БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » О прелести


О прелести

Сообщений 1 страница 40 из 80

1

Вера православная http://verapravoslavnaya.ru/?Prelestmz :

Прелесть – это состояние духовного заблуждения, ложное духовное состояние. Она состоит в усвоении человеком лжи, принятой им за истину. Само слово «прелесть» происходит от слова «лесть». Падшие духи, постоянно старающиеся погубить человеческий род, льстят (лгут) подвижнику, и если он принимает их ложь, их лесть за правду, то попадает в духовное рабство к ним.


Азбука веры http://azbyka.ru/dictionary/15/prelest_ … -all.shtml :

Прелесть – это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.

Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности (сновидения, видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в молитве, к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.

Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» – мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой – «от неправильного действия сердца» – мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа).

Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. Иоанна Лествичника, одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.


Прелесть: состояние духовной прелести http://www.xpa-spb.ru/slov/2-19.html :

Свернутый текст

... Особое внимание уделяется учению о прелести в русской православной церкви (в отличие от католицизма и протестантизма). Наиболее же авторитетным дореволюционным писателем на эту тему был святитель Игнатий (Брянчанинов): "Епископ Игнатий, наверное, как никто из других святых отцов, особенно детально и точно исследует природу прелести в разных ее видах, он использует весь опыт древнего монашества, чтоб раскрыть множество тонких бесовских козней, предостеречь от них..." /Лазарь архим. 1997, с.138/. Еп. Игнатий пишет о прелести во многих своих работах, особенно подробно он останавливается на ней в особой главе "О прелести" в работе "О молитве Иисусовой" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 1. 1993, с.228-256/. Там он пишет: "Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести" /там же, с.228/. Из другой его работы, "Видение Христа": "Труден выход из самообольщения. У дверей стоит стража; двери заперты тяжеловесными крепкими замками и затворами; приложена к ним печать адской бездны. Замки и затворы – гордость и самообольщенных... Печать несокрушимая – признание действий самообольщения действиями благодатными" /там же, с.104/.

И далее: "Прелесть, когда приступает к человеку, мыслию ли, или мечтанием, или тонким мнением, или каким явлением, зримым чувственными очами, или гласом из поднебесной, слышимым чувственными ушами, – приступает всегда не как неограниченная властительница, но как обольстительница, ищущая в человеке согласия, от согласия его приемлющая власть над ним. Всегда действие ее, внутри ли оно, или снаружи человека, есть действие извне; человек может отвергнуть его. Всегда встречается прелесть первоначально некоторым сомнением сердца; не сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 2. 1993, с.319/.

... По поводу разгорячения свят. Игнатий предупреждал: "Не ошибитесь! человеческого разгорячения не сочтите действием Божественного огня. Многие ошиблись и впали в пагубное самообольщение. Из состояния разгоряченного возникли бесчисленные заблуждения..." /там же, т. 4, 1993, с.506/.

Современный православный пастырь выделяет в прелести следующие признаки: навязчивое стремление к "святым и божественным" чувствам, открытость и готовность быть "восхищенным" некиим духом, поиски не Бога, а "духовных утешений", самоопьянение, которое принимается за "состояние благодати", невероятная легкость, с которой человек становится "созерцателем" или "мистиком", "мистические откровения" и псевдодуховные состояния /христ.: Лазарь архим. 1997, с.65/. Настоящая же христианская духовность обладает качествами ненавязчивости и даже неприметности, ибо специально старается быть такой.

...

О необходимости быть осторожным по отношению к "необычным" духовно-психологическим состояниям писали и пишут как современные и дореволюционные христианские авторы, так и авторитетные древнехристианские аскеты:

– "Все свои козни, сети, капканы злые духи облекают в самые красочные привлекательные одежды. Поэтому мы, христиане, стараемся быть очень недоверчивыми ко всем "сладким", "приятным", "особенным" своим душевным состояниям, не принимаем без тщательных проверок никаких "откровений", "видений", "просветлений", "явлений", "блаженных состояний" и т. п. необычностей" /христ.: Лазарь архим. 1997, с.49-50/;

– “Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть "дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно"” /христ.: Феофан Затворник. Вып. 5. 1994, с.181/;

– "Есть действия от крови, кажущиеся для неопытных действием благодати, а оно не благое, и не духовное, – оно из падшего естества нашего, и познается потому, что порывисто, горячо, нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир... Всякое разгоряченное чувство – кровяное! Не сочти усердием, ревностию по благочестию, любовию к Богу и ближним. Нет – это движение души, произведенное в ней нервами, кровию. А кровь приводится в движение душевными страстями, которые – орудия и цепи миродержца..." /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 7. 1993, с.86-87/. Он же: "Святая истина извещевает сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению себя..." /там же, т. 4, 1993, с.453/;

– "Любящий Бога и заповеди Его соблюдающей облекается свыше сходящею силою Святого Духа, Который не является чувственно, в виде огня, и не приходит с великим шумом и дыханием бурным (это совершилось только на Апостолах – для неверующих), но зрим бывает умно, как умный свет, и приходит с тихостию, принося обрадование, – что есть отсвет первого оного вечного света, и отблеск непрестающего блаженства" /христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.174/;

– "Всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все вражеское бывает со смущением и мятежом" /христ.: Варсонофий Великий, Иоанн. 1995, с.16/.

И по библейскому слову Бог является в тихом веянии: "Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра" (3 Цар. 19, 11-12). ...

Архимандрит Рафаил (Карелин). О духовной прелести http://happy-school.ru/publ/besedy/o_du … -1-0-15347 :

Свернутый текст

... Состояние людей, находящихся в бесовской прелести, бывает очень разнообразно, соответствуя той страсти, которою человек обольщен, и соответствуя той степени, в которой человек порабощен этой страстью.

Часто прелесть возникает и от неправильного образа молитвы. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же - из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, - этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя.. .Мечтатель с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны».

Воображение, мечтательность, фантазия - это всегда поле деятельности падшего духа. Недаром имя фантазера было впервые присвоено дьяволу. Когда человек начинает надумывать и что-то воображать себе на молитве, он исходит из области Божественной реальности и впадает в фантазии, в ирреальный мир сатаны, где полностью подпадает в зависимость от сил зла. Святые отцы единогласно предупреждали: не воображайте ничего себе на молитве и не принимайте никаких чувственных или мысленных видений: «Никак не прими, - говорит преподобный Григорий Синаит, - если увидишь что-либо, чувственными очами или умом вне или внутри тебя, будет ли то образ Христа, или Ангела, или какого Святого, или если представится тебе свет... Будь внимателен и осторожен!».

Особенно внимательным и осторожным должен быть новоначальный, недавно обратившийся к молитвенному деланию христианин. Как указывает святитель Игнатий Брянчанинов: «Склоняется, влечется наше свободное произволение к прелести: потому что всякая прелесть льстит нашему самомнению, нашему тщеславию, нашей гордости. Бесы находятся вблизи и окружают новоначальных и самочинных, распростирая сети помыслов и пагубных мечтаний, устраивая пропасти падений». Надо всегда помнить, что началом прелести является гордость, а концом ее бывает еще большая гордость. Для гордецов не существует авторитетов, они никогда не прислушиваются к советам, а при обличении страшно раздражаются и гневаются. Это - явные признаки человека, находящегося в прелести. Также прелестью считается и поиск высоких духовных состояний и переживаний во время молитвы. Человек ищет не покаяния, испрашивает не прощения грехов, а жаждет переживаний наслаждения и восторга. Поиск подобных состояний постепенно становится целью молитвы. Как правило, человек, находящийся в прелести такого рода, бывает не только гневен и раздражителен в случае критики его «видений и переживаний», но и еще подвластен бесу сладострастия и различным тайным блудным грехам.

Для второго рода прелести, называемого у святых отцов «мнением», характерно, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов то, что: «Одержимый этой прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и достоинства, даже, что обилует дарами Святого Духа». Само мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений. Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедляет присоединиться действие падших духов. Признав неправильные ощущения за истинные и благодатные, впавший в прелесть получает соответствующие ощущениям ложные понятия. То есть он начинает чувствовать, мыслить и совершать поступки, неадекватные раздражителям окружающей среды. Зачастую он начинает воображать себя как бы центром всей вселенной, фактором, который, безусловно, влияет на весь окружающий мир. По его молитве обязательно «совершаются чудеса», даже если они на самом деле и не совершаются. Все животные непременно его любят и к нему тянутся, ему часто являются святые и ангелы, бесы трепещут при его появлении. Прельщенный начинает жить в своем особом мире, реально не существующем и не видимом ни для кого другого. Причем переубедить его или объяснить гибельность данного состояния практически невозможно. Священник, попытавшийся это сделать, объявляется или мало духовным или орудием бесов, давящим на «святого» (имеется в виду сам прельщенный). Как это ни удивительно и ни печально, но часто находятся люди, которые верят в «святость» прельщенного, становятся его духовными детьми и следуют за ним по пути к верной гибели. Подчеркну еще раз, наш современник, воспитанный на идеалах гордости и самомнения, часто, даже придя к вере, продолжает искать того, что тешит его самость. И, конечно же, для такого человека быть чадом «святого» очень заманчиво. Не раз мне приходилось видеть, как за подобными младостарцами и младостарицами тянулись сотни поклонников и поклонниц, готовых расправиться со всяким, кто усомнится в «святости» их идола.

...

Нередко впадали в прелесть люди, продвинувшиеся в духовной жизни и затем "залюбовавшиеся" сами собой. Состояние это приходит обычно не сразу; оно начинается, как правило, с противоречия, а затем - непослушания тем лицам, которые поставлены над нами; для мирянина это - церковная иерархия, для монашествующего - игумен и духовный отец. Затем непослушание переходит в совершенной презрение всех советов и ненависть к тому, кто обличает. Человек становится кумиром сам для себя, он не может истинно молиться Богу, хотя бы и совершал продолжительные молитвословия. Ибо настоящая молитва подразумевает собственную недостаточность, а он, обращаясь к Богу, подсознательно считает, что уже имеет все нужное для спасения. И Бог становится для него как бы лишним и ненужным. Прельщенный человек ищет в молитве все новых "поразительных" откровений, "острых" духовных ощущений. Он как бы становится гурманом своих собственных страстей, которые диавол показывает ему в виде высоких духовных чувств. Темные духи идут навстречу его раскрытой для них душе, его внутреннему призыву, и человеку кажется, что он здесь, на земле переживает то, что Ангелы - на небе; здесь, на земле знает и видит то, что в раю созерцают лики святых. Такой человек постепенно обожествляет себя, по степенно начинает чувствовать себя как бы центром всего мироздания. Он не может любить других людей т.к. любит только себя, и еще как любит! Он любит ceбя с неким религиозным благоговением и поэтому возмущается теми, кто не относится к нему так же. Часто человек, находящийся в прелести, состоит как бы во вражде и войне со всеми остальными; он может при знать только того, кто поверит в его мнимые достоинства и в его мнимую святость. Эти люди деградируют и умственно, и духовно; часто они становятся посмешищем для окружающих. Иногда у них во время молитвы в нервном, страстном возбуждении начинаются конвульсии, судороги, течет пена изо рта; они прерывают молитву какими-то странными возгласами и криками. Но и будучи в таком жалком состоянии, они все равно не отрезвляются. Им кажется, что мир несправедлив к ним, гонит и мучает их, как всех пророков.

В житиях святых мы читаем о случаях прелести, о тех видениях, которые обольщенные принимали за явления Спасителя, Божией Матери и Ангелов; о требовании почитания к себе со стороны окружающих. Обычно попавшие в прелесть, как попавшие в волчий капкан, остаются в ней, не могут вырваться; спасти человека от прелести может только особая благодать Божия. Лишь какое-нибудь сильное, и страшное потрясение может вернуть человеку потерянное смирение и восстановить обращенность его души к Богу. Оттого-то, если и бывают случаи исцеления, то происходит оно через огромные страдания, продолжительные болезни или какое-то очевидное вмешательство Божественной силы. Поэтому на духовном пути гордость является величайшей опасностью. Да, всякие грехи отдаляют человека от Бога, всякий грех - это тайный союз с демоном. Но гордость страшнее всего. Она делает человека своим среди падших духов; единым духом с сатаной.

Свт. Игнатий (Брянчанинов).  Слово о чувственном и о духовном видении духов http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brja … /slova=1_2 :

... Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине на­шего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою, - что чувственно являющиеся духи чело­векам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. Хотя демоны, являясь человекам, наибо­лее принимают вид светлых Ангелов для удобнейшего обмана; хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы; хотя они иногда и предсказывают будущее; хотя откры­вают тайны, - но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения.

... Исключительные случаи, по особому смотрению Божию, не должны иметь никакого влияния на общее правило для всех. Оно состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опас­нейшим искушением. Во время этого искушения должно устрем­лять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего без­рассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви. Познание духов приобретается совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и не­осторожный испытатель. Открытое общение с духами для неопыт­ного есть величайшее бедствие, или служит источником величай­ших бедствий.

... То, что совершается с нами по промыслу Божию, всегда преисполнено величайшей премудрости и благости, совершается по существенной надобности для существенной пользы нашей, отнюдь не для удовлетворения нашему любопытству или какому другому мелочному, недостойному Бога, нашему побуждению. По этой причине обыкновенный порядок и ход нарушаются весьма редко; весьма редко вводится человек в чувственное видение духов. ... По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков; являются таким образом, что явление их не может иметь вредных последствий.

... Демоны – лукавы: они способны принимать разные образы и виды. Часто представляются поющими псалмы, пребывая при этом невидимыми, и вспоминают слова Писания42). Очень часто, когда мы читаем, они тотчас повторяют прочитанное, подобно эху. Когда спим, они возбуждают нас на молитву, чтоб не дать нам вовсе успокоиться сном. Иногда, приняв вид монахов, как бы самых благочестивых, вступают в разговор, чтоб обмануть привидением одежды и образа, и обманутых увлечь, куда желают. Их никак не должно слушать, возбуждают ли они к молитве, увещевают ли, чтоб мы вовсе ничего не вкушали, обвиняют ли и обличают нас во грехах, которые знают за нами.

... Итак, если демоны придут к вам ночью и начнут говорить о будущем, поведая о себе «мы – ангелы», то не верьте им. Они лгут. Если они будут восхвалять ваше жительство и вас называть блаженными, то не слушайте их, не обращайте внимания, даже не глядите на них; но немедленно знаменайте себя и жилище ваше крестным знамением, обращайтесь к молитве, и – увидите – они исчезнут. Они робки и чрезвычайно боятся знамения крестного, потому что Спаситель крестом лишил их силы и предал на позор. Если они будут действовать настойчиво и бесстыдно, скача и изменяя образы гнусных личин своих, – не испугайтесь, не придите в ужас, не вверьтесь им, как бы благим. ...


Архимандрит Клеопа (Илие). Рассказ об одном ложном видении http://www.pravoslavie.ru/put/71861.htm .

Н.Е.Пестов. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ. Глава 12. ПРЕЛЕСТЬ http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhiz … -all.shtml :

Начало прелести можно узнать по следующим признакам:

1) Самонадеянность, самочиние, нежелание подчинять свою волю старцу или духовному отцу и авторитету церковного сознания.2) Устремление на себя — «эгоцентризм» или «ауто-эротизм» — эгоизм с отсутствием любви, мягкости и снисходительности к окружающим их (за исключением, может быть, наиболее близких по плоти родных).

3) Фиксация своего внимания на отдельных положениях (мыслях) из духовной области, которыми обольщенные преимущественно и руководствуются в жизни, пренебрегая основными заповедями Господа и учением Церкви. При этом эти мысли могут быть взяты и из Священного Писания, но в отрыве от общего духа Святого Евангелия. Они тогда уводят прельщенного от основных добродетелей — любви, смирения, послушания и кротости.

Как предохранить себя от прелести:

1) Очевидно, что самым радикальным средством является — быть в послушании старцу или духовному отцу и при невозможности иметь их руководствоваться мнением и советами тех из христиан, которые преуспели в духовной мудрости.

2) Вместе с тем каждому из христиан надо изучать Священное Писание и творения св. отцов Церкви.

3) Всем также надо очень опасаться того, чтобы иметь мнения, не согласные с общецерковным сознанием.

4) Всегда надо быть чуткими к мнению друзей и окружающих, быть внимательным к их суждениям и продумывать тщательно все свои разногласия с ними. Надо помнить, что Господь часто обличает нас устами наших близких.

Отредактировано Ольга79 (2019-02-01 00:37:39)

2

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка http://nicolaslud.prihod.ru/propovedcat … ew/id/4680 :

“не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они”

“не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они”

Никто, слыша о чувстве ума, да не воображает будто слово Божие является ему чувственно. Мы говорим, что душа, когда бывает чиста, неизреченным некиим внушением ощущает Божественное утешение, но не так, чтобы при сем чувственно являлось ей что-либо из невидимого: ибо ныне мы ходим верою, а не видением, как говорил апостол Павел (2 Кор. 5, 7). Почему, когда кому-либо из подвизающихся явится свет, или зрак какой огневидный, или глас, пусть он ни под каким видом не принимает за истинное такое явление. Ибо это есть явно прелесть вражия, и многие, с которыми это случалось, по неведению, сбивались с пути истинного. Мы же знаем, что пока живем страннически в тленном теле сем, устранены от Бога (2 Кор. 5, 6), т.е. не имеем возможности видимо видеть ни Его, ни дивных вещей Его пренебесных.
Блаженный Диадох Фоктийский

+++

Известно, что истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию — даруются неожиданно, весьма редко, при случаях особенной нужды, по дивному смотрению Божию, а не как бы случилось (Слово 36-е.).
Преподобный Исаак Сирин

+++

Восхищение ума к Богу у православных подвижников происходило неожиданно для них, а не по методу и плану, происходило зачастую именно тогда, когда они считали себя недостойными воззреть на высоту небесную, и лишь взывали из глубины сердца: "Господи, помилуй мя, падшего", когда они молились только об одном - о прощении своих грехов. Человек, обращающийся в молитве к Богу, никогда не остается без ответа, но этот ответ - помощь Божия в его жизни, особенно в его духовной борьбе. Иногда человеку кажется, что его молитва не услышана, но она исполняется не так, как хочет слепой и страстный человек, а по воле Божией, премудрой и благой.
Слышать или видеть Бога в своем сердце, вызывая Его молитвой, как бы заклинанием, или представлять Бога, действующим в нашем сердце, силой своего разгоряченного воображения - это значит в самом же начале извратить путь к богообщению. Бог по Своей любви не может явиться душе человека гордого и страстного, так как это было бы злом, потому что укрепило бы такого человека в самомнении, а значит - в обольщении.

Иногда, кстати, демон являлся в виде Христа подвижникам, и те, которые в неведении поклонялись духу ада, отдавали себя под его власть - это кончалось одержимостью, тяжелыми болезнями и даже смертью. Нас могут спросить: чем же виноваты эти люди, ведь они хотели видеть Христа и поклонялись Ему, а припали к ногам демона по незнанию, случайно, не желая того? Да, эти люди виновны в своем искушении и, может быть, гибели, потому что вопреки заветам и преданию Церкви приняли видение самовольно, считая себя достойными явления Божества. Они должны были бы ответить видению: "Я сначала спрошу своих духовных отцов, кто ты" - ибо Церковь учит идти путем смирения и сознания своего недостоинства.
Архимандрит Рафаил (Карелин)

+++

В своем первом послании св. апостол Иоанн предостерегает ранних христиан: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (4, 1).

Святой Григорий Синаит не забывал предостерегать своих монахов об опасности этих опытов: "Повсюду вокруг, возле начинающих и своевольных, бесы расстилают сети помыслов и губительных измышлений и копают рвы, чтобы ввергнуть их в оные..." Монах спросил его: "Что должно делать человеку, когда бес принимает вид Ангела света и прельщает человека?" Святой отвечал: "Для этого человек имеет нужду в большой рассудительности, чтобы добре распознавать различие добра и зла. Итак, не увлекайся скоро по легкомыслию тем, что представляется, но будь тяжел (нескородвижен) и с большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай. Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. Ведай, что действо благодати явно; и бес, хотя преобразуется, подавать их не может, именно: ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни пресечения похоти и страсти, - как суть действия благодати. Бесовские же действа суть - надмение, высокоумие, устрашение и всякое зло. По таким действиям можешь распознать, от Бога ли воссиявший в душе твоей свет или от сатаны. Листья салата видом похожи на горчицу, и уксус цветом похож на вино, но при вкушении их гортань распознает и определяет различие каждой из сих вещей. Так и душа, если имеет рассуждение, умным чувством может распознать дары Духа Святого и призрачные мечтания сатаны".

Существуют две основных формы прелести, или духовного заблуждения. Первая, и более наглядная, форма связана с тем, когда человек стремится к высокому состоянию или духовным видениям, не очистившись от страстей и надеясь на собственное суждение. Таким людям дьявол посылает великие "видения". Такие примеры есть в "Житиях святых", одном из источников православного аскетического учения. Так свт. Никита, Новгородский епископ (31 января), перешел к уединенной жизни неподготовленным и против воли своего духовного отца и вскоре стал слышать голос, молившийся вместе с ним. Затем "Господь" стал говорить с ним и послал "Ангела" молиться вместо него, и тот сказал ему, чтобы он вместо молитвы читал книги и поучал всех приходящих к нему. Это он и стал делать, всегда видя "Ангела", который молился рядом с ним, и люди поражались его духовной мудрости и "дарам Святого Духа", которые он будто бы имел, в том числе поражались его пророчествам, которые всегда исполнялись. Заблуждение было открыто только тогда, когда отцы из монастыря узнали о его отвращении к Новому Завету (Ветхий Завет, которого он никогда не читал, он цитировал наизусть), и по их молитвам он раскаялся, его чудеса прекратились, и впоследствии он обрел истинную святость. Также преп. Исаак Киево-Печерский (14 февраля) увидел великий свет "Христа", грядущего к нему с "Ангелами"; когда Исаак, не перекрестившись, поклонился "Христу", бесы получили власть над ним и после долгого танца вместе с ним бросили его еле живого. Он также впоследствии обрел истинную святость. Подобных случаев множество, когда "Христос" и "Ангелы" являлись отшельникам и давали им удивительную силу и дары Святого Духа", когда часто приводили заблудшего отшельника к безумию и самоубийству.

Шведский "духовидец" XVIII века Эммануэль Сведенборг - он был странным предтечей современного оккультного и "духовного" возрожденчества - имел большой опыт связи с областью духов, часто видел "духовных существ" и беседовал с ними. Он различал два рода духов, "добрых" и "злых"; его опыты недавно получили подтверждение в открытиях врача-психолога, работавшего с "галлюцинирующими" пациентами в больнице в Юкая, Калифорния. Этот психолог принял всерьез голоса, которые слышали его пациенты, и предпринял серию "диалогов" с ними (через посредство самих пациентов). Он пришел к выводу, как и Сведенборг, что есть совершенно различные роды существ, которые вступают в контакт с пациентами: "высшие" и "низшие". Вот его собственные слова: "Голоса низшего порядка похожи на пьяниц в баре, которые любят задираться и мучить просто ради удовольствия. Они подсказывают непристойные действия, а затем ругают пациента за то, что он их слушал. Они находят слабое место в сознании и непрестанно бередят его... Словарный запас и круг мыслей существ низшего порядка ограничен, но им свойственно постоянное стремление к разрушению... Они используют любую слабость и суеверие, сулят поразительные силы, лгут, обещают, а потом подрывают волю пациента... Все эти низшие не религиозны или антирелигиозны... Одному человеку они явились в обычном бесовском обличье и сами себя называли бесами..."

"Прямую противоположность представляют галлюцинации высшего порядка... Этот контраст можно продемонстрировать на опыте одного и того же человека. Он слышал, как низшие существа долго обсуждали, как они будут его убивать. [Но] его же по ночам посещал свет, подобный солнечному. Он знал, что это явление иного порядка, потому что свет уважал его свободу и уходил, если человек пугался его... Когда человек набрался смелости приблизиться к самому благосклонному солнцу, он вошел в мир сильнейших божественных переживаний... [Однажды] появилась могучая и величавая фигура, похожая на Христа... Некоторые пациенты переживают встречи и с низшими, и с высшими существами и чувствуют себя пойманными между личным раем и адом. Многим знакомы только нападения существ низшего порядка. Существа высшего порядка претендуют на власть над низшими существами и действительно демонстрируют ее временами, но недостаточно, чтобы дать пациентам душевный мир... Существа высшего разряда кажутся удивительно одаренными, чувствительными, мудрыми и религиозными".

Всякий, кто читал жития православных святых и другую духовную литературу, знает, что все эти духи - и "добрые", и "злые", и "высшие", и "низшие" - все они бесы, и что различить истинно добрых духов (Ангелов) от этих злых духов невозможно, опираясь лишь на собственные чувства и впечатления. Широко распространенный в "харизматических" кругах обряд "экзорцизма" ("изгнания дьявола". - Прим. пер.) не дает никакой гарантии, что злые духи и вправду изгоняются; такие "экзорцизмы" - привычный прием шаманов, которые также признают, что есть два рода духов, однако все они имеют одинаковую бесовскую природу, независимо от того, бегут ли они для видимости, когда их изгоняют, или появляются в ответ на заклинания, чтобы дать шаману силу.
Иеромонах Серафим (Роуз)

+++

В Введенской пустыни однажды случилось вот что: один послушник сказал, что он видел очевидно явление. О. Клеопа велел искусить его, немножко пожурить со стороны; тот смутился, почел за оскорбление, пришел к о. Клеопе и говорит: "Я не могу жить, меня оскорбляют". "Как же ты говоришь, что удостоился видения, а не можешь терпеть? Следовательно, это прелесть; в голову камень класть, поститься, на голой земле спать - это пустое. "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем",- сказал Господь, а не чудес и явлений каких-нибудь обещал..."
Архимандрит Феофан Новозерский

+++

Свойство всех видений, посылаемых Богом, замечает святый Иоанн Лествичник, заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознания своих греховности и ничтожества. Напротив того, видения, в которые мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая ничто иное, как не понимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения.
Святитель Игнатий Брянчанинов

3

проф. А. И. Осипов http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet/duhovna … t-prelesti :

– Как отличить личный опыт общения с Богом от прелести? Татьяна, город Екатеринбург.

– Очень важный вопрос, который затрагивает духовный путь развития очень многих христиан. Православие тем и отличается от других конфессий, что оценивает любой личный опыт через призму святоотеческого опыта. Личный опыт может быть сколь угодно многообразным, и мы оцениваем его как правильный только тогда, когда он соответствует основным положениям святоотеческого опыта. Если же наблюдаем несоответствие, то мы понимаем, что здесь или что-то не так, или вообще заблуждение – так что очень важно знать основные положения святоотеческого опыта. Эти положения четко высказаны в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова), недаром о нем с таким восхищением говорили Оптинские старцы, просто поражаешься их оценкам! Макарий Оптинский говорит о нем, как о человеке великого ума. И подчеркивает, что это был бы Великий Арсений в нашей Русской Церкви, если бы Промыслом Божиим не был поставлен на другое место. А Варсонофий Оптинский говорит, что это просто ангельский ум, что когда Игнатия (Брянчанинова) хоронили, ангелы пели. Никон Оптинский (Беляев) говорит так об Игнатии (Брянчанинове): «Когда я читаю его труды, я вижу, что это настоящая азбука духовного опыта». Я уже не говорю об исполненных великой благодарностью высказываниях в адрес Игнатия (Брянчанинова) Иоанна, игумена Валаамского, игумена Никона (Воробьева), недавно почившего архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советует: «Читайте его, руководствуйтесь им, и вы избегнете очень многих опасностей» – вот какую высокую оценку творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) дают люди, заслуживающие полного уважения, понимания, признания. Так вот, святитель обозначил в своих творениях основные принципы духовной жизни, отступление от которых ведет человека к прелести. Один из основных критериев, которые подчеркивает святитель Игнатий, заключается в словах преподобного Петра Дамаскина: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Вот где, оказывается, критерий истинности – это не радостные переживания, не сладостные ощущения, не видения, не дары прозорливости, нет. Признаком начинающегося выздоровления души является все большее видение пораженности нашей природы фактически всеми страстями, которые открываются в нас постепенно при правильном духовном опыте.

4

«П

ервым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».


Ключевая фраза. А не думать о видениях и о знаках...Чему сам горазд придавать внимание...похоже лукавый столь совершенно знает нас грешных, что бьёт очень точно...а мы вольны думать, что уже Духа стяжать научены...

5

:)))))
сама на том и погорела :)))))) на знаках и видениях :)))))
падки мы на чудеса - очччень :((((((( Многие за этим в храм и идут - "я тебе свечку, Боженька, а ты мне - дай... чего я хочу..." и еще обижаются, когда не получают просимого...

6

Андрей Кир написал(а):

«П

Ключевая фраза. А не думать о видениях и о знаках...Чему сам горазд придавать внимание...похоже лукавый столь совершенно знает нас грешных, что бьёт очень точно...а мы вольны думать, что уже Духа стяжать научены...

:yep:

7

Еще одна лекция проф. Осипова "О прелести".

8

Хотелось бы выразить такую мысль.
Чтение святых отцов весьма неплохо развивало во мне лично - большую духовную прелесть.

9

Мне кажется, что любое занятие без видения своих грехов здесь, без старания и труда исправиться с помощью Божией, без трезвомыслия действий, обречено на неудачу. И если от гордыни своей человек возомнит, что он духовными плодами искусен уже, то плохо конечно. Прелесть, тут как тут. Отцы говорят о большой опасности прелести. У свт. Игнатия Брянчанинова есть вещи о этом. Он подробно всё объясняет.
http://www.librarium.orthodoxy.ru/ignatiy/i_cont.htm

10

Сергей Михайлов написал(а):

Чтение святых отцов весьма неплохо развивало во мне лично - большую духовную прелесть.

Неисповедимы пути Господни. То, что полезно одному, другому оказывается во вред.

11

В начале моего воцерковления я полагался в своем сознании (теперь я уже понимаю что это была необоснованная на серьезном опыте пустая мечтательность) на определенные мысленные клише или же внутренние заготовки, которые я считал для себя истинными и опираясь на которые, помышлял в скором времени достичь высот: покаяния, молитвы, смирения, Богообщения и прочего. Это был заведомо неправильный подход, но я не знал тогда об этом. Те мысленные клише (или внутренние заготовки) о том как мне надо было правильно спасаться, я черпал из святоотеческих книг. По злой иронии судьбы, именно это-то и делало мой ум особо уязвимым для тонкого воздействия на меня демонов высокоумия. Я думал о себе в те годы так: раз уж я руководствуюсь истинами взятыми мной у святых, то и ошибаться (это же так казалось естественным) я по этой причине — не могу.
Мне и в голову не приходила мысль, что НАИБОЛЕЕ основные понятия о вере: что такое истинная молитва (?) что такое истинное смирение (?) что такое истинное покаяние (?) что такое истинное Богообщение (?) были до неузнаваемости искажены внутри меня живущими внутри меня демонами гордости или же высокоумия.

12

Спасибо, Сергей! Сам заметил и у отцов читал, что когда и есть саамые маленькие плоды духовной жизни, есть огромное искушение ПРИСЛУШИВАТЬСЯ к своему сомомнению, к тому, что "я на верном пути" и уже непогрешимо точно знаю, как мне быть дальше...не знаю, как демоны, но мысли грешны изначально...гордыня не то что не уязвлена, а получает сок для своего роста. Только исподволь. Незаметно. И появляется апломб, тенденциозность, максимализм и нетерпимость к критике. А вот похоже бесы этого только и ждут...и всякие знаки и видения и пр. ещё больше упрочняют в том, что он уже почти свят и полон Благодати...и впадает человек в обычную прелесть.
Увы. Падать больнейше придётся, как понимаю.

13

Самое страшное в духовной жизни это когда душа начинает мерилом истины ставить свое личное мнение о духовном. Личное, гордое свое мнение может иметь почти прямые аналогии у святых, и от этого (что это мнение святых) возникает особо опасный и особо упорный вид духовной прелести... Опасен этот вид прелести тем что человек может не догадываться о том что он в плену у гордыни, а упорство появляется от того, что прельщенный считает себя правым. Так появляется суперправославная ревность не по разуму.
Это я описываю - свою собственную духовную болезнь.
.
Вообще, я заметил, что стоит мне хотя бы лишь на мгновение подумать о себе хорошо, как в душе появляется гордая свобода воли, сразу же уходит молитва и исчезает сокрушение духа, которое призвано тормозить - вообще ВСЕ поспешные выводы внутри меня обо всем.

Отредактировано Сергей Михайлов (2015-02-22 16:32:57)

14

Вообще, я заметил, что стоит мне хотя бы лишь на мгновение подумать о себе хорошо, как в душе появляется гордая свобода воли, сразу же уходит молитва и исчезает сокрушение духа, которое призвано тормозить - вообще ВСЕ поспешные выводы внутри меня обо всем.

Вот! Да. Точно сказали.

15

Духовная прелесть такая поганая и тонкая штука, что она появляется, как я заметил, внутри меня - сама по себе. Иногда это даже не выражается в каких-то четко оформленных мыслях, но просто появляется чувство что я (не такой как все прочие). Всё... как только это чувство, что я лучше и духовно опытнее других, прививается к душе.., если это чувство внутри себя я не успеваю вовремя отогнать, то появляется услаждение своими "умными", "правильными" мыслями и появляется желание быть активным в выражении своего мнения. Появляется желание говорить и учить о православии.
.
Противоположное этому чувство, это когда каешься о себе и желания говорить не возникает. Тем более не возникает желания настаивать на своем мнении о чем бы то ни было.
В такие моменты, душа моя полагает более надежды в беседе не на слова, но на молитвенные чувства. И тут все - предельно просто. Если я чувствую внутри себя добрые пожелания к собеседнику, то я конечно в прелести (как и все), но есть надежда что греха я сотворю меньше.
.
Но вот если внутри меня появляется ожесточение вначале к словам собеседника, а потом уже и к самому собеседнику, то это уже пристрастие - явная гордость - оправдать которую я в себе не хотел бы никакой "верностью" святым догматам и прочее.
Мне кажется, что если душу мою покидает внутренний мир, то это самый верный признак того что я что-то не то делаю. Пусть даже если я все православно и истинно озвучиваю, но если нет внутреннего мира и уходит дух покаяния из меня (сдерживающий всё) - значит из состояния легкой прелести я вхожу - в прелесть жесткую.

Отредактировано Сергей Михайлов (2015-02-22 17:05:32)

16

Андрей Кир написал(а):

у отцов читал, что когда и есть саамые маленькие плоды духовной жизни, есть огромное искушение ПРИСЛУШИВАТЬСЯ к своему самомнению, к тому, что "я на верном пути" и уже непогрешимо точно знаю, как мне быть дальше...

Очень интересная, новая для меня, мысль...

Отредактировано Сергей Михайлов (2015-02-22 17:08:45)

17

Сергей Михайлов написал(а):

Духовная прелесть такая поганая и тонкая штука, что она появляется, как я заметил, внутри меня - сама по себе. Иногда это даже не выражается в каких-то четко оформленных мыслях, но просто появляется чувство что я (не такой как все прочие). Всё... как только это чувство, что я лучше и духовно опытнее других, прививается к душе.., если это чувство внутри себя я не успеваю вовремя отогнать, то появляется услаждение своими "умными", "правильными" мыслями и появляется желание быть активным в выражении своего мнения. Появляется желание говорить и учить о православии.
.
Противоположное этому чувство, это когда каешься о себе и желания говорить не возникает. Тем более не возникает желания настаивать на своем мнении о чем бы то ни было.
В такие моменты, душа моя полагает более надежды в беседе не на слова, но на молитвенные чувства. И тут все - предельно просто. Если я чувствую внутри себя добрые пожелания к собеседнику, то я конечно в прелести (как и все), но есть надежда что греха я сотворю меньше.
.
Но вот если внутри меня появляется ожесточение вначале к словам собеседника, а потом уже и к самому собеседнику, то это уже пристрастие - явная гордость - оправдать которую я в себе не хотел бы никакой "верностью" святым догматам и прочее.
Мне кажется, что если душу мою покидает внутренний мир, то это самый верный признак того что я что-то не то делаю. Пусть даже если я все православно и истинно озвучиваю, но если нет внутреннего мира и уходит дух покаяния из меня (сдерживающий всё) - значит из состояния легкой прелести я вхожу - в прелесть жесткую.

Отредактировано Сергей Михайлов (Сегодня 17:05:32)

Как знакомо...Спасибо. Мы одинаково устроены здесь все.

18

Сергей Михайлов написал(а):

если внутри меня появляется ожесточение вначале к словам собеседника, а потом уже и к самому собеседнику, то это уже пристрастие - явная гордость - оправдать которую я в себе не хотел бы никакой "верностью" святым догматам и прочее.
Мне кажется, что если душу мою покидает внутренний мир, то это самый верный признак того что я что-то не то делаю. Пусть даже если я все православно и истинно озвучиваю, но если нет внутреннего мира и уходит дух покаяния из меня (сдерживающий всё) - значит из состояния легкой прелести я вхожу - в прелесть жесткую.

СВ. ВЕЛИКИХ СТАРЦЕВ ВАРСОНОФИЯ И ИОАННА. НАСТАВЛЕНИЯ
Если ты, вразумляя другого, чувствуешь смущение в сердце своем; то такое вразумление не угодно Богу. Оно смешано с самооправданием и происходит по действию диавольскому.

19

Михаил_ написал(а):

СВ. ВЕЛИКИХ СТАРЦЕВ ВАРСОНОФИЯ И ИОАННА. НАСТАВЛЕНИЯ
Если ты, вразумляя другого, чувствуешь смущение в сердце своем; то такое вразумление не угодно Богу. Оно смешано с самооправданием и происходит по действию диавольскому.

Да, очень хорошо сказано.
Прелесть вообще, по моему мнению, очень широко и глубоко проявляется внутри меня. Есть прелесть активная, её хоть увидеть можно, а есть пассивная - которую увидеть в себе сложнее. Взять, к примеру, нечувствие страха Суда. Бьюсь, душой, бьюсь, сколько лет уже бьюсь, чтобы почувствовать живой страх перед Богом за грехи мои, а душа ни в какую. Душа жесткость проявляет - недетскую...  :'( 
Был у меня хороший наставник на Алтае. Он так мне сказал. В покаянии - десять лет - один шаг...

Отредактировано Сергей Михайлов (2015-02-23 01:36:22)

20

Сергей Михайлов написал(а):

Бьюсь, душой, бьюсь, сколько лет уже бьюсь, чтобы почувствовать живой страх перед Богом за грехи мои, а душа ни в какую.

Вы же сами писали на своём сайте, что надо просто смириться и не ждать конкретного, ЖЕЛАЕМОГО ОЖИДАЕМОГО результата.

Михаил_ написал(а):

Если ты, вразумляя другого, чувствуешь смущение в сердце своем; то такое вразумление не угодно Богу. Оно смешано с самооправданием и происходит по действию диавольскому.

Сергей Михайлов написал(а):

Да, очень хорошо сказано.

Вот. А как быть, если смущение у себя есть одновременно со вразумлением другого?

П.С.
Исправил текст.

Отредактировано Михаил_ (2015-02-23 22:33:13)

21

Михаил_ написал(а):

Вы же сами писали на своём сайте, что надо просто смириться и не ждать конкретного, ЖЕЛАЕМОГО результата.
.
Вот. А как быть, если смущение у себя есть одновременно со вразумлением другого?

Все верно, желаемого ждать и не должно, потому что Божие приходит всегда не тогда когда ждешь и приходит всегда не в той форме как мы ожидаем, но в сто крат лучшем варианте, обычно совершенно с неожиданной для души стороны... но само ожидание помощи от Бога должна быть непрестанным в человеке. Если этого непрестанного ожидания не будет, то и Господь не придет.
.
Если смущение есть одновременно с вразумлением другого, то это говорит о незрелости души и о её высоком мнении о себе самой. Это говорит что такая душа далека от Бога и что - полноты смирения нет в ней.
.
Не стоит забывать что смущение - смущению - рознь.
Вопрос на засыпку.
Насколько глубоко был спокоен Христос бичом изгоняя торгующих из храма?

Отредактировано Сергей Михайлов (2015-02-23 20:58:38)

22

Хотелось бы поблагодарить Ольгу за открытие этой темы и за прекрасные ссылки.
Но вот с Осиповым у меня вышли веские разногласия в 96 году. После этих столкновений он для меня умер как богослов, а потом духовный отец мой запретил мне доверять Кураеву и Осипову.

23

Сергей Михайлов написал(а):

Вопрос на засыпку.
Насколько глубоко был спокоен Христос бичом изгоняя торгующих из храма?

"Засыпка" произошла: не знаю, что чувствовал Христос. Наверное, гневался на грех торговцев и тех, кто разрешил им торговать в Храме.

Сергей Михайлов написал(а):

но само ожидание помощи от Бога должна быть непрестанным в человеке

Может, точнее было бы не ожидание, а желание?

Отредактировано Михаил_ (2015-02-23 21:13:03)

24

Михаил_ написал(а):

не знаю, что чувствовал Христос. Наверное, гневался на грех торговцев и тех, кто разрешил им торговать в Храме.

В эту тайну надо вникать не умом, а молитвой.
Христос не утрачивал внутреннего блаженства и полноты спокойствия в то время когда опрокидывал столы меновщиков денег и бил бичом торгующих.

25

Михаил_ написал(а):

Может, точнее было бы не ожидание, а желание?

Согласен с Вами.

Отредактировано Сергей Михайлов (2015-02-23 21:19:20)

26

Сергей Михайлов написал(а):

В эту тайну надо вникать не умом, а молитвой.

Согласен: если для просящего узнать это очень важно и окажется ему полезным, Господь откроет ему.

Сергей Михайлов написал(а):

Христос не утрачивал внутреннего блаженства и полноты спокойствия в то время когда опрокидывал столы меновщиков денег и бил бичом торгующих.

Логично.

27

Михаил_ написал(а):

если для просящего узнать это очень важно и окажется ему полезным, Господь откроет ему.

К Богу неприложимы точки отсчета человеческого мышления.
Бог непредсказуем.
Иногда Бог открывает нам то о чем мы не просим - легко и просто. А иногда десятками лет не открывает о том о чем душа просит со слезами...

Отредактировано Сергей Михайлов (2015-02-23 21:31:53)

28

Сергей Михайлов написал(а):

К Богу неприложимы точки отсчета человеческого мышления.

Это слишком мудрёно для меня.

Сергей Михайлов написал(а):

Бог непредсказуем.

Непредсказуем, как Высший Разум, согласен.

Сергей Михайлов написал(а):

Иногда Бог открывает нам то о чем мы не просим - легко и просто. А иногда десятками лет не открывает о том о чем душа просит со слезами...

В любом случае — к пользе просящего.

29

Михаил_ написал(а):

Это слишком мудрёно для меня.

Бог непредсказуем даже для Ангелов.
Святые пишут что Бог непредсказуем даже внутри душ тех в ком Он живет Духом.

Отредактировано Сергей Михайлов (2015-02-23 21:52:43)

30

Сергей Михайлов написал(а):

Бог непредсказуем даже для Ангелов.
Святые пишут что Бог непредсказуем даже внутри душ тех в ком Он живет Духом.

Вот так лучше).

31

Сергей Михайлов написал(а):

Самое страшное в духовной жизни это когда душа начинает мерилом истины ставить свое личное мнение о духовном. Личное, гордое свое мнение может иметь почти прямые аналогии у святых, и от этого (что это мнение святых) возникает особо опасный и особо упорный вид духовной прелести...

Ну, оно же получается не своим, а мнением св. Отцов, а конкретный человек лишь передаёт другим то, что ему очевидно из их творений. Разве он не ОБЯЗАН передать то, что ему Богом открыто через св. Отцов?

Сергей Михайлов написал(а):

Опасен этот вид прелести тем что человек может не догадываться о том что он в плену у гордыни

А это ли не явный признак гордости?

Сергей Михайлов написал(а):

упорство появляется от того, что прельщенный считает себя правым.

Так и непрельщённый может считать считать себя правым, но несколько смущённым.

32

У каждого из нас есть какие-то представления о прелести. Если один брат видит другого брата как бы в прелести, говорить ему о том или нет?
С одной стороны: а кто я такой такой, чтобы сказать брату своему такое? Может, я сам в прелести?
С другой стороны: как же не сказать то, что мне видно, а брату нет? Разве Бог не спросит с меня за то? Промолчу сейчас я — промолчит и брат мой, когда я окажусь в прелести.

33

Это и есть самое страшное... когда мнение святых отцов становится для кого-либо очевидным...
В таком случае, человек утрачивает смирение ума и дьявол с легкостью делает несмиренного верующего слепой игрушкой для себя.
.
Гордость - это считать себя способным правильно понимать святых отцов. Эта гордость - весьма широко распространена ныне.
.
Непрельщенный - находится под покровом Бога, а тот кто под покровом Всемогущего - смущенным быть - не может.извините,вы пишите какой то бред.
я с вами не согласна.
когда  читаю жития святых и принимаю все для себя,стараюсь так жить,где и в чем прелесть :question: ведь даже БОГ сказал в ЕВАНГЕЛИИ:будьте святы,как Я свят.
разве не наша цель -стяжать Духа святого и усовершенствоваться :question:
а как мы этого достигнем,если не будем понимать святых угодников :question:
нищие духом-от смиренномудрия,а как его приобрести,непонимая ничего :question:

34

Михаил_ написал(а):

У каждого из нас есть какие-то представления о прелести. Если один брат видит другого брата как бы в прелести, говорить ему о том или нет?

Вот это-то и страшно... СВОИ представления о прелести.
Симеон Новый Богослов пишет потрясающую вещь!
"Козни сатаны - непостижимы"
Мое мнение такое - тот кто имеет СВОИ представления о прелести - о прелести не знает - вообще ничего.
.
Если ты видишь кого-то в прелести, то, по моему мнению - это говорит лишь о том что душа еще не научилась воспринимать мир молитвой, но полагается на свой гордый ум.
Если же кто-то кому-то говорит в лицо: "ты в прелести" то он уподобляется тому кто пытается пьяному что-то толковое объяснить.
За тех кто находится в прелести надо искренне молиться и искренне любить их, - потому что где нет любви - там ничего хорошего нет.

35

Сергей Михайлов написал(а):

Это и есть самое страшное... когда мнение святых отцов становится для кого-либо очевидным...
В таком случае, человек утрачивает смирение ума и дьявол с легкостью делает несмиренного верующего слепой игрушкой для себя.

Св. Отцы разве не для всех немощствующих разумом писали творения свои чтобы учение Христово сделать более доступным?

Сергей Михайлов написал(а):

Гордость - это считать себя способным правильно понимать святых отцов. Эта гордость - весьма широко распространена ныне.

Если считать себя неспособным понять смысл их творений, для кого же они были написаны?

Сергей Михайлов написал(а):

Непрельщенный - находится под покровом Бога, а тот кто под покровом Всемогущего - смущенным быть - не может.

Покров может накрывать человека и снова исчезать. Главное — чтобы в момент обращения к брату остаться под покровом, а в другое время покрова может уже и не быть. Наверное, ко смирению говорящего.

Сергей Михайлов написал(а):

Мое мнение такое - тот кто имеет СВОИ представления о прелести - о прелести не знает - вообще ничего.

А чьи же ещё представления можно о чём-то иметь?

Сергей Михайлов написал(а):

Если ты видишь кого-то в прелести, то, по моему мнению - это говорит лишь о том что душа еще не научилась воспринимать мир молитвой, но полагается на свой гордый ум.

А у кого он сегодня смиренный?

Сергей Михайлов написал(а):

Если же кто-то кому-то говорит в лицо: "ты в прелести" то он уподобляется тому кто пытается пьяному что-то толковое объяснить.

Бывают разные степени "опьянения". А если не сказать? Бог спросит, почему видел и не сказал?

Сергей Михайлов написал(а):

За тех кто находится в прелести надо искренне молиться и искренне любить их, - потому что где нет любви - там ничего хорошего нет.

А, может, другой брат вовсе не в прелести, а это говорящему только показалось? Немного времени потратить на объяснения и ситуация как-то прояснится? Не так?

36

Михаил_ написал(а):

1) Св. Отцы разве не для всех немощствующих разумом писали творения свои чтобы учение Христово сделать более доступным?
Если считать себя неспособным понять смысл их творений, для кого же они были написаны?
2) Покров может накрывать человека и снова исчезать. Главное — чтобы в момент обращения к брату остаться под покровом, а в другое время покрова может уже и не быть. Наверное, ко смирению говорящего.
3) А чьи же ещё представления можно о чём-то иметь?
4) А у кого он \ум\ сегодня смиренный?
5) Бывают разные степени "опьянения" \прелестью\. А если не сказать? Бог спросит, почему видел и не сказал?
6) А, может, другой брат вовсе не в прелести, а это говорящему только показалось? Немного времени потратить на объяснения и ситуация как-то прояснится? Не так?


1) Святые Отцы писали прекрасно зная, что написанное ими будет понятно не для всех, а лишь для тех кто пожелает трудиться в исполнении заповедей Иисуса Христа.
2) Покров Бога - впрямую от воли человека не зависит. Он может действительно, то приходить, то уходить. Придет - не запретишь - уйдет - не остановишь... В момент обращения к брату "остаться под покровом" невозможно. Это будет гордость пустая и более ничего. Покров Бога - сложная вещь и велениям разума и чувств человека Дух Бога не подчиняется.
3) Надо свои личные представления о всем - подчинить действиям Духа Божия. Тут дилемма - или ты со своими представлениями о чем бы-то ни было, или личное действие Духа Бога, действующего почти ВСЕГДА не так - как обычно человеку. Надо выбирать - или свое личное мнение о чем либо? Или Божие...? А Божие - оно с нашим личным мнением - совпадать - по определению почти не может. Весовые категории рассудка - различны - до бесконечности.
4) Ум смиренный сегодня, лишь у того - кто умер для своей воли.
5) и 6) Все мы в прелести... и все - в бесконечной.

Отредактировано Сергей Михайлов (2015-02-23 23:33:42)

37

Сергей Михайлов написал(а):

1) Святые Отцы писали прекрасно зная, что написанное ими будет понятно не для всех, а лишь для тех кто пожелает трудиться в исполнении заповедей Иисуса Христа.
2) Покров Бога - впрямую от воли человека не зависит. Он может действительно, то приходить, то уходить. Придет - не запретишь - уйдет - не остановишь...

Согласен.

Сергей Михайлов написал(а):

В момент обращения к брату "остаться под покровом" невозможно.

А, если Богу угодно именно это к пользе брата?

Сергей Михайлов написал(а):

Надо выбирать - или свое личное мнение о чем либо? Или Божие...? А Божие - оно с нашим личным мнением - совпадать - по определению почти не может.

А как же мы с Вами сейчас обмениваемся мнениями?

Сергей Михайлов написал(а):

Ум смиренный сегодня у того кто умер для своей воли.

Это тоже не может ли быть только иногда?

Сергей Михайлов написал(а):

Все мы в прелести... и все - в бесконечной.

Наверное, мне следовало сразу же уточнить, что имелось в виду. Якобы очевидный факт пребывания в прелести можно де увидеть по конкретному высказыванию?

38

Михаил_ написал(а):

Сергей Михайлов написал(а):В момент обращения к брату "остаться под покровом" невозможно.
А, если Богу угодно именно это к пользе брата?

Если Богу угодно смирить тебя или же другого кого - то этому остается только радоваться!

Михаил_ написал(а):

А как же мы с Вами сейчас обмениваемся мнениями?

С грехом пополам и вперемешку... по другому-то и не надеюсь.

Михаил_ написал(а):

\Ум смиренный\  не может ли быть только иногда?

Именно, полостью согласен, ум наш смиряться может лишь по временам и когда он смиряется, то ум становится молчаливым, а душа блаженной - в Боге.

Михаил_ написал(а):

очевидный факт пребывания в прелести можно де увидеть по конкретному высказыванию?

Не думаю... духовное видение прелести невыразимо, оно ЗАВЕДОМО превыше разума человека и словами (греховность человека) - с удовлетворительной точностью - описана быть НЕ МОЖЕТ.

39

Сергей Михайлов написал(а):

ум наш смиряться может лишь по временам и когда он смиряется, то ум становится молчаливым, а душа блаженной - в Боге.

С Божьей помощью и только к пользе брата: если в короткое время передачи нескольких фраз брату ум будет несмиренным, брат их просто не воспримет к пользе своей.

Сергей Михайлов написал(а):

Не думаю... духовное видение прелести невыразимо, оно ЗАВЕДОМО превыше разума человека и словами (греховность человека) - с удовлетворительной точностью - описана быть НЕ МОЖЕТ.

Хорошо, ещё конкретней: если брат своё личное мнение поставил выше мнения Церкви? Разве тот, кто услышал такое, не обязан указать ему на то, даже будучи сам в "опьянении"?

40

Михаил_ написал(а):

если в короткое время передачи нескольких фраз брату ум будет несмиренным, брат их просто не воспримет к пользе своей.
.
Хорошо, ещё конкретней: если брат своё личное мнение поставил выше мнения Церкви? Разве тот, кто услышал такое, не обязан указать ему на то, даже будучи сам в "опьянении"?

В первой части Вашей цитаты Михаил, заключен самый точный ответ на вторую часть Вашей цитаты 8-)


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » О прелести


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC