БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Повседневные вопросы » Обидеть = Обижаться


Обидеть = Обижаться

Сообщений 41 страница 59 из 59

41

1. Но обида, при этом, может и остаться?

2. А разве дело в одной лишь святости? Можно перестать обижаться, поняв механизм обиды и натренировав в себе соответствующий навык.

42

1. Что такое обида в твоем понимании?

2. По-моему, мы несколько раз обсуждали твой вариант. Я с ним не согласна. Если есть желание, можешь еще раз озвучить.

43

Ольга79 написал(а):

1. Что такое обида в твоем понимании?


Реакция бессознательного на некие задевающие слова или действия, выражающаяся в его уязвлении. Воспитываются подобные реакции в социуме, где все друг на друга обижаются, расстраиваются и осуждают и это считается нормальным. Преодолевается привычка обижаться сознательной выработкой навыка безобидчивости, когда бессознательному навязывается новый шаблон реагирования на задевающие прежде вещи("меня это не трогает"), либо вообще меняется восприятие слов и действий, направленных в твой адрес("нет места обидам").

44

А в православной терминологии объяснить можешь?

45

Вряд ли, обьяснит...

Это типа психологического приема вытеснения...
На самом деле потакая гордыне. Трансферинг это бесовство. А не смирение.

46

Мне кажется, это вытеснение - самообман с печальными последствиями. Сродни самовнушению на тему "я не гневаюсь", что кончается вспышками гнева "на ровном месте". Плюс не уделяется внимание осознанию своего поведения по отношению к другому человеку - анализу своего поведения и научению бережному отношению к другому человеку.

Еще статья по теме встретилась, надеюсь, не повторяюсь:

Степан АБРИКОСОВ. Почему обижаться – грех? https://www.miloserdie.ru/article/poche … tsya-greh/

Свернутый текст

Когда обижают, человек чувствует боль. Болит душа. Ему говорят – это грех. Почему? Если болит рука – это ж не грех? Объясняет священник Федор БОРОДИН

Хитрый грех

Когда мы обижаемся, душа не просто болит, душа начинает злиться, возмущаться, осуждать, а порой и мстить. Так болит задетое самолюбие. По гордости своей (надеюсь, никто в здравом уме не скажет, что он не горд), человек, не в уме, так в сердце, ставит себя в центр этого мира. Вокруг него, как вокруг центра, вращаются по орбитам другие люди.

А ведь в центре у христианина должен быть Господь. Но человек не хочет расставаться со своей картиной мира, и когда что-то ее искажает, он испытывает боль, гнев, раздражение — обижается.

Конечно, бывает, когда с нами действительно поступают несправедливо, плохо, когда сознательно причиняют боль, зло. И мы стараемся отойти или вовсе, временно или навсегда, перестаем общаться. Эти действия мы совершаем потому, что нами руководит обида. Но невозможно себе представить, что преподобный Сергий Радонежский, уходя с горы Маковец из-за того, что его ученики повели себя не по тому духу, ради которого он устраивал обитель, делал это потому, что обиделся. Он мог иметь намерение никогда не вернуться, если его ученики не исправятся, но и в этом случае исходил бы в своих действиях не из обиды. Им руководила не греховная человеческая воля, но Божья воля.

И апостол Павел нам говорит: «Если возможно, будьте со всеми в мире». Это не значит – со всеми в общении, в единомыслии. Если общение не складывается, противоречия непреодолимы, вы, смиряясь со своей ограниченностью, отойдите, но – в мире. Чувство обиды рано или поздно должно быть побеждено.

Бороться с обидой непросто, как с любым грехом. Но в случае с обидой порой даже не всем очевидно, что вообще надо бороться. Потому что когда человек обижается, он считает пострадавшим себя и занимает выжидательную позицию. Ему кажется, раз его обидели, это у него должны просить прощения, да и перед Богом каяться в своей грубости, резкости и пр.

А вот Христос говорит, что обида – не просто грех, а такой грех, который лишает человека даже возможности надеяться на прощение собственных грехов! «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11;25-26).

Получается, пока мы считаем свою обиду «справедливой», мы ни о чем не можем просить Господа, даже о прощении собственных грехов — до тех пор, пока сами не оставим своих претензий, своих судов и не отдадим суд Богу.

Невозможно не то что причащаться, но даже готовиться к Причастию, читать молитвы ко святому Причащению в состоянии упорствующей обиды в душе, пока мы продолжаем предъявлять счета обидчику. Ведь эти молитвы предваряют слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим» (первое, что сделай перед Причастием, — прости тем, кто тебя обидел).
Фактор Бога

Обида закрывает нас и от людей, и от Бога. Поэтому, как только вы обиделись, действуйте: помолитесь за обидчика. Через нехочу, даже если это будет просто автоматически. С точки зрения мирской логики – это нонсенс, в крайнем случае – парадокс. Но такие уж мы, христиане, парадоксалы. Еще апостол Павел отмечал: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4;12-13).

Этот закон – юродство для мира, он – вопреки всем рассуждениям о правах и достоинстве. И все-таки вы попробуйте! Встаньте перед иконой и положите за человека поклон со словами: Боже, помилуй вот этого человека (имя).

Пусть все в вас протестует против таких слов. Но если вы это сделаете, вы поступите не по своей воле, но по воле Божией. Это послужит вам утешением, а Бог не замедлит. С момента такой молитвы вы уже не одни в своем прошении, вы даже не своими силами пытаетесь разрешить ситуацию, с вами – Бог. Он начинает действовать. Приходит благодать Божия и смягчает сердце. И ваше, и «обидчика».

Если вы будете молиться за обидевшего вас, вы обязательно ощутите разницу между отношением из состояния обиды и тем отношением к человеку, которое рождает молитва за него. Вам станет легче переносить его резкости, острые углы. Да и сам человек, за которого молится тот, кого он обидел, может измениться. Так действует заповедь – подставь вторую щеку, останови зло на себе, не передавай по цепочке. Тебя обидели, ты молишься за обидчика, желаешь ему добра, здравия и мира. И благодать Божия подается обоим.

Молитва меняет сам фокус восприятия «обид». Появляются вопросы: а может, я тоже кого-то в жизни обидел? Может, тоже ранил чью-то душу, и она все болит?

Многие вроде на словах все это знают, но совершенно недооценивают. Люди часто жалуются на то, что Бог «не слышит» их молитв. А может, потому и «не слышит», что сами-то мы не можем простить, отпустить, держим в должниках, считая себя несправедливо обиженным, и даже ждем, когда Бог нашего должника накажет. Может, потому и наша молитва к Богу недерзновенна?

Заповедь о любви к Богу и ближнему неразделима. Обижаешься, злишься, значит – не любишь ближнего, значит, и Бога не любишь, – так апостол любви Иоанн Богослов говорит.

Можно даже проверить себя: если не идет молитва, на сердце холодно, и не потому, что устал, забегался, может быть, это от того, что есть груз на сердце, обида на человека не дает молиться?
Обидчивость – как зараза

Обида – грех, потому что цепляет к себе, связывая в тяжелый узел, сразу несколько греховных состояний: осуждение, злопамятство и мстительность. И если месть в действии человеку внимательному еще удается проконтролировать, то с осуждением сложнее. Ведь сама обида основывается на сознавании некой правды в своей обидчивости. На нашем понятии справедливости.

Но наша правда – человеческая, порой, слишком человеческая. А есть правда Божия. И в глазах Божиих все может быть не так, как нам представляется. Ведь Богу открыты все тайные мотивы, причины дел рук человеческих, а нам не открыты. Мы видим часть, а Он – все сразу. Доверимся Богу. Раз Он попустил в отношении нас «несправедливость», лучше займемся поиском смысла или тихо потерпим. Когда удается вот так выстроить иерархию мнений: сначала Божьего, потом своего, обиды становятся тише.

Есть старый, но утешительный святоотеческий рецепт: когда мы страдаем от обид, причем именно несправедливых, если примем это с миром, потерпим, нам и наши грехи, о которых мы и забыли, оставятся.

Многие святые отцы считали перенесение обид тестом на истинное христианство. Терпишь обиды с мирной душой – что ж, не зря постишься-молишься, творишь добрые дела. Значит, ты делаешь это ради Христа, а не по тщеславию.

Святой Силуан Афонский вообще говорил, что мы – только тогда христиане, когда выполняем заповедь о любви к врагам. А эта евангельская максима начинается с терпения обид. Не случайно Христос в Евангелии ставит заповеди о любви к врагам и о молитве за обижающих в один ряд, через запятые: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5: 44).

Если нам к этому не стремиться, объяснять все собственной ранимостью, у нас в душе образуется навык, греховная привычка самооправдания. Обидчивость как зараза укоренится в жизни, цепляясь ко всем ее обстоятельствам.

Обидчивость и для самого человека, и для окружающих его людей может стать мукой. Если в семье, например, муж или жена страдают обидчивостью, это отражается на всех членах семьи. В этом случае обидчивость становится еще и средством манипуляции, психологического шантажа, вызывая у близких чувство вины и толкая часто на неправильные действия.
Отойдите с миром

Говорить о своей обиде человеку можно только тогда, когда вы сами успокоились. Если вы раздражены, оскорблены, огорчены, злитесь, вы неизбежно будете осуждать человека, упрекать его и ничего доброго ваш разговор не принесет.

Если родители в раздражении говорят ребенку правильные слова, ребенок эти слова не усвоит. Если они в гневе наказывают его, это наказание принесет только вред. Ребенок видит, что хотя родители и наказывают его за проступок, сами в этот момент грешат другим грехом, поэтому их вразумление его не исцеляет. Он просто покоряется силе, пока.

Но если с помощью молитвы вам успокоиться удалось, вы можете попробовать поговорить с человеком. Человек будет чувствовать, что за вашими словами стоит не раздражение, не страстность, а смысл, и может прислушаться к вашим словам.

Но бывает, что поговорив, с человеком приходится расставаться. Расстаньтесь с миром. Порука – ваша спокойная совесть. У многих святых отцов есть такой совет, что порой лучше расстаться с человеком. Например, настоятель монастыря пришел к выводу, что некий брат, если останется в монастыре, для себя получит большую пользу, но братии принесет большой вред. В этом случае настоятель может принять решение выбрать пользу братии и расстаться с братом.

Совет молиться за обидевшего с поклонами (как понимаю, земными) выделила в тексте жирным шрифтом, т.к. наш батюшка в проповеди тоже об этом говорил и приводил пример из практики. Очень помогает (имею ввиду, Господь помогает).

Отредактировано Ольга79 (2019-03-02 13:46:47)

47

Андрей Кир написал(а):

Трансферинг


А он здесь причём? :) Насколько я помню, ТС вообще не предлагает никаких инструкций на этот счёт.

Ольга79 написал(а):

Мне кажется, это вытеснение - самообман с печальными последствиями.


Речь не об вытеснении. Пример: мне что-то сказали, на что что-то внутри меня (но не сознание, это точно) было сильно задето, обиделось. В сознании присутствует установка: не обижаться. Да, возможно, моё бессознательное при схожих обстоятельствах будет задето ещё раз 20, но на 21 оно уже поступит так, как велит сознание.

Ольга79 написал(а):

Сродни самовнушению на тему "я не гневаюсь"


Ну, в отличие от самовнушения, обида здесь чётко осознается. Но уже не как целая, или "сплошная" обида - а именно обида чего-то там внутри (бессознательного), при совсем другом настрое разума (не обижаться). То есть, не сразу, но идёт такое вот перевоспитание бессознательного разумом.

Отредактировано Ksertoo (2019-03-02 14:56:23)

48

Что-то внутри меня...
Что, Алексей?

49

Бессознательное.

50

А разве бессознательное умеет обижаться?)
И его можно "переформатировать"? )

51

Андрей Кир написал(а):

А разве бессознательное умеет обижаться?)


И расстраиваться.

И его можно "переформатировать"? )


С ним вообще можно работать. Оно определяет наше поведение (бессознательные реакции - слышали, наверное?). И, в зависимости от его содержания, мы ведем себя соответствующим образом, даже не замечая этого. Обиды и расстройства в их числе. Но увы, мы слишком сильно любим себя и их, чтобы что-то поделать с этим. Поэтому статей в данной теме запостили уже много, а воз и ныне там :)

52

В христианстве эта штука зовется гордыней. И приобретается ее "обучение" смирением.

53

Я знаю, что такое гордыня. Она может быть причиной обиды, а может и не быть. В том случае, если причина не в гордыне, то это реакция бессознательного, которое надо  отучать обижаться на каждое "против шерстки". Но если вас устраивает так как есть, то... ради Бога :) Я просто говорю, что есть способ научиться безобидчивости, вот и всё  :rolleyes:

54

Нет. Святые не обижались потому как стяжали смирение, а плод смирения - отказ от Себя. На что обижаться, если Дух Свят с человеком? Жизнь токмо в Боге. Там кроме радости, нет ничего.
Ваше же обьяснение совершенно не христианское.

55

Не христианское в данном случае, не значит плохое. Осознание и преодоление бессознательной реакции - в данном случае, обидчивости - послужит только подспорьем для дальнейшего стяжания Духа Святого. Если вы, конечно, хотите не только рассуждать об этом.

56

С чего вы это взяли?? Я не припомню ни одного святого, кто бы говорил о подобном "подспорье" А не верить им нельзя. Добротолюбие, о ином. Что обида - это проявление самости. Я.

57

Согласна с Андреем. Обидчивость - от гордыни, которая вытесняется только смирением. Без смирения стяжание Духа Святого невозможно. Точнее, думаю, будет сказать, что смирение привлекает благодать Божию.  Хотя и само смирение - дар Божий. От человека - выбор направления воли.

Гордость страсть лукавая и пытается притвориться, что ее нет.  Очень показательным является отношение человека к близким родственникам. С посторонними можно быть спокойным и взаимно вежливым, считать, что преодолел обидчивость. Более реально свое состояние человек показывает в общении с родными - есть ли любовь (в чем она проявляется, можно прочитать у апостола Павла), смирение, видение их лучшими, чем сам, благодарность, готовность послужить.

Отредактировано Ольга79 (2019-03-02 17:31:56)

58

Андрей Кир написал(а):

С чего вы это взяли??


Это примерно как о воспитании у себя чувства ответственности (тема "Принятие решений"): конечно, опытный духовник может научить безответственного человека ответственности(которую он потом будет проявлять во всём), но лучше научиться брать на себя ответственность за всё ещё до прихода в церковь. Чтобы потом не тратить время на прохождение программы первого класса начальной школы, образно говоря. Также и здесь.

Ольга79 написал(а):

Согласна с Андреем.


Оль, в чём ты согласна?  Тогда скажи, почему ты признаешься в том, что на пути преодоления обидчивости у тебя нет никаких успехов? Даже читая опубликованные тобой статьи уже можно какие-то выводы сделать.

Ольга79 написал(а):

С посторонними можно быть спокойным и взаимно вежливым


С родственниками тоже. Иногда так даже духовно полезней.

Отредактировано Ksertoo (2019-03-02 19:25:10)

59

Бережно относиться к родственникам нужно.))) В данном случае "можно" не разрешительное, а в значении "проще".

Леша, не ожидала, что ты делаешь выводы о моих проблемах и успехах из того, что я размещаю на форуме. А тут много чего есть.)))

В чем с Андреем согласна, написала выше.


Вы здесь » БЫТЬ! » Повседневные вопросы » Обидеть = Обижаться


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC