БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Цикл. СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ. » Священномученик Петр Соколов, епископ


Священномученик Петр Соколов, епископ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://drevo-info.ru/images/001/001001.jpg
Священномученик Петр Соколов, епископ
В трудные годы борьбы с обновленчеством Вольское викариатство возглавил владыка Петр Соколов. Назначенный в Вольск в 1923 году, он занимал эту кафедру непривычно долго, до 1928 года, совмещая свою должность с временным управлением Астраханской, Куйбышевской, Уральской и Пензенской епархиями. Впрочем, большую часть из этих пяти лет епископ Петр проводит в тюрьмах и ссылках.

Архиерейскому служению владыки Петра предшествовало почти сорокалетнее служение в иерейском сане. Павел Иоаннович Соколов, будущий владыка Петр, родился 3 июня 1863 года в селе Балтай Вольского уезда. В 1885 году закончил Саратовскую Духовную Семинарию и начал преподавать Закон Божий в саратовских школах. В 1886 году Павел Соколов принимает священный сан и становится священником-миссионером в Саратовской епархии.

Миссионерская деятельность отца Павла продолжается с 1892 по 1913 годы, после чего он назначается священником Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря.

В 1917 году входил в состав епархиальной комиссии по исследованию обстоятельств явления иконы Божией Матери в селе Родники Николаевского уезда.

Будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, в 1922 — 1923 годах отец Павел Соколов ведет упорную борьбу с обновленцами. 31 марта 1923 года в Саратове состоялась тайная епископская хиротония владыки Петра. В 1923 году в Саратовской епархии не было ни одного православного архиерея. Не поддавшиеся соблазну обновленчества саратовцы выдвинули двух кандидатов на архиерейство. Ими стали известные в городе протоиереи Павел Соколов и Анатолий Комаров. Для окончательного решения и благословения послали к находившемуся в ссылке саратовскому архиепископу Досифею Протопопову. Ответ пришел очень нескоро, но в нем давалось согласие на хиротонию обоих кандидатов. Два епископа, находившиеся на покое, бывшие Саратовские викарии Иов (Рогожин) и Варлаам (Пикалов), специально приехавшие на короткий срок в Саратов, в скиту Спасо-Преображенского мужского монастыря постригли отца Павла в монахи и посвятили в епископы. Получив титул епископа Сердобского, викария Саратовской епархии, епископ Петр очень скоро назначается на Вольскую кафедру. Это произошло после его личной встречи с Патриархом Тихоном, который утвердил его хиротонию и подписал назначение в Вольск.

Первое архиерейское служение епископа Петра состоялось на Троицу 14 мая 1923 года. Можно с уверенностью сказать, что с этого момента звезда обновленчества в Саратове начала клониться к закату. Получив в лице епископа Петра каноническую полноту церковного управления, большинство приходов епархии решительно отказывались от обновленчества и переходили под его архиерейский омофор. В самом Саратове только три прихода оставались обновленческими. В отсутствии владыки Досифея епископу Петру подчинялись все православные приходы Саратовской епархии и некоторые приходы Куйбышевской. Л. Регельсон в книге «Трагедия Русской Церкви», ссылаясь на данные А. А. Валентинова, сообщает о соловецкой ссылке епископа Петра в 1923-1924 годах.

7 декабря 1923 года епископ Петр Соколов был осужден на 3 года заключения в Соловецких лагерях по 69-й статье УК «Возбуждение верующих против Советской власти».

После освобождения из лагеря 31 октября 1926 года владыка Петр почти целый год безвыездно проживает в городе Кирсанове, и только после этого получает разрешение прибыть в Саратов, получая назначение управляющего Саратовской епархией.

С 1928 года мы видим владыку Петра епископом Камышинским, викарием Сталинградской епархии. 13 августа 1930 года он назначается на Могилевскую кафедру. Прибыв в Могилев, Преосвященный Петр обнаружил, что бывший могилевский епископ отказался от перевода его в Сталинград. По этой причине 5 сентября 1930 года происходит новое назначение владыки Петра на Сталинградскую кафедру. Богослужения владыка совершает в кладбищенской церкви, проживает по адресу ул. Двинская, 36. В 1932 году владыка Петр принимает участие в летней сессии Священного Синода. 16 апреля 1933 года возведен в сан архиепископа. 23 апреля 1935 года владыка Петр увольняется на покой. Это связано с новым арестом по обвинению в систематическом произнесении проповедей антисоветского характера.

2 октября 1935 года Особое совещание при НКВД СССР, рассмотрев дело епископа Петра, постановило зачесть в наказание срок предварительного заключения и из-под стражи освободить.

Почти сразу же после освобождения 10 ноября 1935 года архиепископ Петр назначается на Воронежскую кафедру. В октябре 1936 года происходит последний арест владыки Петра. Выйти из заключения ему было уже не суждено, 16 мая 1937 года земная жизнь епископа Петра завершилась.

2

http://drevo-info.ru/images/003/015349.jpg
Архиеп. Сталинградский Петр (Соколов), 1935 г. Фото из следственного дела (АУ ФСБ ВО), с сайта "Правмир"

Житие на сайте энциклопедии "Древо" http://drevo-info.ru/articles/5330.html :

Свернутый текст

В миру Соколов Павел Иванович, родился 3 июня [1] 1863 года в селе Балтай Вольского уезда Саратовской губернии в семье священника.

В 1879 году окончил Камышинское духовное училище [2], в 1885 году - Саратовскую духовную семинарию по II разряду [3]. Был учителем в школах города Саратова. Вступил в брак.

23 февраля 1886 года рукоположен в сан иерея. Служил священником в разных храмах Саратовской епархии.

С 1886 года - священник-миссионер в Саратовской епархии (по др. свед., с 1892 по 1913 год).

В 1913 году получил назначение на службу в Саратовский женский монастырь, где выполнял священнические обязанности до 1923 года.

В "Самарских епархиальных ведомостях" за 1917 год отец Павел указывается, как член комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в селе Родниках (Корнеевке) Николаевского уезда Самарской епархии [4].

В начале 1920-х годов овдовел, у него был сын Павел, в 1930-е годы находившийся в ссылке на Дальнем Востоке, и дочь Нина, вышедшая замуж за учителя Архангельского, жившего в селе Базарный Карабулак Саратовской области.

В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о. Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей - священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании Саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов. О. Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого ВЦУ. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону (Оболенскому) (проживающему тогда в г. Покровске, против Саратова) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией.

После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о. Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, викария Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие, бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (Пикалов).

О новом епископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии, новый Саратовский Владыка под звон колоколов, среди тысячной толпы "проследовал в свои покои", в женском монастыре.

В течение 2-3 дней все саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации из других епархий - Астраханской, которой он управлял с 1923 по 1925 гг. - и отдельных приходов Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Он всех принимал под свое руководство.

Несколько времени спустя, когда епископ Петр смог увидеться с Патриархом Тихоном, Святейший сделал ему устный выговор за хиротонию без разрешения высшей церковной власти, но хиротонию утвердил и отнесся к Преосвященному благожелательно.

С 1923 года - епископ Вольский, викарий Саратовской епархии.

Будучи епископом Вольским, в 1923 году поочередно назначался временно управляющим Астраханской, Куйбышевской, Уральской и Пензенской епархиями.

В 1923 году Саратовское ОГПУ предъявило владыке обвинение в возбуждении верующих против Советской власти. Саратовская тройка ОГПУ осудила его на 3 года заключения в Соловецких лагерях. По окончании срока заключения около года жил в Кирсанове Тамбовской губернии, после чего получил разрешение вернуться в город Саратов.

В 1928-1930 годах - епископ Камышинский, викарий Саратовской епархии [5].

13 августа 1930 года получил назначение на Могилевскую кафедру. По свидетельству архиерея, прибыв в город Могилев, он через сутки покинул город, т. к. прежний епископ, Феодосий (Ващинский), отказался от перевода в Сталинград и не покинул свою кафедру.

С 5 сентября 1930 года - епископ Сталинградский.

На кафедру владыка приехал в октябре 1930 года. Документы показывают, что в мае 1931 года по Сталинграду и его районам было зарегистрировано 14 общин патриаршей ориентации, 2 помещения и 13 молитвенных зданий, количество служителей культа в епархии составляло 34 человека. По распоряжению архиерея богослужения проводились круглосуточно, чтобы все верующие имели возможность их посещать. Кроме того, владыка выдал священнослужителям антиминсы, и они проводили богослужения в частных квартирах.

В 1932 году участник летней сессии Священного Синода.

16 апреля 1933 года возведён в сан архиепископа.

Управляя епархией, твёрдо придерживался "Сергиевской ориентации", вел борьбу с обновленцами и илиодоровцами. В декабре 1932 года в Сталинграде был закрыт последний храм, находившийся в управлении Петра (Соколова), - Троицкий. Верующие обратились в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК с просьбой об открытии храма, т. к. тысячам верующих приходится посещать удаленные сельские церкви.

В июле 1933 года Сталинградский горсовет получил из Москвы разрешение предоставить "сергиевцам" Алексеевскую кладбищенскую церковь. 26 июля 1933 года в Алексеевском храме состоялось первое богослужение.

23 апреля 1935 года владыка и священнослужители Алексеевской церкви были арестованы. Архиерей был обвинен в систематических пропагандистских проповедях антисоветского характера. Во время следствия он признал лишь то, что критиковал в своих проповедях учение Ч. Дарвина и статьи газеты "Известия" за неверную информацию о положении Русской Православной Церкви за границей. 2 октября 1935 года особое совещание при НКВД СССР осудило Петра Соколова за антисоветскую деятельность, но он тут же был выпущен на свободу, т.к. в установленное наказание был включен срок предварительного заключения.

12 (25) ноября 1935 года назначен на Воронежскую кафедру.

В начале декабря 1935 года архиепископ Петр приехал в Воронеж и поселился на той же квартире, что и его предшественник, недавно арестованный архиепископ Захария (Лобов), – в доме 47 по переулку Комарова. Епископская кафедра находилась тогда в приречном старинном Успенском соборе. Отношения епископа с причтом церкви вскоре не заладились, и 6 мая 1936 года он служил там в последний раз. Священники отказались впустить владыку в храм. В ответ на такое своеволие Петр уволил настоятеля собора протоиерея Алексея Образцова за штат, а церковного старосту Илью Скрипицына отлучил от святого причастия. Клирики не выполнили этого распоряжения, 17 июня в письме к владыке объявили о прекращении молитвенного общения с ним и непризнании его своим архипастырем. Сохранился указ Заместителя Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского Сергия (Страгородского) от 29 июля 1936 года, которым объявлялось всему причту Успенского собора о том, что они подлежат лишению сана, а пока, как порвавшие связь со своим епископом, числятся в расколе с Московской Патриархией и через нее – с Православной Церковью. Но даже крайняя мера действия не возымела, и доступа в кафедральный храм архиепископ Петр не получил. В такой раскольнической акции священников Успенской церкви были весьма заинтересованы местные власти, стремившиеся изолировать главу епархии и лишить его возможности проповедовать. Конечно, и общая неустроенность церковной жизни, наличие расколов, отсутствие налаженных связей с другими епархиями и Синодом накладывали свой отпечаток на события в воронежском Успенском соборе.

Архиепископ Петр не прекращал своей проповеднической деятельности, он служил в других оставшихся храмах, ездил по епархии. 19 августа 1936 года он служил в церкви подворонежского села Орлово.

Органы НКВД начали интересоваться новым епископом еще в феврале 1936 года, допросив церковного старосту И.Н. Скрипицына. Как в свое время к архиепископу Захарии (Лобову), к владыке Петру он относился резко отрицательно. В июле 1936 года допрашивали владельца дома, где жил Петр, М.В. Гурова, и священника Успенской церкви, что в слободе Монастырщинке, на левом берегу, И.И. Баженова.

В октябре 1936 года еп. Петр был переведён на Петровское викариатство Саратовской епархии.

В ночь на 28 октября 1936 года на квартире архиепископа был произведен обыск (имеется опись конфискованных вещей, в числе 37 предметов архипастырского облачения), после чего Петра арестовали. Предъявленное ему обвинение в антисоветской агитации и пропаганде состояло из четырех пунктов, каждый из которых базировался на показаниях конкретного лица. Главу епархии обвинили в том, что он в декабре 1935 года в церкви вел монархическую пропаганду и оскорбительно отзывался о Советской власти (показания церковного старосты Успенского храма И.Н. Скрипицына), в марте 1936 года в проповеди призывал верующих к объединению вокруг церкви (показания священника Успенского храма И.С. Котова, в апреле 1936 года произнес контрреволюционную проповедь (показания псаломщика Успенской церкви И.Л. Назарченко), в июле 1936 года в разговоре враждебно толковал новую конституцию (показания соседа по дому В. Егурнова).

В материалах дела есть упоминание о письменном заявлении, поданным церковным старостой И.Н. Скрипициным следственным органам до возбуждения уголовного дела, в котором речь шла о том, что проповеди Петра носят контрреволюционный характер.

Предъявленного обвинения Петр не признал. В конце декабря 1936 года был арестован священник в селе Орлово под Воронежем Отченашков Иван Семенович [6]. В 1930–1932 годах он отбывал заключение в Ухто-Печерском лагере по 58-й статье. В дальнейшем И.С. Отченашков проходил по одному делу вместе с Петром как “пособник, проводивший по его заданию враждебную пропаганду среди местных крестьян”. Держался И.С. Отченашков на следствии твердо, никого не оговорил, виновным себя не признал.

Дело архиепископа Петра и священника И.С. Отченашкова рассматривалось в закрытом заседании специальной коллегии областного суда 12 февраля 1937 года. Обвиняемые были признаны виновными и приговорены к пяти годам лагерей и трем годам поражения в правах.

По сведениям зарубежных изданий, архиепископ Петр (Соколов) умер 16 мая 1937 года в возрасте 74 лет. Место смерти – воронежская тюрьма или лагерь – не установлено. Дальнейшая судьба И.С. Отченашкова неизвестна.

31 июля 1989 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40 и начала 50 годов" П. Соколов был реабилитирован.


Вы здесь » БЫТЬ! » Цикл. СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ. » Священномученик Петр Соколов, епископ