БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Сложные вопросы » Любовь к ближнему


Любовь к ближнему

Сообщений 1 страница 30 из 33

1

Возлюбить ближнего как самого себя - проблема. Если есть какие-то мысли, статьи по теме, предлагаю размещать тут.  :)

Священник Феодор Людоговский. Возлюбить себя самого — как? http://www.pravmir.ru/vozlyubit-sebya-samogo-1/ :

текст

В неделю 15-ю по Пятидесятнице – Мф 22:35–46.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Мерой любви к ближнему Господь поставляет любовь человека к себе самому. Поэтому, чтобы выполнить заповедь Спасителя, мы сначала должны понять: как же нам любить себя самих? На первый взгляд, это просто: делать всё, что хочешь. А если сразу не получается делать всё, что хочешь, то надо стремиться к созданию условий для такой жизни. Возможность свободного удовлетворения всех желаний дают деньги. Следовательно, нужно постараться по возможности быстро заработать много денег, а потом жить без забот в свое удовольствие. Логично? Еще бы! Именно так строит или пытается строить свою жизнь большинство наших современников.

Однако несмотря на всю логичность и естественность такого жизненного плана совесть и здравый смысл подсказывают нам, что навряд ли Спаситель имел в виду именно такую любовь к себе. Если бы наша жизнь ограничивалась несколькими десятками лет, проводимыми на этой земле, тогда, вероятно, ничего лучшего и придумать было бы нельзя. Но если мы надеемся войти в Царство Небесное – в таком случае, очевидно, нам придется сместить акценты.

Возлюбить себя самого – это значит в течение своей земной жизни создать предпосылки для того, чтобы наша жизнь продлилась в вечности, чтобы и здесь, и там мы были с Богом. Как это сделать? Об этом – всё Евангелие, об этом – апостольские послания, об этом – писания святых отцов. А если коротко, то ответ дан в сегодняшнем чтении: прежде всего нам надлежит возлюбить Бога – возлюбить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением. Если стремление к Богу будет определяющим началом нашей жизни, если приближение к Богу станет нашей целью, а удаление от Него будет восприниматься как подобие смерти, – тогда мы поймем, что важно, а что второстепенно, что служит к нашей пользе, а что вредит, где мы проявляем любовь к себе, а где малодушно уступаем своим страстям.

Если мы возлюбим Бога всей душой, нам станет ясно, что вернейшее средство приблизиться к Нему – это отказаться от своей воли и подчинить ее воле Божией. Может быть, именно в этом заключается если не конечная, то одна из важнейших промежуточных целей христианской аскезы. Ведь подчиняя свою поврежденную грехом волю всесовершенной и благой воле Божией, мы ставим в центр собственной жизни не себя, а Бога, а значит – наносим удар по своей гордыне и самости. Взамен же получаем благодатную помощь нашего Творца и Спасителя.

Стало быть, жить, как хочешь – это не любовь к себе, а нечто противоположное. Собственно, это убеждение давным-давно сформулировано в русской поговорке: «Живи не как хочется, а как Бог велит». Веления Божьи нам известны, осталось лишь претворить их в жизнь.

Хорошо, допустим, мы знаем теперь, как любить себя самого. Но как же нам любить ближних? Заболел отец – мы говорим: «На всё воля Божья!» – и не двигаемся с места. Жена говорит: «Милый, мы сто лет не были в кино», а муж отвечает: «Брось, это всё бесовщина, давай лучше акафист почитаем». Дочка просит: «Мама, мне новые джинсы нужны», а мама в ответ: «Юбку надень, бесстыдница, и платок не забудь на голову!». Что-то здесь не так, согласитесь. Но что? Думается, мы поймем это, если перечитаем слова Спасителя. Первая заповедь: возлюбить Бога. Вторая – возлюбить ближнего, как самого себя. Действительно ли мы возлюбили Бога всей душой – или это только мечтания и гордостное превозношение над ближними? Если мы и впрямь любим Бога, то становимся подобными Ему, становимся способными к сопереживанию, к терпению, к снисхождению.

Человек, поистине любящий Бога, будет видеть образ Божий в каждом человеке, будет стремиться к деятельному служению своему ближнему. Возлюбивший всем сердцем Бога найдет слова, чтобы подвигнуть ближнего к высотам духа. Тот, для кого Бог на первом месте, себя ставит на последнее место, а всех остальных – выше себя, а потому не будет рубить сплеча и поучать свысока, но будет приветлив и светел со всяким приходящим к нему.

Если же мы не можем засвидетельствовать о себе, что возлюбили Бога всем сердцем, если мы не отреклись от этого бренного мира, – тогда и с ближними нам надо быть попроще и поскромнее. Мы желаем себе здоровья? Так поможем сохранить его и другим людям. Нам нужен отдых и не оскорбляющие нравственность развлечения? Не будем отказывать в этом и своим ближним. Может быть, расставшись с цветущей юностью, мы стали равнодушны к одежде? Но постараемся понять, что не все люди таковы, как мы, и что в определенном возрасте подобные вещи могут казаться важнее всего на свете.

С чего же начать? Возлюбить ли нам Бога или же сосредоточиться на любви к ближним? Отделить одно от другого невозможно. Наша любовь к Богу должна проявляться прежде всего в верности Ему, то есть в исполнении Его заповедей – в том числе заповеди о любви к ближним. Любовь же к людям мы сможем явить на деле, если в каждом человеке, с которым нас сводит жизнь, будем видеть Христа, нашего Спасителя и Бога. А если осмелиться приложить подобное восприятие к самим себе, мы поймем, с каким трепетом и благоговением мы должны относиться к своей собственной душе, к своему телу и к своей жизни.

Протоиерей Георгий Схиртладзе. Любовь выше справедливости http://www.pravoslavie.ru/jurnal/48005.htm .

текст

В Православии особое место занимает любовь. Бог есть любовь, и человека Он создал с любовью. Сегодня, когда вокруг столько зла и несправедливости, значительно сложнее стало возжигать и сохранять в себе это высокое чувство. Тяжело также постичь, что есть истинная любовь к ближнему. Что такое христианская любовь? Как достичь ее? – это часто задаваемые христианами вопросы.

Апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть сама любовь. Это – главный постулат, который всегда должен помнить каждый христианин. И никогда не следует приберегать любовь и ее экономить – я имею в виду, прежде всего, христианскую любовь. Любовь – это то чувство, о котором говорится все время в святом Евангелии. И Господь с тем, в чьем сердце живет любовь, и сам такой человек находится с Богом. А кто не имеет любви, с тем нет Бога, и он сам далек от Господа. Не может так быть, чтобы человек верил в Христа, молился, причащался, и при этом у него не было бы любви. Или наоборот – чтобы человек обладал любовью, но не молился, не причащался и не был бы чадом Православной Церкви.

Все то, что мешает нам возжечь любовь и укрепиться в ней, становится и препятствием на пути к Богу, тормозит нас, мешает нашему спасению. Мы должны хорошо усвоить: любовь – выше страха, выше справедливости; закон христианской любви превыше всех иных законов. Поэтому и мы больше всего должны бояться потерять любовь. Этот страх не позволит нам совершить зло. Мы должны гореть любовью к Богу, и эта любовь не позволит нам совершить грех, сделает нас всегда милосердными и смиренными.

Многие христиане не совсем понимают смысл слов Евангелия: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», – и спрашивают: как же можно любить всех? Никто и не утверждает, что достичь этого легко и просто, однако христианин всячески должен стремиться к исполнению этой одной из основных Божиих заповедей. Мы не должны делить людей на злых и добрых, богатых и бедных, чужих и своих, врагов и друзей. Каждый человек наш учитель. Если мы с самого начала изберем неправильную позицию и будем относиться к людям предвзято, или с недоверием, или враждебно, или с холодком и примемся раздумывать: полюбить его или нет, верить ему или нет, – то мы никогда не почувствуем искренней христианской любви, очень тяжело будет возжечь ее в нашем сердце. Мы должны воспитать в себе как глубоко свойственные нам и характеризующие нас черты приветливость ко всем, доброжелательность и настроенность на любовь; эти качества должны проявляться нами в любое время, будь то утро, день или вечер. Надо стараться, чтобы прожитый нами день был наполнен любовью, если желаем, чтобы каждый вечер на исходе дня нас не мучила наша совесть.

Если хотим, чтобы наши молитвы были услышаны на небесах, мы должны быть пропитаны истинной христианской любовью. Любовь – это та сила, которая побуждает каждого христианина плакать не только над своими грехами, но и над бедами ближних. Любовь заставляет человека молиться как за живых, так и за мертвых. Любовь – это именно та сила, которая бережет и отдаляет нас от осуждения других, от многословия, ревности, агрессивности. «Вера действует любовью», – говорит апостол Павел. Любовь – это именно то, что придает нам силы для практического воплощения в жизнь нашей веры.

Как стяжать любовь к ближнему? Это уже практический вопрос. Любовь – реальная энергия сердца, которая требует практического выхода. Это такое чувство, которое не остается внутри нашего сердца и всегда вырывается наружу. Любовь воспитывается христианской жизнью. Любовь – это семя, бросаемое в нас при крещении; но в то же время любовь – это добродетель, представленная нам богословами в образец, к которому мы должны стремиться. Конечно же, семя останется семенем, если оставить его в таковом состоянии; но если поливать его и окружать заботой, Господь обязательно взрастит и укрепит его; малую веру и любовь превратит в огромное древо, красоте которого возрадуется не только сам этот человек, но и многие другие, что придут под сень этого древа и найдут тут облегчение и отраду.

Для развития и укрепления этого семени любви необходимы молитва, пост, смирение, послушание, соблюдение заповедей и обрядов православной веры. И, конечно же, глубокое, проникновенное подчинение закону любви, который действует ежеминутно, ежедневно и повсеместно. Это просто надо уметь видеть.

Любовь – это чувство, которое нужно тренировать. Самым лучшим способом такой тренировки будет любовь к нашим самым близким людям. Если человек не выносит членов своей семьи, о какой всеобъемлющей любви может идти речь? Если с членами собственной семьи не имеешь мирных, теплых отношений – а на это с горестью взирает твой ангел-хранитель, который незримо сопровождает тебя, – как же сможешь просто существовать рядом с другими людьми, не то что любить их?! И как сможешь искать самого главного – любви к Господу?! «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» – вопрошает апостол (1 Ин. 4: 20). Для тренировки и укрепления любви не обязательно двигать горы, тут требуются малые – а потом и большие – ежедневные наши богоугодные дела и помыслы.

Часто задают и такого рода вопрос: различаются ли любовь, испытываемая физически, и вообще любовь?

Человек трехсоставен, у него есть тело, душа и дух. Когда в человеке горит христианская любовь, она пронизывает и очищает его всего, вплоть до кончиков его волос. Поэтому человек, который погружен в чувство христианской любви, не разделяет любовь, проявляемую духовно, и любовь, проявляющуюся физически. Между телесными и духовными движущими силами охранник не стоит.

Как возлюбить ближнего и не быть обманутым http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ … -obmanutym :

текст

Христианство учит милосердию, сопереживанию, и одна из главных заповедей призывает нас возлюбить ближнего, как самого себя. Но каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ближним страждущим, который на поверку оказывался обманщиком, мошенником… После подобных поворотов сюжета не каждый поспешит на помощь тому, кому это действительно необходимо. Итогом может стать чувство вины, из-за которого в следующий раз поможешь и явному проходимцу, лишь бы стыдно не было… Как вырваться из подобной психологической ловушки? Как не пасть жертвой обмана, пытаясь помочь кому-то? Мы решили спросить об этом у профессионалов в деле милосердия и благотворительности.

«Погуляйте минут двадцать…»

В Москве существует проект помощи бездомным автобус «Милосердие». Участники проекта собирают по улицам столицы замерзающих бездомных, кормят, отправляют при необходимости в больницы, занимаются ресоциализацией этих людей (восстанавливают документы, находят родственников, устраивают на работу и т. д.). Руководитель проекта диакон Олег Вышинский говорит, что считать человека, который хочет так или иначе получить деньги, мошенником — не совсем правильно. Люди попадают в очень трудные ситуации, и даже если обманывают — они все равно страждущие. Долг христианина — помогать всегда.

— Но все-таки наличных денег никому давать не нужно — впрок не идут, — говорит отец Олег. — А еще нужно предоставить человеку путь к отступлению. Например, если кто-то просит денег на билет до дома, сообщите просящему, что денег он не получит, билет мы сами купим.

Дальше, по словам отца Олега, должен состояться приблизительно такой диалог: «Вы согласны, что мы сами купим Вам билет и посадим на поезд?». — «Согласен». — «Ну, погуляйте минут двадцать, я пока компьютер перезагружу…». С одной стороны, человеку предоставляется путь к отступлению — если была попытка вас обмануть, мошенник исчезнет.

В некоторых храмах выбирают такой подход, говоря просителю: «Здесь храм, сюда не за деньгами приходят. Вы можете помолиться». Многие после этого разворачиваются и уходят — лишь некоторые соглашаются на молитву. Тогда просящему в помощи могут дать денег. Этот «миссионерский» подход, по мнению отца Олега, не учитывает возможностей «цыганского интернета», по которому вся информация очень быстро распространяется в бродяжьей среде. Вполне возможно, что этот вариант скоро будет расшифрован, и храм наполнится «усердными молитвенниками», ожидающими вознаграждения за свое «правильное» отношение.

— Если вы очень решительно настроены заняться структурированной помощью ближнему, советую в первую очередь провести опрос обратившегося к вам человека. Подопечный должен понять, что вы никуда не спешите и готовы выслушать его правдивую, а не наспех выдуманную историю. Во вторую очередь необходимо структурировать проблему. Пример неструктурированной проблемы: «Батюшка! Помоги хоть чем-нибудь! Болею, три дня не ел, документов нет, украли, ночевать негде, полицейские бьют, на работу нигде не берут, вши заели, помыться негде, обувь прохудилась…» и т. д. Если просьбу структурировать, получится несколько проблем, исходя из которых можно выстраивать стратегию помощи. Медицинские проблемы: «Болею, не ел три дня, вши заели» — значит, потребуется участие медиков; социальные проблемы: «Помыться негде, ночевать негде, обувь прохудилась» — надо знать, где и кто эти проблемы решает; юридические проблемы: «Документов нет, украли, полицейские бьют, на работу не берут» — требуется участие юриста, надо искать такового; психологические проблемы: растерян, дезориентирован или, напротив, агрессивен, обидчив — возможно, потребуется психолог или психиатр.

Важен контроль

Ирина Соловьева, секретарь Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете Москвы, проверяет просьбы о помощи. Она говорит о благотворительности подобного рода следующее:

— Работа с просьбами напоминает работу следователя — это прежде всего проверка фактов, рассказанных клиентом. Если вы приняли решение помочь, то просящий должен принести справки, соответствующие просьбе: личное прошение, паспорт (если это бездомный, не имеющий никаких документов, нужен другой подход), выписка из истории болезни, счет из той больницы, где будут произведены медицинские услуги, рецепты на лекарства, если нужны лекарства, фотография того человека, который нуждается в услугах. Если речь идет о помощи ребенку, необходимо свидетельство о его рождении. Часто с просьбой помочь приходят мамы, дети которых находятся в социальных учреждениях, больницах, домах ребенка, детских домах, приютах, и просят помощи, предъявляя, например, свидетельство о многодетности. Однако следует помнить, что этот документ остается на руках у матери и после того, как дети отданы на воспитание государству. Документ, по которому можно оказать помощь ребенку, это свидетельство о рождении, опекунское удостоверение, решение суда об усыновлении или удочерении.

Очень важен контроль! Необходимо контролировать процесс на протяжении всего периода — от первичного приема просящего до удовлетворения просьбы. Если собраны деньги на операцию, нужно перевести деньги на счет клиники, оказывающей медицинские услуги. Известен случай, когда мама, собиравшая деньги на операцию дочери (действительно больной), в итоге на собранные людьми деньги купила себе машину, оправдываясь впоследствии тем, что шансов выжить после операции у дочери было немного, а ей еще жить и жить. Ошибка была в том, что деньги собирались на книжку маме, а не на специальный счет, откуда можно было бы гарантированно перевести необходимую сумму в клинику.

Милосердие должно осуществляться свободно

Владимир Берхин, президент благотворительного фонда «Предание», так определяет признаки и виды мошенников:

— Признаки мошенника достаточно просты. Мошеннику всегда нужны деньги, как правило, он исчезает при попытке помочь ему не деньгами: купить еды, лекарства и т.д. Мошенники очень неохотно демонстрируют, кто они, не хотят предоставлять документы. Также мошенники очень любят просить деньги на то, что непроверяемо: например, деньги на взятку чиновнику или чтобы откупится от бандитов.

Можно различить несколько видов мошенников. Первый — уличные попрошайки. Они, как правило, члены организованной группировки. За большинством уличных попрошаек стоит хозяин, которому платят за право просить милостыню именно в этом месте. Кстати, просящие на улицах священники и монахи — мошенники на все сто процентов. Иногда (довольно редко) встречаются честные бабушки. И единственными честными просителями в большинстве своем бывают музыканты. Уличные попрошайки рассчитывают на то, что человек быстро даст деньги и быстро уйдет. Дети или животные, которые находятся при них, в основном накачаны наркотиками — чтобы не шумели и не мешали. Второй вид мошенников назовем условно «транспортными». Это люди, которые просят на билет до дома. Я не знаю, почему так, но у нас в Москве почему-то все просят деньги на билет в Липецк. Так вот, проверено — если человеку купить билет в Липецк и посадить в автобус или поезд, то до Липецка они не доедут. Одного просителя недавно посадили на подвернувшуюся попутку, так он через километр в туалет попросился и сбежал. А если просят на билет куда-то очень далеко, то когда покупаешь билет, просители сразу же исчезают. Есть люди, которые ходят по электричкам, автобусам, просят денег на лечение ребенка, например. Они носят ксерокопии документов, подтверждающие болезнь. Среди них очень редко встречаются те, у кого действительно болеет ребенок, в основном это такие же мошенники, как и уличные нищие. То есть им кто-то дал документы и отправил собирать деньги. В этих документах содержатся чудовищные ошибки, причем сборщики милостыни, как правило, эти документы не читают. Например, тетенька с огромной табличкой «Помогите, у моего ребенка рак» предоставляет документы из кардиоцентра.

О милосердии Владимир Берхин говорит замечательные слова:

— Милосердие должно осуществляться свободно, а не под давлением чувства вины, без страха, потому что любовь, свобода и страх — несовместимы. Настоящее милосердие оказывается не потому, что «иначе мне будет очень плохо». В подобного рода жертве не больше добродетели, чем в кошельке, отнятом под угрозой оружия, ибо она не меняет сердце человека, а просто позволяет избежать боли.

***

Напоследок мы решили поговорить с Татьяной Синяевой, руководителем группы работы с просителями московской православной службы помощи «Милосердие». Она посетовала на то, что несмотря на большой опыт работы в этой сфере обманутыми работники группы оказываются очень и очень часто.

— Выявить в просителях мошенника — это искусство из искусств, порой такие виртуозы в своем деле попадаются, что с легкостью обведут вокруг пальца и профессиональную разведку!

Именно поэтому в завершение статьи хочется пожелать читателям не расстраиваться, если вас все же обманули. Главное — намерение оказать помощь несчастному, возлюбить ближнего своего — кем бы этот ближний ни был.

2

Из этой статьи только цитаты разместила:

Валерий Духанин. Что значит: «люби ближнего своего» http://www.pravoslavie.ru/put/59592.htm

Представьте себе: на улице вы увидели, как с каким-то человеком стало плохо или, допустим, к нему пристают негодяи, но вы прошли мимо как ни в чем не бывало – а потом вдруг выясняется, что это был ваш родственник или близкий человек, которого вы просто в тот момент не узнали. Уж как тогда будет стыдно! Суть же этого примера заключается в том, что к другим надо относиться так, как если бы это были близкие нам люди.

... радость о чужой радости есть верный признак любви к нашему ближнему. ...

Без любви к ближнему невозможно любить Бога, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). А без любви к Богу невозможно спасение.

Значит, кто не любит ближних, тот человек погибший?

Не будем отчаиваться. По крайней мере, если любви нет, ее можно взращивать. Каким же образом? Это объясняет преподобный авва Дорофей: «Спаситель говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: “Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?” Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание – тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: “Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?..” Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39)».  ...

3

Тут про любовь к врагам. В принципе, они тоже ближние.

Священник Валерий Духанин. Возлюбить врага своего http://www.pravoslavie.ru/put/75872.htm (фрагменты):

... Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.

Почему же необходимо прощать врагам? Тем более если они причиняют нам столько бед и скорбей? Обида от незаслуженных оскорблений всегда сдавливает сердце холодными тисками. Да и как же нам соглашаться с несправедливостью? Вот те обычные чувства, которые время от времени переполняют каждого из нас. Не ставит ли Евангелие перед нами слишком высокую планку?

А дело все в том, что, отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы можем быть с Богом, если уподобляемся в ненависти Его противнику?

«Благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6: 28), – заповедует Христос. Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности! Ведь что такое ненависть, как не цепи, сковывающие наше собственное сердце?

Вот какой портрет рисует святитель Григорий Нисский: «Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому». Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.

Что происходит с человеком, ненавидящим своих врагов? Он часто лишается сна, становится мрачным, задумчивым, теряет работоспособность, потому что червь злобы изъедает его изнутри. Так люди терзают самих себя, не понимая, что, простив и полюбив другого, мы прежде всего приносим благо самим себе, – потому что освобождаемся от угнетения души, а затем – тому, кто был прежде нашим врагом, – потому что он уже не увидит в нас повода к новой вражде.

Даже с точки зрения земной любовь к врагам, прощение обидчика – это единственно возможные условия для сохранения мира. Все многочисленные традиции кровной мести и просто мести, когда «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5: 38), сеют только новые раздоры, несправедливости, становятся источником горя, но не способны привнести в нашу жизнь порядок и мир. Вот почему сквозь века повторяется одна и та же картина – воздавая за зло злом, люди превращают жизнь в сплошной ад.

...

Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага, начинаем пылать ненавистью к другому человеку, поскольку он не вписался в наши представления о жизни или поступил не так, как хотелось бы нам. Вражда к нему помрачает око души. Да и сама душа становится до ужаса безобразной от ненависти.

Преодолеть это возможно, только если мы изначально настроены созидать в себе любовь к тому, кого воспринимаем как врага. Бывает, достаточно хотя бы выждать какое-то время, не выплескивать сразу свое негодование, и мы увидим ситуацию с новых сторон, поймем другого человека и простим его. Окажется, что он никакой и не враг. А если еще и обратиться с молитвой к Богу, то это самый верный способ обрести в своем сердце любовь, тепло и прощение. Ведь Господь Сам являет всё это нам и может даже самое каменное сердце наполнить подлинной любовью, жизнью и милостью.

4

Ольга79 написал(а):

Тут про любовь к врагам. В принципе, они тоже ближние.

Священник Валерий Духанин. Возлюбить врага своего http://www.pravoslavie.ru/put/75872.htm (фрагменты):

    ... Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.

Верно батюшка сказал, по-святоотечески. Как-бы своё сердце ещё и очистить до милостивого, как полагается, с плодом...Трудно, особенно если враг постоянно перед глазами козни строит...Тут ещё и терпение с молением...

5

Александр Ткаченко. Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь? http://azbyka.ru/dictionary/11/lyubov_tkachenko.shtml :

...  Христианская любовь к ближнему — это не чувство, и даже не действие, а именно такая настройка, а вернее, устроение человеческой души, когда в ней живет постоянная готовность отнестись к любому человеку, как к Самому Христу. Ведь в христианстве дистанция между этикой в отношениях с Богом и этикой межчеловеческих отношений практически сведена к нулю словами Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:40). Каждый человек, как бы ни был он плох и неприятен нам, призван к бытию Богом, любим Им, несет в себе Его образ. И для желающих исполнить христианскую заповедь о любви к ближнему прежде всего необходимо так настроить свои ум и сердце, чтобы в любом человеке за всеми его индивидуальными несовершенствами видеть этот образ Божий, помнить о том, что он — такое же любимое Богом создание, как и ты сам. Лишь на почве подобного устроения души способна прорасти та любовь, о которой говорит Евангелие. Практический же рецепт такой настройки можно увидеть в творениях святых отцов, всю свою жизнь употребивших на освоение этой непростой науки — любить ближнего.
«Воздавай почтение ближнему как образу Божию — почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
В чем же на деле должно быть выражено такое душевное устроение, объясняет другой святой — авва Дорофей: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается; и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо, мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя».
Вот, собственно, и  все. Нетрудно увидеть, что никаких  сверхъестественных ухищрений и неисполнимых требований здесь нет. И прежде всего нужно научиться так любить самых близких своих людей — мужа, жену, детей, родителей… Не потому, конечно, что они — наши родственники. Просто именно с ними мы общаемся гораздо больше, чем с остальным человечеством, и где же еще осваивать христианскую любовь к ближнему, как не в собственной семье? Глупо учиться любви к врагам, так и не научившись любить свою бабушку.
Конечно, в приведенных  здесь цитатах отцов описано  лишь самое начало стяжания любви к ближнему. Путь же ее совершенствования бесконечен, поскольку человек призван уподобиться в ней Самому Богу. Но без этого драгоценного начала весь остальной путь окажется для нас безнадежно закрыт. ...

6

Ольга79 написал(а):

«...возлюбить ближнего своего, как самого себя».
...прежде всего нужно научиться так любить самых близких своих людей — мужа, жену, детей, родителей… именно с ними мы общаемся гораздо больше, чем с остальным человечеством, и где же еще осваивать христианскую любовь к ближнему, как не в собственной семье? Глупо учиться любви к врагам, так и не научившись любить свою бабушку.

Очень точно замечено, по-моему.

7

Согласен!

8

Если я буду в Раю
(Боже, возможно ли это?) -
Я не забуду семью,
Буду тянуться с приветом.
Заповедь, ближних любя,
Надо исполнить в Раю:
Я ж возлюбила себя,
Душу спасая свою.
Если ж я буду в Аду -
(Место мне там по делам) -
Вымолят эту беду
Ближние. Верю я вам.
НЕ задавайте вопрос.
Сами увидите Там.
Наша надёжа - Христос.

Нм же всем, да - по делам.

Отредактировано Таня Р. (2014-12-25 18:34:04)

9

схиархимандрит Иоаким (Парр) http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/ :

... Мы можем научиться любви только через благодарность. Что такое благодарность? Благодарность возникает тогда, когда ты кому-то что-то должен. Когда делают что-либо для вас, но вы не имеете никакой возможности отплатить за это. И вот это неимение возможности вернуть долг смиряет вас, оно заставляет вас понимать, что вы не можете отблагодарить.
Благодарность к Богу в понимании, что мы и всё, что мы имеем, – от Него. И поэтому мы благодарны Ему со смирением. Не с гордостью, но со смирением. А когда мы смиренны, тогда мы можем любить. Без этого мы горды и любим только себя.


Сергей Худиев. О благодарности и счастье человека http://www.pravoslavie.ru/smi/74890.htm :

... Но в действительности благодарение — это сущность жизни; благодарение вводит нас в правильные отношения с реальностью, реальностью Бога и реальностью других людей.
...
Бог хочет сделать нас счастливыми — а в вечности безмерно счастливыми. Но нельзя сделать счастливым человека, неспособного к благодарности; это не только несправедливо, это просто невозможно.- Чтобы возрадоваться раю, мы должны обрести открытое, смиренное и благодарное сердце; способность видеть любовь Бога и людей, и признавать эту любовь — «спасибо, я благодарен».

И мы должны научиться видеть эту любовь здесь и сейчас. ...

Отредактировано Ольга79 (2014-12-25 15:29:17)

10

Ольга79 написал(а):

Бог хочет сделать нас счастливыми — а в вечности безмерно счастливыми. Но нельзя сделать счастливым человека, неспособного к благодарности; это не только несправедливо, это просто невозможно.- Чтобы возрадоваться раю, мы должны обрести открытое, смиренное и благодарное сердце; способность видеть любовь Бога и людей, и признавать эту любовь — «спасибо, я благодарен».
(Сегодня 12:29:17)

Подпись автора

    Основа духовной жизни – это добрые помыслы.  Старец Паисий Святогорец


Очень правильно сказано. И проверено опытом. Спасибо.

11

О любви в семье.

Протоиерей Игорь Гагарин. Как сохранить любовь? Смотрите на ситуацию глазами супруга http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=717

текст

Есть в жизни некое противоречие. Понятно, что в момент вступления в брак люди испытывают друг к другу сильные чувства. Любовь это или не любовь, мы не знаем; они считают, что это любовь. Потом эти чувства проходят. И тут возникает два варианта действий. Одни говорят: поскольку чувств уже нет, зачем друг друга мучить дальше, расстаёмся. Так можно всю жизнь встречаться и расставаться с разными людьми. Второй путь — тот, по которому идут люди ответственные. Они говорят: да, любви уже нет, и ей вроде бы неоткуда взяться, но есть долг, ради сохранения брака, ради детей мы останемся вместе. Иногда они всё-таки не выдерживают, иногда так и несут до конца этот крест, скрежеща зубами. Я с большим уважением отношусь к этим людям, но их жалко, конечно.

Вот и думаешь, как лучше, как правильнее — выполнять долг, но при этом мучаться? Часто человек просто не видит других вариантов. А тут и квартирный вопрос решен, и быт налажен, и деньги есть, и дети общие. Ведь, помимо любви, в супружестве люди обрастают массой других связывающих вещей. Рвать слишком много приходится, и поэтому люди порой предпочитают сохранять всё, как есть. А ненависть всё возрастает…

Или лучше встречаться и расставаться в зависимости от возникновения и исчезновения чувств? Тоже сомнительный путь, можно всю жизнь порхать.

Эта картина выглядела бы очень печальной, безрадостной, если бы над любовью нельзя было работать. Если бы человек не мог выращивать в себе любовь. Когда мы относимся к любви как чему-то, что от нас абсолютно не зависит, как погода, пришла — и я радуюсь, ушла — и я кусаю локти и рву на себе волосы, — это неправильно. Любовь зависит от человеческой воли, от нашего выбора.

Поскольку она — от Бога, Сам Бог есть любовь, — в нас самих нет источника любви. Мы не можем усилием воли вызвать в себе любовь. Но если человек понимает, что меня с этим человеком соединил Бог, я взял на себя ответственность за жизнь этого человека, произнес обеты, мне в любом случае с этим человеком придется жить. И либо я просто буду его терпеть, либо я полюблю его. Тогда я понимаю, что мне нужно полюбить его. Как я буду это делать?

В моей воле, во-первых, просить любви у Бога, который Сам источник любви. Во-вторых, делать всё то, что проистекает из любви. Как говорят святые отцы, если в тебе нет любви, то делай дела любви, и научишься любить. То есть делай по отношению к этому человеку то, что ты делал бы, если бы ты его любил. Это не будет лицемерием. Потому что если я создаю форму, и при этом жажду, чтобы Господь наполнил ее содержанием, то это может произойти. Такое происходит. Мы знаем такие истории, когда у супругов не было никаких особых чувств друг к другу, но потом они, преодолев очень многие трудности, заботясь друг о друге, служа друг другу, обрели такую любовь, которой сами удивляются.

В этом отношении замечателен евангельский эпизод в Кане Галилейской, когда Господь превратил воду в вино, и распорядитель свадебного пира сказал жениху, что обычно пьют сперва хорошее вино, а потом худшее, «а ты хорошее вино сберег доселе». Я всегда говорю молодым, что этим событием Господь не только решил проблему нехватки вина на этой трапезе, но и дал нам прекрасный символ того, что происходит с любовью. Вино здесь — символ любви. Вначале она романтичная, сильная, а потом, когда закончится этот прекрасный, радостный период, который часто бывает недолгим, потому что будни уже на первом году показывают людям, что всё не так, как представлялось, люди пьют уже то, что осталось. А остается порой вода вместо вина. И вот Господь ещё раз напоминает нам, что Он готов снова превратить эту воду в вино, причем вино, которое лучше даже того, которое было в начале.

Любовь — это в любом случае дар Божий. Есть такие наши действия, которые этот дар уменьшают, и есть такие, которые его приумножают. Как говорит апостол Павел: «Духа не угашайте». Дух — это тоже не наше. Мы можем его угасить. Но нам дано делать так, чтобы он разгорался в нас всё жарче и жарче.

Я думаю, если люди получили этот дар любви хотя бы в самой-самой малой мере, а раз они приняли решение создать семью и быть вместе, то что-то между ними было, то дальше от них самих зависит, будет этот дар возрастать или нет.

Если я буду оскорблять свою жену, если я не буду о ней заботиться, если она будет изменять, если я каждый вечер начну домой пьяным приходить, то понятно, что никак этот дар возрастать не будет. Можно всё утратить. Но если оба супруга сознают ценность любви и хотят, чтобы она между ними была, и готовы работать над вещами, которые будут возгревать эту любовь, то существует надежда, что они этого достигнут. А почему случается обратное — потому что многие об этом не заботятся. Очень многие как бы не против того, чтобы любовь между ними была, но ничего для этого не делают.

Любовь сохранить на самом деле очень трудно. Есть же очень много психологических книжек, которые говорят о том, чего не надо делать супругам, что убивает любовь, что, наоборот, способствует ее развитию. Я читал недавно такую книгу: старайтесь поменьше укорять друг друга, поменьше говорить друг другу грубых слов… И это всё правильно, я просто не хочу повторять известные истины. Мне кажется, люди просто пренебрегают этими правилами. Очень часто люди просто не хотят серьезно работать. Как идёт, так и ладно.

Семейные ситуации очень часто бывают предметом разговора со священником. Типичным примером бывает такой, когда приходит один из супругов, жена или муж, рассказывает о том, что у них происходит в семье. Причем рассказывает искренне, со слезами, с горечью. И когда я слушаю, я тоже этим проникаюсь и думаю, какой же всё-таки достался ему или ей негодяй! Я говорю: «Скажите ему, пусть придет, я хотел бы тоже с ним поговорить». Иногда бывает, через какое-то время говоришь со второй половиной. И ты уже заранее настроен к этому человеку определённым образом. Он еще не начал говорить, а мне, может быть, уже хочется сказать ему что-то нелицеприятное. Но у меня хватает ума этого не делать, я даю ему полностью выговориться…

И в процессе того, как он рассказывает, я вижу совершенно противоположную картину. Я гляжу его глазами на ситуацию и вижу, что он прав, что иначе не может быть. Он рассказывает о многих подробностях, которые его жена обошла вниманием, он рассказывает о своих каких-то усилиях. И видишь, что у каждого своя правда. Каждый в своих глазах прав и настолько в этом убеждён, что даже я, слушая его, в этот момент проникаюсь. Тогда я снова встречаюсь с первой половиной…

Когда я был молодым священникам, я сразу верил и горячо поддерживал первую сторону, которая ко мне приходила. Теперь, когда ко мне обращаются, я сначала только слушаю и сочувствую. А во второй раз я уже говорю: «А давайте-ка посмотрим на эту ситуацию с другой стороны и попробуем найти, в чем мы сами здесь не правы. Вероятно, всё, что вы говорите, правильно. Но ведь не может быть так, что во всём виноват только он»... И тут вдруг наталкиваешься на отрицательную реакцию. Пока человек жалуется, и ты ему сочувствуешь, всё хорошо. Как только ты призываешь его разобраться и критически посмотреть на себя, человек говорит: «Давайте, конечно», но при этом сразу становится чужим. Такой поворот ему уже не очень интересен. Бывают, конечно, и исключения. Иногда человек готов на это идти, но это очень трудно.

Поэтому очень важно для супругов уметь понять другого и посмотреть на ситуацию его глазами…

Что ещё мешает сохранению любви?

Мешает неспособность критически на себя посмотреть.

Мешает очень часто нежелание принять супруга таким, какой он есть. Предъявление условий: «Ты должен стать таким-то и таким-то. Если нет, такой ты мне не нужен». Стремление помочь другому стать совершеннее — это в принципе естественное, хорошее желание. Если я вижу недостатки своей супруги, хочу, чтобы она их преодолела, это нормально. Но, с другой стороны, я же должен понимать, насколько это трудно. И насколько это зависит от того, как я сам буду переделывать себя.

Недавно я говорил с одним молодым человеком. У них вроде всё хорошо. Но он любит поэзию. А она не любит. И у неё это повод для каких-то шуточек. Ну ладно, не любишь ты поэзию, так не любишь, но ты хотя бы прояви уважение к этой его любви. А лучше — постарайтесь полюбить или хотя бы понять, что дорого для твоего любимого человека. Но уж ни в коем случае не ранить его.

Вот что важно. Если у того человека, которого я люблю, есть в жизни какие-то ценности, помимо нашей любви, то мне нужно постараться, чтобы это стало и моими ценностями. А если не стало, то хотя бы с уважением относиться.

12

Мне кажется,  что влюбленность,  которая присутствует  у людей в начале их первых  брачных  дней и любовь к ближнему,  это не всегда одно и то же. Особенно, это заметно в наши дни. Любовь, это прежде всего  доброжелательность. Вместо этого и чаще всего можно видеть выгодность.  От сюда и проблемы.  От сюда и сожительства под названием - гражданский брак.

13

miha61 написал(а):

Мне кажется,  что влюбленность,  которая присутствует  у людей в начале их первых  брачных  дней и любовь к ближнему,  это не всегда одно и то же. Особенно, это заметно в наши дни. Любовь, это прежде всего  доброжелательность. Вместо этого и чаще всего можно видеть выгодность.  От сюда и проблемы.  От сюда и сожительства под названием - гражданский брак.

Подпись автора

    Русь святая храни веру православную

НЕ будем строго судить современную молодёжь: мир обольстил их успешно, предложил с экрана массу примеров "свободы"...Наша задача - самим становиться лучше и чище, сильнее в любви к ним, чтобы наши молитвы были Христом и Пречистой услышаны, и дети наши уже здесь помилованы в плане очищения от грязи и даровании Святым Духом помыслов о чистоте!

14

Таня Р. написал(а):

НЕ будем строго судить современную молодёжь: мир обольстил их успешно, предложил с экрана массу примеров "свободы"...Наша задача - самим становиться лучше и чище, сильнее в любви к ним, чтобы наши молитвы были Христом и Пречистой услышаны, и дети наши уже здесь помилованы в плане очищения от грязи и даровании Святым Духом помыслов о чистоте!

В каком смысле уже помилованы?
Потом, я осуждаю не молодежь,  а намеренную выгоду от , так называемого брака. Если конечно , этому имеет место быть.

15

miha61 написал(а):

Таня Р. написал(а):

    НЕ будем строго судить современную молодёжь: мир обольстил их успешно, предложил с экрана массу примеров "свободы"...Наша задача - самим становиться лучше и чище, сильнее в любви к ним, чтобы наши молитвы были Христом и Пречистой услышаны, и дети наши уже здесь помилованы в плане очищения от грязи и даровании Святым Духом помыслов о чистоте!

В каком смысле уже помилованы?
Потом, я осуждаю не молодежь,  а намеренную выгоду от , так называемого брака. Если конечно , этому имеет место быть.

Подпись автора

    Русь святая храни веру православную

Не  у всех эта выгода на уме. Не у всех. Часто от страха, что после придётся разводиться. А про помилование? Неужели ты не чувствуешь своего помилования здесь, на земле? Помилования после беды, помилования после грозы, помилования ...после страшного сна?

16

Таня Р. написал(а):

Не  у всех эта выгода на уме. Не у всех. Часто от страха, что после придётся разводиться. А про помилование? Неужели ты не чувствуешь своего помилования здесь, на земле? Помилования после беды, помилования после грозы, помилования ...после страшного сна?

Невозможно одновременно желать добра другому и бояться будущего развода. Должно быть либо одно, либо другое.

17

miha61 написал(а):

Таня Р. написал(а):

    Не  у всех эта выгода на уме. Не у всех. Часто от страха, что после придётся разводиться. А про помилование? Неужели ты не чувствуешь своего помилования здесь, на земле? Помилования после беды, помилования после грозы, помилования ...после страшного сна?

Невозможно одновременно желать добра другому и бояться будущего развода. Должно быть либо одно, либо другое.

Подпись автора

    Русь святая храни веру православную

Это тебе так думается. Я тоже не боялась ничего. А надо было бы ...присмотреться, принюхаться. Но это мои ошибки. Не надо приветствовать "свободу" и боязнь, но Не надо и постоянно осуждать. Молись, Миша. Желай благочестивого замужества и своим и чужим. Бог этого ждёт.

18

Таня Р. написал(а):

Это тебе так думается. Я тоже не боялась ничего. А надо было бы ...присмотреться, принюхаться. Но это мои ошибки. Не надо приветствовать "свободу" и боязнь, но Не надо и постоянно осуждать. Молись, Миша. Желай благочестивого замужества и своим и чужим. Бог этого ждёт.

Тема вроде-бы не обо мне!

19

miha61 написал(а):

Таня Р. написал(а):

    Это тебе так думается. Я тоже не боялась ничего. А надо было бы ...присмотреться, принюхаться. Но это мои ошибки. Не надо приветствовать "свободу" и боязнь, но Не надо и постоянно осуждать. Молись, Миша. Желай благочестивого замужества и своим и чужим. Бог этого ждёт.

Тема вроде-бы не обо мне!

Подпись автора

    Русь святая храни веру православную

Тема, Миша  о людях.

20

Парень девке говорил

Парень девке говорил, говорил:
«Я тя, девка, полюбил, полюбил!
Я тебя больше жизни люблю!
Я тебе целый мир подарю!»

И сердечко забилось у ней:
«Что мне мир! Ты, любимый, не бей,
Если правду какую скажу!
Если так – хочь сейчас выхожу!»

Мужик жёнку недолго любил,
Мужик жёнку наутро побил
Оттого, что призналась жена,
В том, что в девках была неверна…

Муж за правду жену не прощал.
Мир без правды стоит, как стоял…
Если б мир ко Христу возопил,
ОН бы ВСЕ разнеправды простил!!!

...Любовь непрочная, земная - проси прощенья, не проси,
В обиде горько не прощая, частенько очень больно мстит..

Молись, жена,ты виновата. Пусть даже все вокруг грешат.
Смирись. И может быть когда-то твой муж поймёт, что виноват...

Отредактировано Таня Р. (2014-12-30 00:49:50)

21

Да уж

Таня Р. написал(а):

Не  у всех эта выгода на уме. Не у всех. Часто от страха, что после придётся разводиться. А про помилование? Неужели ты не чувствуешь своего помилования здесь, на земле? Помилования после беды, помилования после грозы, помилования ...после страшного сна?

Что значит помилование? Может Вы говорите о  Божием долготерпении, о милосердии, о любви к роду человеческому, это понятно. Но как можно считать себя помилованным? Я например, очень часто в ужас прихожу от мысли, сколько же меня еще Господь потерпит? сколько у меня есть еще времени для исправления? Я знаю и других таких. Но не о ткого из ПРАВОСЛАВНЫХ не слышала о заочном помиловании. Простите. Я может не правильно поняла Вас?

22

Татиана написал(а):

Я знаю и других таких. Но не о ткого из ПРАВОСЛАВНЫХ не слышала о заочном помиловании. Простите. Я может не правильно поняла Вас?

Подпись автора

    "Каждый человек связан с Богом по-своему. Он для Бога иной, чем все, создан по особой мерке. Бог отвечает каждому иначе, у Него с каждым тайна - тайна нового имени." Клайв Льюис.

Не правильно поняли, Татьяна. Вы просили у Бога милости в делах трудных, ситуациях скорбных?  Тогда вы должны были эту милость получив, почувствовать что вас...помиловали. НО  и других Он тоже милует таким образом. И это нас с вами должно радовать и утешать.

23

Ближний

Когда я вижу на коленях
Кого-то в праздник -  сердце дрогнет:
Свою беду невольно вспомнит,
И очень хочется помочь.
Он пал от горя, не от лени,
Не видя всех, он скорбно тонет,
Он только к Богу, к Богу стонет,
Чтоб силы дал, минула ночь...

24

Морозко

«Тепло ль тебе, девица? Тепло ль тебе, красная?», -
Спрашивал у девицы краснощёкий дед.
«Так тепло мне, дедушка – даже и не спрашивай.
Так бы и сидела тут до скончанья лет».

Улыбнулся дедушка, и давай похаживать,
Посохом постукивать меж белых берёз,
Прибавляя холоду, бороду поглаживать,
Гордую упрямицу доводить до слёз.

Смотрит, удивляется сам Морозко – батюшка:
От мороза лютого он и сам замёрз.
А девчонка тощая только улыбается
Кроткою улыбкою, капельками слёз…

«Не сердися, дедушка. Дорогому батюшке
Приказала мачеха в лес меня сослать,
Чтобы не мешала я, ей не докучала я!
Видно, воля Божия здесь мне помирать».

Тут уж не до шалости! От такия наглости
Дед-Мороза доброго охватила дрожь!
«Нет, моя хорошая, нет, моя пригожая!
Ты, дитя, от холода точно не умрёшь!»

Тут же на поляночку подкатили саночки
С мягким, тёплым пологом, голубым ковром.
И в дому у дедушки отогрелась девушка,
И подмогой старому сделалася в нём.

А весною красною девушка прекрасная,
Погостив у дедушки, тронулась домой.
Он со всем вниманием доброе приданое
Дал, желая радости в стороне родной.

…Так вот, от смирения счастье получается,
От сердечка тёплого и другим теплей.
Жаль, что эти сказочки нынче не читаются.
Замерзают девушки в гордости своей…

25

Так вот, от смирения счастье получается,
От сердечка тёплого и другим теплей.
Жаль, что эти сказочки нынче не читаются.
Замерзают девушки в гордости своей…


распечатаю. приберу в книжку. Таня - Автор кто?

26

Автор я. Если не я - пишу всегда автора в скобках.

27

Протоиерей Андрей Ткачёв (описание, беседу можно послушать по ссылке) https://vk.com/andreytkachevcom?w=wall-33360510_59613 :

Чтобы любить людей, нужно иногда от них...удаляться. Такой совет дает нам известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев. Он вторит преподобному Исааку Сирину, который говорил: "Хочешь полюбить людей? Удались от них хоть на немного, научись молиться Богу о себе и о них, и затем возгорится в душе твоей любовь к ближнему...". Что такое удаляться - вы узнаете, послушав диск. ...

28

Ольга79 написал(а):

Протоиерей Андрей Ткачёв... https://vk.com/andreytkachevcom?w=wall-33360510_59613 :

Спасибо.

29

Ключ к стяжанию любви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным http://www.pravoslavie.ru/guest/30024.htm :

... Путь возрастания души

– Как же нам хоть в самую маленькую меру научиться этой любви?

– Схиигумен Савва, о котором я уже вспоминал, после первой исповеди сказал: «Даю тебе первое послушание. Оно может показаться простым, на первый взгляд, но это делание всей жизни». И он дал мне ключ к стяжанию любви, а я передаю его вам: не судите людей. «Не суди людей, – сказал он. – Не осуждай». Через пень-колоду я старался исполнять эту заповедь, и с уверенностью говорю: она мне помогла. Даже ленивое ее исполнение помогло мне стяжать ту меру несовершенной любви, которой я обладаю. Но все-таки любви.

Путь к любви лежит через постоянное стремление к непрестанной молитве, к зрению своих грехов, страстей, к желанию изменить себя, не оправдывая ни в чем. Это и есть путь возрастания человеческой души в Боге, а значит – в любви.

30

«Нам заповедано любить ближнего, как себя. Как же мы любим себя? Я, например, люблю себя не за то, что я, скажем, милейший человек. Я люблю себя не за то, что я хорош, а за то, что я - это я, при всех моих недостатках. Часто я искренне ненавижу какое-нибудь свое свойство. И все же разлюбить себя я не могу. Другими словами, та резкая черта, которую проводит христианство между любовью к грешнику и ненавистью к его греху, существует в нас, сколько мы себя помним. Вы не любите того, что сделали, а себя любите. Вы, быть может, считаете, что вас мало повесить. Быть может, вы даже пойдете в полицию и добровольно примете наказание. Любовь - не пылкое чувство, а упорное желание, чтобы тот, кого мы любим, обрел высшее благо». Клайв Стейплз Льюиз - Из интервью Шервуду Уирту.http://s7.uploads.ru/t/qzf5P.jpg


Вы здесь » БЫТЬ! » Сложные вопросы » Любовь к ближнему