БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Повседневные вопросы » Смирение спасительное


Смирение спасительное

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Святитель Феофан Затворник. "Мысли на каждый день года"
27 декабря 2014 г. (14 декабря ст.ст.), Суббота. Седмица 29-я по Пятидесятнице.

(Еф. 5, 1-8; Лк. 14, 1-11).

    Когда зван будешь куда, не садись на первое место. Обобщив это, получим: всегда и везде держись последнейшей части. В этом простом правиле сокращенно выражено всё богатое содержание смирения. Возьми его, сядь и рассмотри все возможные случаи твоей жизни, и наперед избери себе во всех их последнюю часть. Это последнее будет практика смирения, которое от внешних дел мало по малу перейдет внутрь, и положит там осадку смирения, как основу. Время возрастит это семя среди той же практики, и смирение преисполнит, наконец, всю душу и тело и всё внешние дела. Что же будет? А то, что величие нравственное будет сиять на челе твоём и привлекать всеобщее уважение; и исполнится над тобою: "всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится". Но не это имей в виду, практикуясь в смирении, а само смирение. Оно само с собою приносит в душу ублажающее благонастроение.
    Куда придет смирение, там все внутренние тревоги прекращаются и все внешние невзгоды не производят поразительных впечатлений. Как волна, не встречая препятствия, без шума и удара разливается в безбрежном море, так внешние и внутренние скорби не ударяют в смиренную душу, а проносятся как бы поверх, не оставляя следа. Это, так сказать, житейское преимущество смиренного; а какой свыше свет осеняет его, какие утешения посылаются, какая широта свобододействия открывается!. . Поистине, смирение одно совмещает всё. . .

2

Одна из ошибок проповедников и учебников ложноаскетической установки в том, чтобы внушать человеку смирение, затоптав его хорошенько в грязь. Смирения этим не добудешь, потому что как тебя ни топчи в грязь, если даже ты на самом деле червь, ты стараешься выбиться из-под каблука и только начинаешь злиться на того, кто топчет. И это факт; это просто факт не только из моей червячьей жизни, но и из вашей червячьей жизни; никому из нас не прибавляется смирения от того, что мы затоптаны. Смирение появляется тогда, когда мы действительно поражаемся несоизмеримостью между собой и чем-то, на что мы только можем смотреть в молчании и изумлении. И у святых смирение рождается от видения Божия, а вовсе не от бесконечного глядения на себя.

Смирение означает полную открытость Богу, отдачу себя в Его волю, готовность все принять от Него — из Его рук или через посредство других людей, без громких слов о своем ничтожестве, потому что смирение — не самоуничижение, а просто предстояние Богу в изумлении, радости и благодарности.

Истинное смирение рождается от видения Божией святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать смирение, искусственно умаляя себя. Нам незачем умалять себя, делаться ничтожными, дабы возвеличить Бога. Бог запрещает нам это. А если мы так поступаем, то достигаем не смирения, а унижения, которое не даёт нам жить достойно Царства Божиего и нашего человеческого призвания.

Первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли — иногда так мучительно — принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста. Как бы мы ни говорили Господу: Боже, я хочу творить Твою волю! — из глубин наших будет подниматься крик: Но не в этом! Не в том!.. Да, я готов принять ближнего моего, — но не этого ближнего! Я готов принять все, что Ты мне пошлешь, — но не то, что Ты на самом деле мне посылаешь…

Мы, каждый из нас, являемся Божией иконой, образом Божиим; и мы должны на себя смотреть как на таковой. Но, Боже мой! – какие мы жалкие, испорченные иконы! Как мы повреждены! Как мы изуродованы! Каким небрежением, какой ненавистью, каким безразличием мы изуродованы, каким незнанием!

И вот в Евангелии нам открывается первообраз: Христос. Он говорит: взгляните на Меня! Я – единственный, подлинный Человек. Я – единственный настоящий Человек; потому что настоящий человек – это такой человек, который соединен с Богом неразрывно и неразлучно, который Богом пронизан, как железо может быть пронизано огнем; человек, который сияет Богом, подобно мечу, вложенному в огонь и сверкающему, пылающему жаром.

Христос нам говорит: взгляните на Меня: вот что вы собой представляете; вот какими Я вас хочу видеть; вот ради чего вы созданы!.. Ради этого разве не стоит сбросить с плеч холодность и освободиться от того, что нас делает темными, тяжелыми, бесчувственными?

Я очень мало встречаю людей, которые способны верить в себя по-хорошему и любить себя по-хорошему. По-хорошему — это значит любить себя и верить в себя не самоуверенно, не самолюбиво, как мы это делаем постоянно, а любить в себе то, что осталось от Божественного образа и возрастает постепенно, и верить в тот свет, который заложен в нас Богом. Мы должны помнить: мы не всегда можем себе, в себя верить, но есть Некто, Кто неколебимо верит в нас. Бог не безумен, Бог не сотворил бы нас на погибель; и Бог не сотворил бы нас, зная, что мы только и сумеем сделать, что изуродовать Его творение. Он нас сотворил по любви; Его любовь нас родила в жизнь. И Он это сделал, веря, то есть в совершенно непоколебимой уверенности, что Его творческое действие по отношению к нам будет нам во спасение и мы будем когда-то, когда придет время, сиять вечным светом вечной Божественной жизни.

...

Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет.

И часто, знаете, можно было гордыню, или даже глупое тщеславие заменить благодарностью. Если мы были бы благодарны за те дары, которые у нас есть, то мы были бы свободны от прелести. ... И если ты научишься благодарить Его за все, то вместо тщеславия и гордыни в тебе родится благодар­ность, изумление перед милостью Божьей, и тогда ты прикоснешься к первой заповеди блаженства: "Блаженни нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное"».

Митрополит Антоний Сурожский

Андрей Сигутин Увидеть себя ниже всей твари и не впасть в депрессию http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/286/1

3

4

Архиепископ Обуховский Иона (Черепанов). «Кричите громче Божией Матери! Она старенькая и плохо слышит…»  https://monastery.ru/monitoring-smi/kri … -slyshit-/

… Смирение — это что такое? В первую очередь, трезвое понятие о себе. Любой человек, какие бы ни имел подвиги, какие бы ни стяжал добродетели, всё равно понимает, что, по слову преподобного Макария Великого, «даже не положил начало покаянию». Чем более высокой духовной жизни подвижник, тем более трезвое у него понятие о себе. Он видит, какая пропасть отделяет его от идеала, от Христа. И наоборот — чем менее человек духовный, чем меньше у него добродетелей, тем больше он о себе мнит. Такая вот духовная аксиома. ...

5

Смирение — не наслаждение унижением. Однако зачастую, читая жития, мы встречаемся именно с таким, казалось бы, поведением. Что на самом деле скрывается за этим?

https://blog.predanie.ru/article/bulling-i-smirenie/

6

Ольга79 написал(а):

никому из нас не прибавляется смирения от того, что мы затоптаны.


Ольга79 написал(а):

Смирение означает полную открытость Богу, отдачу себя в Его волю, готовность все принять от Него — из Его рук или через посредство других людей, без громких слов о своем ничтожестве, потому что смирение — не самоуничижение, а просто предстояние Богу в изумлении, радости и благодарности.


Это из Антония Сурожского, его процитировала Оля. Статья об этом же, только с другой стороны.

Ошибка «православных» в том, что они хотят запереть жертву внутри того самого механизма, который показала юродивая Исидора. Терпи бесконечно, а я буду бесконечно тебя пинать. Но святая в конце концов разоблачила эту систему. Смысл её «смирения» был не в нём самом, а в дальнейшем открывании упомянутого механизма, в перенаправлении каналов агрессии с «нижнего» члена иерархии. Ошибочно, тем не менее, считать, что механизм может быть «сломан» посредством виктимного поведения участника. Если бы не святой Питирим, юродивую забили бы до смерти. «Смирение» Исидоры не спасает её, а лишь служит средством создать ситуацию, которая изобличит необоснованность агрессии сестёр. Её поведение ничего не решает — лишь вкупе с появившимся по велению Бога участником вся история получает смысл.

7

Конечно, мы очень любим смирять! Одна из самых легко усваиваемых «наук» – наука смирять других. Когда мы находимся на месте начальствующего, нам кажется, что мы чуть ли не души людей спасаем, когда орем на них, топчем ногами, смотрим на них с гневом и так далее.

Так любит поступать священноначалие по отношению к клирикам, игумены монастырей по отношению к монахам и послушникам, мужья по отношению к женам, родители по отношению к детям. Почему-то люди считают, что это и есть наука, помогающая другому смириться. Не ломающая человека, не оскорбляющая его, не лишающая его любви и надежды, не отнимающая сил идти дальше и с доверием внимать своим начальникам.

У нас очень много господ и почти нет отцов. А Бог – Отец. И Он не учит никого смирять.

Господь учит каждого из нас быть смиренным. И просит этому научиться у Него. И в евангельском повествовании, и в деяниях святых апостолов, которые были написаны Его учениками и повествуют нам о первых десятилетиях христианской Церкви, – мы не увидим ни одного примера, когда кто-нибудь из учеников или из людей, облеченных церковной властью, пытался учить через унижение, подавление, властный голос. Поэтому если мы хотим по-настоящему чему-то у Христа научиться, мы должны все время слышать эти слова: «Научитесь у Меня — потому что я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим».

У нас, к сожалению, часто бывает ровно наоборот. «Молись и кайся», – универсальный ответ на любую проблему. Безусловно, надо и молиться, и каяться. Но надо понять, что стоит за фразой “Молись и кайся”.

Каяться – это не значит регулярно ходить на исповеди с огромным количеством записанных на бумажке грехов. Слово “покаяние” —”покайтесь, и вы придете в Царство Небесное” — обращено к человечеству, к людям как некий импульс, как некое начало пути. Человек должен обратиться, раскаяться, поменять внутренний свой мир, и потом уже идти за Христом. Но он не должен нести за собой, как кандалы, груз этих вещей. Он должен нести в своем сердце дух сокрушения.

Дух сокрушения – это не тяжесть грехов. Дух сокрушения – это дух самопознания, дух понимания величия Божественной любви, радость от того, что Бог тебя принимает таким, какой ты есть, а не каким хочешь выглядеть в глазах других.

Если человек не боится постоянно жить в реальности самого себя, осознавая, кто он такой, зная свои недостатки, немощи, свои искажения в свете Христовой любви, — он всегда будет испытывать дух сокрушения, и это будет дух радостного сокрушения. И это будет дух понимания присутствия Божьего, который будет подвигать человека на радостную молитву.

Как радостна молитва “Отче наш”! Что ни слово – то радость. “Отче наш!” – какая радость! “Да святится Имя Твое!” – какая радость! “Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя!” – сплошная радость, сияние! Восторг, который дает человеку понимание, как Господь его любит, и как Он близко к нему. И как можно знать Его волю, как можно питаться Его хлебом, как можно быть прощенным Им! И как можно быть сохраненным Богом от лукавого и от всякого зла. Потому что человек находится в Его Царствии, в Его силе, в Его славе. Вот и все.

Так что — молись и кайся, – но совсем с другим смыслом.

Протоиерей Алексей Уминский

8

Смирение — это не когда ты на себя плюешь: «Гаденький я, гаденький», и ботинком сам себя растаптываешь (что зачастую доставляет некоторым этакую нездоровую сладость, приятность), а умение хранить со-мирность, мир со всеми, вопреки внешним обстоятельствам.

Протоиерей Максим Козлов

9

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо»    Прп. Макарий

10

Ну и в чём не прав о. Максим?))

11

Не поняла, Леша. Ты решил, что цитата, приведенная Андреем, является возражением на ту, что разместил ты? Тема открытая, каждый делится тем, что считает нужным. Последовательность размещения сообщений автоматически не означает спора с вышесказанным. Приведенные вами цитаты о смирении друг другу не противоречат, они раскрывают разные его аспекты.

Смирение, как и любовь, является понятием настолько объемным, что какое-то одно определение, по моему мнению, не может во всей полноте выразить его суть. По крайней мере, я такого не помню. Множество цитат разных авторов позволяют увидеть его новые грани.

Отредактировано Ольга79 (2019-09-04 17:03:51)

12

Конечно. ++

13

Смирение — одна из самых мужественных евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое свойство раба. Мало кто хотел бы быть смиренным, потому что смирение представляется людям отвержением человеческого достоинства. То же относится к послушанию: мы хвалим ребёнка за послушание, тогда как на самом деле он проявляет покорность и лишён собственной воли; мы очень редко интересуемся, что же у него на сердце, и слишком легко принимаем блеющую овцу за овцу стада Христова. Прослыть смиренным, послушным, кротким воспринимается чуть ли не как оскорбление. Мы больше не видим высоту и силу этого состояния.

Митрополит Антоний Сурожский


Вы здесь » БЫТЬ! » Повседневные вопросы » Смирение спасительное