БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Семья и дети » О.Андрей Ткачев о семье и Спиридоне Тримифунтском.


О.Андрей Ткачев о семье и Спиридоне Тримифунтском.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Дорогие христиане, закончим кратким словом наше сегодняшнее праздничное молитвенное собрание.
Спиридон – человек очень простой и мы с вами люди простые. Поэтому давайте как-то по-простому его похвалим. В молитве, которую вы только что слышали, перечисляются все его чудеса. Но что нам от чудес, кроме того, что мы с вами ими пользуемся. Сами-то мы не чудотворцы и подражать в чудесах святым мы не можем, и не стремимся даже, не получиться. Нам нужно найти что-то попроще у Спиридона, чтобы и мы с вами назидались, взяли у него какой-то пример для жизни.
Я предлагаю взять первое, что лежит на поверхности – это то, что он был женатым. Он был семейный человек. Вам, наверняка, известно, что первоначально в Церкви были женатые епископы. Девственной жизни мир языческий не понимал. Монашества не было и надо было избирать людей, которые бы заместили апостолов из числа семейных людей.
Первоначально все епископы были женатыми. Священное Писание перечисляет целый ряд качеств, которыми должен был обладать приемник апостолов. Среди прочего, он должен был быть одной жены муж. Т.е, не многоженец и многократно не женившийся. Однажды сочетавшийся браком и хранящим любовь и верность однажды избранной супруге. Добре строящий дом свой. Потому что человек не умеющий заниматься устроением своей семейной жизни, вряд ли будет переживать о Церкви Божией – так говорил апостол Павел. И должен быть трезвым, не пьяница, не бийца, не сквернословец и проч., но учительный, гостеприимный, благой муж одним словом. Это все можно почитать в Послании от Тимофея.
Из таких людей избирались епископы. Впоследствии, когда засияло монашество, то, конечно же, удобно было выбирать самых лучших людей на епископские престолы. А самые лучшие люди находились в монастырях. И постепенно церковная традиция обязала епископов к безбрачию. На сегодняшний день женатых епископов в нашей Церкви нету и слава Богу. А тогда, когда жил Спиридон, в 4-ом веке, во время Первого Вселенского Собора, была смешанная ситуация. Допустим, Василий Великий – безбрачен, Григорий Богослов – безбрачен, Иоанн Златоуст – безбрачен, а вот брат Василия Великого, тоже святой, Григорий Нисский – женат и Спиридон женат. Эта простая вещь уже может быть для нас примером. Почему? Потому, что может быть такая иллюзия у человека, такая ложная мысль, что житейские попечения мешают мне жить свято и спасаться. У нас даже в одном вексапостиларии поется: «Попечение жития изгна мя из Рая». Т. е., житейские помыслы гонят человека из Рая Божия на землю и, в общем-то, вы все это знаете. Сколько суеты, головной боли, переживаний у мирского человека. Безусловно, лучше бы не жениться, как сказал апостолам Христос. Но не все могут это вместить. И вот, может быть, подумает некий человек, что я не могу достигать святости. У меня работа, дети, всякие заботы и суета.
Вот сегодня мы можем поглядеть на Спиридона. Человек имел детей, работу, профессию самую неказистую. О работе его мы еще скажем отдельно. И семья ему не мешала спасаться. Поэтому и вам христиане семья не только не мешает спасаться, но помогает. Семья не терпит лени, не терпит злопамятства, не терпит измен, не терпит жадности, не терпит расточительности. Семья воспитывает все добродетели.

Например, те трое великих, которых мы поминаем вместе – Василий, Григорий и Иоанн, они все благодарили своих матерей и своих отцов за доброе воспитание. Святой Григорий, вообще, говорил, будучи уже старым человеком, что во всем, в чем он успел, он благодарил свою мать. Он благодарил покойную мать, называя ее святою, и говорил, что все, что в нем есть доброго, есть плод материнского примера и воспитания.
Также может и жена быть добрым примером мужу, и добрым Ангелом Хранителем, берегущим его и уводящим от злых друзей и ненужных занятий. Так же и без мужа женщине не знаю, зачем жить. Если, конечно, она не монашка. Потому, что мужчина без женщины, без жены – человек без ребра, жена без мужа – ребро без человека. Его, это ребро, брошенное на земь сгрызет всякий пес. Она бесполезная и беззащитная.
Муж нужен жене как воздух и жена нужна мужу как Ангел. И в этом брачном союзе, в любви рождаются дети. И это умножение мира человеческого требует от нас заботливости.
Вообще, мы можем об Отце Небесном говорить только по аналогии с отцом земным. И слово Отец – святое слово. Потому семья не мешает нам спасаться. Это первое и главное, что я хочу вам сказать. Наоборот, наступили времена борьбы за семью. Это последний бастион христианского мира. Она со всех сторон подвергается опасностям, атакам и разрушению. Она на глазах разваливается. Я не буду перечислять те гнусные примеры западного и нашего родного мира, который является признаком гниения этого последнего бастиона. А такие прекрасные, хорошие, святые люди, как монахи, часто высказывались о семье. Паисий Святогорец, например, говорил, что если исчезнет семья, то исчезнет и духовенство, и монашество, и всякая святость. Семья питает все святое, что есть на земле. У Амвросия Оптинского было, примерно, то же мнение. Он говорил, что мы монахи – палка сухая, а вы мирские, плодовитые, семейно живущие, вы лоза плодородная. Но палка поддерживает лозу от падения на землю. Так мы нужны друг другу. Так смиренно и красиво о семье говорили люди, которые в жизни ни разу не держали за руку девушку, ни разу не поцеловались, которые знали только молитву, пост и терпение. Но они имели прекрасное понимание, как высока, как красива семья и как она не мешает спасаться, а помогает человеку.
Афанасий Великий – великий монах и великий христианский богослов и философ одновременно, написал: «Блажен, кто в юности составив свободную чету, естество употребляет для деторождения». Афанасий называет таких людей блаженные. Афанасий, который сам с женщиной ложе не делил и сласти супружеской не знал, но он имел Богом просвещенный ум и понимал как это красиво, как важно, как свято иметь семью и жить в ней. Она помогает человеку быть человеком.
Так что гляньте сегодня на семьи свои. Вздохните, поплачьте и пожелайте, чтобы они были лучше. Чтобы жена была женой и Ангелом, а не мегерой и зубной болью для мужа своего. Чтобы муж был для жены и для детей защитой, кормильцем и опорой, стержнем и позвоночником, а не наказанием домашним. Это все в наших силах. Спиридон да поможет нам.
Он ведь не только в квартирном вопросе помогает. Рано утром на Православии. ру я прочел 10 новых чудес святого Спиридона. Там, в основном, пишется о квартирном вопросе. Спасибо этому доброму человеку, который живет на небе и не забывает нас с нашими проблемами. Правда, москвичей испортил квартирный вопрос. Это великая беда, от которой страдают целые поколения. Многие, кстати, не могут обзавестись семьей, потому, что в дом к маме привести жену не хотят. И правильно делают – молодым нужно жить отдельно. А некуда. Заработать не получается. Трудно это все. И Спиридон помогает нам в этом. Но не только же в этом. Это не профессия его – квартирный помощник.
Он все может сделать человеку. Поэтому переживайте о семьях своих, стройте их. Не влезайте в жизнь семей своих детей, уже вышедших замуж. Это тоже элементарные вещи. Некоторые мамы думают, что они до конца дней своих могут командовать детьми даже замужними и женатыми. А это не правильно. Написано в писании: «… прилепится человек к жене своей, и будут два в плоть едину». И самым главным человеком была для меня мама, пока я не женился. А когда я женился самый главный человек для меня – жена, а уже потом мама. И между мужем и женою нулевая степень родства. Это одна плоть, это не два человека – это один человек. И мама не имеет права подсказывать ничего того, с чем жена не согласна. Жена главнее мамы и муж главнее мамы для жены. Помните об этом или не помните? Не влезайте в жизнь детей своих, не трогайте их. Вы для них больше никто, в каком-то смысле. Если у девочки есть муж, он для нее – вся вселенная. Даже дети не так близки к матери, как близок ей муж. Потому что дети рожденные женщиной, это уже первая степень родства для ее чрева, а муж нулевая. Это один и тот же человек.
Спиридон сегодня заставляет нас об этом поговорить. Потому что семья – это и малая церковь, и школа добродетели, и вообще все святое, что есть на свете, есть в семье. И когда этого не будет, то надо будет заканчивать земную историю по причине ее бесполезности. Солнце перестанет светить на человеческий зверинец и жизнь станет невкусной. Хлеб невкусным станет и дождь на землю застыдится падать. Потому что люди забыли все самое важное и самое хорошее.

2


Вы здесь » БЫТЬ! » Семья и дети » О.Андрей Ткачев о семье и Спиридоне Тримифунтском.