БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Самое разное » ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ


ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Предлагаю в этой теме размещать фото православных церквей, храмов, соборов...
От маленькой часовенки до великолепия крупных соборов.

http://s3.uploads.ru/VUnw4.jpg

Свято-Успенский кафедральный собор г.Омск

2

Хорошая тема, Андрюша.
Очень много разных храмов, но каждому из нас дорог какой-то свой: пусть это не всегда грандиозное архитектурное строение. А это вот моя любимая старенькая церковь на Тарской (г.Омск)
http://fs1.mg.ru/000/001/564/500_500_b01cca89b00039a30d05b9795b7f5fc0.jpg
ОМСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР

Строительство храма

http://drevo-info.ru/pictures/thumbs/002/008751.jpg

С инициативой строительства храма в 1858 году выступил генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Христианович Гасфорд.

Более пяти лет потребовалось на то, чтобы собрать средства и начать строительство. Сбор денег на постройку храма осуществлял святой праведный Стефан Омский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени.

Место для строительства храма выбиралось с учетом возможности стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов (предместий города). Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор писал епископу Тобольскому и Сибирскому Феогносту (Лебедеву):

"По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно"; "...люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники".

В 1862 году Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма.

Новый генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель выбрал под строительство "свободную площадь" на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов.

Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф.Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был "улучшен в некоторых частях" в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь "под наблюдением по технической части" омским городовым архитектором Э.И. Эзетом. Зодчие Ф.Ф. Вагнер и В.К. Гейде в мае 1870 года освидетельствовали постройку.

Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности.

Омский Крестовоздвиженский храм в нач. XX века

К 1867 году храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года.

Свернутый текст

Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 года. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский.

12 февраля 1896 года был освящен второй престол в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Деятельность прихода в кон. XIX - нач. XX века

С 1891 года при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества.

В 1901 году состоялось открытие народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания.

В начале 1900-х годов стены храма были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве.

С 18 августа 1904 года по штату церкви было положено 4 священника, 3 псаломщика и дьякон. В течение года, по сведениям 1914 года, бывало до 903 крещений, 98 браков и 572 отпеваний.

8 мая 1919 года около храма заложили сад.

В годы советской власти

В 1920 году имущество собора было национализировано.

Прихожане почти всех церквей Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. В 1926 году община храма Воздвижения Животворящего Креста Господня была зарегистрирована как тихоновская.

30 ноября 1930 года представители советской власти изъяли из храма 473 книги, а через несколько дней был арестован священник храма о. Алексий Головин.

В мае 1933 года было сфабриковано групповое уголовное дело на священнослужителей Крестовоздвиженской церкви за "антисоветскую деятельность". Каждый из них был осужден на 5 лет лишения свободы.

5 ноября 1936 года Президиум Омского облисполкома принял решение разрушить храм, а на его месте построить школу. Принимая решение о сносе церкви, власти допускали явное нарушение заключенного с общиной договора об использовании здания церкви общиной верующих, условия которого со стороны прихожан неукоснительно выполнялись. В ответ на это постановление верующие общины Крестовоздвиженской церкви 18 ноября подали протест в ЦИК РСФСР. 26 ноября подобный протест был направлен и в Омский облисполком. В результате снос здания был приостановлен.

25 декабря 1937 года Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М.И. Калинина: "Церковь закрыть. Здание снести".

Постановление было выполнено лишь наполовину: общину ликвидировали, а в здании разместили общежитие кожевенно - обувной фабрики.

В 1938 году в Омске началось описание церковного имущества, которое изымалось и хранилось на складах драматического и кукольного театров, а также в спецотделе Горсовета. Предметы, содержащие драгоценные металлы, отправлялись в Москву, а иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались.

В годы Великой Отечественной войны верующие Крестовоздвиженского храма, помня благословение митрополита Сергия (Страгородского) "пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам в победе над коварным врагом", молитвенно и денежно вносили свой посильный вклад в дело общей Победы.

Омский горисполком на основании постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 года "О порядке открытия Церквей" своим решением от 7 марта 1943 года зарегистрировал общину верующих и 2 августа года передал общине Крестовоздвиженскую церковь. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества.

26 сентября этого же года в храме начали совершаться богослужения. Настоятелем общины стал протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.

Весной 1944 года верующим разрешили пользоваться колоколом.

С момента возрождения Омской епархии в 1946 году собор получает статус кафедрального, в котором оставался до 1992 года.

В 1951 году по благословению владыки Ювеналия (Килина) в соборе был устроен и освящён третий придел в имя Пророка Илии.

Значительные изменения во внутреннем и внешнем виде храм претерпел в конце 1980-х годов. К 1000-летию Крещения Руси был реконструирован иконостас храма - из трехъярусного он стал пятиярусным с покрытием сусальным золотом, была обновлена и настенная роспись.

Новейшая история

26 июня 1980 года решением Омского облисполкома за № 239/10 здание храма было поставлено на учёт как памятник истории и культуры местного значения.

В 1988 - 1990 годах по проекту омского архитектора В.А. Баранова к зданию с севера и юга были пристроены два придела – в имя свт. Иоанна Тобольского и во имя св. равноап. князя Владимира. Однако эти приделы не освящались. Поэтому на нач. 2010-х годов собор имеет три престола и пять приделов.

1990-х годах при соборе было положено начало возрождению сибирского казачества. Так, 5 марта 1990 года в трапезной собора в присутствии митрополита Омского и Тарского Феодосия состоялось первое собрание, на котором был избран оргкомитет землячества сибирских казаков в Омске. Инициаторами возрождения сибирского казачества на Омской земле тогда стали потомственный казак С.Н. Смоляков и историк-краевед А.М. Лосунов.

В 2009 году на пожертвования прихожан были установлены новые купола; трапезная храма в воскресные и праздничные дни устраивает для прихожан благотворительные обеды.

При храме функционирует воскресная школа.

Архитектура

Размеры собора: в длину – 34,8 м, в ширину – 21,6 м (с приделами 1990 года – 37,2 м).

В проекте Ф.Ф. Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви с полукруглой апсидой и притвора с ярусной колокольней, расположенных на одной оси.

Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Столбы воспринимали часть распора коробовых сводов перекрытия и через систему парусов и подпружных арок нагрузку от восьмигранного барабана, увенчанного куполом. Сам купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Демонстрируя ренессансное поэтажное размещение ордера, по всему периметру здания, во втором ярусе колокольни и на барабане купола располагались одиночные и спаренные дорические пилястры. Оконные и дверные проемы проектировались арочными. В тимпанах применены люкарны. Конкретно-образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и выше расположенные сдвоенные окна. Оформление последних большим и малыми архивольтами с медальоном между ними было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Символическое значение трехкратного ритмического повтора арок подчеркивал раскрепованный фронтон, возвышавшийся над порталом. В его тимпане предполагался медальон с изображением Иисуса Христа.

Колокольня трехъярусная, проемы арочные, ярусы звона восьмигранные с арочными проемами. Главы - на куполе, алтаре, приделах и колокольне, кресты восьмиконечные. Стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, над восьмидольным куполом восьмигранный фонарик, завершенный сложным восьмидольным куполочком. По "ребрам" купола металлический растительный декор с позолотой. Главы и кресты позолочены.

Изменения внесенные в проект Лазаревым, за исключением некоторого упрощения декора, не были воплощены.

Отредактировано Ольга Кир (2016-02-03 15:36:28)

3

Андрей Кир написал(а):

Темы клоны. Объединяю. (М)

Подпись автора

    Истинное Творчество - путь познания Духа, Души и Мира, нас окружающего...

Где тема : Храмы святой Руси?
Успенский собор в Киево-Печерской Лавре? Где эта тема? Тема должна была говорить о храмах Беларуси, Украины, России именно как храмы святой Руси. Разве кто-то лишил их святости?

4

Прошу прощения, Таня, технический сбой. Свою тему я заново тоже залил. Просьба не делать клона, а отписать здесь.

5

Андрей, я не буду искажать истину: храмы России - это не храмы святой Руси только.  Я не буду территориально разделять единство Русской Православной Церкви. Одно стадо- - един пастырь, Патриарх. А границы...Они для неверных. Духовное единство не нами закладывалось, оно продолжится до скончания века. Так что тему придётся вернуть.

6

Теперь исправил.

7

Ангел храма Иоанна Предтечи,
Совершая полночный дозор,
Зажигал потаённые свечи,
Звал на пение Ангельский хор.
Восполняя дневные потери,
От сует отдыхала земля.
А сквозь купол и стены, и двери
Собирались на встречу друзья.
И само зажигалось кадило,
Неземной восходил фимиам,
Не спеша Благодать нисходила,
И собою наполнила храм..
Всё пространство церквушки убогой
Представляло священный алтарь.
И все Ангелы славили Бога
Воедино. Так славили встарь
В один вздох - на заре Христианства
В кельях, храмах, в лесах и в домах,
Раздвигая века и пространства,
Не делясь, с «Аллилуя!» в сердцах.

...Быстротечное время земное.
Ангел вышел друзей провожать.

Так дано им воспеть Трисвятое,
и людскую слезу утирать !

8

http://s7.uploads.ru/RGXa6.jpg

                                       Храм Святой Троицы в Антарктиде

http://s7.uploads.ru/JvyFl.jpg

Диакон Максим Герб. Антарктида православная. Рассказы и фотографии полярного дьякона http://www.pravoslavie.ru/90688.html .

9

Чикойский монастырь

Рис. из журнала “Нива”
http://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/02/CHikoyskiy-monastyir-300x213.jpg

«По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах, бродяга, судьбу проклиная, тащился с сумой на плечах…». Кто в России хотя бы раз не слышал этот грустный напев?
Забайкалье – край безбрежных степей, лесов и живописных сопок. Издавна тут кочевали со своими стадами буряты. За волей шли сюда казаки и староверы, а ссыльные отправлялись на вечное поселение.

Почитаемая православная святыня этой земли – Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь. Именно в качестве ссыльного оказался здесь святой преподобный Варлаам Чикойский – основатель обители. Обладая великим смирением, он сам называл себя – «бродягой», словно безымянный герой народной песни.

Василий Федотович Надеждин (так звали святого Варлаама в миру) был по происхождению крепостным крестьянином. Родился он в тысяча семьсот семьдесят четвертом году, жил в Нижегородской губернии и отличался благочестием. Был женат, но своих детей Господь не давал, поэтому вместе с супругой Василий усыновлял сирот. Он любил ходить в паломничества по монастырям Руси и даже встречался с преподобным Серафимом Саровским. В одно из таких паломничеств в Киеве Василия задержали за отсутствие документов, обвинили в бродяжничестве и сослали в Забайкалье.

Другой человек, потерпев несправедливость, действительно стал бы проклинать судьбу, но Василий воспринял это как волю Божию. В ссылке по благословению местного священника, он начал жизнь отшельника. Уединённую келию Василий соорудил в таёжной чаще на крутом склоне сопки неподалёку от реки Чикоя. Несколько лет он провёл в полном одиночестве в молитве и посте, пока о подвижнике не прознали жители окрестных селений. Уже затем Василий был пострижен в монахи с именем Варлаам и рукоположен в священный сан. А в тысяча восемьсот тридцать пятом году был официально учреждён Чикойский монастырь.

Многим, кто приезжал в обитель на Чикое, здешние места напоминали Святую гору Афон в Греции. Одна из сопок до сих пор так и называется – Афонской. На горных склонах выросли два храма, келии и хозяйственные постройки. Чтобы обеспечить монахов и паломников водой, было вырыто почти тридцать колодцев.

Еще во время святого Варлаама монастырь приобрёл миссионерское значение. Сам преподобный старец был сторонником единоверия – движения в православии, направленного на преодоление церковного раскола. Единоверцы совершают богослужение по старообрядческим правилам и крестятся двумя перстами, но не отделяют себя от Русской Православной Церкви. Авторитет преподобного Варлаама у забайкальских староверов был настолько высок, что многие из них соединились с Церковью. Из Чикойского же монастыря миссионеры ездили проповедовать веру Христову бурятам.

Главной монастырской святыней стала икона Божией Матери «Споручница грешых», подаренная купцом из города Кяхты. Особенно любили этот чудотворный образ ссыльные, приносившие покаяние о совершенных грехах.

Монастырь расположенный вдалеке от больших городов и дорог, сделался духовным центром Забайкалья. Увы, разрушительные события двадцатого века не пощадили и его. Горная обитель была заброшена и снова поросла тайгой. Большинство построек не дошло до наших дней.

Однако место, освящённое подвигом преподобного Варлаама, и сегодня привлекает верующих. У входа в Чикойский монастырь стоит большой поклонный крест, а на месте алтаря главного монастырского храма поставлена часовня. В две тысячи втором году состоялось обретение мощей преподобного Варлаама Чикойского, которые теперь находятся в кафедральном Казанском соборе города Читы.

Ежегодно одиннадцатого июня в день иконы «Споручница грешных» совершается крестный ход от села Урлук до бывшего Чикойского монастыря. Восемь километров пешком в гору – путь не самый лёгкий. Но чтобы почтить небесного покровителя своей родной земли, здесь собираются православные паломники со всего Забайкалья.

10

Храм иконы Божией Матери "Неопалимая купина" Дятьковское благочиние, Брянской митрополии.

Информация с приходского сайта http://hpnk.cerkov.ru/ (на сайте еще есть фотографии, я не все скопировала):

http://hpnk.cerkov.ru/files/2014/04/ikonostas.jpg

Историческая справка:

Свернутый текст

В 1790-м году Мария Васильевна Мальцова построила в деревне Дятьково хрустальный завод. Построила не на пустом месте: династии Мальцовых в Брянском уезде уже принадлежала стекольная фабрика, которую перевели сюда из подмосковной Можайской губернии после запрета Сената на производство стекла рядом со столицами.

Рабочие переехали со своими семьями, население росло, Дятьково превращалось в «столицу» брянской группы мальцовских заводов. Однако в начале XIX века Дятьково все еще оставалось деревней — то есть здесь не было собственного храма. А приходская церковь в соседнем селе Спасском уже не вмещала всех прихожан.

В 1810 году стараниями сына и наследника Марии Васильевны, владельца деревни Дятьково и Дятьковской хрустальной фабрики Ивана Акимовича Мальцова в деревне был возведен большой храм во имя Преображения Господня — каменный, с колокольней. Собор был выполнен в «греческом стиле», а внутренняя роспись — в итальянском.

Из упраздненного приходского храма в Спасском в новый собор были переданы реликвии — иконы, раки с мощами и древний серебряный крест с частицами святых мощей. После освящения нового собора деревня Дятьково получила гордый статус села — и молву о «восьмом чуде света», дятьковском хрустальном храме.

Поверить рассказам о хрустальном соборе было решительно невозможно, и люди потянулись в Дятьково, чтобы увидеть этакое чудо своими глазами. С роскошью убранства этой церкви не мог соперничать ни один храм в России.

«Село Дятьково пользуется европейской известностью по хрустальному в нем производству и по тому стремлению господина владельца ко всему изящному, которое высказывается здесь во всем. Но что особенно обращает на себя внимание нового посетителя села Дятьково — это храм Преображения Господня. Описание его заняло бы лучшие страницы в живописном художественом сборнике…», — так начинает свое подробное описание Преображенского собора благочинный села Дятьково, священник Стефан Красовский (издано в Санкт-Петербурге в 1862 году).

И продолжает: «….христолюбивый храмоздатель украсил новым иконостасом свой храм, яко невесту… Первое, что поражает чувство зрителя, во внутренней части храма: это хрустальные иконостасы; тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей и цветных стекол искуснейшего мастерства, многоцветные подсвечники. Вообще все иконостасы искусной живописи; но иконостас, вновь устроенный в настоящей церкви, особенно поразителен.

Путешественники, проходящие богомольцы, купечество, дворяне, как бы по какому обету и зову, идут и едут в Дятьковскую церковь, и смотреть церковь, и слушать певчих. Содержание икон для жителей Дятькова, и вообще всего прихода, придумано самими храмоздателями. Иконы написаны в Академии художеств, на желтой плотной латуни, во весь рост. Все они, в позолоченных огромного размера рамах, украшенных резьбою рококо, представляют как бы некий великий божественный сад».

Далее священник упоминает, что церковь вплоть до 1862 года, года издания его трудов, продолжали украшать хрустальными деталями, «что говорит о неустанном и трепетном внимании к ней».

На протяжении XIX века дятьковский храм продолжали украшать не только изнутри. Он несколько раз перестраивался и расширялся. В 1838 году Иван Акимович и его сын, будущий гений российской промышленности Сергей Иванович Мальцов, решили увеличить вместимость храма, для чего начали строить два симметричных придела. В 1845 году купол храма и колокольню перестроили в итальянском стиле. В 1848 году было завершено десятилетнее строительство придельного храма во имя святителя Василия Великого. Этот придельный храм был выстроен из чугунных слитков и располагался над фамильным склепом Мальцовых, возле святого алтаря.

К 1855 году относятся сведения о последней перестройке храма, в ходе которой был установлен новый иконостас (именно о нем писал священник Красовский, сравнивая храм с невестой), а также из алтаря был устроен ход к фамильному склепу и в сам придельный храм.

В конце XIX века рассказ священника Красовского дополнило описание из 19-томного издания «Живописной России» М.Вольфа: «На главной улице села прекрасная каменная церковь, замечательная своим иконостасом из двух параллельных хрустальных стенок, заполненных в промежутках хрустальным боем (битым стеклом). При полном освещении церкви хрустальными паникадилами иконостас является как бы алмазным, сверкая радужной игрой бесчисленных граней, что производит эффект необычайный».

http://hpnk.cerkov.ru/files/2013/01/original20855821-300x194.jpg

Дореволюционная фотография Преображенского собора

Хрустальный собор Мальцовых до наших дней не сохранился. Но в современном Дятькове у него есть два наследника: церковь Спаса Преображения и храм-памятник «Неопалимая купина» с единственным в мире хрустальным иконостасом.

Внешне ни один из современных храмов не напоминает погибший Преображенский собор Мальцовых. Однако представить, как выглядел главный дятьковский храм, можно не только по немногочисленным дореволюционным фотографиям. В поселке Ивот недалеко от Дятьково сохранилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ее строительство началось в 1905 году на средства Мальцовых, но так и не было закончено из-за начавшейся Первой мировой войны). Облик Покровской церкви и ее колокольни — почти точная копия дятьковского собора.

http://hpnk.cerkov.ru/files/2013/01/original20958895-300x147.jpg
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Ивот
Фото: Антон Агарков / Strana.ru

История уничтожения и возрождения хрустального храма требует отдельного рассказа.

После революции Преображенский собор был закрыт не сразу. Первая волна антирелигиозной кампании 1918-1922 гг. его почти не затронула — не были вскрыты раки со святыми мощами, не были изъяты церковные ценности. Двери храма были открыты для верующих.

Антирелигиозная политика первых лет советской власти не увенчалась большим успехом: в 1921-1922 гг. даже началось частичное религиозное возрождение, особенно в городах. Малоизвестный факт: 16 августа 1923 года, опираясь на решения Хll съезда РКП(б), генеральный секретарь ЦК партии И. В. Сталин издал циркулярное письмо всем губкомам с требованием запретить закрытие церквей и аресты религиозного характера.

С 1923 по 1929 год политика советского государства по религиозному вопросу претерпела некоторое смягчение. В 1928 году даже были разработаны «научные критерии», позволявшие определить принадлежность «сооружения» к памятнику истории или архитектуры. Главным критерием стала дата постройки.

Сооружения, построенные до 1613 года, были объявлены неприкосновенными. В 1613—1725 гг. — «в случае особой необходимости» могли подвергаться изменениям. В 1725—1825 гг. — сохранялись только фасады. Храмы, построенные после 1825 года, к памятникам не причислялись и государством не охранялись.

Данный критерий был принят Главнаукой и с 1928 года стал нормативным актом, действующим на территории РСФСР и СССР. В соответствии с этим «научным» критерием и начался массовый снос храмов. В России до революции было 79 тысяч храмов. В последний год советской власти, 1991-й, их количество уменьшилось в 10 раз — до 7,5 тысяч.

В 1929-м начали «закручивать гайки». В начале года был разослан совершенно секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы», который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию.

Что удивительно — на официальном уровне ликвидация дятьковского Преображенского собора ни разу не обсуждалась. По дате постройки он подпадал под третью категорию, «сохранение фасада».

Жертвой антирелигиозной кампании должен был стать не сам собор, а его придельный храм, часовня-памятник из чугунных слитков над могилой Сергея Ивановича Мальцова.

Согласование вопроса о демонтаже, однако, заняло целый месяц — пришлось даже отправлять запрос в Народный комиссариат внутренних дел РСФСР. Только когда был получен ответ из столицы с идеологическим обоснованием для демонтажа («Мальцов — человек, эксплуатировавший население целого округа»), 28 февраля 1929 года Президиум Брянского Губиспокома разрешил ликвидировать часовню-памятник С.И.Мальцову и реализовать полученный от демонтажа чугун на дорожное строительство.

Но уже 4 марта 1929 года «антирелигиозно настроенные» граждане, комсомольцы и милиционеры начали уничтожение самого Преображенского храма. Подобное происходило по всей России — даже без «указания свыше» граждане новой страны с фанатичным рвением уничтожали святыни. Об этом сейчас предпочитают не вспоминать, сваливая все на большую «советскую власть», но именно обычные люди, бывшие верующие, своими руками оскверняли и разрушали святыни почище иноземных захватчиков — так происходило и в Суздале, и в Бородино, и в Дятьково…

В Преображенском соборе эти «обычные люди» разрушили хрустальный иконостас и престол, сожгли иконы. Жалобы прихожан М. И. Калинину и прокурору республики Н. В. Крыленко с просьбами наказать виновных в надругательстве и самоуправстве (напомним, что ни в одном из постановлений руководящих органов ничего не говорилось о ликвидации самого Преображенского храма) остались без внимания.

13 июня 1929 года Брянский Губисполком издал Постановление о закрытии Преображенской церкви в Дятькове и дальнейшем использовании церковного здания под клуб. Окончательное закрытие храма состоялось 21 октября 1929 года.

Но Преображенский собор так и не стал учреждением культпросвета. По воспоминаниям очевидцев, его продолжали разрушать, и этот процесс занял много месяцев. Груды осколков некогда роскошного хрустального убранства на конных подводах вывозили на свалку. Судьба церковных реликвий и икон неизвестна, хотя после закрытия храма все его (сохранившееся) имущество было передано Дятьковскому горсовету. До недавних пор единственной уцелевшей хрустальной деталью был подсвечник из трехслойного стекла, выполненный в 1838 году. Сейчас его можно увидеть в Музее дятьковского хрусталя.

Современное состояние:

До недавних пор единственной уцелевшей хрустальной деталью был подсвечник из трехслойного стекла, выполненный в 1838 году. Сейчас его можно увидеть в Музее дятьковского хрусталя.

Несколько старинных фотографий и несколько уже очень пожилых людей, в детстве видевших мальцовский хрустальный собор своими глазами — вот и всё, что осталось от «восьмого чуда света».

Но однажды, при очистке старого пруда на территории завода, была найдена чудом сохранившаяся хрустальная плитка оригинального иконостаса. Одна-единственная. Но из нее выросло хрустальное убранство для нового храма.

http://hpnk.cerkov.ru/files/2013/01/original20876735-300x174.jpg
Единственная уцелевшая хрустальная плитка оригинального иконостаса
Фото: Антон Агарков / Strana.ru

К чести дятьковцев, они не стали делать копию разрушенного собора. Да и средств бы не хватило.

Сначала появилась скромная церковь, названная, конечно, Преображенской — это был первый из новосооруженных храмов в Брянской епархии. Кирпичную церковь в «русском стиле» заложили в 1989-м г., а освятили 17 августа 1990 года, то есть еще при СССР. И стоит она не на центральной площади города, как прежде старый храм — к такому советская власть, даже на излете своего существования, еще не была готова.

Храм с хрустальным иконостасом появился позже. И понять его значение для города невозможно без знания всей этой длинной предыстории. Многие туристы, начитавшись рассказов о хрустальной церкви в Дятьково, ждут чего-то грандиозного, а увидев небольшой строгий храм, вешают на него ярлык «новодел». Но ведь храм «Неопалимая купина» не задумывался как копия старинного Преображенского собора. У него просто другая история.

Ключ к пониманию — дата, 17 сентября. День освобождения Брянской области и Дятьковского района от немецко-фашистских захватчиков. И день праздника иконы Божьей матери «Неопалимая купина».

Храм-памятник в честь иконы Божьей матери «Неопалимая купина» был возведен в память о погибших воинах. В память о погибших жителях Дятькова — из 17 тысяч дятьковцев до освобождения дожили единицы. Во время войны был полностью разрушен хрустальный завод. На площади, где стоит храм, погибли почти все дятьковские мастера-хрустальщики.

Храм-памятник был основан по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека. 25 декабря 1999 года его Высокопреосвященство совершил чин основания фундамента храма. Он же и освятил храм 27 марта 2003 года. Строительство Храма – памятника велось при поддержке губернатора Брянской области Ю.Е.Лодкина, Администраций г.Дятьково и Дятьковского района, а также предприятий, организаций и населения.

Хрустальное убранство нового храма выполнили мастера Дятьковского хрустального завода — совершенно безвозмездно. Они посвятили свою работу памяти Мальцовых — основателей Дятьковского хрустального завода, и всех поколений дятьковских хрустальщиков.

Художники хрустального завода и работники Музея дятьковского хрусталя проделали огромную работу, чтобы найти рисунки, чертежи и фотографии старого иконостаса. Хрустальная плитка, найденная в пруду, послужила основой для рисунка.

http://hpnk.cerkov.ru/files/2013/01/krest_hrustal.jpg

На изготовление необычного убранства храма-памятника ушло около 15 тонн хрусталя — на иконостас (хрустальные плитки размером примерно 20-25 см на металлическом каркасе), на четырехметровую хрустальную люстру, на плитку для стен и арок. Всего было изготовлено несколько тысяч хрустальных деталей, многие — вручную.

Конечно, это не совсем тот хрусталь, который производили Мальцовы на дореволюционном заводе. Но классические параметры дятьковского хрусталя сохранены — например, 24-процентное содержание окиси свинца, которое придает местному хрусталю особое звучание, прозрачность и блеск.

Старинный иконостас Преображенского собора был пятиярусным, включая изображение Всевидящего Ока в треугольнике, который возвышался над всеми ярусами. У икон было другое обрамление. Но и храм «Неопалимая купина» — другой, это не точное воссоздание утраченного шедевра, поэтому его так верно назвали «храм-памятник».
В память о жителях Дятьково, погибших в боях за Родину, по периметру храма размещены мемориальные доски. Имена погибших упоминаются в молитвах и во время богослужений.
Искрящееся хрустальное убранство «Неопалимой купины» по-прежнему производит неизгладимое впечатление — дятьковским мастерам удалось создать новый шедевр, сохранив связь времен. Все сделано с душой, храм — живой, в нем всегда много прихожан.

http://hpnk.cerkov.ru/files/2013/01/lustra21.jpg

http://hpnk.cerkov.ru/files/2013/01/lustra1.jpg

Вызывает искреннее восхищение мастерство людей, которые смогли создать хрустальное чудо — дважды, с перерывом почти в два столетия. Стоит приехать в Дятьково, чтобы увидеть эту красоту своими глазами — ведь дятьковская хрустальная церковь по-прежнему единственная в мире.

С марта 2012 года настоятелем Храма является иерей Игорь (Куприяшин). В настоящее время проводится реставрация: росписи внутренней части Храма и фасада здания.

http://hpnk.cerkov.ru/files/2016/12/9_QlKA8qWoU.jpg
Освящение Креста в день празднования памяти Св. великомученицы Екатерины

На форуме еще есть тема Храмы России . Может быть, модераторы, у кого есть техническая возможность, объединят их?

11

Спасский женский монастырь в Костомарово (другие фото по ссылкам https://http--www.pravoslavie.ru/100085.html , https://www.kostomarovo.ru/gallery ).

Главной достопримечательностью Спасского женского монастыря, расположенного вблизи села Костомарово Воронежской области, являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О точном времени их создания не сохранилось письменных свидетельств, однако по своей внутренней структуре, принципу построения и функциональному использованию они почти в точности повторяют древние подземные сооружения Каппадокии. Помимо храмов в пещерах находятся монашеские келии и усыпальницы для погребения почивших. В XX веке Спасская пещерная церковь была закрыта и пребывала в запустении до 1993 года, когда начались работы по расчистке пещер. Монашеская жизнь возобновилась в 1997 году, когда здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. С тех пор были полностью восстановлены пещерные храмы, а также построены новый храм, корпуса и хозяйственные помещения.

https://static.wixstatic.com/media/f44912_9575e5459c6621f8c75c566220b1438b.jpg/v1/fill/w_645,h_500,al_c,q_90,usm_0.66_1.00_0.01/f44912_9575e5459c6621f8c75c566220b1438b.jpg

https://static.wixstatic.com/media/f44912_d5a4e433ae346211fd4b56c614c2199d.jpg/v1/fill/w_750,h_500,al_c,q_90,usm_0.66_1.00_0.01/f44912_d5a4e433ae346211fd4b56c614c2199d.jpg

12

В с. Холки белг. обл. такой же монастырь в меловой пещере.

фото: http://ru.esosedi.org/RU/BEL/1000122586 … 96752.html

история монастыря: http://holki.orthodoxy.ru

13

Суморьево Вознесенский район Нижегородской области.
http://voznesenskoe.ru/file/view2/file/khramy-voznesenskogo-rajona/sumorevo.jpg/r=0,1000_i.jpg
Тут я венчался!
http://sobory.ru/pic/18500/18511_20150319_221455.jpg
На эту колокольню я залазил! :)


Вы здесь » БЫТЬ! » Самое разное » ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC