БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » Новоначальным


Новоначальным

Сообщений 1 страница 40 из 44

1

"Вера Святых"  http://predanie.ru/film/films/films-o-vere-i-cerkvi/ .
То, что нужно новоначальным - рассказ о Православии, о Таинствах, об азах духовной жизни.

Правила благочестия http://azbyka.ru/dictionary/15/pravila_ … -all.shtml

Фотоальбомы священника Константина Пархоменко  http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php
(рассказы о православном богослужении, Таинствах, правилах поведения в храме с фотоиллюстрациями).

Цикл фильмов «Человек перед Богом» h ttp://www.neofit.tv/#!man/c19b8 (в ссылке пробел после h надо убрать) :

Документальный цикл «Человек перед Богом» состоит из 10 фильмов, посвященных истории, устройству и вероучению Православной Церкви. Речь в нем идет о храме и его архитектуре, об иконе и святых, о богослужении и церковных праздниках, о таинствах и обрядах. ...

Автор и ведущий проекта — митрополит Иларион (Алфеев).


Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvore … astroitsja

прот. Сергий Филимонов. Борьба со страстями  http://azbyka.ru/dictionary/17/borba_so … -all.shtml

протоиерей Серафим Слободской. ЗАКОН БОЖИЙ http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_001-all.shtml[/i] .

Избранные псалмы в пересказе для детей http://lepta-kniga.ru/ncd-5-113-1328/cafe.html .
Замечательная книга, не знаю, как детям, мне понравилась.  Дала именно эту ссылку, т.к. в свободном доступе ее не нашла, а на этом сайте можно полистать книгу (примерно треть).

Отредактировано Ольга79 (2016-01-13 19:52:35)

2

Книги Н.Е. Пестова http://lib.pravmir.ru/library/author/145 .

Сайт А.И. Осипова http://alexey-osipov.ru/ .

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ БЛОГ протоиерея Димитрия Смирнова http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/ .

Отредактировано Ольга79 (2015-10-12 02:56:07)

3

Очень хорошая информация! Выделю тему.

4

Ольга79 написал(а):

Избранные псалмы в пересказе для детей http://lepta-kniga.ru/ncd-5-113-1328/cafe.html .
Замечательная книга, не знаю, как детям, мне понравилась.  Дала именно эту ссылку, т.к. в свободном доступе ее не нашла, а на этом сайте можно полистать книгу (примерно треть).

Отредактировано Ольга79 (2014-10-14 20:48:58)

они в записи :))))) сейчас скачаю :))))

http://predanie.ru/audio/izdanija-deoni … lja-detei/

5

Вот спасибо,  Ирочка!

6

Иногда люди смущаются при чтении псалмов. Для уяснения их духовного смысла может помочь:

Псалтирь в святоотеческом изъяснении http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/psalt … zyjasnenii . В формате WORD можно скачать тут http://www.bogoslovy.ru/list_psaltir.htm .

Для чтения с познавательной целью (для вербального уяснения текста) иногда рекомендуют помимо синодального перевода Псалтири пользоваться ее переводом с древнегреческого П.А. Юнгерова http://verapravoslavnaya.ru/?Psaltirmz_ … _Yungerova , http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/psalt … -jungerova .

Протоиерей Андрей Ткачев. О псаломских «жестокостях» http://www.pravoslavie.ru/111939.html

Свернутый текст

В случае поверхностного чтения псалмов, да и других книг Писания, нежная совесть читателя, уверенного в собственной доброте, может смущаться поминутно. Например, холодно-отстраненным, речитативным описанием множества смертей и наказаний. Библия, оказывается, это не только сборник нравственных максим, но и история народа Божия, зачастую полная крови и жестокости. Это постоянное противостояние многочисленным врагам перекочевало и в молитвенную жизнь. С большим трудом можно найти те редкие псалмы (сами попробуйте), в которых вообще нет упоминания о врагах, не знающих устали, коварных, бессовестных, наблюдающих из засады, натягивающих тетиву лука, роящих яму и так далее.

Очень рано христианские аскеты переосмыслили эту борцовскую и воинскую тематику в сторону духовной брани. Ведя напряженную духовную войну с грехом, эти люди поняли, что не только двуногие носители зла, состоящие из плоти и крови, являются врагами веры и разрушителями святынь. Бесы и помыслы еще лучше подходят под эту категорию. Проиллюстрируем данную мысль несколькими примерами.

Вот псалом 57-й. В нем автор не скупится на пожелания зла противникам (по-гречески – дьяволам): «да исчезнут, как вода протекающая», «да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины». И так далее. Это сказано о тех, кто от самого чрева родительницы привык ко лжи, у кого яд под языком. И праведник, видя гибель подобных злодеев, сделает вот что: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: "Подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!"»

Это о чем? Это о том, что наказание отъявленных злодеев, наказание показательное и всем известное имеет целью исправить деятельность благочестивых людей. «Омыть стопы в крови нечестивого» означает вынести пользу из совершившегося и направлять стопы свои только туда, где нет греха и нечестия. Кстати, в славянском тексте перевод звучит так: «праведник омоет руки в крови грешника», что еще ярче. «Дела рук моих (и направление жизненных путей) я исправлю, когда увижу явное наказание явного грешника», – так мыслит верующий человек из псалма. Ни о каких плясках по лужам крови или реальном мытье рук в крови речи нет и в помине.

Второй пример широко известен. Однако… Это псалом 136-й. «На реках Вавилонских». Текст настолько известен, что его положила по-своему на музыку даже такая группа, как «Boney M» (будет интересно, послушайте). В конце псалма в уста угнанных в плен и крайне униженных еврейских переселенцев вкладываются такие слова: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Этот текст можно посчитать подлинным кошмаром и призывом к преступлению против человечности, если бы у этих слов не было вполне конкретного духовного смысла. Смысл следующий: вавилонские младенцы – это греховные помыслы. Их нужно вырывать пораньше, до превращения младенцев в юношей. Потом вырывание крайне затруднится или станет невозможным. Так и сорняк легче вырывать в виде травы, а не в виде кустов. Камень же – это одно из известнейших имен Христа. «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Камень преткновения и камень соблазна» (1 Петр 2:6-7). Так говорит Верховный Петр. Павел говорит еще проще: «Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор 10:4).

Таким образом, в псалме говорится о том, о чем пишет Иоанн Лествичник: «Бей врагов именем Иисуса. Сильнее оружия не найдешь ни на небе, ни на земле». И картина складывается целостная: грех прогневил Бога, лишил народ силы. С грехом теперь и воевать надо. Бить именем Господа начатки греховных движений, не позволяя им вырасти и усилиться. Ясно, что при буквальном прочтении, как и в случае с мытьем ног и рук в чужой крови, получается нечто кровожадное и бесчеловечное.

Еще пример. Это 100-й псалом. Он у нас читается в конце первого часа. Вот его окончание: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие». На это место Писания святой Василий Великий говорит, что совершенно невозможно царю Давиду ежедневно с раннего утра ходить по городу с обнаженным мечом и разить грешников. Нужно докопаться до иного, не буквального смысла. Если же будем считать «городом Господа» сердце человеческое, а «делателями беззакония» – злые помыслы, в сердце живущие, то получится призыв на ежедневную внутреннюю борьбу с грехом. Начинать ее как раз и надо сразу по пробуждении. Вот и Иеремия говорит: «с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит» (Иер 21:12).

Итак, будем искать в садах и виноградниках Святых Писаний духовных ягод, то есть подлинного смысла. Подлинный же смысл вещей и событий никогда не лежит на поверхности. Он требует поиска, труда и погружения, а открывается внимательным и терпеливым. В противном случае люди, вооруженные мертвой буквой, будут сильно похожи на пациентов сумасшедшего дома, которым дали в руки острое оружие. Они будут опасны и для самих себя, и для окружающих.

Отредактировано Ольга79 (2018-04-03 16:24:06)

7

Об участии верных в Евхаристии http://www.pravoslavie.ru/smi/77020.htm .

Протоиерей Андрей Дудченко. Как подготовиться к первой исповеди? http://www.pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-ispovedi/ .

8

Дадыко Анастасия Вадимовна. Азбука Православия

О произведении

Символы, основополагающие понятия, таинства, богослужения, все это детально показано и доходчиво прокомментировано в этом просветительском фильме. «Азбука» будет незаменима для тех, кто делает свои первые шаги в храме и ищет ответа на вопросы: как ставить свечи, креститься, писать записки; как устроен храм и что происходит во время служб и таинств. Но фильм будет не менее интересен и тем, кто уже живет церковной жизнью. В главе «Богослужение» подробно разбирается главная служба — Литургия. Уникальны съемки архиерейской Литургии в алтаре! Фильм снят при содействии епископа Егорьевского Марка. (Головкова). Авторы: Анастасия Дадыко, иееромонах Александр (Зарубин) Режиссеры: Анастасия Дадыко, Михаил Пушков Студия «Интересное кино» Год выпуска: 2007 Продолжительность (общая): 90 мин Содержание. ЧАСТЬ I. ХРАМ 1. Алтарь 2. Средняя часть храма 3. О поведении в храме 4. Церковная свеча 5. Церковная записка 6. Священнические одежды ЧАСТЬ II. БОГОСЛУЖЕНИЕ 1. Божественная литургия: Проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных 2. Всенощное бдение: Вечерня, Утреня 3. Церковные требы: Молебен, Панихида ЧАСТЬ III. ТАИНСТВА 1. Крещение 2. Миропомазание 3. Покаяние (исповедь) 4. Елеосвящение (соборование) 5. Браковенчание

Посмотреть и скачать можно по ссылке: http: //predanie.ru/dadyko-anastasiya-vadimovna/azbuka-pravoslaviya/#/description (в адресе после двоеточия пришлось вставить пробел, т.к. без него форум ссылку отображать не хочет).

9

Долго думала, куда разместить запись, решила сюда.   

Игумен Нектарий (Морозов) «Для искренней исповеди должно быть достаточно Евангелия» http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ … evangeliya .

Цитата из статьи: Нужно помнить, что из трех сил ― ум, воля и чувства ― у человека наименее поврежден ум, поэтому достаточно на первых порах того, что мы умом понимаем греховность своего поступка, каемся в нем и при этом еще каемся в том, что ничего не чувствуем.

Отредактировано Ольга79 (2015-10-11 16:57:34)

10

О сути христианства.

Проповедь на неделю 20-ю по Пятидесятнице (о любящих нас и врагах наших) http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-68135/ :

11

С. В. Посадский. Основы духовной борьбы по учению Православной Церкви http://azbyka.ru/osnovy-duxovnoj-borby- … rkvi.shtml .

Отредактировано Ольга79 (2015-11-05 19:51:09)

12

Начала читать, книга понравилась:

Протоиерей Борис Балашов. О НАШЕЙ ВЕРЕ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521647 :

Православные христиане России сегодня живут в ситуации, когда большинство людей, их окружающих, являются номинально православными или почти равнодушными к вере. А у тех христиан, которые стремятся жить в соответствии со своей верой, возникает много вопросов о том, как можно применять требования христианской веры в нашей повседневной личной и церковной жизни. Если раньше дети воспитывались в православных традициях, вера передавалась из поколения в поколение, то теперь, после десятилетий безбожия и гонений на Церковь, многие начинают свой путь к Богу, не имея навыков духовной жизни. Новоначальным бывает трудно отделить настоящую веру от околоцерковного вздора, языческих суеверий и предрассудков, а также магического восприятия молитвы и богослужения Православной Церкви. Отсюда большое количество недоумений, вопросов, а иногда и обид от непонимания Христова учения или ложного его истолкования. Много вопросов подобного рода поступает и на сайт нашего храма, мы даже сделали специальную рубрику «Вопрос священнику». Большинство ответов было опубликовано и в журнале «Московские епархиальные ведомости» в разделе «Ответы на письма читателей». В данной книге мы постарались привести ответы на ряд актуальных и часто задаваемых вопросов.

Отредактировано Ольга79 (2016-02-17 20:19:53)

13

Протоиерей Георгий Климов. На собеседовании со Христом http://www.pravoslavie.ru/93436.html .

14

Никита Филатов. Преодолей себя! (+ВИДЕО) Беседа с протоиереем Сергием Правдолюбовым http://www.pravoslavie.ru/93773.html :

Почему так важно преодолеть себя для правильной духовной жизни? И что именно в себе надо преодолеть? Связано ли преуспеяние в спасении с темпераментом человека, чертами его характера? Стоит ли «подбивать» себя под какие-то шаблоны? Как настроиться на «нужную волну» в саморазвитии и как не впасть в прелесть? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Сергию Правдолюбову.

15

Новоначальным я бы рекомендовал две книги:
1) "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского.
2) "Таинство веры" митрополита Илариона (Алфеева).

16

Игумен Нектарий (Морозов). Ещё немного о неофитских немощах http://www.pravoslavie.ru/98546.html :

Свернутый текст

О «людях, выбросивших телевизор» в 90-е, нецерковном искусстве и кинематографе в жизни христианина и о том, почему важно правильно переоценивать свои ценности, миновав период неофитства, рассуждает настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Горный туризм или альпинизм?

До своего прихода в Церковь человек, как правило, живет, ориентируясь в большей степени на то, что доставляет ему удовольствие, выгодно для него, приятно ему. Спектр его увлечений может быть очень широким — от каких-то вполне невинных занятий до совершенно порочного времяпровождения. Когда же человек всерьез обращается к Богу, то совершенно естественно, что в ходе воцерковления происходит переоценка всей прежней жизни, и человек начинает отсекать то, чего в его новой, христианской жизни быть уже не должно. Во времена первых христиан люди, приходившие креститься, сжигали колдовские книги, с которыми они прожили значительную часть своей жизни; подобное порой происходит и сейчас: человек может отказаться от ночных клубов, от употребления алкоголя в неумеренном количестве, от какого-то явно греховного способа заработка. Всё это, безусловно, и оправдано, и необходимо.

Но бывает так, что человек, переступив порог храма, начинает отказываться и от того, что, по большому счету, не является чем-то страшным, греховным, но оказывается в его сознании совершенно несопоставимым с его новой жизнью в Церкви. Это, к примеру, отказ от «светской» литературы, кинематографа, от занятий спортом, каких-то хобби — например, коллекционирования. Безусловно, и в этом человек волен, но к чему это нередко приводит на практике? К тому, что в жизни такого прихожанина образуется самый настоящий вакуум, потому что из его жизни ушли все те интересы, которыми он жил прежде, а взобраться буквально одним рывком на вершину, где всё его существование наполнит жизнь с Богом, он оказывается не готовым. Зачастую в результате всего этого разрушаются и его социальные связи, поскольку отвергается всё то, что прежде было темой разговоров, областью совместной деятельности с людьми, составлявшими круг его общения. То есть человек, придя в храм, сперва как-то очень быстро и сознательно разрушает всю ту жизненную базу, которая у него была, а потом оглядывается вокруг себя и не может понять, как ему дальше жить.

В чем здесь ошибка и о чем нужно помнить, чтобы ее не совершать? Как говорят святые отцы, по отношению к нашему спасению всё, что нас окружает, делится на три категории: полезное, вредное и нейтральное. Совершенно очевидно, что вредное из своей жизни нужно удалять, полезное в ней должно присутствовать, а вот нейтральное должно быть тем, к чему мы в той или иной степени обращаемся — в той степени, в которой оно нашу жизнь обогащает. Никто не говорит, что нужно взять и очистить свою жизнь от нейтрального.

Безусловно, мы видим примеры жизни древних подвижников и знаем, что многие из них подвизались буквально среди голых скал, в пустыне. Но мы должны понимать, что туда приходили люди, подготовленные к тому, чтобы по этому пути восходить, а человек неподготовленный, не рассчитавший своих сил, там попросту погибнет.

Можно провести такую аналогию: не все люди ходят в горы, а среди тех, кто ходит, кто-то занимается горным туризмом, а кто-то — альпинизмом, это совершенно разная степень напряжения и разные риски. Если это перенести на жизнь христианскую, можно сказать, что человек должен сначала привыкнуть к жизни на равнине, потом перейти к горному туризму, а потом уже, возможно, думать об альпинизме. Иначе можно просто в какой-то момент сорваться: когда человек сразу запрещает себе всё то, что в его состоянии, может быть, запрещать бы и не стоило, он как бы сжимает некую пружину, и эта пружина потом в какой-то момент со страшной силой распрямляется, и человек впадает в такие грехи, которых не совершал даже до прихода в храм. Такова бывает сила противодействия излишне жестким запретам, а вернее, соединение двух сил — собственно человеческой и бесовской, вражеской. Причем враг может даже подталкивать человека к такой чрезмерной ревности, понимая, что в конечном итоге его добрая христианская жизнь в этом недобром пламени сгорит.

Пора ли выбрасывать телевизор?

Помню, как однажды, в самом начале 90-х, мне — тогда еще новоначальному христианину — довелось побывать на выборах членов приходского совета. Кандидаты в новый состав кратко рассказывали о себе, и мне очень запомнился тогда один мужчина, который, перечисляя вехи своего воцерковления, говорил: «В таком-то году я пришел в храм, в таком-то — выбросил телевизор, в таком-то — избавился от библиотеки…». Оставалось только еще книжный шкаф топором порубить… Для того времени и для того состояния церковной жизни это было довольно типично и даже как-то трогательно — такое кардинальное «отречение от телевизора» является характерной чертой неофитства, а неофитами тогда было абсолютное большинство наполнивших храмы людей. Но то, что с нами происходит в неофитстве, мы должны обязательно, став уже в полной мере церковными людьми, христианами, подвергнуть пересмотру. Не все неофитские привычки в нашей жизни останутся, не все они будут нам полезны. Это можно сравнить с костром: когда его разжигают, то используют различные жидкости для розжига, чтобы ни влага, ни ветер не затушили разгорающийся огонек, но когда костер уже горит, никто не плещет туда горючее, потому что тогда всё может прогореть очень быстро и в результате погаснуть.

Так что не надо торопиться ни выкидывать телевизор, ни жечь библиотеку, ни раздавать знакомым свой «светский» гардероб или спортивный инвентарь — всё это уже не будет занимать прежнего места в нашей жизни, но еще вполне может нам пригодиться.

О книгах — нецерковных и антицерковных

О книгах, литературе в жизни христианина хотелось бы сказать особо. Бытует мнение, что человеку воцерковленному стоит ограничить круг своего чтения литературой аскетической. Но если мы посмотрим на жизнь духовных писателей, самих авторов аскетических творений, то увидим, что их интерес распространялся на самые разные области знаний. Если мы обратимся к жизнеописаниям святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, от нас не скроется тот факт, что их учителями были языческие философы. Если возьмем святителей Феофана Затворника или Игнатия (Брянчанинова), то это также были люди широко образованные, разбиравшиеся и в искусстве, и в медицине, и в общественной жизни, и в современных проблемах как таковых. Или можно вспомнить, например, преподобного Нектария Оптинского, который уже в скиту прочитал практически всю библиотеку мировой литературы. Есть и много других примеров. И мы можем увидеть, что служение многих подвижников — особенно миссионерское — опиралось на их кругозор, на базу полученных прежде знаний.

Вы помните, наверное, евангельские слова о некоем книжнике, который, будучи научен Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф. 13, 52). Вообще, если у человека есть какая-то культурная, интеллектуальная база, это зачастую помогает ему избежать в своей христианской жизни многих ошибок, поскольку ему известен, скажем так, определенный набор прецедентов: в чем вообще ошибки человеческие заключаются, к чему они приводили и приводят. И для такого человека очень легко, естественно спросить себя: «Не ошибаюсь ли я?». Словом, культурный опыт человека являет собой некую вспомогательную конструкцию, которая весьма полезна для него.

Я помню, как в том же начале 90-х часто звучал вопрос: «Может ли христианин читать стихи? Может быть, из поэзии стоит читать только Псалтирь?». Может быть, и я даже скажу, когда. Если Псалтирь стала для человека единственной поэзией, утешающей его и услаждающей, то за томик стихов можно уже не браться. Но если мы просто по неразумию такой огромный пласт культуры, как поэзия, из своей жизни выкинули, ничто не мешает нам его вернуть обратно.

Могу сказать, что у меня в жизни есть целый ряд «светских» книг, которые мне дали колоссально много. Это, например, романы Торнтона Уайлдера — «День восьмой», «Мост короля Людовика Святого». Это произведения Грэма Грина, который был, безусловно, человеком далеко не безгрешным и всю жизнь от этого страдал. Это роман Артуро Переса-Реверте «Кожа для барабана, или Севильское причастие», который многие считают антиклерикальным, но при этом я убежден, что он может принести человеку верующему большую пользу. Вообще, необязательно читать только тех авторов, которые пишут о Церкви исключительно хорошо. Для меня, к примеру, стала открытием книга Уильяма Лобделла «Теряя веру», в которой автор, американский религиозный журналист, пишет о том, почему он не стал членом Католической Церкви, разочаровался в католицизме и потерял христианскую веру: она дает колоссальную пищу для размышлений, готовит к разговору с людьми сомневающимися, колеблющимися, разочаровавшимися. Читая ее, я не мог не вступать в мысленную полемику с ее автором. И эта книга еще раз укрепила меня в убеждении, что если вера у человека подлинная, ее невозможно потерять оттого, что что-то в окружающем нас мире или в Церкви не так. Всё Евангелие говорит нам о том, что вокруг нас всегда всё будет не так, поскольку мы по-прежнему живем в том самом мире, который Христа распял.

* * *

Подводя итог, хотелось бы сказать, что в этом мире невозможно знать всё, но тем не менее, возможно овладеть механизмами узнавания всего. И эта универсальность мышления, универсальность познания должна быть христианину нашего времени, на мой взгляд, обязательно присуща. Это важно потому, что без этого трудно быть человеком сильным, трудно быть человеком мужественным и трудно быть человеком по-настоящему искусным. И в христианской жизни, и в жизни как таковой.

17

«Православная азбука» http://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka .

18

19

Неизведанное Православие. Освященный хлеб http://tv-soyuz.ru/peredachi/neizvedann … ennyy-hleb

Весь цикл передач "Неизведанное Православие" можно смотреть на сайте телеканала "Союз" http://tv-soyuz.ru/Neizvedannoe-Pravoslavie .

Отредактировано Ольга79 (2017-04-28 12:20:53)

20

Основы Православия. Проект на сайте "Православие.ру" http://www.pravoslavie.ru/267/ .

Основные разделы:
 
Введение. Человек и его вера

    Начальные понятия о Боге и духовной жизни
    Молитва — дыхание души
    Священная и церковная история
    Вера христианская
    Духовная жизнь
    О храме и богослужении
    Церковные праздники
    Духовный мир

Сайт "Незнакомое православие" http://missionary.su/ .

Отредактировано Ольга79 (2017-08-17 13:01:13)

21

О записках.

Кого нужно и можно поминать в записках https://azbyka.ru/zapiska-cerkovnaya  :

фрагмент статьи

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, – «О здравии».
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5:16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним – Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.
Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:1-4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13:7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:7-8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, – «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу – Господа Иисуса Христа. «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:8-9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

ПАМЯТКА
для желающего подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва.
3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – младенца Иоанна.
8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).
10. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Сретенский монастырь, «Новая книга» 1997.

Возможные сокращения при написании церковных записок http://georgiynn.ru/polezno-znat/24-voz … kh-zapisok

При написании церковных записок, для удобства и экономии времени, допускаются некоторые сокращения:

Патриарха – патр., митрополита – митр., архиепископа – архиеп., епископа – еп., архимандрита – архим., протоиерея – прот., игумена – игум., иеромонаха – иером., архидиакона – архидиак., протодиакона – протодиак., иеродиакона – иеродиак., диакона – диак., иподиакона – иподиак., монаха (монахини) – мон., послушника (послушницы) – послуш., чтеца.

Воина, болящего – болящ., путешествующего – путеш., заключенного – закл., беременной – непраздн.

Новопреставленный (усопший в течении 40 дней после кончины) – н/п.

Приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату: день смерти, день именин, день рождения) – п/п.


Подать поминовение в московском Сретенском ставропигиальном монастыре http://pravoslavie.ru/113099.html .

Отредактировано Ольга79 (2018-06-08 01:15:52)

22

Религиозная энциклопедия http://predanie.ru/bez-avtora/religiozn … a/slushat/

«Религиозная энциклопедия» ответит на самые распространенные вопросы о религии: человек, вера, Бог, Библия, таинства, конец света, грех и пр.
Совместный проект «Радио России» и Русской Православной Церкви. Автор текста: секретарь Ученого совета, доцент МДА протоиерей Павел Великанов. Текст читают народные артисты России: Леонид Кулагин, Василий Бочкарев, Эдуард Марцевич.

23

о забытой заповеди.

24

25

26

27

В Московской духовной академии презентовали портал «Академия веры» https://pravoslavie.ru/117472.html :

Свернутый текст

23 ноября в Московскую духовную академию прибыла делегация Всероссийского Государственного Института Кинематографии имени С.А. Герасимова во главе с ректором В.С. Малышевым. Гости поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе и помолились на молебне, который совершил ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
Перед началом официальной части презентации проекта, архиепископ Амвросий наградил ректора ВГИКа В.С. Малышева медалью Московской духовной академии «За труды и заслуги». Учебные заведения на протяжении 2018 года активно сотрудничали в деле создания цикла анимационных фильмов в рамках проекта «Академия веры». В сентябре этого года ректоры МДА и ВГИКа подписали Соглашение о сотрудничестве между вузами.
В 16:30 в Большом актовом зале состоялась презентация нового образовательно-просветительского проекта от команды портала Богослов.RU «Академия веры», сообщает пресс-служба МДА. Руководитель проекта протоиерей Павел Великанов рассказал о том, как появилась идея создания портала, объяснил его структуру и тематику.
«Академия веры» – это образовательная бесплатная платформа, которая способствует знакомству с широким кругом вопросов богословия, жизни Церкви, веры и нравоучения. Постепенно поднимаясь по уровням грамматика, ритора, философа, богослова, пользователи могут основательно изучить богословские вопросы.
«Мы впервые попробовали использовать не вполне привычные для нашего богословия приемы подачи информации: инфографику, интерактивные игры, различные тесты. Мы постарались минимализировать количество текстов, чтобы превратить это путешествие по богословию во что-то увлекательное. Насколько у нас это получилось – судить нашим читателям, зрителям», – рассказал отец Павел.
Затем состоялась демонстрация короткометражных фильмов «Троица» и «Кто такой Иисус?». Всего в рамках проекта «Академия веры» за 9 месяцев совместного сотрудничества с преподавателями и студентами ВГИКа было создано 20 анимационных фильмов, которые в доступной и интересной форме повествуют о христианстве.
«Проект этот уникальный, потому что во многом впервые показывает, что духовному учебному заведению можно сотрудничать со светским вузом для того, чтобы евангельское слово в современном мире по-современному и прозвучало», – отметил архиепископ Амвросий.
После обсуждения фильмов и ответов на вопросы присутствующих, архиепископ Амвросий наградил почетными грамотами создателей проекта:
художественных руководителей фильмов портала «Академия веры» – декана факультета анимации и мультимедиа ВГИК Е.Г. Яременко и заведующего кафедрой анимации и компьютерной графики ВГИК, профессора С.М. Соколова; авторов текста и членов редакционной коллегии священника Антония Борисова и священника Стефана Домусчи;
продюсера фильмов портала «Академия веры» диакона Анатолия Колот;
автора сценариев фильмов Алексея Юрьевича Пищулина;
выпускающего редактора портала Анну Борисову.
В завершение мероприятия Е.Г. Яременко поблагодарила за совместную работу и отметила, что в этом проекте впервые соединились студенты, которые профессионально занимаются кино, со студентами-философами, богословами, которые ищут смысл человеческой жизни. В свою очередь С.М. Соколов подчеркнул, что такие фильмы поднимают вечные вопросы и дают понять, что «каждому человеку нужно осознать свое место в мире».
Проект «Академия веры» реализован Центром информационных технологий Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии Русской Православной Церкви на средства гранта Президента РФ.
Приглашаем всех, для кого образование не закончилось со школьной скамьей, совершить увлекательное путешествие по вселенной богословия на портале vera.academy!

26 ноября 2018 г.

Академия веры https://vera.academy/ .

28

Спасибо! В игровой, экшен форме завернуто. Может быть.

29

Я первый урок прошла для интереса. В целом понравилось, хотя подчеркнутый момент считаю за "ляп":

Написал ли Иисус Христос какие-нибудь части Библии?

Иисус умел писать и читать по-древнееврейски и по-арамейски. Вероятно, Он также владел древнегреческим языком. Иисус читал и прекрасно знал Ветхий Завет. Однако Он не является непосредственным автором ни одной библейской книги.
Неизвестно, оставил ли Иисус какие-то записи; вероятнее всего, нет. Его слова были запомнены или записаны учениками и дошли до нас в составе более поздних источников, в первую очередь Евангелий, написанных непосредственными свидетелями проповеди Иисуса.


Иисус Христос не только Человек, но и Бог, соответственно, как Бог знает все языки.

30

Интересный вопрос.

31

Богу ведомо Все. Но Христос Богочеловек. Вопрос непрост. Глянул в сети, толкового ответа не нашел. Всезнание вряд ли было. Цель Христа - Спасение. Не знаю. Пока не читал, что были бы свидетельства, где Спаситель бы мог изьясняться не только на родном арамейском. Или понимать иностранцев.

32

Если апостолы смогли, после схождения на них Духа Святого, то Христос точно мог.

33

Если очень серьезно подойти к вопросу, то ответ не очевиден. Так мне кажется. И с Апостолами. Сейчас буду поуже смотреть инет.

34

У меня сомнений нет. Христос творил чудеса, являл действия силы Божией, еще ребенком удивил книжников в Храме знанием Писаний, хотя нигде не учился. Это все по памяти, могу тоже поискать в сети, но не раньше завтрашнего вечера.

35

https://oko-planet.su/politik/politikli … eriki.html
Эти отрывки из Писания общеизвестны. Ты имела в виду, Оля, это?

36

Я хотел бы почитать лингвистов, историков...научные работы о этом.

37

Андрюш, у тебя ссылка, наверное, перепуталась - там про Америку. Я имела ввиду то, о чем говорит Б.И. Гладков в книге "Толкование Евангелия" в главе 48 "Что вы думаете о Христе?"
https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladko … ngelija/48 :

… Итак, из вышеизложенного видно, что Иисус Христос:
знал происходящее за пределами человеческих чувственных восприятий;
знал помышления людей, знал все, что в человеке (Ин. 2, 25);
знал Писания, нигде не учившись, и притом знал так, что приводил в смущение и изумление знатоков Писания, книжников;
знал прошлое из жизни даже незнакомых Ему людей; и, наконец,
знал будущее.
Словом, Христос обладал свойством всеведения, которое мы приписываем только Богу. ...

Далее он анализирует моменты, на основании которых некоторые сомневаются во всеведении Иисуса Христа.
Мне не попадались работы, в которых бы авторы утверждали, что Господь не знал какие-то языки, что Ему требовался переводчик. То, на каких языках Он говорил во время Своей земной жизни, возможно, встречалось. То, что Он говорил на тех языках, на которых говорили окружающие Его люди, не значит, что Он не знал всех остальных. Без необходимости Господь не являл Свою Божественную силу. Встречала, когда авторы предполагали, что Божественная сила раскрывалась в Иисусе Христе по мере роста Его человеческого организма (имею ввиду в период взросления от младенца до взрослого человека). Ересь это или нет, не помню.

Сейчас у меня рабочий день, если вечер будет свободный, можно будет посмотреть подробнее.

38

Андрей, вспомнила. Мне в свое время рекомендовали работы прот. Леонида Грилихеса - замечательного библеиста, ученого.
На "Азбуке веры" есть раздел с его работами https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihes/ .
В частности, "На каком языке молился Иисус Христос?"  https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grili … s-hristos/ .

39

Спасибо, посмотрю.

40

Почитала, мнение такое сложилось: вопрос обладания Иисусом Христом способностью знать все языки приводит к вопросу обладания Им всеведением как одним из свойств Божиих и далее  ведет к вопросу о Личности Иисуса Христа. Если Богочеловек имел Личность второго Лица Святой Троицы и не имел отдельной Человеческой Личности, то имел и всеведение - то, чем обладает каждое Лицо Святой Троицы. Значит, как частность, и языки все знал. Другой вопрос, какие языки использовал в общении с окружающими Его людьми - этой теме могут быть посвящены научные исследования. 

О Личности Христа.

профессор Владимир Николаевич Лосский. Догматическое богословие

Часть III https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Los … goslovie/3

(14) ВОПЛОЩЕНИЕ

... Непостижимый для ума парадокс: без изменения Своей Божественной природы, которую ничто не может умалить, Слово полностью принимает на Себя наше состояние, вплоть до принятия самой смерти. Эту тайну, это все превосходящее проявление любви можно воспринимать только в терминах личной жизни: Личность Сына преодолевает границы между трансцендентным и имманентным и вступает в человеческую историю. Становление это не вмещается в категории Божественной природы, неизменной и вечной, но не отождествляющейся с Ипостасями; именно благодаря этому Христос становится человеком, так что другие Лица Пресвятой Троицы не страдают и не распинаются, и именно потому следует говорить о собственном домостроительстве Сына. Несомненно, Божественное домостроительство принадлежит Божественной воле, воля же Пресвятой Троицы едина; несомненно также, что спасение мира есть единая воля Трех, «и тот; кто посвящен в тайну воскресения, познал цель, ради которой Бог сотворил все вначале» (святой Максим Исповедник). Но эта общая воля осуществляется каждым Лицом различно: Отец посылает, Сын проявляет послушание, Дух сопровождает и содействует, благодаря Ему Сын входит в мир. Воля Сына есть воля Пресвятой Троицы, но эта Его воля есть воля послушания. Спасает нас Троица, но для исполнения в мире дела спасения воплощается Сын. По учению патрипассиан, Отец страдал, Отец был распят вместе с Сыном, как с Ним Единосущный. Но утверждать это значило бы не различать в Боге природу и Лицо. Мы ведь понимаем, что если наши различения и позволяют нам избежать ереси, то они все же не могут сделать большего, чем лишь наметить очертания тайны; они представляют собой путь, строго проложенный верой и молитвой, без которых они были бы пустыми словами. И здесь тайна есть тайна послушания: в Боге – все единство. Но во Христе была воля не только Божественная, но и воля человеческая, и поскольку между Сыном и Отцом произошло как бы некое разлучение, согласие этих двух воль во Христе запечатлевает послушание Сына Отцу, и тайна послушания и есть тайна нашего спасения.

Сын воплощается для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом, соединения не только расторгнутого злом, но без участия самого человека и не восстановимого. Первое препятствие к этому соединению – разлучение двух природ, человеческой и Божественной – устранено самим фактом воплощения. Остаются два других препятствия, связанных с падшим состоянием человека: грех и смерть. Дело Христа – их победить, изгнать из земного космоса их неизбежность: не безоговорочно их уничтожить – это было бы насилием над породившей их свободой, – по подчинением Самого Бога смерти и аду обезвредить смерть и создать возможность уврачевания греха. Так смерть Христова устраняет преграду, воздвигнутую грехом между человеком и Богом, а Его воскресение вырывает у смерти ее «жало». Бог нисходит в меонические бездны, разверстые в творении грехом Адама, чтобы человек смог восходить к Божеству. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», – трижды находим мы у святого Иринея.

... Итак, во Христе нет личности человеческой: есть человек, но личность Его – Лицо Божественное. Христос – человек, но личность Его – с неба. Отсюда выражение апостола Павла «Небесный Человек».

Можем ли мы говорить о соединении двух природ, об их «сотрудничестве», как говорили отцы? Сами отцы постоянно себя уточняют, побуждая и нас очищать свой язык. Человечество Христа никогда не было некоей отдельной и предшествующей Ему природой, которая присоединилась бы к Божеству. Она никогда не существовала вне Личности Христа, Он Сам создал ее в Своей Ипостаси – не «из ничего», поскольку надо было восстановить всю историю, все состояние человека, но из Девы, предочищенной Духом Святым. Нетварное Лицо Само творит Свою человеческую природу, и она с самого начала есть «человечество» Слова. Строго говоря, это не соединение, и даже не восприятие, но – единство двух природ в Личности Слова с самого момента Его воплощения. ...

Часть IV https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Los … goslovie/4

(15) ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ ДОГМАТ

... «Неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» – так соединены две природы в Лице Христа, причем первые два определения направлены против монофизитов, два последние – против несториан. По существу все четыре определения негативны: ασυγχυτως, ατρεπτος, αδιαιρετος, αχωριστος; они апофатически очерчивают тайну воплощения, но запрещают нам представить себе «как» этой тайны. Христос – всецело Бог: Младенцем в яслях или умирая на кресте, Он не перестает быть причастным троичной полноте и в Своем вездесущии и могуществе управлять вселенной. «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный», – восклицает литургия святого Иоанна Златоуста. Ибо, с другой стороны, человечество Христа – это всецело наше человечество; оно Ему не присуще по превечному Его рождению, но Божественное Лицо создало его в Себе в лоне Марии. Итак, у Христа две воли, два разума, два образа действия, но они всегда соединены в одном Лице. В каждом Его действии присутствуют две энергии: энергия Божественная и энергия человеческая. Поэтому всегда останутся тщетными всякие попытки строить какую-то «психологию» Христа и воспроизводить в книгах «О жизни Иисуса» Его «душевные состояния». Мы не можем ни догадываться, ни вообразить (и в этом также смысл четырех отрицаний Халкидонской формулы), «как Божество и человечество существовали в одной и той же Личности, тем более – повторим еще раз, что Христос – не «человеческая личность». Его человечество не имеет своей ипостаси среди бесчисленных человеческих ипостасей. У Него, как и у нас, тело, как и у нас – душа, как и у нас – дух, но ведь наша личность не есть этот «состав», личность живет через тело, душу и дух, и за их пределами; они всегда только составляют ее природу. И если человек как личность может выйти из мира, то Сын Божий Своею Личностью может в него войти; потому что Личность, чья природа Божественна, «воипостазирует» природу человеческую, как скажет в VI веке Леонтий Византийский. ...

Кстати, слова "Христос – всецело Бог: Младенцем в яслях или умирая на кресте, Он не перестает быть причастным троичной полноте и в Своем вездесущии и могуществе управлять вселенной" для меня находка в плане того, что выше упоминала встреченное мнение о том, что Божество Господа раскрывалось по мере роста Его человеческого организма. Это можно понять как постепенное проявление для окружающих (обнаружение) изначально имеющихся свойств. Есть точка зрения, что Иисус Христос обучался по человечеству как обычный ребенок. Например,  так я поняла рассказ митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) о том, какое воспитание и образование получил Иисус Христос http://www.pravoslavie.ru/100450.html . Я согласна с Лосским. Другое дело, что Господь не проявлял Свои божественные свойства до времени.
Толкования на Лк.2:40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. http://bible.optina.ru/new:lk:02:40
Толкования на Лк. 2:52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. http://bible.optina.ru/new:lk:02:52 .

протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davyden … ovie/8_7_2

Свернутый текст

... Прот. Николай Малиновский таким образом описывает тайну соединения двух природ в едином Лице Богочеловека: «При действительном различии Божества и человечества, с их соответствующими свойствами и деятельностями, во Христе Иисусе есть единое Лицо Бога Слова, единое «Я»; единично сознающее Себя в двойстве естеств и управляющее всеми явлениями и обнаружениями в жизни Богочеловека. Человеческая же природа не получила самостоятельной ипостаси, отдельно от Ипостаси Бога Слова, но, получив ипостась в Божественной Ипостаси, стала принятой в Ипостась Бога Слова»994.

Иначе говоря, во Христе есть только одно «Я» – это «Я» тождественно Второму Лицу Пресвятой Троицы, Сыну Божию. Это «Я» живет, действует и сознает Себя в двух природах, по Божеству и по человечеству. Во Христе есть полная человеческая природа, которая включает в себя человеческое тело, разумную человеческую душу, даже человеческое сознание. Но Тот, Кто обладает этой природой, Тот, Кто через эту природу живет и действует, Кто осознает Себя через эту природу, есть Бог – Второе Лицо Пресвятой Троицы.

Необходимо отметить, что, по учению свв. отцов, человечество Спасителя ни единого мгновения не существовало до момента воплощения. Само свое бытие оно получило в Ипостаси Бога Слова, возникло «внутри» этой Ипостаси. С самого момента своего возникновения жизнь человечества Христа есть всецело содержание жизни Божественного Лица, Второго Лица Троицы. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Само Слово соделалось для плоти Ипостасью. Следовательно, одновременно с тем, как образовалась плоть, она была уже плотью Бога Слова... Посему мы и говорим не о человеке обожествленном, но о Боге вочеловечившемся»995. ...

Христос Яннарас. Вера Церкви https://azbyka.ru/vera-cerkvi#n54

Совершенный Бог и совершенный человек

... Мы называем воплощение Бога в Личности Христа «вочеловечением» Бога. «Мы говорим о Боге, ставшем человеком, а не об обожествленном человеке»[14]. Говоря о Христе, мы не должны упоминать вначале о человеке, с которым соединилось Божество, ибо не существовало никакой предшествующей человеческой ипостаси, с которой впоследствии соединился бы Бог-Слово. Божественный Логос Сам создал для Себя живую плоть «из чистой крови Девы», и, Сам будучи Ипостасью, воплотился благодаря этому чудесному зачатию. Восприятие человеческой природы Словом осуществилось в соответствии с тем, как природа проявляет себя в качестве экзистенциального факта: исходным пунктом его стала утроба женщины, где зарождается и развивается живая плоть, носительница ипостаси-личности.

Мы говорим сейчас о воплощении Сына и Слова Божия, второго Лица Святой Троицы. Из этого вовсе не следует, что Слово отделяется от остальных Лиц, которых воплощение нисколько не затрагивает. Напротив, Церковь видит в вочеловечении Логоса результат общего действия Божественных Ипостасей. Не следует понимать это так, что Отец и Дух воплощаются вместе с Сыном. Различие Ипостасей остается в силе; из них одно лишь Слово облекается плотью. Но воля и действие Троицы не разделяются после воплощения; единство Бога, внутрибожественной жизни не нарушается. Эта гармоническая целостность жизни, воли и действия Божества осуществлена во Христе, в Его Богочеловечестве: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).

Итак, мы исповедуем во Христе совершенного Бога, но также и совершенного человека. Всецелое Божество соединилось в Его Лице со всецелым человечеством; все без исключения свойства и энергии всеобщей человеческой природы были восприняты Христом. Инициатива этого соединения исходила, разумеется, от Того, Кто воспринял нашу природу, чьи действия были единичными по ипостаси и троичными по способу проявления воли и благоволения. Однако воспринятая человеческая природа не была пассивной. Воплощаясь, Бог не насилует наше естество, не использует его как инертный материал для осуществления Своей воли. Человеческая природа в результате свободного личного выбора дает свое согласие послужить вочеловечению Бога. Она предает себя Богу всецело в неповторимой личности конкретного человека (ибо природа только и может существовать в личностной ипостаси). Речь идет о Деве Марии, свободно избравшей послушание воле Божией. Таким образом. Ее согласие сделало возможной встречу человеческой воли с Божественной в акте воплощения Слова: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:38). ...


Вы здесь » БЫТЬ! » Всё о Вере. » Новоначальным