БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Вопросы...мнения...комментарии... » Патриотизм национальный и государственный


Патриотизм национальный и государственный

Сообщений 1 страница 40 из 65

1

Начну с того, что извинюсь за несколько вычурное выражение "национальный патриотизм". Я хотел написать просто национализм, но сейчас это слово приобрело какой-то негативный оттенок, так что заменим его на национальный патриотизм. Термин этот ввел, кажется, Солженицын.

Под словом патриотизм обычно понимают любовь к своей Отчизне и к своему народу. Почти в любом словаре так написано. Но, на мой взгляд, такое определение патриотизма некорректно.

Любовь к Отчизне включает и любовь к природе. Но нельзя же в одно чувство объединить любовь к людям и любовь к родной природе, как бы прекрасна она не была. Поэтому любовь к Отечеству и любовь к народу надо разделять.

Любовь к Отечеству это любовь к земле, любовь к природе, любовь к власти (далеко не всегда), любовь к государству, сберегающему мой народ, любовь к ласкающему слух языку.

Да и любовь к народу не простое понятие. Как можно любить весь народ, населяющий Отечество? Я, русский человек, люблю в России русский народ. А к другим народам отношусь без неприязни, с уважением, интересом, готовностью помочь, но без такой же любви, какой я люблю русских. И не вижу в этом греха.

Поясню это на примере литературы. Очень люблю Айтматова. Но не трогает он душу так, как это делают, например, Белов или Астафьев.

Уверен, что человек, говорящий, что любит всех без национальных различий, либо не любит никого, либо просто неискренен.

Так что в патриотизме государственном главное это страна, государство, земля. А патриотизм национальный это другое, это любовь к своему народу.

Любовь к народу это любовь к ближнему. Это то, что заповедал нам Христос. Эта любовь первична по отношению к любви к Отечеству. Она основа всего в Отечестве. Без национального патриотизма в Отечестве нечего любить.

Мало того, в истории масса примеров, когда у народа нет Отечества. О каком патриотизме вообще тогда можно говорить? А о национальном патриотизме говорить можно и нужно всегда, когда есть цельный народ.

Так что, патриотизм государственный и национальный понятия близкие, но не идентичные. Кроме того, национальный патриотизм первичен, а патриотизм государственный производная от него.

Возьмем для примера малую модель народа – семью. Семья живет в доме. Каждый, хороший конечно, семьянин любит и своих родных и свой дом. Но любовь эта разная. Конечно, в доме дорого все. И душа расцветает, когда человек усталый после работы приходит в родной дом. Бывает, что жизнью рискуют при спасении дома.

Но сгорел дом, случается такое горе. Невосполнимая утрата? Да нет. Построили другой, привыкли к нему, хоть и с трудом, и снова идет обычная жизнь.
А вот утрата кого-то из домочадцев это потеря совсем другого рода. Это потеря невосполнимая, потеря любимого человека. Это рана на сердце до гробовой доски.
Так вот патриотизм государственный это расширение понятия любви к родному дому, а патриотизм национальный это расширение понятия любви к домочадцам.

2

Алексей Петрович, небольшое замечание. А как же быть с украинским патриотизмом? Ведь добра же хотят для своей неньки свидомые! Подумаешь. какие то бузотеры на юго-востоке не приемлют такой "патриотизм" АТУ их!
Это слишком тонкое дело или грань. По лезвию ножа ходим...

3

Михаил55 написал(а):

Алексей Петрович, небольшое замечание. А как же быть с украинским патриотизмом? Ведь добра же хотят для своей неньки свидомые! Подумаешь. какие то бузотеры на юго-востоке не приемлют такой "патриотизм" АТУ их!
Это слишком тонкое дело или грань. По лезвию ножа ходим...


А я вполне допускаю возможность украинского национального патриотизма. Ничего плохого в этом не вижу. Тут просто нужна элементарная честность. Не клади глаз на чужое. Новороссия это земля, где не одну сотню лет жили русские люди на русской земле, с русским языком и русскими обычаями. Если бы украинские националисты это честно признали, то не было бы никаких проблем.

Кроме того все проблемы создают не некие упертые свидомые, а их заморские кукловоды. А тут теоретические рассуждения на национальные темы бесполезны.

4

Опять же не соглашусь, Алексей Петрович. Помимо кукловодов ОТТУДА наши тоже постарались. Вспомним историю Скоропадский, Петлюра...и приход в Киев большевиков! И началось! Насильственная украинизация ВСЕЙ Украины! Совсем недавно смотрел передачу по Спасу...выгоняют монахов из Лавры, там музей и на фасаде огромнейшими буквами на МОВЕ лозунги и мракобесии и т.п.
А ведь цели то вроде благие были! В 70-годы в Киеве были проблемы в русскую школу ребенка устроить. Так что не только из вне...

5

Алексей Петрович написал(а):

... Так что в патриотизме государственном главное это страна, государство, земля. А патриотизм национальный это другое, это любовь к своему народу. ...

... Так что, патриотизм государственный и национальный понятия близкие, но не идентичные. Кроме того, национальный патриотизм первичен, а патриотизм государственный производная от него.
            Возьмем для примера малую модель народа – семью. Семья живет в доме. Каждый, хороший конечно, семьянин любит и своих родных и свой дом. Но любовь эта разная. Конечно, в доме дорого все. И душа расцветает, когда человек усталый после работы приходит в родной дом. Бывает, что жизнью рискуют при спасении дома.
            Но сгорел дом, случается такое горе. Невосполнимая утрата? Да нет. Построили другой, привыкли к нему, хоть и с трудом, и снова идет обычная жизнь. А вот утрата кого-то из домочадцев это потеря совсем другого рода. Это потеря невосполнимая, потеря любимого человека. Это рана на сердце до гробовой доски.Так вот патриотизм государственный это расширение понятия любви к родному дому, а патриотизм национальный это расширение понятия любви к домочадцам.

