БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » Кризис веры


Кризис веры

Сообщений 1 страница 40 из 41

1

Встретились статьи по теме. Решила добавить, чтобы не потерять.)

КРИЗИС ВЕРЫ. ЕГО ПРИЧИНЫ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1185890 :

текст

Кризис веры — очень распространенное явление среди верующих людей, а особенно, среди неофитов (новоначальных). Этот кризис чаще всего возникает у верующих после 5 лет пребывания в Церкви. За восторгом и подъемом первых лет воцерковления вдруг наступает период сомнений, усталости и даже разочарования в вере, одним словом – охлаждение. Почему возникает этот кризис и как с ним справиться?

Иерей Петр Чаплинский, настоятель винницкого храма святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Когда-то Бог привлек нас в Церковь благодатью, и мы пришли, несомые Его любовью. И в первые годы пребывали в лоне Церкви, как в детском саду: минимум спроса, максимум помощи, минимум ответственности. Господь покрывал благодатью наши немощи. Но когда приходит время взрослеть – распяться миру, жить духовно, бороться с грехами – большинство не желает этого. И тогда появляются два соблазна.

Первый – обмирщение. Ведь что самое глубокое в православии? Аскеза. Конечно, от нас требуются лишь начатки самодисциплины и самоконтроля, но и это часто страшит. Тогда следует отказ от подвига, попытка устроиться в православии поудобнее: пост превращается в неядение молочного и мясного, молитва становится вычитыванием вместо предстояния перед Богом. И мы теряем полноту жизни в Церкви, все происходит механически, а в минуты скорбей вообще отходит. Самая крайняя степень скатывания в обмирщение – отказ от церковной жизни: прикоснулся к вере и отошел.

Второй соблазн не менее опасен и не менее распространен – витание в облаках иллюзорной духовности. Вы встречали таких людей: четки до пола, юбки до пят, несмолкающее «Спаси Господи», бесконечная борьба с ИНН, экуменизмами, но только не со своими страстями и похотями. И зачастую это игра в монашество в миру, уход от реальной жизни, от ближних, от забот, которые Господь дал как спасительный крест; это неприятие участи, уготованной Господом, где учишься терпению и самоотвержению; это бегство в придуманную реальность.

Но парадокс заключается в том, что, если бы не скорби, испытания, болезни, то подавляющее большинство было бы вообще вне Христа, уклоняясь то в одну, то в другую сторону. Именно скорби отрезвляют и моментально учат и искренней молитве, и видению себя, и терпению, и покаянию...

Вспомните свое первое время в Церкви: нам давались и радость молитвы, и чувство Бога, и некая свобода от страстей – и мы ощутили всю радость и сладость пребывания в Господе. Потом за это состояние приходится бороться. И получить результат через длительное время. Этот период временной сухости, черствости души может затянуться. Двигаться вперед, преодолевать себя, свою холодность учат святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник. Они уже в свое время видели обмирщение церковной жизни и описали духовную жизнь в том виде, в котором она возможна для нас.

Самое важное – это искреннее, трепетное, живое отношение к молитве. Не формализация молитвы, не превращение ее в некий инструмент по получению благодати, а искание молитвы и неудовлетворенность, если ее нет. С вычитыванием молитвенного правила никогда нельзя примиряться. Молитвенное правило должно соответствовать возрасту, духовной зрелости, обстоятельствам жизни, даже состоянию здоровья человека.

Если вам не хочется молиться, значит с вами не все так, как вы думаете. Утренние и вечерние молитвы – это бесценный дар Церкви, чувства, которые испытывали великие святые, могут стать и нашими чувствами. И в большинстве случаев эти молитвы для нас просто необходимы: они воспитывают в нас культуру предстояния, беседы с Богом. Но если человек болен или в депрессии, или не в состоянии молиться длинными молитвами, тогда можно искать такие слова молитвы, которые дали бы ощущение связи с Богом как с самой жизнью.

Если ты пришел откуда-то, а на душе пустота, значит, дело не удалось, оно пустое. Должно быть ощущение полноты духовной жизни, чтобы сердце ощущало общение с Богом, Его водительство, руководство. Высшее в церковной жизни, конечно же, участие в Литургии, в Таинствах. Далее, если ты кого-то утешил, появляется чувство удовлетворения и хочется молиться, ты наполняешься внутренним светом, тишиной, успокоением, радостью несуетливой – это значит, что ты все делаешь верно.

Всё начинается с лени. Ведь следование за Христом требует от нас подвига. Особенность нашего времени в том, что мы живём абсолютно эгоистично. Иеромонах Серафим (Роуз) назвал поколение наших современников поколением «мне», а наш век – искусственным, пластмассовым. Чувство, что мир предназначен для меня, вошло в нашу плоть и кровь. Это искусственно взращивается СМИ и всем укладом нашей жизни: «Живи, наслаждайся: мир создан для тебя!»

Человек, не желающий подвигов, рано или поздно уходит от правды. Когда ему явился Христос и привел его в Церковь, то дальше от человека требуется отвергнуться себя и пойти за Христом даже в самых простых вещах. Например, то же чревоугодие: или я вступаю в борьбу с ним, или потакаю себе... Не соблюдаю пост, или оставляю молитвенное правило, или впускаю непотребные ненужные мысли и услаждаюсь этим – на что трачу время впустую. Тогда встает выбор: или ты преодолел это искушение, испытание и пошел дальше, или опускаешь руки и оправдываешь себя. Если ты свои слабости оставляешь с собой, они тебя порабощают.

Многие из нас не готовы трудиться, отсюда и обмирщение, создание такого мирка, в котором царят страсти, но под вывеской «я православный». Например, постом я объедаюсь, но не колбасой, а жареной картошкой. Я не блужу, но принимаю какие-то мысли, желания и этим согрешаю. Я посещаю богослужение, но оно не является для меня животворным, самым главным, что ведет к истине. Я жду с нетерпением, когда служба окончится и можно будет вернуться к телевизору, рыбалке. Со временем чувство единения со Христом притупляется, и человек не борется, а отдаляется.

Господь видит меру каждого из нас, и наши шаги в вере не обязательно должны быть какими-то ступенями, как у Иоанна Лествичника «Лествица» (книга написана для монахов, это путь их подвига). От нас требуется самая малость. Но если мы не будем пытаться идти по пути духовного восхождения, взросления, то к чему придем?

Огонь веры, который дается нам, – это свеча. Свеча веры даруется нам абсолютно даром. Когда она вспыхивает, мы видим, что вокруг тьма, что мы все в грехе. И увидев себя в свете веры, важно начать работу над собой, отмывать эту греховную грязь. Если же мы будем этим светом только любоваться, воспринимать как очередное духовное увлечение, то Господь его отнимет. И не дай Бог испытать то чувство оставленности, пустоты, темноты, которое последует за этим.

Каждый знает это ощущение, бывал в таком состоянии уныния, опустошения, бессмысленности жизни, бессилия и окаменения сердца. Но это естественный период умаления веры, который требует теперь усилий от нас, это нормально на каком-то этапе.

Этот период проходили даже величайшие подвижники. Например, преподобный Силуан Афонский. Господь явился ему, и простой русский крестьянин ощутил присутствие Бога в полноте. А когда почувствовал богооставленность, то долгие годы вопиял, молился, доходил до отчаяния, просил о прежней полноте. И пришло время, когда Господь утешил его, укрепив борьбой с самим собой. В какой-то мере каждый из нас проходит этот путь. Когда Силуан пришел на Афон, духовник ему сказал не принимать греховных помыслов. После этого вся его жизнь ушла на то, чтобы не принимать зла в свою душу ни в каком виде. Кто из нас готов на такую работу над чистотой своей мысли хоть в малой мере?

И для тех, кто в храме только год, и для тех, кто уже 50 лет ходит в церковь, важно знать, что главное, а что второстепенное.

Отец Серафим (Роуз) рассказывал об одном человеке, который решил творить молитву Иисусову. И отнесся он к этому как к некоей психотехнике, дошел до многих тысяч, но когда у его соседей было шумно и этот шум мешал ему молиться, он разбивал тарелки об их балкон. Понятно, что такая молитвенная практика никому не нужна. Если ты молишься, и тот, кто обращается к тебе в это время, раздражает тебя, значит, напрасно молишься. Плоды молитвы – это любовь, добродушие, милосердие, терпение. Молитва – только один из критериев духовной жизни.

Враг сначала уводит нас с пути истинного грубыми уловками – ешь, пей, веселись, успей урвать побольше. А когда человек всерьез начинает трудиться над собой, тогда и уловки становятся тоньше – угасить веру, превратить в привычку, в хобби, пусть и благочестивое. Потому на часах своего сердца нужно быть бдительным всегда, это закон духовной борьбы.

Все нужно, но в меру, без страстей, без идолопоклонства. Тем жизнь даже просто честного человека, не говоря о верующем, всегда ставит перед выбором, заставляет сверять вектор своего движения по единственно верному ориентиру – Христу.

Одигитрия, № 7 (111), июль 2011

Иерей Тимофей Куропатов, настоятель Патриаршего подворья при храме св. Царя Страстотерпца в Анино в Южном Чертаново

Вновь возгореться верой сложно. В начале, когда человек приходит к Богу, Господь посылает ему ангела, и ангел своими крылами защищает его, покрывает от всех бед и напастей. Человек находиться под покровом благодати, поэтому многие вещи получаются очень легко. Постепенно ангел отходит от человека для того, чтобы человек сам потрудился в деле своего спасения и достижения Царства Божьего. К сожалению, когда это происходит, мы часто впадаем в искушения, и нас начинают мучить сомнения. В этот период надо твердо помнить, что Господь жив, и Он с нами. И если мы по-настоящему встали на христианский путь, никаких других вариантов быть не может. Нужно обязательно молиться и причащаться. Благодаря причастию мы обретаем благодать, которая поддерживает нас. Это один из самых важных моментов в жизни христианина. Нужно стараться совершать паломничества, они дают пищу для размышления, молитвы, соприкосновения со святынями. Зачастую мы зарываемся в рутине и перестаем быть внимательными и сосредоточенными и на молитве, и на Боге, и на делах, которые делаем. А после того, как мы побываем в паломничестве, помолимся, приложимся к мощам святых, мы внутренне подзаряжаемся, преображаемся и переосмысливаем многие вещи.

Иерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района

«Кризис веры», как мне кажется, происходит от недостатка решимости. «Буду верить несмотря ни на что и всё тут!» — так нужно себя настраивать. И претерпевать искушения и неизбежные скорби с таким настроением. Это необходимое испытание и его нельзя обойти. Приходит период испытания (более или менее длинный), но Господь обязательно подаёт утешение. Но во время трудное нужно держать себя так, чтобы потом не было стыдно за малодушие. Не отступать от Бога в сердце. Прибегать к Нему и в скорби, и в радости, исповедовать пусть через силу и вопреки всему — свою веру в Него. Вера — это высшее проявление свободы.

Интернет-издание «Православный Взгляд»

прот. Андрей Ткачев. Выгорание http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1186808 :

... Про выгорание в слове Божием притча есть. Притча о десяти девах. У тех пяти, что остались без елея, елей в лампадах выгорел. У мудрых тоже выгорел (ибо что еще делать елею в лампаде, как не выгорать?). Но у мудрых был запас, и они, подлив масла, пополнили светильники. У глупых же запаса не было. Следовательно (вонмем!): выгорание елея происходит у всех без исключения. Все рискуют потерять огонь в светильнике веры – так елей мало-помалу расходуется. Но весь вопрос в том, что подливать нужно регулярно масло в светильник, и накапливать запас, и держать его при себе. Выгорание будет катастрофическим и необратимым, если не заботиться о запасе масла. Это значит: твори добро во Христе, умножай молитвы, запасайся елеем Святого Духа сегодня – во дни изобилия веры. Потом неизбежно наступят дни скудости, дни сухости и тяжких испытаний. В те дни выживут те, у кого был запас. Некто из отцов сказал: «Умножай молитвы, когда ты помнишь Господа, чтобы, когда ты забудешь Его, Он вспомнил тебя». Мы живем сегодня ради добра, сделанного вчера. И если вчера мы не сделали ничего ради Христа, то сегодня чувствуем себя оскудевшими, а назавтра – выгоревшими. И кто не озаботился заранее о том, чтобы разбогатеть плодами Духа, тот будет наблюдать, как догорают последние капли его веры. Потом лампада закоптит, вспыхнет и угаснет. А человек отвернется от ворот Иерусалима и понуро пойдет в Иерихон. Так исполняется слово: имеющему дано будет, а у не имеющего забрано будет то, что он думает иметь. ...

2

Он был монах, и Господу служил
Всем разумом своим и всей душою,
Он в монастырской келье тихо жил,
И счастлив был судьбой своей такою.
Она была красива и умна,
И на него смотрела, пламенея,
Настигла страсть монаха, как волна,
И он, забыв про всё, пошёл за нею.

Но пылкость чувств со временем прошла,
И начал вспоминать свою он келью,
Где жизнь в молитве радостно текла,
Как горный ручеёк за райской дверью.
Где лики освещались от лампад,
И где любовью к Богу сердце пело…
А нынче был он сам себе не рад,
И сердце его ныло и болело.

На небо он не смел и глаз поднять,
Себя ничтожным чувствуя безмерно,
И только имя Божье повторять,
Закрыв глаза, он пробовал несмело.
Однажды мимо дома, где он жил,
Монахи по дороге шли неспешно.
Он улыбнулся им, что было сил,
Хотя душа скорбела безутешно.

И вдруг монахи, шаг замедлив свой,
Пред ним склонились в трепете и страхе:
Увидели они, как Дух святой
С небес спускался к бывшему монаху.
Как белый голубь крылья распростёр
Над головою жалкой и несчастной,
И благодати неземной шатёр
Накрыл его, обдав волною счастья.

И понял он, что может быть прощён,
И что Господь всегда-всегда был рядом,
И страсть, которой был он ослеплён,
Не увлечёт его в пучину ада.
Ушли монахи на свои труды,
Он следом шёл, едва тая дыханье,
Чтоб принести достойные плоды
Глубокого, как море, покаянья.

Он был монах…

( С. Копылова)

3

Из рассылки в группе "Благотворительный фонд «Предание»" понравилось:

КУДА ДЕЛАСЬ РАДОСТЬ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ?

83. Когда я пришел в Церковь, в моей душе была радость, счастье, казалось сам Христос со мной рядом, я чувствовал Его. Но сейчас, через пять лет, все это ушло, я ощущаю только пустоту, я молюсь Ему, а Он не отвечает. Я боюсь потерять веру, в которой раньше не сомневался. Что мне делать?

Отвечает игумен Петр Мещеринов:

Это обычное явление, такое происходит почти со всеми людьми, живущими в Церкви. Сначала Господь даёт человеку вкусить благодать Святого Духа; но со временем радостные духовные переживания затуманиваются, а то и вовсе исчезают. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, Господь этим учит нас, что не только из радостей и восторгов состоит духовная жизнь. На кресте Христос не испытывал счастливых чувств; а ведь христианство есть уподобление Христу. Здесь человек как бы проверяет сам себя, что ему на самом деле нужно – Сам Господь, жизнь с Ним независимо от хорошего или плохого своего состояния, или что-то радостное и комфортное от Господа.

Во-вторых, когда Господь скрывает от наших чувств Свою благодать, он тем самым побуждает нас искать её. На определённом этапе, как показывает опыт, это необходимый для человека приём «божественной педагогики». В начале церковной жизни, когда нам всё легко и просто, мы охотно воспринимаем на себя внешние чины Церкви, укореняемся в них.

Но Бог хочет, чтобы мы росли, становились зрелыми, совершенными христианами, а этому часто препятствует распространённый соблазн – думать, что духовная радость обеспечивается нашим участием только во внешней, обрядовой стороне жизни Церкви, что жизнь с Богом возможна только через определенный «православный ритуал». Вот Господь и убирает из всего «внешнего» ту радость, которую человек раньше находил в нём.

Это заставляет нас искать Бога дальше и глубже: во взаимоотношениях с людьми, в ответственности за собственную жизнь, в выходящем за храмовые богослужебные рамки течении повседневности, – то есть учиться постигать и чувствовать евангельские основы жизни. Когда человек осознаёт это, когда он начинает понимать, что главное в христианской жизни – не те или иные «ощущения», но решимость жить с Богом и исполнять Его волю, несмотря ни на что, – тогда он видит, что и отсутствие духовной радости есть заданный ему от Бога урок. И в этом душа находит большое утешение. А радость к прошедшему такое испытание христианину обязательно возвращается, и становится она уже несравненно более полной и прочной.

(из книги "Церковь и современность. Вопросы и ответы" http://predanie.ru/petr-mescherinov-igu … -i-otvety/ ).

Отредактировано Ольга79 (2015-03-18 03:20:39)

4

Пока не слушала, но, думаю, должно быть интересно.

Филоник Марина Сергеевна. «Где же радость о Христе?!» Православные «неврозы» и психологические подмены http://predanie.ru/filonik-marina-sergeevna/ .

О произведении

«Все делаю правильно, а радости нет, даже на Пасху», «порой мне стыдно идти к Богу — таких как я невозможно простить», «отслужила 40 молебнов, а он все равно умер», «все соблюдаю, а толку мало — наверное, Бог меня не слышит, не любит, Ему нет до меня дела».

Человек приходит в Церковь и начинает благочестивую жизнь: соблюдает посты, ходит на службы, приступает к Таинствам. Но бывает, что за всем этим он так и не встречает Живого Бога. Когда проходит первое воодушевление, становится очевидно, что посты и молитвы сами по себе не приносят радости. Он злится и унывает, а близким с ним еще труднее, чем до его прихода в храм.

О психологических механизмах, которые мешают встрече со Христом, и некоторых искажениях религиозного опыта расскажет Марина Филоник — психолог, психотерапевт, научный сотрудник Федерального института развития образования.

5

О чьём кризисе разговор? О своём - обратись к Богу, если веришь что Он есть? А если не веришь что Он есть, то ты, человек, атеист есть.
Неврозы, истерики православные? Что ж это за зверь такой новый появился?Нервы - иди лечи. Причём тут вера в Бога и Православие?
А веришь что Он есть - проси, человек и жди, терпи, не суди других что тебе плохо. А то ещё хуже будет, от ропота безконечного.
  Радости захотел? А ты её, Радость до конца выстрадал? Она  придёт, явится: здесь покой, какой ты понести можешь, чтобы не оглохнуть от тишины, а Там - может, и Вечный. А Радость? И Радость будет. Верь, человек.

Отредактировано Таня Р. (2015-04-21 20:04:43)

6

Бывает и так.

Ну вот они и собрались:
Все трое - лебедь, рак и щука,
Впряглись в упряжку , и науку
Тащить Церковную взялись!

"Мне кислороду в храме мало,
Без облаков вся извелась",-
Вдруг лебедь белая сказала,
И в высь мыслЯми вознеслась....

А рак забился под скамью,
Закрыл глаза и весь отдался
Молитве, слушал ектинью
И с ней никак не соглашался...

А щука ( надо ж быть беде!)
С ершом затеяла беседу,
Хвостом задела по соседу!
...И вот уж на сковороде...

Так, реформаторы у нас,
Вместо молитвы и смиренья,
Кругом свои недоуменья
Толкуют на церковный глас

Такой дурной фальшивой нотой,
Что хор котиный не споёт!
Подите прочь. ЧТО вам заботы!

А Церковь Сам Христос ВЕДЁТ!

7

Таня Р. написал(а):

О чьём кризисе разговор? О своём - обратись к Богу, если веришь что Он есть? А если не веришь что Он есть, то ты, человек, атеист есть.
Неврозы, истерики православные? Что ж это за зверь такой новый появился?Нервы - иди лечи. Причём тут вера в Бога и Православие?
А веришь что Он есть - проси, человек и жди, терпи, не суди других что тебе плохо. А то ещё хуже будет, от ропота безконечного.
  Радости захотел? А ты её, Радость до конца выстрадал? Она  придёт, явится: здесь покой, какой ты понести можешь, чтобы не оглохнуть от тишины, а Там - может, и Вечный. А Радость? И Радость будет. Верь, человек.

Отредактировано Таня Р. (Сегодня 17:04:43)

http://rybinsk20.narod.ru/Smile/_pic-smile/15.gif

8

Задача:
Лебедь, рак и щука тянут телегу. Скорость лебедя в два раза больше скорости щуки, скорость рака в два раза меньше скорости щуки. В некоторый момент времени верёвки, связывающие телегу с каждым из животных, лежат в горизонтальной плоскости и направлены так же, как и скорости соответствующих животных, причём угол между скоростями лебедя и щуки равен α. Как при этом должна быть направлена скорость рака?

Проекция скорости телеги на направление любой из верёвок должна быть равна скорости животного, тянущего за эту верёвку, поскольку длина любой из верёвок постоянна. Пусть скорость рака равна V, тогда скорость щуки равна 2V, а скорость лебедя 4V. Будем откладывать векторы этих скоростей из одной точки A и проведём окружность через концы B и C векторов скоростей лебедя и щуки, угол между которыми по условию равен α (см. рис.). Поскольку вписанные в окружность треугольники, опирающиеся на её диаметр, являются прямоугольными, то вектор скорости телеги является диаметром этой окружности. При этом возможны следующие случаи.

1) Вектор скорости телеги лежит между векторами скоростей лебедя и щуки (верхний рисунок). Этот случай реализуется при α > 60◦. По теореме косинусов для треугольника ABC получаем
http://fizobraz.ru/f/102019_1.png
По теореме синусов диаметр окружности, в которую вписан треугольник ABC, равен
http://fizobraz.ru/f/102019_2.png  http://fizobraz.ru/f/102019s1.png
При этом скорость рака, как видно из рисунка, может быть направлена под углом либо β1, либо β2 к скорости лебедя:
http://fizobraz.ru/f/102019_3.png
2) Вектор скорости телеги не лежит между векторами скоростей лебедя и щуки (нижний рисунок). Этот случай реализуется при α < 60◦. Проводя аналогичные выкладки, получим:
http://fizobraz.ru/f/102019_4.png   http://fizobraz.ru/f/102019s2.png
3) При α = 60◦, как видно из рисунков, Vтелеги = Vлебедя = 4V, и β1 = β2 = arccos(1/4).

4) При α = 0◦ и α = 180◦ у задачи решений нет.

9

Таня Р. написал(а):

О чьём кризисе разговор? О своём - обратись к Богу, если веришь что Он есть? А если не веришь что Он есть, то ты, человек, атеист есть.Неврозы, истерики православные? Что ж это за зверь такой новый появился?Нервы - иди лечи. Причём тут вера в Бога и Православие?  А веришь что Он есть - проси, человек и жди, терпи, не суди других что тебе плохо. А то ещё хуже будет, от ропота безконечного.  Радости захотел? А ты её, Радость до конца выстрадал? Она  придёт, явится: здесь покой, какой ты понести можешь, чтобы не оглохнуть от тишины, а Там - может, и Вечный. А Радость? И Радость будет. Верь, человек.

Попробую объяснить, как я поняла. Бывают ситуации, когда психологическое состояние человека, сформировавшиеся с детства предубеждения формируют у него такой образ Бога, такие стереотипы, которые наполняют человека страхами, мешают его общению с Богом, мешают услышать Его, почувствовать Его любовь, радость общения с Ним. Т.е., невроз настолько сильно влияет на человека, что религиозные представления, понимание Бога оказываются искажены им. Лекарства в данном случае не решают проблему. Просто ожидание, что все само пройдет без работы человека над собой, тоже. В тех случаях, когда человек оказывается в тупике, справиться с этим состоянием не может, Бог помогает ему не только Сам  таинственно, но и через людей. В данном случае, через православных психотерапевтов, психологов (тут пишу православный, т.к. неправославный психолог, психотерапевт может увести совсем в другую сторону). Об этом была лекция М.С. Филоник, о которой писала выше. Правда, я эту лекцию до конца не дослушала, пробегусь по ресурсам, где общаюсь, и продолжу слушать.)))

10

Jura написал(а):

Таня Р. написал(а):

    О чьём кризисе разговор? О своём - обратись к Богу, если веришь что Он есть? А если не веришь что Он есть, то ты, человек, атеист есть.
    Неврозы, истерики православные? Что ж это за зверь такой новый появился?Нервы - иди лечи. Причём тут вера в Бога и Православие?
    А веришь что Он есть - проси, человек и жди, терпи, не суди других что тебе плохо. А то ещё хуже будет, от ропота безконечного.
      Радости захотел? А ты её, Радость до конца выстрадал? Она  придёт, явится: здесь покой, какой ты понести можешь, чтобы не оглохнуть от тишины, а Там - может, и Вечный. А Радость? И Радость будет. Верь, человек.

    Отредактировано Таня Р. (Сегодня 17:04:43)

http://rybinsk20.narod.ru/Smile/_pic-smile/15.gif

Подпись автора

    Осторожно! Неофит! http://s019.radikal.ru/i641/1211/d3/eba674189bcb.gif

Застрелись? Эх, Юра...Легко же ты поживаешь, что так и не понял, что жизнь - борьба!

11

Ольга79 написал(а):

Таня Р. написал(а):

    О чьём кризисе разговор? О своём - обратись к Богу, если веришь что Он есть? А если не веришь что Он есть, то ты, человек, атеист есть.Неврозы, истерики православные? Что ж это за зверь такой новый появился?Нервы - иди лечи. Причём тут вера в Бога и Православие?  А веришь что Он есть - проси, человек и жди, терпи, не суди других что тебе плохо. А то ещё хуже будет, от ропота безконечного.  Радости захотел? А ты её, Радость до конца выстрадал? Она  придёт, явится: здесь покой, какой ты понести можешь, чтобы не оглохнуть от тишины, а Там - может, и Вечный. А Радость? И Радость будет. Верь, человек.

Попробую объяснить, как я поняла. Бывают ситуации, когда психологическое состояние человека, сформировавшиеся с детства предубеждения формируют у него такой образ Бога, такие стереотипы, которые наполняют человека страхами, мешают его общению с Богом, мешают услышать Его, почувствовать Его любовь, радость общения с Ним. Т.е., невроз настолько сильно влияет на человека, что религиозные представления, понимание Бога оказываются искажены им. Лекарства в данном случае не решают проблему. Просто ожидание, что все само пройдет без работы человека над собой, тоже. В тех случаях, когда человек оказывается в тупике, справиться с этим состоянием не может, Бог помогает ему не только Сам  таинственно, но и через людей. В данном случае, через православных психотерапевтов, психологов (тут пишу православный, т.к. неправославный психолог, психотерапевт может увести совсем в другую сторону). Об этом была лекция М.С. Филоник, о которой писала выше. Правда, я эту лекцию до конца не дослушала, пробегусь по ресурсам, где общаюсь, и продолжу слушать.)))

Подпись автора

    Основа духовной жизни – это добрые помыслы (прп. Паисий Святогорец).

Так я же и говорю, Оля: иди, лечись, человече! Главное, ищи выход. Понимаешь ли Бога, не понимаешь...Кто из нас понимает Бога? А душевнобольные - да все, по мере каждого. И лекции хорошо послушать. Хорошо, если на пользу. Знаю женщину, Наталья. 50 лет. Умница, физик по образованию университетскому и по складу ума, и по работе. Мать умерла, нервный срыв. Даже псих. больница.  Прочла Библию, пришла в православный храм: трудно стоять. Понимаю. Это всё со временем приходит. Но вдруг приходит ко мне и говорит, что не будет больше в Православную Церковь ходить: не понимает - зачем люди священнику руку целуют, ведь он - только человек, почему прикладываются к мощам - это ведь мёртвые кости, зачем стоять, когда у баптистов и католиков - сидят и прр.
  Вера - в душе и довольно, типа.
Что тут скажешь...Человек болен не только душою - это не редко. Человек, походивши по окружным церквам различным, насмотревшись и наслушавшись - не понял, не смог принять просто веры своих отцов, а начал сравнивать и обличать. И это бывает, но дух всё равно выбирает истину.
  Так и живёт моя Наталья. Лечение - медикаментозное, сезонное. Пасху светит в храме:красиво, на мессу ходит к баптистам: можно и своё сказать, Библию читает сама, так сама и толкует.
  Но она - больна душою и духом. А если мы говорим себе, что мы здоровы, то не станем роптать ни на Церковь свою, ни на мир.

12

Поняла, Танюш.

13

А я не поняла.

Неврозы, истерики православные? Что ж это за зверь такой новый появился?Нервы - иди лечи. Причём тут вера в Бога и Православие?


Оля: иди, лечись, человече! Главное, ищи выход. Понимаешь ли Бога, не понимаешь...


т.е. отсюда делаем вывод - болезнь в человеке не от Бога, а сама по себе - от немощи и слабости, Бог тут ни при чем? и все дело в докторе? - иди и лечись. Так? А при чем здесь Наталья? Она ведь лечится - вот даже в психбольнице лечилась. А к Богу не приблизилась? В чем логика приведенного примера? Это скорее пример к решению задачи о лебеде и раке...
Кризис веры существует. Это не может понять тот, кто его не проживал и такой православный  и будет, как Наталья из примера, вопрошать, что за кризис, также как и она вопрошала зачем прикладываться к руке.

Я тороплюсь - поэтому суха в рассуждениях. Но я не сужу и не сержусь.. я просто не поняла.

14

Светланка, я думаю, что в случае болезни Господь в том плане "не при чем", что не Он является причиной болезни. Не Бог на человека болезнь "насылает". Человеческая природа после грехопадения подвержена болезням, образ жизни человека влияет, экология и т.п. Мне кажется, что Бог, незаметно для людей,  исцеляет нас от многих болезней, какие могли бы быть при нашем образе жизни, попуская (оставляя) лишь их малую толику. 

Насколько я поняла, мы с Таней сошлись во мнениях на том, что если что-то кажется в вере неправильным, если человек в депрессии, это не значит, что вера плоха и надо ее менять, либо отказаться от веры в Бога. Надо постараться найти выход из этой ситуации, обратиться к Богу, что-то изменить в себе, посоветоваться со священником, если есть необходимость, обратиться к врачу, психотерапевту, психологу.

Если правильно поняла Таню, пример Натальи к тому, что психическая болезнь - смягчающее обстоятельство в духовных метаниях. А тем, кто не считает себя психически больным человеком, стоит быть к себе строже и не роптать на Бога, Церковь и окружающих.

Отредактировано Ольга79 (2015-04-22 20:05:26)

15

Таня Р. написал(а):

Застрелись? Эх, Юра...Легко же ты поживаешь, что так и не понял, что жизнь - борьба!

А ты не обижайся! После твоих слов правда застрелиться захотелось. Хотя я понимаю что все это правда, только вот когда я в церковь пришел ни чего этого не понимал. Вот и Наталия пришла и услышала: http://s4.rimg.info/599ed14b40080542fd930aa20151a3e2.gif"Радости захотел? А ты её, Радость до конца выстрадал? Она  придёт, явится: здесь покой, какой ты понести можешь, чтобы не оглохнуть от тишины, а Там - может, и Вечный. А Радость? И Радость будет. Верь, человек." И сказалаhttp://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_av.gif  пойду ка я лучше к баптистам.
Вот про лебедя, рака и щуку у тебя, по моему, лучше получилось.

16

Знаешь, Юр, мне не очень важно КАК у меня чего получилось. Это мысли. Они не продаются и не покупаются, как и совесть, как и вера, какой бы накаленности они не была.  Апостол Филипп( см. Деяния) евнуха Эфиопского от себя ли учил, или КАК ВСЕ Апостолы учили?  Не от себя.
Вот и думай теперича.
А Наталья не из Православия ушла к баптистам за верою, за Христом. А по слабости воли и болезненному самолюбию. Не все хотят быть, как дети, Юра. Это ребёнку не противно руку священнику с радостью, руку благословляющую поцеловать  просто и без измышления..

17

Таня Р. написал(а):

Знаешь, Юр, мне не очень важно КАК у меня чего получилось. Это мысли. Они не продаются и не покупаются, как и совесть, как и вера, какой бы накаленности они не была.  Апостол Филипп( см. Деяния) евнуха Эфиопского от себя ли учил, или КАК ВСЕ Апостолы учили?  Не от себя.
Вот и думай теперича.
А Наталья не из Православия ушла к баптистам за верою, за Христом. А по слабости воли и болезненному самолюбию. Не все хотят быть, как дети, Юра. Это ребёнку не противно руку священнику с радостью, руку благословляющую поцеловать  просто и без измышления..

Мысли рождаются от помыслов, это тебе любой православный скажет. А помыслы от себя, или от Бога, или от Бесов. И вот как твои мысли действуют на других это и есть конечный результат. И оценить этот результат очень просто, кому он из выше перечисленных троих был нужен.
Про накаленность у Иоанна   хорошо написано, где Христос и блудница. Представь себя там и скажи себе (можешь и мне) честно, в той ситуации ты бы где была и что бы делала?
Наша Церковь это не собрание святых а толпа кающихся грешников, Ефрем Сирин сказал. Вот и пришла грешница с болезненным самолюбием, а ей другая с болезненным правдолюбием и еще с целым букетом других страстей, вместо утешения правдою как обухом по голове. Вот тут вопрос и возникает а как быть? Так и ответ ясен полюбить ее как Христос. Видишь все как просто. Вот и думай тепереча.
p.s. А почему Наталия к баптистам ушла ты, сестра, у Бога спроси Он наверняка лучше нас с тобой знает.
http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_ab.gif

18

Jura написал(а):

p.s. А почему Наталия к баптистам ушла ты, сестра, у Бога спроси Он наверняка лучше нас с тобой знает.
http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_ab.gif

Подпись автора

    Осторожно! Неофит! http://s019.radikal.ru/i641/1211/d3/eba674189bcb.gif


Она и не была в Православии. Она вообще, как и многие из нас, просто была, просто жила. Речь о болезни шла. Чего пристал? Ещё раз крикнуть о чёрствости православных? Зациклился, Юра ты. Не все могут с больными разговаривать правильно. Да и вообще говорить только так, как нужно в данный момент. А притворно сладким голосом подъехать, а после всё равно бросить человека, как неподъёмного - ещё хуже, если не сказать - подло.  Наталья искала Бога смущённым болезнью умом, и не выздоровев, начала сама толковвать Библию, после святых отцов одновременно с толкователями "всех мастей и волостей". Тут здоровый тронется.
  Скажу последний раз: человек ходит по ВСЕМ конфессиям и ищет себе успокоения. Что это? Это - беда. Вера отцов манит её, но больное воображение - осуждает. Лично я могу только говорить на отвлечённые темы с нею. Батюшки для неё - не авторитет. Только Серафим преподобный. Говорит: "все должны говорить, как Серафим "Радость моя". Но сама не говорит. Не получается.:)
  Посему, радости мои, давайте без излишних требований друг ко другу, а побольше просто ПОНИМАНИЯ.
:)

19

Да, забыла. По блудницу. Не волнуйся тут за меня, Юрий: блудница блудницу не побьёт, ибо я, когда разошлась с первым мужем, немало поблудила в поисках любви.
Так ты не поверишь - Бог видел моё сердце и выдал меня замуж...за парня,  с которым мы счастливо дожили до Серебряной Свадьбы и повенчаны много лет по обоюдному желанию. Наш брак Господь благословил ещё тогда, в Канне, но иным образом, но совершался он, наш брак тоже на небесах, ибо его кошка не съела, мышка не разбила,  лиса не слопала, хоть и пыталась!
Всё, Юрик, Не горюй! Жди в гости.

20

Таня Р. написал(а):

Чего пристал? Ещё раз крикнуть о чёрствости православных? Зациклился, Юра ты. Не все могут с больными разговаривать правильно. Да и вообще говорить только так, как нужно в данный момент. А притворно сладким голосом подъехать, а после всё равно бросить человека, как неподъёмного - ещё хуже, если не сказать - подло. 

В том то и дело, что мы не знаем что для ближнего хуже на самом деле. Полюбить надо ближнего,  а как это сделать не знаю. Может и не лезть со своей правдой маткой. Если  Господь нам всю правду открыл бы сразу о каждом, что было бы?

21

Тогда Иисус сказал толпе народа и ученикам Своим:
на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
итак все, что они скажут вам, исполняйте и храните,
по делам же их не поступайте.
Мф. 23:1–3

Я не хороший человек, но то, что я говорю о Боге — правда.
Митрополит Сурожский Антоний

Есть, однако, вопрос, противоречащий моей надежде: если окажутся души, не нашедшие пути спасения по моей вине — отошедшие от Церкви при виде моего недостойного поведения, не получившие духовной поддержки из-за моей невнимательности и лени, заблудившиеся в результате моих ошибочных советов — как будет возможно мое спасение, если они будут в муках? Вопрос даже не в том, возможно ли оно «юридически », а — как бы оно выглядело на фоне их мук? От своих друзей-медиков я услышал страшную поговорку: «У каждого хирурга свое кладбище». Так вот, священник, духовный лекарь, права на «свое кладбище» не имеет. Иначе первая могила на этом кладбище — его. Как же нам надо молиться за всех, с кем когда-либо свела нас воля Божия…
http://vstrecha-mpda.ru/ispoved-plohogo-svyashhennika/

22

Юрий...У тебя, брат, явно сквозит критиканское отношение ко священству.
Это  болезнь начинающего, но не подвизающегося. Пора уж отстать от сего искушения, дорогой...Все мы проходили сие вначале. Это пройдёт сразу же после покаяния греха осуждения и исповеди со Причастием из рук священника Божьего. Дерзай, брат:) Не вздумай обижаться. Я по любви .

23

Таня Р. написал(а):

Юрий...У тебя, брат, явно сквозит критиканское отношение ко священству.
Это  болезнь начинающего, но не подвизающегося. Пора уж отстать от сего искушения, дорогой...Все мы проходили сие вначале. Это пройдёт сразу же после покаяния греха осуждения и исповеди со Причастием из рук священника Божьего. Дерзай, брат:) Не вздумай обижаться. Я по любви .


http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_ai.gif
Это ж сам митрополит написал. Если на свою жизнь наложить, праведность как рукой снимает... Верное средство.

24

Всегда каждый вопрос пропускаю сквозь себя. Нда.. Кризис веры - это тяжело. И я радости не заслужила, Таня, это точно. Приложив Ваши слова к себе, переживающий кризис веры, в этой теме я для себя ничего полезного не нашла.

Во время этого Великого поста меня уводило из храма всеми силами. На Пасху с радостию причастилась (ибо живу с чувством Бога в сердце, стремлением быть угодной Ему, но вера в Церковь покидает меня), но это не помогает излечению. Не несет меня как прежде в храм, не несет. Нужно трудиться над собой. И нет ни сил, ни желания над собою трудится. И вот тут я могу точно отметить, что можете меня клеймить, или упрекать, советовать идти в храм с принуждением, ибо Царствие Небесное силою берется..но ничего это не изменит.

я все думаю о той Наталье и мне жутко претят эти слова:"Она и не была в Православии. Она вообще, как и многие из нас, просто была, просто жила. Речь о болезни шла. Чего пристал? Ещё раз крикнуть о чёрствости православных?"
Это прошедшее время о живом болеющем человеке и грубоватое-просторечивое -"чего пристал?" меня добило.

Может Наталья и не православная, потому что она только встала на путь поиска. Она может быть ПОКА не православная. Она только ищет Бога, как дитя, ища что слаще и теплее, и светлеее... Чего пристал, скажут ей? И все! И ку-ку с прощальным приветом.

Сегодня на фейсбуке в теме Виктора Сударикова читала комментарии к теме причастие и исповедь. И вновь и вновь убедилось как далеки люди от любви, взаимоподдержки, как хотят доказать что-то свое.. А ведь у него спорили христиане, те кто цитируют Евангелие с легкостью, кто регулярно и постоянно ходит в храм и т.д....Нет. Это все не помогает мне почувствовать людей причащающихся Тела и Крови Христовой, как единокровных братьев и сестер. И получается кругом фарисейство и книжничество. И вы своими словами меня также в этом убеждаете...
НЕТ ЛЮБВИ В СЛОВАХ ТО!!! И как верить таким словам. А ведь Бог есть любовь! И только любовь! На секундочку представляю, что я люблю эту усталую женщину в метро, или старика с кружкой у двери церкви, и сотни других прохожих и мимо проходящих , и понимаю, если бы я их любила, то я бы пройти мимо них не могла бы...Я бы плакала от сострадания к одним, обнимала бы других, вытряхивала бы кошелек перед третьими... И мой кризис веры в том, что за 10 лет в Храме я этому не научилась. И в Храме меня никто не любит. Я тоже никого. Да мы даже не знакомы!!!! Вот это кризис веры. Понимаете? А не поиски Наташи. Вот это понимание всего: знание писания, предания, чтение житий, чтение молитв и при этом пустота, и плачь... Вот об этом  надо говорить не так, как вы пробрякали. Не говорите так никому. Ибо мы, православные, может и поймем. А ищущих отвратите точно.

И вот поэтому нас тут так мало. И поэтому развалился форум Предание и мы ушли со Странника. Вот таким кризисом я и могу поделится с Юрой, Олей, поплакать с Андреем или Иринкой. Мы живые и ничто нам не чуждо. И мы принимаем право на ошибки, право на кризис. И никто из нас друг другу не скажет, что иди сначала и заслужи. Мы простые обыкновенные грешники, бьющиеся в сетях сомнений, заблуждений, грехов , болезней и слабости и нищеты... Как и Наташа. Помоги ей Боже. И Вы, Танюша, примите мои слова не как обвинение, а как плачь..с любовью и о вас. Раз Вы с нами , значит и о Вас плачет наша душа. Вижу и по Юре и по Олечке.
Христос Воскресе!

25

Jura написал(а):

Таня Р. написал(а):

    Юрий...У тебя, брат, явно сквозит критиканское отношение ко священству.
    Это  болезнь начинающего, но не подвизающегося. Пора уж отстать от сего искушения, дорогой...Все мы проходили сие вначале. Это пройдёт сразу же после покаяния греха осуждения и исповеди со Причастием из рук священника Божьего. Дерзай, брат:) Не вздумай обижаться. Я по любви .

http://smayly.ru/gallery/kolobok/HD-Kolobok/qippda_ai.gif
Это ж сам митрополит написал. Если на свою жизнь наложить, праведность как рукой снимает... Верное средство.

Подпись автора

    Осторожно! Неофит! http://s019.radikal.ru/i641/1211/d3/eba674189bcb.gif

А кто требует всё сразу на себя примерять? Так и грыжу легко заполучить.:)

26

Юра в этой теме ранее приводил цитату из этой книги. Сегодня меня другие слова из нее "зацепили".

Исповедь плохого священника  http://azbyka.ru/ispoved-ploxogo-svyashhennika.shtml :

... «Неверующие не могут опровергнуть веры. А верующие могут — не живя по своей вере», — архиепископ Иоанн (Шаховской).

Когда я был мирянином, я изрядно согрешал осуждением священников. Причем не только за бросающиеся в глаза их грехи (не так уж много я их видел тогда), а просто мне казалось, что тот или иной батюшка «недостаточно духовен». Я был уверен, что, надев рясу, стать святым совершенно несложно, тем паче ряса обязывает. Просто не грешить, и того и гляди духовные дарования одно за другим пойдут. Когда сам принял иерейский сан, осуждать своих собратьев-священников стал гораздо меньше. (Правда, продолжаю осуждать архиереев, но с этим грехом придется искать другой способ борьбы.)

Часто вспоминаю один эпизод из своего юношества. Было мне чуть меньше двадцати лет. Я гневно смотрел на отца Н., чье поведение в алтаре мне виделось недостойным. В ответ на очередную мою «благочестивую» дерзость отец Н. сказал: «Я в твои годы был точно такой же. Потом вся эта святость куда-то подевалась. И я на тебя еще посмотрю, когда тебе будет тридцать, а мне сорок». Я про себя вспыхнул, — мол, нет уж, я таким не буду, — но хватило ума промолчать. Тебе теперь за сорок, отец Н. Смотри и убеждайся в своей печальной правоте. Я хуже тебя, и я это знаю точно. Кроме всего прочего, мне не хватило бы кротости терпеть чьи-нибудь выходки и прощать так, как ты меня терпел и прощал тогда. ...

... Человек, переступая через свою совесть, делает один раз усилие, как бы ломая перегородку, в следующий раз по этому же пути легче — дорожка протоптана.

Плата за это — утрата живой, действенной веры. Когда загаженное сердце не способно на любовь Божию ответить любовью (а это бывает тогда, когда нет искреннего покаяния — предельной решимости вычистить эту грязь, чего бы это ни стоило), оно прячется от божественной любви, как Адам в Эдемском саду. Для того, чтобы разумом усомниться в бытии Божием или в реальности совершаемого Таинства, нужно дойти до полного духовного безумия. Это крайний случай. Гораздо чаще вера переходит в область теоретических убеждений, которые никак не отражаются на душевных переживаниях. Страшно впасть в руки Бога Живого (Евр. 10:31), и, поскольку нет ни покаяния, ни любви, этот страх убивает молитву: умом мы понимаем, что от Всевидящего Ока никуда не спрячешься, тем не менее начинаем «отводить глаза». Чтение молитв становится формальным. Продолжительные службы сильно утомляют именно человека не молящегося. Так что службы мы сокращаем по единственной причине: мы просто не умеем молиться. Не умеем — или не хотим. ...

27

Спасибо, Оля! Ценное замечание.

28

Андрей Кир написал(а):

Спасибо, Оля! Ценное замечание.

Подпись автора

    Истинное Творчество - путь познания Духа, Души и Мира, нас окружающего...

   Тем более, что никто не следит, кто когда пришёл, когда ушёл и на какой ноге на службе стоял. Не понимаешь всей важности, как говорится, момента, не понимаешь  всей сути Литургии, но веришь хоть мененько в сердце своем, что :" Ты - Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешных спасти,   из которых.....аз первый есьм ", веришь Заповедям Его, веришь в Царствие Его - живи , человек, молись, как можешь - Бог тебя любит, Он тебя видит, Он тебя управит. Только не суди никого, Христа ради, а осудил - спеши покаяться, чтобы  самому не быть судиму, по слову твоего же Бога. В чём же неосуждение? Не мсти последним( адовым) проклятием, побереги свою душу, мужайся в терпении скорбей, скорбный и слабый земной человече...

29

Нашёл, что вы здесь обсуждаете то, что и мне в последнее время интересно. У меня ссылка на похожую статью. Возможно, что вам это будет в помощь.
http://www.sestry.ru/church/content/slug/events/35/
Переход через пустыню, или Как пережить период духовной сухости. Беседа митрополита Афанасия Лимассольского

Свернутый текст

Настоятельница нашей обители, игумения Домника зачитала сестрам беседу митрополита Афанасия Лимассольского, переведенную с греческого языка сестрами, несущими послушание в греко-славянском кабинете. Митрополит Афанасий – духовный сын старца Иосифа-младшего (ученика старца Иосифа Исихаста). Он был связан узами духовной дружбы и со старцем Паисием Святогорцем, близко общался со многими другими известными афонскими подвижниками. В своей митрополии на Кипре и в других епархиях он ведет активную пастырскую деятельность: в храмах, вузах, на радио проводит беседы на духовные, порой очень непростые, темы: об умной молитве, о борьбе с помыслами, о страстях, о чистоте сердца, о заповедях. Беседы особенно интересны потому, что Владыка говорит из собственного монашеского опыта. Беседа «Духовная сухость и уныние» была проведена Владыкой для мирян (прихожан храма города Лимассол), но она интересна и полезна также и монашествующим.

Сегодня мы вместе с вами вспомним 28-й стих 118-го псалма: Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих.

Это особая тема в духовной жизни. Во внутреннем состоянии человека не могут не происходить изменения, и иногда случается и то, о чем говорит Пророк: Воздрема душа моя от уныния. Сегодня мы поговорим о том, что нам делать и как себя вести во время этих изменений.

Есть одна западня, в которую мы с легкостью попадаем, когда хотим подвизаться, — это наше стремление следить за своими чувствами. Что я имею в виду? Как все вы знаете, обычно происходит следующее: когда человек начинает ходить в церковь, в первое время он переживает состояние Божественной благодати, которая дается ему даром. В этот период человек испытывает божественную радость; он чувствует, как играет его сердце, движимое любовью к Богу; он с легкостью собирает свой ум; страсти в нем отступают, укрощаются; божественное просвещение осеняет его душу. Естественно, всё это рождает в нашей душе приятные, радостные чувства. Нам бывает тогда очень хорошо, мы чувствуем себя в высшей степени прекрасно. Мы действительно ощущаем себя словно в Раю, вкушаем радость Рая.

Однако приходит час, в который происходит некое изменение: вместо всего перечисленного мы вдруг ощущаем себя покинутыми, чувствуем в душе тьму, мрак, чувствуем, что Бог нас оставил или что мы оставили Его, вновь ощущаем гнет страстей, смешение помыслов. Мы больше не хотим молиться, наше существо противится молитве, не находит себе упокоения в деле Божием, через силу мы убеждаем себя пойти в церковь и т.д.

Это противление, изменение человек воспринимает очень тяжело. Часто он огорчается и скорбит: «Почему я так себя чувствую? Почему я столкнулся со всеми этими трудностями, тогда как раньше ничего подобного не было?» Он начинает искать причины: может быть, дело в этом? может быть, в том? в другом?.. Но истина не в том, что человек где-то допустил ошибку. Истина в том, что человек должен научиться жить, так сказать, более твердо.

Как говорил приснопамятный старец Паисий, Бог похож на хорошего земледельца, который посадил маленькое деревце и поливает его каждый день, поскольку деревцу необходимо достаточное количество влаги для того чтобы пустить корни, прижиться и расти. Но постепенно земледелец начинает поливать его реже: сначала через день, потом ― через два дня, через три, через четыре, через неделю, раз в две недели, раз в месяц. Так он поступает с целью помочь дереву пустить корни глубоко в почву, чтобы оно получало настоящую влагу прямо из земли. Ведь если оно будет расти на самой поверхности, то, когда придут ветры, ливни и непогода, оно не сможет устоять, будет вырвано с корнем и упадет.

Поэтому человек по промыслу Божию проходит это обучительное оставление Богом (оставление лишь кажущееся), педагогическая цель которого ― чтобы человек глубоко пустил корни и устоял. По этой причине наша душа часто пересекает пустыню, переживает период сухости. Как во время засухи всё вокруг бывает иссохшим, нигде нет ни капли воды, ― тяжелый период для природы, ― так происходит и с душой человека. И в этот период человек должен быть крайне бдительным, чтобы, прежде всего, не потерять мужества. Он должен знать: мы верим в Бога и любим Его не потому, что Бог даровал нам те приятные, радостные чувства, какие были у нас вначале, но потому – и в этом мы абсолютно уверены, – что Бог всегда рядом с нами, и Он заслуживает того, чтобы весь наш подвиг мы совершали ради того, чтобы быть рядом с Ним. Подвизаясь таким образом, мы пребываем верными Богу, даже если само наше существо оказывает нам сопротивление. Наше существо приводит аргументы в свою пользу: вот, ты делаешь то и то, а результата нет, ― или: ты пытаешься исполнять что-то, а внутренне испытываешь от этого большие затруднения, хотя раньше совершал это с удовольствием.

Пророк Давид в одном из псалмов говорит, что враги спрашивали его: Где есть Бог твой? (Пс. 41, 4, 11). Человек спрашивает себя: «Где есть Бог мой? Разве Бог не видит, как я страдаю, как я Его ищу, как разыскиваю, что я — сплошная пустыня?» Бог, как внешне кажется, молчит и оставляет человека одного. В действительности это не так. Это просто субъективное переживание самого человека.

В этот период требуется большая вера. Человек должен устоять, сказав себе: «Ради любви Божией я пребуду на своем месте». Он не должен отступать и обращаться вспять: «Ну ладно, раз я делаю и не вижу никакого результата, то остановлюсь и больше ничего делать не буду. Ведь Бог мне не отвечает. Ведь Он не откликается. Ведь я столько уже подвизался, но ничего от Него не получил. Брошу я всё это». Бог желает уберечь нас от «чувства бакалейщика», то есть от ощущения, что мы покупаем благодать. Ведь она потому и называется благо-датью, что Бог дает ее даром. Мы не покупаем ее. Мы не пускаем ее в оборот между нами и Богом. Бог просто дает нам ее. Не по какому-то закону, который мы исполнили, не по нашим делам, но по Своей любви и милости Он нас спас, и по Его благодати, данной нам даром, пришло наше спасение и наше вечное единство с Ним.

Вместе с тем в этот трудный период мы должны быть внимательными и делать всё возможное, чтобы не оставить наше правило. То малое правило, которое каждый из нас совершает ежедневно, помогает нам устоять. Пусть это будет маленькая молитва, которую мы совершаем вечером или утром, наш небольшой пост или что-то другое, что мы исполняем (причащение, исповедь) ― мы должны подвизаться за то, чтобы соблюдать всё это в точности, даже если сейчас, в трудный период, не видим от этого результата. Если мы сохраним всё это, если пребудем на нашем месте и, несмотря на давление событий и помыслов, останемся стойкими и будем продолжать бороться, — тогда будем уверены, что Бог вновь вернется к нам (хотя в действительности Он всегда рядом с нами). И тогда человек начнет приносить сладкий спелый плод во время свое (Пс. 1, 3). Не во мгновение ока, как мы мним в первый период духовной жизни, когда впервые познаём Бога и через неделю считаем себя уже достигшими Божественной меры. В духовной жизни человек созревает постепенно и преуспевает возрастом и благодатию (Лк. 2, 52), и строит всё духовное здание на смирении.

Период сухости ― самый лучший период нашей духовной жизни. И это мы всегда должны иметь в виду. Когда мы переживаем период сухости ― мы переживаем самый лучший период нашей жизни, потому что в это время человек закладывает правильный фундамент. Это время смиряет человека, уничижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада. И тогда человек видит, что его дела ― ничто, и сам он ― ничто, ноль. Но он не должен от этой уничиженности впадать в безнадежие, а должен держаться такого убеждения: единственное, что для меня осталось, ― это вера и надежда на Бога. Когда он будет так подвизаться, тогда приходит любовь, которая выше веры и надежды, и человек уже наслаждается в любви Божией. Он наслаждается, но перед этим он преодолел длительный период сухости ― испытание, которое иногда длится многие годы. Авва Исаак Сирин пишет о себе, что почти тридцать лет его душа не чувствовала действия благодати[1].

Господь ― хороший педагог. Как учитель, когда видит, что ребенок имеет желание учиться, но он несколько ленив и наивен, то начинает подталкивать его к занятиям, заставляет читать больше, задает ему больше уроков, иногда даже устрашает его тем, что такой-то учится лучше. Учитель видит, как продвигается его ученик, он знает его возможности, и потому, если оставит его без внимания, то, по сути, причинит ему вред. Учитель подталкивает его к тому, чтобы он приобретал еще большие знания. Так поступает и Бог, Который видит любочестивую душу человека, видит, что у нас возникает иногда благое стремление и желание, но мы не имеем сил или произволения, не хотим делать большего, лень и другое подобное нас парализует. И Бог своими «педагогическими приемами»: сухостью, испытаниями, скорбями, искушениями, помыслами ― устраивает так, что человек находится в постоянном духовном бодрствовании и движется вперед.

Я всегда вспоминаю два высказывания: одно ― древнего старца, другое ― современного. Слово древнего старца было следующее. Как-то раз брат спросил одного монаха, достигшего великой меры непрестанной молитвы: «Как ты смог достичь столь великой меры? Кто научил тебя молиться?» И тот, улыбаясь, ответил: «Демоны. Они научили меня молиться». ― «Но как это возможно, чтобы демоны учили нас молитве?» ― «Да. Они воздвигали против меня такие невыносимые брани, что я постоянно был вынужден пребывать в бодрствовании, духовном трезвении с молитвой на устах и в уме, потому что стоило мне лишь немного оставить молитву, как тотчас же в меня вторгались помыслы, пожелания, образы и порабощали меня греху».

Другой старец, современный нам, отец Ефрем Катунакский при каждой нашей встрече всегда говорил нам: «Будьте внимательны, не оставляйте пустоты между вашим умом и Богом». Многие годы я не мог понять этих слов. Что же они означают? Они означают, что наш ум должен быть настолько соединен с Богом, с памятью о Нем, чтобы в нашем общении с Ним не было ни трещинки, через которую в любой момент могут войти помыслы, желания, страсти, иначе говоря, то, что разлучает, разъединяет нас с Господом. Это бодрствование есть то средство, которое действительно помогает нам иметь крепкие корни для того, чтобы устоять в тяжелый период засухи, и удерживает нас в контакте с благодатью на протяжении всей нашей жизни. Мы должны пребыть верными Богу. Верный человек ― это не только тот, у кого всё хорошо, и потому он верит в Бога и призывает Его. Верный ― это тот, кто в период сухости, когда всё в нем сопротивляется, когда всё говорит об обратном, когда его душа ничего не чувствует, безусловно верит, что Бог его не оставит: Бог здесь, Он не оставит меня умереть во время этой засухи.

Отцы сравнивают это состояние души с сорокалетним странствованием израильтян по пустыне. Бог вывел их из Египта и они сорок лет блуждали по Синайской пустыне и никак не могли достичь Земли обетованной, Палестины. Она была рядом ― на расстоянии двухмесячного пешего пути. Но израильтяне шли сорок лет в земли пусте, непроходне и безводне (Пс. 62, 2). Там они подверглись многим бедствиям, невзгодам, испытаниям. И однако они остались верными. Когда они начали роптать, что в Египте им было лучше и потому стоит туда вернуться, всех их постигло бедствие. Писание говорит, что после того евреи стали говорить: лучше пусть кости наши падут в этой пустыне, чем мы вернемся в Египет.

Знаете, иногда мне приходится слышать следующие вещи: «До того, как я начал регулярно ходить в церковь, я чувствовал себя гораздо лучше. У меня не было помыслов, я никого не осуждал, всё у меня было в порядке, всё мне было понятно, а теперь я не понимаю ничего». Наша предыдущая жизнь начинает нам представляться в лучшем свете, чем нынешняя. Сейчас, когда мы ходим в церковь, наше положение, как нам кажется, осложнилось: мы ничего не чувствуем, целыми днями осуждаем, всё у нас вверх дном ― в общем мы не ведем хорошей духовной жизни. Мы уже иначе смотрим и на людей, живущих вне Церкви, говорим себе: «Посмотри, эти люди, которые не ходят в храм, какие они спокойные, безмятежные, их жизнь ― сплошная радость, всё у них в порядке и на работе, и в семье, они такие радостные, общительные». В нашем уме происходит перемена, нам вдруг представляется, что жизнь без Христа лучше нашей жизни, и это тянет нас обратиться вспять. Здесь от нас требуется принять решение: пусть лучше мы умрем в пустыне этого Божия испытания и оставим в ней наши кости, чем вернемся к прежней жизни, чтобы наслаждаться той радостью, которая, как нам кажется, там есть.

Бесспорно, что человек, перенося всё это, испытывает душевные страдания. Но если ему удается преодолеть препятствия со стороны своих желаний, образов и фантазий о самом себе и смириться перед Богом, тогда он находит ключ к отдохновению. Ключ этот ― молитва со слезами. Слезная молитва приносит успокоение человеку, имеющему глубокое смирение. Я говорю не о слезах, соединенных с жалобами и недовольством, когда человек начинает судиться и говорить «почему?», например: «Почему, Боже мой, Ты меня оставил? Почему Ты мне не помогаешь? Зачем Ты меня оставил одного, и я теперь грешу? Почему я дошел до такого скверного состояния?» Рождается много этих «почему». Но если человек всё это презрит, закроет на это глаза, падет ниц пред Богом, со слезами раскроет перед Ним свое сердце и изольет всю свою боль в молитве, тогда он находит большое утешение. Настолько большое, что после того как пройдет период испытания, для человека наступает лето, то есть новый хороший период. И человек с ностальгией вспоминает минувшее и то сладкое утешение, которое дал ему Бог, в то время как он не имел никакого человеческого утешения.

Будем уверены в том, что Бог не презрит нашей молитвы. Он не презрит нашего стенания, нашего испытания. В этот период сухости в человеке происходит подлинная внутренняя духовная работа. Если человек не переживает состояния сухости, если не проходит испытаний, значит, Бог еще не начинал Своей работы с ним. Значит, всё совершаемое человеком еще незрелое и сырое, он еще не вошел в печь, чтобы испечься.

В приведенном нами стихе псалма пророк Давид говорит: Воздрема душа моя от уныния. Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души ― это уныние. Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке ― «не хочу», приносят рыбу ― «не хочу», приносят самую лучшую еду ― «не хочу». Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу.

Подобное бывает и с душой человека от уныния. Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк, ― дремание. Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте. Таково уныние ― стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно. Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать. Дремание от уныния ― одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией.

Откуда возникает уныние? Одна из главных причин ― это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают ― а мы того и не понимаем. Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы ― чтобы мы не могли остановиться. От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности. Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так день за днем, день за днем. В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.

Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы. Умеренность и простота в жизни христианина ― вот главное основание для того чтобы иметь большую легкость в нашем общении с Богом. И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью. Ты ― господин вещей, а не раб их. Ты ― владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься.

Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех». Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу. Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается...» Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он. Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением.

С этой дремотой уныния нужно бороться. Об этом пророк Давид говорит далее: утверди мя в словесех Твоих. То есть утверди меня в вере. Ведь когда колеблется вера, тогда человек уже не сопротивляется греховному предложению. Утверди мя в словесех Твоих означает также «Господи, покажи нам необходимость иметь в себе словеса Божии». Подобно тому, как в нашем доме есть кладовая для продуктов и, когда наступают трудные времена, мы можем жить на запасы из этой кладовой. Или, как говорил старец Паисий: «Смотрите, работайте хорошенько духовно, чтобы получать духовную пенсию, чтобы, когда вы уже не сможете работать, к вам приходил конверт с квитанцией на получение». Что он хотел этим сказать? То, чтобы ты, когда у тебя духовно всё в порядке, ревностно подвизался, а во время испытания, в период духовной сухости имел духовные сбережения, собранные из поучений, из словес Божиих, из молитвы, и всё стойко выдержал. Чтобы не смог искуситель, враг, помысел убедить тебя, сказав: «Посмотри — ничего нет». Но почему вдруг нет? Вчера Бог был со мной. Вчера Он говорил со мной в моем сердце. Вчера я радовался вместе с Ним. Разве нет Его и сегодня? Есть. Вчерашний Бог, сегодняшний Бог, завтрашний Бог ― один и тот же Бог.

Поэтому молитва поучение в слове Божием, в творениях святых отцов ― это некий вклад духовных ценностей, который мы имеем в себе, чтобы во время трудностей питаться из него. Борьба, которую мы ведем в благоприятный период ― это пища, о которой мы вспомним, когда придут испытания, говоря себе: «Посмотри, Бог нас не оставляет. Минует это испытание, и вновь Господь придет, вновь наступит день». Есть день, и есть ночь: 12 часов ночи и 12 часов дня. Еще не было случая, чтобы ночь не прошла. За исключением нашей последней ночи. Но если это всё же не последняя наша ночь, то день наступит обязательно. Смена времени суток произойдет. То же и в духовной жизни. Ночь пройдет и взойдет солнце. Пройдет испытание, и после него мы увидим сладкие плоды.

Еще раз повторю и на этом закончу: самая правильная духовная деятельность бывает у человека в период испытаний и сухости. Именно тогда происходит духовная деятельность. Какие фрукты становятся сладкими? Те, которые выросли на «безводье». Самые сладкие арбузы и дыни ― «безводные», которые не наполнены водой, как прочие. Они сладки и ароматны, потому что выросли в трудных условиях. То же самое и с человеком. Кто «испечен» в трудностях и пребывает верным Богу, не уступает, он говорит: «Я не хочу шоколада от Бога, я хочу Самого Бога. Я обрету Бога в этих испытаниях. Я не убегу от Него. Не откажусь от своего места. Даже если мне предстоит здесь умереть, я паду в борьбе, но назад не поверну ни за что».

Когда человек скажет так и пребудет в таком устроении, прилагая все свои силы, несмотря на давление искусителя, тогда Бог поистине радуется и награждает этого человека. Этот человек действительно борец, атлет. Атлет Христов. И он вкусит обильные, прекрасные и сладкие плоды, когда минует время искушения.

[1] Слово 31: "Знай, чадо, тридцать лет вел я брань с демонами, и по истечении двадцатого года вовсе не видел себе помощи. Когда же прожил я и пятый из последних десяти, тогда начал находить упокоение. И с течением времени оно возрастало. И когда прошел седьмой год, а за ним наступил осьмой, упокоение простерлось до большей гораздо меры. В течение же тридцатого года, и когда оный приходил уже к концу, так сильно стало упокоение, что не знаю и меры, до какой оно увеличилось". И еще присовокупил: "Когда захочу встать для совершения службы Божией, могу еще совершить одну славу; а что до остального, если буду стоять три дня, в изумлении пребываю с Богом и нимало не чувствую труда". Вот какое ненасыщаемое упокоение порождено многотрудным и долговременным делом!"

21.03.2012

30

Спасибо, Иваныч.

31

Спасибо.

  "Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним ещё что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы. Умеренность и простота в жизни христианина ― вот главное основание для того чтобы иметь большую легкость в нашем общении с Богом. И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью. Ты ― господин вещей, а не раб их. Ты ― владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься".

32

Её вера камня твёрже -
Крест на камне начертала:
Женским пальцем, нежной кожей,
Как по маслу нажимала
Распрекрасная Варвара,

Богом избранная дева,
С детства в роскоши живала,
С золотых тарелок ела
Несравненная девица,
Сердцем чистая Варвара.
Всяк на ней готов жениться,
Кому чести доставало.

Средь языческого мира
Сия радость возрастала,
Но ей было в нём не мило:
Бога сердце ожидало,
Бога чудного творенья,
Что в глазах её лежало,
И в весеннем воскресеньи
Святым Духом угадала.
Пламенел Он в ней, как пламень,
Ко Христу душа проснулась,
Под ногой смягчался камень
Лишь стопой его коснулась!

И отец единокровный,
С той, что не было дороже,
Этой верой разъярённый,
Приказал сдирать ей кожу!
Распрекрасная Варвара
На лицо его глядела,
Пощадить не умоляла,
Окровавленная дева...
И бесами раздрачённый,
Совершил себе он кару:
Своим собственным мечом он
Разрубил свою Варвару...

Ко Христу пошла Варвара
Царство Божье восхищая,
Людям веру представляя,
Что железо не сломало!

(св. Феофан ( Затворник Вышинский)

(Лк. 21, 12-19). "И будете ненавидимы всеми за имя Мое". Кто вдохнёт в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нём остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями - дух неприязненный Христу: он антихристов; расширение его - расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни. Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнётся и прореченное Господом: "возложат на вас руки. . . и будут гнать вас . . . преданы будете. . . и умертвят вас". Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? "Терпением вашим спасайте души ваши". Терпи, с твёрдым словом исповедания истины в устах и в сердце.)

33

Архимандрит Андрей (Конанос). Богооставленность http://www.pravoslavie.ru/90390.html .

34

Вот нашла красивые с виду стихи,

Сергей Грущанский( Стихи Ру)

…Хоронили ангела,  –  влюбился,
тем и сжёг бессмертие своё.
Девочка  по имени Алиса
там,  внизу,  на клиросе поёт.

Что в ней,  сиротинке из детдома?
Имя-то…  и в святцах не ищи.
Но горит в глазах её бездонно
зорька  самой трепетной души.

Заглянул в них  –  и  пропал навеки.
Тень легла на светлое чело…
И шептал он:  «Люди! человеки!
Как же вам с любовью повезло».

..........................................
И задумалась....

Все кто пасть хотел - уже упали
Ангелы, и вёл их Сатана.
А  верных совратить... уже едва ли.
Недоступна Светлая страна
Глазкам, ножкам, взглядам человечьим:
Свет и жизнь для Ангела всё - Бог!
Ангел человеку предан вечно,
Но влюбиться...Это он не мог.
Для него Любовь - не наша мера,
Бога видит он перед собой,
У него, браток, такая вера,
Что ещё не снилась нам с тобой...

Нет уже соблазна, он - безгрешен
И в Любви Христовой утверждён,
И надеждой Вечною утешен,
И слезою светлой орошён
В сострадании к земному брату,
И готов служить ему всегда,
Раскрывая крылья для объятий,
Уж не соблазняясь...никогда.

Отредактировано Таня Р. (2016-02-10 20:28:16)

35

Коль сам неверен - Ангелам дай честь,
Коль я жадна - та справедлива весть,
А то что Бог - Отец, спроси Луны движенье,
Иль Даниила чудное спасенье,
Иль у войны, которой есть конец.
Дай Бог тебе узнать, что Бог - Отец!

Отредактировано Таня Р. (2016-02-10 20:48:34)

36

Почему со временем охладевает вера? Ответы пастырей http://www.pravoslavie.ru/91930.html .

37

Священник Димитрий Шишкин. О доверии Богу http://www.pravoslavie.ru/94276.html :

... Особо хочется сказать о «долгосрочном доверии Богу» в периоды, которые можно назвать хоть и не в полной мере, но отчасти периодами «богооставленности». Наверняка каждый православный христианин припомнит в своей жизни такой более или менее трудный период. Когда и молитва не идет, и умиления со слезами нет, и в душе смута и хаос, и уныние наваливается, и пустота, и проблемы какие-то, скорбь и туга душевная. Так вот что хочется сказать: такие периоды бывают в жизни каждого христианина; больше того – они должны быть, и к этому нужно быть готовым. Для чего они нужны? – Для того, чтобы испытывалась наша воля, ведь без этого испытания не может быть подлинной веры и верности. Когда Господь не то чтобы оставляет нас совершенно, а как бы ослабевает Свою благодатную поддержку, чтобы мы являли доброе своё произволение в трудных обстоятельствах внутренней и внешней жизни. Эти периоды благословенны – вот что надо сказать, – хоть и трудны, конечно. И наша главная задача в эти периоды – оставаться верными Богу в своих помышлениях, словах и поступках, несмотря ни на что. Вот в этом и есть наша вера, в этом и состоит наше «малое» участие в страданиях Христовых, сораспинание Ему, без которого не может быть и совоскресения. Так что будем внимательны к себе и при наступлении такого трудного периода будем всё своё внимание и силы обращать на то, чтобы, несмотря ни на что, мыслить, говорить и действовать по-христиански. А во всём, что не будет у нас получаться (потому что многое не получается в эти периоды и «валится из рук»), будем сокрушаться и каяться и таким образом опять же будем приобретать несомненную пользу смирения.

И вот что хочется сказать напоследок. Не было никогда и не может такого быть, чтобы после трудного и тягостного периода Господь не даровал бы человеку великой и преестественной радости богообщения. Только бы мы во время всех неудач, уничижений и расстроенностей вопреки всему сохраняли доверие Богу и старались не отступать от Него душой и сердцем, хранить верность Ему в словах и поступках. Вот об этом будем иметь главное своё попечение и будем помнить твердо, что Господь всегда рядом и никогда нас не оставит, только бы мы сами всем сердцем «прилеплялись к Нему» во всех обстоятельствах жизни с полным доверием и простотой.

38

Архимандрит Андрей (Конанос). Боль расширяет сердце. Часть 1. Без Христа мы сошли бы с ума http://www.pravoslavie.ru/94919.html .

Архимандрит Андрей (Конанос). Боль расширяет сердце. Часть 2. Смиренный не чувствует боли http://www.pravoslavie.ru/95189.html .

Отредактировано Ольга79 (2016-07-11 12:34:22)

39

Ольга79 написал(а):

Архимандрит Андрей (Конанос). Боль расширяет сердце. Часть 1. Без Христа мы сошли бы с ума http://www.pravoslavie.ru/94919.html .

Подпись автора

    Основа духовной жизни – это добрые помыслы (прп. Паисий Святогорец)

Спасибо, Оля. Очень хорошо...У меня нет слов...

40

Спасибо, Танюша. Полностью с тобой согласна.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » Кризис веры


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC