БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » Истории из жизни подвижников


Истории из жизни подвижников

Сообщений 41 страница 52 из 52

41

«ВЫ ДУМАЕТЕ, Я ЛЕЖУ? А Я ВЕДЬ ВОЮЮ!». Уроки схимонахини Екатерины https://pravoslavie.ru/132893.html :

https://pravoslavie.ru/sas/image/103434/343419.b.jpg?mtime=1595593862.jpg
Схимонахиня Екатерина (в миру Галина Леонидовна Дудина)

фрагменты

... Следила она не только за словами, но и за мыслями. Последняя книга, которую она прочитала, была о трезвении – о хранении ума от помыслов, внутреннем безмолвии и молитве. Толкование архимандрита Эмилиана (Вафидиса) на «Слово о трезвении и молитве» преподобного Исихия Иерусалимского. Когда сестры дарили ей эту книгу, то немного сомневались: понятной ли она будет для человека в 96 лет? Матушка Екатерина прочитала ее на одном дыхании. Делилась с сестрами своим восхищением: «Ведь он о таких возвышенных вещах пишет, и при этом на моем языке – мне всё понятно!» Вывод из этой книги матушка Екатерина сформулировала кратко и точно: «Вот ведь как он пишет – прямо для меня: не копайся в помыслах! Не надо там разбирать ничего, а только молиться, вот в чем всё дело!» И немедленно, со всей отвагой юного воина, начала воплощать это в жизнь. Последнюю неделю она уже почти не вставала и, лежа на кровати, непрестанно, перебирая четки, молилась. Но была очень бодрой и радостной. И сестрам говорила:

– Вы думаете, я лежу? А я ведь воюю! У меня война идет! – и показывала четки. – Вафидис ведь что говорит? Не копайся в помыслах! Ясно же, от кого всё это. А я? Эх… Полная голова помыслов… А надо так: помысел только зашевелился – р-раз его молитвой!!!

Для сестер и это было тоже откровением. Чаще всего, когда человек слышит, что не нужно иметь помыслов, у него всегда возникает тысяча отговорок: «Да как же это возможно? А как вот об этом не думать? А о том? А о другом? А если помыслы все равно приходят, как я ни стараюсь, – что я могу поделать?» Перед матушкой Екатериной этот вопрос не стоял. Война так война!

***

... В день Всех святых матушка Екатерина была на службе, причастилась. Накануне, когда ей сказали, что завтра повезут на службу, она обрадовалась до слез: «Ой, как хорошо!» – хотя уже была слабенькая.

Через день ей стало хуже. Когда измерили давление, оказалось, что оно – 50 на 30. Пока ждали приезда «Скорой», матушка Екатерина разговаривала с сестрами, рассказывала им истории, пела вместе с ними песню отца Николая Гурьянова «Благодатный дом». Иногда она замирала, и одна из сестер, беспокоясь за нее, просила: «Сестра Екатерина, прочитайте “Царю Небесный”». Матушка Екатерина послушно начинала читать. «А погромче можете?» Собравшись с силами, читала громче. И снова, ободрившись, начинала разговаривать с сестрами, читать молитвы, петь…

Врачи, зайдя к ней, сначала не поверили, что у нее такое низкое давление: «Вы неправильно смерили. Человек при столь низком давлении не может быть таким бодрым!»

После осмотра один из врачей, составляя какую-то бумагу, спросил:

– Скажите ваше имя.

– Екатерина.

– А отчество?

Матушка Екатерина задумалась: чья же она? какое назвать отчество? – и ответила:

– Екатерина, святая великомученица.

Ей даже в голову не пришло, что ее спрашивают о мирском имени-отчестве: она уже была не от мира сего. Сестры торопливо стали подсказывать: «Леонидовна! Леонидовна!»

– А, да, Леонидовна, – вспомнила матушка Екатерина.

До машины «Скорой» ей помогали добираться двое врачей и водитель. Увидев их, матушка Екатерина с радостью сказала, что пришли Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, чем вызвала у врачей улыбку. Один из них вдруг сказал:

– Да, правильно святитель Иоанн Златоуст говорит: главное при любых обстоятельствах – хранить мир в душе.

Матушка Екатерина, лежа на носилках, оживилась:

– А вы читали?

– Все двенадцать томов.

– Как хорошо! А помните, он еще вот что говорит…

Интересный разговор продолжался всю дорогу до «Скорой». Матушка Екатерина и врач вспомнили святых Василия Великого, Григория Богослова, Николая Сербского, Иоанна Кронштадтского…

– Да, – подытожила матушка Екатерина, – это всё родные люди! Святые для нас – родные!

Через три дня она отправилась в путь – домой, к родным людям, в Небесное Отечество. Ее юная душа улетела, как птица.

Близкие и знакомые говорили про нее, что у нее был счастливый характер. Но что такое этот счастливый характер? Его приобретает сам человек, если хочет, – приобретает благодарностью, молитвой, сердцем, открытым для слова Божиего.

Вечный урок:

«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его.
Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его,
очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя,
избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами;
исполняющаго во благих желание твое: обновится, яко орля, юность твоя…» (Пс. 102: 1–5).

42

Константин Шемлюк. Воин Христов – митрополит Амфилохий (Радович) https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy … j-radovich :

... Архипастырь

https://spzh.news/mediafiles/images/photo_2020-10-30_19-58-24%20(3)(1).jpg

Митрополит Амфилохий смог деятельным примером показать, каким должен быть настоящий архиерей – предстоятелем за народ Божий, пастырем, готовым «положить душу свою за други своя». Самой яркой иллюстрацией первосвятительского служения владыки можно назвать две фотографии, представленные выше. По словам Никиты Бондарева «на первом фото Митрополит Амфилохий в 1999 году на Косово, при вооруженном конвое, находит и отпевает останки убитых албанцами сербов. Вокруг неистовствуют албанские боевики, с неба падают бомбы. На втором фото он же 17 марта 2004 года, после «хрустальный ночи» в Косово, когда из края под угрозой уничтожения были вынуждены бежать 4 тысячи сербов, защищает от толпы негодующих белградцев Байракли-джамию, единственную мечеть в сербской столице».

«Он не боялся никого и ничего, ни албанских бандитов, ни натовских бомб, ни гнева собственных соплеменников, которые в исступлении могли натворить такое, о чем бы потом сами пожалели», – пишет Юрий Бондарев. И с этой характеристикой трудно не согласиться. ...

Отредактировано Ольга79 (2020-11-03 00:31:36)

43

Ольга Рожнёва. КАК СКОРАЯ ЗАБЛУДИЛАСЬ, А ДЕНЬГИ В ФОРТОЧКУ ПОЛЕТЕЛИ. Истории Дмитрия и Натальи Володиковых https://pravoslavie.ru/135070.html

... В Шамордино служит замечательный, уже немолодой батюшка – иеромонах Антоний (Плясов). Был он рукоположен давно, еще в советское время, в Даниловом монастыре, который власти разрешили возродить в 1983-м году – первым в СССР, после долгих лет гонений на Церковь.

Через несколько лет стали возрождаться другие древние обители, братии в них еще не было, и отца Антония посылали восстанавливать эти монастыри: на Соловки, на Валаам, в Оптину. Еще его отправляли служить на дальние, почти безлюдные приходы: семейному батюшке там домашних не прокормить, а монах как-нибудь прокормится.

В самом начале монашеского пути поручили ему, тогда еще совсем молодому иеромонаху, восстанавливать очередной храм. А как его восстановишь? – ни денег, ни строительных материалов – ничего. Обратился отец Антоний за советом к отцу Димитрию Смирнову (они – ровесники и были по молодости друзьями, вместе приходили к Богу).

После службы присели они попить чаю в небольшой комнатке при храме, и отец Димитрий стал вдохновенно делиться опытом: как начать восстанавливать храм, к кому можно попытаться обратиться за помощью. В какой-то момент их беседы отец Димитрий от избытка чувств воскликнул:

– Да ты только начни – тебе деньги в окна станут кидать!

В этот момент в открытую форточку влетела пачка печенья с примотанными к ней резинкой запиской и... деньгами!

Оба отца рты пооткрывали в полном изумлении от так быстро сбывшегося пророчества. Помолчав, отец Димитрий все так же вдохновенно припечатал:

– Вот видишь?! Так и полетят тебе деньги прямо в форточку!

Как оказалось, одна из бабушек с прихода ждала отца Димитрия, чтобы собственноручно угостить печеньем к чаю и отдать записку для поминовения. Не дождавшись, боевая старушка решила действовать и лихо запустила гостинец прямо в форточку. ...

44

https://mitropoliakuban.ru/wp-content/uploads/2016/11/viktor-svyatin-696x954.jpg
Митрополит Виктор (Святин)

Жизнь по заветам Христовым https://mitropoliakuban.ru/mitropolit-viktor-svyatin/ :

фрагмент

... Как же встретили владыку на Кубани прихожане, по выражению самого владыки, «белые платочки – русские православные женщины, ревностно посещающие наши храмы»? Анна Владимировна Строганова была одной из многих незаметных скромных молитвенниц. Жила она недалеко от Елизаветы Сергеевны. Четырнадцать лет назад ей было уже за 90, но ум у нее был ясный, память отменная. Вот что она вспоминала:

— Нового архиерея встретили настороженно. Какой-то не такой. Одевался скромно, говорил тихо, как-то не совсем понятно. Раньше в соборе было шумно, голоса у наших архиереев до этого были ого-го, а тут приходилось вслушиваться: голос у владыки был спокойный, ласковый, тихий. И мы стали тише. А как его полюбили наши старушки, послушав проповеди! Говорили, что службы у него проводятся по старому чину. Уж больно это им нравилось. На проповедях его все плакали, даже стыдно становилось, все грехи сразу всплывали. Говорил владыка больше о добре, о любви к ближним, о том, что помогать надо друг другу.

«Все мы грешны пред Богом, Он один без греха. – писал митрополит Виктор в 1935 году в связи с 250-летним юбилеем Православной Российской Духовной Миссии в Китае. – Никому из нас не поздно прибегнуть к Божественной любви и милосердию Того, Кто сказал: «грядущаго ко Мне не изжену вон». …Чья рука поднимется, чтобы бросить камень осуждения в того, кто изнемог в борьбе за существование и впал в нищету? Будем благодарить Бога за то, что Он сохранил нас от этой тяжелой участи и не только сохранил, но и дал Православной Церкви и в эти страшные времена возможность помогать нуждающимся и материально, и духовно». Как надеялся тогда владыка, что «изгнанники… вернутся в свое воскресшее Отечество и снова начнут строить величие его». Прошло двадцать лет, и заветные чаяния архиерея сбылись – он оказался на Родине. Но застал ли он свое Отечество воскресшим? Процветающей ли была его кубанская паства? И не гонимой ли была Церковь? Не те же страдания приняло в себя его милостивое сердце? И владыка неутомимо помогал обездоленным. И прибывшим с ним из Китая. И всем нуждающимся. До последнего своего вздоха.

— Сам он был очень добрый, раздавал всё: вещи, деньги, – вспоминала Анна Владимировна. – У него список был, как узнает он, у кого в чем нужда, так и в список. А потом помогал. Доброты был необыкновенной. Божий был человек. Чистый сердцем. А вот как умер, то и похоронить его было не в чем. Все старое, заштопанное, а новое раздал. Я поминаю его в своих молитвах:

Со всех концов Союза к нему потянулись бывшие эмигранты из Китая. Всем помогал, всех устраивал владыка. «Отель Виктор», как называли квартиру владыки когда-то в Китае, непрерывно действовал и здесь. Самому же владыке ничего не было нужно, все, что имел, он старался отдать. Как-то бывшие «лосяны» (так называет себя китайская диаспора русских; «лосян» в переводе с китайского – старинный друг) подарили владыке золотой, украшенный самоцветами гребень для бороды. Борода у него была густая и пышная. Владыка расчесался, похвалил красивый гребень, но тут появился один из станичных батюшек. Владыка спросил его, есть ли у него дочь с косами. Получив утвердительный ответ, он тут же отдал ему гребень. С отцом Андреем Серовым, благочинным из Ейска, владыка учился еще в духовной академии в Казани. При первой же встрече владыка поменялся с ним крестами. Отдал свой золотой и взял простой иерейский. Когда ему сказали, что это не архиерейский крест, он ответил: «Да нет, хороший крест, вот и Распятие есть. Хороший крест». Так и носил его до смерти. Две панагии было у владыки, он и панагии отдал гостившим у него архиереям. Себе же из маленькой иконки Божией Матери – благословения покойной мамы еще перед отъездом в Духовную Академию, он собственноручно сделал панагию и просил похоронить с ней. Это была единственная вещь, которой он дорожил.

Александр Ильич вспоминал о владыке: «Бедный! Приехал, все на нем рваное, обтрепанное, в латках. У владыки Бориса, который служил до него, было самое богатое облачение, у владыки Виктора – самое бедное. Смиренный, все хорошо ему, ласков со всеми, добрый. Внимателен был ко всем. Здоровье у него было слабое, подорванное, у него было постоянное воспаление легких, даже летом ходил в теплой жилеточке. Но лечиться он не любил и никогда не жаловался». Когда Александр Ильич входил в кабинет к владыке, то старался не поднимать глаз. Однажды неосторожно похвалил ручку на столе у архиерея и тут же получил ее подарок. Владыка часто болел, и когда к нему для благословения приводили домой молодых священников, он обязательно одаривал их чем-то из своих личных вещей. Однажды к нему пришел молодой, только что окончивший семинарию отец Анатолий Почтовый. Узнав, что у него есть жена и ребенок, владыка снял коврик и теплое одеяло и тут же подарил ему.

На Кубанской кафедре настигло владыку Виктора лютое Хрущевское гонение 60-х. В Краснодарском крае из 161 храма в 1961 году к 1 января 1965-го осталось лишь 75. Особым распоряжением ограничили колокольный звон. Сам митрополит Виктор был лишен свободы передвижений по стране. Пришлось владыке пережить и откровенную клевету. Несмотря на то, что всё имущество он передал властям КНР, вдруг стали говорить о продаже имущества руководителем Миссии. Уполномоченным по делам религии краснодарского края был некто Бабушкин – человек крутого нрава, ненавидящий Церковь. Владыка Виктор, приехавший из Китая, был для него врагом народа. Господь послал тогда помощь кубанскому архиерею в лице его секретаря – протоиерея Николая Гетмана. С дочерьми отца Николая мне довелось беседовать. Они рассказывали, что было время, когда не знали, вернется ли папа домой. С отцом Николаем ездил митрополит Виктор в Москву, чтобы спасти Екатерининский собор, бывший для некоторых высокопоставленных лиц «бельмом на глазу». Тихим голосом, но внушительно митрополит Виктор сказал, что прикует себя к соборной паперти и пусть шагают через него, и что он будет жаловаться за границу о притеснении церкви в СССР. И собор остался стоять. Только со всех концов зажали красавец-храм постройками.

В 1966 году владыке пришлось пережить тяжелое потрясение. В Китае началась культурная революция. Банды школьников и студентов (хунвэйбины) уничтожали всю «старую культуру» вместе с людьми, которые ее представляли. Православные китайцы (в первую очередь албазинцы) подвергались репрессиям. Так от боли к боли по тернистому пути продвигался владыка Виктор к Небесному Царству.

Незадолго до кончины священники ежедневно приходили к владыке, он исповедовался и причащался. И каждый раз спрашивал, какое сегодня число. Дело в том, что он знал день своей кончины – 18 августа. Ему не говорили правду, называли более раннюю дату. В больницу он не хотел ложиться, а 18 августа неожиданно согласился. Из больницы позвонил в епархию и попросил принести зарплату. Когда ее доставили, владыка тут же разделил се пополам и отдал одну половину санитарке, у которой было пятеро детей, а вторую половину – врачу соседнего отделения, у которого случилось несчастье. Откуда он узнавал, кому в первую очередь нужна помощь? Они были последними в его длинных списках нуждающихся. Накануне Преображения ровно в 17 часов, митрополит Краснодарский и Кубанский Виктор (Святин) тихо отошел ко Господу. И среди ясного неба пошел дождь. Отпевание владыки при огромном стечении верующего народа прошло в Свято-Екатерининском соборе. Соборе, который останется вечным памятником своему спасителю – митрополиту Виктору (Святину). ...

45

https://pravoslavie.ru/sas/image/103212/321289.p.jpg?mtime=1563961667.jpg
               Архимандрит Сергий (Шевич)

профессор Жан-Клод Ларше. Старец Сергий https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_La … ts-sergij/ :

Свернутый текст

... В тридцатых годах Кирилл постоянно участвовал в собраниях молодой интеллигенции, которые проходили каждую неделю в доме философа Николая Бердяева в Кламаре. В число собиравшихся входили богословы Владимир Лосский и Евграф Ковалевский, философы Габриэль Марсель, Эмманюэль Мунье, Морис де Гандийак и Жак Маритэн, востоковед Оливье Лякомб, специалист по исламу Луи Массиньон, литературный критик Шарль дю Бос… Каждое собрание начиналось с доклада на ту или иную богословскую или философскую тему, после чего начиналась дискуссия. Кирилл Шевич посещал и другой кружок, который организовал Жак Маритэн; с этим мыслителем до самой его кончины Шевича связывала крепкая дружба. В этих собраниях Кирилла особенно ценили, как знатока творчества Достоевского.

Вместе с тем его все больше и больше привлекала духовная жизнь. Каждый вечер он по нескольку часов проводил в молитве и неукоснительно посещал богослужения. Те, кто был знаком с ним в эти годы, вспоминают о нем как о молодом человеке, часами простаивавшем в храме абсолютно неподвижно и сосредоточившись в молитве.

Его духовником в то время был отец Афанасий (Нечаев) – первый настоятель прихода Трех Святителей на рю Петель; в России он был монахом Валаамского монастыря. Митрополит Антоний (Блюм), который в те же самые годы, до самой безвременной кончины отца Афанасия в 1943 году, был его духовным чадом, описывает его как «выдающегося человека, абсолютной простоты, обходившегося малым» и разделявшего с еще более бедными, чем он сам, то немногое, что имел 22.

Работа Кирилла в банке была не слишком напряженной и оставляла ему много свободного времени. Он читал, перечитывал и переписывал творения отцов Церкви. В особенности он ценил «Изречения отцов-пустынников» и «Лествицу» преп. Иоанна Лествичника – их он переписал полностью 23.

Все более погружаясь в молитвенную жизнь и стремясь применить на практике наставления святых отцов, которые были его ежедневной духовной пищей, Кирилл почувствовал тягу к монашеской жизни. Однако семейные обстоятельства мешали ему сразу принять монашество: он должен был материально помогать родителям, сестре, племяннику и двум пожилым женщинам из прислуги. Несмотря на это, он, насколько возможно, вел монашеский образ жизни в миру. В 1938 году он поделился своей тайной мечтой стать монахом со старцем Силуаном. Тот в последнем перед кончиной письме благословил его 24, дав наставление, которое впоследствии оказалось пророческим: «Иди и изо всех сил взывай к людям: “Покайтесь!”». Когда обстоятельства наконец позволили Кириллу отправиться на Афон, разразилась война.

Как бывший руководитель движения младороссов, Кирилл вместе с огромным числом своих соотечественников, подпавших под подозрение французского правительства после заключения Советско-Германского пакта о ненападении, на волне «общей ксенофобии» 25 в конце мая 1940 года был арестован, а 31 мая интернирован в концентрационный лагерь в Вернэ 26. Освобожденный через некоторое время, вскоре, 22 июня 1941 года, он был вновь арестован – на сей раз германскими властями. Это произошло в тот самый день, когда силы Вермахта вторглись на территорию Советского Союза и когда Патриарх Сергий произнес речь, в которой обращался к русским православным всего мира встать на защиту своей родины. Кирилл наряду с сотнями русских эмигрантов был интернирован в лагерь в Компьени 27.

Суровое испытание лагерями заставило его очень глубоко почувствовать бренность и трагизм земного бытия и усилило в нем ощущение конечности жизни. Все время пребывания в Вернэ Кирилл занимался чтением Библии и размышлением над содержанием Священного Писания; вместе с тем он все глубже погружался в практику Иисусовой молитвы, следуя примеру и советам одного из своих товарищей по заключению, отца Серафима, сердце которого горело непрестанной молитвой. В молитве прошли и месяцы его заключения в Компьени.

Когда его выпустили на свободу, он решил, не откладывая далее, осуществить свое намерение стать монахом. 18 ноября 1941 года Кирилл произнес монашеские обеты, приняв новое имя в честь преподобного Сергия Валаамского. В то время он жил у своего духовника архимандрита Стефана (Светозарова), настоятеля Свято-Троицкого прихода в Ванве (департамент О-де-Сэн), который обучал его основам монашеской жизни в соответствии с духовными традициями Валаамского монастыря, где он прежде жил. Отец Сергий активно участвовал в жизни прихода, занимаясь главным образом помощью верующим, оказавшимся в беде. Среди них был и Георгий (будущий отец Григорий) Круг 28, талантливый художник, который изучал иконографию и писал иконы в одно время со своим другом Леонидом Успенским, но на протяжении долгих лет страдал психическим расстройством, повергавшим его в глубокое уныние и отчаяние. Когда Круг с 6 ноября 1942 года по 1 июля 1943-го находился в госпитале Святой Анны, отец Сергий каждый день приходил к нему, с безграничной любовью и преданностью разделяя его страдание. Участие, которое проявил отец Сергий, сказалось настолько благотворно, что Георгия Круга выписали из госпиталя 29.

По благословению владыки Николая Крутицкого 11 сентября 1945 года епископ Владимир (Тихоницкий) рукоположил отца Сергия в Александро-Невском соборе на рю Дарю в диаконы, а 12 сентября – в иереи 30; отец Сергий был назначен настоятелем храма Пресвятой Троицы в Ванве вместо отца Стефана, которого перевели настоятелем в храм Трех Святителей на рю Петель. Вскоре к должности настоятеля у отца Сергия прибавились еще и обязанности игумена скита Святого Духа в Мениль-Сэн-Дэни близ Трапп (Ивлин), основатель которого, отец Андрей Сергиенко, вернулся в Россию 31.

После иерейской хиротонии отец Сергий смог принимать исповедь у Георгия Круга и быть его духовным наставником, обеспечивая ему всю необходимую помощь. В октябре 1945 года Георгий Круг поселился у отца Сергия, вокруг которого уже сложилась небольшая монашеская община, куда входили монахини Анастасия (Булацель), Феодосия (Орлова) и Анна (Кипарисова). В то время Георгий Круг с полной отдачей участвовал в жизни храма, при котором он трудился чтецом. Вновь после долгого перерыва он стал писать иконы. Благодаря заботам и молитвам отца Сергия его душевное состояние постепенно налаживалось и в конце концов нормализовалось 32. Вскоре он почувствовал желание стать монахом и принял постриг в первую неделю Великого поста 1948 года; его небесным покровителем стал Григорий Иконописец 33. Несколько месяцев спустя по благословению отца Сергия он поселился в скиту Святого Духа, очарованный красотой и умиротворенностью этого места, но при этом регулярно приезжал в Ванв, чтобы участвовать в качестве чтеца в приходских богослужениях. Отец Сергий с тех самых пор стал делить свое время между храмом в Ванве и скитом, где он каждую неделю совершал литургию и старался хоть какое-то время побыть рядом с отцом Григорием, с которым его теперь связывала крепкая дружба 34, не прекращавшаяся вплоть до смерти последнего 12 июня 1969 года. Отец Григорий тем временем развивал свой художественный талант – становилось ясно, что он является одним из самых выдающихся иконописцев всех времен.

Когда в 1946 году юрисдикции Русской Православной Церкви в Западной Европе, на какое-то время воссоединившись, раскололись вновь, отец Сергий – как и его друзья Николай Бердяев, Леонид Успенский и Григорий Круг – остался в подчинении Московскому Патриархату, не руководствуясь никакими политическими соображениями 35, просто из верности Матери-Церкви и из уважения к тем, кто рискуя собственной жизнью, оставались в России, чтобы любой ценой поддерживать само существование Церкви. ...

***

22 Е. Van Taack. Op. cit. P. 17.
23 Некоторые святоотеческие тексты, переписанные Кириллом Шевичем, были обнаружены в архивах епископа Иоанна Сэн-Дэнисского (Евграфа Ковалевского). Каким образом они туда попали – неизвестно.
24 Это письмо, написанное старцем за несколько дней до кончины, было найдено на его рабочем столе отцом Софронием, который взялся его отправить. Мы опубликовали его в нашей книге «Святой Силуан Афонский» (Saint Silouane de l’Athos. P., 2001. P. 400–401).
25 Massip M. Op. cit. P. 336.
26 Лагерь Вернэ д’Арьеж располагался к северу от одноименной деревушки, примерно в пятнадцати километрах от Памье. В середине 1940 года туда были интернированы около трех тысяч человек примерно шестидесяти национальностей. Находившийся там Артур Кёстлер подробно рассказал в «La Lie de lа terre» о том, в каких суровых условиях содержались люди в этом «пиренейском Вавилоне ссыльных»: «В Вернэ избиения были будничным делом; в Дахау избивали до смерти. В Вернэ люди умирали от отсутствия врачебного ухода; в Дахау их просто убивали по произволу. В Вернэ половина заключенных спала без одеял при двадцатиградусной морозе; в Дахау их связывали и выставляли на мороз».
27 Вскоре он стал во Франции основным центром, из которого отправляли в лагеря, расположенные в Германии.
28 О жизни, личности и творчестве отца Григория Круга см. сборник статей, изданный игуменом Варсонофием (Le Рèrе Grégoire, moine iconographe du Skit du Saint-Esprit. Éditions du monastère de Korssoun, 1999), и доклады с посвященного ему коллоквиума, состоявшегося 5 июня 1999 года в Сорбонне (Un peintre d’icônes: le Рèrе Grégoire Krug // Cahiers de l’émigration russe, 2001, 6).
29 Этот эпизод очень трогательно описывала Екатерина Асланова в своем сообщении на коллоквиуме, упомянутой в предыдущей ссылке.
302 сентября в том же самом храме произошла церемония примирения и воссоединения между тремя русскими юрисдикциями, представленными в Западной Европе.
31 Прот. Андрей Сергиенко (1902–1973), настоятель прихода в Медоне, приобрел эту землю в 1934 г. и при помощи своих прихожан построил на ней в последующие годы храм и приходской дом. В 1945 г. благодаря некоторой разрядке, наступившей после войны, он вернулся в Советский Союз, где стал преподавателем Московской духовной академии.
32 В докладе, посвященной внутреннему пути отца Григория Круга, Е. Асланова отмечает: «Врач-психиатр, регулярно беседовавший [о состоянии Георгия Круга] с отцом Сергием, признал в последнем дар, настоящий дар свыше к тому, чтобы быть рядом с больными, подверженными депрессии, заботиться о них и исцелять их» (Des ténèbres а lа lumièrе // Cahiers de l’émigration russe, 6, 2001. P. 38). Этот дар признавал и один из величайших психиатров двадцатого века, доктор Анри Эй, который лечил одного из духовных чад отца Сергия от маниакально-депрессивного психоза и наблюдал, как отец Сергий на протяжении многих лет посещал его пациента.
33 Прп. Григорий, иконописец Печерский, в Ближних пещерах (день памяти – 8/13 августа). – Прим. ред.
34 Вот как вспоминает эту дружбу В. Маркадэ: «Отец Григорий двадцать восемь лет прожил в монастыре, под бдительный присмотром своего духовного отца архимандрита Сергия, который принимал близко к сердцу все его заботы и с любовью ограждал его от всех трудностей. Их трогательные взаимоотношения были чем-то похожи на взаимоотношения персонажей Лескова, в особенности в «Соборянах». Достаточно было только намекнуть отцу Сергию на то, что вам хотелось бы показать ему привезенные вами из России фотографии церквей и монастырей, как он тут же просил вас предупредить об этом и отца Григория, зная, какую радость ему это доставит. Но вы еще не успеете сказать отцу Григорию, что вы его приглашаете, как он перебьет вас, поблагодарив за внимание к нему и тут же добавив, что, наверное, отцу Сергию будет ужасно интересно посмотреть фотографии, которые вы сделали в России! Они думали больше друг о друге, чем о себе самих. Однажды, когда с кем-то произошел несчастный случай, отец Сергий начал сетовать, что это может расстроить отца Григория, а отец Григорий начал беспокоиться о том, что из-за него отцу Сергию придется переживать последствия этого происшествия» (Hommage au Рèrе Grégoire / Préface I á Моіnе Grégoire
35 Став монахом, отец Сергий окончательно отказался от убеждений, которых придерживался, будучи активным членом движения младороссов. Если он и оставался дружен со многими из его бывших руководителей, то только из личной симпатии. Что же касается политики, то теперь он рассматривал ее лишь с моральных и духовных позиций. Нам неоднократно приходилось быть свидетелями абсолютной независимости его суждений на этот счет.

Человек, прозрачный для Бога https://eparhia-saratov.ru/Articles/che … -dlya-boga

«ВЕЛИКАЯ ТАЙНА – ИМЕТЬ В СЕБЕ ХРИСТА» Ко дню памяти архимандрита Сергия (Шевича) https://pravoslavie.ru/122642.html

ГРИГОРИЙ (Круг Георгий Иванович; 23.12.1907, С.-Петербург - 12.06.1969, Ле-Мениль-Сен-Дени, близ Парижа), мон., худож., иконописец. https://www.pravenc.ru/text/166666.html

«Инок Григорий: путь к Cвету»​ https://pokrovkino.com/inok-grigorij-put-k-cvetu/ :

Документальный фильм, Франция
60 мин., 2019 год, режиссёр: Вознюк Алексей

Этот фильм рассказывает о жизни и творчестве православного монаха и иконописца Григория Круга, жившего в 1940-1960 годах в маленьком скиту в лесу недалеко от Парижа. Его работы украшают десятки иконостасов по всей Западной Европе, тысячи иконописцев из разных христианских конфессий восхищаются его иконами и пытаются копировать его стиль написания, некоторые узнали о Православной вере только благодаря его иконам. Это история о человеке, который, познав все трудности эмиграции после революции в России 1917 года, пережив окуппацию фашистами Парижа в 1940-1944 годах, выжив в ужасах заключения в психиатрической клинике, захваченного немцами города, потеряв близких, он не потерял себя и не предал свое творчество. Вся его жизнь — путь настоящего художника и искреннего христианина. Это путь идущий от отчаяния и смерти веры в себя к воскресению искусства и жизни во Христе.

46

https://drevo-info.ru/images/001/002280.jpg
       Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)
       (11 сентября 1914 — 15 ноября 2009)

профессор Жан-Клод Ларше. Патриарх Павел https://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_La … arh-pavel/ :

фрагменты

... Ежедневная литургия была правилом, которому патриарх неукоснительно следовал. Даже когда был в отъезде, он вставал в четыре часа утра, чтобы совершать литургию. Как-то, вернувшись из Австралии рано утром, он отправился прямиком в церковь на Божественную литургию. Протоиерей Лука Овагович, который многие годы помогал патриарху, рассказывает:

«Я помню, как мы прибыли в Москву в 2000 году на великое освящение Храма Христа Спасителя. Мы поселились в гостинице для патриарших гостей в Даниловом монастыре. Храм должен был быть освящен на следующий день. Но было предусмотрено, что Его Святейшество не будет участвовать в литургии, кроме как послезавтра, что оставляло ему еще один свободный день. Однако в четыре часа утра Его Святейшество постучал в мою дверь: “Отец Лука, пойдем отслужим литургию где-нибудь”. Я не знал, что делать. Мы пошли в один из храмов Данилова монастыря и в пять часов нашли монахов, готовящихся к другой службе. Они очень удивились, увидев нас. Я сказал им: “Его Святейшество хочет отслужить литургию”. – “А где его облачения?” – “Их у нас нет, поскольку мы отправили их в Храм Христа Спасителя. Но, может быть, вы сможете найти комплект священнических облачений?..” Они его быстро нашли, но были очень удивлены, видя, что патриарх совершает литургию как простой священник...»

Патриарх подчинялся тому же правилу и в отношении вечернего богослужения. ...

... Патриарх Павел обладал выдающейся характерной чертой своей личности – он не любил ни роскоши, ни расточительности, был во всем экономным.

В конце трапезы он тщательно собирал и съедал крошки, оставшиеся на столе. Один епископ рассказывал, что как-то патриарх был приглашен на праздник. На трапезе подавали рыбу. Когда рыбу съели и собрали остатки, то он заметил, что на них осталось еще много рыбного мяса, особенно вокруг головы. Он попросил пакет, чтобы забрать остатки с собой, говоря: «Жалко  все это оставлять». На следующий день, когда у него были приглашенные на обед в Патриархию, он достал эти остатки, чтобы съесть. Но, поскольку он привык всем делиться со своими гостями, предложил им часть... И дал духовное объяснение этой экономности, отмечая, что природа содержит Божественные энергии: расточая питание, даже в столь малых количествах, мы расточаем благодеяния, даваемые Господом. Он напомнил эпизод из Евангелия: когда Господь накормил пять тысяч человек пятью хлебами и пятью рыбами, Он повелел Своим ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало (Ин. 6:12). ...

... Патриарх Павел не позволял себе никаких привилегий и не желал даже на территории Патриархии брать что-либо бесплатно.

Директор патриаршей типографии рассказывал:

«Если патриарху требовалась книга или статья, напечатанная здесь, он не уносил ее с собой без того, чтобы не заплатить за нее из своих собственных средств, даже если речь шла о типографии Патриархии, находившейся у него в подчинении. Он не желал, чтобы кто-нибудь нес расходы вместо него». ...

... Он всегда принимал критику, в том числе несправедливую, со смирением и при необходимости признавал свою вину. Вот как рассказывала об этом его внучатая племянница:

«Он сказал мне, что некоторые писали ему критические письма. Когда же я возмущалась отдельными комментариями, на мой взгляд, совершенно неподобающими, он весело отвечал: “Я скорее начну беспокоиться, если буду получать комплименты с их стороны!” Он никогда не воспринимал критику как личное оскорбление. Он размышлял и если находил, что критика не имела основания, то не реагировал на нее. Он считал, что такая критика была скорее проблемой ее авторов, нежели его собственной. Однажды, когда я пожаловалась ему, что один близкий человек испытывал ко мне ненависть, тогда как я ему ничего плохого не сделала, он ответил мне: “Ты слишком много просишь! Ты только себя храни от ненависти”». ...

«Или как люди, или пусть нас не будет!» Патриарх Павле и его высказывания https://pravoslavie.ru/87461.html .

47

https://pravoslavie.ru/sas/image/103536/353680.p.jpg?mtime=1609831819.jpg
отец Иоанн Миронов

Татьяна Кириллина. ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ БАТЮШКА https://pravoslavie.ru/136573.html :

Свернутый текст

... — Знакомство с отцом Иоанном произошло благодаря иеромонаху Мефодию (Зинковскому), моему духовнику, — рассказывает иерей Феодосий Амбарцумов. Я батюшку Иоанна воспринимаю как духовного покровителя, «духовного дедушку». По каким-то сложным вопросам отец Мефодий отправлял меня к отцу Иоанну за советом, но сам я у него никогда ничего не спрашивал.

Однажды Феодосий познакомился с девочкой Аней Яковлевой, воспитанницей детского дома для слепых и слабовидящих детей: она была агрессивным ребенком с большим отставанием в развитии — в семь лет практически не говорила. Когда девочку показали отцу Иоанну, она сильно дернула его за бороду. Батюшка не рассердился, а, указав на Аню, сказал: «Самый хороший ребенок будет!»

— Мы стали возить Аню в храм к отцу Иоанну, — продолжает отец Феодосий. — Он вроде и не делал ничего особенного: благословлял, читал молитвы, дарил просфорки, конфеты. Но со временем Аня менялась. Сейчас ее не узнать: говорит, хорошо учится, пишет иконы.

Со мной тоже вроде ничего особенного не происходило. Мы приезжали на службу, молились, потом вместе обедали, о. Иоанн что-то говорил. Подозреваю, что большая часть его духовных наставлений не задержалась в памяти, потому что он говорит очень просто, на бытовом уровне. Но он стал мне близок и дорог.

И дети нас очень связали. Ведь поначалу с моей стороны Детская миссия была просто душевным движением, а не «проектом», и батюшка это поддержал. Так получилось, что в ключевые моменты моей жизни о. Иоанн играл решающую роль: благословил меня на священство, обвенчал с матушкой. У меня было чувство какого-то внутреннего родства с ним».

...

Отец Феодосий и его супруга оформили опеку над Аней, а потом и над другими воспитанниками детских домов. В Вырице Детской миссией был организован социальный центр «Умиление», где живут семьи с приемными детьми, большинство из которых — с ограниченными возможностями здоровья.

— Через возрождение Ани, а потом и других наших детей мы увидели в отце Иоанне источник воды живой — не просто пожилого человека, который дает какие-то наставления, а того, кто действительно меняет жизнь людей.

Несколько лет назад по благословению отца Иоанна был построен Дом трудолюбия для детей в деревне Вехно, в Псковской область. При Доме трудолюбия есть храм, отец Иоанн служит Литургию. В двух шагах от дома, где живут дети, стоит домик отца Иоанна, и они проводят время по семейному каждый день. Получается, что и для детей он «дедушка», — говорит иерей Феодосий Амбарцумов.

Детям отец Иоанн говорит: «Будьте всегда благодарны Господу. Не ссорьтесь, никаких прозвищ друг другу не давайте, потому что все вы — дети Божии. Матерь Божия будет заботиться о вас всегда, потому что Она не оставляет сирот».

— Многие люди после общения со святыми говорят: я понял, что до этого даже не умел дышать. Встреча с ними изменяет жизнь. Так батюшка изменил и мою, — считает иеромонах Варнава (Снытко), помощник отца Иоанна. Он тоже познакомился с батюшкой во время учебы в семинарии.

— О. Иоанн очень прост в общении, самое главное в нем — дар любви и сострадания. Ему всех жалко. Ему жалко детей-сирот, которые никому не нужны. Батюшка часто повторяет: «Храм не строй, а сироту пристрой». Всегда отсылает и к святоотеческой, и к простой житейской мудрости. Среди его духовных чад есть монахи и с Валаама и даже с Афона.

Когда сироты покидают детское учреждение, они не имеют никаких представлений об окружающей жизни. Чаще всего самостоятельная жизнь детдомовца заканчивается плачевно. По статистике, всего десяти процентам выпускников удается социализироваться, влиться в общество.

В Доме трудолюбия в Вехно детей просто учат жить самостоятельно — мыть посуду, готовить, заниматься садом-огородом, работать в различных мастерских.

В Вехно живут как дети из центра «Умиление», так и другие воспитанники социальных учреждений. Туда направляют и трудных подростков, имеющих родителей. ...

Удивительное лето в деревне Вехно https://www.detskayamissia.ru/news/2020-08-10-19-17-44/ .

48

В Сети опубликовали фильм о почившем митрополите Филарете (Вахромееве) https://spzh.news/ru/news/77055-v-seti- … ahromejeve

Документальный проект «Моя жизнь – служение», созданный в 2012 году, посвящен 35-летию архипастырского служения митрополита Филарета на Белорусской кафедре.

Белорусская Православная Церковь впервые разместила в YouTube фильм «Моя жизнь – служение» о скончавшемся 12 января 2021 года почетном Экзархе всея Беларуси митрополите Филарете (Вахромееве). Об этом сообщает официальный сайт БПЦ.

Документальный проект был создан Информационным агентством Белорусской Православной Церкви в 2012 году, к 35-летию архипастырского служения владыки Филарета на Белорусской кафедре.

В частности, в фильме представлены видеокадры с его богослужений и отрывки из проповедей, также приводятся личные воспоминания митрополита Филарета.

В YouTube фильм «Моя жизнь – служение» опубликован впервые.

О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ И ВИДЕНИИ БОГА https://obitel-minsk.ru/chitat/den-za-d … denii-boga

Отредактировано Ольга79 (2021-01-21 14:02:17)

49

Елена Дешко. «НИКОГДА НЕ ПОВЕРЮ В ТАКУЮ ФАНТАЗИЮ!», ИЛИ СЛУЧАЙ – ПСЕВДОНИМ БОГА. История из жизни архимандрита Амвросия (Юрасова) https://pravoslavie.ru/137460.html :

Свернутый текст

https://pravoslavie.ru/sas/image/103563/356328.b.jpg?mtime=1613718977.jpg
Архимандрит Амвросий (Юрасов)

... Приезжая в Москву, батюшка останавливался на квартире у своих духовных чад. Однажды он находился дома один, и ему понадобилось куда-то позвонить. Телефоны тогда были только домашние, стационарные. Батюшка поднял трубку, поднес ее к уху и намеревался уже набрать номер, как вдруг услышал… разговор двух неизвестных абонентов. Довольно редко, но такое случалось – по причинам сбоя на телефонной станции можно было подсоединиться к разговаривающим по своей линии абонентам. Он хотел уже положить трубку, но неожиданно услышал в довольно эмоциональном разговоре свое имя. Отец Амвросий заинтересовался и стал слушать.

Двое мужчин говорили о недавно вышедшей его книге, причем один из них горячо доказывал, что некий случай, в ней описанный, совершенно не может иметь места, потому что такого просто не могло произойти в принципе.

– Никогда не поверю в такую фантазию! – экспрессивно настаивал он. – Этого просто не может быть, потому что не может быть никогда!

Его собеседник пытался приводить какие-то аргументы в защиту описываемого события, но успеха не достигал.

– Это все чистой воды выдумки, а ты, наивный, веришь! Никто и никогда не убедит меня в обратном! – горячился его оппонент. – Я не ребенок, чтобы верить в подобные совпадения. Они, конечно, бывают, но совсем не такие надуманные, как в этой книге. К тому же нам предлагают поверить, что в результате этих совпадений некий отъявленный безбожник оказывается прямо на пороге храма! Да это совершенно неприкрытая агитация, шитая белыми нитками. Советую тебе перестать увлекаться подобными сказками, это тебя до добра не доведет!

И так далее в том же духе. И тогда отец Амвросий решил, что пришел его черед вступить в беседу:

– Я прошу прощения, – сказал он, – но все, что написано в этой книге, является правдой, выдумок там никаких нет.

На линии слегка опешили, и на мгновение воцарилась тишина.

– А вы кто такой?! И каким образом вклинились в наш разговор?! – придя в себя, накинулся азартный собеседник на батюшку.

– Я хотел позвонить по делу, поднял трубку и услышал вашу беседу. Простите, но, видимо, Богу было угодно, чтобы я смог лично засвидетельствовать вам истину. Я готов подробно объяснить всё, что касается обсуждаемой вами истории.

– Ну, допустим, вы случайно оказались на нашей линии, случайно читали ту книгу, о которой мы говорим, но утверждать, что обсуждаемое нами не выдумка, вы не можете. Это может знать только автор книги!

– Но я и есть автор, каким бы странным не показалось вам это заявление, – сказал отец Амвросий. – И, признаюсь, не меньше вас удивлен данным стечением обстоятельств, но, как известно верующим людям, «случайных» совпадений, даже самых мелких, не бывает...

– Ну, это уже совсем ни на что не похоже! Вы авантюрист! – с новой силой закипел горячий спорщик, и даже его собеседник выразил некоторое недовольство. – За кого вы нас принимаете? Чтобы к телефонной линии, на которой два абонента обсуждают конкретную книгу, случайно подключился, – что уже само по себе редчайший случай, – сам автор книги?! Вы что, издеваетесь над нами?

– Я понимаю ваше недоумение и возмущение, – отвечал им батюшка, – но тем не менее это действительно так. Мы можем сейчас поговорить об этой книге, и я готов не только приложить все силы, чтобы разрешить ваши недоумения по поводу обсуждаемого, но и засвидетельствовать свое авторство всеми доступными мне в этой ситуации способами.

Они проговорили больше часа, и под конец разговора собеседники отца Амвросия не только переменили свое возмущение на неподдельный интерес и благодарность, но даже изъявили желание встретиться с ним лично.

Что и было осуществлено, и принесло вскоре свои весьма положительные плоды.

– Как сказал святитель Филарет (Дроздов): «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Есть еще другое известное выражение: «Случай – второе имя Бога». И мой личный жизненный опыт дает мне достаточно веские основания, чтобы полностью согласиться с этими утверждениями, – такими словами заключил отец Амвросий свой необычный рассказ.

Елена Дешко
19 февраля 2021 г.

50

https://pravoslavie.ru/sas/image/103397/339752.p.jpg?mtime=1588831296.jpg
Протоиерей Георгий Бреев

Протоиерей Михаил Потокин. «ПОДЛИННОЕ НЕ ДОКАЗЫВАЕТСЯ, А ПОКАЗЫВАЕТСЯ» Памяти протоиерея Георгия Бреева https://pravoslavie.ru/130916.html :

... Смирение как мировоззрение и пример кронштадтского пастыря

Батюшка очень любил отца Иоанна Кронштадтского. В чем-то в этом внимании даже к самым обреченным был близок ему. (Хотя сам себя, конечно, никогда ни с кем из святых не сравнивал). Читал его много. Если ехал куда-то, то всегда брал с собою его дневники. Емкое слово из той же книги «Моя жизнь во Христе» вдохновляло отца Георгия. Он и сам так старался жить. В сокрушении. Без гордости. Ничего о себе особенного не помышляя: мол, что-то я уже понял, чего-то достиг, — нет, этого в нем не было, никакого он себе значения в духовном плане не придавал.

У отца Георгия и у самого книги прекрасные: там его проповеди, наставления. Он говорил так, как жил. Его слово было ценно именно этим и потому могло быть услышано. Он не просто что-то заучивал, он сам этим жил, так духовный мир ему открывался.

Бывает смирение внешнее, когда человек говорит: я никто и ничто. Даже вести себя как-то соответственно пытается. А есть смирение как мировоззрение: это то, как человек на себя и на мир нелестно смотрит. Вот это видение было у отца Георгия. Природа наша немощная, мы слабые, изнемогаем, мы можем ошибаться: так из такого понимания жизни ты и к себе, и к другим без ложных притязаний начнешь относиться. Это нечто совершенно противоположное тому, как если бы мы искусственно стали сами себя принижать.

Подлинное не доказывается, а показывается

Мы часто ждем от жизни чего-то героического, каких-то ярких событий. Даже посмиряться как-то экстраординарно хотим — с особым напором, усиленно. Что нам надо: фанфар и побед? Бывает, конечно, случается что-то из ряда вон выходящее. Но жизнь — она не от события к событию, не от свершения к преодолению, она — изо дня в день! Ты только научись радоваться ей, несмотря ни на какие скорби, болезни, тяготы, — и ты увидишь в ней и свет, и красоту. Любовь Божию. Это то, что так умел отец Георгий.

Ежедневно полноценно жить — это самое удивительное. И мне не надо уже тогда ничего и никому доказывать. Подлинное не доказывается, а показывается. Вот в чем миссия отца Георгия заключалась. Люди просто изумлялись, видя, как он прекрасно живет: радуется всему, что с ним происходит каждый день, каждый час его жизни, в мельчайшую секунду. Самый главный апологетический аргумент — сам отец Георгий.

У людей же есть чувство настоящего. Слушаешь музыку — и то чувствуешь: настоящая она или нет. Или книгу читаешь: захватывает она тебя, пробирает до глубины души? Точно так же и с человеком: встретил ты его, и это уже навсегда, потому что встреча ваша произошла на такой глубине, когда уже не надо ничего про веру, про вечность объяснять, — вы уже в Боге. Это не было для отца Георгия чем-то формальным, семинарским знанием. Нет, это именно была его жизнь во Христе. ...

51

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100198/19848.p.jpg
Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746-1810). Неизвестный художник

СТАРИЦА ДОСИФЕЯ https://pravoslavie.ru/34022.html :

Свернутый текст

... Мысль о том, что существует дочь Елизаветы, что ее имя и рождение могут послужить поводом для интриги поляков или других врагов России, тревожила императрицу, а бунт Пугачевский, недавно погибшая самозванка, возмущение в Москве в 1771 году, придворные интриги и заговоры увеличивали это опасение. В XVIII веке в России не было закона о престолонаследии – это был век дворцовых переворотов. Урожденная немецкая принцесса, Екатерина II взошла на русский трон в результате такого переворота и не чувствовала себя спокойно.

Императрицей было дано повеление хитростью или насилием привезти из-за границы принцессу Августу. Повеление императрицы исполнили. Где и кем взята она, неизвестно; но как взята, об этом впоследствии рассказывала она сама госпоже Головиной в минуту откровенности, взяв с нее предварительно клятву, что она до смерти никому не расскажет о том, что услышит от нее. «Это было давно, – говорила принцесса, – была одна девица, дочь очень-очень знатных родителей; воспитывалась она далеко за морем в теплой стороне, образование получила блестящее, жила она в роскоши и почете, окруженная большим штатом прислуги. Один раз у ней были гости и в числе их один русский генерал, очень известный в то время; генерал этот предложил покататься в шлюпке по взморью; поехали с музыкой, с песнями; а как вышли в море, там стоял наготове русский корабль. Генерал и говорит ей: “Неугодно ли Вам посмотреть на устройство корабля?” Она согласилась, взошла на корабль, а как только взошла, ее уж силой отвели в каюту, заперли и приставили часовых». Это было в 1785 году. Промыслом Божиим дочь Елизаветы была неволею привезена в Россию, будучи 39 лет от рождения.

Принцесса Августа была представлена императрице Екатерине II. Государыня, как говорят, беседовала с ней долго, откровенно, говорила о недавнем бунте Пугачевском, о смуте самозванки, о государственных потрясениях, могущих и впредь быть, если ее именем воспользуются враги существующего порядка, и наконец объявила, что она должна для спокойствия России удалиться от света, жить в уединении в монастыре и, чтобы не сделаться орудием в руках честолюбцев, постричься в монахини. Горький приговор выслушан. Возражать императрице было немыслимо.

Монастырь Ивановский в Москве, тот самый, который императрица Елизавета в 1761 году назначила для призрения вдов и сирот знатных и заслуженных людей, назначен местом заключения ее дочери. Невинная страдалица смогла со смирением принять свой крест, данный ей Богом, и свое несчастье обратить ко спасению души. Однообразие жизни, одиночество, скука, мысль о вечном заключении, воспоминание о своих знаменитых родителях, о своей молодости, о недавней свободной жизни за границей – одно уже это делало жизнь ее томительной, тяжелой, но на сердце ее было еще что-то такое, почему она все время заключения своего постоянно чего-то боялась, трепетала. При всяком шорохе, при всяком стуке в дверь, рассказывают очевидцы, она бледнела и тряслась всем телом. Внезапная ли горькая перемена жизни, угрозы ли императрицы, очень возможные при свидании с ней пред заключением, или строгое обращение при аресте повлияли на нее, неизвестно, но она боялась всего и всех. Но ни эта боязнь, ни страх не смогли отлучить ее от всецелой преданности Богу и Его святой воле. Были у нее какие-то бумаги, которые после долгого колебания, во избежание неприятностей, она должна была сжечь. Единственно, что напоминало ей о прежнем величии и счастье, – это акварельный портрет ее покойной матери императрицы Елизаветы, который она свято хранила до конца своей жизни. Известный подвижник благочестия архимандрит Моисей, настоятель Оптиной пустыни, рассказывал, что он в молодости своей около 1806 года не раз бывал в келье инокини Досифеи и видел там акварельный портрет императрицы Елизаветы. Да, нелегкий крест угодно было Провидению возложить на рамена этой невольной затворницы, но кроткая от природы, воспитанная в Православии, она не пала под тяжестью его.

Руководителями ее на новом пути жизни были лица, имевшие к ней доступ: игумения монастыря и духовник. Игуменией монастыря была в то время Елисавета (1779–1799), старица доброй жизни, более 40 лет безвыходно жившая в монастыре Ивановском; монахини и белицы при избрании игумении единогласно двумя прошениями входили к начальству, чтобы никто другая, а именно она была поставлена в игумении. Опытная, любвеобильная старица не могла не сочувствовать затворнице и, конечно, была в состоянии сказать ей и слово утешения, и слово подкрепления. Общаясь лишь с духовником, игуменией Елисаветой и келейницей, монахиня Досифея все время своей затворнической жизни посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию; вырученные за труды деньги она через келейницу раздавала бедным. Иногда на имя ее присылаемы были к игумении от неизвестных лиц значительные суммы, и эти деньги она употребляла не на себя, но или на украшение монастырских церквей, или на пособие бедным. Десять лет проведя в глубоком уединении, мать Досифея стяжала благодать от Бога и духовные дары молитвы, утешения и прозорливости.

Наставником матушки Досифеи был и митрополит Московский Платон (Левшин; 1737–1812). Отношения его к графу Разумовскому были довольно близки. Платон имел хороший голос, а граф был сам из певчих, и, как любитель церковного пения, он нередко призывал молодого иеродиакона к себе и певал с ним. В 1763 году Платон был назначен законоучителем цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I) и придворным проповедником. С 1775 года – архиепископ Московский, в 1787 году возведен в сан митрополита Московского. В его ведении находился Ивановский женский монастырь. Как архипастырь, он духовно назидал отшельницу через игумению и духовника, по смерти императрицы Екатерины II нередко бывал у Ивановской затворницы, на праздники приезжал с поздравлениями.

Духовным руководителем матери Досифеи стал старец Новоспасского монастыря иеромонах Филарет, в схиме Феодор (Пуляшкин; 1758–1842). Незадолго до своей кончины она советовала вдове помещице Курманалеевой обращаться именно к нему: «“Нужно тебе иметь духовного руководителя для правильной жизни и спасения душевного; но в наше время весьма трудно найти… ты знаешь такого великого старца… держись сего старца, он великий угодник Божий, блюди и исполняй его слово, открывай ему совесть, и Бог тебя спасет… Поезжай к нему сейчас же, скажи, что грешная Досифея кланяется ему до земли и просит его святых молитв и что вот вскоре и он мне поклонится. (Таким образом прозорливая затворница предсказывала свою кончину.) Исполни мою просьбу, потом побывай у меня в такой-то день, только не опоздай”. Старица улыбнулась слегка и заметила: “Путь в лавру от тебя не уйдет, позднее этого дня ты меня не увидишь; прошу тебя приехать”». «Да, великая была подвижница мать Досифея! Много, много она перенесла в жизни, и ее терпение да послужит нам добрым примером», – так отзывался о ней старец Филарет. Воля старицы была исполнена в точности; ее похоронили в Новоспасском монастыре, первоначально напротив окон кельи старца Филарета.

Под руководством таких-то людей и выработался тот нравственный характер, которым отличалась отшельница во всю свою остальную жизнь. Вера в Бога-Промыслителя, христианский взгляд на земную жизнь и жизнь вечную, божественное воздаяние, обещанное невинным страдальцам, – вот что ободряло и утешало ее в жизни.

После смерти Екатерины II в 1796 году к старице Досифее стали допускать народ, и тогда открылись Богом данные ей дары молитвы, прозорливости, наставления и утешения. Ее посещали в это время и высокопоставленные лица: однажды был у нее кто-то из лиц императорской фамилии, но как посещение было секретно, то и имени посетителя не сохранилось. Причетник Ивановского монастыря сказывал И.М. Снегиреву, что он видал каких-то важных особ, допущенных игуменией к Досифее, с которыми она говорила на иностранном языке. В Москве скоро узнали о добродетельной жизни затворницы Ивановского монастыря, и толпы народа подходили к окнам ее кельи не ради любопытства, как прежде, а с благоговением: один просил молитв, другой совета, третий благословения. Смиренная отшельница, любя Бога и ближнего, не могла не отвечать на усердные просьбы посетителей. И как благотворны были плоды духовных бесед ее! Вот пример: два брата Тимофей и Иона Путиловы, один 19, а другой 14 лет, приходят около 1800 года из Ярославской губернии в Москву и поступают в услужение к одному купцу. Любя чтение духовных книг, часто посещая московские обители, они случайно узнают, что в монастыре Ивановском есть затворница высокой духовной жизни по имени Досифея. Приходят в монастырь, подходят к ее келье, желают хотя только взглянуть на эту таинственную инокиню, но прозорливая, духовно мудрая старица узнает в этих юношах будущих подвижников благочестия, принимает к себе в келью, входит с ними в духовное общение. Кончилось тем, что эти два юноши отправились в Саровскую пустынь, постриглись в монашество и впоследствии сделались столь известными в истории монашества настоятелями монастырей: Тимофей с именем Моисея – архимандритом Оптиной пустыни, а Иона с именем Исаии II – игуменом Саровской пустыни. Мать Досифея не оставляла их духовным руководством до конца своей жизни и поучала не только устно, но и письменно.  ...

... Досифея скончалась 4 февраля 1810 года 64 лет от роду, после 25-летнего пребывания в монастыре Ивановском. Погребение ее совершено было с особой торжественностью. За болезнью престарелого митрополита Платона отпевал ее московский викарий, епископ Дмитровский Августин (Виноградский; 1766–1819) с почетным духовенством. Сенаторы, члены Опекунского совета и доживавшие свой век в Москве вельможи екатерининского времени явились на ее похороны в лентах и мундирах. Тогдашний главнокомандующий Москвы (с 7 августа 1809 г. по 29 мая 1812 г.) граф Иван Васильевич Гудович, женатый на графине Прасковье Кирилловне Разумовской, которая приходилась двоюродной сестрой почившей, был на похоронах ее в полной форме. В высшем тогдашнем светском круге все знали, кто эта почившая. Толпы народа наполняли монастырь и все улицы, по которым проходила процессия. Тело ее было погребено в Новоспасском монастыре, у восточной ограды, на левой стороне от колокольни. Похороны свидетельствовали о народном почитании старицы как при жизни, так и по смерти. В 1908 году на могиле ее была сооружена часовня; недавно она восстановлена.

Уникальный портрет старицы Досифеи хранился в XIX – начале ХХ века в ризнице Новоспасского монастыря. На обороте его имелась надпись: «Принцесса Августа Тараканова, в иноцех Досифея, постриженная в московском Ивановском монастыре, где по многих летех праведной жизни своей и скончалась, погребена в Новоспасском монастыре». ...

52

В 64 года умерла - старица. Почти как Распутин - старец в 35 лет.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » Истории из жизни подвижников


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно