркивались бы национальные интересы каждой из стран и выражались соборные усилия в строительстве общественной жизни с опорой на общую духовно-культурную традицию. В одиночку даже самые крупные страны Русского мира не смогут отстоять свои духовные, культурные, цивилизационные интересы в глобализирующемся мире.

Верю, что только сплоченный Русский мир может стать сильным субъектом глобальной международной политики, сильнее всяких политических альянсов. Кроме того, без координации усилий государства, Церкви и гражданского общества мы не достигнем этой цели.

Отрадно, что осознание важности задач, которые стоят перед Россией в деле сохранения цивилизационной общности исторической Руси, привело к созданию фонда «Русский мир». С момента его создания прошло три года, и многое уже сделано. За это время было налажено взаимодействие Церкви и фонда в реализации общих проектов и начинаний. Могу сказать, отталкиваясь от своего опыта, это было очень эффективное взаимодействие — не только в области теории, но и в решении совершенно конкретных практических вопросов, в том числе тех, которые были связаны с финансированием, с оказанием помощи людям. Поэтому сегодня я хотел бы выразить благодарность с этой трибуны руководству фонда, в первую очередь Вам, Вячеслав Алексеевич. Для того чтобы подобное взаимодействие осуществлялось на постоянной основе, было подготовлено соглашение о сотрудничестве, которое нам сегодня предстоит с Вячеславом Алексеевичем подписать. Надеюсь, что его реализация поможет осуществить все высокие цели, о которых здесь шла речь.

Позвольте пожелать всем нам успешного проведения Ассамблеи и помощи Божией в трудах по созиданию Русского мира.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Ссылка на сайт фонда "Русский мир" https://russkiymir.ru/ . Там есть ссылка на книгу:

Смыслы и ценности Русского мира. Сборник статей и материалов круглых столов, организованных фондом «Русский мир»  https://russkiymir.ru/events/docs/     2010.pdf .

Отредактировано Ольга79 (2020-07-21 18:23:47)

13

Гия Саралидзе, Дмитрий Куликов, Марат Сафаров. Какая она – русская идеология https://radiovesti.ru/brand/64723/episode/2436206/

14

Добавлю ссылку, надеюсь позже послушать.

Александр Невский – исключительный человек в исключительных обстоятельствах https://radiovesti.ru/brand/64392/episode/2091628/ :

Свернутый текст

Жизнь и деяния Александра Невского. Кто и зачем пытается оспорить историческую значимость этой фигуры? Новые данные, спекуляции и дискуссии о договоренностях с Ордой. В каких условиях пришлось Александру Невскому жить, воевать и править?

МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире программа "Традиции". Это Сергей Михеев. И сегодня предлагаю поговорить об одном из наиболее выдающихся наших соотечественников в прошлом – полководце и святом Русской Православной церкви Александре Невском, Александре Ярославиче. Не так давно Русская православная церковь отмечала день его памяти. И вообще вокруг этого человека последнее время довольно много происходит всевозможных дискуссий, разговоров, и так далее, и так далее. Ну а что касается моей такой политологической стези, то мне особенно как бы, ну скажем так, интересны (в кавычках), но, в общем, так интересны в негативном смысле, явно специально запущенные, так сказать, псевдодискуссии, в том числе запущенные с Украины и с внешнего контура, насчет попытки оспорить историческую значимость Александра Невского, и явно вещи, направленные в таком политическом контексте на его дно. Сегодня мы об этом, этой фигуре, крайне важной в нашей истории, поговорим с Алексеем Константиновичем Светозарским – профессором, заведующим кафедрой Церковной истории Московской духовной академии. Алексей Константинович, приветствую вас.

СВЕТОЗАРСКИЙ: Здравствуйте.

МИХЕЕВ: Алексей Константинович, давайте начнем говорить о Невском. Ну, в общем, можно начать с того, что вам ближе, конечно, как с государственного деятеля или как с человека Православной церкви. Хотя, мне кажется, все-таки сначала он был государственным деятелям, а потом уже по результатам своей деятельности и жизни прославлен Русской православной церковью. На ваш взгляд, значение этой фигуры в русской истории?

СВЕТОЗАРСКИЙ: Если позволите, может быть, немного о соотношении государственного деятеля и святого. Дело в том, что, как и всякий князь (а тогда не то что юный, а маленький княжич), он получает на свое служение благословение церкви, которое выражалось в обряде княжеского пострига. Связанный этот обряд был, естественно, с церковным последованием – это молебен был, а обычно его совершали на третьем-четвертом году жизни, в общем-то, младенца. Но потом его сажали на коня, вручали ему лук со стрелами и там игрушечный меч, но тем не менее он изначально вот свою деятельность как политик, он воспринимал и как служение. Хотя, конечно, бывали всякие ситуации, когда он должен был поступать ну по законам своего времени. Вот. Ну а как государственный деятель – ну, несомненно, у нас ведь много благоверных князей, у нас история богатая, слава богу, и выдающихся. Вот память почитается святого князя Довмонта-Тимофея, или вот Всеволод-Гавриил, на мече которого было написано "Чести моей никому не отдам", который тоже вот почитается как защитник западных, северо-западных рубежей нашего отечества. Но все же, согласитесь, что Александр Невский и в этом ряду, в общем-то, представляет собой исключительного человека, действовавшего в исключительных обстоятельствах. Вот, на мой взгляд, тут речь должна идти об определенных вот факторах, которые определяли его деятельность как политика. Это натиск запада, очевидный натиск, который начинается в начале 13-го века, с которым сталкивается еще его отец Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо. Он сталкивается с крестоносцами, надо сказать, и наносит им поражение в 1234-м году. Еще один фактор – это Литва, которая претендует на то, чтобы, так сказать, ее голос был слышен...

Слушайте в аудиофайле!


Вы здесь » БЫТЬ! » История, документы, воспоминания... » История России и Русского мира


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно