Спасибо, Оля! Неплохая стратификация.
На мой взгляд, неполная.
Отметил бы и очень важный аспект ломки устоявшихся социальных и духовных стереотипов.
По типу "долой самодержавие"! " да здравствуют Советы" и т. п.
Без этого невозможна революция. Нужен контрфорс. Идея. Одни реформы, или нищета, не играют решающей роли.
Да, согласна, это важно. Статью нашла благодаря вашему диалогу с Иглой, вдохновили на поиски.)
В процессе встретилась еще одна теория. Мне показалось, она сочетается с твоими словами о том, что "удар пришёлся в переломный момент, когда реформы только начали серьёзно работать...". Как понимаю, ты говорил о результатах столыпинских реформ. Возможно, я "притягиваю за уши" и ты не имел ввиду то, о чем будет ниже. У меня так ассоциация сработала.
Джеймс Чаунинг Дейвис (из Википедии)
Джеймс Чаунинг Дейвис (6 мая 1918 – 30 марта 2012 года) — американский социолог и политолог[2]. Наиболее известен своей теорией возникновения социальных революций на основании т.н. J-кривой[en].
По мнению Дейвиса, революция является реакцией населения на внезапное ухудшение экономического положения в стране после продолжительного периода роста.
Теория Дейвиса часто применяется для анализа причин массовых выступлений. Другое название теории — J-кривая Дейвиса.
Краткое содержание теории Дейвиса
На основе анализа хронологии нескольких известных революций, Дейвис предположил, что массовое недовольство возникает в момент резкого снижения уровня жизни населения после продолжительного периода роста. Кривая уровня жизни при этом напоминает перевернутую латинскую букву «J», откуда и происходит название теории. В своей работе, опубликованной в 1962 г., Дейвис, в частности, писал:
Революции с наибольшей вероятностью происходят тогда, когда за продолжительным периодом экономического и социального развития следует короткий период резкого спада. При этом люди начинают опасаться, что заработанные с большим трудом личные достижения будут утрачены; их настроение становится революционным. На это явление указывают примеры восстания Дорра[en] (1841–1842, США — прим. Википедия), русской революции и революции в Египте, а также косвенные данные по другим случаям гражданских волнений. Индикаторами общественных настроений могут служить статистические показатели уровня жизни, безработицы, частоты забастовок в промышленности и другие. […]. Это может служить началом теории предсказания революций, которую еще предстоит создать и усовершенствовать.