БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » История, документы, воспоминания... » Кому они «братья»? Ответ на попытки героизации пособников нацистов


Кому они «братья»? Ответ на попытки героизации пособников нацистов

Сообщений 41 страница 78 из 78

41

Еще МИД России поделился:

Свернутый текст

В рамках инициированной литовским пропагандистом Андрюсом Тапинасом акции под хэштегом #Кремльнашуисториюнеперепишешь 15-16 июля литовские пользователи соцсети «Фейсбук» оставляли составленные словно под копирку негативные отзывы на страницах МИД, Посольства России в Литве и др. В этой связи хотели бы сказать следующее.

​Подгонкой исторических событий под выдуманную нынешней националистической элитой мифологию о «лесных братьях» занимаются в первую очередь в Литве. Цель понятна: вымарать из национальной истории тот неприглядный факт, что в 1944-1952 гг. одни литовцы (откровенные душегубы и террористы, называвшие себя «лесными братьями») с животным остервенением, не жалея ни детей, ни стариков, резали по хуторам других литовцев, своих же соотечественников, которые всего лишь хотели спокойной мирной жизни в составе СССР.

Об этом же говорится в многочисленных архивных документах, протоколах допросов пойманных «лесных братьев», книгах, вышедших в самой Литве уже в постсоветский период. Ясно, что трагические события тех лет не вписываются в усиленно насаждаемую в нынешней Литве идею о «национальном единстве перед лицом так называемой советской оккупации». Поэтому историческая правда так нервно действует на нынешних литовских пропагандистов.

​Спасибо Андрюсу Тапинасу за то, что сделал за нас нашу работу – помог собрать многотысячную литовскую аудиторию, которую мы теперь будем знакомить с историческими фактами и документами о преступлениях «лесных братьев». И мы начинаем:

Первое. Запомните, никакие хэштеги не помогут сделать "ножку маленькой, а сердце большим". Память военных и гражданских советских людей, кто отдал жизни за искоренение фашизма, священна!

​Второе. Мы вновь становимся свидетелями очередной попытки литовских дипломатов поставить под сомнение итоги Второй мировой войны и продвинуть тезис о «сотрудничестве двух тоталитарных режимов – СССР и нацистской Германии». Все эти спекуляции мы относим к исторической фантастике.

Изучайте международное право, а именно - приговор Международного военного трибунала (Нюрнбергского) трибунала от 30 сентября – 1 октября 1946 года, в котором черным по белому перечислены конкретные лица, признанные «виновными в осуществлении заговора для подготовки и ведения агрессивной войны, в преступной агрессии против Австрии, Чехословакии, Польши, Дании, Норвегии, Бельгии, Югославии, Греции, Советского Союза и других стран». В этом же документе Советский Союз квалифицируется как жертва немецкой военной агрессии. В нем четко указывается, что «уже в конце лета 1940 года Германия начала подготовку к нападению на СССР, невзирая на подписанный пакт о ненападении». В приговоре акцентируется, что в некоторых случаях немецкие военные преступления преднамеренно планировались заранее. В случае войны с Советским Союзом разграбление территорий, подлежащих оккупации, и жестокое обращение с гражданским населением были разработаны в мельчайших подробностях до того, как началось нападение.

Кстати, нацистский теоретик «восточной политики» рейхслейтер А.Розенберг, выступая 20 июня 1941 г. по проблемам Востока, сказал: «Мы планируем провести серьезную германизацию и освежение крови в Западной Прибалтике…Что же касается литовцев, основной массы латышей и эстонцев, не поддающихся онемечиванию, то они, по замыслам руководства третьего рейха, должны быть выселены в Восточные районы России, отправлены на физически тяжелые работы в Германию или же вообще уничтожены».

​Третье. Оставляя по призыву литовского пропагандиста гневные отзывы на нашей страничке, пользователи продемонстрировали неплохое знание русского языка. Так почему же столько лет у языка, на котором не только разговаривали жители Литвы до и после распада СССР, но, как теперь мы видим, и местные пропагандисты, и их последователи, нет официального статуса??? Двойные стандарты? Нет, националистическая идеология, которая в разные исторические моменты принимала разные формы.

Четвёртое. Брифинги Госдепа надо внимательнее смотреть: ещё Джен Псаки говорила, что МИД России ворует хэштеги. Так будет и в этот раз :)) Ведь вы забыли самое главное - от расстановки знаков препинания в русском языке смысл меняется кардинально. Это вы подумали, что после "Кремль" стоит запятая. А на самом деле там стоит двоеточие ))))))

Так что следите за новостями из Кремля.

NB
https://radiovesti.ru/brand/60948/episode/1523736/ .

"Детей хоронили заживо или били головой о дерево". Как я потеряла друзей за книгу о Холокосте https://news.tut.by/economics/533852.html :

Свернутый текст

Год назад журналист Рута Ванагайте выпустила в Литве книгу «Наши» об участии литовцев в массовых убийствах евреев. Власти объявили книгу проектом Путина и угрозой национальной безопасности, саму Ванагайте в интернете угрожали убить, она потеряла половину друзей. Перед лекцией в интеллектуальном клубе Светланы Алексиевич литовская журналистка пообщалась с TUT.BY.

https://img.tyt.by/620x620s/n/buryakina/07/5/ruta_vanagayte_20170302_bur_tutby_phsl_-5553-2.jpg

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Из интервью мы узнали шокирующие подробности убийств 200 тысяч евреев в Литве (10% населения на тот момент), почему многие литовцы до сих пор не могут примириться с неприятной правдой и зачем нужно сегодня «будить народ» ужасами 75-летней давности.

— Как вы решили написать свою книгу?

— Однажды я услышала лекцию литовского историка, которая меня потрясла. Обычно у нас говорят, что Литва в Холокосте не участвовала, а были какие-то изверги, они помогали нацистам. И если бы они не стреляли в евреев, то их бы самих убили немцы. А этот историк рассказал совсем другую историю: была пирамида убийств, она начиналась с литовского правительства, вся гражданская администрация и полиция участвовала в этом. Это были никакие не изверги, а обычные люди, которые служили в литовских батальонах. Меня это потрясло, потому что я никогда об этом не слышала.

Я знала, что у меня в роду были люди, которые работали в гражданской администрации и полиции. Но я никогда не думала, что они могли быть участниками Холокоста. Я попросила того историка встретиться еще раз, он отказался. Потом согласился, но только тайно. Потому что опасно было на эту тему говорить — официальная позиция Литвы совсем другая.

Я стала общаться со многими историками и увидела, что они пишут и говорят правду, но очень сухо, в академическом стиле. Мне захотелось написать правду в популярной манере, шокирующую правду, чтобы ее прочитали.

Мой издатель не хотел ее печатать. Он говорил, что сейчас не время, это будет на руку Путину и его пропаганде, которая говорит, что все прибалты — фашисты. Я спросила: а когда геополитическая ситуация изменится? А мы сидим и молчим. Если бы Путина не было, его надо было бы выдумать, это очень удобно.

Я сказала, что мне все равно, я напишу эту книгу. Издатель согласился с условием, что я никому не скажу заранее, чтобы на него не давили. Они думали, что никто не будет читать, но первый тираж — 2000 экземпляров — раскупили за 48 часов.

— Вы говорили, что ваши родственники служили в администрации при немцах…

— Муж моей тети был шефом полиции в одном городе, мой собственный дедушка составлял списки евреев, советских активистов, которые потом были убиты. Он потом был сослан и умер в ссылке. У меня одна надежда, что он не знал, из-за чего эти списки составлялись.

— Отношение к дедушке изменилось?

— Я его не знала. Но до этого он для меня был героем, а потом перестал им быть. После того как он составил эти списки, он в вознаграждение получил двух советских военнопленных работать у него на участке.

— Вы много ездили по местам расстрелов, опрашивали свидетелей Холокоста. Расскажите об этих поездках.

— Со мной подписался на эту авантюру известный [израильский] охотник на нацистов Эфраим Зурофф. Он сказал: «Я враг Литвы, наследник убитых, ты наследница людей, которые убивали. Давайте сядем в машину, не будем бить друг друга, поищем правду на местах». Мы с ним объехали где-то 40 мест: 30 с чем-то — в Литве, 7−8 — в Беларуси.

Мы решили поехать и в Беларусь, потому что один батальон литовский так хорошо работал, что немцы отослали их к вам. И в 15 белорусских местах они убивали евреев. Им тоже сказали, что они едут убивать советских активистов, ну что, у активистов оказались длинные бороды и глаза потемнее. И они убивали.

— Свидетели тех событий хотели с вами говорить?

— Никто не отказался. И они все помнят. Есть такой интересный психологический феномен — называется импринтинг. Если кто-то в раннем детстве или юности испытал очень серьезное потрясение, оно остается на всю жизнь в памяти, в малейших деталях. Живых преступников, наверное, уже не осталось, им, может быть, под сто лет. Но свидетелям тогда было по 7−10−12 лет. Сейчас им 80−85, и они все прекрасно помнят.

Только один человек согласился дать свое имя, остальные боялись. Они говорили: «Придут и убьют». Я спрашиваю: «Кто?». Они говорят: «Литовцы».

Все думали, что эти убийства происходили только у них в деревне, что этого не было по всей стране.

— Как происходили эти убийства?

— Это был 1941 год. Литовская власть встретила немцев с распростертыми объятиями, создала гражданскую администрацию, чтобы работала на нацистов. Сразу организовали батальоны, которые были посланы убивать. Во время оккупации в литовской гражданской администрации работали 600 немцев и 20 тысяч литовцев. Многих евреев убивали местные полицейские.

— То есть это люди, которые работали там же до войны?

— Они работали до первой советской оккупации (до 1940 года. — Прим. TUT.BY), после прихода нацистов их взяли обратно.

— Они шли убивать своих соседей, которых знали годами?

— Да, да.

— Были отказы?

— Немного, но были. Отказаться можно было. Вообще в полицейских батальонах люди были добровольцами. Я находила свидетельства, когда и в Беларуси литовцы отказывались стрелять. Офицеры, когда видели, что у них трясутся руки, отбирали ружье и отгоняли просто охранять. Они боялись, что, если у человека сдадут нервы, он может развернуть ружье и направить в офицера.

— Были последствия за отказ?

— В Беларуси их сажали в карцер на вечер. Но больше ничего. И, конечно, они не получали денег и того, что можно было награбить. У некоторых не выдерживали нервы, они уходили оттуда в другие батальоны.

— Почему люди массово соглашались на это идти?

— Они думали, что идут служить родине. Власть сказала, что это начало возрождения национальной армии. Они получали одежду, еду, могли получать немножко денег, брать золотые кольца, зубы. Шли с бедноты, их затянули в это. Сначала они шли бороться с советскими активистами, потом охранять какие-то места, потом конвоировать. А потом вдруг они оказались у ямы и должны были стрелять.

Старосты деревень составляли списки, немцы издавали указ всех задержать. Два-три дня их держат в синагоге или сарае. Потом их уводят и расстреливают. И когда ты уже участвовал в чем-то, уже сложно перед расстрелом сказать: нет, я не буду.

— В книге вы приводите шокирующие детали этих преступлений: про золотые зубы, которые потом от убитых евреев переставляли литовцам, их вещи, которые раздавали населению. Это сознательный ход?

— А как разбудить народ? Конечно. Все думали, что это просто статистика — 200 тысяч человек. Для того чтобы люди поняли, почувствовали сердцем, им надо показать чьи-то зубы, чьи-то разбитые о дерево детские головы. В некоторых местах в детей не стреляли, они похоронены с целыми черепами.

— То есть заживо?

— Да, хоронили живыми или били головой о дерево. Люди говорят, что в некоторых местах деревья выкрученные, потому что столько детских черепов о них ударили. Если говоришь об этом, любая мать уже не будет думать, что это просто статистика.

Пусть вся страна знает, что если дома есть антикварные вещи, как у меня от бабушки, — кровать, шкаф и часы… Откуда я знаю, где она их купила? И купила ли? Моя бабушка жила в Паневежисе, там раздали еврейские вещи всем. Театр, школа, аптеки — все получили. И после этого осталось еще 80 тысяч вещей. Велосипеды, чашки, сумки, чемоданы, полотенца — что угодно. В городе жило 20 тысяч человек. Каждый получил в среднем по четыре вещи. Да, может быть, не все брали, но представляете, какой масштаб?!

В советское время приходишь к стоматологу, он спрашивал: ваше золото или наше? Откуда мы знаем, что это за золото? Врачи мне стали говорить, что золото из зубов убитых евреев стало появляться в 70-е. Люди их очищали и стали продавать.

— Как сами участники преступлений потом объясняли свои действия?

— Они говорили, что не виноваты. Они не говорили «евреи» или «советский житель», они называли тех, кого они убивали, «обреченными». Они чувствовали, что кто-то их обрек на гибель, и когда люди у ямы, то «если не я буду стрелять, то другой будет».

Есть очень типичный ответ участника расстрелов в 15 местах в Беларуси. Вот люди ложились ничком, головой в землю, их стреляли, потом на них новая группа, их стреляли. И этого преступника спрашивал журналист: «Если отец с сыном легли, вы кого первого стреляете?». Он отвечал: «Мы же не звери какие-то, на глазах отца убивать сына. Отца первым, конечно, стреляли».

Притом они каждое воскресенье ходили на исповедь. У каждого батальона был свой ксендз.

— Какая позиция костела была в те годы?

— Весь антисемитизм начался с костела. В Литве католическая церковь была очень антисемитская, еще со Средневековья. Некоторые ксендзы в своих костелах говорили, что убивать нехорошо, некоторые прятали евреев, а некоторые — что евреи сосут кровь и убили Христа. И они отпускали грехи [батальонам] каждое воскресенье.

— Были случаи раскаяния?

— Я ни одного такого случая не знаю. Они чувствовали, что выполняли приказы, которые были даны офицерами-литовцами, а те выполняли поручения правительства.

— Как сложилась судьба тех, кто участвовал в расстрелах?

— У самых крупных преступников было достаточно денег, они знали, когда смыться, и они смылись на Запад. Многие из них жили очень нормальной жизнью в Америке. Они не говорили о своих преступлениях, все говорили, что беженцы.

Преследовать их начали очень поздно, и не могли, потому что преступления были совершены не в Америке и жертвы были не гражданами США. 15 человек выслали уже в независимую Литву, но Литва их не судила. Они были очень старыми, у одного — больная жена, другой — сам болел.

В советские годы некоторых сажали на пять лет за то, что они конвоировали евреев. Потом выпускали. А потом, когда кто-то из их соратников выдавал, что они участвовали в расстрелах, их вылавливали по второму разу. Некоторым давали высшую меру. Таких было где-то 25 человек всего. Некоторые участники карательных батальонов не были посажены и даже были реабилитированы. Значит, им было что предложить КГБ, может, кого-то сдали.

Типичный портрет участника Холокоста — это была беднота, безграмотные люди либо 1−2 класса образования.

— Вы не считаете смягчающим обстоятельством для этих людей, что так делали многие в те годы?

— Убийство не имеет никакого смягчающего обстоятельства. Человек знал, что он делал, и делал это без всякой угрозы для собственной жизни. Это полное вранье, что у них за спиной стоял немец с пистолетом.

Муж моей тети счастливо умер в огромном доме с манговым деревом в Майами, во Флориде. Мы только знали, что он прятался в Америке под другим именем из-за каких-то историй с евреями. Он нам еще всю жизнь присылал джинсы. Потом я поехала туда и встретилась с его женой. Она больше всего в жизни ненавидела евреев. Нацистская пропаганда настолько в них сильно засела, что в 85 лет она говорила, что всех евреев нужно убить.

— Были истории спасения евреев в Литве?

— Конечно, были, от 1,5 до 3 тысяч человек. Но в убийствах участвовали 6 тысяч человек — конвоировали или стреляли. Где-то 15−20 тысяч участвовали в убийствах в гражданском смысле, помогали.

— Историк Илья Лемпертас, комментируя вашу книгу, сказал, что Литва не сильно выделялась из других оккупированных стран, а количество тех, кто спасал евреев, было даже выше среднего…

— Наша ситуация уникальна, потому что соседи убивали соседей. В Польше были концлагеря, в Литве их не было. Такого масштаба, как у нас, не было нигде. Ведь на август 1941 года 90% евреев были еще живы, за три месяца убили 200 тысяч человек. Только в октябре люди очухались и стали спасать евреев. Многие говорили, что хотели спасать, но боялись не немцев, а соседей. Многие люди думали, что немцы пришли навсегда, хотели им угодить.

Было желание угодить, потому что они верили, что немцы дадут им независимость. А русских они ненавидели, потому что только что ссылки были.

— Что произошло за год после издания книги?

— Реакция была очень бурная. Литва поделилась на две части. Многие мои родственники и друзья сказали, что я работаю на евреев, на Путина. Кто-то говорил, что так евреям и надо, потому что они все работали на НКВД.

Молодое поколение страшно заинтересовалось, их шокировала книга, им было интересно почитать, они не представляли, что такое могло произойти.

Официальная Литва проигнорировала книгу. На ток-шоу и депутаты, и представители правительства говорили, что этот проект «координируется извне», намекая на Путина, что продолжение будет следовать, что огромные деньги были брошены на пиар. Это смешно, потому что издательство не потратило ни цента — книга вышла настолько скандальной, еще и все СМИ подключились.

Вершиной было, когда Департамент государственной безопасности сделал заявление, что моя книга — угроза национальной безопасности. Самое смешное, что потом посольство США связалось с ними и сказало: сбавьте газ, ребята, вы не знаете, что такое национальная безопасность, не надо таких заявлений.

— Было какое-то влияние на вашу повседневную жизнь? Потеряли ли друзей?

— Да, много. Из близких 10−12 людей — примерно половину. Они говорили мне: «Смотри нам в глаза и скажи, сколько тебе евреи заплатили». А мне издательство заплатило 1500 евро за полгода работы. Это весь гонорар, заработанный на Холокосте (грустно улыбается).

На одной книжной ярмарке начитались угроз в интернете, что меня надо убить, и наняли мне телохранителя. Три дня стоял человек рядом со мной с утра до вечера, очень приятно было.

— Что вы отвечаете тем, кто говорит, что не надо выносить сор из избы?

— Говорю, что зрелая нация не должна все время считать себя либо жертвой, либо героем. И для того чтобы это не повторилось, нужно знать, что это произошло с нормальными людьми, а не с извергами.

— Не жалеете, что потеряли близких людей?

— Конечно, жалею… Я сейчас не могу восстановить с ними контакты, потому что они открылись как люди с огромными предрассудками. Я могу говорить о чем-то, но только не об этом.

Мои дети, 22 и 28 лет, они не читали эту книгу, но они сказали, что гордятся мной. Они чувствуют, что мама какую-то миссию выполнила историческую. Молодое поколение вообще здраво отнеслось. Над сыном шутят друзья: «Давай ты плати за пиво, раз у твоей мамы столько денег от Путина» (смеется).

— После выхода книги вы отказались давать интервью российским СМИ. Почему?

— Не хотела, потому что это подогреет подозрения, что я работаю на пропаганду Путина. До этого Первый канал использовал другой мой проект в одном сюжете, очень отвратительном, так что я знала, с кем имею дело.

— Каких перемен вы хотели увидеть в литовском обществе по итогам вашей книги?

— Чтобы в школьных программах было больше одного урока и чтобы было объяснено, кто и почему это сделал. А не легенда, что некоторые изверги сотрудничали с нацистами. Литовские историки уже все написали, но в школьных программах этого нет.

Нужно разрушить памятники убийцам. В четырех-пяти местах в Литве стоят памятники людям, которые стреляли и руководили этим, в том числе и в Беларуси. Они после войны стали воевать за литовскую независимость (против советских войск. — Прим. TUT.BY). Но никто не спрашивает, что они делали до этого.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Нужно признать, что Литва на государственном, гражданском и военном уровне участвовала в Холокосте.

— Вы считаете правильным уголовно преследовать преступников, когда им уже по сто лет?

— Да. А почему не было скидки на возраст тем, кого убивали? Пусть посидит в тюрьме, поразмышляет. Но уже поздно, уже никого нет.

Но сейчас происходит другое. Есть два места расстрелов, где до сих пор лежат кости, которые государство отдало под приватизацию. В одном организуются разные праздничные мероприятия, в Каунасе. А другое, в 12 км от Вильнюса, сейчас отдается в продажу. Государство решило, что могила очень маленькая, потому что там всего 1159 человек лежит. Я подняла скандал из-за этого, но протестов пока нет.

Люди еще не осознали, что это были наши. У меня сознательно такая обложка. Посмотрите. Вот два человека, скажите, кто из них еврей?

https://img.tyt.by/620x620s/n/buryakina/08/8/ruta_vanagayte_20170302_bur_tutby_phsl_-5668.jpg

— Правый больше похож.

— Вот видите. Человек слева два раза представлял Литву на Олимпийских играх — на велогонках. Значит, он был «достаточно хорош» для нас, чтобы Литву представлять, но недостаточно хорош, чтобы жить. А человек справа руководил карательным батальоном, на его совести где-то 70 тысяч жизней. Выглядят, как два брата.

Но люди говорят: это не наш, потому что он еврей, и это не наш, потому что он убийца. А правда в том, что оба — наши.

42

Честные люди были и есть в Литве. Совесть не потерявшие. Вчера читал о немецком генерале танкисте, Шмидте.  Он издал много приказов о запрете жестокости и убийств мирных людей. Чем снискал себе проблемы. Очень редко, но были и среди офицеров вермахта не фашисты, а солдаты.
Это не касается лесных братьев, оуновцев, эсэсовцев и пр. Эти зверьё.
Причём очень любят русофобы козырнуть людьми достойного поведения, какие по разным причинам когда то имели членство в этих кошмарных организациях.
Фашисты сейчас тоже есть. И немало.
Вот они и мечтают, как будет избиваться Россия и её великий народ.

43

Горько, что у нас тоже фашисты есть. Уму непостижимо. Абсурднее только еврей-неофашист. Читала, пара молодых евреев, иммигрировавших из России со своими родителями, додумалась написать на стенах неофашисткие лозунги. Власти их нашли и выслали из страны.

Хотела найти ссылку (вдруг что-то перепутала), не нашла. В Википедии похожее описание: "Некоторое время в Израиле действовала неонацистская банда «Патруль 36», которая базировалась в Петах-Тикве и состояла из восьми подростков-уроженцев СССР. Эти подростки организовывали нападения на мигрантов и гомосексуалов, а также разрисовывали стены синагог свастиками и расклеивали там плакаты нацистского содержания[93][94]. В настоящее время неонацистские банды орудуют в разных городах Израиля и действуют всё чаще и чаще открыто в связи с ростом националистических и антииммиграционных настроений в Европе[93][94][95]. В связи с всплеском неонацизма в Израиле готовится к принятию закон «О возвращении», который позволяет лишать гражданства подозреваемых в неонацизме и депортировать их немедленно из Израиля[94]
---
93. Israeli 'neo-Nazi gang' arrested, BBC (9 September 2007).
94. Martin Asser. Israeli anger over 'Nazi' group, BBC (10 September 2007).
95. Middle East | Israeli neo-Nazi suspects charged, BBC News (11 сентября 2007). Проверено 3 ноября 2009".

44

Наших фашистов нигде не видно и не слышно. Ты, Оля хоть раз в жизни видела такого человека в жизни?
Я не встречал.

45

Всем добрый день! Ну если на нашей деревенской церкви отец Алексей свастику с креста спиливал ножовкой...Резонансная была история. Пргремели

46

Андрюш, лично (в жизни) я много кого не видела, но они есть.))) Пример, приведенный Михаилом, это подтверждает.  Знакомый рассказывал, что его подруга, армянка по национальности, жившая в Самаре,  в день рождения Гитлера боялась вечером выходить на улицу, т.к. можно было напороться на его буйных поклонников, отмечающих избиением людей с неславянской внешностью день рождения кумира. Сколько историй по ТВ показывают, о избитых и забитых до смерти неофашистами таджиков. Еще статья в газете была про такую группу. Одним из парадоксов было то, что в ее состав входил человек неславянской национальности. Оказалось, он вступил в эту группу, чтобы его не били за то, что он "черный". А приняли, потому что его друг детства был ее членом, сделали исключение по дружбе.

47

НАТО сняло фильм о фашистах "лесных братьях" Ты, Оля давала ссылку.
Восторг и почитание борцов...Критика этого фильма в балтии  есть, но её немного...Одни зиг, в основном. Очень печально. Хотя ожидаемо. Горькая ирония ситуации в том, что почти 100 процентов замученных и убитых этими фашистами "свои" Латыши, литовцы...
Кажется 60 000 убитых. Ну что ж.
Оскал зверя, всегда оскал.

48

Да уж. Про своих же граждан, пострадавших от "лесных братьев" и им подобных, не вспоминают.

Зато израильтяне молодцы. Миша уже сообщал на своем форуме:

Парламент Израиля утвердил празднование Дня Победы 9 мая https://ria.ru/world/20170726/1499229133.html

ТЕЛЬ-АВИВ, 26 июл — РИА Новости. Израильский парламент принял закон о праздновании Дня Победы над нацистской Германией 9 мая.

Документ закрепляет статус праздника, утверждает дату его проведения и определяет порядок организации торжеств, которые и ранее проходили по всему Израилю при поддержке центральных и местных властей.

Депутаты единогласно утвердили законопроект. Во втором и третьем чтениях документ получил 49 и 53 голоса, соответственно.

"Это наш долг как парламентариев, как граждан Израиля — сохранить и увековечить память о Дне Победы для будущих поколений. Мы обязаны сделать это. Он никогда не должен быть забыт. Более полутора миллионов евреев воевали во Второй мировой войне в составе армий союзников против нацистов", — сказал один из авторов документа, депутат НДИ (партия "Наш дом Израиль") Одед Форер.

"Сегодня еще один День Победы", — отметил на русском языке министр образования, лидер влиятельной партии "Еврейский дом" Нафтали Беннетт.

Празднование Дня победы 9 мая соответствует традициям бывшего СССР и отличается от практики западных стран, где разгром нацистской Германии отмечают 8 мая. В школах религиозного сектора допускается возможность по решению министерства образования проводить торжественные мероприятия по еврейскому календарю, в 26-й день месяца ияра, на который пришлось 9 мая в 1945 году.

Среди основных положений законопроекта — выделение времени в расписаниях школ и армейских частей на изучение темы победы над нацистами, ассигнование средств местным органам власти на работу по увековечиванию памяти о ней. Документ предписывает отмечать 9 мая торжественным заседанием Кнессета, государственной церемонией по линии правительства и шествием в Иерусалиме.

День Победы израильтяне празднуют значительно шире "обязательного минимума", который прописан в документе, но впервые традиция закреплена отдельным законом.

49

Евреи и русские- особо пострадали. И память у них не скорая, позабыть...
НИКТО (!)кроме Израиля не возвысил голоса обличения против фашистов в Киеве! Разумеется, не день примирения, а ДЕНЬ ПОБЕДЫ. 9 мая, а не 8. Как положено. Победителем. И против событий в Польше...
Я был удивлён и немало, когда услышал, что в Киеве люди НЕ ХОТЯТ переименовать проспект Ватутина в шухевича...
Значит совесть не спит. Живёт.
И это внушает надежду...
Кстати, вчера дочитывал о шухевиче...мясник даже среди сс небывалый...

50

МИД РФ еще поделился:

Меморандум "Фронта литовских активистов" А. Гитлеру и главнокомандующему германскими войсками В. Браухичу о положении в Литве в связи с созданием немецкой гражданской власти. Предоставляем нашим читателям самим делать выводы.

Свернутый текст

https://pp.userapi.com/c837624/v837624673/4fb60/3OtLLZfZUZs.jpg
https://pp.userapi.com/c837624/v837624673/4fb69/IkFGaTRiFyA.jpg
https://pp.userapi.com/c837624/v837624673/4fb73/E7vl6wNHdqU.jpg
https://pp.userapi.com/c837624/v837624673/4fb7d/SAqDMWaHW_o.jpg
https://pp.userapi.com/c837624/v837624673/4fb87/9l8OrH0X-AM.jpg
https://pp.userapi.com/c837624/v837624673/4fb91/BjZUAC6mJ50.jpg
https://pp.userapi.com/c837624/v837624673/4fb9b/o_hnV8TAa1Y.jpg
https://pp.userapi.com/c837624/v837624673/4fba5/Fax2AR_CYog.jpg

Сообщение шефа полиции безопасности рейха о ситуации в Эстонии

https://cs540103.userapi.com/c638031/v638031535/4922f/zSX7ZzCl8U0.jpg
https://pp.userapi.com/c638031/v638031535/49239/wba8adWvMEM.jpg

Отредактировано Ольга79 (2017-08-03 16:05:27)

51

52

В предыдущем сообщении в видео на 12-ой минуте говорится о том, что в госархиве РФ был подлог документов. Посмотрела в сети, кроме заявления В.И. Илюхина, не нашла. Видео выложено в июне 2010г., а В.И. Илюхин скоропостижно скончался 19.03.2011г. Странно это.

53

Спасибо. Посмотрю на работе. Всё возможно. Якобы архивы чистили несколько раз. Компромат на Ленина, Сталина убирали. Тёмная история, но большая вероятность, что было такое.
Хотя и оставшиеся документы вопиют.
Любят у нас "секретить" всё. В перестройку приоткрыли архивы...и тихонечко вновь табуировали.
Зачем? Эх.

54

Спасибо, Андрюша. Буду рада узнать твое мнение. В данном случае, как поняла, говорится о том, что компромат на Сталина создавали. Точнее, увеличивали данные о количестве репрессированных и т.п. Такое услышала впервые. До этого я слышала только о том, что при Хрущеве вычищали данные о его участии в репрессиях. Сам факт того, что правили архивы, если такое было, очень печален. Откуда тогда реальные факты брать?

55

Посмотрел, не всё, правда. Вряд ли есть нужда уменьшать, увеличивать цифры...ОНИ И ТАК ЧУДОВИЩНЫ!
К тому же много есть документов "на местах" Как я понимаю, фальсиф. ВСЁ, невозможно. Липовую справочку, письмо, зпвещание, отречение и т.п. можно сделать, но всю историю сложно...
А вот источники можно использовать разные! Что Оочень любят историки. Получается уже иная картина...Уж не говорю о интерпретации. Там всё, что угодно...
История очень, невероятно неточна, субъективна. Что роднит её с искусством.

56

Спасибо, Андрюша. Насчет множества источников поняла. Относительно невероятной неточности истории и субъективности. Думаю, должны быть какие-то более-менее точные показатели (цифры, даты). И в данных количество нулей имеет значение. Интерпретация вещь субъективная, но должны быть какие-то ее пределы. Иначе хронология Фоменко - вполне приемлемая вещь.)))

57

Актуальный комментарий. От 13 августа. О видеоклипе НАТО, воспевающем пособников нацистов

Актуальный комментарий. От 14 августа. О попытках переписать историю: ситуация на западе

58

И цифры не точны, часто...
За исключением дат близких нам.
Вот Чудское побоище...есть даты, свидетельства и пр., а фактов, очень мало. Плохо подтверждается. А уж с датами...
Почти каждое историческое событие имеет немало вопросов, споров. Почему? Да документы той эпохи - Противоречивы! Это банальность в истории. Кому верить то?! Вот и копают археологи...и иной раз находят ответ.
Чаще-не находят. Домыслы строятся. Обрастает в мифологему и кочует в учебники...
Конечно, в академической среде это все понимают и где нет конъюктуры, то договориваются считать ТО, ТАК, ТОГДА.
Как я понимаю.
Фоменко )) это маргиналистика, альтернатиащина...
Это для бульварного уровня.

59

Михаил55 написал(а):

Закрадывается, в последнее время, поганая мысль. А зачем вообще перед войной "присоединять" Прибалтику, З. Украину, З.Белоруссию? ...


В группе МИД РФ сегодня разместили:

Историко-документальный департамент

17 сентября 1939 г. части Красной армии перешли границу Польской республики. Это событие до сих пор вызывает острые научные дискуссии, а также используется для политически мотивированных, конъюнктурных заявлений о том, что Советский Союз, мол, совместно с нацистской Германией осуществил «четвертый раздел Польши» и развязал Вторую мировую войну.
Чтобы не быть голословными, приведем некоторые факты, которые предпочитают обходить вниманием авторы тенденциозных исторических интерпретаций.
1. Вторая мировая война началась бы 1 сентября в любом случае, вне зависимости от действий СССР. Сроки нападения на Польшу были определены Гитлером в апреле 1939 г. и вермахт точно следовал установленному графику.
2. К середине сентября 1939 г. сопротивление поляков было почти полностью сломлено. Исход кампании решили не вмешательство Красной армии, а военное превосходство Германии, слабая подготовленность, тактические просчеты польских вооруженных сил и политическая недальновидность Варшавы в течение предыдущих пяти лет (курс на сближение с гитлеровцами, обернувшийся для Польской республики катастрофой).
3. Советские войска практически повсеместно вышли на так называемую «линию Керзона», которую в 1919 г. на Парижской мирной конференции Верховный совет Антанты предложил считать восточной границей Польши. Западная Украина и Белоруссия, равно как и Виленская область были оккупированы Речью Посполитой в 1920 г. в результате советско-польской войны.
4. Если бы не вступление Красной армии на территорию Западной Украины и Белоруссии, там уже в 1939 г. установился бы фашистский порядок, означавший геноцид евреев и славянского населения.
5. Допустить, чтобы гитлеровцы заняли всю Польшу, значило существенно ухудшить советские военно-стратегические позиции на западном направлении.
6. Великобритания и Франция объявили войну Германии только 3 сентября и не собирались вести реальные боевые действия, рассчитывая на дальнейшее продвижение Гитлера на Восток, то есть на его агрессию против СССР. Поэтому Польша была обречена в любом случае.

Мнение историка (из книги А.Шубина «Мир на пути к войне»):
«СССР нанес удар по Польскому государству в сентябре 1939 года, но участвовал только в действиях против Польши, но не против Великобритании и Франции. Если оставаться на почве исторической науки, СССР вступил в мировую войну 22 июня 1941 года. А в вооруженную борьбу с фашизмом СССР вступил де-факто в Испании в 1936 году, а с японской агрессией – в 1937 году в Китае».

Из Ноты Правительства СССР, врученной послу Польши в СССР В.ГЖИБОВСКОМУ 17 сентября 1939 г.

Советское правительство не может... безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, оставались беззащитными.
Ввиду такой обстановки Советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии.
Одновременно Советское правительство намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями, и дать ему возможность зажить мирной жизнью.

На карте: линия Керзона, территории Западной Украины и Западной Белоруссии, отошедшие к СССР в 1939 г.,территории, переданные Польши после окончания Второй мировой войны.

https://pp.userapi.com/c841122/v841122113/1d53c/napjbxRGwKM.jpg

60

Собственно, в предвоенном раскладе дел, виноваты все. И это безусловно так. Все боялись Гитлера и все стремились перехитрить всех. В итоге, Гитлер перехитрил этих ВСЕХ. Если бы удалось договориться о Союзе против Гитлера, то войны не было. Ему же главное было - разобщить основных игроков. Мюнхен, пакт Мол. Риббен. и другие соглашения явили этот раздел Европы. Польша же сама повелась первой. Дайте мне! Думать головой и понять, что несёт Гитлер не смогли. Сталин, кстати предлагал союзничество...ну куда там...
А теперь в угоду ЦРУ, распространяются придумки, как СССР войну начал...
Политика - грязная вещь.

61

Против ИГ...тоже "СОЮЗНИКИ"...тьфу

62

Да америка и взращивает эти явления. В угоду себе. Иногда они выходят из под контроля...

63

https://inosmi.ru/social/20181009/243417931.html
Литва. 2018 год у них проходит под вывесками 'найдем героев" Герои обычно такие:  нацисты, лесные братья, коллоборанты. Сейчас это "борцы за свободу и независимость"
Известнейший убийца евреев и гражданских лиц, некто "Ваганас", в этом году был с почестями перезахоронен. Был повышен (!) в звании посмертно, награжден и обьявлен национальным героем Литвы...
Зато все, кто боролся с фашистами, преданы в лучшем случае забвению, а в большинстве случаев признаны..."военными преступниками" И поражены во всех правах.

Адольфас Раманаускас, например. Этот Ваганас (кличка Ястреб) запятнал себя жестокими убийствами. За несколько лет они растерзали более 25000 человек.

Израиль прямо указал на этого живодера как на одного из важных лиц в геноциде евреев в Литве. Евреи помнят!

А теперь внимание!!

90% ВСЕХ евреев в стране, были уничтожены не немцами, а литовцами.

В основном террористической организацией "лесные братья"
Роль гитлеровских войск СС, здесь мала. Как и украинские "борцы за свободу" - бандеровцы и пр. активно уничтожали всех лояльных властям, евреев и т.д.

Как же нужен второй Нюрнберг!
С полным запретом всех этих организаций и их главарей.

А вот новость сегодня...
https://inosmi.ru/news/20181009/243421023.html
Поляки уничтожают памятники, надгробия...
К счастью, это встречает осуждение в Польше.

Кстати. Вандализм, надругательство, по словам отцов, является тягчайшим грехом.

64


Молодец! Почти со всем, согласен. АК - у нас всегда тактично старались умолчать о событиях. В Союзе эта тема табуировалась. (Варшавский договор, СЭВ и т.д.) Боялись трогать тему. А на самом деле, нам приходилось с ними воевать. Это закрытые пласты истории. Я сам недавно о этом узнал. До сих пор нет документов в открытом доступе. В Польше, Армию Людову особо не чествуют...
Там в цене другие люди...
А насчет геноцида евреев...официальные лица Израиля, много раз говорили о событиях в Польше, Эстонии, Литве и пр.

65

Думала, куда разместить статью о русских пособниках фашистов - то ли отдельную открыть, то ли эту тему интернациональной сделать. На отдельную тему статья не тянет, плюс ответ на апологию власовцев названию темы соответствует, поэтому решила тут разместить. Статья 2009 г., мне встретилась недавно.

Диакон Владимир Василик. «ТРАГЕДИЯ РОССИИ». РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ПРОТОИЕРЕЯ ГЕОРГИЯ МИТРОФАНОВА https://pravoslavie.ru/37656.html

Свернутый текст

Известна народная мудрость: когда дьявол протягивает обе руки и говорит: выбирай, не следует выбирать ни из одной. Нельзя дьявола изгонять с помощью чорта, нельзя бороться с одним мифом с помощью другого. К сожалению, эту вековую мудрость разделяют не все…
Книга профессора, магистра богословия протоиерея Георгия Митрофанова со столь многообещающим и широким названием «Трагедия России» (Трагедия России «Запретные» темы ХХ века. СПб: Моби Дик, 2009) при внимательном прочтении вызывает удивление и разочарование. Во-первых, следует отметить ее явно слабый аппарат: многие материалы (и не только проповеди) вообще не содержат ссылок, в других автор без конца ссылается на одну и ту же статью (например, «Личность и труды Александра Солженицына в творчестве протопресвитера Александра Шмемана»– с.200 и далее). Понятно, что сборник мыслился, прежде всего, как публицистический, но, учитывая нетрадиционность многих взглядов автора и необходимость широкой доказательной базы для них, отсутствие серьезного научного аппарата вызывает удивление. Во-вторых, в книге присутствуют грубые фактические ошибки, так, некоторый шок вызывает следующая фраза: «Патриарх Тихон никогда не оспаривал правоту подобного рода утверждений, хотя в своем послании от 25 сентября 1925 года …попытался отмежевать Русскую Православную Церковь от участия в военно-политическом противостоянии» (С.126). Между тем, известно, что Святейший Патриарх Тихон отошел в лучший мир 25 марта/7 апреля 1925 года.

Впрочем, для неискушенного читателя эти замечания могут показаться придирками. Гораздо серьезнее то, что автор данной книги, по-видимому, не обладает серьезной правовой культурой: удивление вызывает то, что казнь генерала А.А.Власова и его сподвижников он называет беззаконной (страница 151). Во всех странах мира и во всех законодательствах добровольная служба военнослужащего врагу с оружием в руках считалась и считается изменой и карается по всей строгости закона. Не только законодательство СССР, но и законы демократических европейских стран на 1946 год предусматривали за подобное преступления смертную казнь. Позиция автора выглядит оправданной разве что с точки зрения юстиции Третьего Рейха.

Несколько сложнее ситуация с казнью П.Н. Краснова, А.Г, Шкуро и др., которые не являлись советскими гражданами и казнь которых прот. Георгий Митрофанов также называет беззаконной (стр.141). Однако, следует напомнить, что в соответствии с заключениями Главной военной прокуратуры об отказе в их реабилитации определениями Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 1997 года граждане Германии Краснов П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирей Клыч, Краснов С. Н. и Доманов Т. И. признаны обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации. Нет особых оснований сомневаться в объективности этого вердикта, вынесенного в демократические времена, учитывая факт их сотрудничества с нацистами, принадлежности некоторых казачьих частей к СС (например, 15 казачий кавалерийский корпус СС) и соучастия в карательных акциях против мирных жителей в Югославии и в СССР.

Временами возникают законные сомнения в компетентности автора: так он категорически утверждает: «Мы пытаемся сделать нашу страну чуть-чуть напоминающей ту историческую Россию, которую в 1917 году не решились защитить люди, подобные генералу Власову и его сподвижникам и во имя которой они пошли на смерть в годы Второй Мировой Войны». Создается впечатление, что автор не знает, как на самом деле Власов и его сподвижники относились той исторической России, которую, по мысли автора, мы потеряли: «Они восстали против отжившего царского строя, который не хотел, да и не мог уничтожить причин, порождавших социальную несправедливость, остатки крепостничества, экономической и культурной отсталости. Но партии и деятели, не решавшиеся на смелые и последовательные реформы после свержения царизма народами России в феврале 1917 года, своей двойственной политикой, соглашательством и нежеланием взять на себя ответственность перед будущим – не оправдали себя перед народом. Народ стихийно пошел за теми, кто пообещал ему дать немедленный мир, землю, свободу и хлеб, кто выдвинул самые радикальные лозунги» (Манифест освобождения народов России. Прага 1944 г.)[1]. Эта формулировка мало чем отличается от «Краткого курса ВКПб».

А вот отношение Власова и его окружения к единству и неделимости России: «Равенство всех народов России и действительное их право на национальное развитие, самоопределение и государственную самостоятельность» (Первый пункт Пражского манифеста). Чем это отличается от ленинского «права наций на самоопределение вплоть до отделения»? О. Георгий создает образ Власова, как поборника православия (стр. 153-154), но в Пражском манифесте о религии (не Православии!) сказано всего одно слово среди перечня других демократических свобод: «Уничтожение режима террора и насилия. Ликвидация насильственных переселений и массовых ссылок. Введение действительной свободы религии, совести, слова, собраний, печати. Гарантия неприкосновенности личности, имущества и жилища. Равенство всех перед законом, независимость и гласность суда». Как мы видим , о Православной Церкви – ни слова.

Автор превозносит честность и последовательность Власова (с. 156), но как с этим совмещаются следующие высказывания в его обращениях: «Эта война принесла нашему Отечеству невиданные страдания. Миллионы русских людей уже заплатили своей жизнью за преступное стремление Сталина к господству над миром, за сверхприбыли англо-американских капиталистов. Сотни русских городов и тысячи сел разрушены, взорваны и сожжены по приказу Сталина.. Союзники Сталина – английские и американские капиталисты – предали русский народ. Стремясь использовать большевизм для овладения природными богатствами нашей Родины, эти плутократы не только спасают свою шкуру ценою жизни миллионов русских людей, но и заключили со Сталиным тайные кабальные договоры» (Смоленская декларация). Или другое высказывание: ««В то же время Германия ведет войну не против Русского народа и его Родины, а лишь против большевизма. Германия не посягает на жизненное пространство Русского народа и его национально-политическую свободу. Национал-социалистическая Германия Адольфа Гитлера ставит своей задачей организацию Новой Европы без большевиков и капиталистов, в которой каждому народу будет обеспечено почетное место»«[2]. Слова о жизненном пространстве (по-немецки Lebensraum) особенно важны: это значит, что Власов был знаком не только с геополитическими доктринами Хаусхоффера, но и с Mein Kampf Гитлера и, следовательно, с его планами относительно России – эксплуатации ее ресурсов и уничтожения русского народа. Следовательно, Андрей Андреевич Власов ведал, что творил и сознательно обманывал русских людей, и не только относительно некоего мифического русского правительства, которого реально не существововало, но и будущего русского народа, создания независимого русского государства и «почетного мира с Германией», о чем немцы до конца войны не желали и слышать, и даже перед самым крахом, пойдя на создание Русской Освободительной Армии (правда всего в составе трех дивизий), они не дали ему никаких внятных обещаний на сей счет. Для сравнения приведем поведение другого пленного генерала – Михаила Лукина, который, как пишет Солженицын в Архипелаге ГУЛАГЕ, соглашался на борьбу вместе с немцами против большевизма, но требовал от них гарантий независимости России и самостоятельности будущей русской армии, а не получив их – шагу не сделал из лагеря и не только уцелел после войны, но стал образцом несгибаемого героя.

Автор пишет об осознанном и покаянном выборе тех, кто пошел воевать вместе с немцами против большевизма, правда, оговаривая, что это делали не все (С. 147). Но рассмотрим, как «каялись» некоторые из тех, за кого генерал Власов взял юридическую и моральную ответственность. Одним из первых крупных формирований русских добровольцев была РОНА – Русская Освободительная Народная Армия, созданная зимой 1941– 42 гг. Основой РОНА стало «гражданское ополчение» из 400-500 бойцов, созданное главой местного самоуправления города Локоть (Орловская обл.) К.П. Воскобойниковым (учитель физики Брасовского лесотехникума). В феврале 1942 он был убит советскими партизанами. После гибели Воскобойникова отряд возглавил Бронислав Владиславович Каминский, участвующий в отряде с первых дней его. К середине 1943 ополчение под командованием Каминского, названное немцами «бригадой Камински», состояло из 5 полков общей численностью 10 тысяч бойцов (14 стрелковых батальонов, бронедивизион с КВ-1 и 24 Т-34, и моторизированная истребительная рота). В июле 1944 она была официально включена в войска СС как «штурмовая бригада – РОНА». Одновременно Каминский получил звание бригадефюрера СС (при этом он не был членом НСДАП). Вскоре бригада была переименована в 29-ю гренадерскую дивизию войск СС (1-ю русскую). В августе 1944 подразделения дивизии участвовали в подавлении Варшавского восстания. Известно, что творилось во время этого подавления: жители домов выжигались огнеметами, раненых немцы пристреливали, детей привязывали к танкам в качестве живых щитов. Даже на этом фоне бригада Каминского отличалась собой жестокостью. В результате 19 августа 1944 года Каминский и его штаб были расстреляны немцами без суда и следствия. Причиной послужило сообщение о том, что бойцы дивизии изнасиловали и убили двух немецких девушек. (Позже немцы объявили, что Каминский был убит польскими партизанами)[3].

Нелишне также упомянуть о «покаянном» пути и другого «освободительного образования». В Белоруссии, в г. Сувалки, был создан Боевой Союз Русских Националистов (БСРН), так же называемый «Дружина Гиль-Родионова». Возглавил его, под псевдонимом «Родионов», бывший советский подполковник, начальник штаба 229-й стрелковой дивизии В.В.Гиль. В 1942 г. из добровольцев, членов БСРН, был сформирован 1-й Русский национальный отряд СС «Дружина», численностью около 500 человек, а в декабре 1942 г. в районе Люблина – 2-й Русский национальный отряд СС под командованием бывшего майора НКВД Э.Блажевича. В марте оба отряда были сведены в 1-й Русский национальный полк СС, а затем, в 1-ю Русскую национальную бригаду СС под командованием Гиль-Родионова, общей численностью около 3 тыс. человек. Бригада принимала участие во многих антипартизанских операциях в районе Бегомль-Лепель, правда, без особого успеха. 16 августа 1943 г. бригада, уничтожив немецкий штаб связи, перешла на сторону партизан[4]. Путь достаточно характерный и все-таки с покаянием в конце, правда – перед советскими партизанами.

Участие многих русских соединений либо в СС, либо в особых разведывательно– диверсионных частях, чаще всего использовавшихся по борьбе с партизанами, а точнее в карательных акциях (среди них – дивизия Р под командованием Смысловского, бригада Боярского и т.д.) ставит крест над всякой попыткой реабилитации их членов и руководителей, в том числе и А.А.Власова, который, подчеркнем, взял на себя всю полноту юридической и моральной ответственности за их действия. Приведем лишь несколько пассажей из Пражского манифеста: «Своей борьбой мы взяли на себя ответственность за судьбы народов России. С нами миллионы лучших сынов родины, взявших оружие в руки и уже показавших свое мужество и готовность отдать жизнь во имя освобождения родины от большевизма. С нами миллионы людей, ушедших от большевизма и отдающих свой труд общему делу борьбы. С нами десятки миллионов братьев и сестер, томящихся под гнетом сталинской тирании и ждущих часа освобождения. Офицеры и солдаты освободительных войск! Кровью, пролитой в совместной борьбе, скреплена боевая дружба воинов разных национальностей. У нас общая Цель. Общими должны быть и наши усилия. Только единство всех вооруженных антибольшевистских сил народов России приведет к победе. Не выпускайте полученного оружия из своих рук, боритесь за объединение, беззаветно деритесь с врагом народов – большевизмом и его сообщниками. Помните, вас ждут измученные народы России, oсвободите их!»

Особенно интересен следующий пассаж «Пражского манифеста»: «Освободительное Движение Народов России является продолжением многолетней борьбы против большевизма, за свободу, мир и справедливость. Успешное завершение этой борьбы теперь обеспечено: б) наличием растущих и организующихся вооруженных сил – Русской Освободительной Армии, Украинского Вызвольного Вийска, Казачьих войск и национальных частей». Тем самым Власов взял на себя ответственность и за деятельность украинских националистов, и за их зверства как на Украине, так и в Белоруссии, в том числе и сожжения сотен деревень вместе с жителями, в том числе Хатыни.

И вот здесь следует обратиться к церковной тематике.

В книге прот. Георгия Митрофанова прослеживается явная тенденция представить немцев, по преимуществу, конечно, немецких военных благодетелями и освободителями Русской Православной Церкви. Но в своей книге он значимо забывает указать, что как и весь русский народ, Русская Православная Церковь тяжело пострадала во время Великой Отечественной войны. По далеко неполным и неточным оценкам комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний немцами было уничтожено или разрушено 1670 церквей и 69 часовен. Если с одной стороны, под это число подпало большое количество храмов, разрушенных коммунистами до войны, а с другими ситуация неясна, как например, с Успенским собором Киево-Печерской Лавры[5], то с другой стороны, в нем не учитывались все скромные деревенские церкви, сожженные вместе с народом карателями в Белоруссии и на Украине. Зачастую немецкие зондеркоманды собирали в белорусских деревнях весь народ в церковь, отфильтровывали молодых и крепких и угоняли на работу в Германию, а оставшихся запирали в церкви и сжигали. Такая трагедия произошла, например, 15 февраля 1943 года в селе Хворостово (Сторобинский район, Минская область), когда во время Сретенского богослужения, немцы загнали всех жителей в храм, якобы на молитву. Предчувствуя недоброе, настоятель церкви о. Иоанн Лойко призвал прихожан всех усердно молиться и причаститься Святых Христовых Таин. Во время пения «Верую» стали силой выводить из церкви молодых женщин и девушек для отправки в Германию. О. Иоанн попросил офицера не прерывать богослужения. В ответ фашист сбил его с ног. А затем двери храма были забиты и к нему подъехало несколько саней с соломой… Позднее полицаи показывали на суде, что из горящей церкви раздавалось всенародное пение «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вскусите»[6]. И это лишь один из многих сотен подобных случаев.

Число убитых священнослужителей в войну не поддается подсчету, тем более, что трудно отделить погибших в войну от репрессированных, и по большому счету до последнего пятнадцатилетия никто подобными исследованиями не занимался. Лишь изредка в литературе о Великой Отечественной Войне мелькали сведения о погибших священнослужителях, чаще всего – одной-двумя строчками, например: «Расстрелян священник Александр Новик с женой и детьми… Сожжен священник Назоревский с дочерью… Убит 72-летний протоиерей Павел Сосновский с 11-летним мальчиком… После мучительных пыток расстрелян 47-летний священник о. Павел Щерба»[7]. Священнослужители принимали активное участие в партизанском движении, особенно в Белоруссии и многие из них заплатили за это жизнью. В одной только Полесской епархии более половины священников (55%) было расстреляно за содействие партизанам[8].

Хрущовско-брежневская власть и ее пропагандисты зачастую оказывались лицемерно-неблагодарными к тем, кто сражался за Родину и полагал за нее жизнь, если они были священнослужителями. Одним из свидетельств этого является памятник сожженным в селе Хворостово (Полесье), где среди поименно названных жертв нет только одного имени – священника о. Иоанна Лойко. Из военно-документальной литературы целенаправленно изымались свидетельства о священниках-воинах, священниках-партизанах. Например, в книге И. Шубитыдзе «Полесские были» (Минск, 1969) имена священнослужителей упоминались, а в издании 1974 г. – нет. В обширных трудах по истории Великой Отечественной войне вклад Церкви в победу целенаправленно замалчивался, а иногда писались и явно клеветнические книги типа «Союз меча и креста. М., 1969».Только после 1988 года стали появляться публикации, правдиво и объективно освещающие роль Русской Православной Церкви в войне[9]. И вот эта фигура умолчания в книге прот Георгия Митрофанова, посвященной трагедии России, слишком уж совпадает с деятельностью советских пропагандистов.

И на фоне этих событий можно понять поступок священника о. Александра Романушко, участника партизанского движения в Белоруссии. В 1943 году, когда отпевали убитого полицая, при всем народе и вооруженных товарищах убитого, о. Александр сказал: «Братья и сестры, я понимаю большое горе отца и матери убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своею жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он – изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же: «Анафема»«. А затем, подойдя к полицаям, призвал их искупить свою вину и обратить оружие против немцев. Эти слова настолько впечатлили людей, что многие прямо с кладбища ушли в партизаны»[10]. А через шестьдесят шесть лет другой священник не только совершает панихиды по организаторам коллаборационистских подразделений, но и делает их героями исторической России.

На фоне всего высказанного выше, антиисторичным, аморальным и в чем-то кощунственным является следующее утверждение прот. Георгия: «И так уж ли отличается смерть многих миллионов советских солдат на поле брани от смерти на виселице в Бутырской тюрьме руководителей власовского движения? И все-таки отличается. Потому что в отличие от многих миллионов советских солдат, погибавших в иллюзии того, что спасение России вот-вот грядет, они уходили на смерть с пониманием того, о чем написали впоследствие Георгий Иванов и Виктор Астафьев: прокляты и убиты». Да, действительно, их смерть отличается от гибели власовцев. Советские солдаты в массе своей воевали не с мирными жителями, а с реальным, коварным и жестоким врагом, их зачастую предавали их начальники, но огромное большинство из них не предавало никого, и умирали они за свободу своего Отечества, и если не за веру (хотя многие из них и за нее, это – отдельная тема), то за верность присяге, которую преступили Власов и его последователи. И погибали советские солдаты не за иллюзию, а за реальную жизнь русского народа, как и иных народов исторической России. Известны человеконенавистнические планы Гитлера – оставить на Европейский части России лишь тридцать миллионов, а остальных либо переселить за Урал, либо истребить. Для оставшихся предполагался минимум жизненных благ, минимум образования (в идеале– четыре класса для всех). А вот какая для них планировалась религиозная жизнь: Вот что говорил Гитлер на совещании 11 апреля 1942 года: «Необходимо запретить устройство единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий. Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге, Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы»[11]. На этом фоне становится понятным чем на самом деле являлось разрешение открывать церкви на оккупированной территории и создавать военное духовенство во власовских частях, которое столь дорого о.Георгию, – временной тактической уступкой перед всеобщей оккультизацией населения покоренного восточного пространства. Прот.Георгий Митрофанов ставит знак равенства между Гитлером и Сталиным, но насколько это оправданно? Да, Сталин был атеистом и пытался выстроить атеистическую империю, правда, в конечном счете, безрезультатно, но оккультистом он не был, более того в волне террора 1937-1938 года среди старых чекистов погибли и те, кто «баловался» с оккультизмом. Напротив, система выстраиваемая Гитлером, была оккультной и антихристовой по своей сути. Дело здесь не только в обращении к германским языческим образам и в оккультных программах типа Аненербе, на которые в Третьем рейхе тратились огромные деньги и силы. Гораздо страшнее было то, что языческий оккультизм гитлеровские пропагандисты стремились смешать с христианством: образ Неизвестного солдата кощунственно совмещался с ликом Христа, сам Гитлер являлся своим адептам в облике Мессии[12], т.н. копье Лонгина, пронзившее сердце Христово, в руках Гитлера стало магическим талисманом, а на пряжках ремней солдат, шедших убивать, грабить и зверствовать над мирным населением были написаны слова из мессианского пророчества Исаии: «С нами Бог» (Ис. 8, 8). Крест на немецких самолетах, бомбивших школы и госпитали явился одним из омерзительнейших кощунств над Животворящим Древом в истории, но также и знамением псевдохристианской, а на последней глубине – антихристовой Западноевропейской цивилизации[13]. То, что одной из конечных целей нацистов являлось провозглашение Гитлером Мессией и признание его таковым покоренными народами всей земли показывает следующая кощунственная молитва по подобию «Отче наш», активно распространявшаяся в листовках: «Адольф Гитлер, ты наш вождь, имя твое наводит трепет на врагов, да приидет третья империя твоя. И да осуществится воля твоя на земле»[14].      Справедливыми и прозорливыми являются слова митрополита Сергия (для о. Георгия Митрофанова – не более чем политического неудачника, см. с. 102) в послании от 11 ноября 1941 года: «Всему миру ясно, что фашистские изверги являются сатанинскими врагами веры и христианства. Фашистам, с их убеждениями и деяниями, конечно, совсем не по пути за Христом и за христианской культурой». Уже позднее, в пасхальном послании 1942 г. митрополии Сергий напишет: «Тьма не победит света… Тем более не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо креста Христова признать своим знаменем языческую свастику… Не забудем слов: «Сим победиши». Не свастика, а крест призван возглавить христианскую культуру, наше «христианское жительство». . В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит Германия, предназначенная владеть миром будущего, должна забыть Христа и и идти своим, новым путем. За эти безумные слова да поразит праведный Судия и Гитлера, и всех соумышленников его»[15]. По сути дела, тот исторический выбор, который делал митрополит Сергий, в чем-то соответствовал выбору св. благоверного князя Александра Невского – между Западом и Востоком, между внешним угнетением и внутренним растлением. И в своем обращении от 22 июня, кстати, абсолютно независимым от государственного влияния, Местоблюститель принял единственно спасительное для России и Русской Православной Церкви в тех условиях решение. Позднее в своих проповедях о. Иоанн Крестьянкин скажет о непонимании страдальческой личности митрополита Сергия и о его прозорливости. К сожалению, это непонимание продолжается и сейчас.

Кажется ясно, за что погибли советские (по большому счету русские) солдаты – за спасение Русского народа от физического уничтожения и от оккультного рабства, в конечном счете (пусть многие и бессознательно) – за спасение Православия. И отец Георгий Митрофанов совершенно напрасно проходит мимо феномена возрождения Православной веры по другую сторону фронта, а именно он, в конечном счете, и явился определяющим для исхода войны и будущего России. Он трудно описуем – его не выразишь числом священнослужителей, так или иначе участвовавших в войне, или количеством самолетов и танков, построенных на церковные деньги, или даже количеством людей, посетивших церковные службы. Но, пожалуй, лучшим его выражением стихотворение, найденное в шинели простого русского советского солдата Андрея Зацепы, убитого в 1942 году:

Послушай, Бог, еще ни разу в жизни
С тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя…
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня я смотрел
Из кратера, что выбила граната
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем.
Каким жестоким может быть обман…
Не странно ль, что средь ужасасающего ада
Мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно. Ты на нас глядишь…
Но, кажется, я плачу, Боже мой. Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог. Иду и вряд ли уж вернусь
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.[16]

К сожалению, своими проповедями и выступлениями, о.Георгий Митрофанов не только оскорбляет память погибших воинов и живых ветеранов, но и идет против сложившейся церковной традиции: как известно, по решению Священного Синода Русской Православной Церкви 9 мая объявлено днем поминовения воинов, а также всех убиенных, погибших в Великую Отечественную Войну. Праздник 9 мая, который уважаемый протоиерей именует в своих выступлениях и высказываниях не иначе как «победобесием» приобрел церковное измерение и по сути вошел в современное церковное предание. Для многих наших не очень верующих сограждан память о войне и совместное церковно-государственное празднование Дня Победы – еще один способ воцерковления. И в этом контексте выступления о.Георгия иначе как антимиссионерскими не назовешь.

К сожалению, для этой книги характерны бездоказательные и ничем не обоснованные, зачастую оскорбительные утверждения, типа: «Наше общество состоит из людей, в подавляющем своем большинстве живших во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь проходила в служении правде. Они «служили России» – называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерацией, – а на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую неправую жизнь, служили не России и служат не России, а служат только себе» (С.156). Что же – зачислим ли мы в этот список ликвидаторов чернобыльской аварии, ветеранов Афганской и Чеченской войны, военных, прошедших и гарнизонные скитания, и горячие точки, и нищету и презрение девяностых, и инженеров военных заводов, месяцами не получавших зарплаты начале девяностых, но не уходивших с оборонных заводов, бессребреников-преподавателей, отдававших свое время и душу ученикам? Пусть читатель судит сам, но, обозрев свое окружение, я почти не нашел людей, соответствующих приговору о. Георгия. Не знаю, может быть мне повезло. Зачем всех мазать дегтем и считать, что честное исполнение своего долга было и есть служение некоей «империи зла»? Что оставалось честным труженикам и защитникам СССР (а сейчас России) – легально или нелегально бежать в «Империю добра» через Вену или Израиль? Или, более того, обратить против своих сограждан оружие, имея пред глазами светлый облик генерала Власова? К чему призывает о. Георгий, к гражданской войне?

Другое утверждение: «Сейчас люди просто пытаются жить на той территории, на которой суждено им было родиться, в желании как можно скорее перебраться на другие земли, где им будет легче и комфортнее» (С. 158). На самом деле, статистические опросы, в частности проведенные НИИКСИ показывают иную картину: о. Георгий опоздал с этим оскорбительным вердиктом на восемнадцать лет.

Отметим, что подобные обобщенные обвинения не делают чести о. Георгию, ни как ученому, ни как пастырю, ни как миссионеру. Общеизвестное миссионерское правило: ты должен найти что-то доброе в том, кого желаешь обратить, зацепиться за некий островок добра в его сердце. Но, как говорит старец Силуан, если ты начинаешь с того, что «ваша вера – блуд», а твои слушатели знают, что это не так, то ты рискуешь навсегда потерять их для Православия. Сам агрессивный тон книги производит тягостное впечатление: это – не пресвитерский текст. Само слово «пресвитер» означает «старец», а для старца характерна мудрость, такт, глубина и мирность – умение обобщать, соединять и примирять. Этого, к сожалению, в данной книге нет.

Зато есть другое – апология Иудина греха, совершенно в духе Серебряного века, против которого, казалось бы, борется автор. По его мысли, именно двадцатипятилетнее служение Власова и его соратников советскому строю и было предательством, а предательство этого строя и было покаянием (С.147-148). Насколько известно, нигде ни в Священном Писании, ни в Церковном Предании мы не обретаем учение о том, что двойное предательство может быть зачтено за покаяние. И опять-таки, нигде в церковном предании не сказано, что можно предавать врагу свое земное отечество, пусть даже из высших религиозных интересов, напротив, и Писание, и Предание учат обратным вещам.

В 13 главе Послания к Римлянам св. апостол Павел учит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13, 1-2). Отметим, что Апостол учит повиноваться императору Нерону, который ничем не был лучше товарища Сталина, в ряде отношений, может быть и хуже. В свете апостольских слов также становится во многом понятной декларация митрополита Сергия от 1927 года.

А вот что предписывает святитель Григорий Неокесарийский относительно христиан, помогавшим варварам-готам (кстати – предкам немцев), среди которых вполне могли быть христиане: «Если которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, что были понтийцами и христианами, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, также указывали неведущим варварам пути или дома, – таковым должно преградить вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, вместе сошедшись святые Отцы, и прежде них – Дух Святой». (8 правило Григория Неокесарийского)

По точному смыслу этого правила церковное поминовение генерала Власова становится весьма сомнительным. И напротив, вполне церковной являлась позиция митрополита, а затем и патриарха Сергия, который на основании этого правила отлучал от Церкви мирян и священнослужителей, сотрудничавших с немецко-фашистскими оккупантами.

Таким образом, позицию о. Георгия общецерковной не назовешь. В лучшем случае, она отражает позицию некоторых кругов Зарубежной Церкви, в которой были сильны провласовские настроения. Но даже и там поддержка власовского и коллаборационистского движения отнюдь не являлась общецерковной. Для чего о.Георгий, пользуясь своим саном и авторитетом, пытается навязать эту маргинальную и сомнительную позицию здесь, в России, остается только гадать.

Не является его позиция и государственнической. Выступать клирику с такой книгой тогда, когда принимается положение о комиссии по борьбе с фальсификации истории России, значит ссорить Церковь с государством и вносить раскол в церковно-государственные отношения. Существует и другой аспект: как известно, президент Украины Виктор Ющенко, стремящийся отколоть от Московской Патриархии Украинскую Православную Церковь, реабилитирует украинских коллаборационистов-бандеровцев, с которыми стремился сотрудничать Власов (см. выше) и ставит их на одну доску с ветеранами войны. Как мы видели выше, подобную же операцию о.Георгий Митрофанов проводит для власовцев. Не будет натяжкой сказать, что с типологической и системной точки зрения подобный подход объективно укрепляет антироссийские и, следовательно, антицерковные позиции на Украине, коль скоро деятельность коллаборационистов получает одобрение от лица весьма авторитетного клирика Русской Православной Церкви. Если можно реабилитировать Власова, почему нельзя Бандеру? Соответственно получают свое оправдание и латышские, и эстонские, и литовские СС овские части, к единению с которыми призывал генерал Власов. Sapienti sat.

И в завершение, для того, чтобы понять, кого Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля в наше время действительно считает героями Второй Мировой Войны и созидателями исторической России, ее честью и совестью, нельзя не привести послание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла генерал-лейтенанту В.В. Варенникову по поводу кончины его отца – Валентина Ивановича Варенникова:

Уважаемый Владимир Валентинович!

Примите мои глубокие соболезнования в связи с постигшей всех нас тяжелой утратой.

Своим ратным подвигом и талантом военачальника, своими многолетними трудами на благо Отечества Валентин Иванович Варенников снискал поистине всенародную любовь и уважение.

Имя генерала Варенникова навсегда вписано в историю Российской Армии. Участник Великой Отечественной войны, знаменосец Парада Победы 1945 года, выдающийся военный организатор и патриот, он олицетворял собой совесть и честь офицерского корпуса нашей страны. В течение многих лет он трудился как депутат Государственной Думы, заботясь о достойном устроении настоящего и будущего России.

Всемилостивый Господь призвал его к Себе в светлые пасхальные дни, накануне великого праздника Победы, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя русского воинства.

Ушел из земной жизни человек, имя которого по праву считается одним из символов доблести, искренности, бесконечной преданности долгу и Отчизне. Пусть вечная память о нем сохранится в сердцах всех, кому дорога Россия.

Господь да упокоит новопреставленного раба Своего в селениях праведных.

С уважением

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ[17]

[1] Текст взят с сайта http://www.mochola.org/russiaabroad/vlas_manifesto.htm

[2] Текст взят с сайта http://libelli.ru/works/moch1.htm

[3] Добровольческое движение. Историческая справка. Информация взята с сайта http://country-osi.narod.ru/roa.html

[4] Там же.

[5] По одной из версий его взорвали партизаны, по другой – немцы.

[6] Райна Павел. За веру и отечество. Ленинград, 1990. С. 37.

[7] Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии в 1944 году. Минск, 1965. С. 314-348.

[8] Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в 1927-1943. // Вопросы истории, 1994. С. 43.

[9] Константин (Горянов), архиепископ Тихвинский. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. // Христианское Чтение. 2005, №24. С. 65.

[10] Якунин В. Н. Велик Бог земли Русской // Военно-исторический журнал. 1995 №1.

С. 37. Павел Райна. За веру и отечество. Л., 1990. С. 65

[11] Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки. Документы и материалы. Т. 1. Подготовка и развертывание фашистской агрессии в Европе 1933-41 гг. М., 1973. С. 241.

[12] Вейс И. Адольф Гитлер. М, 1993. Т. 2. С 243.

[13] Константин (Горянов), архиепископ Тихвинский. Указ. соч. С. 54

[14] Сергий (Ларин). Православие и гитлеризм. Одесса, 1946-47. (Рукопись). С. 23.

[15] Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник документов. М., 1943. С. 9.

[16] Простите, звезды Господни. Фрязино, 1999. С. 256.

[17] Текст взят с сайта patriarchia.ru

66

Всем добрый день!
Про этого Митрофанова уже была дискуссия на этой площадке. Приближается великий праздник ПОБЕДЫ. Возникает вопрос - разве допустимы подобные разночтения значения нашего общего праздника в РПЦ???

67

Добрый день, Миша! Это, как понимаю, не повод для запрета в служении и т.п. мер. А думать всех одинаково Церковь обязать не может.

68

Не завидую прихожанам этого батюшки. Кстати, собрание прихода имеет право обращения к епископу о замене их священника. Это было даже до 1917г.

69

Я бы к такому на приход пошла бы только в случае, если бы в зоне доступа вообще не осталось ни одного православного священника.

Из светских мер, как понимаю, есть возможность гражданам подавать иски в суд. Вчера начала слушать передачу http://radiovesti.ru/brand/60948/episode/2244607/ , но не дослушала и в вопросе (с чего все началось) не разобралась. Но сам принцип действия считаю правильным - цивилизованно (не мордобитие) и человек за свои слова ответит (заодно, лучше в теме разберется).

70

У нас в церкви одного священника извергли из сана...у него даже на автобусе, в котором он возил бабулек была свастика намалевана.
Бурная была история. Я давно уже это выкладывал. Вроде даже на Предании. Как тогда на меня взъелись 8-)

71

Ничего себе. Я эту историю не помню. Слава Богу, у нас таких батюшек не знаю. На 9 мая служат кто Литургию, кто молебен.

72

А ты говоришь нельзя извергать. ВСЕ можно, было бы желание

73

Я не специалист по каноническому праву.)

74

Я тоже. Просто с батюшек спрос еще больше, чем с мирян.

75

Да. На днях смотрел ролик с одним известным бывшим дьяконом...
Какие вещи он говорит...
Хм.
Когда то и не представлял, что священнослужитель может так говорить...
К великому сожалению.

76

Умер ВОИН...Алексей Ботян...Господь дал ему прожить 103 года...
Он спас Краков...

https://topwar.ru/167821-legendarnyj-ra … -godu.html

Царствие Небесное, Воину!

77

Царствие Небесное!

78

https://inosmi.ru/politic/20200216/246862074.html
Вместо Вятровича пришел другой...хм.
Почитайте.
Гекатомбы лжи. Мельник и бандера у них созидатели Украины...
Вряд ли на таком фундаменте, здание устоит...


Вы здесь » БЫТЬ! » История, документы, воспоминания... » Кому они «братья»? Ответ на попытки героизации пособников нацистов