БЫТЬ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БЫТЬ! » Сложные вопросы » Интенции в духовной жизни


Интенции в духовной жизни

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Начала слушать лекции Сорокина В.В. "Библейская аскетика" http://predanie.ru/sorokin-vladimir-vla … -asketika/ .

Не могу понять, о чем лектор говорит в третьей лекции "Вторая заповедь" начиная с 47-48 минуты про интенции. Поняла только, что это что-то важное для духовной жизни. А что это и что с ними делать, не понимаю. Если кто-то в курсе, разъясните, пожалуйста.  :)

Отредактировано Ольга79 (2017-01-01 19:44:55)

2

Инте́нция (лат. intentio «стремление») — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет; в основе такой направленности лежит желание, замысел.
При грехопадении у человека чувства исказились, мысли омрачились, ВОЛЯ ОСЛАБЛА. Воли не хватает вести духовную жизнь (борьбу). Ее усиливает Благодать (Причастие).
Если фокус (осознание) интенции (желания) перенесен на предмет, а не на источник (наше Я), то кажется что предметы начинают управлять нашими желаниями. Хотя на самом деле источником желаний является сам человек, но он этого не ощущает. Чтобы бороться со страстями не достаточно убрать внешние раздражители. Например посади алкоголика на необитаемый остров, на какое то время он бросит пить потому как нет водки. Но как только она появиться, если он не осознает, что он алкоголик, то вскоре он начнет пить. А ведь грех то находиться в нас. Ну вот еще пример. Необходимо понять, что тебя раздражает предмет или твоя гордость... Как часто мы слышим "Меня искушают"
Примерно так.
Оль, может это то же поможет.
13  Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
14  Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15  Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16  Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17  а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18  Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19  Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20  Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21  Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22  Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23  но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24  Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25  Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Рим 7.

Можно посмотреть схему развития греха. https://azbyka.ru/shemy/vosem_strastei.shtml
Откуда сочетание и сосложение?

3

Юра, спасибо! Объясняешь классно, до меня почти дошло.  :)  Завтра на свежую голову еще перечитаю-подумаю.

4

Jura написал(а):

...Примерно так.

Спасибо, Юра. Когда читаю, картина проясняется. С сопоставлением понятий у меня проблема. Об этом в конце сообщения.

Jura написал(а):

...Оль, может это то же поможет.
13  Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
14  Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15  Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16  Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17  а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18  Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19  Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20  Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21  Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22  Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23  но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24  Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25  Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Рим 7.

Т.е., в каждом есть внутренняя поврежденность грехом, без осознания которой невозможно исцеление? Если нет этого осознания, то человек видит проблемы в окружающем/окружающих и не просит у Бога для себя исцеления?

Jura написал(а):

Можно посмотреть схему развития греха. https://azbyka.ru/shemy/vosem_strastei.shtml
Откуда сочетание и сосложение?

Не поняла вопрос. Сочетание - внимание к пришедшему образу, сосложение - услаждение им (подключаются чувства). Откуда - почему происходит, что является базой для того, чтобы произошло сочетание и сосложение? Повреждение воли, склонность ко греху (у обычного человека воля легче склоняется на греховное)?

Если перевести понятия "интенция", "источник интенции", "объект интенции", "работать с интенциями", "сознательная интенция"/"осознать интенции", "безотчетная жизнь" на святоотеческий лексикон, что им будет соответствовать?

Отредактировано Ольга79 (2017-01-02 14:13:12)

5

Ольга79 написал(а):

Т.е., в каждом есть внутренняя поврежденность грехом, без осознания которой невозможно исцеление? Если нет этого осознания, то человек видит проблемы в окружающем окружающих и не просит у Бога для себя исцеления?

Казалось бы, мы все время живем с собой; казалось бы, нам не с кем “встречаться”. На самом деле – есть с кем; есть в каждом человеке глубины, куда он боится заглянуть; есть в каждом человеке внутренний разлад, которого он страшится. Остаться с самим собой – одна из самых страшных вещей, которые могут случиться с человеком, если он этого не делает по собственному почину, а только по необходимости. Быть перед лицом себя самого: без прикрас, без защиты, без всего того, что мы ставим между этим порой страшным или просто пугающим, или прямо вызывающим отвращение видением – и нашим взором. Больше всего нам мешает стать перед самими собой именно этот страх: что я увижу, если откроются мои глаза? Что я увижу, если снимется завеса? Когда мы этому себя подвергаем, мы часто испытываем сначала просто скуку: мы привыкли развлекаться; мы привыкли отвлекать собственное внимание от себя тысячью вещей, из которых многие сами по себе и хороши, и достойны внимания, но которые мы употребляем, чтобы закрыться от пугающего нас одиночества. А когда мы начинаем заглядывать глубже, нам порой делается страшно. Не от того, что мы видим, а от того, что мы вступаем в совершенно нам не известную область: кто знает, какие чудовища поднимутся из этих глубин? Сколько злобы, сколько горечи, сколько лжи, сколько неправды, сколько страха? Сколько жадности – и душевной, и духовной, и телесной? Сколько вражды, сколько холодного безразличия, сколько жестокости я увижу, если загляну в себя? И нам действительно страшно заглянуть.  А. Сурожский. http://www.pravmir.ru/vstrecha-s-samim- … -s-drugim/

Ольга79 написал(а):

Не поняла вопрос. Сочетание - внимание к пришедшему образу, сосложение - услаждение им (подключаются чувства). Откуда - почему происходит, что является базой для того, чтобы произошло сочетание и сосложение? Повреждение воли, склонность ко греху (у обычного человека воля легче склоняется на греховное)?

Здесь проявляется наша любовь к конкретному греху. И трагедия грехопадение в том, что мы добровольно делает то, что нам только предлагает сделать сатана. Иногда внешние обстоятельства не дают этому раскрыться, человек боится последствий, это могут быть запреты, моральные нормы ответственность перед обществом и т.д. Но если они будут сняты то все, что лежит глубоко в нашей душе может проявиться. Во время второй мировой войны немцев "освободили" от ответственности за убийство других народов. Что из этого получилось мы знаем.

Ольга79 написал(а):

Если перевести понятия "интенция", "источник интенции", "объект интенции", "работать с интенциями", "сознательная интенция"/"осознать интенции", "безотчетная жизнь" на святоотеческий лексикон, что им будет соответствовать?

Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvo … troitsja/7

6

От всей души спасибо, Юра!  :)  Думаю, поняла.

7

:flag:

8

Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти"?

Вопрос:

Батюшка, прошу ответить на вопрос, что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти"?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Грехом является всякое отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия (делом, словом и даже помышлением). В другом месте того же Соборного послания апостол пишет: грех есть беззаконие (1Ин.3:4). Грехи бывают вольные и невольные, совершаемые по неведению и неосторожности. Среди вольных грехов особо выделяют грехи смертные. К ним относятся: сознательное и намеренное отпадение от веры, упорное отвержение Бога, ненависть и злоба к людям (не любящий брата пребывает в смерти; 1Иоан.3:14), дерзкое пренебрежение заповедей Божиих. Они совершаются по глубокой укорененности человека в грехе и преданности злу. Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Величайшим грехом является грех против Святаго Духа (Мф. 12:31 32; Мк. 3: 28-30. Лк. 12:10). Он не прощается.

Св. апостол Иоанн Богослов говорит о том, чтобы молились за тех, кто согрешают не к смерти. За тех же, кто совершает грех к смерти, не даёт такого наставления, но и не запрещает прямо. Их упорное отвержение истины, неверие, ожесточение и закоснелость в грехе делает молитву за них, как правило, бесплодной. Самым действенным лекарством для них являются, к сожалению, скорби. Уместен вопрос: почему не всем таким грешникам посылаются скорби? Господь, ведающий состояние сердца каждого, знает: кто обратится к покаянию, а кто ещё больше озлобится. И на таких людей простирается Божественная любовь. Так как участь нераскаянных грешников неодинакова и наказания будут зависеть от меры преступлений, то Бог не хочет, чтобы увеличились их муки. Для тех же, кто способен духовно возродиться, скорби являются великой и спасительной Божией милостью.

12 октября 2006 г.

pravoslavie.ru/6856.html

9

Продолжаю слушать Сорокина. Некоторые мысли очень интересны, советы практические. Но в шестой лекции ("Пятая заповедь") удивило отношение к Литургии. Или я лектора не во всем правильно поняла, или он сторонник "творческого" подхода к Литургии: адаптировать ее под современного человека, который расслаблен до того, что не может выдержать ее со вниманием. Толкование слов апостола Павла удивило (1ч.4 мин.). Не пойму, то ли идеи у лектора оригинальные, то ли терминология, то ли сложен для меня автор и я его неправильно понимаю.

P.S.  Прослушала лекции Сорокина. Такое впечатление, что советы его - микс из Православия и тех практик, которыми он раньше занимался (индуизм, буддизм, иудаизм).

Отредактировано Ольга79 (2017-02-06 10:39:47)


Вы здесь » БЫТЬ! » Сложные вопросы » Интенции в духовной жизни