Интересное сравнение. Если правильно поняла, страна, государство, земля - это дом. Любовь к своему народу - семья (жители дома). Любовь к семье (своему народу) выше любви к дому (природе, государству). Если продолжить: в государстве много народов, получается, в доме живет несколько семей (если каждый народ брать за семью); либо семья одна, но большая (все народы родственники). Те, кто живет в одном доме, не могут не испытывать по отношению друг к другу более близких чувств, чем к тем, кто живет в другом доме, даже если они разных национальностей. Для благополучия государства (мира в доме) важно, чтобы любовь к своей нации не несла в себе искажений, приводящих к превозношению над другими нациями. Встречалась мне об этом точная цитата, сейчас ее не смогла найти.

Если говорить о воспитании: государству в целом и каждой семье в частности необходимо воспитывать уважительное отношение человека не только к своей национальной культуре, но и к культурам всех населяющих государство национальностей. Иначе государство погрязнет в межнациональных конфликтах и развалится.

Если о себе - мне трудно говорить о любви к конкретному народу. Есть какое-то ощущение особой близости к некоторым из тех народов, чья кровь во мне перемешана. Но это что-то более глубинное, чем чувства или эмоции.

Отредактировано Ольга79 (2015-11-14 19:44:03)

6

Алексей Петрович написал(а):

Михаил55 написал(а):

    Алексей Петрович, небольшое замечание. А как же быть с украинским патриотизмом? Ведь добра же хотят для своей неньки свидомые! Подумаешь. какие то бузотеры на юго-востоке не приемлют такой "патриотизм" АТУ их!
    Это слишком тонкое дело или грань. По лезвию ножа ходим...

А я вполне допускаю возможность украинского национального патриотизма. Ничего плохого в этом не вижу. Тут просто нужна элементарная честность. Не клади глаз на чужое. Новороссия это земля, где не одну сотню лет жили русские люди на русской земле, с русским языком и русскими обычаями. Если бы украинские националисты это честно признали, то не было бы никаких проблем.

Кроме того все проблемы создают не некие упертые свидомые, а их заморские кукловоды. А тут теоретические рассуждения на национальные темы бесполезны.


Не видите, бо вам не видать, Алексей.

7

Михаил55 написал(а):

Опять же не соглашусь, Алексей Петрович. Помимо кукловодов ОТТУДА наши тоже постарались. Вспомним историю Скоропадский, Петлюра...и приход в Киев большевиков!


Михаил, те, которых Вы называете нашими, не очень-то наши. Вообще весь большевизм это западная идея, осуществленная западными или прозападными агентами на западные деньги.

Михаил55 написал(а):

В 70-годы в Киеве были проблемы в русскую школу ребенка устроить. Так что не только из вне...


Так украинизация это опять-таки западный ветер, дующий не одну сотню лет.

8

Ольга79 написал(а):

Если говорить о воспитании: государству в целом и каждой семье в частности необходимо воспитывать уважительное отношение человека не только к своей национальной культуре, но и к культурам всех населяющих государство национальностей. Иначе государство погрязнет в межнациональных конфликтах и развалится.

Полностью солидарен.

Ольга79 написал(а):

Если о себе - мне трудно говорить о любви к конкретному народу. Есть какое-то ощущение особой близости к некоторым из тех народов, чья кровь во мне перемешана. Но это что-то более глубинное, чем чувства или эмоции.


Тут дело сугубо личное. Любовь к своему народу это не вечные слезы умиления, а просто состояние души. Например, читаю я "Матренин двор" и до глубины души достает это чтиво, а читаю что-нибудь западное, даже отличное – чувствую, что хорошо написано, но душу не задевает.

9

Таня Р. написал(а):

Не видите, бо вам не видать, Алексей.


А тут и нечего видать. Каждый человек может на свое усмотрение причислять себя к конкретной нации, любить ее, быть ее патриотом. И украинцы не исключение. Если считают себя нацией  - это их полное право. Только на чужое зариться нельзя. Я имею в виду Крым и Новороссию.

10

Алексей Петрович написал(а):

Если считают себя нацией  - это их полное право

Алексей Петрович, если это приносит горе другой нации - очень плохое право!

11

Алексей Петрович написал(а):

Таня Р. написал(а):

    Не видите, бо вам не видать, Алексей.

А тут и нечего видать. Каждый человек может на свое усмотрение причислять себя к конкретной нации, любить ее, быть ее патриотом. И украинцы не исключение. Если считают себя нацией  - это их полное право. Только на чужое зариться нельзя. Я имею в виду Крым и Новороссию.

Позвольте не согласиться. На Украине коренных русских этнических и украинцев по маме-папе, но понимающих Что есть русская культура и единая Церковь исторически - очень много! И Церковь Украинская  - это название по необходимости( Развал врагами народа в (90-х).  Принуждать русских по духу и принадлежности - грех на Украине. Где же хвалёная дЭмократия, позвольте? Уничтожить все русские школы - это добрый и пушистый, невинный   национализм? Это, простите - геноцид. Не менее того. Думаю, он себя не оправдал. Предки единые не позволят! И Печерские, и Смоленские, и Почаевские, и даже Белорусские! Одна Церковь - един пастырь!

12

Алексей Петрович написал(а):

Ольга79 написал(а):

    Если говорить о воспитании: государству в целом и каждой семье в частности необходимо воспитывать уважительное отношение человека не только к своей национальной культуре, но и к культурам всех населяющих государство национальностей. Иначе государство погрязнет в межнациональных конфликтах и развалится.

