БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Церковь Православная » Богослужебное чтение


Богослужебное чтение

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Заинтересовал этот вопрос. Поэтому добавлю в тему, что нашла.

Верная интонация. Секрет богослужебного чтения http://ortox.ru/news/2014_03_31_vernaya … _chteniya/

Свернутый текст

О необходимости сделать богослужение понятным говорят немало, раздаются даже предложения перевести службу на современный русский язык. Между тем смысл большинства церковно­славянских слов ясен практически каждому прихожанину, сложность же состоит в невнятном, тихом либо слишком монотонном чтении.

Преподаватель богослужебной риторики Николо­Угрешской и Николо­Перервинской духовных семинарий Николай Акимович Стрелецкий разработал пособие «Курс практических занятий по богослужебной риторике», помогающее освоить осмысленную манеру богослужебного чтения.

– Николай Акимович, Вы создали пособие по богослужебному чтению. Но, кажется, чтецы в храмах быстро осваивают церковную манеру чтения и без пособий?

– Практически все церковные чтецы используют богослужебную манеру чтения неточно, не попадая интонацией на смысловые акценты. Псаломщиков учат читать «ровненько, как ручеек», – но такое чтение не помогает молящимся уловить смысл произносимого. В семинариях богослужебную риторику тоже не преподают. Люди, как правило, вырабатывают свою манеру чтения – копируя других, и, по словам известного богослова ХIХ века протоиерея Евгения Попова, «сами поэтому служат ошибочно и неточно, как были научены, а вернее сказать – недоучены». При опросах прихожане множества храмов буквально в один голос говорят: «Слова службы я понимаю, а смысл все равно почему­то не улавливается». Народ не понимает службу не из­за того, что ему непонятен церковно­славянский язык, а потому, что не усваивается смысл чтения!

– Каким же должно быть богослужебное чтение?

– Чтение должно выражать в первую очередь мысль автора – святителя или преподобного, а через нее – наши молитвенные чувства. Святитель Феофан Затворник пишет, что молитва должна нести в себе наши чувства к Богу: благодарение, покаяние, прошение... Бытует мнение, что нельзя читать «страстно» – так обычно говорят со ссылкой на святителя Игнатия (Брянчанинова). Это очень правильно, но только нужно знать, что в понятие «страстно» святитель Игнатий вкладывал смысл, родственный смыслу «страстно» в толковом словаре своего современника В.И. Даля, в котором градация смысла слова «страстно» протягивается от понятия «сильно эмоционально» до понятия «безумно». Действительно, читать эмоционально – нельзя, а читать осмысленно – необходимо. Святые отцы как раз и учат нас молиться, «заключая ум в слова». Если чтец правильно акцентирует слова молитвы, это помогает сосредоточиться на них и ему, и слушателям. Акцентирование создает логическую канву, смысловой каркас текста, в который легко вписывается внимание молящихся. И это не связано с эмоциями чтеца: акценты делаются там, где этого требует сам текст. Когда закончилась фраза – завершена мысль, – чтец делает секундную паузу, помогая молящимся вникнуть в суть сказанного. При этом чтение традиционно совершается на одной ноте, как мы и привыкли слышать в храмах.

– Как понять, где именно нужно делать смысловое ударение?

– На главных словах. Есть такое понятие: целесообразность высказывания. Так вот, именно она подскажет нам течение мысли и нахождение главных слов. Перед нами молитва или псалом, например: «Господи, услыши правду мою и вонми молению моему». В чем смысл и целесообразность? В просьбе к Богу – услышать правду и быть внимательным к молению. Выделим ключевые слова, сделаем на них ударение. Чтобы найти их, произнесем фразу с «бытовой» интонацией, как если бы мы просто наедине говорили с Богом: «Господи (ударение), услыши (тоже ударное слово) правду мою и вонми (еще одно ключевое слово) молению моему». Вообще решение проблемы правильного, разумного чтения в храме, как показала длительная практика, заключается в последовательном выполнении трех простейших задач: 1) сначала мы с вами должны разобрать все тексты, употребляемые на службах, определяя в них движение авторской мысли посредством выделения главных слов (в конце этого курса дан материал с обиходом для священников, диаконов и чтецов, в котором подчеркнуты главные слова); 2) затем научиться произносить их на память, выражая в них авторскую мысль с помощью этих самых главных слов, но произносить их, используя исключительно жизненные, разговорные интонации, как в наших домашних молитвах, чтобы движение авторской мысли стало для нас очевиднее и нам легче было бы найти точные смысловые акценты. Это будет наша с вами предварительная, «базовая» подготовка к последнему, третьему шагу; 3) последний, заключительный шаг будет таким: мы с вами произнесем одну фразу молитвы или псалма нашими простыми, обиходными, жизненными интонациями. Повторим этот отрывок два­три раза, чтобы привыкнуть к высказыванию заложенной в ней мысли. А вот теперь снова повторим фразу, так же высказывая мысль, но уже не с бытовой, жизненной интонацией, а оставаясь голосом на одной и той же ноте! Еще и еще раз повторим это, теперь уже монотонное, высказывание – но теперь для того, чтобы услышать высказанную нами мысль в совершенно другом качестве, т.е. не с обычной игрой голоса, а в «монотонном» ее произношении. Зафиксируем и запомним на слух само своеобразие этого звучания. Теперь у нас получилась (если запишем себя на диктофон и послушаем, то заметим это) не мертвенная (произносимая монотонности ради), а достаточно живая, хотя и звучащая на одной и той же ноте, но подвижная и осмысленная человеческая речь. Эта речь способна сохранить в Евангелии, псалмах и молитвах и нужный тон просьбы, и убеждение, и всю сердечность благодарности, всю торжественность славословия, всю убедительность назидания и всю живость рассуждения. Это уже не будет обезличенный, лишенный всякого смысла «читок», который всегда, и в древности, и в более поздние времена, являлся лишь малой частью общей чтецкой палитры. В то же время никакой эмоциональности или чувственности, называемой обычно страстностью, быть здесь просто не может, т.к. само произношение на одной и той же ноте, лишенное голосовых интонаций, не дает к этому ни малейшего повода или возможности. Опыт такого произношения в разных храмах и монастырях показал, что прихожане тут же «включаются» и начинают внимательнейшим образом слушать службу и молиться. Но это чтение на одной ноте, если можно так выразиться, постовое. Есть и еще одна разновидность – распевное чтение. Не вокал, а распев, т.е. напевное произношение на нотах. Здесь речь становится еще более выразительной, так как чтец использует несколько нот. Святитель Иоанн Златоуст говорил о «тесных смысловых контактах между словом и мелодией». Опыт и практика показали, что святитель Иоанн имел в виду совмещение мелодических акцентов со смысловыми, т.е. с ударными слогами главных слов, раскрывающее смысл фразы. Именно это является главным условием для донесения смысла в распевном произношении, где простейшая мелодия состоит из трех­четырех звуков и вращается в пределах примы, секунды верхней, секунды нижней и терции нижней, считая от основного тона «до» (до­ре­до­си­ля). Звуков может быть меньше, но не больше. Таков неписаный закон православной псалмодии, закрепленный обычаем, именуемый в церковной практике «литургически­псалмодическим речитативом», который и наши опытные церковнослужители, и многие из молодых служащих знают, но правильно применить его редко кто может. Обычно акцентируют мелодией спонтанно, произвольно, «как пойдет», и поэтому смысл произносимого искажается. Но здесь нет ничего сложного. Нужно сначала выделить главные слова, а затем постараться подчеркнуть ударные слоги данных слов акцентами этой коротенькой мелодии, как это делали в древности наши предки. А они, по словам известного специалиста в области древнерусского пения и чтения профессора Т.Ф. Владышевской, импровизировали, приспосабливая мелодические акценты к смыслу текстов.

– Сюда примыкает древнее искусство чтения на погласицу, сохранившееся только у старообрядцев?

– Да, у старообрядцев сохранились погласицы, но связь слов с музыкой у них утеряна. Музыка сама по себе, а слова – сами по себе. А ведь о подчиненности мелодии слову как раз и говорит Т.Ф. Владышевская, упоминая древнее напевное чтение, импровизационно выражавшее мысли, содержащиеся в богослужебных текстах.

– Какими источниками Вы пользовались в своей работе?

– Источников, слава Богу, много. Среди них и книга «Богослужение в Православной Церкви», и материалы из многих православных сборников, журналов и изданий. Псалмопевцы, святые отцы – от Иоанна Кассиана Римлянина до праведного Иоанна Кронштадтского. Историки, знаменитые лингвисты, такие как Щерба, исследователи древнерусского чтения и пения – И.А. Гарднер, И.И. Вознесенский, Н.Д. Успенский, Т.Ф. Владышевская и другие. Кстати, с Татьяной Феодосьевной Владышевской я знаком лично, по ее приглашению делал доклад на Рождественских образовательных чтениях.

– Есть ли у Вас благословение на эту работу?

– На работу меня благословил мой духовник, игумен Валерий (Ларичев), духовник Московской областной епархии. Я занимаюсь изучением церковного чтения уже почти двадцать лет. Самочинно в этой сфере ничего делать нельзя – вопрос слишком серьезный. Это не отвлеченная научная область, где допустимы различные гипотезы. Моя метода обучения богослужебному чтению известна Священноначалию, одобрена многими архиереями. По приглашению Патриархии не так давно я делал доклад в ОВЦС, где слушателями были референты и секретари епархиальных архиереев. По окончании доклада сразу из нескольких епархий поступили приглашения сделать доклад на местных епархиальных собраниях и провести курс церковного чтения для духовенства и чтецов.

– Вы занимаетесь преподаванием?

– Я преподаю в Николо­Угрешской и Николо­Перервинской духовных семинариях, на высших богословских курсах при Московской духовной академии, преподавал в Свято­Тихоновском гуманитарном университете и Иоанно­Богословском православном институте; по приглашению настоятелей постоянно посещаю обители, обучая насельников правильному чтению. Одними из первых были Новоспасский монастырь (там, по благословению Председателя Синодальной комиссии по богослужению Русской Православной Церкви архиепископа Алексия, я преподавал братии еще лет десять тому назад), затем Оптина пустынь, Высокопетровский монастырь... Прошлым летом занимался с братией в Александро­Свирском монастыре. Приглашают меня для занятий с клиром и приходские священники – например, отец Владимир Волгин, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Москве, и другие. Правда, случается, что настоятель­то приглашает, а из клира далеко не все готовы учиться. Также, судя по всему, уже не первым тиражом, вышел мой первый диск.

– Легко ли научить человека, уже много лет читающего, а то и служащего в храме, читать правильно?

– Некоторые воспринимают обучение тяжело. Приходится бороться со сложившейся привычкой, переубеждать людей. Священнослужителям бывает непросто довериться мирянину, признать, что он учит читать на богослужении лучше, нежели привыкли они, нежели читали их предшественники... Хотя, когда я прочел пятидесятый псалом перед настоятелем Оптиной пустыни игуменом (ныне – епископом) Венедиктом – он произнес: «Николай, так читали в Лавре, когда я был молодым монахом». То есть приходится, попросту говоря, возрождать традицию, ныне утерянную. Препятствием служит и равнодушие. Как сказал мне уже не один священник, воспринять осмысленную методу чтения может лишь тот, кто действительно любит богослужение. И все же желание возродить церковное чтение есть у значительной части и священства, и епископата.

– Что представляет собой Ваше пособие?

– Пособие, создание которого подходит к концу, состоит из разбора богослужебных текстов, конкретных упражнений по голосообразованию, дыханию, крупной артикуляции и нотных примеров. Также к брошюре прилагаются аудио­ и видеодиски. Я начитал голосом молитвы, ектеньи, часы из Часослова и др. Чуть позже начитаю требы для батюшек, их возгласы, ектенийные диаконские прошения. Тот, кому сложно вникать в теорию, сможет учиться, используя предлагаемый пример чтения. В видеоразделе я объясняю, как правильно ставить дыхание и т.п. Весь материал по богослужебному чтению для священства, диаконов и чтецов уже сейчас постепенно начинаю размещать на моем сайте в интернете: molitva.pro . Для тех, кому срочно нужна помощь в данном вопросе, на сайте есть номер моего сотового телефона.

Беседовала Алина Сергейчук

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Ризница» № 42, 2014 г.

2

КАК НАЧАТЬ ЧИТАТЬ НА КЛИРОСЕ И КАК ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ http://prokliros.ru/cliros_2/63
   

Свернутый текст

Читать на клиросе - это прекрасная возможность стать важным, нужным и полезным для вашего храма и вашей церковной общины. Скажу вам по секрету - читать на клиросе (по моим внутренним ощущениям) даже более радостно и благостно, нежели петь. Я и пел и читал на клиросе и могу сказать со всей ответственностью - у певчего нет такого погружения в суть конкретной службы и конкретного праздника, как у чтеца. И главное - это доступно многим, ведь для чтения не нужно специальное образование. Так как же начать читать на клиросе?

Конечно, мы не будем уделять много внимания теме "как начать". Это совсем не сложно. Узнаете, кто настоятель в храме, подходите к нему, и проситесь на клирос - читать. Могу вас заверить - певчие ОЧЕНЬ редко бывают против приходящих гостевых чтецов, так как берегут голоса от повышенной нагрузки (пение и чтение одновременно немало утомляет). И потому обычно певчие рады приходу чтецов на клирос. Так что - не стесняемся, не теряемся, подходим...

Но вот как начать читать правильно, как не распугать прихожан собственным чтением, как угодить и Богу, и порадовать молящихся в храме чистым приятным чтением, мы все же поговорим подробнее...

Готовимся к чтению

По собственному клиросному опыту могу вам сказать, что особенно рады певчие чтению следующих частей службы - часам (1-3-6-9), кафизмам (псалтырь), молитвам ко причастию и благодарственным молитвам после причастия.

Я бы предложил вам начать с молитв ко причастию. Обычно этот текст хорошо знаком всем верующим, и можно ожидать, что вы хорошо знаете все ударения в тексте. Но все же стоит проверить. Сядьте с карандашиком, возьмите в руки текст и внимательно пройдите его, следя за ударениями. Главная ошибка всех начинающих чтецов - неверные ударения в словах. Это неудивительно, так как многие слова в церковно-славянском звучат иначе, с необычными ударениями и потому первое, что делать сделать церковный чтец - выучить верные ударения.

    Подчеркнув слова, которые не верно произносятся в тексте, вы можете снова и снова каждый день проговаривать данный текст, обращая внимание на выделенные участки. Рано или поздно молитвы ко причастию, как и благодарственные - будут вами читаться верно.

Но это только начало работы. Главное в церковном чтении - его бесстрастность, монотоннность, но монотонность умиротворяющая, придающая пространству храма уют и успокоение. Одна из характерных ошибок начинающих чтецов - чтение на разных нотах. Голос привык в разговоре к речевым модуляциям (постоянной смене высоты звука) и нужно учиться говорить на одном звуке, иначе церковным чтецом вам не стать (постоянная смена высоты звука воспринимается слушающими как спешка, чтение взахлеб и сразу слышен не церковный характер такого чтения.

Очень важно при чтении буквально произносить слова. Буква "о" в современной речи часто редуцируется в "а", например "Господь" произносится как [Га'сподь]. В церковно-славянском нужно "окать" - подчеркнуто округляя рот на "о" и вытягивая губы дудочкой ну "у". Аналогичная ситуация с буквой "я" - ее надо произносить подчеркнуто утрированно, например "СвЯтый Боже, СвЯтый крепкий, СвЯтый бессмертный, помилуй нас".

    Поскольку формировать качественные "о", "у" и "я" требует времени (при определенной скорости губы просто не будут успевать сложиться в нужную для произнесения звука конфигурацию) - скорость чтения должна быть размеренной и ровной.

После изучения и запоминания правильных ударений в часто используемых молитвах последования ко причастию и благодарственных молитв можно переходить на псалтырь. Для начала - приобретите псалтырь с русским написанием, но церковно-славянским текстом псалмов.

Произведите ту же процедуру разучивания всех псалмов, как для молитв ко причастию. Этот объемный труд святого Давида не даст заскучать, ибо 20 кафизм зададут вам хорошую работенку. Зато на псалмах Давида очень хорошо учиться церковно-славянскому языку. Читая каждый день дома по одной кафизме, вы очень быстро привыкните к правильному произношению и ударениям (за ударениями надо обязательно следить, ибо в ударениях иногда ошибаются даже опытные монахи, чего уж говорить про начинающих чтецов).

    Когда текст кафизм начнет постепенно запоминаться и ложиться на слух, переходите на псалтырь в церковно-славянском написании. Вот тут и скажется вся ваша работа. Знакомые слова начнут складываться в фразы, вы будете просто узнавать текст. А постепенно сможете читать и малознакомый текст на церковно-славянском.

Чтение часов не сильно отличается от чтения псалтыри, так как часы в основном из псалмов и состоят. За той разницей, что на часах в определенных местах вставляется тропарь и кондак сегодняшнего праздника дня или святого. Запомнив место вставки тропарей, вы сможете читать часы без посторонней помощи.

Обретенная радость

Читать на клиросе очень радостно. Певчие зачастую во время пения лишены радости, так как озабочены тем, чтобы и попасть в ноты, и создать динамический и ритмический ансамбль, и красиво вокализировать звуки, и правильно прочитать подстрочный текст.

Все эти сложности приводят к тому, что часто певчему становится попросту не до молитвы. Дай Бог службу хорошо спеть. Но вот чтение...

    Какая радость и благодать бывает после службы у чтеца (я это знаю, так как сам читал), если он читает канон святому или псалтырь с умиленным, покаянным и горячим сердцем. Какая радость у чтеца бывает, когда он может через внимательное вдумчивое чтение молиться сам и помогать молиться всем прихожанам.

В каком-то смысле, читающий на клиросе щедрой рукой раздает милость - и певчим, помогая им на службе, и прихожанам, помогая им молиться. А ведь Господь сказал - "блаженны милостивые, ибо те - помилованы будут". Мне радостно думать, что наши дорогие чтецы обретут милость у Господа и будут вовеки помилованы и обретут вечную радость в неземном царстве великого Царя.

3

Оля, спасибо! Я заначила сайт )))))

4

:)  Рада, Ирочка.

5

В первом сообщении упоминался Николай Акимович Стрелецкий, ссылка на его книгу "Краткий курс практических занятий по богослужебному" чтению есть тут: http://troicahram.cerkov.ru/?page_id=1101 .

Беседа с ним:

6

Думаю, это тоже в тему будет:

Беседы с фонопедом Галиной Нестеровной Пустынниковой http://tv-soyuz.ru/Galina-Nesterovna-Pustynnikova (14 бесед).

7

Сергей Анатольевич Наумов  http://ruskline.ru/author/n/naumov_sergej_anatolevich/ .

8

БИБЛИЯ на Церковно Славянском!

http://www.my-bible.info/biblio/bib_tsek/ev_luka.html

9

Богослужебное пение Русской Православной Церкви https://predanie.ru/rubric-page/bogoslu … oy-cerkvi/ :

Песнопения Литургии и Всенощного бдения, Великого Поста и Пасхи, двунадесятых праздников , панихид и заупокойных служб - многие песнопения богослужений на церковнославянском языке в исполнении хоровых коллективов и отдельных солистов, на музыку разных композиторов можно найти в этом разделе


Вы здесь » БЫТЬ! » Церковь Православная » Богослужебное чтение