БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Церковь Православная » Пречистая


Пречистая

Сообщений 1 страница 27 из 27

1


15 Марта. Икона Богородицы " Державная".

http://days.pravoslavie.ru/Images/is362.jpg

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Державная» (1917) Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Державная» (1917) В 1990 году икона была торжественно перенесена в Коломенское, в действующую Казанскую церковь .
  15 марта Пресвятая Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Адриановой. В феврале 1917 года Евдокия услышала слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять — пусть молятся». А ещё через несколько дней она видела белый храм и в нём восседавшую величественную Жену. Крестьянка решила разыскать увиденную во сне церковь. 2 марта (15 марта по новому стилю) в селе Коломенском близ Москвы она узнала в храме Вознесения Господня ту самую, приснившуюся ей, церковь. В результате усердных поисков, предпринятых вместе с настоятелем храма, в церковном подвале была найдена большая темная икона Божией Матери — это и был явленный Евдокии образ. Икона сразу же стала почитаться как чудотворная, с неё делали многочисленные списки, её приглашали для совершения молебнов во все окрестные села, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. Предполагается, что «Державная» икона, созданная в 18 веке, прежде находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, откуда была вывезена в Коломенское во время нашествия Наполеона в 1812 году.
   После большевистской революции 1917 года икона вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма находилась в различных хранилищах Государственного Исторического музея. Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) икона, согласно личному распоряжению директора музея К.Г. Левыкина, была негласно перенесена в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого.
    27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь. Образ был установлен у правого клироса храма. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтение акафиста.
http://www.calend.ru/img/content/i2/2381.jpg

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2381/
© Calend.ru

2

Не забыть, как с Иконой "Державной"
Собирался в Москве Крестный Ход,
Как Соборный народ Православный
Покаянную Песню поёт...

Испытания снова и снова.
Не робей, не молчи же Москва!
С нами чистое Божие слово,
Богородичен Свет Покрова!

3

Молитвенные песнопения  православных паломников

https://www.youtube.com/watch?v=38wRE5WSo2E

Отредактировано Таня Р. (2015-06-06 13:06:56)

4

Иоанн (Шаховской), архиепископ.  Письма к верующим http://predanie.ru/ioann-shahovskoy-arh … ruyuschim/ :

О почитании Божией Матери

Вам показалось, что церковное песнопение: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды" выражает некоторое "преувеличенное почитание Пресвятой Богородицы". Но почитание Божией Матери может идти в бесконечность, как чрез Нее идут столь многие к Богу. Бог дал Ей славу. Слава только у Бога, и только Бог ее дает. И нет у людей слов достойных, чтобы ублажить Преблагословенную Деву соответственно Ее славе у Бога. Нет у нас, людей, таких ярких и полных слов, чтобы сказать всю правду о Матери Воплощенного Творца, чрез Которую совершилось в мире Боговоплощение.

Божией почести Ей Православная Церковь не воздает ни в одной своей песне, ни в одном своем слове. Та песнь, о которой Вы упомянули, есть поэтически-умилительная песнь, в которой законны гиперболы. Это песнь не для внешних, не для чуждых Церкви людей, а для уверовавших в Господа и движимых всецелым к Нему прилеплением, и оттого ублажающих Ту, чрез Которую Он вошел в мир.

Для тех, кто любит Господа Иисуса Христа, утешение - радоваться Его святым, Его Царству. В радости, в выявлении своей любви, душа далека от аптекарских взвешиваний слов. Душа изливается в песне. И смысл песен Церкви (иной раз и гиперболических не только в отношении Божией Матери, но и святых) открывается лишь нерациональному сознанию. Земные слова не представляют собою монет со строго обозначенной ценностью. Сердце наше всякий раз определяет их вес и содержание.

Представьте себе, что вы купаетесь и начали тонуть. А по берегу идет человек. Чтобы ярко выразить свое состояние гибели и привлечь скорейшую помощь, вы кричите этому человеку: "Спаси меня!" Он бросается в воду и вытаскивает вас на берег. Но вот по берегу идет религиозный рационалист (если хотите, назовите его "сектантом"). Услышав вопль, он, вместо того, чтобы прийти вам на помощь или хотя бы понять вас, начинает осуждать: "Как согрешает сей утопающий брат: не Спасителя зовет он, а делает себе кумира из человека"...

Такими точно являются и рассуждения религиозных рационалистов, не видящих глубины и иррациональности духовного мира, всей его жизненной теплоты, и не понимающих того, что не внешние слова определяют содержание человеческого слова... И оттого не дал Господь нам быть судьями другого человека.

В минуты отвлеченно-теоретических рассуждений может показаться, что слова: "не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице", - уклоняются от православной веры о первой и последней надежде нашей - Господе Иисусе Христе... Но в духовном опыте человек видит, что такой рационализм есть шелуха и схоластика. Душа верующего в просветленной и мирной пред Богом совести припадает к Божией Матери, воспевая Ей: "Не имамы иныя помощи..." и другие песнопения... В подлинной молитве есть преображение сознания. Ум возвышается в молитвенных призывах, освященных веками благодатной жизни…

5

Очень хорошо  владыка святой сказал Иоанн! И полезно!

Спасибо, сестра. Надо бы в храмах такие слова вывешивать для общего прочтения...

6

:)

7

Весточка из Дивеево....

8

9

http://days.pravoslavie.ru/Images/is891.jpg

Козельщанская икона Божией Матери
День памяти:  Февраль 21

     Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741 - 1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. Икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии. На сырной седмицеМасленица, седмица сырная 1880 г. дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги, от неправильного уклона в сторону, и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль ноги при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами, обхватывавшими ногу выше колена, и предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения.

После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, и надел на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы девочки упали, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не чувствовала даже уколов. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении.Такая сильная степень болезни и неизвестность ее причины заставили возвратиться домой. В октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Здесь он обращался к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.

Родители и больная уже отчаивались в спасении. Но неожиданно предоставилась возможность обратиться к помощи заграничного профессора. Так как до его приезда в Москву оставалось продолжительное время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в деревню, взяв с своей супруги слово привезти больную дочь в Москву, когда получит извещение о приезде профессора. 21 февраля 1881 г. получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Такое известие встревожило больную: не окажется ли и он, как другие, бессильным?
http://days.pravoslavie.ru/Images/is2406.jpg

    Мать, решив ехать на следующий день, указывая на семейный образ Божией Матери, сказала дочери: "Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь". Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: "Мама! мама! я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки". Она сорвала металлические упорки и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери. Немедленно приглашен был приходской священник и пред образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении быстро распространился по Москве и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько исцелений. Когда семья возвратилась домой в Козельщину, вся окрестность уже знала об исцелениях от Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в Москве, и многие собрались для поклонения образу. Хранить далее икону в доме не было возможности, и, с разрешения. Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в специально устроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не умолкало пред образом молебное пение и чтение акафистов.

Отредактировано Таня Р. (2016-03-05 16:07:47)

10

http://days.pravoslavie.ru/Images/is3394.jpg

Благовещение.( Вечер после Повечерия).

Чтобы ничего не волновало
юной Девы трепетной души,
Бог Отец набросил покрывало -
и Земля сокрылася в тиши...
Неприметно солнце заходило,
незаметно плыли облака,
как дымок от Божьего кадила,
и без дуновенья ветерка...
Тишина над древним Вифлиемом,
в комнате Марии тишина,
и каким-то тихим, ровным светом
вся Её душа озарена...
Лишь слегка смутилася, немного,
когда стал пред Ней и говорил
те слова, что посланы от Бога
Божий чудный Ангел Гавриил.
Проявив законное смущенье -
как без мужа можно Ей родить,
изрекла:"Да будет по реченью -
Мне Святого Волю сотворить."
И когда слова ещё слетали
в знак согласия с девичьих уст,
Гавриил одну Её оставил.
Лишь напомнил: " назовёшь - ИИСУС!"....

11

Спаси Господи, Таня!

Пеку рыбные пиццы ))))) на завтра ))))) дочка в предвкушении, да и я сама слегка...
И купчиху-то ту, что леща съела, не удержалась - вспоминаю что-то вот )))))

С Праздником Благовещенья всех!
http://kolahram.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.png

12

С Праздником, дорогие!  :)  Благовещение Пресвятой Богородицы http://www.pravoslavie.ru/29944.html .

А я готовить рыбу с вечера не решилась, не выдержим.)))

13

https://elitsy.s3.amazonaws.com/media/cache/b9/72/b97262b77aff5313fd1cc2142ba0a2c9.jpg

Отредактировано Таня Р. (2016-04-07 20:42:21)

14

Нечаянная Радость...

15

    Плач Пресвятой Богородицы


  Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

Канон «Плач Пресвятой Богородицы» должен быть в каждом доме, написанный от руки. Он хранится аккуратным листочком.

До написания следует прочесть хотя бы одно Евангелие вслух для всех членов семьи. Поститься неделю (исключить продукты животного происхождения, сладости, вино, табак), читая утренние и вечерние молитвы, затем прочесть Канон для всех членов семьи вслух и только тогда можно приступить к написанию молитвы. Чтение Канона дает успокоение родителям в отъезде детей, в душевных скорбях, печалях.

И следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок - это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.

Плач Пресвятой Богородицы
(Канон о распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы)
Творение Симеона Логофета


      1. Обешена яко виде на кресте Сына и Господа, Дева Чистая терзающися вопияше горце, со другими женами стенящи глаголаше:

2. Вижду Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на кресте висяща и уязвляюся горце сердем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, рабе Твоей.

3. Волею, Сыне Мой и Творче, терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше, предстоящи у креста со возлюбленным учеником.

4. Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне! болезную сердцем, Чистая плачущи глаголаше.

5. Страха ради иудейска Петр скрыся, и вси отбегоша вернии, и оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаша.

6. О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне! ныне Тя видящи на древе распалаюся утробою.

7. Вижду Утробу Мою на руках, в нихже Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая: но никтоже, увы Мне, сего даде.

8. Се, свет Мой сладкий, надежда и живот Мой благий, Бог Мой угасе на кресте, распалаюся утробою, Дева стенющи и глаголаше.

9. Солнце незаходяй, Боже Превечный и Творче всех тварей, Господи, како терпиши страсть на кресте, Чистая плачущи глаголаше.

10. Плачущи глаголаше браконеискусная ко благообразному: потщися, Иосифе, к Пилату приступити и испроси снятии с древа Учителя твоего.

11. Видев Пречистую горце слезящу, Иосиф смутися и плачася приступи к Пилату: даждь ми, вопия с плачем, тело Бога моего.

12. Уязвена Тя видящи и без славы нага на древе Чадо Мое, утробою распалаюся, рыдающи яко Мати, Дева провещаваше.

13. Растерзаяся и рыдая и дивяся вкупе с Никодимом снят Иосиф, и уцеловав пречистое тело рыдаше и стеняше, и пояше Его яко Бога.

14. Приимши Его с плачем Мати неискусомужняя, положи на колену, молящи Его со слезами и облобызащающи, горце же рыдающи и восклицающи.

15. Едину надежду и животь, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.

16. Болезни и скорби и воздыхания обретоша мя, увы Мне, Чистая горце рыдающи глаголаше, видящи Тя, Чадо Мое возлюбленное, нага и уединена, и вонями помазана мертвеца.

17. Мертва Тя зрю, человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою: хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше; не терплю бо без дыхания мертва Тя видеши.

18. Дивлюся зрящи Тя, преблагий Боже и премудрый Господи, без славы, и без дыхания, и безобразна, и плачуся держащи Тя, яко не надеяхся, увы Мне! Видети Тя, Сыне Мой и Боже!

19. Не взглаголеши ли рабе Твоей слова, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую? глаголаше Чистая, рыдающи и плачущи, облобызающи тело Господа своего.

20. Помышляю, Владыко, яко ктому сладкаго Твоего не услышу гласа; ни доброты лица Твоего узрю, якоже прежде раба Твоя: ибо зашел еси, Сыне Мой, от очию Моею.

21. Нась ради Распятого прийдите вси воспоим. Того бо виде Мариа на древе глаголаше аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.

22. Своего Агнца агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? чесо ради скорое течение совершаеши? егда другой брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь ми слово, Слове, не молча мимо иди Мене, чисту соблюдый Мя. Ты бо еси Сын и Бог Мой.

23. Где, Сыне Мой и Боже, благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше: ныне же вижду Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвена мертвеца.

24. Избавляяй болезни, ныне прими Мя с Собою, Сыне Мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобой и Аз, не остави Мене едину, уже бо жити не терплю, не видящи Тебе, сладкаго Моего Света.

25. С другими женами мироносицами рыдающи Непорочная горце и носима видящи Христа глаголаше: увы Мне, что вижду? Камо идешь ныне, Сыне Мой, а Мене едину оставляеши?

26. Изнемогающи и рыдающи Непорочная мироносицам глаголаше: срыдайте Ми и сплачитеся горце, се бо Свет Мой сладкий и Учитель ваш гробу предается.

27. Деву рыдающу Иосиф видев растерзашеся весь и вопияше горько: како Тя, о Боже Мой, ныне погребу раб Твой? Какими плащаницами обвию тело Твое?

28. Паче ума превзыде странное Твое видение носящаго тварь всю Господа: сего ради Иосиф яко мертва Тя на руку своею и с Никодимом носит и погребает.

29. Странну вижду и преславную тайну, Дева вопияше Сыну и Господу: како в худом гробе полагаешися, мертвыя повелением возставляяй во гробех.

30. Ни от гроба Твоего восстану, Чадо Мое, ни слезы точащи престану раба Твоя, дондеже и Аз сниду во ад: не могу бо терпети разлучения Твоего, Сыне Мой.

31. Радость Мне николиже отсем прикоснется, рыдающи глаголаше Непорочная: свет Мой и радость Моя во гроб зайде. Но не оставлю Его единаго: зде же умру и спогребуся Ему.

32. Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое, Пречистая вопияше слезящи: воскресни и утоли Мою болезнь и печаль; можеши бо, Владыко, елико хощеши, и творити, аще и погреблся еси волею.

33. О, како утаился Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь? Тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети; но и воскресну и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли.

34. Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, рече Пречистая; но воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас!

Перевод на русский
(для лучшего понимания читаемого текста)

1. Дева Чистая, увидев висящим на кресте Сына и Господа (Своего), горестно стеня, терзаяясь и вместе с другими женами вопия, (так) говорила:

2. «Видя Тебя ныне, возлюбленное Чадо Мое висящим на кресте, горько уязвляюсь в сердце моем», говорила чистая. «Вымолви, Благий, слово рабе Твоей».

3. «Сын и Творец Мой! добровольно терпишь Ты лютую смерть на древе», - говорила Дева, предстоя у креста с возлюбленным учеником.

4. «Ныне лишилась Я моей надежды, радости и веселия - Сына моего и Господа: горе Мне! Болит Мое сердце!» говорила Чистая с плачем.

5. «Из страха пред иудеями Петр скрылся и все верные разбежались, оставив Христа», говорила Дева рыдая.

6. «Чудесным и неведомым рождеством Твоим, Сын Мой, я была возвеличена пред всеми матерями. Но горе Мне! теперь, при виде Тебя на кресте, утроба Моя распаляется.

7. вижу Рожденнаго Мною и простираю руки, чтобы принять Его с креста. Но никто, увы! Не дает Мне Его.

8. Вот свет Мой сладостный, надежда и жизнь Моя драгая, Бог Мой угас на кресте! Внутренность Моя распаляется!» говорила Дева стеня.

9. «Солнце незаходящее, Боже Превечный, Творец и Господь всех творений! Как Ты терпишь страдания на кресте?» говорила Чистая плача.

10. Не познавшая брака говорила плача благообразному: «Иосиф! Поспеши к Пилату и испроси дозволение снять с древа твоего Учителя».

11. Иосиф, видя Пречистую горько плачущую, смутился и плача пришел к Пилату и со слезами сказал: «отдай мне тело Бога моего».

12. Видя Тебя покрытаго язвами, обезславленного и обнаженного на древе, рыдая как Матерь - Дева говорила: «Чадо Мое! Огонь палит внутренность Мою».

13. Терзаясь и удивляясь Иосиф вместе с Никодимом рыдая снял пречистое тело (Распятого) и со стенаниями воспел Его как Бога.

14. С плачем приняла Его Матерь безмужняя, положила Его на колена и со слезами и горькими рыданиями молила Его, осыпала лобзаньями и восклицала:

15. «Тебя, Владыко, Сын и Бог Мой, Я, раба Твоя, имела единственною надеждою, жизнию и светом очей. Но теперь я лишилась Тебя, Чадо мое сладчайшее и возлюбленное!

16. Увы! Печаль и скорбь и воздыхания терзают Меня, - говорила Чистая, - горько рыдая, когда вижу Тебя, Чадо Мое возлюбленное, нагим оставленным и помазанным ароматами мертвецом.

17. Вижу мертвым Тебя, человеколюбец, воскресившаго мертвых и все содержащаго, и утроба Моя уязвляется лютою скорбию. Я хотела бы умереть с Тобою, - говорила Пречистая, - ибо нестерпимо для Меня видеть Тебя бездыханным мертвецом.

18. Изумляюсь, видя Тебя преблагий Боже и прещедрый Господи, без славы без дыхания, без красоты. Держу Тебя в объятиях и плачу, не надеясь, - горе Мне! - увидеть Тебя Более, Сын Мой и Боже Мой!

19. Не вымолвишь ли рабе Твоей слова Ты, Слово Божие? не ущедришь ли, Владыко, родившую Тебя?» говорила Чистая, плача, рыдая и лобзая Господа Своего.

20. «Видно уже не слышать более Мне, рабе Твоей, Владыко, Твоего сладкого гласа и не увидеть, как прежде, красоты лица Твоего: ибо сокрылся Ты, Сын Мой, от очей Моих!»

21. Приидите все, прославим Распятаго за нас, Котораго видя на древе Мария говорила: «Хотя Ты и терпишь распятие, но Ты - Сын и Бог Мой».

22. Следуя вместе с другими женами за своим Ангцем, влекомым на заклание, распустивши власы, агница Мария, вопияла: «Куда Ты идешь, Чадо? зачем поспешаешь так скоро? Или совершается новый брак в Кане, и Ты спешишь туда, чтобы претворить для них воду в вино? Итти ли Мне с Тобою, Чадо, или лучше дожидаться Тебя? О, Слово! промолви Мне одно слово; не проходи мимо Меня молча Ты, сохранивший Меня чистою: ибо Ты Сын и Бог Мой.

23. «Где же Сын и Бог Мой, прежнее благовестие, которое вещал Мне Гавриил? Он называл Тебя Царем, Сыном Божиим и Богом Вышним: но вот теперь Я вижу Тебя, сладостный Свет Мой, чтобы и Мне, Владыко, сойти с Тобою во ад. Не оставляй Меня одну, ибо Мне уже невыносимо жить, не видя Тебя, Моего сладостнаго Света!»

25. Горько рыдая с другими женами мироносицами и видя Христа несомым, Непорочная говорила: «Горе Мне! Что вижу Я? Куда Ты идешь теперь, Сын Мой, покидая Меня одну?»

26. Изнемогая от рыданий, Непорочная говорила мироносицам: «Рыдайте и плачьте горько вместе со Мною, ибо Свет Мой сладостный и учитель ваш полагается во гроб.»

27. Иосиф, видя рыдающую Деву, сам терзался и горько вопиял: «Как мне, рабу Твоему, погребать Тебя, Боже мой? Какими плащаницами обвить тело Твое?»

28. Превышает ум удивительное зрелище: Господа, носящего всю тварь, Иосиф с Никодимом несут на руках своих и погребают.

29. «Вижу удвительную и преславную тайну, - вопияла Дева к Сыну и Господу: - как полагают в простой гроб Тебя, вызывавшаго словом мертвых из гробов?

30. Не отойду от гроба Твоего, Чадо Мое, и не перестану лить слезы Я, раба Твоя, пока и Я не сойду во ад: ибо не могу перенести.

31. Отныне радость никогда не коснется Меня, говорила рыдая Непорочная: - Свет Мой и радость Моя закатилась во гроб. Но я не оставлю Его одного: умру здесь же и погребусь вместе с Ним.

32. Исцели мою душевную рану, Чадо Мое! - вопияла Пречистая со слезами. - Воскресни и утоли Мою скорбь и печаль: ибо Ты можешь сделать, что захочешь, хотя и погребся добровольно.»

33. «О, как сокрылась от тебя бездна милосердия? - сказал Господь тайно Матери. - Ибо, желая спасти Мое творение, Я благоволил умереть; но Я воскресну и возвеличу Тебя, как Бог неба и земли».

34. «Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец, и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыко! Ибо, восхотев спасти создание Твое, Ты принял смерть, - сказала Пречистая. - Но воскресением Твоим, Спаситель, помилуй всех нас!».

16

Оптина братия поет...

17

Акафист Положения честныя Ризы Пресвятыя Богородицы
https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/elitsy/media/cache/20/e7/20e7dc8cd3c5c8ae8401826a28a0094c.jpg

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Царице небеси и земли, даровавшей нам благодать и силу, честныя твоея Ризы положения — память творити, благодарственное приносим пение, от бед и наветов злых нас покрывающей. Не отвержи нас от Лица Твоего Милосердная Мати, но прийми нас с любовию вопиющих Тебе:
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Икос 1
Ангельский глас прииде во слух Святыя Анны извествующ: ты зачнеши и родиши дщерь, Преблагословенную Марию, от Нея же благословятся вся племена земная и приидет спасение миру всему. Сие ведуще возопиим Богородице благодарственне:
Радуйся, Бога Отца безначального предвечное благоволение;
Радуйся, Бога Сына Безлетнаго пречистое вместилище.
Радуйся, Бога Духа Всесвятаго избранное жилище;
Радуйся, Горних чинов ангельских непрестающее удивление.
Радуйся, темных сил адских всегрозное устрашение;
Радуйся, Юже на воздусе сретают многоочитии Херувими.
Радуйся, Ей же похвальная восписуют шестокрилатии Серафими;
Радуйся, Еяже преблагому покрову и мы, земнороднии благодарне покланяемся.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 2
Видеша святые Твоя родители, Иоаким и Анна, яко Ты еси, Пречистая, плод благословенный будеши, возблагодариша Бога и пред дверьми храма даша обет: посвятити Тя Господеви, да навыкнеши пети Ему: Аллилуиа.
Икос 2
Разум совершенный стяжала еси, Богородице, воспитанием во Святая Святых. Тако не престаеши умудряти и просвещати светом Богоразумия и вся Христианы, вопиющия Ти таковая:
Радуйся, премилосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, неусыпающая Наставнице всех заблудших и ослепленных.
Радуйся, праведно движимый гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляющая;
Радуйся, злыя страсти наша всемощным мановением укрощающая.
Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей;
Радуйся, нетрудное преодоление беззаконных навыков.
Радуйся, Еяже ради ад стенет и духи злобы трепещут.
Радуйся, Еяже ради врата рая всем нам отверзаются.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 3
Сила Вышняго осени Тя, Благодатная, егда Архангел Гавриил благовествовавше о безсеменном зачатии от Тебе Сына Божия, Спасителя миру. Прияв сию Благую весть со смирением, яко раба Господня возопила еси Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще во утробе Христа Жизнодавца, востекла еси, Благословенная, к южике Своей, праведной Елисавете. И егда целоваше Тя южика Твоя, взыграся младенец Иоанн во чреве ея и исполнися Духа Свята Елисавет и прослави Тя, да и мы вопием Тебе тако:
Радуйся, царств православных несокрушимая крепосте и оградо;
Радуйся, святых храмов и алтарей первейшее украшение.
Радуйся, почитающих Тя, вернейшее ограждение;
Радуйся, благосердных христиан неусыпающая Споспешнице.
Радуйся, непобедимая Bоводо к Тебе прибегающих;
Радуйся, святое зерцало правды судиям немздоприимным.
Радуйся, совершенный Разуме наставников и детоводителей;
Радуйся, благословение домов и семейств благочестивых.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 4
Буря недоумения смущает наш ум, како возможем недостойными усты восхваляти Тя, Пресвятая Дево, за Твое великое к нам вспоможение. Темже, величая неисчетныя Твоя милости, смиренномудренно поем Вседержителю Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаша Вифлеемстии пастырие ангелов, поющих Христово Рождество, текоша в пещеру и обретоша тамо Богородительницу, на руках держащую предвечнаго Младенца. С ними в веселии духов нем и мы Тебе, яко общей Матери нашей, глаголем тако:
Радуйся, от Солнца мысленнаго озаренная и нас светом незаходимым просвещающая;
Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая.
Радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая;
Радуйся, святых обителей Христовых покров и снабдение.
Радуйся, верных пастырей Церкви бодрость и вразумление;
Радуйся, богабоязненных иноков и инокинь Наставнице.
Радуйся, невозмущаемое упокоение благоговейных старцев;
Радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 5
Боготечною звездою являешися, Царице Небесная, всем под кров Твой всемощный прибегающим и непрестанно в умилении сердечнем вопиющим Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя праведный Симеон Тя, пришедшую с младенцем Иисусом во храм представитися Господеви, рече: «Тебе же Самой душу пройдет оружие». Проразумевая Матерния Твоя страдания о Сыне Твоем Божественней зовем Ти:
Радуйся, еяже руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любовь и милосердие;
Радуйся, пред Неюже враги наша видимии и невидимии стояти не могут.
Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая;
Радуйся, огнь Божественный – Христа неопально на руку Своею держащая, и нас хладных тем воспламеняющая.
Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание;
Радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование.
Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице;
Радуйся, благодатию смирения и терпения снабдевающая.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 6
Проповедницы Твоея благодатныя помощи суть все множество Тобою спасенных: страждущих, болящих, от грехов избавленных и благодарственно о Тебе вопиющих: Аллилуиа.
Икос б
Возсия Божественный свет во Египте, и падоша тамо идоли, егда бежала еси, Пречистая, с Богомладенцем Иисусом, спасаяся от убийства Иродова. Ты убо озаряши светом Боговедения умы всех удаляющихся прелестей суетного мира. Тем же превозносим Тя словесы сими:
Радуйся, Божню Силу и Божию Премудрость — Христа плотию породившая;
Радуйся, юродивую мудрость века сего посрамившая и ослепленных ею на путь правый наставляющая.
Радуйся, святыя веры охранение и правосланых догматов Наставнице;
Радуйся, нечистивых ересей и тлетворных расколов Искоренительнице.
Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая;
Радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая.
Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая;
Радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий воспящающая.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 7
Хотяще николиже отлучатися от рожденнаго Тобою Спасителя мира, Ты, Богоблаженная, пребывала еси с Ним неотлучно во граде Назарете, детоводя и питая Его яко человека, и поя в сердце Своем, яко Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новую показуя Матернюю любовь к Сыну Твоему, со скорбию искаша Его, двоюнадесятолетня отроча, егда обрела еси Его во Храме, в дому Отца Своего. Ведуще таковое Твое сердоболие со умилением вопием Ти:
Радуйся, нерукотворенный омофор, аки облак над всем миром распростершая;
Радуйся, превечнаго Архиереа, Сына Своего, знамение на руце Своей держащая.
Радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви Православней являющая;
Радуйся, столпе облачный, от искушений и соблазнов мира всех нас покрывающиЙ.
Радуйся, столпе огненный, среди мглы греха всем нам путь спасения показующий;
Радуйся, явных благочестия подвижников явное укрепление.
Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление;
Радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, неоставляющая Своим покровом и благодатию.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 8
Странное и предивное есть Твое, Богомати, попечение о христианех на всех путех их жизни, многомятежней и многотрудней. Имея в Тебе столь милосердную и независтную Помощницу, вси облагодетельствованнии Тобою велегласно поют Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся была еси со Христом при служении Его роду человеческому, како и Божественный Евангелист Лука извествует о Тебе, глаголя: Мати Твоя и братия Твоя, вне стоят, видети Тя хотяще. Веруем, яко Ты, Всеблагая Мати, неотступно пребываеши и со всеми труждающимися во славу Божию и восхваляющими Тя тако:
Радуйся, Ковчеже Завета, в нем же хранится освящение всего рода человеческого;
Радуйся, стамно Пресвятая, в нейже алчущим правды блюдется Хлеб Жизни Вечныя.
Радуйся, сосуде всезлатый, в немже уготовася нас ради плоть и кровь Божественнаго Агнца;
Радуйся, оставленных врачами на Свои всемощныя руце приемлющая.
Радуйся, расслабленных телом, но не духом и верою со одра болезни воздвигающая;
Радуйся, погубляющим от недуга ум новый и лучший смысл подающая.
Радуйся, на стропотнем пути греха и страстей нас премудре запинающая;
Радуйся, жестокость нераскаянного сердца нашего умиляющая.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 9
Всяк возраст верных изобилует Твоим попечением, Всемилостивая Мати, яко всегда потребное в житии даруеши и усердно за ны немощныя и грешный у Престола Господа Славы ходатайствуешь Ему же поем: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя не могут глаголати Твоея Матерния печали при Кресте Сына Твоего бывшия, тем же, яко искушенней всячески, спострадати в самых тяжких скорбех и лишениях наших могущей, взываем Ти:
Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая;
Радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая.
Радуйся, от разлияния вод и потопления рукою крепкою возводящая;
Радуйся, от запалення огненнаго росою молитв Твоих избавляющая.
Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго Хлебом Жизни снабдевающая;
Радуйся, удары молнии и грома от главы нашей отводящая;
Радуйся, от нашествия иноплеменник и тайных убийц спасающая;
Радуйся, от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию ограждающая.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 10
Спасти хотя мир, иже всех Господь сый, на Кресте вися, дарова Тя всему-Пресвятую и Премудрую Матерь, егда изрек Тебе: «Се сын Твой», и возлюбленному ученику: «Се Мати твоя». Благодаряще за сие Всеблагаго Бога, глаголем Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена крепкая явилася еси по завету Господа, Преблагословенная, даруя всем благоденствие, мир, отраду, радость, яко и Сама сие пер вее получила от Воскресшаго Христа Спасителя, услышав от Него приветственный глас "Радуйся". Сего ради и мы ублажаем Тя тако:
Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая;
Радуйся, помоще и праведное мздовоздаяние всем право куплю деющим.
Радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение;
Радуйся, бедствующих в пути, на суше и водах внезапное вспоможение.
Радуйся, безчадных родителей плодами веры и духа веселящая;
Радуйся, безматерных сирот незримая Воспитательнице.
Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании;
Радуйся, неусыпающая Попечительнице во узах и темнице сидящих.
Радуйся, Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 11
Пение наше смиренное от полноты любве и усердия Тебе приносимое не презри, Богоневесто, и не отвратися от нас грешных и недостойных, но помози нам очиститися от всякия скверны плоти и духа; да возможем достойно пети Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светом руководствующим была еси Апостолом, Богородительнице, по Вознесении Сына Твоего на небо, и до сего дне свет благодати изливаеши от Иконы и Ризы Твоей честней всем притекающим к Ней с желанием спастися и в разум истины прийти. Не лиши и нас, о, Всеблагая, Твоего Святого водительства в море житейском бед и скорбей обуреваемых, обаче от сердца приносящих Тебе благохваления таковая:
Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная Подательнице;
Радуйся, полагающих начало покаяния грешников верная Предстательнице.
Радуйся, борющихся со страстьми и прилогами вражиими всегдашняя Споборнице;
Радуйся незримое укрощение владык жестоких и зверонравных;
Радуйся, тайный покое и отрадо рабов кротких и страждущих;
Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств.
Радуйся, матерей детородящях скорое и безболезненное разрешение;
Радуйся, в час кончины единая всем нам Помощнице.
Радуйся Богородице, Ризою Твоею от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 12
Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, Всепетая Богородице, простри руку помощи, да не погиб нем во гресех и лютых обстояниях, находящих на ны, от враг видимых и невидимых, умири наша сердца, злобою и враждою исполненныя, да утешении Тобою, радостно воззовем Богу. Аллилуиа.
Икос 12
Поюще истинное Твое Успение, прославляем и милость Твою, Владычице, юже явила еси в Ризе Твоей честной, завещав Ю по Успении некой вдовице, Тебе при жизни служившей, и чрез ню явившей Покров Твой святый и благодатныя исцеления и всем людям притекающим к Тебе и Тя прославляющим:
Радуйся, всей вселенней крепкое заступление;
Радуйся, всех стихий земных и небесных освящение.
Радуйся, всех времен года благословение;
Радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола нахдящих, попрание.
Радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих;
Радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников.
Радуйся, не отвергающая всеми презренных и отверженных;
Радуйся, самых отчаянных от ров а погибели изхищающая.
Радуйся, Богородице, Ризою от злых наветов нас покрывающая.
Кондак 13
О Всепетая Владычице мира, прийми сие малое благодарение от всего сердца Тебе приносимое, и не попусти николиже охладивати в благодарнем сем чувстве, но вразуми нас всегда помнити Твоя неисчетныя милости и со слезами умиления вопити о Тебе Богу: Аллилуиа.
Этот Кондак читается трижды, затем l-й Икос: Ангельский глас... и l-й Кондак: Взбранной Воеводе...

Молитва
О, Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, зрим ныне залог Твоих милостей к роду христианскому и светло празднуем днесь честныя Твоея Ризы положение, яко благоволила еси в сей Ризе открыть нам тайну благодатной помощи и заступления всем благоговейно к Тебе прибегающим и сердца свои пред иконою Твоею в молитве изливающим.
Приими, Всеблагомощная Владычице Богородительнице, сия дары, Тебе Единой прикладныя от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, еже избавитися нам от всякаго обстояния и навета злых человек Ризою Твоею, и сохранитися нам неврежденным от всякого ядовитаго прилога вражия силою молитв Твоих, яко да Твоим заступлением и благодатной помощию честныя Ризы Твоея спасаеми славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся, в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, гл. 8
Богородице Приснодево, человеков покрове, Ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.
Кондак, гл. 4
Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси священную Ризу Твою, еюже священное тело Твое покрывала еси, Покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию, и вопием со страхом Ти, Чистая:
Радуйся, Дево, христиан Похвало.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя Ризы Твоея честное положение.

18

Одигитрия Смоленская На  Востоке Украины , в Святогорской Лавре

19

О, Всепетая!

20

РУСЬ святая, РУСЬ единая!

Десятинная церковь  в  Киеве - русский храм.

О ЧУДЕСАХ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ

      http://www.pravoslavie.ru/93220.html

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102403/240363.p.jpg?0.25662182083769536

Верую, верую, Матушка,
В силу святую Твою!
Я Тебе доченьку-лапушку
На воспитанье даю,
Я Тебе душу смятенную
Молча в ладони влагаю,
И свою спину согбенную
Чудом Твоим испрямляю.
Глупости, дерзости, мнения
Грешнице бедной прости,
И у Христа в Воскресении
Милости мне испроси...

Отредактировано Таня Р. (2016-12-22 19:36:40)

21

Тебе поем, Тебя благословим...

22

Великое чудо Серафима. Дивеевская Канавка Пречистой  Вера в невидимое

   

Отредактировано Таня Р. (2017-01-19 01:21:38)

23

24


1 апреля 2017 года - Похвала Пресвятой Богородицы (Великий акафист, читаемый в субботу Акафиста)

25

СЕКРЕТЫ ИКОНЫ «УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»

26

Послушайте, как человек Пречистую славит! Зовут его Николай Ерёмин.


Святая младость. Введению во храм Пресвятой Богородицы.

Идёт к Творцу святая младость,
Чудесной лёгкостью шагов,
В Ней места миру не осталось:
Заполнил душу Божий зов.
Идёт родителей отрада,
Награда праведных трудов,
Идёт единственное чадо,
Превыше мыслимых даров.
Лоза святого винограда,
Всех плодовитее ростков,
Она земного — чудо сада,
Благоуханней всех цветов.
В Ней воплотилась мира благость,
Мир услаждающая новь,
Что с бренной жизнью уж рассталась:
Дух покорил земную кровь.
Идёт всех будущая Радость,
Всех прибегающих Покров,
Зовущих, крепкая Ограда,
От нападающих врагов.
Идёт немыслимая Сладость,
Что будет выше всех венцов,
Для мира бренного услада,
От угнетающих грехов.
Идёт божественная тайна,
Соединение миров,
Её душа необычайна:
В ней добродетель всех родов.

  2017-12-04 | Ерёмин Александр Петрович

****

Заветное место. Введению во храм Пресвятой Богородицы.
http://img.lira.life/zavetnoe-mesto-720.jpg

Сильнее в Ней стучало сердце,
И ярче виделись огни:
Её вели к заветной дверце,
Вокруг где Ангелы одни.
Нежнее свечи зашептали,
Даря теплей Марии свет,
Слова в их шёпоте звучали,
Её достойнее, что нет.
И вёл Её незримо ангел,
И шаг младенца укреплял.
Сам Гавриил – Небес Архангел,
Ввысь по ступеням поднимал.
Торжествовали Неба Силы,
Когда пред Ней открылась дверь,
И вмиг Марию окружили:
Пришла достойнейшая дщерь.
И в место самое Святое,
Первосвященник Её ввёл,
Как сердце самое благое,
Чистейший сад, который цвёл.
И все вокруг тому дивились,
Как Дева в двир за ним вошла,
И их сердца вжруг умилились,
Зря в этом Божии дела.
Но больше всех цвела Мария
Благими чувствами души:
Лишь только здесь Её стихия,
Средь дивных Ангелов в тиши.
Она нашла Своё родное,
Сама Собой, где может быть
И и жить в Божественном  покое,
Цветы души Творцу растить.

Примечание: двир – Святая святых в Иерусалимском храме (ивр. ‏דְּבִיר‏‎, в русском Синодальном переводе — давир). * * *

2018-12-04 | Ерёмин Александр Петрович

Отредактировано Таня Р. (2018-12-04 17:05:33)

27


Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы

Святитель Филарет Московский

Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея: зане той есть Господь твой. И поклонишися ему.
Псал. XLIV. 11 и 12.

Дивный в судьбах своих Бог, дабы облаженствовать сущия от Него бытия высочайшим и непостижимым блаженством, от века положил соединить естество свое с естеством человеческим, в лице единороднаго Сына своего: дабы, чрез Него простирая сие соединение и на все исполнение Церкви, которая, по закону вочеловечения, есть тело Его, и таким образом срастворяя и как бы взаимно изравнивая всяческая Божества с ничтожеством всяческих, в смотрение исполнения времен (Еф. I. 10), как говорит Апостол, возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в Нем, да будет, наконец – Бог всяческая во всех (1 Кор. XV. 28). Сие великое определение вечнаго совета, или, по Апостолу, сию тайну, хотя сокровенную от век и родов (Кол. I. 26), хотя и ныне явленную токмо святым и, даже в самом откровении своем, еще носящую на себе седмь печатей, издревле впрочем открывал Дух Святый Своим таинникам, а чрез них и всему человечеству по толику, по колику ея постепенно возрастающее разумевание долженствовало соответствовать и споспешествовать ея постепенному исполнению. Так один из Пророков, видев человечество уже прошедшее дни младенчества и под пестунством закона возраставшее в то исполнение лет, когда оно долженствовало соделаться способным к предуставленному обручению своему с Божеством и рождению безлетнаго чада, представляет Сына Божия царем грядущим на брак, и, восприяв на себя лице невестоводителя или друга женихова, как бы с нетерпением убеждает человеческую природу – не отдалять более сего блаженнаго союза изменою и непокорностию, но предаваться ему со всею искренностию и верностию. Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея.

Долго еще сей Божественный глас отзывался в Церкви, как в пустыне, и, повидимому, не находил для себя отверстаго уха. Человечество не имело дерзновения торжественно изыти во сретение Божеству. – Что было бы с нами, еслибы не сердце благословенныя Девы Марии отверзлось невместимому глаголу воплощения, еслибы не безпредельная преданность ея в волю Божию отвещала небесному вестнику: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему (Лук. I. 38)? Она неограниченно вручила Себя желанию Царя царей – и обручение Божества с человечеством на веки совершилось.

Свернутый текст


Отселе можем мы усматривать, христиане, каким образом толь частное, повидимому, происшествие – введение во храм и посвящение Богу трилетныя девы – становится предметом всеобщаго торжества в Церкви. Сие приключение младенчествующия Богоневесты есть некий начаток Ея обручения Святому Духу и потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству. Правда, сия тайна еще глубоко долженствовала быть в ней сокрыта в сие время, подобно как цвет в своем семени; но Провидение, дабы показать непогрешительность путей своих, не редко предваряет существенныя свои действия некоторыми знаменательными событиями, вразумляющими о будущем: и благочестивое предание говорит, что, при самом введении Пресвятыя Девы во храм, она была уже оглашаема оными Пророческими словами: слыши дщи и виждь и проч.

Ныне, во дни совершения древних начатков и предзнаменований, желаете ли вы яснее видеть славу настоящаго торжества? – Последуйте указанию Пророка. Приведутся, говорит он далее, приведутся Царю девы во след Ея (Пс. XLIV. 15). Не видите ли теперь, что приведение Пресвятыя Девы к Царю царей есть начало великаго торжественнаго шествия, в котором все чистыя, целомудренныя души за Нею последуют; что настоящее торжество, по намерению Церкви, есть часть и продолжение онаго великаго шествия; что желающие участвовать в настоящем торжестве должны присоединиться к одному торжественному шествию, облекшись в качества сообразныя образу великия Ликоначальницы онаго: девы во след Ея?

Дабы не закоснеть нам, христиане, в священном шествии сем и не остаться токмо праздными зрителями чуждаго праздника, обратим мы к душе нашей оное Пророческое воззвание: слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает Царь доброты твоея: зане той есть Господь твой. И поклонишися Ему.

И во-первых признай здесь, христианская душа, вечное право, по которому ты принадлежишь Царю царей, да приведешися к Нему повиновением и любовию. Возжелает Царь доброты твоея: зане той есть Господь твой.

В царствии человеческом показалось бы странным, еслибы кто в самом доме и в присутствии царя своего вошел в изследование о его правах над подданными: не есть ли некоторая дерзость и в сем доме, и в сем хотя невидимом, но тем не менее близком и неотступном присутствии Царя царей, разсуждать о вечном праве господства Его над нами? Но что делать с человеками, которые благоговеют пред величеством человеческим, а отметаются господства, и не трепещут славы (Иуд. Божией? Толь многия надменныя помышления, толь многия своевольныя желания, толь многия дела, в забвении Бога совершаемыя, не говорят ли громче, нежели оныя обличаемыя Давидом устны льстивыя и язык велеречивый: кто нам Господь есть (Пс. XI. 4 и 5)? О еслибы могли мы хотя несколько утишить сей возмутительный вопль исповеданием и ощущением Божия над нами господства!

Бог есть Господь наш по праву сотворения, Господь по праву своего в нас образа, Господь по праву искупления, Господь по праву непрестаннаго хранения и промышления благодатнаго.

Бог есть Господь наш по праву сотворения. – Если мы почитаем собственностию дом, который созидаем, или сад, который насаждаем; то не без сравнения ли большее право имеет Бог, как собственностию Его, располагать всем, что мы имеем и что есмы? Еслибы дела рук наших могли состязаться с нами о нашей власти над ними, подобно как некоторые из нас хотят состязаться с Богом о пределах Его над нами владычества; то и дом наш мог бы сказать, что не мы произвели древо и камение, в котором обитаем, и сад наш, – что не мы возрастили плоды, которые собираем. Но ты что имаши, о человече, егоже неси приял (1 Кор. IV. 7) от Бога? Откажись хотя на минуту от даров Того, Котораго владычество над тобою желал бы ты ограничить; возврати то, что приял: что же осталось? – ничтожество и, что еще хуже ничтожества – грех, разоряющий создания Божии!

Бог есть Господь наш по праву своего в нас образа. – Как мы полагаем свою печать или на такия вещи, которыя утверждаем в нашу собственность, или на такия, которыя желаем сокрыть от других: так Бог запечатлел человека своим образом, как свою собственность, которую бы никакое существо не дерзало себе присвоять, и как рукописание, котораго бы никто не отверзал кроме единороднаго Сына Божия. Хотя же человек сокрушил сию священную печать, обнажил сокрытую в себе тайну познания добра и зла и Божественную собственность продал под грех; но еще сохраняются и ныне в естестве человеческом некия, так сказать, сотрения Божественной печати, некие останки образа Божия, и сохраняются для того, чтобы по сим знамениям человек вновь усвоен был Богу и запечатлен для Него. В человеке непорочном образ Божий был источником блаженства, – в человеке падшем он есть надежда блаженства. Он есть самое основание человеческаго естества, которое хотя ныне засыпано прахом и сокрыто в земле, но которым однако держится все здание. Дабы лучше уразуметь отношение наше к Богу посредством Его в нас образа, представим себе образ тела, помощию окружающаго света начертаваемый тению его на земле. Что была бы сия тень без тела и света? – сие-то есть перстный человек без силы и света Божия!

Бог есть Господь наш по праву искупления. – Случается, что мы, желая удержать за собою любимую собственность, на которую право у нас оспоривают, соглашаемся вновь приобрести ее куплею – и жертвуем другою собственностию несправедливым притязаниям, дабы обезпечить себе обладание тем, что любим. Так безконечная любовь Божия дивным образом усугубляет вечное право свое над нами, в безпримерном деле нашего искупления. Человек не восхотел принадлежать Богу; похитил себя у Бога; отвергся господства Божия; возмечтал сам для себя быть господом и богом. Обличен святотатец и крамольник нелицеприятным правосудием, осужден и предан вечной смерти. Но любовь не хощет потерять человека. Она предприемлет отъять его у ада и вновь усвоить его себе паче прежняго. Искупляет преступника от клятвы законныя (Гал. III. 13), и как? – соделавшись сама клятвою; стяжавает возвратно проданнаго под грех, и какою ценою стяжавает? – не истленным сребром или златом, но честною кровию, яко агнца, непорочна и пречиста Христа (1 Пет. I. 18 и 19). О непостижимое господство любви, которая, дабы преобладать нами, предает нам саму себя; и приобретает нас для того, чтобы вся нам дарствовать! Христиане! Господь не мог соделать для вас большаго блага, как то, что вы несте свои (1 Кор. VI. 19).

Бог есть Господь наш по праву непрестаннаго хранения и промышления благодатнаго. – Воззвание человека из ничтожества, его возвеличение образом Божиим и возстановление падшаго – составляют, по мнению сынов человеческих, древния права Божия над нами владычества, которыя мы можем более чтить благоговейным воспоминанием, нежели ощущать в силе и действии. Но что глаголет Сын Божий? – Отец мой доселе делает, и Аз делаю (Иоан. V. 17). Для вечнаго нет прошедшаго: все и всегда настоящее. Все существует токмо непрестанным действием Сущаго. Человек может оставить свое дело; поелику он не творит, а токмо претворяет готовое; но Бог еслибы отвратил только взор от своих творений, то их бы не осталось. Отвращшу тебе лице возмятутся, и исчезнут (Пс. CIII. 29). Далеко ли убо нам искать Тебя, Господи! Если мы только не исчезаем, то и сие уже служит знамением того, что лице Твое обращено к нам. Возгарается ли в нас чистое желание? Совершается ли нами благое дело? – Ты действуешь в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении (Фил. II. 13). Возникает ли добрая мысль? – мы не довольны есмы и помыслити, что доброе от себе, яко от себе, но довольство наше от Тебе есть (2 Кор. III. 5). Минуют ли нас опасности, прискорбия растворяются утешением, побеждаются искушения? – Ты не оставляеши нас искуситися паче, еже можем: но твориши со искушением и избытие (1 Кор. X. 13). О, как чудились бы мы, христиане, каждую минуту, еслибы довольно имели проницания, дабы открывать тайные следы правления Божия во всем, что с нами случается и нас окружает!.. Некогда пророк Елисей, желая успокоить малодушие отрока своего, боявшагося врагов, молился: Господи, отверзи ныне очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се гора исполнь коней, и колесница огненна окрест Елисея (4 Цар. VI. 17). Еслиб и ныне вера отверзла очи духа нашего, – мы узрели бы окрест себя все небесныя силы подвигнутыми для охранения безопасности нашей и для споборствования нам противу царства тьмы, – так! все небесныя силы; ибо не вси ли суть служебнии дуси в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. I. 14)? Даже тот, кто не смеет, верить ничему, чего не осяжет, – и тот при постоянном наблюдении за всеми событиями, подобно Фоме, не долго будет ожидать случая, чтобы, ощутив близость, исповедать истину являющагося повсюду владычества Бога и Христа: Господь мой и Бог мой (Иоан. XX. 28)

Толь мощный, толико благодеющий, толь присущий нам Господь и Владыка чего не властен требовать от рабов своих, которых жребий в единой руке Его, и которые о Нем едином живем, движемся и есмы (Деян. XVII. 28)? Какое иго, Им возлагаемое, дерзнули бы мы назвать тягостию для нашей свободы? Какую дань, Им взыскуемую, – несоразмерною правам Его над нами? Какую жертву – довольною для Него? Еслибы Он сказал нам, что желает паки взять у нас все, что когда-либо даровал, – что могли бы мы отвещать Ему, кроме сего: да будет, Господи, воля Твоя, ибо мы не имели никакого права ни на единую крупицу даров Твоих, ниже на единое мгновение бытия? Но Бог не возлагает на нас никакого ига и бремени, разве благое и легкое; не взыскует никакой дани, кроме простертой руки для приятия даров Его; не хощет жертвы и всесожжения, удовлетворив сам себе за нас вечною жертвою своего Сына. И сей Сын Его, толикою ценою стяжавший право царствовать над нами, господствует нами токмо для нас, и Его безпредельное владычество, дерзнем сказать во славу благости Его, – есть токмо разнообразное служение тварям своим. Чего же, наконец, желает Царь сей от рабов своих? – Возжелает, говорит посланник Его к душе нашей, возжелает Царь доброты твоея. Твой спаситель желает обручить (2 Кор. XI. 2) тебя себе Деву чисту, обручити себе во век (Ос. II. 19). Якоже радуется жених о невесте, тако желает возрадоватися Господь о тебе (Исаии LXII. 5). Можешь ли ты пререкать сему блаженному для тебя желанию?

Итак, слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея. И поклонишися Ему. Научися, христианская душа, – и сей есть вторый предмет пророческаго возглашения, – научися верности, которая должна привести тебя во благоволение Царя царей, как единственная вожделенная для Него доброта в нас, неимеющих никакой доброты собственной.

Слыши дщи и виждь. Но Пророк не изъясняет, что должны мы слышать, или где можем видеть возлюбленнаго Жениха душ. Сего и не можно было сказать единожды для всех. Не для всякаго слуха единый глас, ниже для всякаго взора единое видение. Иногда Господь является и глаголет душе, когда она Его и не чаяла: явлен бых не ищущим мене, обретохся не вопрошающим о мне, рекох: се есмь, языку, иже не признаша имене Моего (Исаии LXV. 1). Но иногда Он премолчевает и не обретается ищущей и призывающей Его: возстану, и обыду, и поищу, егоже возлюби душа моя: поисках Его, и не обретох Его, знах Его, и не послуша мене (Пес. III. 2). Но ты не унывай от сего, дщерь милосердия Его: ты токмо слыши, внимай непрестанно всякому знамению Его присутствия, и виждь, – озирай все пути Его, да взыщеши Его, егда обретается; и призовеши Его, егда близ есть (Исаии. LV. 6).

Слыши дщи и виждь. Два только чувства из пяти оставляет тебе провозвестник воли Царя царей. Начинай исходить, яко Лот, из сих пяти градов, долженствующих вскоре погибнуть. Оставляй область чувств, отрешаясь от тех прежде, которыя более плотяны и грубы. Не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи (Кол. II. 21) в вожделение и наслаждение и пресыщение, но токмо за нужду и немощь плоти. Пресыщенные удовольствиями чувств дремлют пред чертогом небеснаго Жениха и не услышат гласа Его; елей в их светильниках истощается, и они не узрят лица Его.

Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое. Внимай! Есть многие и благолепные гласы, поражающие внутренний слух; но не все есть глас Господа Бога, ходяща в раи, – дано было в раи глаголать и змию. Есть многие и светлые виды, встречающиеся духовному оку, но не все есть истинный свет Христов; и сатана преобразуется в ангела светла (2 Кор. XI. 14). Познай же, куда обращаться должно, чтобы не быть увлечену призраками: приклони ухо твое, или, яснее, приклони, с Давидом, сердце твое во свидения (Пс. CXVIII. 36) Господни. – В научения странна и различна не прилагайся (Евр. XIII. 9). Имамы известнейшее пророческое и апостольское слово.

Начав духовное шествие наше к небесному Жениху и соблюдая нашу к Нему верность от прельщений чувств и от заблуждений ума, еще долго мы можем быть удерживаемы от приближения к Нему, пристрастиями нашего сердца. Но должно разрешиться и от сих уз: забуди люди твоя и дом отца твоего. Возможно ли сие? говорит страстная душа. – Но вопрошают ли о сем, когда тот же Бог законом любви супружеской повелевает оставить человеку отца своего и матерь (Быт. II. 24)? Не делается ли тогда любящее сердце истолкователем и защитником так же строгаго, повидимому, закона? Для любви ли к Богу невозможно то, что возможно для любви к твари? Не должна ли первая быть несравненно сильнее последней? Если любовию к твари можно жертвовать другой любви к твари: то можно ли любви к Богу принести меньшую жертву, как все роды законной даже любви к себе и другим? И может ли Божественный Жених предлагать меньшия требования желающим обручения с Ним, как сии: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мат. XVI. 24). Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Матф. X. 37). Не должна быть никакая преграда, никакое посредство, не должна падать никакая тень между Им и душею. Брат мой мне, и аз Ему (Пес. II. 16), воспевает она Ему в Песни песней.

Блаженна ты, если уразумеешь и воспоешь песнь сию, христианская душа. Тогда-то возжелает царь доброты твоея, и явит тебе сокровища любви своей. Аз любящия Мя люблю (Прит. VIII. 17).

Но брегись ещё, о дщерь благоволения, да не преткнешися в самом приближении к Царю Nвоему. Взирай с трепетом на Cлаву, которую Он тебе обещает; и помышляй, что ты ничем не можешь заслужить е`, но малейшею неверностию можешь лишиться ея на веки. Поминай последнее наставление невестоводителя Царева: и поклонишися Ему. Молися непрестанно Исполняющему во благих желания твоя, и, когда Он венчает тебя милостию и щедротами, ты упадай к стопам Его смирением. Да покрыется, по слову блаженнаго, да покрыется любящее сердце твое страхом Господним, смиренномудрствующее, да не вознесшееся отпадет от Всещедраго.

Сим верным путем и неуклонным шествием от мира к Богу и от тьмы ко свету – да приведутся Царю Небесному девы - души наши, христиане, во след приведенныя ныне во храм преблагословенныя Девы; и да введутся некогда в нерукотворенный и вечный храм Царев, Его благодатию, и щедротами, и человеколюбием. Аминь.

Святитель Филарет Московский
21 ноября 1814 года
Говорено в церкви Живоначальныя Троицы, что в доме его сиятельства князя Александра Николаевича Голицына, ноября 21 дня; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 г.

Сочинения Филарета, Митрополита Московскаго и Коломенскаго. Слова и Речи. Т. I: 1803–1821. Москва: Типография А.И. Мамонтова и Ко, 1873. С. 204–212.


Вы здесь » БЫТЬ! » Церковь Православная » Пречистая