Полностью солидарен.
Ольга79 написал(а):

    Если о себе - мне трудно говорить о любви к конкретному народу. Есть какое-то ощущение особой близости к некоторым из тех народов, чья кровь во мне перемешана. Но это что-то более глубинное, чем чувства или эмоции.

Тут дело сугубо личное. Любовь к своему народу это не вечные слезы умиления, а просто состояние души. Например, читаю я "Матренин двор" и до глубины души достает это чтиво, а читаю что-нибудь западное, даже отличное – чувствую, что хорошо написано, но душу не задевает.


Дайте читать это на Украине и Белоруссии в школах - всех заденет за живое.

13

Михаил55 написал(а):

Алексей Петрович, если это приносит горе другой нации - очень плохое право!


А какое горе русскому может причинить, например, киевлянин, считающий себя украинцем? Да никакого.

14

Таня Р. написал(а):

Принуждать русских по духу и принадлежности - грех на Украине. Где же хвалёная дЭмократия, позвольте? Уничтожить все русские школы - это добрый и пушистый, невинный   национализм? Это, простите - геноцид.


Мы с Вами говорим про разные вещи. Я говорю о праве человека считать себя членом той нации, какой он хочет. Но нет права попирать другие нации.

Вы говорите об ущемлении русских. Это шовинизм, и права на него нет ни у кого.

15

Таня Р. написал(а):

Дайте читать это на Украине и Белоруссии в школах - всех заденет за живое.


Не понял чем заденет и каком смысле?

16

Алексей Петрович написал(а):

А какое горе русскому может причинить, например, киевлянин, считающий себя украинцем? Да никакого.

Естественно. Но, Алексей Петрович, разве понятие "Русский мир" потеряло актуальность? Разве Сталин был русским? А Власов был не коренной национальности?
Матвиенко - руководитель СФ России не будет печься о РУССКИХ? Все это настолько сложно и ТОНКО, что требуется хирургическая точность людей, которые могут повлиять на настроения смотрящих на них масс. Кровь людская не водица! Украина это наглядно показала...у фашизма нет национальности и не один народ от него не застрахован!

17

Михаил55 написал(а):

Алексей Петрович написал(а):

    А какое горе русскому может причинить, например, киевлянин, считающий себя украинцем? Да никакого.

Естественно. Но, Алексей Петрович, разве понятие "Русский мир" потеряло актуальность? Разве Сталин был русским? А Власов был не коренной национальности?
Матвиенко - руководитель СФ России не будет печься о РУССКИХ? Все это настолько сложно и ТОНКО, что требуется хирургическая точность людей, которые могут повлиять на настроения смотрящих на них масс. Кровь людская не водица! Украина это наглядно показала...у фашизма нет национальности и не один народ от него не застрахован!


Фашизм националистический - ненавидит ВСЁ светлое и честное. Уже проходили. Немецкие фашисты своих же немцев уничтожали со зверством. Главное для них, фашистов всех кровей и мастей  - создать образчик ЧИСТОГО  арийца, укра, русского, испанца и т.д.
Гордыня непомерная! Что Сатана о себе мнил? Я - особенный...

А Господь наш Иисус Христос говорил такое? А простой и добрый человек скажет о себе такое : Я - гений?
Помнится, А. Пушкин гениально написал "Бориса", но на радостях только что и воскликнул в письме к Вяземскому: Ай да, Пушкин, ай да сукин сын!

18

19

Михаил55 написал(а):

Естественно. Но, Алексей Петрович, разве понятие "Русский мир" потеряло актуальность? Разве Сталин был русским? А Власов был не коренной национальности?
Матвиенко - руководитель СФ России не будет печься о РУССКИХ?

Конечно, понятие "Русский мир" не потеряло актуальности, и никогда не потеряет. Конечно, не надо забывать, что около 25 миллионов русских оказались вне России после распада СССР. Конечно, им надо помогать. Это бесспорно.

Михаил55 написал(а):

Кровь людская не водица! Украина это наглядно показала...у фашизма нет национальности и не один народ от него не застрахован!

Да ничего Украина не показала! Кто сейчас управляет Украиной? Кто угодно, только не украинцы. А когда говорят вот такая-сякая Украина то, Украина это…, то играют на руку америкосам. Потому что там спят и видят, как бы стравить покрепче русских и украинцев.
Нет украинского фашизма. Есть небольшая кучка фанатиков. Так, в любом народе всегда найдется такой сброд.
Пройдет время и все устаканится. Надо только быть мудрыми, терпеливыми и  спокойными.

20

Алексей Петрович написал(а):

Нет украинского фашизма. Есть небольшая кучка фанатиков. Так, в любом народе всегда найдется такой сброд.
Пройдет время и все устаканится. Надо только быть мудрыми, терпеливыми и  спокойными.


Вы или наивный или хуже, Петрович. :)
Надось вам, как князю Гвидону, в комара оборотясь, в Украине поживя, соли горькой наедясь, всяко-разно наглядясь....
Только в щель не забивайтесь...:)

21

Алексей Петрович написал(а):

Таня Р. написал(а):

    Дайте читать это на Украине и Белоруссии в школах - всех заденет за живое.

Не понял чем заденет и каком смысле?

Душу заденет.

22

Нет украинского фашизма. Есть небольшая кучка фанатиков.

В Германии тоже была маленькая кучка фашистов. А получилась большая кровь. Фашизм, на самом деле, очень притягательная идеология. Это крайние формы национализма. Сам по себе национализм неплох, но очень опасно, когда есть токи возбуждения для этого генератора смерти...Не надо многого, заведётся "с полпинка" Бандеровщина - обычный фашизм. Традиционный, если так можно сказать. И он становится на Украине господствующей идеологией. Что говорить...когда многие родственники никогда не имеющие проблем в общении между собой по разные стороны границы, сейчас проклинают друг друга. Так бывает и в гражданской. Брат с удовольствием убивает родного человека. Фашизм неискореним, его семена только спят под мощным фоном антисептиков, но когда давление исчезает, сорняк этот, зараза, вирус, быстро поражает души и мозги...Очень, очень немногие могут ему сопротивляться, имеют иммунитет.

Обычно, это несколько процентов населения. Какие будут сметены "праведным" гневом "обиженных и оскорблённых"

23

Доброе утро, Андрей! Про родственников, к сожалению, в самую точку!

24

Доброе утро, Михаил!
Слишком сладок фашизм, чтобы его отрицать. Большинство людей никогда не сумеют его отринуть. Поэтому и родственники не общаются. Поэтому в Донбассе расстреливали всех подряд..."вату, колорадов, путинистов" и т.д. УЖЕ НЕ ЖАЛКО.  Это не "украинцы" уже, они сортом хуже. Не-до-человеки. Предатели неньки. Прихвостни Путина. Таких можно на кол. Хоть детей, хоть стариков.
И так происходит везде. Когда семена национализма прорастают в фашизм. Хорваты, например, да всюду, где есть национально окрашенная идея. Российская империя всегда была за национальные окраины, но не за русский народ, как главенствующий, и в этом единственное отличие нас от другого мира. Мы по сути своей - не фашисты. Хотя лозунг Россия - для русских и геть все иные к себе назад, крайне популярен. Пока Россия живёт не своими русскими интересами (позаботитмся о своих, о русских...доколе кормим этих чурок), прагматичными и себя любящими, жива и Русь и русский Дух. От Бога нам дарованный. Станем как немцы, прибалты, хорваты, англичане, потеряем всё. Но будем жить материально, как в Германии. Пока будет политика максимальных привелигий нацменьшинствам и всем не русским, пока мы не перестанем быть альтруистами, фашизм нас обойдёт стороной.

И наше Отечество, Богом хранимое, не разрушится.

25

Еще немного добавлю, Андрей. В отличии от многих стран, не титульные нации аборигены своей земли. Им не куда бежать. Они такие же патриоты России, как и русские. Разная вера, но история и любовь к РОДИНЕ одна!

26

Михаил55 написал(а):

Еще немного добавлю, Андрей. В отличии от многих стран, не титульные нации аборигены своей земли. Им не куда бежать. Они такие же патриоты России, как и русские. Разная вера, но история и любовь к РОДИНЕ одна!

Да, только в России такое возможно. Мы снимаем свою рубаху, а не скальп. И за это нас ненавидят каждой клеточкой. Не для себя живем. Это вызывает сильнейшую злобу. Всего Запада. И в ключевые моменты (как сейчас, когда Россия сказала "нет", господству доллара) на нас обрушивается тысячелетняя ненависть этого мира. Мы для них - ЧУЖИЕ. Не свои. И это они ощущают всем своим существом. И это их бесит. Ибо и питаются они ИНЫМИ идеями.
И ПОНЯТЬ нас они не могут! Не могут! Ум трещит, но не понимают, почему и как мы действуем. И из-за этого стремятся оградиться, ибо мы непредсказуемы для них.

27

ох..
как же спорно все...

одна только цитата у меня:
"Ибо нет во Христе ни еллина, ни иудея..."

Вот когда мы в человеках, грешниках, таких же как мы, во всех-всех-всех, даже смертниках этих несчастных и тех, кто там, на Украине - Его Образ начнем видеть, тогда...
Только тогда, не раньше.

А вообще - пугают меня все эти "-измы". Вот не люблю. )))))

28

Всё это ясно, Ира. Измы - словесная форма. Суть разная - царизм тоже звучит в устах большевиков и прочих не хорошо.

Кто мне скажет кто такой Шептицкий ? Что за фрукт?

29

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Andrzej_Szeptycki_%28a%29.jpg/280px-Andrzej_Szeptycki_%28a%29.jpg
Митрополи́т Андре́й (в миру граф Роман Мария Александр Шепти́цкий, польск. Roman Maria Aleksander Szeptycki, укр. Роман Марія Олександр Шептицький; 29 июля 1865, село Прилбичи, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия — 1 ноября 1944, Львов) — предстоятель Украинской грекокатолической церкви в 1900—1944 годах, Митрополит Галицкий, блюститель Киевского митрополичего престола.
Из Вики

30

Андрей Кир написал(а):

В Германии тоже была маленькая кучка фашистов. А получилась большая кровь. ….. Бандеровщина - обычный фашизм. Традиционный, если так можно сказать. И он становится на Украине господствующей идеологией.

Никакой аналогии с германским фашизмом тут быть не может. Гитлер был, хоть и извращенец, но патриот своей нации. Он поднял страну из руин, повысил ВВП в десятки раз, возродил чувство национального достоинства. Пусть все это было в ненормальной, извращенной форме – но было. Было сплочение, единение нации.

На Украине и близко такого нет. Правят Украиной олигархи, которые грабят и растаскивают страну. Все это знают, никакого единения нации вокруг власти нет и в помине. Есть отряды боевиков, которые просто отрабатывают заплаченные им баксы. Кончится поток валюты и эти отряды растворятся как дым.

А вот если будем тыкать пальцем в Украину, обвинять их огульно в бендеровщине, то здорово поможем в разжигании фашистских настроений. Дядя Сэм уже радостно потирает руки по этому поводу.

31

Михаил55 написал(а):

Еще немного добавлю, Андрей. В отличии от многих стран, не титульные нации аборигены своей земли. Им не куда бежать. Они такие же патриоты России, как и русские. Разная вера, но история и любовь к РОДИНЕ одна!


