БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Повседневные вопросы » Обидеть = Обижаться


Обидеть = Обижаться

Сообщений 1 страница 40 из 59

1

Разве не так?

2

Интересная мысль, надо подумать.

Если говорить о прощении, мне кажется, сложнее обиженному.  Обидевший, если чувствует вину, искренне кается, просит прощение и Господь дает ему утешение (вне зависимости от того, простил его обиженный человек или нет). А тому, кто обиделся, утешиться сложнее - если он не простит, обида будет его мучать. А простить очень трудно. И это причиняет постоянную боль. Еще, мне кажется, это связано с тем, что обижаются на того, кто дорог, к кому было особое отношение (доверие, ожидание понимания). Если на человека, извиняюсь, начихать, то и обида на него долго не продержится. Не будет сильной обиды на того, от кого не ждешь понимания, хорошего отношения. Т.е. обида - это обманутые ожидания.
Это, как говорят, ИМХО, могу ошибаться.

Статьи по теме:

Обида: для чего она нужна и почему мы ее боимся? http://www.pravmir.ru/zachem-nuzhna-obida/ .

Пережевывая их, мы изъедаем сами себя http://www.pravoslavie.ru/put/57956.htm .

Как простить обиду? http://www.pravmir.ru/kak-prostit-obidu-2/ .

3

Часто бывает (особенно между друзьями), что обижены обе стороны. Каждая считает себя обиженной. Каждая сторона не хочет признать себя обидчиком. Почему тогда оба обижены?? Это похоже на маленькую ссору. Лучшим выходом считаю, "махнуть рукой"(легко) на этот момент обиды в свой адрес. Если возможно извиниться. Если нет, дать знать своим поведением, что тебе человек не безразличен и что у тебя нет обиды на него. В любом случае небольшое усилие нужно приложить. Можно сказать себе: "обидели меня. Ну и что с того". Не стоит жертвовать прекрасным временем дружбы и общения. Жизнь очень коротка.

4

Прости нам на как мы прощаем... А обида не прощает. А если обидели по ошибке? А если моя обида обидела кого то?

5

прот. Димитрий Смирнов. Об обидах. Видео по ссылке http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propo … &cat=p .

текст

Сегодня все так громко и стройно пели «Отче Наш», как не часто бывает, и наше пение очень связано с сегодняшним евангельским чтением. В этой молитве, которой Господь научил Своих учеников, а они уже всех нас, содержится всё самое главное, о чём христианин должен просить у Бога. Как мы молим Бога: «Остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим». Господь употребляет эту юридическую категорию о прощении, чтобы нам было понятно.

На самом деле взаимоотношения с людьми, к сожалению, в большой степени приобрели уже такие юридические формы. В некоторых государствах даже сосед с соседом общается только через адвоката, потому что иных форм не может быть. Люди даже, когда человек упал, боятся к нему подойти, потому что он может на тебя потом в суд подать, не потому что ты ему принёс какую-то неприятность, а потому что он из этого может извлечь себе доход. Нам это очень странно, но в других странах, где люди уже достигли правового государства, всегда ждут специалиста. Специалист придёт, посмотрит, а на специалиста уже в суд нельзя подать, потому что он – по долгу службы. Таких очень много бывает случаев, когда человек хочет оказать помощь. Поэтому это устроение современной цивилизации совершенно антихристианское, не даёт человеку возможность как-то проявить милосердие, всё, к сожалению, механизируется. В отдельных случаях это действительно является каким-то выходом, например, без поножовщины отстоять чьи-то права, справедливость, но во многих случаях это вступает в противоречие с заповедью Божией. Но так как современная цивилизация не предполагает присутствие Бога, то люди пытаются с помощью юридических правил каким-то образом устроить свою жизнь, что, конечно, получается весьма плохо, и во всяких исключениях бывают просто ужасные ситуации.

Но Бог хотел бы иначе, чтоб мы не с помощью законов регулировали отношения друг с другом, а по любви. Но люди грешны, и грех людей не только разъединяет с Богом, но и друг с другом. И единственная возможность для человека восстановить любовь с другим человеком – это иметь возможность своего сердца простить. Без этого невозможно. Когда Господь говорил Своим ученикам об этом, апостолы возмутились: «так сколько раз в день нужно прощать? До семи ли раз»? В смысле: семь раз простим, а на восьмой уже дадим. И Господь сказал: «До семижды семидесяти раз» (Mф.18, 21-22). Специально сказал число в семьдесят раз больше, то есть 490 раз, что практически выходит за рамки возможного. Речь идет не о том, чтобы совершить какой-то юридический акт. Как детям говорят: «Попроси прощения!» – «Хорошо. Прости, больше не буду». И что, всё что ли? Как в американских фильмах: «Ну я же прощения попросил». I’m sorry! Всё, ты уже должен быть счастлив. Для Бога важна не юридическая сторона дела, а важно, чтобы в сердце человека произошёл переворот от раздражения, недоброжелательности, обиды, может быть, даже ненависти, к тому, чтобы опять была любовь между людьми.

Что такое «прости»? Что такое прощение с точки зрения Евангелия? Когда мы просим у Бога прощения, что мы хотим? Чтобы Господь сказал «ну ладно»? Нет. Мы хотим, чтобы этот грех совершенно был изглажен, его как будто и не было, исторически он был, но никакого следа в нашей жизни не оставил. То есть отношения наши восстановились. Это только возможно при такой очень серьёзной работе души, и готовности на это, и понимании того, что во вражде жить нельзя. Это противоречит заповеди Божией.

Мы ещё молимся в молитве «Отче Наш»: пусть воля Твоя на земле будет как на Небе. Потому что на Небесах Ангелы любят Бога, любят друг друга, Бог любит Ангелов – отношения любви. Ангелы находятся в полном послушании у Бога, исполняют Его волю как Его посланники совершенно безропотно и с радостью. Итак, Господь и христиане желают, чтобы и на земле воцарился такой порядок. Но без отношений любви друг с другом – потому что Бог есть любовь – этот порядок невозможен. И Господь это понимает. И хотя Слово Божие обращено ко всему человечеству, слова Господни как бы ничего не значат. А для тех, кто уверовал, стал христианином, это имеет значение. Поэтому Господь обращается прежде всего к Своей Церкви, которую Он создал из апостолов, а потом нам с вами дал веру, чтобы мы благодаря этой вере тоже стали членами этой Церкви. С какой целью? Чтобы научиться жить в любви, преодолевать рознь, научиться прощать во Славу Божию.

Вот притча, в которой Господь сказал, «что Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими» (Mф. 18, 23). Господь предлагает такую притчу, чтобы объяснить, что это такое – воля Божия на земле как на Небе, когда на земле такие же отношения между людьми как в Царствии Небесном. И дальше очень подробно говорит о талантах, что некий должник должен был десять тысяч талантов. Ни один человек не может быть должен другому десять тысяч талантов. Это бюджет целого огромного государства, такого, какого во времена Иисуса Христа вообще не было, может быть, сама Римская империя только. Поэтому это приточный образ. Подразумевается, что каждый человек согрешил перед Богом так много, что это сравнимо с такой суммой. То есть такая сумма, которую отдать невозможно. Иногда кто-то приходит на исповедь и говорит, что он хотел бы искупить свой грех. Но это просто смешно, потому что у каждого человека грехов больше, чем на небе звёзд. Поэтому Сын Божий, Спаситель наш, и пришёл на землю, чтобы совершить это искупление, потому что только Он, Бог, Божественной Своею властью мог взять на себя грехи и эти грехи искупить. Мы можем только просить прощения, ни о каком искуплении для нас невозможно даже вообразить. Хотя некоторые грехи можем, так сказать, исправить. Пришёл домой, увидел половину торта в холодильнике, съел. Пришла мама и говорит: «А я вот хотела то-то и то-то…» – «Сейчас, мамочка». Раз, сбегал в булочную, принёс не полторта, а целый. Всё, дело исправлено, потрачено полчаса и три рубля денег. Это можно исправить, какую-то мелочь, вполне, а во всём остальном – нет. Поэтому постоянно мы нуждаемся именно в прощении. И для тех, у кого просят прощения, нужно совершить подвиг любви, именно простить человеку от души.

И дальше приводится пример с человеком, которому должны были очень мало денег, а он своего должника посадил в долговую яму. И вот его спрашивает царь, простивший ему больший долг: «Как же, я тебе простил такую сумму, а ты не можешь этому простить?» И мы всегда, когда возникает между нами и каким-то человеком противоречие, ссора, должны вспоминать об этой притче, о том, что мы Богу должны гораздо больше. Если мы хотим, чтобы Господь оставил нам эти грехи – а мы именно просим: не «прости», а «остави», то есть эти грехи должны быть где-то далеко оставлены не с нами, – то единственным условием для этого должно быть то, что и мы будем иметь такую готовность. Почему? Потому что если мы хотим от Бога прощения, то мы должны и сами прощать. Спрашивается, а почему, собственно? Да очень просто: потому что другого пути войти в Царство Божие нет. Если ты на земле против кого-то имеешь злобу, вражду, обиду, то войти в Царство Божие ты не можешь. Можешь объездить все монастыри, можешь приложиться ко всем на свете мощам, можешь каждый день причащаться, можешь наизусть выучить Священное Писание, можешь раздать все имение своё нищим, можешь вылечить всё человечество от рака, можешь быть самым талантливым, самым умным, образованным, самым красивым. Но если ты хоть против какого-то одного человека имеешь вражду, ты в Царство Божие войти не можешь. Поэтому все твои усилия напрасны. Ты можешь обчитаться, все акафисты на свете прочесть, лбом протаранить все иконы на свете, можешь всё что хочешь сделать. Всё бессмысленно. Почему? Дверь в Царство Божие для тебя закрыта именно на этот ключ: твоя обида на этого человека. Всё, закрыта. Это невозможно. И это никак не поправить. Ну вот как, представьте себе, некая квартира на 18 этаже, все окна открыты настежь, но дверь-то закрыта одним-единственным поворотом ключа. Открыл 16 замков, а вот один не открыл. Вот этот маленький язычок одного самого маленького замочка не даёт тебе возможности открыть. Ну, а взломать дверь в Царство Божие совершенно невозможно. Это если говорить приточным языком. На самом деле, этой возможностью человека простить другого и определяется, а чему он, собственно, научился в Церкви, чему он научился из Евангелия, кем он стал. Вот это очень и очень важно. И Господь очень большое место уделил этому, и сама Святая Церковь это Евангелие о должниках ставит именно в воскресный день, когда собираются все христиане в храм, потому что это один из основных текстов, повествующий нам о воле Божией, которая заключается в следующих словах: «да любите друг друга» (Ин.13, 34). И любовь без такого взаимного прощения невозможна. И готовность прощать – это одно из свойств любви. Если бы Господь за каждый наш грех нас наказывал, мы бы не смогли прожить и дня, потому что тяжесть этого наказания превысила бы возможности наши, просто физически. Поэтому мы и привыкаем к греху.

Так же и родители, любящие своих детей. Ведь дети постоянно делают что-то не так, и если с ними жить в общении, приходится их прощать, и в этом только и возможно нормальное воспитание, в любви, когда дети видят именно такое снисходительное отношение родителей. Потому что детям тоже нужно научиться этому. А у кого научиться, как только у родителей? А представим себе, что есть такие родители, которые непрестанно и за всё наказывают своих детей. К чему это приведёт? Они воспитают урода и садиста, они воспитают предателя и труса. Потому что каждый ребёнок живёт только первый раз и многого в жизни не знает, поэтому постоянно ошибается намеренно или ненамеренно, и у него возникает единственная возможность избавиться от наказания – это безбожно врать, чтобы избежать этого наказания. Чем больше и чем наказание жёстче, тем более ребёнок становится лживым. Получается антивоспитание, то есть достигается совершенно противоположный эффект. Поэтому что бы ни сказал – «это не я». Сначала «не я», а потом более подлые формы: «это не я, а он». То есть уже он подставляет совершенно невинного человека. Он настолько боится наказания, что готов, чтобы это наказание упало на другого, который вообще ни в чём не виноват. Вот и подлость. Сделай так один раз, избеги наказания, второй, десятый, и уже в течение полугодика перед вами законченный подлец. Законченный. С хорошим опытом и с пониманием того, как с помощью подлости можно избежать неприятных вещей. К сожалению, так и бывает. Поэтому без того, чтобы иметь возможность прощать, даже дитя нельзя воспитать более или менее правильно, настолько это важно.

Поэтому, придя домой, давайте перечитаем со сниманием эту притчу. И каждый раз, когда мы поём «Отче Наш», постараемся больше увлекаться не звуками, а будем стараться вникать именно в смысл того, что мы поём. Это не просто пение для того, чтобы как-то усладить наш слух, это наше обращение к Богу. Когда мы вместе поём, и Господь среди нас. Но надо, чтобы эта молитва стала молитвой, а не просто извлечением звука. Если мы говорим «остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим», если мы так Бога просим, и если мы кому-то не оставляем его грех против нас, то, значит, Господь по нашей просьбе не оставит нам и наших грехов. Поэтому на самом деле человек, который имеет на другого обиду и себя в этом, как говорят, застукал, этот человек должен тут же снять крест и не читать никогда молитву «Отче Наш». Потому что с тех пор, как ты имеешь обиду, ты перестал быть христианином, а носить на себе крест полагается только христианам. А если в состоянии обиды ещё читать «Отче Наш», так это вообще просто какое-то издевательство. Это всё равно, что просить у кого-то: «Дай мне есть», а когда дал, сказать «я не буду». Человек старался, готовил, тебе на стол поставил, а ты «не буду», ну что это? Это прямое издевательство над Богом. Конечно, по нашей такой глупости, неразумию. Богу ущерба от этого никакого не будет. Но не страшно ли в отношения с Богом вступать в форме издевательства над Ним? Над Тем, Который нам является любящим Отцом. Это просто полное безумие. Поэтому когда мы чувствуем в сердце обиду, мы должны от неё избавиться. Мы не знаем, как это делать, и никогда бы не узнали, но Сам Господь даёт нам способ. Он говорит: «Молитесь за обижающих вас и добро творите творящим вам напасти» (Мф. 5, 44). Если вот так будем делать, то мы преодолеем с помощью Божией обиды.

Не поленюсь, расскажу и про это, почему так. Дело в том, что ни одно доброе дело, ни одно исполнение заповедей Божиих человек не может совершить без помощи Божией, которая оказывается человеку привнесением благодати в его сердце. Поэтому когда человек что-то совершил доброе, он это сделал только по благословению Божию. Поэтому всегда за то, что нам доброго удалось сделать, мы должны благодарить Бога. Если мы желаем исполнить заповедь Божию, молиться за человека, который нас обидел, мы сможем это сделать только с помощью благодати Божией. И вот эта благодать Божия, которая придёт к нам, чтобы нам помочь исполнить заповедь Божию о молитве за обижающих нас, эта же благодать Божия и исцелит нас от обиды. Вот таков механизм, если можно так выразиться, действия благодати Божией. Постараемся это запомнить и прибегать, потому что если мы на кого-то злимся, мы его этим не исправим. И состояние дел в мире никоим образом не зависит от того, сердимся мы или не сердимся. Но мы можем уменьшить зло в мире только одним способом – уменьшив его внутри самого себя. И вот над этим мы и должны трудиться. Аминь.

6

Что значит "простить"? Например, обиженный человек не держит зла на обидчика, желает ему всему доброго. Но не хочет с ним общаться, чтобы тот ему опять не сделал чего-то плохого. Это значит, простил?

7

Ольга79 написал(а):

Что значит "простить"? Например, обиженный человек не держит зла на обидчика, желает ему всему доброго. Но не хочет с ним общаться, чтобы тот ему опять не сделал чего-то плохого. Это значит, простил?

Если думает, что тот опять сделает ему плохо значит не простил!

8

Ольга79 написал(а):

Что значит "простить"? Например, обиженный человек не держит зла на обидчика, желает ему всему доброго. Но не хочет с ним общаться, чтобы тот ему опять не сделал чего-то плохого. Это значит, простил?
            Подпись автораОснова духовной жизни – это добрые помыслы.  Старец Паисий Святогорец

Ну может быть человек, понимает что ему нет пользы от общения с этим человеком. Что теряет душевный мир. Знает что человек снова так поступит, я думаю пожелать ему всего хорошего, очень даже правильно. Хотя бывает, что вы решили так, а Господь снова и снова сводит Ваши пути. То возможно постепенно будет польза. Возможно это общение  , кого то изменит в лучшую сторону. А может и обоих).

9

ПРИТЧА "НЕНУЖНЫЙ ГРУЗ

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? – недоумённо спросил человек.
- Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Тогда человек пришёл к страцу и сказал: – Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но старец ответил: – То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

10

Хорошая притча.

Танюш, если Господь все время сводит с одним и тем же человеком, наверное, это не случайно.)

Думаю, человек может простить обидчика, даже если понимает, что в будущем тот его может еще обидеть. Например,  бывают по жизни вспыльчивые гневливые люди, которые не всегда могут справиться с собой, хотя и раскаиваются в сказанных резких словах. Если окружающие их любят, они могут продолжить общаться с ними, хотя знают, что в будущем придется еще потерпеть от них.

При этом могут быть ситуации, когда искренне простивший может перестать общаться с обидчиком, т.к. дальнейшее общение может повредить ему или его близким (например, если обидчик занимается семейным рукоприкладством - оставаться с ним, значит подвергать опасности жизнь и здоровье свои и детей). 

О прощении:

Иеромонах Дорофей (Баранов): «Простить – значит увидеть в своем обидчике… самого себя» http://www.pravoslavie.ru/smi/68829.htm :

Правильное прощение — это когда ты в согрешившем против тебя увидел самого себя или, наоборот, когда сам встаешь на место того, кого ты обидел. Перед Богом мы все одинаковы, и Он прощает нас вне зависимости от нашего образования, социального статуса или положения в Церкви. Прощает, потому что любит всех как одно целое. Лучше всего эта мысль выражена в Древнем Патерике, когда один из отцов, увидев некоего согрешающего брата, сказал с горькими слезами: «Этот сегодня пал, а я — завтра».
...
Но если мы хотим проверить еще и истинность прощения с нашей стороны, то на этот случай есть простая индикация. Если мы искренне готовы уступить место тому, кого простили только устами, любое место, в зависимости от ситуации, и предпочесть его интересы своим, значит, прощение совершились и в глубине сердечной.


священник Павел Гумеров. Беседы о семье и браке. Глава 6. Прощение http://pavel-gumerov.ru/book/konflicty/part3/glava6 :

Свернутый текст

Рассмотрим основные принципы прощения.

... Первое и самое главное правило в таком случае, начинать молиться за обидчика, за того человека, который вольно или невольно причинил нам скорбь. Этот совет даёт нам Сам Господь: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5: 44). И непреложную истину этих евангельских слов я неоднократно испытал на собственном опыте. Самый верный способ простить человека – это начать молиться за него каждый день. Молитвы о примирении враждующих и «о ненавидящих и обидящих нас» есть в любом полном православном молитвослове. Можно также после этих молитв молиться своими словами о том, чтобы Господь помог нам справиться с обидой и примириться с ближними.

Второе что следует помнить, если вы встали на путь примирения: нужно всячески избегать злословия и осуждения наших обидчиков. Не только вслух, но даже мысленно не ругать, не порицать и не осуждать их. К сожалению, очень велик соблазн начать рассказывать всем и каждому как несправедливо с нами поступили, как нас обидели, и на первых порах это приносит мнимое облегчение, но потом на душе становится гораздо хуже. Злословие, осуждение открывает дорогу гневу, мы долго не можем забыть и простить обиды, сами «накручиваем» себя и постоянно бередим старую рану, не даём ей зажить.

...Ещё один важный момент, необходимый при прощении, выражается знаменитой святоотеческой формулой: «ненавидеть грех, но любить самого грешника». То есть не отождествлять человека с теми нехорошими поступками, которые он иногда совершает. Ведь каждый из нас сотворен Богом с чистой душой и стремлением к добру, все, что есть в нас греховного не является принадлежностью нашей природы, это всё пришлое, наносное и поэтому важно увидеть в ближнем его душу, а не его поступки и заблуждения. Грех не может являться частью природы самого человека, он приходит в душу от дьявола, другое дело, что мы сами впускаем грех в нашу душу, но это происходит от нашей слабости. И человек согрешающий – это человек больной, немощный, а значит достойный жалости, а не осуждения и порицания. А человек больной достоин жалости и милосердия. Кстати, когда мы молимся за обижающих нас, то как раз проявляем жалость, сострадание к ним, видим в них не какое-то воплощение зла, а людей страдающих от своих грехов. Молиться за обидчиков – есть проявление великодушия, а проклинать их – проявлять слабость души.

Даже самых близких и любимых людей нельзя идеализировать. В моей жизни было несколько случаев, когда люди, которые были мне весьма близки, причиняли мне большую боль. Было нелегко простить их, но справившись со своими чувствами, я понимал, что в своей обиде виноват в основном я сам, потому что позволил себе видеть в них какой-то придуманный идеал, а не реальных, живых людей со своими слабостями и недостатками.

Коль скоро мы заговорили о грехе и немощи человеческой, нелишним будет вспомнить, что и сами мы люди немощные и грешные. Если произошла ссора, разрыв, очень важно увидеть и признать свою часть вины за случившееся, как бы это ни было трудно. Ведь даже если мы внешне ничем не задели ближнего, то всё равно, не всё сделали, чтобы избежать инцидента. Обида в нашей душе появляется как раз из-за нашей гордыни, мы слишком любим себя и не хотим увидеть свою вину и взять ответственность за случившееся на себя. Если мы будем объективно оценивать наше участие и долю вины в конфликте, нам будет гораздо легче простить человека, разобраться в ситуации и примириться с ним.

Здесь нелишним будет вспомнить начало этой книги, где мы говорили, что у каждого человека «своя колокольня», своё вúдение конфликтной ситуации. Находясь в состоянии обиды, мы видим только нашу позицию и то не очень объективно. То есть нам кажется, что кто-то нас обидел, оскорбил, унизил и часто воспринимаем всё это как личное оскорбление. На самом деле, в большинстве случаев обида наносится не специально. Человек, как говорится, не ведал, что творил. Обидев нас, сделал это либо невольно, либо по недостатку воспитания и такта. У него, наверняка, была своя позиция, оправдание своим поступкам. И чтобы преодолеть обиду и простить ближнего, нам нужно не обвинять его, а наоборот оправдать. Кстати, не раз испытывал на себе, что когда, обидевшись на какое-то колкое замечание или критику в свой адрес, я потом справлялся с обидой и старался вникнуть в слова своего оппонента, отрешившись от обиды и самолюбия, то убеждался, что в них есть очень много нужного и полезного для меня. Хотя по форме критика иногда звучала резко и обидно.

Обижаясь на человека, особенно близкого нам, мы как бы закрываем свои глаза пеленой, совершенно перестаём видеть его положительные, хорошие стороны. Мы видим только обиду, оскорбление и эти очень сильные, но греховные эмоции застилают в нашей памяти всё то, что было между нами хорошего, а хорошие, светлые моменты, связанные с нашим ближним, обязательно были.

... Все мы люди гордые и нам бывает очень трудно сделать первый шаг, даже когда полностью осознаём свою вину. Мы опасаемся, что нашу попытку к примирению неправильно поймут, боимся оказаться отвергнутыми. Бояться этого не нужно, как правило, наш оппонент тоже мучается такими же сомнениями и, оценив нашу добрую волю, охотно пойдёт на примирение.

Просить прощение первому непросто, но после примирения такой человек чувствует себя гораздо лучше, чем тот с кем он примиряется, ведь он не только помирился, но и победил свою обиду и гордыню.

Но даже если ваша попытка к примирению не нашла отклика в сердце другого, не оставляйте надежду. Нужно пробовать примириться ещё и ещё раз, но сделать это через некоторое время. А пока необходимо усилить молитву о мире.

Отредактировано Ольга79 (2018-12-13 14:18:15)

11

Jura написал(а):

Обидеть = Обижаться. Разве не так?

Интересно. Как посмотреть.
Если как бы изнутри себя, получается вот так:
Обижаться → Обидеть — возможно. Ну, сначала обижался, а затем с обиды-досады сам обидел.
Обидеть → Обижаться — НЕ возможно. Как можно обижаться на то, что кого-то обидел? Если только на себя самого?

Если же как бы со стороны посмотреть на двоих людей, получается вот так:
Обижаться → Обидеть — возможно: один обижался и затем сам обидел другого.
Обидеть → Обижаться — возможно: один обидел другого.

Можно и по-другому посмотреть.
Если другой не стал обижаться, значит его никто не обидел, и тогда Обижаться ≠ Обидеть.
Если другой стал обижаться, значит его обязательно кто-то обидел, и тогда Обижаться = Обидеть, т.е. как раз указанный Вами случай.

Можно было бы ещё рассмотреть другую пару слов: обижать — обидеться, но это уже другой вопрос).

12

Еще о прощении.

О прощении http://zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhiy/Chas … roschenii/ :

... Христианин должен всегда прощать своих врагов, и прощать из любви, как Христос, как Отец наш Небесный, только так добро может победить зло.

Чтобы постичь тайну прощения, необходимо почувствовать собственную греховность и недостоинство перед Богом, молиться ежедневно в своем сердце молитвой преподобного Ефрема Сирина, читаемой в Церкви во время Великого поста: “Господи, дай мне зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего!”

Простить до конца — это значит полюбить человека до конца, подражая Христу, то есть никого не исключить из любви своей. Так полюбить мы можем только благодатью Христа Воскресшего, Который изливает в наши сердца любовь Духом Святым. ...


Юра, по-моему, Вы писали: "Простить - значит, полюбить". Похоже, так.

О Спасении и Вере. О прощении обиды http://tv-soyuz.ru/peredachi/o-spasenii-i-vere15 :

Отредактировано Ольга79 (2015-09-09 14:15:23)

13

Jura написал(а):

...каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

А каждый раз, когда простил обиду, следовало бы вынимать из пакета картофелину?

14

Когда мы говорим о прощении, разве не следует различать обид от брата своего и обид от врага?
О врагах Христос сказал так:
«…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Матф. 5:43-45).
Т.е. молча принимать с благодарением все неправедные дела их против нас.

А с братьев спрос совсем другой, другие требования указал Господь и к согрешившему против тебя брату, и к тебе самому: не промолчать, а обличить и только после его раскаяния и испрошения им у тебя прощения следует простить:
«…Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему». Луки 17:3-4

Есть и другое указание Спасителя, из которого ясно видно, когда согрешивший против тебя брат может стать врагом:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Матфея 18:15-17.

Т.е. промолчать можно ТОЛЬКО в отношении врага своего, а в отношении брата ты ОБЯЗАН сказать ему, и затем приобретаешь ты брата ТОЛЬКО, если он послушает. А если не послушает, становится тебе врагом.
Так мне видится.

15

Михаил_ написал(а):

Интересно. Как посмотреть.
Если как бы изнутри себя, получается вот так:
Обижаться → Обидеть — возможно. Ну, сначала обижался, а затем с обиды-досады сам обидел.
Обидеть → Обижаться — НЕ возможно. Как можно обижаться на то, что кого-то обидел? Если только на себя самого?

Если же как бы со стороны посмотреть на двоих людей, получается вот так:
Обижаться → Обидеть — возможно: один обижался и затем сам обидел другого.
Обидеть → Обижаться — возможно: один обидел другого.

Можно и по-другому посмотреть.
Если другой не стал обижаться, значит его никто не обидел, и тогда Обижаться ≠ Обидеть.
Если другой стал обижаться, значит его обязательно кто-то обидел, и тогда Обижаться = Обидеть, т.е. как раз указанный Вами случай.

Можно было бы ещё рассмотреть другую пару слов: обижать — обидеться, но это уже другой вопрос).

http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_bw.gif

http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_ab.gif

16

Михаил_ написал(а):

А каждый раз, когда простил обиду, следовало бы вынимать из пакета картофелину?

Да наверное, чтобы пакет был легче.
Только все равно где столько картошки напастись.http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_ag.gif

17

Jura написал(а):

сон про не сон

После небольшой правки получается ПРОНЕСОН).
Что поделаешь, программистом я долгое время работал — имеются особенности логики из этой профессии.
В самом деле я не до конца понял, что Вы имели в виду под знаком "=" в названии темы.

18

Михаил_ написал(а):

После небольшой правки получается ПРОНЕСОН).
Что поделаешь, программистом я долгое время работал — имеются особенности логики из этой профессии.
В самом деле я не до конца понял, что Вы имели в виду под знаком "=" в названии темы.


До очень оценил ваш  аналитический подход к Евангелию и призадумался... Так в принципе то и имел в виду, что и тот кто обидел и тот кто обиделся все равно не правы.

19

по теме

Случай из моей жизни

Плач и слёзы не на шутку!
«Чем тебя утешить, детка?
Куклу новую, мишутку,
Или вкусную конфетку?»

Но она твердит упрямо:
«Нет, пропала моя мама!
За секунду, за минутку!»
…Плач и слёзы не на шутку!

Здесь и горе, здесь и драма –
У дитя пропала мама!
Рядом тут была, и нету –
Конец жизни, конец свету!

Вдруг бежит: «Моя малышка!»
…И объятья, и улыбки!
«Моя рыбка, моя мышка!», -
Словно не было ошибки.

Я стояла на пороге,
Наблюдала это счастье,
Вспоминала, как я Бога
Потеряла в одночасье.

Только то дитя нечаянно
Заблудилось по дороге,
Я же, дерзкая, отчаянно
Потеряла в гневе Бога,

Оскорбила человека,
Отомстила очень тяжко
Невоздержанным словечком,
Как об стену чайной чашкой!

Что тогда со мною было
За секунду, за минутку?
Всё не мило, всё постыло –
Я погибла не на шутку!

Но ещё совсем недавно
Я совсем другою была
И молитвой православной
Тихо с Богом говорила,

И, казалось, всех жалела,
Лишней мухи не убила,
Перед праздником говела…
Что ж я это натворила?

Оправданье и тревога,
И обида, и сомненье…
Так ходила я без Бога,
Не простив и без прощенья.

Как дитя искало маму –
Моя душенька металась,
И чернела рядом яма,
И без Бога я осталась!

То, что я была хорошей,
Мне, слепой, всегда казалось,
Но вот в омут камень брошен
И трясина закачалась.

Ни прекрасная погода,
Ни печенье, ни варенье,
Ни красивая природа
Не несли мне облегченья.

Как влюблённый без любимой –
Моё сердце без покоя –
То как жаждущий в пустыне,
То как гибнущая Троя.

Свято Божье обличенье!
Его милость век от века!
Он послал мне в знак прощенья
Встречу с этим человеком.

Солнце тёплое в зените
В синих лужах отражалось.
Обоюдное «Простите!»
Он прощал и я прощала!

И объятья, и улыбки!
Постояли у порога,
Посидели у калитки,
Обретая снова Бога!!!

20

Jura написал(а):

тот кто обидел и тот кто обиделся все равно не правы...Разве не так?

Так.

21

Jura написал(а):

    тот кто обидел и тот кто обиделся все равно не правы...Разве не так?

Михаил_ написал(а):

Так.

Не так

22

Jura написал(а):

ПРИТЧА "НЕНУЖНЫЙ ГРУЗ

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? – недоумённо спросил человек.
- Нет, – ответил старец. – Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Тогда человек пришёл к страцу и сказал: – Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но старец ответил: – То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Подпись автора

    Осторожно! Неофит! http://s019.radikal.ru/i641/1211/d3/eba674189bcb.gif

Юра, ты пишешь Притчи?:)

23

Таня Р. написал(а):

Jura написал(а):
    тот кто обидел и тот кто обиделся все равно не правы...Разве не так?
Не так

Почему? Обижать не правильно. Обижаться тоже не правильно. Что не так? Не одинаково не правильно?

Таня Р. написал(а):

...
Подпись автора

Юра, ты пишешь Притчи?

Таня, подписи нет, т.к. автор пожелал остаться неизвестным. Притчи пишет народ. Эта притча есть на нескольких христианских ресурсах:
http://prihozhanka.ru/viewtopic.php?f=2 … p;start=20
http://soborno.ru/viewtopic.php?f=62&p=351461
http://pravchelny.ru/pnews/?ID=6758
http://vaterdan.ru/viewtopic.php?f=43&a … p;start=80
http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/57-n … zhnii-gruz

24

Михаил_ написал(а):

Почему? Обижать не правильно. Обижаться тоже не правильно. Что не так? Не одинаково не правильно?


Только ЗНАЮЩИЙ не обижается и ЗНАЕТ пользу всего. Но сколько таких? Да и в не обиде дело, видимо. Здесь другое слово надо...

Её ребёнка пёс глодал.
Помещик нагло хохотал.
Потом к ней ночью залицявся...
И требовал: "не обижайся".( по мотивам)

Простите за натурализм, но...

25

Таня Р. написал(а):

Только ЗНАЮЩИЙ не обижается и ЗНАЕТ пользу всего. Но сколько таких? Да и в не обиде дело, видимо. Здесь другое слово надо...
Её ребёнка пёс глодал.
Помещик нагло хохотал.
Потом к ней ночью залицявся...
И требовал: "не обижайся".( по мотивам)

Согласен. Бывают исключения, Бог, наверное, учтёт меру совершенства каждого обижаемого.

26

Таня Р. написал(а):

Юра, ты пишешь Притчи?

http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_ah.gif
Нет конечно, это плагиат!
http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_ag.gif
https://elitsy.ru/communities/14/59961/

27

«Обижаться легко, но вредно». Светлый вечер с протоиереем Владимиром Вигилянским (эфир 06.09.2015) http://www.pravoslavie.ru/smi/82040.htm :

Свернутый текст

... Т. Ларсен

— Обижаться — грех?

Протоиерей В. Вигилянский

— Безусловно. Это — грех. Знаете почему? Потому что сразу две вещи: обида — это гнев, злопамятство, саможаление, гордость. Да просто — элементарная гордость, понимаете? Это такой комплекс сразу нескольких каких-то вещей, которые… И часто — глупость.

...

Конечно, в детстве родители должны научить детей относиться к обиде настороженно. Если у тебя появляется обида, это значит: что-то в тебе не то. Понимаете? Если взрослые научат и разложат по полочкам какие-то вещи, и научат, самое главное, детей прощать, самим научиться просить прощения и прощать других, вот это лекарство от обиды на всю жизнь. И тогда они не станут вот такими доминирующими вещами, которыми интересуются психоаналитик или психиатр.

Т. Ларсен

— А как научить ребенка прощать?

Протоиерей В. Вигилянский

— Сначала просто говорить о том, что «Представляешь, если бы я тебя не прощал? Смотри, сколько ты неправильных вещей делаешь в жизни… Если бы тебя никто бы не прощал, что бы вообще было?» Как-то учить видеть свои ошибки, свою вину, и просить прощения и самому, и прощать другим. Сказать: «Знаешь, что? Вот смотри, сколько ты совершаешь всяких ошибок и всяких гадостей вольно или невольно. Иногда совершенно невольно ты сделаешь, обидишь другого человека. Конечно, тебе бы хотелось, чтобы другой тебя понял, что это ты не намеренно или намеренно, но как реакция. И как бы ты хотел, чтобы он тебя простил! И поэтому ты научись тоже прощать».

Т. Ларсен

— То есть «поступай с другим так, как тебе хотелось бы, чтобы поступали с тобой».

Протоиерей В. Вигилянский

— Да.

...

Т. Ларсен

— Какие тогда отношения должны быть у православного христианина с его собственной обидой?

Протоиерей В. Вигилянский

— Первая вещь — молчание.

Т. Ларсен

— То есть «обижайся молча»?

Протоиерей В. Вигилянский

— Да. Это первое. Второе — раз я обиделся, значит, я самолюбив, я себя очень жалею, я — недотрога, ничем меня не… любым каким-то движением, взглядом, все я на себя смотрю со стороны и глазами этого человека я уже в голове своей, значит, во мне есть эта «гордынька», что очень я к себе бережно отношусь, как ребеночек. Это первое. Второе: обида — это гнев. Разновидность в ослабленном виде, конечно, и так далее. Но вообще это — гнев, осуждение. Вот мы обижаемся, мы осуждаем этого человека. А осуждаем — значит, не понимаем. А иногда бывает: человек очень четко… кстати, женщины это видят. Я толстокожий ужасно, моя жена иногда говорит такие вещи, потом они все получаются. Она начинает иногда страшно жалеть человека, который делает гадости другим. Она говорит: «Как мне его жалко». Искренне абсолютно. Потому что такие вещи не остаются не…

Т. Ларсен

— Безнаказанными?

Протоиерей В. Вигилянский

— Да.

...

Т. Ларсен

— А что хуже тогда — обижать или обижаться?

Протоиерей В. Вигилянский

— Ну, не знаю… Думаю, одинаково ужасно.

Т. Ларсен

— С точки зрения степени греховности?

Протоиерей В. Вигилянский

— Ну… Не знаю. Во-первых, грех — это вообще такая вещь… Вы понимаете, нету единых правил для всех. Вы понимаете… Потому что смотря в какой среде воспитывался человек. Если какой-то… Для одного бывает — грех, а для другого — проступок. А для третьего — вообще… Понимаете?

Т. Ларсен

— Кураж.

Протоиерей В. Вигилянский

— Одно и то же. Понимаете? Одно и то же. Поэтому и разное отношение. Вот тут должно быть разное отношение. Поэтому и обижать ужасно. Ужасно. Говорит о стальном сердце вообще. Обижаться — тоже ужасно, это говорит, так сказать, о самолюбии таком, которое уязвляется все время, понимаете? Это тоже ужасно. Но просто это разные вещи. Это разнонаправленные вещи. А мстительность — какая ужасная вещь, которая бывает стабильно! ... 

Отредактировано Ольга79 (2018-12-13 14:19:56)

28

Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_bw.gif

29

Jura написал(а):

Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_bw.gif

Подпись автора

    Осторожно! Неофит! http://s019.radikal.ru/i641/1211/d3/eba674189bcb.gif


Не печалься, не сердись...В час уныния смирись..., день Веселья, ВЕРЬ, - настанет!!!:)

30

Из группы "Мир верующей женщины.Взгляд изнутри." https://vk.com/mir_ver?w=wall-113621011_46357

КАК ЗАБЫВАТЬ ОБИДЫ ПРИ ХОРОШЕЙ ПАМЯТИ?

КАК ЗАБЫВАТЬ ОБИДЫ ПРИ ХОРОШЕЙ ПАМЯТИ? Сердце плотяное, каменное, шерстяное.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Как прощать, если простить невозможно? Как прогнать воспоминания о былых распрях и обидах? От чего зависит расположение сердца? «Отыми сердце каменное и дай сердце плотяное», — так в частности говорит Амвросий Медиоланский в литургической молитве. Сердце, действительно, вместо живой и трепещущей плотяности может быть каменным, может быть деревянным или еще каким. В Крыму однажды слышал я восточную байку о том, что сердце может быть шерстяным, и именно это — самое злое сердце. Если по камню, дереву или железу ударить, то они родят звук, обнаружат свое присутствие. По шерсти же сколько не бей, она будет молчать. Сердце бесчувственное, сердце безразличное к чужой боли, оно и есть — шерстяное. Его не разобьешь на куски как каменное. Его не зажжешь трением как деревянное. Оно не гудит набатом как железо. Зато любой репейник вцепится в него так, что не оторвешь. Условимся сравнить обиды, памятозлобие и прочие болезни сердца с репейником, который нужно оторвать. Ведь простить нужно именно «от сердца».

Так говорит Христос в Евангелии. Мало дежурно поулыбаться и произнести священную формулу: «Простите — Бог простит». Нужно опять усиливаться переменить образ мыслей. И вот начинаешь отрывать от сердца злую память о самых разных людях, а она не отрывается. Цепляется, упирается и даже если отрывается, то не целиком, а оставляя на месте часть колючек. Отсюда — от неумения прощать просто и всецело — познаю, что сердце мое шерстяное, эгоистичное. Оно кажется тихим, но это обман. Эгоистичное сердце не тихое, но затаившееся, как хищник. И что делать? Лекарство должно соответствовать болезни. Если болезнь состоит в злой памяти, врачевать придется память, вытесняя одними воспоминаниями другие.

Крест, на котором Христос молчит, но самим положением распростертых рук говорит «Приидите ко Мне», должен водвориться в памяти на первом и главном месте. Мы все согрешили и все лишены славы Божией. Качество нашей жизни унизительно по сравнению с той славой, которую потерял Адам; и еще более ничтожно оно по сравнению с грядущим откровением славы сынов Божиих. Нам ли здесь ссориться, на земле изгнания? Бог во Христе принял и простил всех. Простил и принял меня, ворчащего на многих. Простил и принял тех, кто ворчит в ответ и косится на меня. Так что же мы, прощенные и принятые, продолжаем вести себя так, словно Христос не за нас умер?

Христос Господь должен быть поставлен нами в центр жизни, чтобы Он был, как говорят священники на службе, «посреди нас». И без памяти о Нем подлинного примирения не будет. Будет что-то вымученное, тяжелое, травмирующее душу. Я хочу многое забыть, а оно не забывается. Я вроде и простил уже всех, а оно нет-нет, да и вспомнится, да так, что душу обожжет. И стараюсь, и усиливаюсь, а вижу, что результат ничтожен. Все это так у подавляющего большинства, если, конечно, они честны с собой. А когда же будет иначе? Надеюсь тогда, когда мы не будем надеяться на себя и на то, что личным внутренним усилием можно добиться серьезных перемен в духовной жизни. Безблагодатный аскетизм и духовный эгоизм не исцелят, но до конца погубят. Нужна помощь Бога и молитва наша о своем сердце. Все знают эту молитву.

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Бог, сотворивший весь мир безо всякого утомления, хочет пересоздать в человеке сердце с согласия самого человека. Бог ждет молитвы и согласия на вход в это самое сердце человеческое, в глубины его. И если Он войдет туда, как некогда — в Ад, то Он и довершит начатое человеком. Он будет там внутри заглаживать обиды, стирать злую память, смягчать очерствение, лечить застарелые язвы. Мы сами не можем делать эту работу. Непосильна она нам. На браке в Кане Он превратил воду в вино. На Тайной вечери Он претворил вино в Кровь. А внутри человеческого существа Он превращает шерсть, камень, дерево сердец в живую плоть. Только Он может это сделать, и без Его последнего слова наши труды — лишь средство познать свое бессилие.

31

Отдельную тему о прощении не нашла. Если есть, можно перенести сообщение.

На портале "Предание" была интересная лекция. Есть вещи, с которыми можно не согласиться, есть над чем подумать. На самом портале лекцию не нашла (не выложили пока, наверное), но запись можно посмотреть по ссылке, если заинтересует: https://vk.com/predanie?w=wall-20604523_9313 .

32

Священник Валерий Духанин. Бывают ли обиды безобидными http://www.pravoslavie.ru/109631.html :

Свернутый текст

...  Обида – всегда непрощение. Мы потому и обижаемся, что не прощаем ближнему его ошибок, немощей, неправильных поступков. Но всякое непрощение означает одно – нелюбовь. Если бы ты желал ближним добра, то разве держал бы что-то на них из-за их ошибок или оплошностей? Обида – внутреннее бурление, клокотание вражды и непрощения. Это смятенно-мятежное восстание личной «правды», желающей отстоять свои права в этом непостоянном мире.

Мы опираемся на свою личную «правду» как на кривую клюку, с которой хромаем по жизни. Правда же Христова в том, чтобы мы стали выше обид, чтобы чья-то несправедливость не угасила в нашем сердце добра, чтобы в сердце воссияла свобода любви и прощения и спали с души оковы мстительности.

Обида – знак победы греха над душой человека. Если после причиненного тебе оскорбления ты загорелся злобой, то, значит, от чужого зла ты заразился злом. Огонь чужого греха передался тебе, попалил весь твой внутренний мир, соделал и тебя злодеем. Копить в себе обиду, а тем более вынашивать помыслы мести – то же самое, что положить себе за пазуху горящие угли и пытаться носить их.

Обида и мстительность – болезнь греховного человечества. Но именно от этой болезни и пришел исцелить нас Христос. Вот почему Он ответил апостолам: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9: 55–56).

Христианин – это тот, кто несет в себе образ Христа, в ком Бог отражается наиболее ясным и чистым образом. Бог есть Любовь, в Нем нет и тени ненависти. Бог долготерпелив и милосерден, в Нем нет и капли презрения. И никакой обиды в Боге тоже нет. Бог наказывает, но не мстит, ибо Он не испытывает ущерба от наших грехов. Его наказание – вразумление любящим Отцом Своих неразумных чад. Бог попускает скорби человеку, впавшему в грех, но ни на кого не держит обиды.

Из самых глубин голгофских страданий, при всеобщем презрении, Христос молился: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23: 34), – Он не имел в сердце и капли обиды. Те же слова повторял святой Стефан Первомученик, когда его побивали камнями, просил за своих убийц: Господи! Не вмени им греха сего (Деян. 7: 60). Кто приобщен Богу, тот приобщен и Божией любви, тот выше обид, потому что причастник Божиего Царства ищет, чтобы и другие стали причастниками.

Если бы в нашем теле сидела заноза, а острая боль от нее не давала покоя, то разве мы не предприняли бы усилий вынуть занозу? Всякая обида – заноза, сидящая в глубинах души, пронзающая сердце острой болью. Занозы надо вынимать, а от обид – избавляться. Обиды преодолеваются по мере смирения, когда надменный дух уходит, подобно как испаряется мрачный чад от веяния свежего воздуха. Если обида – тугой обруч, сдавливающий душу, то прощение – освобождение. ...

Отредактировано Ольга79 (2018-12-13 14:14:50)

33

а что делать,если люди не поняли друг друга и сильно разругались.осадок неприятный остался.

34

По обстоятельствам, наверное. Если есть понимание, что никто не хотел специально другого обидеть, просто друг друга не поняли, это очень большой плюс (по сравнению с ситуацией, когда человек думает, что его специально хотели обидеть). Можно попросить Бога, чтобы умирил сердце, очистил его от неприятного осадка, и т.п. Бог обязательно поможет, хотя, возможно, если обида сильна, молиться надо будет подольше. Можно своими словами просить Бога, еще есть молитвы об умножении любви.
Действия по отношению к человеку - если сердце успокоилось (чувствуешь, что даже если собеседник еще не остыл, то при неприязни с его стороны вновь не обидишься), можно попробовать поговорить. Если чувствуешь, что разговор пользы не принесет (понимаешь, что если собеседник еще скажет резкость, вновь обидишься и можешь тоже что-то резкое сказать), можно написать подробное письмо или краткое СМС, в котором попросить прощения, объяснить, что не хотела обидеть. Мне нравится письменный вариант общения, т.к. если человек не ответит или ответит неприязнено, легче не обидеться снова, чем при разговоре вживую. И легче удержаться от того, чтобы в ответ написать резкость. Если собеседник пришлет гневное послание, можно не отвечать на негатив или написать что-то типа "Прошу прощения" и на этом закончить выяснение отношений.
Вариант писать друг другу письма при напряжении отношений встретился в одной из книг, там еще какие-то рекомендации были по структуре письма (что-то типа обозначения проблемы, чувств, предполагаемых способов взаимно приемлемого решения проблемы), но сейчас уже не помню.
Некоторые люди не просят прощения (они не могут заставить себя просить прощения словами) и не ждут извинений от других. Вместо взаимных просьб о прощении они общаются, как будто конфликта не было - и это общение равноценно извинениям с обеих сторон. С такими людьми просто без заморочек общаться дальше, учитывая на будущее, где надо "сгладить углы". А "осадок" устранить - так же просить Бога, Он обязательно поможет.

35

Эти статьи посвящены семейным отношениям, но, думаю, при любом конфликте будут полезны:

Священник Павел Гумеров. Семейная жизнь. Как избежать ссор? http://www.pravoslavie.ru/33956.html

Свернутый текст

... Конфликт – это столкновение мнений, но вовсе не всегда он должен заканчиваться ссорой и скандалом. Чтобы разногласия между мужем и женой не переросли в нечто большее, нужно уметь обсуждать спорные вопросы, искать решение, которое устраивало бы обоих супругов. Приведу небольшую схему ведения спокойного, конструктивного разговора для преодоления конфликтной ситуации.

1. Вести столь важный разговор нужно только в спокойном состоянии духа. Ни в коем случае не пытаться что-то решить в минуту гнева и раздражения. «Вспыльчивый может сделать глупость», – говориться в притчах Соломона. Человек в таком состоянии просто не способен адекватно оценивать ситуацию и вести серьезный разговор, он находится в состоянии аффекта, за него говорят его гнев и уязвленное самолюбие. «Утро вечера мудренее». Почему? В усталом, раздраженном состоянии очень трудно принять правильное решение. Лучше отложить разговор до подходящего случая. За это время эмоции улягутся, и решение дастся легче.

2. Не забудьте помолиться перед обсуждением семейной проблемы о ниспослании вам мудрости и спокойствия, а также о том, чтобы Господь помог решить спорный вопрос и примирить супругов.

3. Всегда выделяйте главную проблему, которую нужно решить для достижения мира и единства в семье, не отвлекайтесь на второстепенные вопросы. И помните: мы собрались для того, чтобы найти решение, а не чтобы самоутвердиться, оставить за собой последнее слово или, не дай Бог, обидеть человека.

4. Необходимо дать понять нашему оппоненту, что он по-прежнему дорог нам и что собрались мы именно для достижения мира и любви в семье.

5. К разрешению конфликта нужно подходить объективно и беспристрастно, видеть свою вину и не обвинять во всем ближнего.

6. И последнее. В первом пункте было сказано, что перед обсуждением нужно дать некоторое время для успокоения сторон, но и затягивать с серьезным разговором нельзя. Отчуждение между супругами может со временем вырасти, и решить проблему будет уже сложнее.

Ирина Ахундова. «Поговорите друг с другом!» Протоиерей Александр Дягилев о том, как уберечь семью от развода http://pravoslavie.ru/78863.html

Свернутый текст

... – Я наломала в своей жизни немало дров, не понимая, зачем заниматься какими-то чувствами, строить диалог. Думала, что надо просто терпеть, молиться, исповедоваться, причащаться, и этого достаточно. Вместо того, чтобы по выходным заниматься семьей, полдня проводила в храме…

– Ну, не вы одна. Во-первых, практика показывает, что браки распадаются даже у искренне верующих людей. Во-вторых, Бог, создав человека, наделил его естественными потребностями, телесными и душевными. О телесных потребностях мы знаем лучше. Это потребность в воздухе, питье, еде, тепле и т.д. А вот потребности души мы знаем хуже. Есть разные классификации потребностей. Например, одна из самых известных – это пирамида потребностей по Абрахаму Маслоу. Но для супружеских отношений мы используем более простую классификацию – просто список, не давая градации, что первично, а что вторично. Это потребность в безопасности, потребность любить и быть любимым, потребности принятия (то есть быть принятым), признания, уважения, одобрения (обратной связи), автономии (свободы), принадлежности (например к группе людей), достижения, смысла (в том числе и более глубинное понимание этой потребности – потребность взаимоотношений с Богом). Удовлетворение любой из этих потребностей рождает приятные чувства, а неудовлетворение – неприятные. Человек не может терпеть неприятные чувства бесконечно долго. Рано или поздно он или взорвется, выйдет из себя, поведет себя неадекватно, или удовлетворит вызвавшую их потребность каким-то иным способом, иногда греховным – через суррогат… или просто умрет.

– Значит, не удовлетворяя потребности ближнего, игнорируя его чувства, мы толкаем его на грех или на смерть?

– Да, другими словами – не любим его. Иногда мы должны жертвовать своим желанием удовлетворить потребности ради спасения души, ради помощи ближнему, ради борьбы с грехом и быть готовыми пройти через неприятные чувства. Но таинство брака установлено Богом еще в раю, и оно не является грехом. Без скорбей нигде не обойтись, но кто сказал, что именно муж и жена должны причинять страдания друг другу? Чувства рождаются в душе помимо нашей воли и разума. Они свидетельствуют об удовлетворении или неудовлетворении каких-то наших потребностей. Греховными бывают способы выражения чувств, а также помыслы, желания, принятые решения, слова и поступки. Некоторые чувства могут провоцировать грехопадения. Но сам факт того, что человек что-то чувствует, грехом не является. Его нельзя за это осуждать.

– Вы выделили проблему диалога. Почему?

– Диалог – это честный и искренний разговор двух людей при условии, что они оба любят друг друга и доверяют друг другу, имеют совесть – помнят о Боге – и соблюдают правила ведения диалога. Если хотя бы одно из них нарушается – диалога не происходит.

– Что это за правила?

– Правила несложные:

    слушать, прежде чем говорить;
    делиться, а не спорить;
    понимать, а не оценивать;
    прежде всего – прощать.

И если мы помним, что чувства – не грех, то получаем возможность понять их, не оценивая, и поделиться ими, не боясь быть обвиненными в чем-то нехорошем, даже если это чувства неприятные. Когда ко мне как к священнику обращаются супружеские пары в кризисе, я стараюсь выслушать их обоих, не занимая ничью позицию, определить и назвать их чувства, хоть это и бывает непросто, а затем объясняю людям, что они – разные, что это нормально – иметь разные точки зрения об одной и той же ситуации или по-разному реагировать на нее. Потом указываю на распространенную ошибку, когда люди надеются «сломать» ближнего, подстроить его под себя и очень разочаровываются, если это не получается. Также пытаюсь объяснить людям их чувства, сформулировать, какие душевные потребности, возможно, нарушены. И только после этого предлагаю проговорить друг с другом, как им жить дальше. Эту методику можно условно назвать «Скорой помощью». Как священнику, мне регулярно приходится этим заниматься. Однако этого недостаточно – необходима систематическая работа с каждой конкретной семьей, чтобы глубокое понимание чувств, потребностей и построение правильного диалога стало нормой. Этому нужно обучать. ...

Отредактировано Ольга79 (2018-12-13 14:16:53)

36

Первый признак гордости – это обида http://hramsamara.ru/news/batyushki/o.-andrej-barabash/pervyij-priznak-gordosti-–-eto-obida.html :

«Первый признак гордости – это обида. Когда человек обижается - это говорит о его скрытой глубокой гордости. Обидчивые люди – это очень гордые, самолюбивые люди. И когда мы себя ловим на мысли, что мы обиделись, это только свидетельствует о том, что в нас живет гордыня – эта страшная разрушающая зараза, страшная болезнь, которая поедает нашу душу, как ржа поедает железо.

Обида… Она может быть справедливой или несправедливой, но тогда, когда в нашем сердце живет обида, у нас не может быть ни любви, ни смирения, ни кротости, ни мудрости – ничего не может быть. И благословен человек, который поймал себя на том, что живет в нем обида. А обижен он на ближних, обижен на жизнь свою, а есть такие безумные люди, которые на Бога обижаются. И о них у Соломона сказано: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа» (Прит.19:3). Он обижается на Бога, потому что Господь чего-то ему не дал. Не дал ему власти, богатства, не дал здоровье, но это и есть скрытое проявление гордости. И у пророка Аввакума есть такие слова: «Презорливый, - то есть гордый, надменный - обидливый муж и величавый не успеет своя» (Ср.:Авв.:2:5). Смотрите, как удивительно: «презорливый» - гордый, надменный – понятно, это плохо; «величавый» – это тоже плохо, «обидливый» – тот, кто обижается – он не наследут благодать. И как же важно в духовной жизни осознать и понять, что то зло, которое живет в нас, оно ничем не исправляется, только покаянием и смирением.

И благословен человек, который под духовной жизнью понимает не только поклоны, не только акафисты, не только каноны, не только продолжительность богослужения, но имеет смирение и любовь. И когда мы смиряемся, и когда мы ни на кого уже не обижаемся, тогда в нашем сердце поселяется любовь, и тогда благодать Божия обильно почивает на нас. Так все просто в этой жизни: избавиться от гордыни – уйдет обидчивость, уйдет обидчивость – придет сострадание и любовь к ближнему. А сострадание и любовь – есть верное свидетельство того, что в душе человека живет Дух Господень, живет благодать. Да поможет нам Господь избавиться от гордыни и свидетельства гордыни – обиды, дабы мы полюбили ближнего, смирились сами и осознали, и поняли, что мы ничего не достойны, а если Господь что-то и дает нам, то только по Своей милости. И тогда мы всегда будем благодарить Бога. Благодарить за здоровье, благодарить за болезнь, благодарить за скорби, благодарить за радости - всегда благодарить Бога!»

Архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

37

Игумен Нектарий (Морозов). Прощение как потребность http://www.pravoslavie.ru/78752.html

Свернутый текст

Завершился Великий пост. Накануне Святой Четыредесятницы, в Прощеное воскресенье, мы испрашивали друг у друга прощение. Затем наступило время сугубого покаяния, когда мы просили прощения у Бога. Как мы всегда ждем этого прощения и желаем его, но вот умеем ли прощать сами? Как отличить формальное прощение от искреннего, связано ли наше собственное покаяние со способностью прощать? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов).

Прощение — состояние сердца

Способность прощать, безусловно, есть у каждого человека, потому что он создан по образу и подобию Бога, Который непрестанно нас прощает. Собственно, вся надежда нашего спасения зиждется именно на прощении Божием.

Более того, Господь, зная эту нашу способность, прямо заповедует нам прощать в течение даже одного дня так много раз, что трудно сосчитать. Но для того чтобы какую-то способность реализовать, надо иметь намерение. Иногда человек хочет прощать и прощает, а иногда не хочет прощать и не прощает. Сложнее бывает, когда мы понимаем, что как христиане должны простить — и не можем. Это оказывается очень тяжело и болезненно для самолюбия, и мы находим массу причин, чтобы не делать этого. Например, говорим себе: «Ведь Господь прощает человека тогда, когда он кается и сам просит прощения. Если мой обидчик повинится, я тоже, может быть, прощу его».

Но дело в том, что Господь ждет от нас покаяния, потому что Он по отношению к нам ничего худого не совершил и совершить не может. А мы друг другу много зла делаем, и поэтому необходимо всегда помнить о заповеди «подставить левую щеку». Некоторые отцы трактовали это таким образом: когда тебя обидели незаслуженно, и ты уже готов возмутиться этой несправедливостью, вспомни о своей левой щеке, то есть о своих худых делах, о которых не знает никто, кроме Бога. И пойми: Господь посылает тебе возможность потерпеть обиду, чтобы через это очистить себя. Ведь ты однозначно заслужил это, если не перед обидчиком, то точно перед Богом.

Прощение на самом деле порой дается очень трудно, и даже когда человек имеет подлинно христианское устроение. А ведь молитва злопамятного, как говорит преподобный Исаак Сирин, это сеяние на камне. Главным препятствием здесь становится и самолюбие, и человеческая гордость, и жалость к себе. К тому же зачастую наш грех и наша слабость рядятся в одежду самооправдания: как же я буду прощать этого человека, ведь он не только мне, но и многим другим досадил. Но нужно понять одну вещь: прощение вовсе не предполагает предоставления человеку возможности сделанное нам зло повторять. Простив грабителя или мошенника, мы вовсе не должны разрешить ему вновь нас ограбить, обмануть.

Когда мы говорим о прощении, то в первую очередь речь идет о состоянии сердца. Простить — это значит человеку его неправду отпустить именно от всего сердца, как очень точно сказано в Евангелии. Это значит, что сердце не должно болезненно сжиматься, когда мы об этом человеке говорим или думаем, а в душе пребывает мир и хотя бы в какой-то мере любовь и сострадание. Вот это и есть прощение.

Однако в том, как мы будем потом строить свои отношения с этим человеком, необходимо руководствоваться здравым смыслом.

Путь прощения — стать сильнее

Почему же так сложно простить? Нам очень часто кажется, что мы в этой жизни — несчастные и слабые жертвы, а те, кто причиняет нам зло,— нападающие, агрессоры. Но надо понять, что если кто-то тебе делает плохо, то он причиняет зло и себе в том числе, причем себе в гораздо большей степени, ведь, безусловно, Господь взыщет. В этом надо усмотреть повод этого человека пожалеть и уже не чувствовать себя жертвой. Когда ты сильный, нетрудно простить. Вот это, мне кажется, путь прощения — стать сильнее.

Бывают ситуации, когда мы видим, что человек просит у нас прощения, но делает это, так сказать, используя благочестивую христианскую традицию, для того чтобы выйти сухим из воды, обнулить создавшуюся напряженную ситуацию. Возникает закономерный вопрос: можно ли в таком случае отказать в прощении?

Правильным будет такого человека все-таки простить, хотя бы внешне отпустить ему, хотя, повторюсь, с прощением изменяется состояние сердца, из которого должно уйти зло. Но если необходимо выстроить с обидчиком некую дистанцию, то это нужно сделать. Можно сказать: «Да, я тебя прощаю, но больше не хочу с тобой иметь никаких дел, потому что иначе это будет слишком большим соблазном и для тебя, и для меня».

Если речь идет о ситуации, например, в семье, когда люди вместе живут, тогда, безусловно, прощение бывает сопряжено с тем, чтобы человека вернуть на прежнее место, как происходит с блудным сыном из евангельской притчи. Но, прощая человека, в семье или на работе, бывает необходимо установить за ним тот контроль, которого не было прежде. И в этом нет ничего противного христианской любви, потому что в ряде случаев этот контроль будет благом.

Когда человек просит у нас прощения неискренне, то, конечно, на самом деле он его не просит, а пытается выстроить с нами какие-то взаимоотношения, действует в русле некой дипломатии, а может быть, даже проявляет коварство. Если мы это видим, то должны разумно действовать: пожалеть, простить и опять же установить ту дистанцию, которая и нас обезопасит от недобросовестных действий этого человека, и ему не даст причинять нам зло, а потом нести за него ответственность.

Бывают ситуации, когда нам необходимо пойти на некий риск и вернуть провинившемуся утраченное доверие. Например, человек растратил казенные деньги, потому что у него была какая-то слабость к алкоголю, азартным играм или еще что-то в его жизни произошло. Но ты его очень хорошо знаешь и понимаешь, что после того, как он попросил прощения и раскаялся, есть какая-то надежда на исправление. Можно в таком случае вновь предоставить ему доступ к этим деньгам, возможность совершать с ними какие-то операции. Это доверие в том числе может помочь ему выправиться. Если же он повторит свой поступок второй и третий раз, то надо это пресечь. Необходимо всегда ориентироваться по конкретной ситуации, прибегая к своей доброй христианской совести, доброму христианскому намерению и в то же время — здравому смыслу.

«Как простить Гитлера?»

Иногда случается, что тебе кто-то нанес обиду и вроде бы ты простил и даже забыл об этом, но потом происходит вновь похожая ситуация или твой обидчик снова тебе досаждает — и тогда прежняя обида вспыхивает в сердце и причиняет боль. Значит ли это, что на самом деле прощения никакого не было, а был лишь самообман? Или причина в чем-то другом?

Это прежде всего значит, что мы люди несовершенные. Действительно, возможно, в какой-то момент мы простили, но память о том, что человек сделал, в нас осталась. А новая ситуация спровоцировала разрастание этого чувства с новой силой. Просто надо опять работать над своим сердцем и учиться радоваться тому хорошему, что с этим нашим ближним происходит, или учиться огорчаться плохому, случающемуся с ним, и, безусловно, за него молиться.

Иногда спрашивают: «Как можно простить Гитлера?» или «Как можно простить убийцу, маньяка, который уничтожил множество людей?». Это сложный вопрос, и на него нельзя ответить теоретически. Мне вспоминается эпизод из фильма Элема Климова «Иди и смотри», когда мальчик видит зверства эсэсовцев и седеет буквально за несколько дней своей жизни, а потом вместе с группой партизан натыкается на разоренный немецкий обоз и фотографический портрет Гитлера. Он подбегает к этому портрету и начинает в него стрелять из винтовки, перезаряжая ее раз за разом, а перед глазами у него образ на фото меняется: вот он чуть моложе, еще моложе, и в конце концов это уже не вождь Третьего рейха, претендующий на мировое господство, а ребенок в кроватке. И в этот момент мальчик, ставший стариком, останавливается и перестает стрелять. Вот таково прощение — увидеть в человеке не того, кем он является сейчас, а того, кем он был прежде, когда еще всего этого не натворил. Увидеть, можно сказать, его душу, сотворенную Господом, и понять, что таким вот беспомощным и слабым он предстанет на суд Божий, где уже не будет ни власти, ни имущества, ни положения, а только вечность. Вот когда себя и его перед лицом вечности и зыбкости существования здесь поставишь, тогда и появляются силы простить.

Но ведь прощение злодея не говорит о том, что его не нужно сажать в тюрьму и изолировать. Нужно. Обязательно. В этом заключается милосердие к тем, кому он больше не сможет причинить зла, и к нему самому: он не сможет это зло творить и хотя бы в какой-то степени искупит то, что он сотворил на земле.

Как понять, что в твое сердце по-настоящему пришло прощение? Когда человек понимает, что важнее всего в жизни — научиться любить Бога и окружающих людей, когда человек к этой любви стремится, тогда он очень хорошо чувствует, движется он к прощению или нет. Потому что когда для человека любовь — нормальное состояние, а ее отсутствие — ненормальное состояние, то для него нестерпимо не прощать кого-то за что-то и он всеми силами своей души будет стремиться к прощению и простит. Мы такие существа: чего очень хотим, того очень быстро добиваемся. Если для нас прощение будет потребностью, мы очень легко научимся прощать. Главное — осознать и почувствовать это как потребность.

38

Прощение обид – это спасительный якорь. Господь попускает нам такие обиды, а они действительно мучительные подчас, жжёт, и лукавый тут как тут, подсыпает соль на раны и вкладывает какие-то постоянные мысли, которые у тебя крутятся, что, «мол, как он мог, как он меня обидел, и я так страдаю, переживаю, а он! И надо было сказать ему так или вот так, и если бы я сказал так…» И ничего от этих мыслей не происходит. И этот губительный, порочный мысленный круг, такая мысленная воронка, в которую лукавый сознательно вгоняет наши мысли, просто выматывает, обессиливает. Она лишает человека и покоя, и бодрости. Силы уходят как в песок.
Можно ничего не делать, никому ничего не говорить, а сосредоточенно гонять эти бесплодные, иссушающие мысли по замкнутому кругу. И вырваться из него можно, только если ты действительно поймёшь, что не простить нельзя – «или – или». Или ты, приложив все усилия, столько, сколько нужно, чтобы достичь результата, победишь свой грех, или грех безо всяких усилий победит тебя.

Протоиерей Александр (Ильяшенко)

39

1. Что есть "прощение"?

2. И почему вы обижаетесь, если подобные статьи для вас до сих пор актуальны?

Отредактировано Ksertoo (2019-03-01 22:22:38)

40

1. Простить, с моей точки зрения, пожалеть человека и пожелать ему спасения.

2. Не достигла святости.)))


Вы здесь » БЫТЬ! » Повседневные вопросы » Обидеть = Обижаться


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC