БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Повседневные вопросы » Обидеть = Обижаться


Обидеть = Обижаться

Сообщений 31 страница 36 из 36

31

Отдельную тему о прощении не нашла. Если есть, можно перенести сообщение.

На портале "Предание" была интересная лекция. Есть вещи, с которыми можно не согласиться, есть над чем подумать. На самом портале лекцию не нашла (не выложили пока, наверное), но запись можно посмотреть по ссылке, если заинтересует: https://vk.com/predanie?w=wall-20604523_9313 .

32

Священник Валерий Духанин. Бывают ли обиды безобидными http://www.pravoslavie.ru/109631.html :

...  Обида – всегда непрощение. Мы потому и обижаемся, что не прощаем ближнему его ошибок, немощей, неправильных поступков. Но всякое непрощение означает одно – нелюбовь. Если бы ты желал ближним добра, то разве держал бы что-то на них из-за их ошибок или оплошностей? Обида – внутреннее бурление, клокотание вражды и непрощения. Это смятенно-мятежное восстание личной «правды», желающей отстоять свои права в этом непостоянном мире.

Мы опираемся на свою личную «правду» как на кривую клюку, с которой хромаем по жизни. Правда же Христова в том, чтобы мы стали выше обид, чтобы чья-то несправедливость не угасила в нашем сердце добра, чтобы в сердце воссияла свобода любви и прощения и спали с души оковы мстительности.

Обида – знак победы греха над душой человека. Если после причиненного тебе оскорбления ты загорелся злобой, то, значит, от чужого зла ты заразился злом. Огонь чужого греха передался тебе, попалил весь твой внутренний мир, соделал и тебя злодеем. Копить в себе обиду, а тем более вынашивать помыслы мести – то же самое, что положить себе за пазуху горящие угли и пытаться носить их.

Обида и мстительность – болезнь греховного человечества. Но именно от этой болезни и пришел исцелить нас Христос. Вот почему Он ответил апостолам: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9: 55–56).

Христианин – это тот, кто несет в себе образ Христа, в ком Бог отражается наиболее ясным и чистым образом. Бог есть Любовь, в Нем нет и тени ненависти. Бог долготерпелив и милосерден, в Нем нет и капли презрения. И никакой обиды в Боге тоже нет. Бог наказывает, но не мстит, ибо Он не испытывает ущерба от наших грехов. Его наказание – вразумление любящим Отцом Своих неразумных чад. Бог попускает скорби человеку, впавшему в грех, но ни на кого не держит обиды.

Из самых глубин голгофских страданий, при всеобщем презрении, Христос молился: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23: 34), – Он не имел в сердце и капли обиды. Те же слова повторял святой Стефан Первомученик, когда его побивали камнями, просил за своих убийц: Господи! Не вмени им греха сего (Деян. 7: 60). Кто приобщен Богу, тот приобщен и Божией любви, тот выше обид, потому что причастник Божиего Царства ищет, чтобы и другие стали причастниками.

Если бы в нашем теле сидела заноза, а острая боль от нее не давала покоя, то разве мы не предприняли бы усилий вынуть занозу? Всякая обида – заноза, сидящая в глубинах души, пронзающая сердце острой болью. Занозы надо вынимать, а от обид – избавляться. Обиды преодолеваются по мере смирения, когда надменный дух уходит, подобно как испаряется мрачный чад от веяния свежего воздуха. Если обида – тугой обруч, сдавливающий душу, то прощение – освобождение. ...

33

а что делать,если люди не поняли друг друга и сильно разругались.осадок неприятный остался.

34

По обстоятельствам, наверное. Если есть понимание, что никто не хотел специально другого обидеть, просто друг друга не поняли, это очень большой плюс (по сравнению с ситуацией, когда человек думает, что его специально хотели обидеть). Можно попросить Бога, чтобы умирил сердце, очистил его от неприятного осадка, и т.п. Бог обязательно поможет, хотя, возможно, если обида сильна, молиться надо будет подольше. Можно своими словами просить Бога, еще есть молитвы об умножении любви.
Действия по отношению к человеку - если сердце успокоилось (чувствуешь, что даже если собеседник еще не остыл, то при неприязни с его стороны вновь не обидишься), можно попробовать поговорить. Если чувствуешь, что разговор пользы не принесет (понимаешь, что если собеседник еще скажет резкость, вновь обидишься и можешь тоже что-то резкое сказать), можно написать подробное письмо или краткое СМС, в котором попросить прощения, объяснить, что не хотела обидеть. Мне нравится письменный вариант общения, т.к. если человек не ответит или ответит неприязнено, легче не обидеться снова, чем при разговоре вживую. И легче удержаться от того, чтобы в ответ написать резкость. Если собеседник пришлет гневное послание, можно не отвечать на негатив или написать что-то типа "Прошу прощения" и на этом закончить выяснение отношений.
Вариант писать друг другу письма при напряжении отношений встретился в одной из книг, там еще какие-то рекомендации были по структуре письма (что-то типа обозначения проблемы, чувств, предполагаемых способов взаимно приемлемого решения проблемы), но сейчас уже не помню.
Некоторые люди не просят прощения (они не могут заставить себя просить прощения словами) и не ждут извинений от других. Вместо взаимных просьб о прощении они общаются, как будто конфликта не было - и это общение равноценно извинениям с обеих сторон. С такими людьми просто без заморочек общаться дальше, учитывая на будущее, где надо "сгладить углы". А "осадок" устранить - так же просить Бога, Он обязательно поможет.

35

Эти статьи посвящены семейным отношениям, но, думаю, при любом конфликте будут полезны:
Священник Павел Гумеров. Семейная жизнь. Как избежать ссор? http://www.pravoslavie.ru/33956.html

... Конфликт – это столкновение мнений, но вовсе не всегда он должен заканчиваться ссорой и скандалом. Чтобы разногласия между мужем и женой не переросли в нечто большее, нужно уметь обсуждать спорные вопросы, искать решение, которое устраивало бы обоих супругов. Приведу небольшую схему ведения спокойного, конструктивного разговора для преодоления конфликтной ситуации.

1. Вести столь важный разговор нужно только в спокойном состоянии духа. Ни в коем случае не пытаться что-то решить в минуту гнева и раздражения. «Вспыльчивый может сделать глупость», – говориться в притчах Соломона. Человек в таком состоянии просто не способен адекватно оценивать ситуацию и вести серьезный разговор, он находится в состоянии аффекта, за него говорят его гнев и уязвленное самолюбие. «Утро вечера мудренее». Почему? В усталом, раздраженном состоянии очень трудно принять правильное решение. Лучше отложить разговор до подходящего случая. За это время эмоции улягутся, и решение дастся легче.

2. Не забудьте помолиться перед обсуждением семейной проблемы о ниспослании вам мудрости и спокойствия, а также о том, чтобы Господь помог решить спорный вопрос и примирить супругов.

3. Всегда выделяйте главную проблему, которую нужно решить для достижения мира и единства в семье, не отвлекайтесь на второстепенные вопросы. И помните: мы собрались для того, чтобы найти решение, а не чтобы самоутвердиться, оставить за собой последнее слово или, не дай Бог, обидеть человека.

4. Необходимо дать понять нашему оппоненту, что он по-прежнему дорог нам и что собрались мы именно для достижения мира и любви в семье.

5. К разрешению конфликта нужно подходить объективно и беспристрастно, видеть свою вину и не обвинять во всем ближнего.

6. И последнее. В первом пункте было сказано, что перед обсуждением нужно дать некоторое время для успокоения сторон, но и затягивать с серьезным разговором нельзя. Отчуждение между супругами может со временем вырасти, и решить проблему будет уже сложнее.


Ирина Ахундова. «Поговорите друг с другом!» Протоиерей Александр Дягилев о том, как уберечь семью от развода http://pravoslavie.ru/78863.html

... – Я наломала в своей жизни немало дров, не понимая, зачем заниматься какими-то чувствами, строить диалог. Думала, что надо просто терпеть, молиться, исповедоваться, причащаться, и этого достаточно. Вместо того, чтобы по выходным заниматься семьей, полдня проводила в храме…

– Ну, не вы одна. Во-первых, практика показывает, что браки распадаются даже у искренне верующих людей. Во-вторых, Бог, создав человека, наделил его естественными потребностями, телесными и душевными. О телесных потребностях мы знаем лучше. Это потребность в воздухе, питье, еде, тепле и т.д. А вот потребности души мы знаем хуже. Есть разные классификации потребностей. Например, одна из самых известных – это пирамида потребностей по Абрахаму Маслоу. Но для супружеских отношений мы используем более простую классификацию – просто список, не давая градации, что первично, а что вторично. Это потребность в безопасности, потребность любить и быть любимым, потребности принятия (то есть быть принятым), признания, уважения, одобрения (обратной связи), автономии (свободы), принадлежности (например к группе людей), достижения, смысла (в том числе и более глубинное понимание этой потребности – потребность взаимоотношений с Богом). Удовлетворение любой из этих потребностей рождает приятные чувства, а неудовлетворение – неприятные. Человек не может терпеть неприятные чувства бесконечно долго. Рано или поздно он или взорвется, выйдет из себя, поведет себя неадекватно, или удовлетворит вызвавшую их потребность каким-то иным способом, иногда греховным – через суррогат… или просто умрет.

– Значит, не удовлетворяя потребности ближнего, игнорируя его чувства, мы толкаем его на грех или на смерть?

– Да, другими словами – не любим его. Иногда мы должны жертвовать своим желанием удовлетворить потребности ради спасения души, ради помощи ближнему, ради борьбы с грехом и быть готовыми пройти через неприятные чувства. Но таинство брака установлено Богом еще в раю, и оно не является грехом. Без скорбей нигде не обойтись, но кто сказал, что именно муж и жена должны причинять страдания друг другу? Чувства рождаются в душе помимо нашей воли и разума. Они свидетельствуют об удовлетворении или неудовлетворении каких-то наших потребностей. Греховными бывают способы выражения чувств, а также помыслы, желания, принятые решения, слова и поступки. Некоторые чувства могут провоцировать грехопадения. Но сам факт того, что человек что-то чувствует, грехом не является. Его нельзя за это осуждать.

– Вы выделили проблему диалога. Почему?

– Диалог – это честный и искренний разговор двух людей при условии, что они оба любят друг друга и доверяют друг другу, имеют совесть – помнят о Боге – и соблюдают правила ведения диалога. Если хотя бы одно из них нарушается – диалога не происходит.

– Что это за правила?

– Правила несложные:

    слушать, прежде чем говорить;
    делиться, а не спорить;
    понимать, а не оценивать;
    прежде всего – прощать.

И если мы помним, что чувства – не грех, то получаем возможность понять их, не оценивая, и поделиться ими, не боясь быть обвиненными в чем-то нехорошем, даже если это чувства неприятные. Когда ко мне как к священнику обращаются супружеские пары в кризисе, я стараюсь выслушать их обоих, не занимая ничью позицию, определить и назвать их чувства, хоть это и бывает непросто, а затем объясняю людям, что они – разные, что это нормально – иметь разные точки зрения об одной и той же ситуации или по-разному реагировать на нее. Потом указываю на распространенную ошибку, когда люди надеются «сломать» ближнего, подстроить его под себя и очень разочаровываются, если это не получается. Также пытаюсь объяснить людям их чувства, сформулировать, какие душевные потребности, возможно, нарушены. И только после этого предлагаю проговорить друг с другом, как им жить дальше. Эту методику можно условно назвать «Скорой помощью». Как священнику, мне регулярно приходится этим заниматься. Однако этого недостаточно – необходима систематическая работа с каждой конкретной семьей, чтобы глубокое понимание чувств, потребностей и построение правильного диалога стало нормой. Этому нужно обучать. ...

36

Первый признак гордости – это обида http://hramsamara.ru/news/batyushki/o.-andrej-barabash/pervyij-priznak-gordosti-–-eto-obida.html :

«Первый признак гордости – это обида. Когда человек обижается - это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись, это только свидетельствует о том, что в нас живет гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо.

Обида… Она может быть справедливой или несправедливой, но тогда, когда в нашем сердце живет обида, у нас не может быть ни любви, ни смирения, ни кротости, ни мудрости – ничего не может быть. И благословен человек, который поймал себя на том, что живет в нем обида. А обижен он на ближних, обижен на жизнь свою, а есть такие безумные люди, которые на Бога обижаются. И о них у Соломона сказано: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» (Прит.19:3). Он обижается на Бога, потому что Господь чего-то ему не дал. Не дал ему власти, богатства, не дал здоровье, но это и есть скрытое проявление гордости. И у пророка Аввакума есть такие слова: «Презорливый, - то есть гордый, надменный - обидливый муж и величавый не успеет своя» (Ср.:Авв.:2:5). Смотрите, как удивительно: «презорливый» - гордый, надменный – понятно, это плохо; «величавый» – это тоже плохо, «обидливый» – тот, кто обижается – он не наследут благодать. И как же важно в духовной жизни осознать и понять, что то зло, которое живет в нас, оно ничем не исправляется, только покаянием и смирением.

И благословен человек, который под духовной жизнью понимает не только поклоны, не только акафисты, не только каноны, не только продолжительность богослужения, но имеет смирение и любовь. И когда мы смиряемся, и когда мы ни на кого уже не обижаемся, тогда в нашем сердце поселяется любовь, и тогда благодать Божия обильно почивает на нас. Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему. А сострадание и любовь – есть верное свидетельство того, что в душе человека живет Дух Господень, живет благодать. Да поможет нам Господь избавиться от гордыни и свидетельства гордыни – обиды, дабы мы полюбили ближнего, смирились сами и осознали, и поняли, что мы ничего не достойны, а если Господь что-то и дает нам, то только по Своей милости. И тогда мы всегда будем благодарить Бога. Благодарить за здоровье, благодарить за болезнь, благодарить за скорби, благодарить за радости - всегда благодарить Бога!»

Архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.


Вы здесь » БЫТЬ! » Повседневные вопросы » Обидеть = Обижаться