Михаил, то, что Вы пишете, это скорее лозунг для митинга, чем объективная реальность. Примеров, опровергающих Вас полным полно. Я не хочу их приводить, чтобы не накалять обстановку. Но, чтобы желать доброго будущего своей стране, надо быть реалистом.

32

Украинские неофашисты тоже патриоты своей страны. По своему. Огульно ли? Одесса, Донецк и т.д.? Обычные фашисты. И по расовому признаку у них имеется пункт. Негров, евреев и пр. Гитлер, да, сплотил вокруг. Сначала на энтузиазме, потом на страхе. Его известная книга полна соображениями о том, кто виноват и что делать. И эта закваска очень крепкая. Как только отыщется внешний враг и внутренний, вот он, фашизм, и пришёл. Он конечно в разных формах может быть, но наиболее яркий исторически, национал-социализм Германии. Идеи Гитлера потому и стали популярны, что давались простые ответы. Народ это, в большинстве, проглотил. Всё очень просто. Германия для немцев. Достаток в каждую семью. Мощная армия. Борьба с внутренними врагами. И раскрытие роли жидов в мировой политике и финансах. И лекарство против всего этого зла. Сильная власть. Немецкая общность. Единение вокруг фюрера. И завоевание мирового господства, как естественный процесс "высокого духа арийской нации"

33

Михаил55 написал(а):

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/30/Andrzej_Szeptycki_%28a%29.jpg/280px-Andrzej_Szeptycki_%28a%29.jpg
Митрополи́т Андре́й (в миру граф Роман Мария Александр Шепти́цкий, польск. Roman Maria Aleksander Szeptycki, укр. Роман Марія Олександр Шептицький; 29 июля 1865, село Прилбичи, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия — 1 ноября 1944, Львов) — предстоятель Украинской грекокатолической церкви в 1900—1944 годах, Митрополит Галицкий, блюститель Киевского митрополичего престола.
Из Вики


Не грех, Мишутка, углУбиться в вопрос, т. с.  "Пилите, Шура, гири! Они золотые."

Петрушко В.И. Униатский митрополит Андрей Шептицкий в годы Второй мировой войны
(Петрушко В. И., доктор церковной истории)

Униатский митрополит Андрей Шептицкий в годы Второй мировой войны: эволюция политических взглядов

   Факт сотрудничества униатского митрополита Андрея Шептицкого с германскими оккупационными властями в годы Второй мировой войны широко известен. Современники нередко характеризовали митрополита графа Андрея Шептицкого как германофила, что было вполне естественно для человека, родившегося в среде высшей знати Австро-Венгерской монархии, убеждения которого целиком сформировались в политической атмосфере империи Габсбургов. Однако не одно лишь это обстоятельство стало причиной восторженной встречи Шептицким германской армии, вступившей в пределы Западной Украины в 1941 г. Во многом это была реакция на действия советских властей, которые в 1939-1941 гг. уже успели со всей определенностью продемонстрировать в Западной Украине свою антирелигиозную политику.

Вместе со всем греко-католическим духовенством Шептицкий проявил готовность к сотрудничеству с оккупационными властями, которые, в свою очередь, оказали покровительство Униатской Церкви. С германскими нацистами в начале войны активно сотрудничали и украинские националисты (1). 30 июня 1941 г. они объявили о создании украинского «Краевого правительства» во главе с Я.Стецько, который получил благословение Шептицкого (2). Был провозглашён акт «восстановления украинской государственности», которая, впрочем, мыслилась как составная часть Третьего Рейха (3). 1 июля 1941 г. митрополит Андрей обратился к пастве с посланием, в котором поддержал инициативу националистов (4).

С 1 по 6 июля 1941 г. каратели из отрядов националистов, где капелланами служили униатские священники, провели во Львове массовые расправы над представителями польской интеллигенции, советских властей, коммунистами и евреями. Было расстреляно и повешено, по разным оценкам, от 3 до 5 тысяч человек, среди которых были десятки видных деятелей науки и культуры, в том числе - академики, профессора Львовского университета и др (5).

  И именно в дни творимого украинскими националистами массового террора, 5 июля 1941 г., митрополит Андрей обратился к униатскому духовенству и мирянам с посланием, призвав всех быть послушными новому режиму. «По воле Всемогущего и Всемилостивого Бога начинается новая эпоха в жизни нашей Родины», - утверждал Шептицкий. «Германскую армию, которая заняла почти весь край, приветствуем с радостью и благодарностью за освобождение от врага», - писал униатский митрополит. Своих клириков он обязал возглашать многолетие «победоносной германской армии и украинскому народу» (6).

   6 июля 1941 г. митрополит Андрей дал свое согласие возглавить в качестве президента т.н. «Раду сеньоров», призванную играть роль парламента при правительстве Стецько. Первая резолюция Рады содержала восторженную похвалу «непобедимой германской армии под руководством великого вождя Адольфа Гитлера» (7). 10 июля 1941 г. Шептицкий издал послание к духовенству, в котором обязал своих священнослужителей «иметь приготовленное знамя германской армии - красное полотнище, а на нем вышитую на белом фоне свастику, - которое можно вывесить на своем доме» (8).

   Митрополит Шептицкий неоднократно обращался к Гитлеру с приветственными посланиями, в которых неизменно желал победы фюреру германских фашистов. В частности, полное восторгов и подобострастия поздравительное письмо было направлено Гитлеру главой украинских униатов по случаю взятия немецкими войсками Киева (9). В продолжение всего периода оккупации Галиции германскими войсками Шептицкий и другие греко-католические иерархи регулярно служили молебны о даровании победы нацистам и призывали население к послушанию оккупационным властям.

    Митрополит Андрей помогал гитлеровцам вывозить украинскую молодежь на принудительные работы в Германию, опубликовав обращение по этому поводу. «Пребывание на чужбине в чем-то принесет вам пользу и выгоду. Научитесь чужому языку, узнаете мир и людей, наберетесь житейского опыта, получите много знаний, которые могут пригодиться вам в жизни» (10), - так оптимистично рисовал Шептицкий картину пребывания на работах в Третьем рейхе, которая в реальности была равнозначна каторжным работам. В августе 1942 г. глава Украинской Греко-католической Церкви в своем послании к пастве благословил украинцев-униатов трудиться на благо Третьего рейха в воскресные и праздничные дни (11). Униатская Церковь также помогала проводить реквизиции у сельского населения продовольствия и сырья для нужд германской армии (12).

   Зная пристрастие Гитлера к разного рода предсказаниям, Шептицкий также посылал ему «пророчества» экзальтированных монахинь-базилианок, предрекавших скорую победу гитлеровцев и утверждение фашистского «нового порядка» в мире (13).

   Униатская Церковь продолжала оказывать содействие гитлеровцам даже после того, как обозначились явственные признаки их грядущего поражения в войне. В 1943 г. руководимое Шептицким греко-католическое духовенство помогало оккупантам в создании 14-й гренадерской дивизии СС «Галичина», в составе которой воевали, главным образом, униаты из Западной Украины, в том числе - семинаристы. Подразделение было снабжено греко-католическими капелланами, причем униатское духовенство агитировало галичан за вступление в дивизию (14). Еще в начале 1944 г. Шептицкий предписал своим клирикам передавать немецким властям церковные колокола с целью их последующей переплавки для нужд фронта (15).

    Между тем, несмотря на столь яркие внешние проявления лояльности по отношению к оккупационному режиму, к 1943 г. истинное отношение Шептицкого к германским нацистам стало весьма критичным, что не осталось незамеченным советскими чекистами. В частности, речь об этом шла в докладной записке начальника управления наркомата госбезопасности УССР по Львовской области К. Волошенко наркому госбезопасности УССР С. Савченко (16). По утверждению Волошенко, Шептицкий так отзывался о действиях гитлеровцев: «В августе 1943 г. можно было уже совершенно ясно предвидеть поражение немецких войск и приход во Львов Советской Армии. Немцы проиграли войну в результате своей идиотской внутренней, особенно национальной политики». Волошенко отмечал: «Германофил Шептицкий испытал глубокое разочарование в немцах». В записке также приводятся слова профессора Свенцицкого, одного из наиболее близких к Шептицкому лиц: «Немецкая оккупация вылечила митрополита от германофильства».

   В 1944 г. Шептицкий, будучи опытным политиком, уже вполне предвидел поражение немцев во Второй мировой войне и приход советских войск в Галицию. К этому времени он осмеливается обозначить негативное отношение к германским властям более явственно. В записке Волошенко отмечается, что в конце оккупации митрополит Андрей запретил униатскому духовенству ранее предписанное им самим молитвенное поминовение за богослужением в униатских храмах Гитлера и германского воинства. Незадолго до вступления советских войск Шептицкий опубликовал распоряжение, в котором призвал священников Греко-католической Церкви не покидать своих приходов и не уходить вместе с германскими войсками с территории Западной Украины (17).

Безусловно, на перемены в политической линии Шептицкого повлиял, прежде всего, благоприятный для Советской армии ход военных действий - с присущим ему конформизмом униатский митрополит проявил готовность встать на сторону побеждающей стороны (ранее митрополит Андрей уже сотрудничал с властями Австро-Венгрии и режимом Пилсудского в Польше, одинаково приветствовал как вступление русских войск в Галицию в годы Первой мировой войны, так и германских оккупантов в годы Второй мировой войны). (18).

         В то же время немалую роль в изменении политических ориентиров главы Униатской Церкви сыграли и позитивные перемены, которые произошли в государственно-церковных отношениях в СССР в годы войны. В частности, в упомянутой записке Волошенко отмечалось, что свою лояльность к советскому режиму Шептицкий увязывал с новой церковной политикой властей СССР. В записке сообщалось: «Митрополит глубоко убежден, что Советская власть изменила свое прежнее "враждебное", по его словам, отношение к религии, к духовенству, к верующим». «Восстанавливаются духовные семинарии, восстанавливается богословская академия во Львове. Военные приветствуют на улицах священников. Это ли не доказательство уважения Советской власти - религии» - цитирует чекист митрополита (19). «Шептицкий подчеркнул, что "он и его духовенство желают хороших отношений с Сов. властью: "Всякая власть от Бога". Необходимо стремиться к взаимопониманию с Правительством. Особенно следует учитывать, что Сов. Правительство в действительности допускает развитие религии"» (20), - отмечает Волошенко. В выступлении митрополита Андрея Шептицкого на праздничной сессии собора униатского духовенства 7 сентября 1944 г. также подчеркивалось, что в религиозной политике советского правительства в период войны по сравнению с 1939-1941 г. произошли большие перемены, и большевики прекратили гонение на Церковь (21).

Свою лояльность по отношению к советской власти митрополит Андрей демонстрировал весьма недвусмысленно. В докладной записке, составленной и. о. уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров УССР С. Т. Даниленко (Кариным) отмечается, что в беседе с ним Шептицкий говорил: «Я искренне рад, что Советская власть освободила нас от этих немцев, и об этой радости и об обязанностях, вытекающих из нее, говорил и говорю верующим и духовенству. Не далее, как сегодня у меня состоялся собор местного духовенства и некоторых приезжих. Такие соборы у меня бывают каждый четверг. Так вот я поучал их, как нужно быть благодарным и покорным Советской власти, ниспосланной нам Богом, и духовенство с искренностью воспринимало и воспринимает мои поучения» (22). В ходе беседы с Даниленко Шептицкий также сказал: «К священникам, которые бежали с оккупантами, я отношусь так, как военные начальники относятся к тем солдатам, которые покидают свой пост. Я издал распоряжение, запрещавшее священникам покидать свои приходы и бежать с немцами. Некоторые священники нарушили мой приказ, но я их исключил из своей иерархии, как нарушителей, и они теперь не являются моими священниками. Своего отношения к ним я не изменю, если бы они и возвратились обратно» (23). После беседы с униатским митрополитом Даниленко в отчете своему руководству суммировал: «Намеренно подчеркнутое радушие и любезность Шептицкого, оказанные им при приеме представителя Советской власти, а также изъявление им своих просоветских настроений, - следует рассматривать не только как "знамение времени", но и как безусловный перелом, который вольно или невольно произошел в Шептицком в результате разочарования его в немцах, с одной стороны, и с другой - благодаря могуществу Советской власти и Красной Армии, разгромившей оккупантов. Этому также способствовала наша тактика в области церковной политики» (24).

С целью еще более убедительно продемонстрировать свою лояльность к советской власти Шептицкий 10 октября 1944 г. написал послание на имя Сталина. В нем глава галицких греко-католиков именовал советского лидера«Верховным вождем» и «Правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армии». По поводу вступления советских войск на территорию Западной Украины Шептицкий писал: «Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье» (25).

Как видно, в условиях новой церковной политики, проводимой Сталиным в годы войны, Шептицкий надеялся, продемонстрировав свою готовность к диалогу с советскими властями, обеспечить Униатской Церкви беспрепятственное существование в Советском Союзе. В то же время уверенность в возможности налаживания партнерских отношений с большевиками униатскому митрополиту придавало и то обстоятельство, что Москва, в свою очередь, также была в них заинтересована. Обозначенная Шептицким политическая позиция давала основание властям СССР видеть в нем возможного помощника в установлении советского режима в Галиции. Митрополит с его огромным авторитетом среди населения Западной Украины мог оказать значительное влияние на политические настроения галичан, призвав их к послушанию новой власти, а главное - к прекращению партизанской деятельности в рядах националистического подполья. В беседе с униатскими священниками Иваном Котивым и Германом Будзинским Даниленко отмечал: «Берегите своего митрополита, потому что из своей с ним беседы я вижу, что он единственный пока среди Вас реальный человек, который заявил о своем искреннем отношении к народной Советской власти, и этим будет способствовать нормальному отношению ее к греко-католической церкви» (26).

В то же время в своем кругу сотрудники госбезопасности по поводу искренности перемены, произошедшей в политических взглядах Шептицкого, особых иллюзий не строили. Впрочем, мотивы, по которым митрополит Андрей готов был сотрудничать с советским режимом их, кажется, не слишком волновали. Так, в телеграмме наркома госбезопасности СССР В. Меркулова на имя наркома госбезопасности УССР С. Савченко отмечалось: «Учитывая большой авторитет митрополита Шептицкого, надо безусловно использовать его в нужном нам направлении и, видимо, это можно сделать независимо от того, насколько Шептицкий искренен в своих заявлениях» (27).

Таким образом, после вступления Красной армии летом 1944 г. на территорию Западной Украины советский режим готов был наладить с Греко-католической Церковью сотрудничество и не собирался предпринимать против нее жестких репрессивных мер. Вопрос о ее ликвидации униатства, как видно из документов органов госбезопасности, первоначально не ставился. Однако планам использовать главу галицких униатов в целях укрепления советского режима на Западной Украине не суждено было сбыться: 1 ноября 1944 г. митрополит Андрей скончался. После его смерти характер отношений между Униатской Церковью и советским государством резко изменился.

Примечания

1. Подробнее см.: Масловський В. З ким i проти кого воювали українськi нацiоналiсти в роки Другої свiтової вiйни. М., 1999.

2. Добош Олексiй, прот. Унiя на Українi: Вiк ХХ. Кам'янець-Подiльський, 1996. С. 88.

3. ЦГАВО Украины. Ф. 3833. Оп. 1. Д.5. Л. 3. Цит по: Масловський В. З ким i проти кого воювали українськi нацiоналiсти в роки Другої свiтової вiйни. М., 1999. С. 32.

4. ЦГИАЛ. Ф. 358. Оп. 1. Д. 11. Л. 17а. Цит по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльнiсть: Церква i суспiльне питання: Документи i матерiали, 1899-1944. Т. 2, кн. 1. Львiв, 1998. С. 516-517.

5. Масловський В. З ким i проти кого воювали українськi нацiоналiсти в роки Другої свiтової вiйни. М., 1999. С. 24-25. Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М., 1988. С. 249.

6. ЦГИАЛ. Ф. 358. Оп. 1. Д. 11. Л. 25 Цит по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльнiсть: Церква i суспiльне питання: Документи i матерiали, 1899-1944. Т. 2, кн. 1. Львiв, 1998. С. 518 .

7. ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4в. Д. 2626. Л. 1. Цит. по: Добош Олексiй, прот. Унiя на Українi: Вiк ХХ. Кам'янець-Подiльський, 1996. С. 90-91.

8. Львiвськi Apxiєпapxiaльнi Вiдомостi. 1941. № 7 (липень) (перевод с украинского мой - В.П.).

9. Бывший ПА ИИП при ЦК Компартии Украины. Ф. 57. Оп. 4. Д. 338. Л. 131-132. Цит по: Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М., 1988. С.251-252.

10. ЦГИАЛ. Ф. Библ. Инв. № 7954. Цит по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльнiсть: Церква i суспiльне питання: Документи i матерiали, 1899-1944. Т. 2, кн. 1. Львiв, 1998. С. 384-389 (перевод с украинского мой - В.П.).

11. Львiвськi Apxiєпapxiaльнi Вiдомостi. 1942. № 7-8. С. 165-166.

12. Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М., 1988; Масловський В. З ким i проти кого воювали українськi нацiоналiсти в роки Другої свiтової вiйни. М., 1999; Добош Олексiй, прот. Унiя на Українi: Вiк ХХ. Кам'янець-Подiльський, 1996. С. 78-117.

13. Дмитрук К. Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М., 1988.

14. Гайке В.-Д. Українська дивизiя «Галичина». Iсторiя формування i бойових дiй у 1943-1945 рр. Торонто-Париж-Мюнхен, 1970. Цит по: Масловський В. З ким i проти кого воювали українськi нацiоналiсти в роки Другої свiтової вiйни. М., 1999. С. 159-160.

15. «До Гр. кат. Парохiального Уряду Церкви Преображення Госп. у Львовi». Подлинник - в частном собрании во Львове.

16. Государственный архив Службы безопасности Украины. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 105-125.

17. Там же.

18. Ранее митрополит Шептицкий успешно сотрудничал с властями Австро-Венгрии, вполне уживался с польским режимом Пилсудского, одинаково приветствовал как вступление русских войск в Галицию в годы Первой мировой войны, так и германских оккупантов в годы Второй мировой войны. Об этом подробнее см.: Петрушко В.И. К предполагаемой беатификации униатского митрополита Андрея Шептицкого // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института: Материалы, 1999.М., 1999. С.374-380.

19. Государственный архив Службы безопасности Украины. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 105-125.

20. Там же.

21. Государственный архив Службы безопасности Украины. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 89-95.

22. Государственный архив Службы безопасности Украины. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 51-68.

23. Там же.

24. Там же.

25. Архив Президента РФ. Ф.3. Оп. 60. Д.9. Л. 94-95.

26. Государственный архив Службы безопасности Украины. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 190-222.

27. Государственный архив Службы безопасности Украины. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 19. Л. 83-85
http://lavra.ua/index.php?option=com_co … Itemid=146( Свято-Успенская Почаевская Лавра)

Шкура  этот униатский митрополит и предатель. И не понятно - что он делает в пределах Черниговских, где унии проклятой сроду не было? Его портреты развешены и читаются лекции о его"прогрессивной "деятельности...Черниговщина - Православная сторона русских князей и святых. И далеко Не Галичина.

Вот как униаты полезли аки жабы по земле наших предков.

34

Алексей Петрович написал(а):

Михаил, то, что Вы пишете, это скорее лозунг для митинга, чем объективная реальность. Примеров, опровергающих Вас полным полно. Я не хочу их приводить, чтобы не накалять обстановку. Но, чтобы желать доброго будущего своей стране, надо быть реалистом.

1. К счастью, давно уже на митинги не хожу, предпочитаю из многолюдных собраний лишь Службу в Храме
2. Часто из проповедей батюшек именно такие же слова и слышу, надеюсь, Вы их не сочтете популистами
3. Реалист всегда, ибо жизнь не дает повода к расслаблению. Сказано импортозамещение - принято к сведению и ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ!
Нет сейчас ни чего важнее подъема нашей ОБЩЕЙ экономики, ВПК достаточно внимания государства, а остальное требует нашего внимания. И в процессе этого ОБЩЕГО дела мы решим ВСЕ. И это не митинговый популизм - это сама насущная неомость. Это наша экономическая безопасность, всех людей населяющих нашу многонациональную Родину

35

Михаил55 написал(а):

Часто из проповедей батюшек именно такие же слова и слышу, надеюсь, Вы их не сочтете популистами

Ну, Михаил, если приводить такие "аргументы", то и разговор бесполезен.

36

Не хотел Вас обидеть, Алексей Петрович. Если чем обидел, извините.

37

Еще пару слов о национальном патриотизме и общем патриотизме. Был такой советский философ А. Гулыга. Он определил суть нации лаконично и очень точно – нация это общность святынь. Конечно, святыни здесь понимаются в весьма широком культурном и бытовом смысле. Но главное: есть сохраненные святыни - есть нация, нет святынь – нации конец.

У нерусских народов свои святыни. А это значит, что никогда не будет общих святынь у всего народа России. Чтобы там не говорили большевики про советский народ, или нынешние либералы про россиян.

Россия страна, которая столетиями формировалась на основе православных ценностей. Чтобы там не говорили про отделение церкви от государства, государственный закон должен быть справедлив, а справедливость всегда имеет корни в религии. В нашей стране всегда были, и я надеюсь, будут законы, которые в основе своей будут согласовываться с православием. Отсюда неизбежна некоторая ущемленность народов других вероисповеданий. Простой пример – закон не позволяет многоженство, а некоторым народам того очень бы хотелось.

Отсюда не очень радостный, но неизбежный вывод. У каждой нации свой взгляд на патриотизм, все по-разному любят Россию, у всех наций в этой любви разный резон. И трезво мыслящий русский должен это ясно осознавать.

38

Михаил55 написал(а):

Не хотел Вас обидеть, Алексей Петрович. Если чем обидел, извините.


Да ничем, Михаил,  Вы меня не обидели, просто с каких пор священники стали авторитетами в политике?

39

Шептицкого, католики хотят сделать святым.

40

Андрей Кир написал(а):

Шептицкого, католики хотят сделать святым.

Подпись автора

    Истинное Творчество - путь познания Духа, Души и Мира, нас окружающего...

И это от лукавого...


Вы здесь » БЫТЬ! » Вопросы...мнения...комментарии... » Патриотизм национальный и государственный


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC