Понравился материал по теме на "Предании.ру", подготовленный Владимиром Стреловым, Татьяной Зайцевой и еще людьми, которых они благодарят в конце. Есть интересные мысли, что-то было для меня совсем новое. Я скопировала суть на форум, но лучше читать на сайте "Предания.ру", т.к. там красивое оформление, выделение текста и сюда скопировала не все - там есть советы дополнительной литературы, размышления о добрых делах, и многое другое.

Грехопадение http://bible.predanie.ru/groups/rozhdes … /#obsuditj .

фрагмент

Книга Бытия, глава 3

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

О чем это

Пожалуй, третья глава книги Бытия – одно из самых комментируемых мест во всем Священном Писании. Кто-то в описываемых событиях видит причину всех последующих несчастий человечества: Адам согрешил, и теперь мы все страдаем. Тот, кто привык читать Писание как обращенное к себе лично, слышит в тексте рассказ о своей собственной истории  жизни и предупреждение: смотри, не слушай дурной голос, звучащий в твоей душе, - или даже призыв не перекладывать ответственность, а набраться смелости и покаяться. А кто-то, читая этот отрывок, радуется: слаб человек, слаб с момента сотворения, я это по себе знаю, - и, тем не менее, впереди человечество ждет победа над силами зла и греха. Итак, в сегодняшнем рассказе о грехопадении содержится и рассказ о корнях зла в нашем мире, и предупреждение нам, и великая надежда.

Буквально или иносказательно?

Часто люди недоумевают и спорят: должны ли мы эту сцену воспринимать буквально или иносказательно? Происходил ли когда-то такой диалог в действительности?

Ряд современных авторов считает, что эта история - миф, или, по-другому говоря, аллегория. Но миф не в уничижительном смысле, не в смысле вымысла или сказки. За мифом стоит определенная правда, опыт, который осмысляется не как частный, а как имеющий универсальное значение. Так, например, в мифологии практического каждого народа есть представление о том, что когда-то на земле царил золотой век, а потом что-то произошло и на земле появились несчастья. Также в волшебной сказке, ведущей свое начало от мифа, распространен сюжет, где герою запрещается что-то, потом появляется герой-искуситель, герой нарушает запрет и после этого все круто меняется в худшую сторону. Яркий пример - сказка о лягушке-царевне, где Иван-царевич сжигает лягушачью шкурку и теряет жену. За всеми этими сюжетами стоит реальность, в которой когда-то между человеком и Богом не было преград, человек имел гораздо большую власть и силу, чем сейчас и лишился этого по собственной вине, ослушавшись Бога.

Однако, библейская история слишком реальна, чтобы быть мифом в таком смысле. Если в мифе процентов 90 - метафора и процентов 10 - суть, то в библейской истории соотношение скорее обратное. Поэтому если и называть ее мифом, то с большой осторожностью. Впрочем, еще свт.Иоанн Златоуст подчеркивает, что не надо думать, ни что Бог буквально ходил по раю, ни что с Евой разговаривал именно змей, а не злой дух через змея.

Рассматривая библейский сюжет, мы должны понимать, что, возможно, не все было буквально так, как описано, хотя именно библейское описание этого события ближе всего к реальности. А также мы можем почувствовать, что этот образ искушения, падения, наказания и надежды чрезвычайно реален, эта модель постоянно воспроизводится в нашей жизни. Каждый человек, читающий этот текст с молитвой, осознает, что в нем заключено нечто очень важное.

Путь искушения

В этой главе описан типичный путь развития любого греха. Не сказано, кто по сути своей змей (сам ли Сатана или только зловредное животное), и откуда змей появляется в Эдеме. Точно также не всегда ясно (да и не важно), откуда приходит к нам искушение. Важно, что оно приходит извне, а в том, что пришло извне, нашего греха нет – пришло ли это из глубин подсознания, всплыло ли из памяти, или пришло с внешними впечатлениями. Важно, распознаем ли мы искушение, и как реагируем.

Змей обращается к жене с намеренно лживым утверждением (было сказано не есть от древа познания добра и зла, здесь же – «не есть ни от какого дерева»). Греха еще нет, но уже есть ложь, что-то неправильное. Это каким-то образом нам не нравится. Но бывает, что мы знаем, что делать точно нельзя, однако попускаем себе сделать что-то малое, и с этого-то все и начинается…

Вместо того, чтобы оборвать диалог, не вовлекаясь в него, женщина начинает беседу, уделяет этому внимание. В аскетике это называется «принять помысел».

Итак, собеседование началось. Следующая реплика прямо подталкивает ко греху, нарушению заповеди: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Знать добро и зло – что это?

Познание в Библии – это не теоретическое изучение, а опытное соединение, как это бывает в браке. «Познать добро и зло» может означать «получить опыт как добра, так и зла». Мы знаем, что некоторых вещей лучше не знать, их познание что-то уничтожает в нас, так что мы уже не можем быть прежними; теряется цельность, невинность, иногда приобретается страсть-зависимость.

Согласно другой линии мысли, «знать добро и зло» – это самому определять, что такое хорошо, и что такое плохо - для себя, а также зачастую и для других: для своих родных, для друзей, целой страны, мира. Такие люди могут считать, что они несут другим добро, - но на самом деле творить зло, не замечая этого. Речь не о тех, кто сознательно противится Богу, но о тех, кто за других людей решает, как им жить, как им поступать, даже как им лучше, правильнее думать. От этого искушения не застрахован никто: ни президент страны, ни директор предприятия, ни священник, ни даже обычные родители. Как только человек начинает считать, что уж он-то лучше знает, как надо, - он уже попался в ловушку.

По мнению тех, кто вслед за апостолом Павлом в послании к Римлянам размышлял над тайной человеческой свободы, в момент грехопадения человек теряет подлинную свободу выбирать из доброго, и вынужден постоянно колебаться между хорошим и плохим. И не Адам виноват в том, что мы грешим; но все мы в свое время совершаем ошибку Адама, грешим по подобию Адама, считают восточные отцы Церкви.

К образу падения Адама многократно обращается преп. Андрей Критский в Великом каноне, усматривая в этом образ падения каждой человеческой души:

«Подражав в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, лишенным Божией благодати вечного царства и блаженства, за грехи мои. Горе мне, несчастная душа моя, для чего ты уподобилась первозданной Еве? Ты посмотрела худо, уязвлена жестоко, прикоснулась к дереву и дерзко вкусила безумной пищи. Вместо чувственной Евы, восстала во мне Ева мысленная — плотский страстный помысел, представляющий приятное, но всегда при вкушении напояющий горечью»
(перевод еп. Александра Милеанта).

Ох уж это дерево!

Заметили ли вы, что искусительна не только мысль о знании, но и сам вид дерева –  оно хорошо и приятно для пищи (впрочем, вряд ли в Эдеме росли другие деревья…) И все же, может быть, если бы его не было, все было бы иначе? Как Бог, которого мы привыкли считать благим, мог допустить, чтобы в Эдеме было что-то плохое?

Однако, грех был не в плоде как таковом, а в недоверии и непослушании Богу. И плодом этого непослушания стало то, что люди поняли, что … они наги. У них ничего не прибавилось, но что-то важное ушло – Дух Святой отошел от них, исчезло чувство полноты и радости жизни. В опыте человека впервые появились стыд, вина и страх. Сначала Адам и его жена демонстрируют солидарность – бегут вместе, одеваются в листья, прячутся, - но чего стоит эта солидарность греха, показывает следующий за падением диалог.

Божественная педагогика

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?

Мне очень дорог этот вопрос Бога к Адаму. Бог поступает тут как любящий Отец: Он начинает не с упреков, а дает возможность раскаяться: «Где ты, как ты, что с тобой?»

Он Всеведущий, и для Него не было тайной то, что произошло. Он мог бы начать с укоров. Или сразу с наказания. Но Он ищет ответа. Хороший образец для тех, кто чувствует, что с ним поступили несправедливо, но любит настолько, чтобы дать возможность исправиться, не заставляя близкого человека проходить через унижение.

Здесь у Адама есть возможность исправить свой грех. Если бы он только пошел этим путем! Некоторые толкователи считают, что он остался бы в Эдеме, другие полагают, что из Эдема он бы был изгнан (нужно понести наказание для вразумления), но земля не была бы проклята из-за человека.

Однако признать свою ответственность за происходящее – самое сложное.

Видно, насколько далек стал Адам от своей жены – он считает возможным всю ответственность переложить на нее. Более того, Адам разрушает отношения и между собой и Богом: «Жена, которую ТЫ мне дал», или даже, точнее, «которую Ты поместил со мной» - я к ней вообще не имею никакого отношения, она тут просто рядом находится...  «Это она и Ты виноват, Господи», -  как бы говорит Адам.

Из этой ситуации нет выхода: нет человека, который был бы готов признать вину за содеянное и был готов что-то исправлять. Похожие ситуации встречаются сплошь и рядом в конфликтах: «я ни в чем не виновата, это он плохой» (или наоборот). Тупик. Только тот, кто возьмет ответственность за это, может что-то исправить.

Не здесь ли ключ к тому, почему человек все же наказан? Конечно, наказание можно рассматривать по-разному: как месть («Нагрешил - теперь страдай!»), как устрашение для других («С вами также будет!»), но можно и лучше рассматривать как путь к покаянию («Встряхнись, приди в себя, возвратись, пойми же, что ты сделал!»). Вряд ли Богу радостно, оттого что Адам и жена его должны покинуть Эдем, однако это единственная возможность для людей что-то понять про себя и свою ответственность в этом мире.

Последствия грехопадения

В результате грехопадения в мире появляется смерть.

Труд, который до этого был радостным и творческим, становится тяжелым и изматывающим. Причем он таков и на земле, и в офисе, и на заводе - практически везде есть свои тернии и волчцы, делающие труд болезненным. В попытках справиться с этим проклятием рождается идея коммунизма - строя, где каждый занимается именно тем, к чему у него способности и имеет хлеб насущный.

Нарушается равенство между мужчиной и женщиной, женщина становится психологически зависима от мужчины и для нее становится болезненным рождение детей. В попытках справиться с этим проклятием рождаются идеи феминизма, декларирующего, что женщина должна быть независима от мужчины и ей необязательно рожать.

Человек во многом теряет ту власть над природой и над собой, о которой мы говорили в прошлый раз. Мы не можем остановить землетрясение или усмирить бурю, дикие звери стали для нас опасны, наши эмоции, желания и телесные потребности зачастую пересиливают голос разума. Мы знаем, что вредно переедать - но переедаем. Мы знаем, что шпилькой можно испортить отношения - но подпускаем ее. Мы знаем, что соцсети крадут наше время - но продолжаем там сидеть. И т.п. Мы ослушались Бога и все вокруг не слушается нас. А вот как видит эти последствия прп. Силуан Афонский:

«Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу.

       Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение. Больно душе, и сильно жалеет она, когда оскорбит любимого Господа.

       Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил:

       «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до-смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое».

       Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».
(Прп.Силуан Афонский. Плач Адама.)

Но выход есть и он, конечно, совсем не в коммунизме или феминизме

Не конец, а начало

В пятнадцатом стихе святые отцы увидели «протоевангелие» – т.е. весть о том, что потомок Евы победит («сотрет главу», как сказано в церковнославянском переводе) змия. Так как у жены нет семени, они видят здесь весть непосредственно о Христе, Который родился от жены без участия мужа.

«Семя жены, которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус. Ибо Он один стал семенем жены от жены, без посредства семени мужеского и без умаления Ее чистоты» .
(прп.Исидор Пелусиот)

«Ибо с этого времени проповедовалось об Имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о «блюдущем главу змея», то есть о семени, о Котором апостол говорит в Послании к Галатам: закон дел дан, доколе не придет семя, к которому относится обетование (Гал 3:19), а еще яснее показывает в том же послании, говоря: когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, родившегося от жены (Гал 4:4). Ибо враг не был бы справедливо побежден, если бы победивший его не был человек от жены. Потому что через жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему и Господь исповедует Себя Сыном Человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от которого создана была жена; чтобы так же как через человека побежденного [Адама] род наш нисшел в смерть, через человека-победителя [Христа] мы бы опять взошли в жизнь, и так же как через человека [Адама] смерть одержала победу над нами, через человека [Христа] мы бы опять получили победу над смертью.»
(свт. Ириней Лионский, Против ересей). 

И в Рождество Христово мы радуемся тому. что родился Тот, кто избавил нас от последствий грехопадения. Вот как говорят об этом песнопения Рождества:

Стихира праздника на Литии, глас 1

По образу и по подобию, истлевша преступлением / видев, Иисус, приклонив Небеса, сниде / и вселися во утробу девственную неизменно, / да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: / слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже.

По образу Своему созданного и по подобию, / увидев погибшим из-за преступления, / Иисус сошел, преклонив небеса, / и вселился, изменения не претерпев, во чрево девственное, / дабы в нем обновить истлевшего Адама, взывающего: / «Слава явлению Твоему, Избавитель мой и Боже!»

Стихира на стиховне, гл 4

Веселися, Иерусалиме, / торжествуйте, вси, любящии Сиона: / днесь временный разрешися соуз осуждения Адамова. / Рай нам отверзеся. / Змий упразднися, / юже бо прельсти первее, / ныне узре Содетелеву бывшу Матерь. / О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! / Яже исходатаивши смерть всей плоти, греховный сосуд / спасения начало бысть миру всему Богородицы ради. / Младенец бо раждается из Нея, Всесовершенный Бог, / и Рождеством девство печатствует, / пленицы греховныя разрешаяй пеленами, / и младенства ради Eвины врачует яже в печалех болезни; / да ликовствует убо вся тварь и да играет, / обновити бо ю прииде Христос и спасти души наша.

Возрадуйся, Иерусалим, / и торжествуйте, все любящие Сион. / В сей день узы давние осуждения Адамова развязаны, / рай для нас открыт. / Змий сделался бессилен: / ибо ту, которую он первой обольстил, / увидел ныне ставшей Матерью Создателя. / О глубина богатства, и премудрости, и ведения Божия! / Смерть принесшая всякой плоти, орудие греха, / стала начатком спасения всего мира через Богородицу. / Ведь Младенец рождается от Нее, Всесовершенный Бог, / и рождением Своим запечатывает девство, / путы грехов развязывая пеленами, / и Своим младенчеством исцеляет / Еву от скорбных мук рождения. / Потому да ликует все творение и да играет, / ибо восстановить его явился Христос / и спасти души наши!

тропарь первого канона Рождества Христова, песнь 1

Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, / лучшия отпадша Божественныя жизни, / паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися.

Того, кто создан был по образу Божию, / истлел от преступления, весь подвергся порче / и лишился лучшей, божественной жизни / вновь восстанавливает мудрый Создатель, / ибо Он прославился.

тропарь первого канона Рождества Христова, песнь 3

Иже дохновения причащся лучшаго Адам перстный / и к тлению поползся женскою лестию, / Христа от Жены видя, вопиет: / Иже мене ради по мне быв, Свят еси, Господи.

Адам бренный, причастный высшему дыханию, / но к погибели увлеченный обольщением жены, / видя Христа, от жены рожденного, взывает: / «Ставший меня ради подобным мне, / свят Ты, Господи!»

тропарь второго канона Рождества Христова, песнь 3

Высотою царствуяй Небес / милосердием совершает о нас из Безневестныя Отроковицы: / невеществен Сый прежде, / но послежде Слово, одебелевшо плотию, / да падшаго к Себе привлечет первозданнаго.

Слово, царствующее на высоте небесной, / по милосердию совершает все для нас, / – Он, прежде невещественный, а в дни последние / от не познавшей брака Отроковицы облеченный плотию, / чтобы привлечь к Себе падшего первозданного.

Родившийся две тысячи лет назад Христос снова открыл нам рай и дал нам доступ к древу жизни. И только от нас зависит, войдем ли мы в него.