БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Сложные вопросы » Революции, их причины


Революции, их причины

Сообщений 1 страница 40 из 177

1

Jura написал(а):

... И еще вопрос, его пытался задать Никита Михалков всея Руси, "Как же это произошло?" Как же народ богоносец превратился в народ богоборца, не повторение ли это пути Иудеев?


Сергей Худиев. В тишине и уповании http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75914.htm :

... Весь мировой — и особенно отечественный — опыт показывает, что нет такой плохой ситуации, которую нельзя было бы радикально ухудшить. Ситуация перед революцией 1917 года была намного тяжелее, чем сейчас: уже три года шла Мировая война, миллионы людей погибли, миллионы на фронте привыкли к оружию, насилию и жестокости, миллионы в тылу — к суровым лишениям. Что может быть хуже? Не хватит ли терпеть Царя, который «кровавый», правительство, которое состоит из «дураков и изменников», министров, которые «воры»? Люди вышли на улицы с красными бантами и вскоре убедились, что хуже быть может, причем значительно хуже.

Эта история повторяется раз за разом, мы можем читать о ней в учебниках истории, а можем наблюдать в реальном времени: люди становятся недовольны своим положением, воспламеняются гневом, яростью, энтузиазмом по поводу того, что, вот, будем метаться и буянить — и все как-то улучшится. В результате все только ухудшается. В советской школе — кто ее застал — мы твердо выучили фразу Салтыкова-Щедрина: «Дорога из Глупова в Умнов лежит через Буянов, а не через манную кашу». Эта хлесткая фраза, как обычно для хлестких фраз, верна с точностью до наоборот. Дорога через Буянов ведет в Разорилов и Голодалов, а никак не в Умнов. Множество людей в разные времена ходили этой дорогой и убедились в этом. «Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели» (Ис. 30:15).


Таня Р. написал(а):

Так-то оно так. Но на улицы в красными бантами, которые после от крови стали ещё краснее, вышли как раз не читающие слово Божие, забывшие его, не знавшие или презревшие. И народ понянули за уши. Ибо и в народе было много не знающего , не просвещённого словом Божиим во спасение. Кто виноват? Спираль вьётся...Думать не запрещено.


Тоже задумываюсь над тем, как же в Православной стране дошли до того, что свергли Царя, разрушали Храмы, пытались строить свой новый мир без Бога. Если говорить о том, что была кучка заговорщиков, совершивших переворот на немецкие деньги - почему же народ не восстал против них в едином порыве? Почему значительная часть людей пошла за теми, кто отвергал Бога?

2

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/75512.htm
Очевидно, что революции никогда не ведут к тому светлому царству, которое обещают. В самом деле, единственный способ жить в гуманном обществе, уважающем человеческую жизнь, достоинство и свободу, – это быть гуманными людьми, уважающими чужую жизнь и достоинство. Но такие люди не делают революций, и уж точно они не оказываются у власти в их результате. Социальные смуты выносят наверх, напротив, людей аморальных и с легкостью идущих на насилие. Общественные нравы в ходе революций только портятся, и их неизбежный результат – это рост одичания, а не цивилизованности.

3

Слово пророка Божия к царю:

2-й Пара-он
9
ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны.
.......
И ещё где-то в Библии есть место, что за нечестия князей народа против Заповедей Божьих бывают у них волнения и кровопролития в народе.

4

Ольга79 написал(а):

Тоже задумываюсь над тем, как же в Православной стране дошли до того, что свергли Царя, разрушали Храмы, пытались строить свой новый мир без Бога. Если говорить о том, что была кучка заговорщиков,... почему же народ не восстал против них в едином порыве? Почему значительная часть людей пошла за теми, кто отвергал Бога?

Вера ослабла в умах многих. В первую очередь, в умах светских правителей и священнослужителей. Так мне кажется.

5

5  Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6  не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
7  служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
8  зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
9  И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. Еф 6

Кто же виноват? Кто же довел до всего этого? С чего все началось?

6

Jura написал(а):

С чего все началось?

С грехопадения в раю.

7

Значит поджигали с двух сторон?

8

Jura написал(а):

Значит поджигали с двух сторон?

Ни о каких поджёгах я ничего не писал.

9

Эти с одного конца.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1d/Odoevskiy_Alexandr_Ivanovich.jpg/345px-Odoevskiy_Alexandr_Ivanovich.jpg
Алекса́ндр Ива́нович Одо́евский

Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы! Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы!
Эти с другого.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/66/Yemelyan_Pugachev.jpg/375px-Yemelyan_Pugachev.jpg

А как ныне имя наше власти  всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих помест(иях) и водчинах оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступить равным образом так, как они не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину спокойную жизнь, коя до века продолжатця будет. Манифест 1774г

10

Наше Царство на Небесах, со Христом. Не знают о Нём или не понимают. Вот и бунтуют люди. Всё по грехам. Но и судить сейчас на форумах все о вся от нечего делать, ради новых тем - не полезно для души. Так и осудить легко.

Не у всех терпения хватает принять ВСЁ, как Волю Бога, во спасение.  Бунтарями уже рождаются. Читайте признание матери К. Рылеева. Горько. Но ничего не сделаешь.Можно сожалеть. а уговорить как?

11

Кондратий

Здесь искушенья и метанья,
Здесь ум, испорченный мечтаньем,
Здесь чистота и гений злой,
И зов к свободе и..разбой.
Кто это вымолил его,
Что не убил он никого?

Кудрявый мальчик одарённый,
В отчизну искренне влюблённый,
Но нрав критически упрям,
Где гордость с честью..пополам.

Я не сужу пути былые:
Спирали вихри вековые
И к нам направили виток...
Нам - устоять, а он не смог...

12

Михаил_ написал(а):

С грехопадения в раю.

Таня Р. написал(а):

Кондратий

Здесь искушенья и метанья,
Здесь ум, испорченный мечтаньем,
Здесь чистота и гений злой,
И зов к свободе и..разбой.
Кто это вымолил его,
Что не убил он никого?

Кудрявый мальчик одарённый,
В отчизну искренне влюблённый,
Но нрав критически упрям,
Где гордость с честью..пополам.

Я не сужу пути былые:
Спирали вихри вековые
И к нам направили виток...
Нам - устоять, а он не смог...

15  Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Лк 16, 15

13

Jura написал(а):

15  Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Лк 16, 15

«…Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему...». Луки 17:3-4

«…где твои обвинители? никто не осудил тебя?
… никто…» Иоанн гл.8 стих 10-11.

Отредактировано Михаил_ (2014-12-22 11:31:45)

14

Jura написал(а):

Значит поджигали с двух сторон?

Возможно. По крайней мере, духовного благополучия не было нигде.

Архиепископ Нафанаил (Львов, +1985).  ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО РЕВОЛЮЦИИ...  http://convent.mrezha.ru/_xtra/nathanael.htm .

Цитата из статьи, ниже, в спойлере, она полностью:

Вспомним, какими настроениями жила Россия перед революцией: отход от Православия, отказ от выполнения своей особенной, Богом ей назначенной задачи, был полным, по крайней мере в мыслящем интеллигентном классе, и это страшное духовное растление с катастрофической быстротой проникало из верхних слоев населения в нижние, производя в этих нижних, широких народных массах еще большие душевные опустошения, потому что тут растление не задерживалось никакими традициями, существовавшими в классах верхних. Сельское население - деревня - крестьянство - "христианство" русское разлагалось в предреволюционном угаре с невероятной быстротой на глазах одного поколения.

текст

Что было бы с Россией, если бы не случилась революция?

Вопрос этот, несмотря на его кажущуюся безцельность, вправе задать себе каждый русский человек, потому что вопрос этот имеет не только мечтательно-фантастический смысл, но и смысл религиозный.

Ведь мы, отвечая на этот вопрос, будем рисовать светлые и радостные картины не только внешнего процветания России, благополучия ее народа, но и скажем, что в этом случае было бы торжество правды на земле, что Россия, возглавленная своим праведным Государем, богатая и могучая, повела бы все народы к свету Божией правды.

А если так, то мы не только можем, но и должны задать себе вопрос - почему же в таком случае Господь не допустил совершения этих святых, таких казалось близких тогда к осуществлению и созревших возможностей?

Чтобы правильно, без бунта против Бога и без сомнений во всемогуществе Божием, ответить на этот мучительный вопрос, надо внимательно оглянуться на прошлое и посмотреть, чем была Россия перед революцией, какие силы были у нее в наличности, какими идеями она одушевлялась, по какому пути шла, и были ли у нее духовно реальные средства выполнить те пленительные картины торжества Православия, какие преподносятся русскому сердцу при мысли о том, что могло бы быть?

Быть может, наши мечты и претензии совершенно необоснованы, беспочвенны и не стоят серьезного вопроса: ну, вот, вроде того, как перед последней войной японцы уверяли нас на Дальнем Востоке, что их тотальная победа принесет торжество духа над материей, в то время как у них самих понятия о духовных ценностях были очень ограничены и характер власти был пропитан материализмом.

Конечно, наши русские мечты и претензии не являются такими. Всем ходом своей истории, всеми внутренними свойствами своего народа Россия действительно предназначалась именно для той провиденциальной роли, в которой мы так мучительно жадно хотели бы ее видеть. Но:

"Помни: быть орудьем Бога
Земным созданьям тяжело:
Своих рабов Он судит строго,
А на тебе, увы, как много
Грехов ужасных налегло.
О, недостойная избранья,
Ты избрана. Скорей омой
Себя слезами покаянья,
Да гром двойного наказанья
Не грянет над твоей главой".

Это за три четверти столетия до нашей катастрофы сказал человек с чистой душой и высоким разумом, сумевший глубже, чем кто-либо иной проникнуть в тайны судеб России (А. С. Хомяков).

Господь не знает лицеприятия, не возлюбляет Он какой-либо народ больше других по внешней случайной причине. Это относится и к Ветхому Завету, где избранничество народа Израильского и многократно подчеркнутая особливая Божия к нему любовь полностью объясняется тем, что этот народ своим историческим происхождением от праведнейшего Авраама и выработанными по Божиему указанию свойствами своего характера (например, несмешиваемостью с другими народами) был припособлен к выполнению Богом ему назначенной высочайшей задачи: хранить среди язычества, т. е., бесопоклонения, веру в Единого Бога и Ему служения.

Тем более это верно в отношении к временам Завета Нового. Все народы равно любит Господь и призывает к выполнению здесь на земле Своего нравственного закона, к служению Истине и к громогласному ее провозглашению. Потому-то именно христианским народам, уверовавшим в Него, дал Господь могучую силу культуры и цивилизации, распространил их от предела до предела земли.

Но что сделали эти народы?

Гигантскими силами, данными Им для служения народу, они стали служить только сами себе, часто употребляя их и на взаимное истребление. Внутренне до конца растленная, выхолощенная, опустошенная, невдохновленная ничем, кроме материальных побуждений, жизнь этих народов у нас перед глазами.

Если бы весь человеческий мир стал бы насквозь и до конца таким благополучно сытым, безбожным и нравственно бессмысленным, каким хочет его видеть современная безидейная человеческая мысль, то существование человечества потеряло бы всякий смысл, и оно должно было бы исчезнуть, ибо ничто не может существовать без Божиего соизволения; а Божие соизволение не может быть дано бессмысленному явлению. Между тем, перед революцией Россия быстрыми шагами шла именно к достижению такой сытой и благополучной, но внутренне бессмысленной и безидейной жизни.

Вспомним, какими настроениями жила Россия перед революцией: отход от Православия, отказ от выполнения своей особенной, Богом ей назначенной задачи, был полным, по крайней мере в мыслящем интеллигентном классе, и это страшное духовное растление с катастрофической быстротой проникало из верхних слоев населения в нижние, производя в этих нижних, широких народных массах еще большие душевные опустошения, потому что тут растление не задерживалось никакими традициями, существовавшими в классах верхних. Сельское население - деревня - крестьянство - "христианство" русское разлагалось в предреволюционном угаре с невероятной быстротой на глазах одного поколения.

Еще страшнее было то, что голоса пророков, которых посылал Господь русскому народу, замирали неуслышанными, даже если они принадлежали таким людям, как Хомяков, Достоевский, Иоанн Кронштадтский, Митрополит Антоний. Воистину, имели уши слышать и не слышали.

Наоборот, к голосу противоположному прислушивались напряженно, и яд, страшный, разлагающий, тлетворный заливал русскую душу стремительными потоками. В этом яде были все оттенки: и грубый материализм, безбожие, нигилизм, и религиозный синкретизм теософии, и псевдо-христианство Толстого.

Опять по этому поводу можем мы вспомнить Хомякова, писавшего обо всей России в середины XIX века:

...Полные томленья
В слепой сомнения тоске
Пошли просить мы исцеленья
Не у Того, в Его ж руке
И блеск побед, и счастье мира,
И огнь любви, и свет умов -
Но у бездушного кумира,
У мертвых и слепых богов.
И обуяв в чаду гордыни,
Хмельные мудростью земной,
Мы отреклись от всей святыни,
От сердца стороны родной.

Очень показателен список сотрудников первой большой ежедневной газеты большевиков в России. Этот список приведен сейчас в газете "Наша страна" в Аргентине. Он взят из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

"Новая Жизнь", ежедневная политическая и литературная газета фракции большевиков. Редактор-издатель - Н. М. Минский. Издатель - М. Ф. Андреева. Сотрудники: Л. Андреев, К. Балмонт, А. Богданова, И. Бунин, 3. Венгерова, В. Вересаев, М. Горький, Н. Ленин, А. Луначарский, А. Львов, Н. Ровков, А. Серафимович, Н. Тэффи, Е. Чириков.

Все имена популярнейшие, то, что называлось "властители дум" русского образованного общества. Этим списком имен сотрудников первой газеты большевиков так ясно подчеркивается закономерность, не случайность страшного пути России от бескровного, беззубого, но уже растленного либерализма к кровавому бреду большевизма.

Большевизм выхожен, выпестован, взлелеян общей изменой, общим отступлением детей от веры и верности православных отцов. Вся наша литература, вся культурная русская жизнь, как и жизнь всего человечества за последние столетия, пропитывалась страшным тлетворным ядом. Все писатели и поэты эту отраву провозглашали. Во всех "императорских" университетах она проповедывалась с кафедр, мыслящее общество и не представляло себе, что можно питаться чем-нибудь иным.

А в политической области!

Не будем касаться столь подавляюще господствовавших революционных течений. Были течения, боровшиеся с революцией. Но даже и там, например, у действительно лучшего государственного деятеля России П. А. Столыпина, мы не найдем памяти о религиозном значении России, о внутреннем смысле ее существования, а видим план обуржуазивания русского народа, т. е., и в государственно-хозяйственной области приведение ее на путь внутренней бессмыслицы.

Да, в религиозной сфере предреволюционных лет мы замечаем признаки как будто отрадных явлений: кратковременное, но яркое пробуждение многих слоев русского общества после речи Достоевского о Пушкине, особенно после смерти Достоевского и убиения Государя Александра II.

Это пробуждение общества любил вспоминать митрополит Антоний, и всегда указывал на него, как на отрадный факт. Отчасти, как отголосок этого пробуждения, явилось религиозное движение в среде русской интеллигенции: ВЛ. Соловьев, "Вехи", обращение марксистского профессора, человека верующего, потом даже священника Православной Церкви (о. Сергий Булгаков). В этом движении было много хорошего, обещающего, много было в нем чистой пшеницы, но очень много примешалось и плевел. И потому само по себе оно не было возрождающим.

Одним из плодов этого движения и притом плодом закономерным, т. е., прямо естественно из него выросшим, являются современные эмигрантские богословские группировки, отлично чувствующие себя в условиях безрелигиозной западно-европейской жизни, именно к этим условиям приспособившиеся и даже указывающие, что эти условия более благоприятны для Церкви, нежели "константиновский порядок", т. е., свято-русский государственный и общественный строй.

На примере "прочих народов" мы знаем, какую теплохладную, внутренне тоже пустую и религиозно бесплодную жизнь построили бы эти религиозно-философские круги в России, если бы им была предоставлена возможность строить.

Насущная необходимость коренной перемены жизни в России ощущалась перед революцией далеко не одними только революционерами. Болью за судьбы России, иногда ужасом за нее, проникнуты многие творения митрополита Антония и мученика протоиерея И. Восторгова, и великого чудотворца нашего протоиерея Иоанна Кронштадтского, и Сергия Нилуса, и почти всех других, как светских, так и духовных провозвестников Божией правды на Руси. Слово об этом Достоевского и славянофилов, также, как и пророчество преподобного Серафима Саровского достаточно известны.

Иногда этот страх за будущее России встречался совсем неожиданно. В 1863 году, среди полного казалось бы спокойствия только что освобожденной от крепостного права России, умирал епископ Саратовский Евфимий и перед смертью говорил: "Мне еже жити - Христос, еже умрети - приобретение, и чем скорее расчитаться с жизнью, тем лучше. И тем не менее хочется жить, ввиду бед, грядущих и на отечество, и на Церковь, и на самую веру".

Конечно, этот владыка все равно не дожил бы до ожидавшихся им бед, хотя и умирал сравнительно молодым - сорока с небольшим лет. Но для нас важно это ясное пророческое предчувствие грядущего.

В 1906 году молодой новонареченный епископ, ныне митрополит Анастасий говорил: "Время гонения для служителей Церкви не миновало. Наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбления и описания имений, храмы, обагренные кровью, и из храмов, соделавшихся кладбищами, увидем всенародное заклание пресвитеров и епископов".

Мучительным ожиданием прихода неизбежных бед напоены были все классы России. Александр Блок говорил о наступающем ХХ-м столетии:

Двадцатый век...
Еще бездомной,
Еще страшнее жизнь и мгла,
Еще черней, еще огромней
Тень люциферова крыла...

"Дохни Господь, живящей бурей", - молил А. Толстой.

Конечно, то, что случилось не было "живящей бурей". Для того, чтобы эта буря стала живящей, через многое еще всем нам надо будет пройти. К совершившемуся гораздо больше подходят слова апостола Павла: "Предать сатанe во измождение плоти, да дух спасется" (1Кор.5,5).

Россия предана сатане, и русский народ страждет плотию так, как ни один народ в мире не страждет. Может быть, только те народы, которых сейчас постигло то же самое бедствие, понимают всю безмерную глубину этих уже более чем тридцатилетних страданий.

Но спасается ли при этом дух?

Спасается. Мы это хорошо знаем, несмотря на отгораживающую нас от нашего народа на первый взгляд непроницаемую железную стену.

Знаем из свидетельств врагов - со страниц безбожной прессы, знаем и от иностранных свидетелей, несмотря на то, что мало "кто поймет или приметит гордый взор иноплеменный", а более всего от самих русских людей, недавно вырвавшихся или сейчас вырывающихся из страшного плена. От всех от них мы знаем, что ведется там великая ответственнейшая не перед Россией только, но и перед всем миром борьба за Бога, за веру, за правду.

И в этой борьбе, в этом подвиге всходят и проростают семена всех тех по настоящему добрых движений русского духа, какие были прежде, и какие есть теперь. Если против русской, а теперь и против всяческой человеческой души мобилизованы все силы ада, то и на защиту души мобилизованы все силы добра. Ни одно доброе наследие прошлого не останется бесплодным. Если бы не было наших святых и праведников, если бы не было работы митрополита Антония, славянофилов, Достоевского и всех иных, насколько реже прорывался бы теперь голос правды, сколько лишних людей соблазнилось бы так или иначе и отпало бы за это страшное время от Христа, насколько уменьшились бы силы добра в России и во всем мире!

Прорастают сейчас и дают всходы все семена, которые легко могли бы заглохнуть в сытой и благополучной буржуазной жизни, готовившейся России отступлением от Бога ее руководящих слоев и за ними народных масс.

Несмотря на нестерпимую мучительность нашей современной жизни, у нас есть одно неоспоримое преимущество пред предыдущим поколением: мы можем смело смотреть вперед, нам не надо с ужасом и трепетом ожидать приближения бури: она уже пришла и проносится. Мы потеряли все, нам терять уже нечего. В этом наше преимущество и перед прежними поколениями, и перед прочими народами.

И мы знаем, что самое для нас дорогое, самое святое - дух нашего народа, бессмертные души русских людей живы, несмотря на беспримерные кровавые испытания.

А что, если бы из первой мировой войны Россия вышла бы внешне благополучной, сытой, победоносной, а вместе с тем отрекшейся от всей своей внутренней правды, от веры, от религиозного осмысливания своего существования?

Сохранился бы тогда дух русского народа, бессмертные души русских людей? Не завяли ли бы они, не заснули ли бы они в греховных снах?

От внутренней измены себе самой, и от безнадежного сна греховного охраняла Россию власть ее царей, сознававших себя прежде всего слугами Божией правды, ее охранителями и проводителями в мире.

И ни один из прежних Государей так полно не осознавал, так глубоко не выявлял этого принципа, как последний наш Император-Государь Николай II. В его лице мы имели настоящего Государя Святой Руси, не колебавшегося принести и себя, и внешние интересы своей страны в жертву внутреннему смыслу ее существованию. Это особенно ярко проявилось в акте объявления войны 1914 года, когда внешние интересы России, сформулированные П. А. Столыпиным, требовали "двадцати лет мира", которые сделают Россию сильнейшей державой мира, а внутренний долг требовал принятия на себя нашей страной тяжелого креста войны.

Если бы наш народ оказался бы достойным своего царя, если бы Россия до конца пошла за ним, она в единении с ним смыла бы с себя все соблазны внутренней измены своему назначению. В единении с православным своим царем она стала бы опять православной Русью, и тогда для нее негибельным, непосильным соблазном было бы благоденствие, сила и слава, а служебным инструментом для выполнения своего нравственного предназначения, как это было во все века нашей истории.

Но все грехи, все соблазны, все измены, подготовленные и взращенные за предыдущие годы сплелись для того, чтобы заставить русский народ изменить своему царю. И мы изменили. А тогда, чтобы спасти драгоценнейшее - душу народную, нужно стало, чтобы пришли страшные бедствия, страшные муки. Это нравственно неизбежное последствие нашего греха: измены царю и своему нравственному назначению.

И для нравственного возрождения такое состояние мучительных испытаний менее страшно, менее безнадежно, чем если бы после измены Богу и совести мы остались бы жить во внешнем благополучии и сытости.

Пока жива народная душа (она жива), можно подняться из самого глубокого падения. А если бы душа умерла, надежды бы не было никакой. В сытости же и благополучии, при измене Божией правде, легко могла бы безнадежно умереть человеческая душа, как умерла она у многих народов, пошедших по этому пути.

Итак: даже самая страшная Божия кара - предание человека или народа сатане во измождение плоти, является знаком милости Божией: да дух спасается.

15

Несмотря ни на что,  сколько святых дала земля русская , в те трагические годы.
Сегодня, казалось  бы, есть все предпосылки к духовности - отсутствие гонения , множество открытия храмов, воскресных школ, а духовности все меньше и меньше.
Впрочем,  возможно,  это меня нет там, где она есть. ^^

16

Ольга79 написал(а):

страшное духовное растление с катастрофической быстротой проникало из верхних слоев населения в нижние, производя в этих нижних, широких народных массах еще большие душевные опустошения, потому что тут растление не задерживалось никакими традициями, существовавшими в классах верхних. Сельское население - деревня - крестьянство - "христианство" русское разлагалось в предреволюционном угаре с невероятной быстротой на глазах одного поколения.

miha61 написал(а):

Несмотря ни на что,  сколько святых дала земля русская , в те трагические годы.

http://www.livelib.ru/review/344660
«…народ наш считают до сих пор хоть и добродушным и даже очень умственно способным, но все же темной стихийной массой, без сознания, преданной поголовно порокам и предрассудкам, и почти сплошь безобразником. Но, видите ли, я осмелюсь высказать одну даже, так сказать, аксиому, а именно: чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок.».

Ф. Достоевский.

17

Ольга79 написал(а):

Возможно. По крайней мере, духовного благополучия не было нигде.

Архиепископ Нафанаил (Львов, +1985).  ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО РЕВОЛЮЦИИ...  http://convent.mrezha.ru/_xtra/nathanael.htm .

Цитата из статьи, ниже, в спойлере, она полностью:

Оль, тут похоже рыба загнила с головы.

18

В основу этой темы, этого вопроса легла книга Шмелева "Лето Господня". Я ее кстати и не дочитал. Тот мир глазами ребенка, вызывает у меня чувства утраты,  чего то светлого, доброго, наивного. Мир который мы потеряли, можно наверное так сказать. И видя, что происходит в наше время, больно и тяжело. И естественно возник вопрос. Почему?

19

Я сейчас слушаю эту книгу. Может быть, глазами ребенка, тем более, воспитывающегося в благочестивой семье, и сейчас можно много светлого и хорошего увидеть, если телевизор не включать. Для чистого все чисто.

20

Jura написал(а):

Оль, тут похоже рыба загнила с головы.

Да, но почему-то остальная часть тела не смогла противостоять гниению. И, как пишет батюшка, процесс был стремительный, на протяжении одного поколения. Иммунитет слабый? Может быть, еще повлияло разрушение крестьянской общины, патриархального строя жизни? Многие ли смогут устоять в вере, оказавшись в неблагоприятных условиях? Кто-то устоит, конечно. А кому-то нужны "костыли" в виде благоприятного окружения, четко сложившегося строя жизни.
Или я уже куда-то не туда забрела?

21

Вот наверное нашел.
“Древние толковники Св. Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и римское царство. В их время, когда римское царство еще существовало, можно было на него указывать, основываясь на пророчестве Даниила. В наше время, если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под римским царством будем разуметь царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его.
А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее.
Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, — тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное “veto” (не позволяю), а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлении, тогда явится и антихрист. До того же времени подождет, удержится" Феофан Затворник.

http://www.vselprav.org/Html/Ru/12.htm

22

Спасибо, Юра.

23

Изучал совсем другой вопрос в сети, но попалась вот эта статья. В ней не вижу ответа на вопрос Юры «почему», но она позволяет лучше представить, ЧТО происходило с народом и духовенством накануне революции. При таком положении не очевидно ли, что революция была неизбежна?

http://www.pravlib.narod.ru/history_rus_church2.html — статья полностью.
Семинарская и святоотеческая православные библиотеки.

Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века
Т.Г. Леонтьева

В 1905 г., в условиях общественно-политического кризиса, начались «нестроения» в духовной среде, в отношениях церкви с паствой и с государством.

…В начале XX в. …в поведении будущих священнослужителей обнаружилось нечто новое.
«...Били стекла, срывали с петель двери, вышибали переплеты в оконных рамах, разворачивали парты, беспорядочно летели камни... Рев, гам, свист, улюлюкание, выкрики ругательств, сквернословие.
— Бей!.. Долой!.. Держись, ребята!.. Довольно издеваться над нами! Да здравствует Учредительное собрание!» Таковы лишь фрагменты описания бунта «поповских детей», случившегося в Тамбовской духовной семинарии — вовсе не единственного в ее истории — в марте 1905 г. сразу после всенощной.
Рассказ о происшедшем принадлежит А. К. Воронскому, бывшему семинаристу..: «В разорванном сознании остались:… сутулая и противно-проклятая спина надзирателя; по ней я бил палкой. Затем я куда-то бежал, кричал истошным голосом, бил стекла. Я познал упоительный восторг и ужас разрушения, дрожащее бешенство, жестокую, злую и веселую силу, опьяненность и радостное от чего-то освобождение... Я почуял в себе нечто древнее, простое, могучее, огромное, безымянное, давно забытое и утраченное, теперь поднявшееся из тьмы веков, сладостно и страшно охватившее все мое существо, и было в этом разрешающее облегчение».
… После исключения из семинарии Воронский не случайно целиком посвятил себя изучению и пропаганде «евангелия от Маркса».

… Взгляд большинства магистров и кандидатов богословия на детей «попишек» колоритно определил ректор Тульской семинарии: «Семинаристы — это сволочь». Ученики платили преподавателям той же монетой. В Тамбовской семинарии однажды преподаватель за подсказку вывел 20-летнего ученика за ухо в коридор. Возник бунт; за участие в нем едва не отчислили 70 семинаристов. Взаимная нелюбовь «пастырей» и их «чад», определявшая обстановку в семинарии, накапливалась годами.

… И если в общежитиях воспитанники попивали водку и курили исподтишка, то на квартирах пьянствовали почти открыто. Нередко пиршества заканчивались визитами в трактир, а то и публичный дом. Потасовки также были весьма обычным делом: дрались между собой, с соседями по квартирам, извозчиками и т. п. Об агрессивности будущих батюшек всем было хорошо известно. Семинаристы, со своей стороны, бравировали своей репутацией.

Митрополит Евлогий так описывал обычное состояние семинаристов: «Придешь, бывало, на молитву — в огромном зале стоят человек триста-четыреста, и знаешь, что половина или треть ничего общего с семинарией не имеют: ни интереса, ни симпатии к духовному призванию. Поют хором молитвы, а мне слышится: поют не с религиозным настроением, а со злым чувством: если бы могли, разнесли бы всю семинарию». Семинарское начальство фиксировало не только равнодушие к вере, но и факты богохульства: не явились к причастию, пропустили исповедь, порвали церковные книги и т. п. Жандармское ведомство отмечало: пели непристойные песни в престольный праздник перед храмом, повыбрасывали из отцовского дома иконы. Налицо были не просто возрастные хулиганские выходки, но и нечто более серьезное. Иные семинаристы заявляли: «Лучше быть коновалом, чем священником».

Разумеется, вовсе не духовные семинарии служили главными рассадниками революционной заразы. Но на общественное недовольство «поповичи» реагировали особо остро — сказывался их особый социально-психологический склад. Автор «Азбуки коммунизма», этого своеобразного катехизиса левацкого большевизма, Е.А. Преображенский происходил из семьи священника г. Волхова Орловской губернии. Окончил он не семинарию, а гимназию, с отцом, судя по автобиографии, не конфликтовал, но «на четырнадцатом году пришел в убеждению, что бога не существует», после чего проникся «отвращением к религии...»

… Уже на раннем этапе революции молодые радикалы провоцировали на селе бытовое богохульство — в принципе совместимое с обычным типом религиозности, но опасное в социально нестабильных условиях. Молодые деревенские люмпены наклеивали на стены храмов и иконы листовки, устно оскорбляли священников, распевали возле храмов непристойные песенки... Молодые люди в состоянии опьянения выбрасывали или ломали иконы.

Высшее духовенство не сказало ни слова в защиту царя; рядовые священники заговорили о своих симпатиях к социальной революции…

Реализуя свое право на свободу, крестьяне, по словам одного священника из относительно мирной Волынской губернии, «утром могли отстоять службу в храме, а вечером пойти всей деревней грабить».

Стандартные обвинения в адрес священников — «дрался в храме в облачении», «плясал в рясе с молодежью», «имеет любовницу», «часто пьян», венчает незаконные браки. Судя по документам, количество ссор и даже драк в храме было велико...

…в 20-е годы в ряде центральных губерний: недовольные крестьяне выгоняли неугодных попов из приходов, а на освободившиеся места выдвигали выборных из благочестивых односельчан.
В большинстве епархий в той или иной форме возникали также «бунты» рядовых священников, недовольных своими архиереями.

Уже первый революционный год показал, что роль духовенства как нравственного и духовного руководителя народа весьма сомнительна. Авторитет его стремительно падал, ослабление власти над прихожанами и местной иерархией вели к изоляции, разрушалось само основание Церкви — соборность. Приходское духовенство не только не могло дать нравственные установки деморализованному войной и революцией крестьянству, но и обнаружило собственный разлад.

… в первые революционные годы место священника мог занять и дьякон, и псаломщик. Мог на этом месте оказаться и бывший бурсак-экстремист. В монастырях богослужение вели монахини. Известны случаи назначения на низшие церковные должности гражданских лиц. Голод заставил забыть о постах, а заодно и строгости обрядов.

Безразличие, перераставшее порой во враждебность к духовенству со стороны крестьян… На одном из волостных собраний произошел курьез. Выступавшая крестьянка стала цитировать Ленина, ее поправили из зала: «Это говорил не Ленин, а Христос»…

Народ-богоносец» не смог защитить свою церковь перед властью. Духовенство в свою очередь оказалось совершенно неподготовленным к тому, чтобы остаться пастырями крестьян в первые революционные годы.

… Происходившее в 1917—1925 гг. заметно «очистило» низшее духовенство, отрезвило верующих. В духовном сословии остались только истинные служители алтаря. Искренние прихожане подтвердили ценность церкви защитой ее святынь в период кампании по ликвидации мощей и конфискации церковных имуществ.

24

Jura написал(а):

С чего все началось?

Если б не раскол русской церкви XVII века, не было бы революции 17-го года. А.И. Солженицын.

25

Спасибо вам Михаил.

26

Михаил_ написал(а):

Изучал совсем другой вопрос в сети, но попалась вот эта статья. В ней не вижу ответа на вопрос Юры «почему», но она позволяет лучше представить, ЧТО происходило с народом и духовенством накануне революции. При таком положении не очевидно ли, что революция была неизбежна?
            ...

Действительно.

27

При всём при этом нам бы не  забыть КАК должен себя вести народ Божий( и мы с частности).

Книга пророка Аввакума ,гл 3:

Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,-
Пс 12, 7 Ис 61, 10

18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
2 Цар 22, 34 Пс 17, 34

19 Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!

28

Ольга79 написал(а):

...как же в Православной стране дошли до того, что свергли Царя, разрушали Храмы, пытались строить свой новый мир без Бога. Если говорить о том, что была кучка заговорщиков, совершивших переворот на немецкие деньги - почему же народ не восстал против них в едином порыве? Почему значительная часть людей пошла за теми, кто отвергал Бога?

Ещё статью нашёл. Ссылку не даю: у А. Солженицына очень резкие суждения о нашем последнем государе.

Солженицын Александр.
Размышления над Февральской революцией.

«…Всё назревание революции было… в интеллигентском ожесточении многих десятилетий, никогда не пересиленном властью.»
«…стали традиционны отменно плохие назначения на гражданские и военные посты людей самоублажённых, ленивых, робких, не способных к решительным действиям в решительный час.»
«Правящий класс потерял чувство долга, не тяготился своими незаслуженными наследственными привилегиями, перебором прав, сохранённых при раскрепощении крестьян, своим всё ещё, и в разорении, возвышенным состоянием.»
«Но и при всём том на краю пропасти ещё могла бы удержать страну сильная авторитетная Церковь. Церковь-то и должна была создать противоположное духовное Поле, укрепить в народе и обществе сопротивление разложению. Но (до сих пор сотрясённая безумным расколом XVII века) не создала такого. В дни величайшей национальной катастрофы России Церковь - и не попыталась спасти, образумить страну. Духовенство синодальной церкви, уже два столетия как поддавшееся властной императорской длани, - утеряло высшую ответственность и упустило духовное руководство народом. Масса священства затеряла духовную энергию, одряхла. Церковь была слаба, высмеяна обществом, священники принижены среди сельской паствы. Не случайно именно семинарии становились рассадниками атеизма и безбожия...
Как не заметить, что в страдные отречные дни императора - НИ ОДИН иерарх (и ни один священник) православной Церкви, каждодневно возносивший непременные за Государя молитвы, - не поспешил к нему поддержать и наставить
«…за последние десятилетия… одна часть крестьянства спивалась, другая разжигалась неправедной жаждой к дележу чужого... Это уже не была Святая Русь
«Падение крестьянства было прямым следствием падения священства. Среди крестьян множились отступники от веры… именно в начале XX века в деревенской России заслышалась небывалая хула в Бога и в Матерь Божью... Например, в Таганроге ещё в 1910 году в Чистый Четверг после 12 Евангелий хулиганы нападали на богомольцев с палками, выбивали фонарики из рук.)»
«…в 20-е годы многие старые деревенские люди уверенно объясняли:
- Смута послана нам за то, что народ Бога забыл.
И я думаю, что это привременное народное объяснение уже глубже всего того, что мы можем достичь и к концу XX века самыми научными изысканиями.»

29

Одиночество Государя. Был ли император Николай II плохим правителем? Беседовал Андрей КУЛЬБА http://www.nsad.ru/articles/odinochestv … vitelem#*4 :

Одна из самых трагических фигур русской истории – святой царь-страстотерпец Николай II. Каким он был человеком? Каким царем? Каким политиком? Своим видением личности государя с нашим корреспондентом поделился кандидат исторических наук, научный сотрудник Института Европы РАН иерей Василий СЕКАЧЕВ.
...
Одна часть придворных и высших чиновников находилась в плену своекорыстных стремлений, другая догматически верила в недопустимость каких бы то ни было перемен. Многие были охвачены идеей спасения России путем ее переустройства на западный лад.
Между тем, Государь был убежден, что все эти люди основой своей жизни - так же, как и он сам - считают православную веру и относятся к своей государственной деятельности с величайшим трепетом. Однако, именно ко Христу почти все они были на удивление равнодушны. Люди с живой религиозной верой в высшем сословии России были тогда крайне редки. Они почитались чудаками или ханжами, их высмеивали и преследовали (вспомним историю Великого князя Сергея в бытность его командиром Преображенского полка). Что говорить, чтение Евангелия почиталось в свете, да и вообще в «обществе» в XIX в. - признаком душевного нездоровья.
...
Распутин – это одновременно символ русского народа того времени и символ веры в народ со стороны Царя. Ведь так же, как в Распутина, Государь безгранично верил и в русский народ. А этот народ этот жил уже давно фактически без Бога, только формально оставаясь православным. Катализатором процесса расцерковления стала Первая мировая война. Народ ведь привык молиться обрядово: мы даем Богу на какое-то время наше внимание, молитву, а Он нам за это должен дать благоденствие, помощь в земных делах. И что получается, молились мы на войне Богу, чтобы скорее победить и разъехаться по домам, а Господь, получается, не помог. Зачем, спрашивается, мы молились? Значит, надо самим, без Бога, распорядиться своей судьбой.
Как раз в это время, в начале 1917 года стал осуществляться заговор против Царя со стороны думцев и некоторых генералов. Сначала от Николая II отреклись все родственники и военачальники: все командующие фронтами и флотами (кроме адмирала Колчака) и все Великие князья прислали ему в Ставку телеграммы, что отречение необходимо. Видя всеобщую измену тех, на кого он прежде всего надеялся, в ком видел опору и славу России, Государь испытал страшное потрясение и вынужден был принять роковое решение об отречении, записав в дневнике: «кругом измена и трусость, и обман». Тогда уже отрекся и народ. Ликование на фронте было повсеместное, как на Пасху – это вы в любых воспоминаниях прочтете. Между тем шла Крестопоклонная неделя Великого Поста. То есть люди искали земной радости без Креста.
Известно, что, когда к власти пришло Временное правительство и отменило обязательные богослужения на фронте, в храмы стало ходить только 10 % солдат.
... Государь и его окружение, да и большая часть страны жили, как в двух разных мирах, разных градах, по слову блаженного Августина: Граде Божием и граде мирском. В первом, где находился Государь были любовь, радость, мир, упование на Бога, в другом – разделение, гордыня, безверие. Люди совершенно не понимали Литургию, не понимали смысла Святого Причастия, для них это был тяжелый долг. Они старались как можно реже причащаться Святых Тайн. Этим все учение Христово было искажено. Каждый тянул на себя. Подобно строителям Вавилонской башни, русские люди потеряли согласие между собой. Революция – это был закономерный итог. ...


Этот момент из статьи (про крестьянские восстания) довольно новый для меня:

... Столыпин так же стоял за разрушение общины, которая, по его мнению, тормозила свободное развитие России. Однако ведь именно в общине, в условиях совместного перенесения трудностей и ответственности друг за друга удобнее всего было исполнять, по слову апостола Павла, «закон Христов» (Еф. 6, 2). Не говоря о том, что в условиях Нечерноземья и Русского Севера крестьянская община представляла собой единственно возможную систему хозяйствования. Простой народ, в основном, воспринимал усилия Столыпина по разрушению общины очень болезненно – это было для него лишнее доказательство, что правительство против простых людей. Это готовило революцию.
Ясно, что революция была дело безбожное, оправдывать ее мы не собираемся. Но правительство все-таки могло бы, наряду с распространением церковно-приходских школ, укреплявших веру народа (чем, слава Богу, занимался Победоносцев), - вести более народную политику по отношению к деревне.
- В чем же она должна была заключаться?
- В поддержке крестьянской общины, распространении именно через общину передовых методов ведения хозяйства, в осторожном развитии крестьянского самоуправления. Ведь это было прежде на Руси, это ей было привычно. Это могло бы привести к возрождению земского, соборного начала, к подлинному согласию власти и народа.
Однако это не происходило, и народ все более склонялся к своей мечте об устроении здесь на земле царства счастья и справедливости, помочь чему может только бунт, революция.
Первые признаки крестьянской революции обнаружились в 1902 году в смежных уездах Полтавской и Харьковской губерний. Затем, во всей революция развернулась в 1905 году. И в том и другом случаях крестьяне действовали слаженно, используя общинную организацию, часто под руководством своих выборных старост. Всюду происходил справедливый раздел земли, кабаки запечатывались, действовала общинная милиция (хотя против помещиков и их имущества насилия чинились совершенно ужасные). В 1905 году таким образом, без всякой помощи революционеров в России возник целый ряд крестьянских республик.
В феврале 1917 большинство Российского общества - включая даже многих представителей аристократии и духовенства, не говоря уже о крестьянах, солдатах и пролетариате, были уверены, что ближайшее будущее принесет России свободу, стабильность и достаток.
Забегая вперед, надо сказать, что из тех же побуждений, желая реализовать свою мечту о земле и воле, крестьяне поддержали большевиков, исключая период действия продразверстки (1918-1920). Когда же после окончания Гражданской войны большевики вернули деревне свободу, закрепили за общинами землю, народ в земном измерении зажил действительно счастливо. Но никто, к сожалению, не понимал, что цена этого счастья была ужасная: насилия над помещиками, предательство своего Царя и прежней государственности, союз с безбожниками-большевиками. Поэтому и расплата была ужасная: жесточайшая коллективизация (которая, конечно, была пародией на общинность), приведшая к гибели крестьянства как класса [11].
Неслучайно то, что общинный дух существует сейчас только в бандитской среде: взаимопомощь, общая касса, «сам погибай, а товарища выручай» и т. д. Это все потому, что русский человек ради спасения своей общинной традиции пошел на преступление. ...

30

Ольга79 написал(а):

Одиночество Государя. Был ли император Николай II плохим правителем? Беседовал Андрей КУЛЬБА http://www.nsad.ru/articles/odinochestv … vitelem#*4

Трудно вот так просто определить. Известно высказывание его матери: "Он погубит Россию", но известно мне и мнение одного из историков, что имп. Николай 2 от своего отца получил Россию в виде котла на огне, с водой и с запаянной крышкой.

31

Последнее время склоняюсь к мысли, что даже самый лучший Государь, если повреждены нравственные устои всех слоев общества, если во всех слоях произошло отпадение от Бога (не имею ввиду всех людей, но значительную часть населения), остановить беду не сможет.

Отредактировано Ольга79 (2015-01-04 18:01:55)

32

Ольга79 написал(а):

Последнее время склоняюсь к мысли, что какой бы золотой ни был Царь, если повреждены нравственные устои всех слоев общества, если во всех слоях произошло отпадение от Бога (не имею ввиду всех людей, но значительную часть населения), остановить беду Государю было не по силам.

Отредактировано Ольга79 (Сегодня 14:55:09)

Подпись автора

    Основа духовной жизни – это добрые помыслы.  Старец Паисий Святогорец


Время пришло. И Слава Богу, что оно пришлось на святого царя со всем его семейством. За какой ещё народ какой монарх молился перед мученической смертью так горячо и с такой любовью? Есть о чём  подумать НАРОДУ!

33

Ольга79 написал(а):

Последнее время склоняюсь к мысли, что даже самый лучший Государь, если повреждены нравственные устои всех слоев общества, если во всех слоях произошло отпадение от Бога (не имею ввиду всех людей, но значительную часть населения), остановить беду не сможет.

Отредактировано Ольга79 (Сегодня 18:01:55)


Не может. Иногда и сами государи, давали повод. И общество молчало. Например Николай 1. Не всё гладко бывает с нравственностью. Во всех слоях. И государей, это касается тоже. А вообще, очень непонятно это всё произошло...стремительно и страшно.

34

Согласна с Таней. Насчет того, что все было стремительно - не знаю. Т.е., как понимаю, духовные изменения, допустившие возможность революций, имели длительный период. А вот потом все вырвалось наружу стремительно и страшно.

Интересная, по-моему, статья. Я много из нее не знала:

Виноват ли Государь в революции 1917 года? http://www.pravoslavie.ru/jurnal/754.htm .

35

Ольга79 написал(а):

Согласна с Таней. Насчет того, что все было стремительно - не знаю. Т.е., как понимаю, духовные изменения, допустившие возможность революций, имели длительный период. А вот потом все вырвалось наружу стремительно и страшно.

Интересная, по-моему, статья. Я много из нее не знала:

Виноват ли Государь в революции 1917 года? http://www.pravoslavie.ru/jurnal/754.htm .


Доля своей ответственности есть и на государе. И на предшествующих правителях. Зачем создали Синод? Отменили патриаршество? ВВели коллегию светских людей в жизнь церковную?? Кто виноват? И таких вопросов не мало...Начало проблем ещё в 17 веке явны были...После раскола, особенно. Читал ли кто документы Синода? Есть очень интересные. Как заставляли людей отписываться, что они верующие, что благонадёжны...что формализмом стали облекаться и духовные вещи? Что блудить можно и первому лицу государства российского? Разлад во многих срезах общества был. Недоведённые экономические, земельные вопросы. Община. Промышленная революция. НТР...Наука. Всё имело значение. Рост атеистических воззрений и нигилизма стал очень широк среди высшего общества. Весь этот бульон накапливал отраву и постепенно выхолащивал души. Причин много. Но эта накипь однажды прорвалась и затопила всё...большевики откуда взялись? Почему народ их поддержал?? Потому как готово было многое для них. была среда, почва. Иммунитет к заразе уже не справлялся и государство и самодержавие стало разлагаться. Нужен был лишь сильный толчок...и первая мировая и японская стали этим фитилем...взорвалось.

Революцией.

36

Андрей Кир написал(а):

Ольга79 написал(а):

    Согласна с Таней. Насчет того, что все было стремительно - не знаю. Т.е., как понимаю, духовные изменения, допустившие возможность революций, имели длительный период. А вот потом все вырвалось наружу стремительно и страшно.

    Интересная, по-моему, статья. Я много из нее не знала:

    Виноват ли Государь в революции 1917 года? http://www.pravoslavie.ru/jurnal/754.htm .

Доля своей ответственности есть и на государе. И на предшествующих правителях. Зачем создали Синод? Отменили патриаршество? ВВели коллегию светских людей в жизнь церковную?? Кто виноват? И таких вопросов не мало...Начало проблем ещё в 17 веке явны были...После раскола, особенно. Читал ли кто документы Синода? Есть очень интересные. Как заставляли людей отписываться, что они верующие, что благонадёжны...что формализмом стали облекаться и духовные вещи? Что блудить можно и первому лицу государства российского? Разлад во многих срезах общества был. Недоведённые экономические, земельные вопросы. Община. Промышленная революция. НТР...Наука. Всё имело значение. Рост атеистических воззрений и нигилизма стал очень широк среди высшего общества. Весь этот бульон накапливал отраву и постепенно выхолащивал души. Причин много. Но эта накипь однажды прорвалась и затопила всё...большевики откуда взялись? Почему народ их поддержал?? Потому как готово было многое для них. была среда, почва. Иммунитет к заразе уже не справлялся и государство и самодержавие стало разлагаться. Нужен был лишь сильный толчок...и первая мировая и японская стали этим фитилем...взорвалось.

Революцией.

Подпись автора

    Истинное Творчество - путь познания Духа, Души и Мира, нас окружающего...

Андрей, тут уже пахнет...обвинением, дорогой. Попущено всё Божьим Промыслом, не иначе.

Созрела Жатва тех времён,
И послан Серп, и верен он...

37

Так всё промыслительно. Абсолютно всё. Но не нужно промысел, с делами худыми сравнивать. Воля человека и для Бога священна. А человек иной раз туда идёт, куда бы и не надо...

38

Попробуй, Андрюша, попробуй, дорогой...Вспомни честно. ..себя от начала. Я себя помню. Обнять и плакать.
Не были мы с тобою искушаемы ни огнём ещё, ни водою, ни медными трубами славы и власти. Так что...

39

Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества, Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство».

Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.


Иными словами, ревностию к духовной власти. Это так? Сомнительно. И Петр1 очень, очень много сделает сомнительных вещей. Как и превосходных.

40

Неподсуднен этот царь, православный государь

В час тугий ли не закуришь,
Когда рушится держава!
Он курил не для забавы
Иль за карточным столом...
Да и было что потом
Мы все знаем...И подвал
Все неровности сровнял...

http://cs320728.vk.me/v320728646/6155/pglPnnsZhuQ.jpg

Картина Павла Рыженко "Госпиталь".

И ложились они по над травами,
И парили их души ко Господу,
Не склонившись пред мира отравою,
Бывши верными Истине отроду,
Потому и служили Отечеству,
Что оно их взрастило по- Божески,
Да царь был царём по-отечески.
Вместе здесь, значит, вместе и в Вечности!


Вы здесь » БЫТЬ! » Сложные вопросы » Революции, их причины


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC