БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » О посте


О посте

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Навеяло разговором Юры, Оли и Андрея.  :)  Спасибо!

Патриарх Кирилл: Цель поста — перемены внутри себя http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-c … tri-sebya/ (фрагмент проповеди):

... Сегодня большинство людей связывают пост с ограничением в скоромной пище, скрупулезно выполняя предписания поста, ограничивая себя в принятии пищи, переживая из-за малейшего нарушения и считая, что смысл и заключается в том, чтобы соблюсти эту строгую дисциплину. Действительно, воздержание от пищи является непременным условием достижения той цели, которую каждый человек должен поставить, входя в Великий пост. Но цель эта не столько ограждение себя от пищи, сколько решение куда более сложной задачи. Цель поста заключается в том, чтобы достичь перемен внутри себя. А сделать это очень тяжело.

Люди, особенно немолодые, люди средних лет привыкли жить так, как они живут. Этот привычный уклад жизни многие защищают всеми силами, потому что он дает чувство комфорта, уверенности, постоянства. Если предложить этим людям попытаться изменить свою жизнь, то многие не поймут, зачем это нужно делать. Вот в этом и есть трудность восприятия того, чем является пост, восприятия той цели, которая стоит перед постящимся. Если в человеке не происходит перемен к лучшему, то он становится хуже. Постоянство, которое мы нередко так оберегаем и которое считаем для себя удобным, привычным, на самом деле является регрессом. Если в душе человека не происходит нечто, что возвышает эту душу, то он понижает уровень своей духовной жизни. Цель поста и заключается в том, чтобы прервать нашу внутреннюю спячку, некую успокоенность, поставить перед собой совершенно конкретные цели, достижение которых столь необходимо во время поста.

Как же это можно сделать? Ведь мы даже самим себе не любим признаваться в своих слабостях, пороках, грехах, в своей неправде, особенно если это связано с конфликтом с другими людьми. Чтобы разбудить самого себя, чтобы увидеть реальную картину своей внутренней духовной жизни, требуются и мужество, и сила, и острота ума, ведь нужно найти правильные вопросы, которые ты самому себе адресуешь, вопросы, которые лишат тебя покоя, выбьют из привычного седла, заставят подумать иначе о своей жизни и посмотреть на нее с иной точки зрения. Чаще всего людям не удается пройти это испытание, потому что рациональное размышление о собственной внутренней жизни, как правило, не бывает успешным.

Но если это размышление о своей внутренней жизни соединить с молитвой, если просить Бога укрепить нашу мысль, усилить нашу волю, обострить наши чувства, то можно многого достичь. Тогда переосмысление нашей внутренней жизни будет успешным. Мы найдем эти невралгические болезненные точки в своей внутренней жизни, мы сумеем к ним прикоснуться, пусть даже вызывая боль, но боль, которая исцеляет. Сам Господь поведет нас по этому пути — пути напряженной работы над самим собой, тому пути, который несомненно возвышает душу, помогая сделать столь непростые, но одновременно столь существенные шаги на пути духовного восхождения.

При чем же здесь ограничение в скоромной пище? А это ограничение имеет большое значение. Всем хорошо известна пословица «в здоровом теле здоровый дух». Эта пословица отображает укоренившееся в человеческой культуре понимание того, что духовное и физическое в человеческой личности связаны. И это действительно так. Душа и тело не автономны друг от друга. Понимание души как чего-то автономного от тела было присуще людям в далекие средние века, когда многое было непонятным, в том числе в области медицины и биологии. Люди не понимали, как возникают чувства гнева, раздражения или, наоборот, состояние покоя. Но современный человек знает, что эти по сути своей духовные проявления человеческой природы генерируются, в том числе, и естественными процессами человеческого тела. Телесное и духовное переплетаются в нераздельное целое, и так продолжается до самой смерти. Только когда человек умирает, тогда его внутренняя энергия, накопленная за всю жизнь, продолжает жить вне тела. Это напоминает свет от далекой звезды, что отделена тысячами световых лет, который струится и достигает Земли. Неизвестно, существует ли в настоящий момент эта звезда или нет, но свет существует. Он достигает наблюдателя, живущего на Земле, и именно этот свет несет в себе всю информацию о той самой звезде, быть может, уже несуществующей.

Так же и дух человека. В момент смерти он преодолевает притяжение физической природы и уходит в вечность. А пока человек жив, духовное и физическое связаны, и потому физическое состояние человеческого тела отнюдь не безразлично для жизни духовной. И тысячелетний опыт духовной жизни, начавшийся на самой заре человеческой истории, свидетельствует о том, что воздержание в пище обостряет ум и человеческие чувства, мобилизует волю.

Неслучайно, что отдельные люди или даже целые народы накладывали на себя пост, когда им предстояло решать судьбоносные, в том числе военные, задачи. Может быть, один из самых ярких примеров — это пример ополчения Минина и Пожарского. Перед тем как начать штурм Китай-города, а затем и Кремля, ополченцы постились три дня и три ночи. Казалось бы, есть надо побольше, ведь для военных действий требовались физические силы. А люди ничего не ели, но в этих условиях генерировалась огромной силы духовная энергия.

То же самое происходит и во время поста. Ограничение в пище помогает обострить чувства и способность — рациональную, умственную способность — видеть изъяны своей собственной жизни. Молитва, сопровождаемая постом, помогает человеку понять самого себя — а это, может быть, самая трудная задача. И если во время поста мы начинаем лучше понимать себя, видеть свои слабые места, свою греховность, если мы дистанцируемся от привычного образа мыслей и поступков, которые не дают нам никакой независимой точки отсчета в оценке своей собственной жизни, то тогда и наступает особое состояние, которое Церковь называет покаянием, «метанойей».

Многие из вас хорошо знают, что в переводе с греческого на русский это слово и означает «покаяние», а в прямом смысле оно означает «перемену». Перемена и покаяние суть синонимы. Это и есть цель поста. А все остальное — это средства к тому, чтобы произошла перемена в душе и чтобы пост дал возможность каждому, кто погружается в эту благодатную молитвенную стихию воздержания и размышлений, сделать хотя бы один шаг навстречу Богу. И да поможет нам Господь, установивший пост и Сам постившийся сорок дней и ночей, спасительно пройти это великое поприще. Аминь.

Посты Православной Церкви http://azbyka.ru/dictionary/15/posty-all.shtml (фрагмент, статья вся интересная, там и ссылки на другие материалы есть):

Этапы приучения к посту

Приучать себя к посту надо постепенно и обязательно под руководством и  при благословении духовника. При этом пост ни в коем случае не должен вредить здоровью. Постепенность и умеренность не только предотвращают возможные срывы, но и служат  признаком духовной зрелости и чистоты. Благословение, постепенность, рассудительность и постоянство усилия – вот главные условия успешного привыкания к  посту.

В качестве первого этапа, призванного сформировать навык душевной независимости от чревоугодного чувства, можно порекомендовать выполнение таких общепринятых правил здорового образа жизни как отказ от переедания, слишком жирной и сладкой пищи,  приема пищи в позднее время и т.д. Не противоречит духу православного поста и соблюдение разного рода оздоровительных диет, если во главу угла ставится не  здоровье и красота внешнего вида, а формирование навыка воздержания. Без успешного прохождения этого подготовительного этапа нельзя надеяться на получение в дальнейшем благодатных плодов поста. 

Сформировав привычку независимого от чревоугодия самоконтроля при выборе пищи, можно начинать соблюдать пост, отказываясь в постные дни сначала от мяса, а потом от яиц и молочной пищи.

Время, необходимое для привыкания к посту, а также качество и количество принимаемой пищи очень индивидуальны. «Дневную меру и количество пищи – пусть каждый сам для себя установит с тем, что если окажется излишнею и тяжесть производящею, то уменьшил бы; а когда усмотрит, что принятая им мера недостаточна к поддержанию тела, то пусть сделает малую добавку; и таким образом, дознав основательно  – опытами, назначит себе такое количество пищи, которое может поддерживать силы тела его, служа не сластолюбию, а истинной нужде… Всем же одну меру узаконить невозможно, потому что тела имеют различные степени в силе и крепости, подобно меди, железу, воску. Впрочем, для новоначальных самая лучшая мера та, чтобы оставить пищу тогда, пока чувствуешь еще алкание. Но ежели и насытится, не согрешит. Пресытясь же, да укорит себя. Чрез сие он предупреждает поражение (от врага своего) и пролагает путь себе к победе над ним» (преп. Нил Сорский).

Как временную меру переходного характера на начальных этапах можно рекомендовать различные рецепты вкусных постных блюд. Однако увлекаться этим, по-видимому, не стоит, ведь приготовление вкусной пищи занимает много времени, которое при этом по сути дела тратится на ублажение не совместимого с духом поста чревоугодного чувства. Особенно это относится к постным сладостям. Злоупотребление ими приводит к абсурдному результату, поскольку за время поста человек прибавляет в весе, а пост, как утверждал преподобный Серафим Саровский, «состоит не только в том, что есть, а в том, чтобы есть мало». В этом случае человек становится гораздо более восприимчив к благодати Божией, поскольку,  по словам преподобного Силуана Афонского, «благодать любит жить в сухом теле».

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий Оптинский писал так:
«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.
Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Православный пост http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/ .

Н.Е.Пестов. Что такое пост и как правильно поститься http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/5g9_9n-all.shtml .

священник Константин Пархоменко. Православный пост: древность и современная практика http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavn … ika.html#3 .

Священник Андрей Лоргус, Ольга Михайловна. Пост: как не навредить себе духовно и физически http://www.pravmir.ru/kak-ne-navredit-v-post/ .

Отредактировано Ольга79 (2015-02-22 17:25:10)

2

Если говорить о телесной стороне поста. У нас один батюшка, когда подходят к нему за благословением ослабить пост (разрешить молочное, рыбу и т.п.), говорит, чтобы люди учитывали свое состояние здоровья и советовались со своим лечащим врачом. Священник не врач и не может определять, кому при какой болезни что нужно есть в пост.

3

Спасибо!

4

Оленька, спасибо за тему! Очень актуально для меня...

Ольга79 написал(а):

Если говорить о телесной стороне поста. У нас один батюшка, когда подходят к нему за благословением ослабить пост (разрешить молочное, рыбу и т.п.), говорит, чтобы люди учитывали свое состояние здоровья и советовались со своим лечащим врачом. Священник не врач и не может определять, кому при какой болезни что нужно есть в пост.


У меня у дочки как-то была диета. В основном  молочка - сыры, сметанка, кефир... мясо она и так не любит :))))) и тут пост... мы к батюшке - и он переспросил - "Врач назначил?". И только тогда благословил.

5

И вам, друзья, спасибо!  :)

6

Рождественский Пост (подборка материалов) http://www.pravoslavie.ru/put/28423.htm .

Рождественский Пост начинается 28 ноября и заканчивается 6 января, накануне Рождества Христова.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » О посте